Jump to content

Таат

(Перенаправлено с «Это (музыка)

Таат : ( IAST или thāṭ является «родительской гаммой » в музыке Северной Индии ) хиндустани . Это хиндустанский эквивалент термина Мелакартха рага из карнатической музыки . [ 1 ] [ 2 ] Концепция таата не совсем эквивалентна западной музыкальной шкале , поскольку основная функция таата не инструмент для создания музыки, а скорее основа для классификации раг . [ 2 ] Между рагой и ее родительским тхаатом не обязательно существует строгое соответствие ; рага, о которой говорится, что она «принадлежит» к определенному тхаату, не обязательно должна допускать все ноты этого тхаата и может допускать другие ноты. Тааты Принято считать, что по определению являются гептатоническими .

Термин таат также используется для обозначения ладов струнных инструментов, таких как ситар и вина . [ 3 ] Он также используется для обозначения позы, которую принимает танцор катхак в начале выступления. [ 4 ]

Современная система таат была создана Вишну Нараяном Бхаткханде (1860–1936), влиятельным музыковедом в области классической музыки первых десятилетий двадцатого века. [ 5 ] [ 6 ] Бхаткханде смоделировал свою систему на основе Карнатика классификации мелакарты , разработанной около 1640 года музыковедом Видваном Венкатамахином . Бхаткханде посетил многие гхараны (школы) классической музыки, проведя детальный анализ раг . Его исследования привели его к системе из тридцати двух таатов, каждый из которых назван в честь выдающейся раги, связанной с ним. Из этих тридцати двух таатов более десятка были популярны в его время; однако он решил выделить только десять таких явлений.

По словам Бхаткханде, каждая из нескольких традиционных раг основана на десяти основных таатах, музыкальных гаммах или структурах, или представляет собой их вариацию. Десять таатов — это Билавал, Кальян, Хамадж, Бхайрав, Пурви, Марва, Кафи, Асавари, Бхайрави и Тоди; если бы кто-то выбрал рагу наугад, теоретически ее можно было бы отнести к одному из этих тхаатов. Например, раги Шри и Пурия Дханашри основаны на тхаатах Пурви, малкауны — на тхаат Бхайрави, а дарбари Канада — на тхаат Асавари. [ 7 ]

В индийской классической музыке ноты называются сварами . Семь основных свар шкалы называются шаджа, ришабх, гандхар, мадхьям, панчам, дхаиват и нишад и обозначаются сокращенно: Са, Ри (Карнатик) или Ре (Хиндустани), Га, Ма, Па, Дха и Ни, а пишутся S, R, G, M, P, D, N. В совокупности эти ноты известны как саргам (это слово представляет собой аббревиатуру согласных первые четыре свары ). Саргам – это индийский эквивалент сольфеджио , техники обучения пению с листа. Тон Са не связан с какой-либо определенной высотой звука. Как и в западном подвижном сольфеджио, Са относится к тонике пьесы или гаммы, а не к какой-либо конкретной высоте.

В системе Бхаткханде основным способом отсчета является то, что эквивалентно западно-ионическому ладу или мажорной гамме (называемому Билавал таат в музыке хиндустани, Дхирасанкарабхаранам в Карнатике). Сглаживание или повышение высоты звука всегда происходит в соответствии с интервальным паттерном в Билавал таат. Каждый тхат содержит различную комбинацию измененных ( викрт ) и естественных ( шуддха ) нот по отношению к тхаат Билавал. В любой семитональной гамме (начиная с S) R, G, D и N могут быть естественными ( шуддха , букв. «чистый») или ровными ( комал , букв. «мягкий»), но никогда не резкими, тогда как М может быть естественным или резким ( тивра , букв. «быстрый»), но никогда не плоским, составляя двенадцать нот, как в западной хроматической гамме. Резкие или плоские тона называются викрит свара ( викрт , букв. «измененный»). Выбор семи тонов в порядке возрастания, где S и P всегда естественны, тогда как пять других тонов (R, G, M, D, N) могут принимать только одну из двух возможных форм, дает 2 5 = 32 возможных режима, которые известны как thaats . Из этих тридцати двух возможностей Бхаткханде решил выделить только десять, выдающихся в его дни.

Фактически только гептатонические гаммы называются таатами . [ 8 ] Бхаткханде применил термин «таат» только к гаммам, которые удовлетворяют следующим правилам:

  • Тхат должен иметь семь тонов из двенадцати тонов [семь натуральных, четыре бемоль (Ре, Га, Дха, Ни), один диез (Ма)]
  • Тоны должны идти в возрастающей последовательности: Са Ре Га Ма Па Дха Ни.
  • Таат не может содержать как естественную, так и измененную версии ноты.
  • Тхат, в отличие от раги, не имеет отдельных восходящих и нисходящих линий.
  • У тхаата нет эмоционального качества (которое по определению есть в рагах).
  • Тааты не поются, но поются раги, созданные на основе таатов.

Можно произвольно обозначить любую высоту звука как Са (тоника ) и от этого строить серию. Хотя все тааты содержат семь нот, многие раги ( типа аудав и шадав ) содержат менее семи нот, а в некоторых используется больше. В раге не обязательно использовать все тона данного тхаата; задание выполняется в соответствии с примечаниями, содержащимися в раге (но см. примечание 5). Относительно небольшое количество тхаатов отражает компромисс Бхаткханде между точностью и эффективностью: степень соответствия между рагой и ее тхаатом уравновешивается желанием сохранить небольшое количество основных тхаатов. Неизбежно возникают неясности. Например, Рага Хиндол, присвоенный Калян Таат, использует ноты SGMDN, которые также встречаются в Марва Таат. Джайджайванти содержит как шуддху Ни, так и комал Ни (а иногда и обе версии Га), что по определению соответствует но тхаату. Бхатканде разрешал такие случаи «путем специального рассмотрения, апеллируя к практике музыкального исполнения» (см. статью Рамеша Ганголли, цитированную в примечании 4 выше). [ 9 ]

Обратите внимание, что тааты дают лишь приблизительную структуру раги и не дают представления о том, как ее следует петь. Именно пакад раги дает чалан или способ пения раги. [ 10 ]

Основные сведения

[ редактировать ]

Бхаткханде назвал свои тааты в честь выдающихся раг, связанных с этими таатами. Раги, в которых названы тхааты, называются Джанак-рагами этого тхаата. [ 10 ] Например, Билавал Таат назван в честь раги Алхайя Билавал. Таким образом, рага Алхайя Билавал является Джанак-рагой Билавала Тхаата. Раги, отличные от Джанак-раги тхаата, называются Джанья-рагой. [ 10 ]

Многие тааты соответствуют тому или иному из европейских церковных режимов . Тааты перечислены здесь в соответствии с их высотой звука. Нижние звуки ( комал или бемоль) обозначаются строчными буквами, а естественные звуки ( шуддха или натуральные) — прописными буквами. Повышенный тон ( тивра или диез) обозначается буквой, за которой следует одинарная кавычка (т. е. М'). Верхняя октава выделена курсивом.

Таат Одноименная рага [ 11 ] Примечания [ 11 ] Западные ноты до мажор Западный Карнатик мела [ 11 ] Отличительный фактор [ 11 ]
Билавал Билавал СРГМПДН С CDEFGABC Ионический 29-е, Шанкарабхаранам Все Шуддха Свары
Калян богатство
(ранее известный как Калян)
СРГ М' ПДН С CDEF# GABC лидийский 65-й, (Меха) Кальяни Теевра М
Хамадж Хамадж СРГМПД н С CDEFGA Bb C миксолидийский 28-е, Харикамбходжи Комал
Бхайрав Бхайрав С р GMP d N S C Db EFG Ab BC Двойная гармоника 15-е, Маямалаваговла Комаль р, Комаль д
Кофе Кофе SR g MPD n S CD Eb FGA Bb C Дориан 22-й, Харахараприя Комал н, Комал г
Асавари Асавари СР г МП дн С CD Eb FG Ab Bb Эолийский 20-е, Натабхайрави Комал н, Комал г, Комал д
Бхайрави Бхайрави С рг МП дн С C Db Eb FG Ab Bb C фригийский 8-й, Хануматоди Комал н, Комал г, Комал д, Комал р
бедви бедви С р Г М' П д Н С C Db EF# G Ab BC Двойная гармоника № 4 51-я улица, Камавардхани Теевра М, Комаль р, Комаль д
Марва Марва С р Г М' ПДН С C Db EF# GABC Лидийский b2 53-й, Гаманашрам Теевра М, Комаль р
Todi Miyan ki Todi S rg M' P d N S C Db Eb F# G Ab BC Фригийский № 4 № 7 45-я улица, Шубхапантуварали Теевра М, Комаль р, Комал г, Комал д

Раги, которые не попадают в эту систему

[ редактировать ]

Есть много раг, которые не попадают в эту систему. Некоторые раги были заимствованы из музыки Карнатика и, следовательно, не подпадают под классическую систему таат хиндустани . Некоторые из них:

1. Кирвани 2. Нат Бхайрав 3. Чарукеши 4. Мадхуванти 5. Ахир Бхайрав

Время выступления

[ редактировать ]

Раги обычно приписываются определенным периодам дня и ночи ( см. Самайя ). Нарады « Сангита -Макаранда» , написанная где-то между 7 и 11 веками, предостерегает музыкантов от исполнения раг в неподходящее время суток. Традиционно следует ожидать катастрофических последствий. [ 12 ] [ нужна страница ] Бхаткханде утверждал, что правильное время для исполнения раги зависит от ее тхата (и вади ) .

Однако автор Най Вайгьяник Паддхати говорит, что время Раги не имеет значения, особенно во время медитации под музыку или во время обучения или преподавания, как это практикуют учёные-музыканты. в различных местах ясно Кроме того, в Бхаткханде Сангит Шастре , что время не имеет никакого значения при чтении раги.


  1. ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике , Том. я, с. 39. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN   978-0-07-294262-0 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Кастеллано, Мэри А.; Бхаруча, Джей-Джей; Крумхансл, Кэрол Л. (1984). «Тональные иерархии в музыке Северной Индии». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 113 (3): 394–412. дои : 10.1037/0096-3445.113.3.394 . ISSN   1939-2222 . ПМИД   6237169 .
  3. ^ Сангит Махабхарати. «Тхат (Инструментальная)» . Оксфордская энциклопедия музыки Индии . ISBN  978-0-19-565098-3 . Проверено 5 сентября 2018 г.
  4. ^ Сангит Махабхарати. «Тхат (Катхак)» . Оксфордская энциклопедия музыки Индии . ISBN  978-0-19-565098-3 . Проверено 5 сентября 2018 г.
  5. ^ Вишну Нараян Бхаткханде (1909–1932). Метод Хиндустани Сангит . Сангит Карьялайя (переиздание 1990 г.). ISBN  81-85057-35-4 . Это четырехтомный труд, в котором Бхаткханде после тщательного анализа обосновывает существование десяти таатов. Первоначально написанная на маратхи , она была широко переведена.
  6. ^ Вишну Нараян Бхаткханде (1974). Краткий исторический обзор музыки Верхней Индии . Индийское музыковедческое общество.
  7. ^ «ИТЦ Исследовательская Академия Сангит :: Таат» . www.itcsra.org . Проверено 03 декабря 2018 г.
  8. ^ Джайразбхой 1995 .
  9. ^ Рамеш Ганголи (23 декабря 1992 г.). «Чатура Пандит: В.Н.Бхаткханде» . Проверено 11 апреля 2007 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Что такое Таат и Пакад раг» . Изучите классическую музыку хиндустани онлайн! . 01.09.2019 . Проверено 5 сентября 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д ГМО .
  12. ^ Кауфманн 1968 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Джайразбхой, Н.А. (1995). Лоскутки североиндийской музыки: их структура и эволюция . Бомбей: Популярный Пракашан.
  • Кауфманн, Вальтер (1968). Раги Северной Индии . Калькутта, Нью-Дели, Бомбей: Оксфорд и издательская компания IBH.
  • Сангит Махабхарати. «Тхат (Рагаса)» . Оксфордская энциклопедия музыки Индии . ISBN  978-0-19-565098-3 . Проверено 5 сентября 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 071edb39f3e7a997c9db3d4434d16f17__1716144600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/17/071edb39f3e7a997c9db3d4434d16f17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thaat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)