Норвежский лес (Эта птица полетела)
«Норвежский лес (Эта птица прилетела)» | |
---|---|
Обложка нот песни | |
Песня Битлз | |
из альбома Rubber Soul | |
Выпущенный | 3 декабря 1965 г. |
Записано | 21 октября 1965 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | |
Длина | 2 : 05 |
Этикетка | Парлофон |
Автор(ы) песен | Леннон – Маккартни |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
Аудио образец | |
« Norwegian Wood (This Bird Has Flown) », также известная как просто « Norwegian Wood » — песня английской рок- группы The Beatles из их альбома 1965 года Rubber Soul . Он был написан в основном Джоном Ленноном с лирическим вкладом Пола Маккартни и приписан партнерству Леннона и Маккартни по написанию песен. Песня , вдохновленная интроспективной лирикой Боба Дилана , считается важной вехой в развитии Битлз как авторов песен. В треке присутствует партия ситара в исполнении ведущего гитариста Джорджа Харрисона , что ознаменовало первое появление индийского струнного инструмента на записях западного рока. Песня стала хитом номер 1 в Австралии, когда была выпущена там на сингле в 1966 году вместе с " Nowhere Man ".
Леннон написал эту песню как завуалированный рассказ о внебрачной связи, которая у него была в Лондоне. При записи трека Леннон попросил Харрисона добавить в песню партию ситара. [ 5 ] Харрисон заинтересовался экзотическим звучанием инструмента на съемках фильма «Битлз» « Помогите!». , в начале 1965 года. "Norwegian Wood" оказал влияние на развитие рага-рока и психоделического рока в середине 1960-х годов. Песня также помогла Рави Шанкару и индийской классической музыке стать популярной на Западе. Многие другие рок- и поп-исполнители, в том числе Byrds , Rolling Stones и Донован , начали интегрировать элементы жанра в свой музыкальный подход. "Norwegian Wood" также признан ключевым произведением на раннем этапе развития мировой музыки .
Журнал Rolling Stone поставил "Norwegian Wood" на 83-е место в списке " 500 величайших песен всех времён " за 2004 год. [ 6 ]
Фон и композиция
[ редактировать ]В тексте песни рассказывается о внебрачной связи, в которой был замешан Джон Леннон , о чем намекает во вступительном куплете: «Однажды у меня была девушка, или, лучше сказать, когда-то у нее был я». Хотя Леннон так и не раскрыл, с кем у него был роман, писатель Филип Норман предполагает, что это была либо близкая подруга Леннона и журналистка Морин Клив , либо Сонни Фриман . [ 7 ] Пол Маккартни объяснил, что термин «норвежское дерево» был ироничной отсылкой к дешевым сосновым стеновым панелям, которые тогда были в моде в Лондоне. [ 8 ] Маккартни прокомментировала последний куплет песни: «В нашем мире этому парню нужно было отомстить. Это могло означать, что я зажег огонь, чтобы согреться, и разве декор ее дома не был чудесным? нет, это означало, что я сжег это чертово место в знак мести, а потом мы оставили его там и перешли к инструменталу». [ 9 ]
По словам Леннона в 1970 году, «Норвежский лес» был его творением, а Маккартни ассистировал на средней восьмерке . [ 10 ] В 1980 году Леннон изменил свое заявление, заявив, что это «полностью моя песня». [ 10 ] Однако после смерти Леннона Маккартни утверждал, что Леннон принес вступительный куплет на одну из их совместных сессий по написанию песен, и что они закончили песню вместе, причем средняя восьмерка и название (и «огонь») были среди вкладов Маккартни. [ 9 ] [ 10 ] Заявление Маккартни об уровне его участия было одним из спорных заявлений, которые он сделал в своей официальной биографии 1997 года « Много лет спустя» . [ 11 ]

Тем не менее, Леннон начал писать песню в январе 1965 года, находясь в отпуске со своей женой Синтией и продюсером Джорджем Мартином в Санкт-Морице в Швейцарских Альпах . [ 12 ] В последующие дни Леннон расширил акустическую аранжировку песни, написанную в диланском стиле. 6
8 , и показал его Мартину, пока тот восстанавливался после лыжной травмы. [ 13 ] [ 14 ] В своей книге «Песни Леннона: годы Битлз » автор Джон Стивенс описывает «Норвежский лес» как поворотный момент в балладах в фолк-стиле, написав, что «Леннон быстро переходит от одного лирического образа к другому, оставляя это на усмотрение воображения слушателя. чтобы завершить картину». Он также сказал, что эта песня стала поворотным моментом в использовании Ленноном сюрреалистических текстов, последовавших за песнями " Ask MeWhy " и " There's a Place ". [ 15 ]
Ситар и индийское влияние
[ редактировать ]С 5 по 6 апреля 1965 года во время съемок второго фильма о Битлз « Помогите!» На киностудии Твикенхэма Джордж Харрисон впервые столкнулся с ситаром , индийским струнным инструментом, который станет заметной особенностью «Норвежского леса». [ 16 ] Это был один из нескольких инструментов, на которых играла группа индийских музыкантов в сцене в индийском ресторане. [ 17 ] [ а ]
» Битлз «Norwegian Wood» была не первой западной поп-песней, в которой было очевидно индийское влияние: похожий на рагу дрон можно найти в « Ticket to Ride . [ 20 ] [ 21 ] а также в песне Kinks « See My Friends ». [ 22 ] [ 23 ] The Yardbirds также создали похожее звучание с искаженной электрогитарой в песне " Heart Full of Soul ". [ 22 ] [ 23 ] Барри Фантони , друг Рэя Дэвиса из Kinks, сказал, что Битлз впервые пришла в голову идея использовать индийские инструменты, когда Фантони сыграл им «See My Friends». [ 24 ] Однако, по мнению автора Яна Макдональда , хотя сингл Kinks, скорее всего, повлиял на Beatles, на Дэвиса вполне могла повлиять "Ticket to Ride" при записи "See My Friends". [ 24 ]
Харрисон объяснил свой растущий интерес к индийским звукам не Kinks или The Yardbirds, а тем, что люди упоминали ему имя индийского ситариста Рави Шанкара , кульминацией которого стала дискуссия, которую он имел с Дэвидом Кросби из Byrds . [ 25 ] Обсуждение состоялось в Лос-Анджелесе 25 августа во время американского турне «Битлз» 1965 года. [ 26 ] Вернувшись в Лондон, Харрисон последовал предложению Кросби и разыскал записи Шанкара. [ 27 ] [ 28 ] а еще он купил дешевый ситар в магазине Indiacraft на Оксфорд-стрит . [ 29 ] [ 30 ] Позже Ринго Старр процитировал использование Харрисоном ситара в "Norwegian Wood" как пример стремления Битлз включить новые звуки в 1965 году, сказав: "Вы могли бы войти со слоном, если бы он мог издать музыкальную ноту". ." [ 31 ]
Запись
[ редактировать ]The Beatles записали раннюю версию "Norwegian Wood" в первый день записи своего альбома Rubber Soul 12 октября 1965 года. [ 32 ] [ 33 ] Сессия проходила в EMI Studios в Лондоне, продюсером выступил Мартин. [ 34 ] Песня под названием «This Bird Has Flown» была тщательно репетирована группой, а затем за один дубль записала ритм-трек. [ 34 ] с двумя 12-струнными акустическими гитарами , басом и слабым звуком тарелок . По указанию Леннона Харрисон добавил свою партию на ситаре, причем в этом дубле больше подчеркивалось дроновое качество инструмента, чем в римейке, который в конечном итоге был выпущен. [ 35 ] , звук ситара оказалось трудно уловить По словам звукорежиссера Нормана Смита , который вспомнил о проблемах с «множеством неприятных пиков и очень сложной формой волны». Он отказался использовать лимитер, который бы устранил техническую проблему с искажениями, но сказался бы на звуке. [ 36 ]
Леннон наложил ведущий вокал, который он записал дважды в конце каждой строчки куплета. Эта версия имела менее ориентированное на фолк звучание по сравнению с записью, выпущенной на Rubber Soul , вместо этого подчеркивалась тяжелый вокал и необычное ситарное завершение. Однако группа осталась недовольна записью и решила вернуться к песне позже во время записи. [ 37 ] Эта устаревшая версия "Norwegian Wood" впервые была выпущена на сборнике Anthology 2 1996 года . [ 38 ]
21 октября «Битлз» записали три новых дубля, включая мастер-версию. [ 39 ] Группа экспериментировала с аранжировкой: во втором дубле была представлена двухдорожечная ситарная вступительная часть, которая дополняла акустическую мелодию Леннона. Хотя группа полностью переоформила "Norwegian Wood", до альбомной версии он был далек. [ 40 ] Игра Харрисона на ситаре по-прежнему находится на переднем плане, наряду с тяжелым барабанным боем. Дубль не был сочтен подходящим для наложения, поэтому группа отказалась от него и пересмотрела аранжировку. [ 37 ] К третьему дублю песня называлась «Norwegian Wood», и группа сменила тональность с ре мажор на ми мажор . [ б ] «Битлз» пропустили в этом дубле ритм-секцию и решили сразу перейти к основному дублю. [ 42 ] В целом, ритм-секция соответствует акустике, и группа посчитала, что музыкальный стиль стал лучше по сравнению с предыдущими версиями. Таким образом, ситар является аккомпанементом, влияющим на гудящий звук, очевидный в прошлых дублях. [ 43 ] Вспоминая записи 1990-х годов, Харрисон объяснил, что включение ситара было «довольно спонтанным, насколько я помню», добавив: «Мы записали его и включили, и, казалось, он просто попал в точку». [ 44 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]"Norwegian Wood" был выпущен на лейбле Rubber Soul 3 декабря 1965 года. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Песня стала первым примером игры рок-группы на ситаре. [ 48 ] или любой индийский инструмент на одной из их записей. [ 49 ] Он также был выпущен на сингле с " Nowhere Man " в Австралии и стал там хитом номер 1 в мае 1966 года. [ 50 ] [ 51 ] Эти две песни были указаны вместе как двойная сторона A и в течение двух недель сингл находился на первом месте. [ 52 ] В Соединенном Королевстве Британская фонографическая индустрия (BPI) присвоила песне серебряный сертификат за продажи и прослушивание, превысившие 200 000 единиц в 2021 году. [ 53 ]
В своей статье для AllMusic историк музыки Ричи Унтербергер описывает "Norwegian Wood" как обладающий "более чем достаточной двусмысленностью и гениальной инсинуацией, чтобы удовлетворить даже поклонника Дилана", демонстрируя при этом аудитории Битлз, что "группа наверняка прошла долгий путь со времен " She " Любит тебя всего два года назад». Унтербергер завершает свой обзор комментарием: «Мощь трека значительно усиливается за счет симпатичных высоких гармоний Маккартни на бридже, а его экзотичность подтверждается звенящими ситарными риффами Джорджа Харрисона». [ 54 ] Рецензент журнала Rolling Stone отметил "Norwegian Wood" и " Think for Yourself " как документы растущей осведомленности и творчества Битлз в студии. [ 55 ] Скотт Плагенхуф из Pitchfork считает эту песню одним из самых очевидных произведений Леннона на альбоме Rubber Soul , демонстрирующим его зрелость как автора песен, и хвалит композицию как «экономную и неоднозначную песню-историю, подчеркнутую первым опытом Харрисона с индийской музыкой». ситар». [ 56 ]
В своей книге об эпохе Rubber Soul с подзаголовком « Несокрушимая красота Rubber Soul » Джон Крут называет «Norwegian Wood» мелодией, «поражающей с первого прослушивания», которая «перенесла фанатов Битлз на север, в нетронутые леса Скандинавии». . [ 57 ] Музыкальный критик Кеннет Вомак восхищается тем, как песня «переосмысливает знакомую тему, в данном случае потерю «любви» (хорошо представленную в более ранних песнях, таких как « Don't Bother Me » и « Misery »), обеспечивая слушателям безопасность, но при этом вызывая трудности. те, кто склонен признать стандартное лечение». [ 58 ]
Музыкальное влияние и наследие
[ редактировать ]Хотя гудящие гитары и раньше использовались для имитации качеств ситара, обычно считается, что "Норвежский лес" вызвал музыкальное увлечение звучанием нового инструмента в середине 1960-х годов. Эту песню часто называют первым примером рага-рока . [ 59 ] в то время как инициированная им тенденция привела к появлению индийского рока и сформировала суть психоделического рока . [ 60 ] [ 61 ] «Норвежский лес» также признан важной частью того, что обычно называют « мировой музыкой », и это был важный шаг на пути к включению незападных музыкальных влияний в западную популярную музыку. [ 60 ] [ 62 ] Композиция в сочетании с советами, данными Харрисоном, вызвала интерес Rolling Stones мультиинструменталиста Брайана Джонса , который вскоре включил ситар в " Paint It Black ", еще одну знаковую песню в развитии раги и индийского рока. [ 63 ] Другие произведения, иллюстрирующие быстрый рост интереса к индийской музыке со стороны современных западных музыкантов, включают » Донована « Sunshine Superman , « Shaps of Things » The Byrds » The Yardbirds и « Eight Miles High и другие. [ 64 ]

По словам автора Джонатана Гулда, влияние «Норвежского леса» «преобразовало» карьеру Рави Шанкара, а индийский ситарист позже писал, что впервые осознал «великий ситарный взрыв» в популярной музыке весной 1966 года, когда он выступал серия концертов в Великобритании. [ 65 ] Харрисон увлекся индийской культурой и мистицизмом, познакомив с ними других «Битлз». В июне 1966 года Харрисон встретил Шанкара в Лондоне и стал учеником мастера-ситариста. [ 66 ] Добавив ситарный аккомпанемент к "Norwegian Wood", Харрисон расширил свою первоначальную работу, написав " Love You To ", которая продемонстрировала его погружение в индийскую музыку и представила подлинное представление незападной музыкальной формы в рок-песне. [ 67 ] [ 68 ] Перед записью Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band , Харрисон совершил паломничество в Бомбей, Индия , со своей женой Патти , где он продолжил обучение у Шанкара и познакомился с учениями нескольких йогов . [ 69 ] [ 70 ] Харрисон написал песню « Внутри тебя без тебя » для Sgt. Пеппер , выступающий как единственный битл, выступающий вместе с неизвестными музыкантами, играющими дилрубу , свармандал и таблу , а также струнную секцию. [ 71 ] На протяжении оставшейся части своей карьеры он развивал свое понимание индийской музыкальности, особенно в игре на слайд-гитаре . [ 72 ]
В 2006 году Моджо поместил "Norwegian Wood" на 19-е место в списке журнала "101 величайшая песня Битлз", составленном группой музыкальных критиков и музыкантов. В своих комментариях к песне Рой Харпер и Джон Кейл отметили, что этот трек оказал влияние на их музыкальную карьеру в 1960-е годы. [ 73 ] Харпер написал:
Мы все знали, что они хороши… К чему вы не были готовы, так это к Rubber Soul . Они писали с более глубоким резонансом, в другом часовом поясе... Я одновременно завидовал и вдохновился. Они пришли на мою территорию раньше меня и в одночасье стали ее королями. Нас всех обошли с фланга. Лучшей песней на пластинке стала одна из самых коротких — «Norwegian Wood». Слезы навернулись на глаза, мне хотелось написать это. Музыка была совершенно другой. Ситар Джорджа представлял собой удачное сочетание фьюжн, а песня была полна остроумия Леннона. После нескольких раз на проигрывателе вы поняли, что стойки ворот были перенесены навсегда, и вам очень хотелось услышать следующую пластинку – сейчас. [ 73 ]
Кейл вспоминал, что Rubber Soul вдохновляла его и Лу Рида , когда они создавали свою группу Velvet Underground . Он описал настроение песни как «очень едкое... то, что вы помните в воспоминаниях, - это звук, как бомбардировали ваши чувства», добавив: «Я не думаю, что кто-то получил такой звук или это ощущение замкнутости, как The Beatles. сделал на Норвежском лесу». [ 73 ] В своей книге «Битлз через наушники » Тед Монтгомери комментирует: «Возможно, ни одна другая песня в истории рок-н-ролла не передает чувства и нюансы более кратко и мощно в 2:05, чем «Norwegian Wood». [ 74 ]
По словам менеджера Кобейна Дэнни Голдберга в его мемуарах 2008 года «Натыкаясь на гениев», Кобейн «играл песню Битлз «Norwegian Wood» снова и снова, час за часом», пока писал песню All Apologies . [ 75 ]
На песню исполнили каверы многие артисты, в том числе Уэйлон Дженнингс , Tangerine Dream , Силла Блэк , Хэнк Уильямс-младший , Cornershop , The Fiery Furnaces , Рахул Дев Берман , Бадди Рич , PM Dawn. [ 76 ] [ 77 ] и Хизер Нова . The Chemical Brothers использовали семпл "Norwegian Wood" в своей песне 1997 года " The Private Psychedelic Reel ". В 1968 году Алан Коупленд получил премию «Грэмми» за лучшее современное исполнение хора за попурри из «Норвежского леса» и темы из «Миссия невыполнима» . [ 78 ]
Персонал
[ редактировать ]Персонал по Уолтеру Эверетту [ 79 ]
- Джон Леннон — двухдорожечный вокал, акустическая гитара
- Пол Маккартни — бас-гитара, гармоничный вокал
- Джордж Харрисон — 12-струнная акустическая гитара , двухдорожечный ситар
- Ринго Старр — бубен, большой барабан , маракасы , тарелки для пальцев
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Музыкальная партитура к фильму Help! включал инструментал под названием «Another Hard Day's Night». Написанная Мартином, это была смесь трех композиций Битлз - « A Hard Day's Night », « Can't Buy Me Love » и « I Must Have Known Better », аранжированных с участием ситара, среди других инструментов. [ 18 ] [ 19 ]
- ↑ Поскольку песня построена на аккорде ре мажор, ремейк, вероятно, был записан с каподастром на гитарах или ускорен в финальном миксе. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Унтербергер, Ричи . «Великие моменты в фолк-роке: списки фаворитов авторов» . richieunterberger.com . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ Уильямс 2002 , с. 101.
- ^ Декер 2009 , с. 80.
- ^ Церковь 2019 , с. 130.
- ^ «Интервью журналу Rolling Stone» . Джон Леннон . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ «Norwegian Wood заняла 83-е место среди лучших песен» . Роллинг Стоун . 11 декабря 2003 года . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Норман 2008 , стр. 418–419.
- ^ Джексон 2015 , стр. 257.
- ^ Перейти обратно: а б Майлз 1997 , стр. 270–71.
- ^ Перейти обратно: а б с «100 величайших песен Битлз» . Роллинг Стоун . 19 сентября 2011 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Шеффилд, Роб (13 августа 2012 г.). «25 величайших рок-мемуаров всех времен» . Роллинг Стоун . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Майлз 2001 , с. 188.
- ^ Стивенс 2002 , стр. 122–123.
- ^ Хоулетт 2009 , с. 8.
- ^ Стивенс 2002 , стр. 127–128.
- ^ Шпиц 2013 , с. 108.
- ^ Майлз 2001 , стр. 192–93.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 173–74.
- ^ Джулиано 1997 , с. 52.
- ^ Макдональд 2005 , стр. 143–44.
- ^ Халпин, Майкл (3 декабря 2015 г.). «Rubber Soul – 50-летие классического альбома The Beatles» . Громче, чем война . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Перейти обратно: а б Беллман 1998 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б Инглис 2010 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд 2005 , с. 165сн.
- ^ Майлз 2001 , с. 193.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 153.
- ^ Родригес 2012 , с. 41.
- ^ Тернер 2016 , с. 81.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 173, 174.
- ^ Тернер 2016 , стр. 81–82.
- ^ Крут 2015 , с. 78.
- ^ Макдональд 2005 , стр. 161–62.
- ^ Унтербергер 2006 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Льюисон 2005 , с. 63.
- ^ Крут 2015 , стр. 74.
- ^ Марготен и Гесдон 2013 , стр. 280–281.
- ^ Перейти обратно: а б Унтербергер 2006 , стр. 132–134.
- ^ Унтербергер, Ричи . «Антологии Битлз 2 « Обзор »» . Вся музыка . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Льюисон 2005 , с. 65.
- ^ Райан 2006 , с. 397.
- ^ Макдональд 2005 , с. 165.
- ^ Спайзер 2006 .
- ^ Крут 2015 , с. 77.
- ^ Крут 2015 , с. 69.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 69, 200.
- ^ Майлз 2001 , стр. 215, 217.
- ^ Унтербергер, Ричи . «Обзор The Beatles Rubber Soul » . Вся музыка . Компания Рови . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ Родригес 2012 , с. 69.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 173.
- ^ Овенс, Дон (режиссерские обзоры и диаграммы) (21 мая 1966 г.). «Билборд-хиты мира» . Рекламный щит . п. 42 . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 204.
- ^ «Австралийские хиты № 1 – 1960-е» . worldcharts.co.uk. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ «Британские сингловые сертификаты – Beatles – Norge Wood (This Bird Has Fly)» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Унтербергер, Ричи. «Битлз «Норвежский лес» » . Вся музыка . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ «500 величайших альбомов всех времен» . Роллинг Стоун . 2010 . Проверено 31 декабря 2015 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Плагенхоф, Скотт (9 сентября 2009 г.). Битлз « Резиновая душа » . Вилы . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ Крут 2015 , с. 17.
- ^ Вомак 2009 , с. 79.
- ^ Сумка, Шамик (20 января 2018 г.). «Волшебное таинственное турне Битлз по Индии» . Живая мята . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беллман 1998 , с. 292.
- ^ Хоулетт 2009 .
- ^ «Джон Леннон: Интервью журналу Rolling Stone – 1968» . Роллинг Стоун . 23 ноября 1968 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Пероне 2012 , с. 92.
- ^ Эверетт 1999 , с. 40.
- ^ Гулд 2007 , стр. 368–69.
- ^
Сотрудничество (буклет в коробочном наборе). Рави Шанкар и Джордж Харрисон . Отчеты Темной Лошади . 2010.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Унтербергер, Ричи . «Рецензия на песню The Beatles «Love You To»» . Вся музыка . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Инглис 2010 , с. 7.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 56–58.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 177–78.
- ^ Макдональд 2005 , с. 243.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б с Александр, Фил; и др. (июль 2006 г.). «101 величайшая песня Битлз». Моджо . п. 90.
- ^ Монтгомери 2014 , с. 65.
- ^ Голдберг, Дэнни (18 сентября 2008 г.). Встреча с гениями: моя жизнь в рок-н-ролльном бизнесе . Пингвин. ISBN 978-1-4406-3027-9 .
- ^ «Эти индийские каверы на «Norwegian Wood» сегодня звучат так же самобытно, как и первая «ситарная песня» Битлз » . Прокрутка.в. 11 октября 2015 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Стронг, Мартин С. (2000). Дискография Great Rock (5-е изд.). Эдинбург: Книги Моджо. стр. 750–51. ISBN 1-84195-017-3 .
- ^ 11-я ежегодная премия Грэмми , на Grammy.com. Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Эверетт 2001 , с. 314.
Библиография
[ редактировать ]- Беллман, Джонатан (1998). Экзотика в западной музыке . Издательство Северо-Восточного университета . ISBN 1-55553-319-1 .
- Черч, Джозеф (2019). Рок в музыкальном театре: Путеводитель для певцов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-094348-6 .
- Декер, Джеймс М. (2009). « Попробуйте думать больше»: Rubber Soul и трансформация поп-музыки «Битлз» . В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 75–89. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: револьвер через антрологию . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-509553-7 .
- Эверетт, Уолтер (2001). Битлз как музыканты: карьеристы через резиновую душу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514105-9 .
- Джулиано, Джеффри (1997). Темная лошадка: жизнь и искусство Джорджа Харрисона . Нью-Йорк: Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-80747-3 .
- Гулд, Джонатан (2007). Любовь мне не купить: Битлз, Британия и Америка . Лондон: Пяткус. ISBN 978-0-7499-2988-6 .
- Хоулетт, Кевин (2009). Rubber Soul (буклет на компакт-диске). Битлз . Парлофон Рекордс .
- Инглис, Ян (2010). Слова и музыка Джорджа Харрисона . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-0-313-37532-3 .
- Крут, Джон (2015). Эта птица полетела: непреходящая красота Rubber Soul, пятьдесят лет спустя . Книги о бэкбите . ISBN 978-1-61713-573-6 .
- Джексон, Эндрю (2015). 1965: Самый революционный год в музыке . Книги Томаса Данна. ISBN 978-1-250-05962-8 .
- Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе: Бхайрави Континуум . ISBN 0-8264-1815-5 .
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (2005). Революция в голове: отчеты The Beatles и шестидесятые (второе исправленное издание). Лондон: Pimlico Books в Random House . ISBN 1-84413-828-3 .
- Марготен, Филипп; Гедон, Жан-Мишель (2013). Все песни: история каждого релиза Beatles . Черный Пес и Левенталь . ISBN 978-1-57912-952-1 .
- Майлз, Барри (1997). Пол Маккартни: Через много лет . Нью-Йорк: Генри Холт и компания . ISBN 0-8050-5249-6 .
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, Том 1: Годы Битлз . Омнибус Пресс . ISBN 978-0-7119-8308-3 .
- Монтгомери, Тед (2014). Битлз в наушниках . МакФарланд и компания . ISBN 978-0-7864-7863-7 .
- Норман, Филип (2008). Джон Леннон: Жизнь . Даблдэй . ISBN 978-0-385-66100-3 .
- Педлер, Доминик (2003). Секреты написания песен Битлз . Омнибус Пресс .
- Пероне, Джеймс Э. (2012). Альбом: Путеводитель по самым провокационным, влиятельным и важным творениям поп-музыки . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. ISBN 978-0-313-37906-2 .
- Родригес, Роберт (2012). Револьвер: Как Битлз переосмыслили рок-н-ролл . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-009-0 .
- Райан, Кевин (2006). Запись The Beatles: студийное оборудование и методы, используемые для создания их классических альбомов . Издательство Curvebender. ISBN 978-0-9785200-0-7 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-055087-5 .
- Шпиц, Боб (2013). «Британское вторжение». Время .
- Спайзер, Брюс (2006). Альбомы Капитолия, Том 2 (буклет на компакт-диске). Битлз . Кэпитол Рекордс .
- Стивенс, Джон (2002). Песни Джона Леннона: Годы Битлз (1-е изд.). Бостон: Беркли Пресс. ISBN 0-634-01795-0 .
- Тиллери, Гэри (2011). Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона . Уитон, Иллинойс: Книги квестов . ISBN 978-0-8356-0900-5 .
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperLuxe. ISBN 978-0-06-249713-0 .
- Унтербергер, Ричи (2006). Неизданные «Битлз»: музыка и кино . Сан-Франциско: Книги Backbeat . ISBN 978-0-87930-892-6 .
- Уильямс, Пол (2002). Краудэдди! Книга: Сочинения (и изображения) из журнала Rock . Хэл Леонард . ISBN 0-634-02958-4 .
- Вомак, Кеннак (2009). Кембриджский компаньон Битлз . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-86965-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шефф, Дэвид (2000). Все, что мы говорим: последнее крупное интервью с Джоном Ленноном и Йоко Оно . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 0-312-25464-4 .
- Шеперд, Джон; Хорн, Дэвид (2003). Континуум-энциклопедия популярной музыки мира. Часть 1 – Исполнение и производство, Том 2 (1-е изд.). Лондон: Континуум . ISBN 0-8264-6321-5 .
- Шпиц, Боб (2005). Битлз: Биография . Бостон: Литтл, Браун . ISBN 0-316-80352-9 .