Долгая и извилистая дорога
«Долгая и извилистая дорога» | ||||
---|---|---|---|---|
![]() конверт с изображением США | ||||
Сингл Битлз | ||||
из альбома Пусть это будет | ||||
сторона B | " Для тебя, синий " | |||
Выпущенный | 11 мая 1970 г. | |||
Записано | 26 января 1969 г.; 1 апреля 1970 г. | |||
Студия | Apple и EMI , Лондон | |||
Жанр | ||||
Длина | 3 : 40 | |||
Этикетка | Яблоко | |||
Автор(ы) песен | Леннон – Маккартни | |||
Продюсер(ы) | Фил Спектор | |||
The Beatles в США Хронология синглов | ||||
|
« The Long and Winding Road » — песня английской рок-группы The Beatles из их альбома 1970 года Let It Be . Он был написан Полом Маккартни и приписан Леннону-Маккартни . Выпущенный как сингл в мае 1970 года, через месяц после распада Битлз , он стал 20-м и последним хитом группы, занявшим первое место в чарте Billboard Hot 100 в США.
Основная запись песни состоялась в январе 1969 года и включала редкую музыкальную аранжировку из фортепиано, баса, гитары и ударных. Готовя записи этих сессий к выпуску в апреле 1970 года, продюсер Фил Спектор добавил оркестровые и хоровые наложения. Изменения Спектора разозлили Маккартни до такой степени, что, когда он подал иск в Высокий суд Англии о роспуске юридического партнерства Битлз, Маккартни назвал обращение с песней одной из шести причин, оправдывающих раскол. Более поздние версии записи с более простыми инструментами были впоследствии выпущены Битлз.
Вдохновение
[ редактировать ]
Пол Маккартни рассказал, что название «Долгая и извилистая дорога» пришло ему в голову во время одного из первых посещений его фермы Хай-Парк, недалеко от Кэмпбелтауна в Шотландии. [ 4 ] который он купил в июне 1966 года. [ 5 ] Фраза была вдохновлена видом дороги, «тянущейся в горы» в отдаленных горных окрестностях озер и далеких гор. [ 4 ] [ номер 1 ] Он написал песню на своей ферме в 1968 году, вдохновленный растущей напряженностью среди «Битлз». [ 3 ] [ 7 ] Судя по другим комментариям Маккартни, пишет автор Говард Соунс , в текстах можно увидеть выражение Маккартни его страданий по поводу его личной жизни, а также ностальгический взгляд на историю Битлз. [ 8 ] Маккартни вспоминал: «Я просто сел за пианино в Шотландии, начал играть и придумал эту песню, представляя, что ее будет писать кто-то вроде Рэя Чарльза . Я всегда находил вдохновение в спокойной красоте Шотландии и снова оказался местом, где я нашел вдохновение». [ 3 ]
Вернувшись в Лондон, Маккартни записал демо-версию «The Long and Winding Road» во время одной из сессий записи The Beatles . [ 9 ] Позже он предложил песню Тому Джонсу при условии, что певец выпустит ее как свой следующий сингл. По воспоминаниям Джонса, он был вынужден отказаться, поскольку его звукозаписывающая компания собиралась выпустить " Without Love ". сингл [ 10 ]
Композиция представляет собой фортепианную балладу с традиционной сменой аккордов. [ 11 ] Маккартни охарактеризовал эти аккорды как «слегка джазовые» и соответствующие стилю Чарльза. [ 7 ] песни Основная тональность — ми-бемоль мажор , но в ней также используется относительная до минор. [ 11 ] Вступительная тема повторяется повсюду. В песне отсутствует традиционный припев, а мелодия и текст неоднозначно отражают положение первой строфы в произведении. Таким образом, по словам музыковеда Алана Поллака , неясно, песня только началась, находится в куплете или в бридже. [ 11 ]
В интервью 1994 года Маккартни сказал о "The Long and Winding Road": "Это довольно грустная песня. Мне нравится писать грустные песни, это хорошая сумка, потому что вы действительно можете признать некоторые свои более глубокие чувства и выразить их". их в нем. Это хорошее транспортное средство, оно избавляет от необходимости обращаться к психиатру ». [ 12 ] В 1990-х годах он также сказал своему биографу Барри Майлзу , что эта песня «полностью о недостижимом; двери, до которой вы никогда не доберетесь… дороге, по которой вы никогда не доберетесь до конца». [ 13 ]
Запись
[ редактировать ]Январь 1969 г.
[ редактировать ]Премьера фильма «Долгая и извилистая дорога» Маккартни состоялась 7 января 1969 года во время репетиции фильма «Битлз» на киностудии Twickenham Film Studios . [ 14 ] [ 15 ] После того, как они отказались от мыслей о возвращении к публичным выступлениям и вместо этого решили записать новый альбом, [ 16 ] группа записала несколько дублей песни в своей Apple Studio в центре Лондона 26 января и снова 31 января. [ 17 ] В состав входили Маккартни (вокал и фортепиано), Джон Леннон (шестиструнная бас-гитара) , Джордж Харрисон ( электрогитара) , игравший с эффектом динамика Лесли . [ 18 ] Ринго Старр на барабанах и приглашенный клавишник Билли Престон на электрическом пианино . [ 19 ] Леннон, который редко играл на басу, допустил при записи несколько ошибок. [ 3 ]
Как видно из документального фильма Get Back , после записи 26 января группа обсудила возможность добавления к песне оркестрового сопровождения. «Единственное, что я когда-либо слышал в своей голове, — сказал Маккартни, — это как группа Рэя Чарльза … Мы все равно планировали сделать это для пары номеров, просто чтобы немного пошутить. и немного струн». Джордж Харрисон поддержал идею аккомпанемента духовых инструментов: «Было бы неплохо, если бы духовые инструменты просто играли поддерживающий аккорд, двигались и просто держали ноты». [ 20 ]
В мае 1969 года Глин Джонс , которого Битлз попросили скомпилировать и свести альбом Get Back на основе сессий, выбрал запись от 26 января. [ 21 ] [ 19 ] Дубль от 31 января, который имел немного другой текст и был записан с Джонсом в роли неофициального продюсера, был использован в фильме, впоследствии названном Let It Be . [ 22 ]
апрель 1970 г.
[ редактировать ]В начале 1970 года Леннон и Харрисон попросили менеджера «Битлз» Аллена Кляйна передать записи, сделанные в январе 1969 года, американскому продюсеру Филу Спектору . [ 16 ] в надежде спасти альбом к документальному фильму Let It Be . [ 3 ] В это время Маккартни отдалился от своих товарищей по группе из-за своего несогласия с назначением Кляйна менеджером. Было потеряно несколько недель, прежде чем Маккартни ответил на сообщения с просьбой дать разрешение Спектору начать работу над записями. [ 23 ] Спектор решил вернуться к той же записи "The Long and Winding Road" от 26 января. [ 24 ] [ 25 ]
Спектор внес в песни различные изменения. Его самые драматичные украшения произошли 1 апреля 1970 года, на последней записи «Битлз», когда он добавил оркестровые наложения к «The Long and Winding Road», « Across the Universe » и « I Me Mine » в студии EMI . Единственным присутствовавшим участником The Beatles был Старр, который играл на барабанах с сессионными музыкантами, чтобы создать характерную для Спектора Wall of Sound . [ 19 ] Уже известный своим эксцентричным поведением в студии, Спектор в тот день находился в своеобразном настроении, по словам балансового инженера Питера Бауна: «Он хотел, чтобы повсюду звучало эхо , ему приходилось принимать новую таблетку каждые полчаса, и у него был телохранитель с Он постоянно был готов шататься, говоря: «Я хочу услышать это, я хочу услышать это, мне нужно это, мне нужно это». Оркестр настолько разозлился на поведение Спектора, что музыканты. отказался играть дальше; в какой-то момент Баун ушел домой, вынудив Спектора позвонить ему и убедить вернуться после того, как Старр сказал Спектору успокоиться. [ 26 ]
Тем не менее Спектору удалось наложить «The Long and Winding Road», используя восемь скрипок , четыре альта , четыре виолончели , три трубы , три тромбона , две гитары и хор из четырнадцати женщин. [ 27 ] Оркестр был написан и дирижировал Ричардом Хьюсоном , молодым лондонским аранжировщиком , работавшим с артистами Apple Мэри Хопкин. [ 28 ] и Джеймс Тейлор . [ 29 ] Эта пышная оркестровая обработка прямо контрастировала с заявленными намерениями Битлз сделать «настоящую» запись, когда они начали работу над Get Back . [ 28 ]
2 апреля Спектор разослал каждому из «Битлз» по ацетату законченного альбома с пометкой: «Если вы хотите что-то сделать с альбомом, дайте мне знать, и я буду рад помочь… Если Если хотите, пожалуйста, позвоните мне сегодня вечером по поводу альбома». [ 30 ] Все четверо «Битлз», включая Маккартни, отправили Спектору телеграмму с выражением своего одобрения. [ 16 ] [ 31 ]
Спор по поводу наложений Спектора
[ редактировать ]По словам автора Питера Доггетта , Маккартни почувствовал необходимость пойти навстречу своим товарищам по группе, приняв версию Спектора Let It Be. Однако после того, как он объявил о распаде «Битлз» в пресс-релизе, сопровождавшем выпуск его дебютного сольного альбома McCartney 9 апреля, он стал недоволен дополнениями Спектора, особенно в «The Long and Winding Road». [ 32 ] 14 апреля, когда шло производство Let It Be , он отправил Кляйну краткое письмо с требованием арфу и уменьшить количество других добавленных инструментов и голосов. убрать из песни [ 33 ] Маккартни завершил письмо словами: «Никогда больше не делай этого». [ 34 ] Кляйн попытался позвонить Маккартни, но сменил номер, не сообщив об этом Apple; Затем Кляйн отправил телеграмму с просьбой Маккартни связаться с ним или со Спектором по поводу своих опасений. По словам Кляйна, «на следующий день мне было передано сообщение [от Маккартни], что письмо говорит само за себя». [ 35 ] Поскольку выпуск фильма «Let It Be» был запланирован до выхода фильма, Кляйн позволил продолжить производственный процесс с сохранением версии Спектора «Долгая и извилистая дорога». [ 36 ]
В интервью, опубликованном газетой Evening Standard в двух частях 21 и 22 апреля 1970 г., [ 37 ] Маккартни сказал:
Альбом был закончен год назад, но несколько месяцев назад американский продюсер Фил Спектор был вызван Джоном Ленноном, чтобы привести в порядок некоторые треки. Но несколько недель назад мне прислали переработанную версию моей песни «The Long and Winding Road» с добавлением арф, валторн , оркестра и женского хора. Никто не спросил меня, что я думаю. Я не мог в это поверить. Я бы никогда не включил женские голоса в пластинку Битлз. [ 38 ]
Обычный продюсер группы Джордж Мартин назвал ремиксы «настолько нехарактерными» для «Битлз». [ 39 ] Джонс, которому Леннон отказал в продюсерском кредите, [ 39 ] позже описал украшения Спектора как «отвратительные… просто рвоту». [ 40 ]
Маккартни просил Кляйна расторгнуть партнерство с Битлз, но получил отказ. Возмущенный, [ нужна ссылка ] в начале 1971 года он передал дело в Высокий суд Лондона, назвав Кляйна и других «Битлз» ответчиками. Среди шести причин, по которым Маккартни распустил «Битлз», было то, что компания Кляйна, ABKCO , внесла изменения в «Долгую и извилистую дорогу», не посоветовавшись с Маккартни. [ 41 ] В своих письменных показаниях Старр опроверг это заявление, заявив, что, когда Спектор разослал ацетаты Let It Be каждому из «Битлз» для их одобрения, с просьбой также дать обратную связь: «Мы все сказали «да». Даже в начале Пол сказал «да». Я поговорил с ним по телефону и спросил: «Тебе понравилось?» и он сказал: «Да, все в порядке». Он не положил его». [ 30 ] Старр добавил: «А потом он вдруг не захотел, чтобы фильм выходил. Через две недели он захотел его отменить». [ 31 ] Автор Николас Шаффнер отметил, что в свете иска Маккартни в Высоком суде было удивительно, что он лично принял премию Грэмми группы за альбом Let It Be в марте 1971 года, когда альбом выиграл в категории « Лучшая оригинальная музыка, написанная для кинофильма». или специальный телевизионный выпуск [ 42 ] - и что он решил так заметно использовать голос своей жены Линды в своих записях после Битлз. [ 43 ]
В беседе с музыкальным журналистом Ричардом Уильямсом вскоре после сеансов наложения Спектор сказал, что спрашивал, не хочет ли кто-нибудь из «Битлз» помочь ему в продюсировании альбома, но никто из них не захотел. [ 16 ] Позже он сказал, что его заставили оркестровать "The Long and Winding Road", чтобы прикрыть плохое качество игры Леннона на басу; Спектор также отрицал, что с Маккартни не консультировались, заявив, что он сначала связался с Маккартни по поводу выбора музыкального аранжировщика. [ 44 ] В своей книге «Революция в голове » ученый «Битлз» Ян Макдональд писал: «Эта песня была задумана как стандарт, который будут приняты мейнстримными балладистами… В ней присутствует ужасная игра на басу Леннона, неуклюже подталкивающая всех вокруг, как будто он не уверен в гармоний и допустил множество комических ошибок, грубая игра Леннона на басу в «The Long and Winding Road», хотя и в значительной степени случайная, представляет собой саботаж, если представить его как законченную работу». [ 3 ] В 2003 году Спектор назвал критику Маккартни «лицемерной», заявив, что «Пол без проблем получил премию Американской киноакадемии [ sic ] за саундтрек к фильму «Let It Be» . [ номер 2 ] у него также не было никаких проблем с использованием моей аранжировки партий струнных, валторн и хора, когда он исполнял ее в течение 25 лет самостоятельного турне. Если Пол хочет ввязаться в состязание по этому поводу, он спутает меня с кем-то, кому насрать». [ 47 ]
Выпускать
[ редактировать ]Песня была выпущена на альбоме Let It Be 8 мая 1970 года. [ 48 ] 11 мая, всего за неделю до выхода альбома в Северной Америке, [ 49 ] Apple выпустила "The Long and Winding Road" как сингл в США с " For You Blue " на стороне B. [ 50 ] [ 51 ] Сингл был выпущен в нескольких европейских странах, но не в Великобритании. [ 18 ] В контексте недавних новостей о распаде «Битлз» в песне отражена печаль, которую испытывали многие слушатели. [ 52 ]
В США "For You Blue" получила достаточное количество трансляций по радио, чтобы Billboard поместил две песни вместе в чарты как двусторонний хит. [ 13 ] Пластинка также была указана как двойная сторона А, когда она возглавила канадский чарт синглов. [ 53 ] 13 июня 1970 года он стал двадцатым и последним синглом Битлз, занявшим первое место в Billboard Hot 100. чарте [ 54 ] и удерживал первое место вторую неделю. [ 55 ] Таким образом, группа установила небывалый рекорд по количеству синглов, возглавивших чарты Billboard Hot 100. Битлз достигли этого подвига менее чем за шесть с половиной лет, начиная с песни « I Want to Hold Your». Hand » 1 февраля 1964 года, во время которого они возглавляли Hot 100 одну из шести недель. [ 56 ] "The Long and Winding Road" также возглавил чарты США, составленные Cash Box и Record World , став хитами группы на 22-м и 23-м месте в этих чартах. [ 54 ]
Сингл продержался в Billboard Hot 100 относительно недолго. [ 13 ] и его современные продажи в США были недостаточными для получения золотой аккредитации Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA). [ 57 ] В феврале 1999 года "Долгая и извилистая дорога" получила платиновый статус от RIAA с объемом продаж 1 000 000 экземпляров. [ 58 ]
Критический прием
[ редактировать ]Let It Be получил в основном неблагоприятные отзывы музыкальных критиков. [ 59 ] [ 60 ] многие из которых высмеивали использование Спектором оркестровки, особенно в «Длинной и извилистой дороге». [ 61 ] [ 62 ] В своем обзоре альбома для Melody Maker Ричард Уильямс написал, что «песни Пола кажутся более свободными и менее краткими, а оркестровки Спектора добавляют атмосферы Бахараха. Струнные местами добавляют приятную полноту, но сильно вторгаются ближе к концу и арфы — это слишком». [ 63 ] [ 64 ] Stone Rolling Рецензент журнала Джон Мендельсон особенно критиковал творчество Спектора: [ 43 ] говоря: "Он сделал "The Long and Winding Road"... практически невозможной для прослушивания, с отвратительно приторными струнными и нелепым хором, которые служат только для того, чтобы подчеркнуть вялость вокала Пола и потенциальную возможность песни для дальнейших увечий от рук бесчисленных придурков". торговцы, которые, несомненно, будут спотыкаться друг о друга в спешке, чтобы осветить это». Мендельсон сказал, что, хотя эта песня была «немного меньшей главой в продолжающейся истории Маккартни как поверхностного романтика», «в конечном итоге она могла бы стать столь же скромно очаровательной» без «репрессивной мешанины» Спектора. [ 65 ]
В 1973 году музыковед и критик Уилфрид Меллерс писал: «От музыки возлагаются огромные надежды… Независимо от того, одобрял ли Пол шикарную музыку к «Долгой и извилистой дороге», она работает не потому, что передает чувство, а потому, что чувство имеет целостность». [ 66 ] Макдональд сказал: «С душераздирающими паузами и тоскливыми взглядами назад, от печальной мудрости главного ключа к потерянной любви и иллюзиям второстепенного, «Долгая и извилистая дорога» — одна из самых прекрасных вещей, когда-либо написанных Маккартни. Его слова также являются одними из его самых острых, особенно укоризненные строки короткой четырехтактной средней части. Жаль, что Леннон не выслушал более щедро». [ 67 ]
По словам Уильямса, написавшего в своей книге « Фил Спектор: из головы» , ошибка Спектора заключалась в том, что он «принял Маккартни за чистую монету» и подчеркнул сентиментальные качества, которые оркестровые аранжировки Джорджа Мартина для «Битлз» успешно смягчили. Уильямс добавил: «Кто-то может сказать, что этот трек, прежде всего, олицетворяет Пола Маккартни, и что когда Спектор послал слащавые струны после первой вокальной линии, он просто подчеркнул реальность». [ 68 ] В обзоре для Mojo без струн в 2003 году, вскоре после объявления о том, что Маккартни планирует выпустить « Let It Be », Джон Харрис высказал мнение: «Как человек, который испытывает прустовский прилив каждый раз, когда оркестр терпит крушение в «Долгом и Winding Road», я могу только умолять его подумать еще раз. Кроме того, несмотря на всю вагнеровскую ерунду, игра Джона на басу ужасно расстроена...» [ 69 ] Ссылаясь на версию, впоследствии выпущенную без спорных наложений, Адам Свитинг из The Guardian сказал, что песня была «несомненно улучшена за счет удаления стены Спектора сентиментальности», но «все еще стиснула зубы сентиментальной». [ 70 ]
В 2011 году журнал Rolling Stone поместил «The Long and Winding Road» на 90-е место в своем списке «100 величайших песен Битлз». [ 71 ] В аналогичном списке, составленном Mojo в 2006 году, песня заняла 27-е место. В своем комментарии для журнала Брайан Уилсон назвал ее своим «любимым треком Битлз на все времена», заявив, что, хотя Битлз были «гениальными авторами песен», этот Песня отличалась « задушевной мелодией». Уилсон заключил: «Когда они расстались, мое сердце было разбито. Я думаю, им следовало продолжать». [ 72 ]
Другие версии Битлз и Маккартни
[ редактировать ]С момента первоначального выпуска в 1970 году Маккартни выпустило шесть дополнительных записей. [ 73 ] После того, как он отказался играть какую-либо из своих песен «Битлз» со своей группой Wings , [ 74 ] он включил "The Long and Winding Road" в сет-лист мирового турне Wings 1975–76 годов . [ 75 ] Концертная версия появилась на альбоме 1976 года Wings over America . [ 76 ]
Маккартни перезаписал «The Long and Winding Road» для саундтрека к своему фильму 1984 года « Передай привет Брод-стрит» . [ 77 ] Джордж Мартин спродюсировал трек под аккомпанемент саксофона. [ 73 ] и то, что авторы Чип Мэдингер и Марк Истер называют музыкальной аранжировкой в стиле Лас-Вегаса. [ 78 ] [ кол. 3 ] Вторая новая студийная запись песни была сделана Маккартни в 1989 году и использована в качестве би-сайда синглов с его альбома Flowers in the Dirt , начиная с винилового формата "Postcard Pack" " This One ". [ 80 ]
Маккартни Во время мирового турне 1989–90 годов в поддержку Flowers in the Dirt – его первого мирового турне с 1975–76 годов – песня исполнялась с музыкальной поддержкой, которая, по мнению Кеннета Вомака , «явно пытается воспроизвести» добавленные струнные. Спектором в 1970 году. [ 73 ] Версия, выпущенная на концертном альбоме тура Tripping the Live Fantastic , была единственной песней, взятой с двух концертов Маккартни в апреле 1990 года на стадионе Маракана в Рио-де-Жанейро. [ 81 ] [ 82 ] [ номер 4 ] В сингл также вошли неальбомные концертные треки « C Moon » и « Mul of Kintyre ». Концертная версия сингла также была включена в The 7" Singles Box в 2022 году. [ 83 ]
Сборник отрывков Битлз 1996 года «Антология 3» включает оригинальный дубль от 26 января 1969 года без наложений Спектора. [ 25 ] [ 84 ] «Долгая и извилистая дорога» послужила рабочим названием для ранней версии документального фильма исполнительного директора Apple Нила Аспиналла , который в 1995 году стал телесериалом «Антология Битлз» . [ 85 ] Название было изменено в 1990-х годах после того, как Харрисон возражал против того, чтобы проект был назван в честь песни Маккартни. [ 86 ]
В 2003 году Маккартни убедил Старра и Оно (как вдову Леннона) выпустить альбом Let It Be... Naked . [ 3 ] Маккартни сказал, что его давнее недовольство выпущенной версией «Долгой и извилистой дороги» отчасти стало толчком к созданию новой версии. В альбом вошла версия песни от 31 января 1969 года. [ 87 ] Без струн и других дополнительных инструментов он был ближе к первоначальному замыслу Битлз, чем версия 1970 года. [ 3 ] Этот дубль также можно увидеть в фильме « Let It Be» и в видеосборнике «Битлз» 2015 года 1 . [ 88 ] Старр сказал о версии Let It Be... Naked : «В струнах Фила [на релизе 1970 года] нет ничего плохого, это просто другое отношение к прослушиванию. Но прошло уже 30 с лишним лет с тех пор, как я слышал их без все это и это просто сбило меня с толку». [ 3 ]
«The Long and Winding Road» продолжает оставаться основным продуктом концертного репертуара Маккартни после «Битлз». [ 89 ] В июле 2005 года он исполнил эту песню на закрытии концерта Live 8 в Лондоне. [ 90 ] В своих турах 2009 года Маккартни играл ее как часть наполненного ностальгией сета, включавшего дань уважения Линде, Леннону и Харрисону. В случае с «Долгой и извилистой дорогой» выступление сопровождалось проецируемыми на экран фотографиями семейного ранчо в Аризоне, сделанными Линдой, включая конную тропу, по которой она и Маккартни ехали незадолго до ее смерти. [ 91 ]
Кавер-версии
[ редактировать ]«The Long and Winding Road» была одной из нескольких композиций Маккартни эпохи «Битлз», которая получила широкое распространение среди легко слушаемых исполнителей и убедила взрослых в том, что музыкальные вкусы молодого поколения заслуживают внимания. [ 92 ] Версия Бада Шэнка с группой Bob Alcivar Singers была выпущена в марте 1970 года на альбоме Let It Be , который на два месяца предшествовал версии Beatles (выпущенной в мае на их двенадцатом альбоме Let It Be ). Версия британского певца Рэя Моргана достигла 32-го места в британском чарте синглов в 1970 году. [ 93 ]
Как первоначально предполагал Маккартни, [ 7 ] Рэй Чарльз записал кавер-версию в 1971 году, выпущенную на альбоме Volcanic Action of My Soul . «Живой» вокал Рэя, описанный в примечаниях к Рэю Сингсу, «Basie Swings» , позже был перезаписан оркестром графа Бэйси и выпущен на этом альбоме 2006 года. [ 94 ] Арета Франклин выпустила запись песни на своем альбоме 1972 года Young, Gifted and Black , версию, которую журнала Rolling Stone писатель Роб Шеффилд называет «величайшей из всех каверов Битлз». [ 95 ] Силла Блэк выпустила версию своего альбома Day by Day with Cilla , спродюсированного Мартином в 1973 году ; [ 96 ] Маккартни назвал эту запись окончательной версией песни. [ 97 ] [ кол. 5 ]
Другие версии включают кавер Лео Сэйера на саундтрек к фильму « Все это и Вторая мировая война» 1976 года , запись Питера Фрэмптона 1978 года к Роберта Стигвуда фильму «Сержант». Pepper's Lonely Hearts Club Band , выступление Джорджа Майкла в 1999 году на мемориальном концерте Линды Маккартни в Королевском Альберт-Холле в Белом доме в 2010 году, и выступление Фейт Хилл когда Барак Обама вручил Маккартни премию Гершвина . [ 89 ] В 1985 году запись Билли Оушена достигла 24-го места в Billboard чарте Contemporary Adult . [ 99 ] British Pop Idol первого сериала В 2002 году участники Уилл Янг и Гарет Гейтс записали версию, выпущенную как двойную сторону А с версией Гейтса " Suspicious Minds "; Сингл возглавил британский чарт синглов и шотландский чарт синглов . [ 100 ] [ 101 ] Сам дуэт также достиг 4-го места в Ирландии. [ 102 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Уолтера Эверетта, [ 103 ] за исключением случаев, когда указано:
Битлз
- Пол Маккартни — вокал, фортепиано
- Джон Леннон — шестиструнный бас
- Джордж Харрисон — электрогитара
- Ринго Старр — ударные
Дополнительные музыканты
- Билли Престон — электрическое пианино [ 19 ]
- Неуказанные оркестровые музыканты - 18 скрипок, 4 альта, 4 виолончели, арфа, 3 трубы, 3 тромбона, 2 гитары, 14 женских голосов. [ 27 ]
- Ричард Хьюсон — оркестровая аранжировка [ 28 ]
- Джон Бархэм — хоровая аранжировка [ 104 ]
Графики
[ редактировать ]
Недельные графики[ редактировать ]
|
Графики на конец года[ редактировать ]
|
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 121 ] | Серебро | 200,000 ‡ |
США ( RIAA ) [ 122 ] | Платина | 1,000,000 ^ |
^ Данные о поставках основаны только на сертификации. |
Примечания
[ редактировать ]
- ↑ По словам биографа «Битлз» Стива Тернера , дорога, скорее всего, была B842. [ 6 ]
- ↑ Хотя Маккартни получил премию «Грэмми» в Лос-Анджелесе, за месяц до церемонии вручения «Оскара», [ 45 ] Премия «Оскар» за лучший саундтрек к оригинальной песне получила Куинси Джонс , который говорит, что Маккартни отказался присутствовать. [ 46 ]
- ↑ Мэдингер и Истер комментируют, что версия 1984 года не подтверждает, насколько «близкой и дорогой его сердцу» была песня, а также жалобу Маккартни на то, что Спектор «перепродюсировал» запись Битлз. [ 79 ] Биограф Битлз Кеннет Вомак рассматривает ее как «возмутительное джазовое прочтение» и «смехотворную низшую точку» попыток Маккартни вернуться к этой песне. [ 73 ]
- ↑ Своим концертом 21 апреля Маккартни побил рекорд посещаемости, установленный Фрэнком Синатрой , выступив перед толпой, насчитывающей около 184 000 человек. Книга рекордов Гиннеса признала его «самой крупной платящей аудиторией, когда-либо видевшей рок-концерт одного артиста». [ 82 ]
- ↑ В августе 2015 года запись «The Long and Winding Road» группы «Битлз» прозвучала на похоронах Блэка, когда гроб покинул церковь. [ 98 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райт, Кэрол Энн (11 ноября 2009 г.). «Рекорды, день четвертый: 1968–1969» > «Let It Be» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 9 октября 2019 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Вайман, Билл (7 июня 2017 г.). «Все 213 песен Битлз, от худшей к лучшей» . Стервятник . Архивировано из оригинала 18 июля 2020 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мерритт, Майк (16 ноября 2003 г.). «Правда о балладе, которая расколола Битлз» . Воскресный вестник . Архивировано из оригинала 27 апреля 2006 года . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Соунс 2010 , с. 181.
- ^ Майлз 2001 , с. 234.
- ^ Эверетт 1999 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Дука, Лорен (13 июня 2014 г.). « Долгая и извилистая дорога привела к появлению финального сингла Битлз №1» . ХаффПост . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Звуки 2010 , стр. 239–40.
- ^ Льюисон 2005 , с. 156.
- ^ Оуэнс, Дэвид (3 июня 2012 г.). «Сэр Том Джонс раскрывает хит «Битлз», написанный для него» . УэльсОнлайн . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Поллак, Алан В. (1999). «Заметки о «Долгой и извилистой дороге» » . Звуковые ландшафты. Архивировано из оригинала 29 июля 2009 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ "Будь как будет" . База данных интервью Битлз. 2004. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 11 сентября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с Спайзер 2003 , с. 73.
- ^ Сульпи и Швейгардт 1999 , стр. 79–80.
- ^ Эверетт 1999 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б с д Ирвин, Джим (ноябрь 2003 г.). «Стань лучше: история пусть будет... обнаженной ». Моджо . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 17 октября 2017 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Майлз 2001 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б Спайзер 2003 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д Винн 2009 , с. 380.
- ^ Битлз: Вернитесь | С1:Э3 | Джексон| 2021 | 00:18:17
- ^ Спайзер 2003 , с. 75.
- ^ Sulpy & Schweighardt 1999 , стр. 301, 307–08.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 115–16.
- ^ Спайзер 2003 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Винн 2009 , стр. 255–56.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 198–199.
- ^ Jump up to: а б Макдональд 2005 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б с Льюисон 2005 , с. 199.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , стр. 71, 189.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2011 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Майлз 2001 , с. 373.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 130–31.
- ^ Доггетт 2011 , с. 131.
- ^ Битлз 2000 , с. 350.
- ^ Доггетт 2011 , с. 132.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 120–21, 130, 132.
- ^ Бэдман 2001 , с. 6.
- ^ Майлз 2001 , стр. 374–75.
- ^ Jump up to: а б Майлз 2001 , с. 374.
- ^ Соунс 2010 , с. 271.
- ^ Бэдман 2001 , стр. 23, 26.
- ^ Бэдман 2001 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Шаффнер 1978 , с. 138.
- ^ Джаянти, Викрам (реж.) (2009). Агония и экстаз Фила Спектора (DVD). BBC по всему миру .
- ^ Бэдман 2001 , стр. 32, 33.
- ^ « Поиск: Память Куинси Джонса о победе Битлз на Оскаре» . Свидетельствовать. 26 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 г. Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Ноден, Меррелл (2003). «Сверхнебесный». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. п. 127.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , стр. 89–90.
- ^ Майлз 2001 , с. 377.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 90.
- ^ Эверетт 1999 , с. 277.
- ^ Родригес 2010 , с. 3.
- ^ Персонал рекламного щита (27 июня 1970 г.). «Билборд-хиты мира» . Рекламный щит . п. 61. Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Спайзер 2003 , стр. 73–74.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , стр. 351–52.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 216.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 332.
- ^ « Поиск: The Beatles, длинная и извилистая дорога» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Бэдман 2001 , с. 9.
- ^ Унтербергер, Ричи . «Битлз, пусть будет так » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 19 декабря 2011 года . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Уильямс 2003 , с. 146.
- ^ Womack 2014 , стр. 568–69.
- ^ Уильямс, Ричард (9 мая 1970 г.). "Битлз РИП". Создатель мелодий . п. 5.
- ^ Сазерленд, Стив, изд. (2003). Оригиналы NME : Леннон . Лондон: IPC Ignite!. п. 75.
- ^ Мендельсон, Джон (11 июня 1970 г.). «Битлз: Пусть будет так» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Меллерс 1973 , с. 137.
- ^ Макдональд 2005 , с. 341.
- ^ Уильямс 2003 , с. 147.
- ^ Харрис, Джон (2003). «Пусть будет так: сможешь ли ты это выкопать?». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. п. 133.
- ^ Свитинг, Адам (14 ноября 2003 г.). «Битлз: Пусть будет... обнаженным» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 октября 2019 года . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ «100 величайших песен Битлз: 90. «Долгая и извилистая дорога» » . Rollingstone.com . Архивировано из оригинала 16 марта 2017 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Александр, Фил; и др. (июль 2006 г.). «101 величайшая песня Битлз». Моджо . п. 84.
- ^ Jump up to: а б с д Вомак 2014 , с. 569.
- ^ Соунс 2010 , с. 329.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 182.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 208.
- ^ Womack 2014 , стр. 323–34.
- ^ Мэдингер и Пасха 2000 , стр. 275, 278.
- ^ Мэдингер и Пасха 2000 , с. 278.
- ^ Мэдингер и Пасха 2000 , с. 309.
- ^ Мэдингер и Пасха 2000 , стр. 278, 334.
- ^ Jump up to: а б Бэдман 2001 , с. 444.
- ^ « The 7» Singles Box' – выйдет 2 декабря 2022 г. PaulMcCartney.com . 10 ноября 2022 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 г. Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Льюисон, Марк (1996). Антология 3 (буклет). Битлз . Apple Records . С. 30, 31. 34451.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 138, 309.
- ^ Доггетт 2011 , с. 309.
- ^ Винн 2009 , с. 262.
- ^ Роу, Мэтт (18 сентября 2015 г.). «The Beatles 1 будет переиздан с новыми аудиоремиксами… и видео» . Отчет Мортона . Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 года . Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Вомак 2014 , с. 570.
- ^ «Live 8 Rocks the Globe» . Нью-Йорк Таймс . 3 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2013 г. . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Звуки 2010 , стр. 562–63.
- ^ Доггетт 2015 , с. 390.
- ^ «Рэй Морган | полная официальная история чартов» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 19 июля 2021 года . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Тамаркин, Джефф. «Рэй Чарльз Рэй поет, Бэйси качается » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ Шеффилд, Роб (16 августа 2018 г.). «Почему никто не пел Битлз так, как Арета» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «День за днем с Силлой (Официальная дискография)» . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Фаркуар, Саймон (2 августа 2015 г.). «Силла Блэк: певица, подписавшая контракт с Брайаном Эпстайном и сделавшая успешную карьеру всеми любимой ведущей» . Независимый . Архивировано из оригинала 13 февраля 2019 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Бойл, Дэнни (20 августа 2015 г.). «Похороны Силлы Блэк: сэр Клифф Ричард воздает дань уважения королеве шоу-бизнеса» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Уитберн 1993 , с. 178.
- ^ «Официальный чарт синглов Top 100, 29 сентября 2002 г. - 5 октября 2002 г.» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ «Официальный чарт продаж синглов в Шотландии: 100 лучших, 29 сентября 2002 г. - 5 октября 2002 г.» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ «Ирландские графики – ищите в чартах» . Ирландский чарт одиночных игр . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 16 августа 2019 г. Введите Уилл Янг и Гарет Гейтс в поле «Поиск по исполнителю» и нажмите Enter.
- ^ Эверетт 1999 , с. 229.
- ^ Вомак 2014 , с. 567.
- ^ "Австралийские чарты Go-Set - 19 сентября 1970 г. " poparchives.com.au. Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Кент, Дэвид (2005). Австралийский картографический справочник (1940–1969) . Туррамурра: Австралийский картографический справочник. ISBN 0-646-44439-5 .
- ^ « Битлз - Долгая и извилистая дорога» (на голландском языке). Ультратоп 50 . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Лучшие синглы - Том 13, № 18: 20 июня 1970 г.» . Библиотека и архивы Канады . 17 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г. Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ «Классификаш» . Musica e dischi (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 31 мая 2022 г. Установите «Типо» на «Синголи». Затем в поле «Титоло» найдите «Длинная и извилистая дорога».
- ^ « Битлз - Долгая и извилистая дорога» (на голландском языке). Одиночный топ-100 . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «аромат Новой Зеландии – поисковый слушатель» . www.flavourofnz.co.nz . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Холлберг, Эрик; Хеннингссон, Ульф (1998). Эрик Халлберг, Ульф Хеннингссон выводят Десятку в число выбывших по попыткам: 1961–74 . Премиум издательство. п. 53. ИСБН 919727125X .
- ^ « Битлз – Долгая и извилистая дорога» . Швейцарский чарт одиночных игр . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ "История чарта Beatles (Hot 100)" . Рекламный щит . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Уитберн 1993 , с. 25.
- ^ Хоффманн, Франк (1983). Чарты одиночных игр Cash Box, 1950–1981 гг . Метучен, Нью-Джерси и Лондон: The Scarecrow Press, Inc., стр. 32–34.
- ^ «Offizielle Deutsche Charts» (Введите «Beatles» в поле поиска) (на немецком языке). Чарты GfK Entertainment . Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «100 лучших компаний RPM 1970 года» . Библиотека и архивы Канады . 17 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ «Годовые чарты, 100 горячих песен, 1970» . Billboard.com . 2 января 2013 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 г. Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Диаграммы Cash Box на конец года: 1970 год» . www.cashboxmagazine.com . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Британские сертификаты синглов – Битлз – Долгая и извилистая дорога» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Американские сертификаты синглов – The Beatles – Long and Winding Road» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 14 мая 2016 г.
Источники
- Бэдман, Кейт (2001). Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 гг . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8307-6 .
- Битлз (2000). Антология Битлз . Сан-Франциско: Книги хроник. ISBN 0-8118-2684-8 .
- Каслман, Гарри; Подразик, Уолтер Дж. (1976). Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-25680-8 .
- Доггетт, Питер (2011). Ты никогда не отдаешь мне свои деньги: Битлз после распада . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: It Books. ISBN 978-0-06-177418-8 .
- Доггетт, Питер (2015). Удар электрическим током: от граммофона к iPhone – 125 лет поп-музыки . Лондон: Голова Бодли. ISBN 978-1-84792-218-2 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512941-5 .
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (2005). Революция в голове: отчеты The Beatles и шестидесятые (2-е изд.). Лондон: Пимлико. ISBN 1-84413-828-3 .
- Мэдингер, Чип; Пасха, Марк (2000). Восемь рук, которые будут держать вас: Сборник соло Beatles . Честерфилд, Миссури: 44.1 Productions. ISBN 0-615-11724-4 .
- Меллерс, Уилфрид (1973). Сумерки богов: Битлз в ретроспективе . Лондон: Фабер.
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-8308-9 .
- Родригес, Роберт (2010). Часто задаваемые вопросы о Великолепной четверке 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980 . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-4165-9093-4 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-055087-5 .
- Соунс, Ховард (2010). Потрясающе: интимная жизнь Пола Маккартни . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-723705-0 .
- Спайзер, Брюс (2003). Битлз на Apple Records . Новый Орлеан, Луизиана: 498 производств. ISBN 0-9662649-4-0 .
- Сульпи, Дуг; Швайхардт, Рэй (1999). Get Back: Несанкционированная хроника песни «Let It Be Disaster» группы «Битлз» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. ISBN 0-312-19981-3 .
- Уитберн, Джоэл (1993). Лучшая современная современность для взрослых Джоэла Уитберна, 1961–1993 гг . Меномони-Фолс, Висконсин: Рекордное исследование. ISBN 978-0-898200997 .
- Уильямс, Ричард (2003). Фил Спектор: Сошёл с ума . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-9864-3 .
- Винн, Джон К. (2009). Это волшебное чувство: записанное наследие Битлз, том второй, 1966–1970 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Three Rivers Press. ISBN 978-0-3074-5239-9 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-39171-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- " The Long and Winding Road " на Discogs (список релизов)
- The Beatles - Долгая и извилистая дорога на YouTube
- песни 1969 года
- синглы 1970 года
- баллады 1970-х годов
- синглы 2002 года
- Песни, написанные Ленноном-Маккартни
- Песни Битлз
- Песни Уилла Янга
- Песни Гарета Гейтса
- Песни Сисси Хьюстон
- Песни Энди Уильямса
- Записи песен, спродюсированные Филом Спектором
- Песни, изданные Northern Songs
- Синглы номер один в Billboard Hot 100
- Синглы номер один в кассе
- RPM Top Singles, синглы номер один
- Синглы Apple Records
- Рок-баллады
- Песни об одиночестве
- Песни о дорогах
- Синглы номер один в Шотландии
- Синглы номер один в британском чарте синглов
- Поп-баллады