Я вниз
"Я вниз" | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Обложка с изображением США (реверс) | ||||
Сингл Битлз | ||||
сторона А | " Помощь! " | |||
Выпущенный | 19 июля 1965 г. | |||
Записано | 14 июня 1965 г. | |||
Студия | ЭМИ , Лондон | |||
Жанр | Рок-н-ролл | |||
Длина | 2 : 32 | |||
Этикетка | ||||
Автор(ы) песен | Леннон – Маккартни | |||
Продюсер(ы) | Джордж Мартин | |||
The Beatles UK Хронология синглов | ||||
| ||||
The Beatles в США Хронология синглов | ||||
|
« I’m Down » — песня английской рок- группы The Beatles , написанная Полом Маккартни и приписываемая Леннону-Маккартни . Она была выпущена на сингле, не входящем в альбом, как сторона B к " Help! " в июле 1965 года. Песня возникла в результате попытки Маккартни написать песню в стиле Литтл Ричарда , чью песню " Long Tall Sally " группа регулярно покрытый.
Вдохновленный R&B и рок-н-ролльными номерами 1950-х годов, текст песни поет о безответной любви, но вместо этого он исполняется в истерическом, «праздничном безумии». [ 1 ] уверенности в себе. Некоторые комментаторы интерпретируют тон песни как частично пародийный . Мелодически несложная композиция использует всего три основных аккорда . The Beatles записали "I'm Down" во время записи своего альбома Help! в июне 1965 года. Первая песня группы, в которой используется электрический орган Vox Continental . Джон Леннон играет на инструменте в стиле Джерри Ли Льюиса , делая глиссандо локтем. Через десять лет после выпуска песня стала сравнительной редкостью среди записей группы. Впоследствии он появился на таких сборниках, как Rock 'n' Roll Music ; британское издание Rarities ; Прошлые мастера, том первый и моно-мастера .
"I'm Down" получил похвалы от нескольких музыкальных критиков и музыковедов, некоторые из которых отметили сильный вокал Маккартни и хриплое выступление группы. The Beatles регулярно исполняли эту песню во время своих туров 1965 и 1966 годов в качестве заключительного номера, включая особенно хаотичное выступление в августе 1965 года, изображенное в документальном фильме The Beatles на стадионе Ши . Beastie Boys и Aerosmith входят в число исполнителей, сделавших кавер на эту песню.
Фон и композиция
[ редактировать ]Я мог бы сыграть голос Литтл Ричарда , дикий, хриплый, кричащий, это похоже на выход из тела. Вам придется оставить свои нынешние чувства и подняться примерно на фут над головой, чтобы спеть ее. ... Многие люди были поклонниками Литтл Ричарда, поэтому я пел его песни, но наступил момент, когда мне захотелось что-то свое, поэтому я написал "I'm Down". [ 2 ]
– Пол Маккартни , 1997 г.
В ноябре 1963 года Пол Маккартни переехал в семейный дом своей подруги Джейн Эшер , расположенный по адресу Уимпол-стрит, 57 в центре Лондона . [ 3 ] Позже он вспоминал, как писал «I'm Down» в семейной музыкальной комнате в подвале дома. [ 4 ] Написанная в стиле Литтл Ричарда , песня начиналась как попытка заменить " Twist and Shout " и " Long Tall Sally " в качестве заключительного номера в Битлз концертного тура сет-листе . [ 5 ] В интервью в октябре 1964 года Маккартни объяснил, что они с Джоном Ленноном годами пытались написать такую песню, как «Long Tall Sally», и что ближе всего к этому они подошли с песней « I Saw Her Standing There ». Сравнивая процесс написания песен в духе Литтл Ричарда с абстрактной живописью , он далее объяснил: «Люди думают о «Long Tall Sally» и говорят, что писать ее так легко. Но это самое сложное, что мы когда-либо пробовали. Написать умную трехаккордную песню непросто». [ 6 ] В своей официальной биографии « Многие годы спустя » Маккартни вспоминает «I'm Down» как полностью свою композицию, но допускает возможность того, что Леннон добавил несколько текстов или внес незначительные предложения в процессе написания. [ 2 ] В интервью 1972 года Леннон приписывает эту песню только Маккартни. [ 7 ] но в своем интервью Playboy 1980 года он вместо этого предполагает, что оказал «небольшую помощь». [ 8 ] Музыковед Уолтер Эверетт утверждает, что Маккартни, часто забывавший текст песни на концертах, предполагает, что он написал песню быстро и без особой практики. [ 5 ]
«I'm Down» написана в тональности соль мажор в размере 4/4 ( обычное время ). [ 9 ] Простой блюзовый номер из двенадцати тактов , расширенный до четырнадцати тактов. [ 10 ] в песне используются только аккорды I, IV и V. [ 9 ] Одна из немногих песен Битлз, состоящая из простых куплетов . [ 11 ] музыковед Алан В. Поллак предполагает, что в контексте композиций Битлз 1965 года его простой формат является стилистически регрессивным. [ 9 ] Песня открывается сольным вокалом Маккартни, который музыкальный критик Тим Райли считает частью песни, наиболее похожей на "Long Tall Sally", с "одним безумным голосом, кричащим во все горло". [ 1 ] Поллак пишет, что, не имея ни баса, ни барабанов, которые могли бы прояснить тональность или мрачную долю , «независимо от того, сколько раз вы слышали эту песню», вступительный вокал Маккартни представляет собой «эффект, который сохраняет силу испуга». [ 9 ] Повторяющиеся припевы включают в себя импровизационное скат-пение и, по словам Поллака, с каждым повторением становятся «все более дикими и менее структурированными». [ 9 ] Эверетт пишет, что заключительная кодировка служит цели «[поднять] дух рок-н-ролла до более высокого уровня волнения, чем сама песня». [ 12 ]
Лирика песни рассказывает историю с точки зрения страдающего любовника, разочарованного из-за безответной любви. Вместо плача, музыка действует как «праздничное безумие» самоуверенности. [ 1 ] Поллак пишет, что стиль песни берет свое начало в клише R&B 1950-х годов и представляет собой «полуимпровизационное восторженное настроение», в котором тексты не важны по сравнению с тоном, в котором они поются. [ 9 ] Райли описывает эту песню как пример «танца на своих проблемах», который можно услышать в старых рок-н-ролльных песнях, таких как « It's All Right » и « Blue Suede Shoes ». [ 1 ] Автор Ян Макдональд предполагает, что тексты не только являются блюзовой посылкой, но и являются «ироничным ответом на мучительное саморазоблачение Леннона в « Help! » », полагая, что «псевдоистерика» песни началась как шутить. [ 10 ] Райли также описывает песню как частично пародийную , выделяя ответ бэк-вокала: «Я действительно расстроен». [ 1 ]
Запись
[ редактировать ]
The Beatles записали "I'm Down" 14 июня 1965 года во время записи своего пятого альбома Help! , в котором также записали песни Маккартни « I've Just Seen a Face » и « Yesterday ». Записываясь в Джордж студии EMI Two, Мартин продюсировал сессию при помощи инженера по балансировке Нормана Смита . [ 13 ] В базовом треке песни Маккартни поет и играет на бас-гитаре, Джордж Харрисон играет на электрогитаре и Ринго Старр на барабанах. В первом дубле группы у песни еще не было окончательного финала, и Маккартни после последнего припева сказал Харрисону и Старру «продолжать в том же духе». [ 14 ] [ примечание 1 ] Последняя попытка – седьмой дубль – была отмечена как «лучшая». [ 13 ]
Группа наложила несколько частей на седьмой дубль. [ 14 ] Леннон и Харрисон исполнили бэк-вокал. [ 5 ] с Ленноном, поющим в низком регистре , [ 17 ] понижаясь до G во время припева. [ 5 ] Старр добавил дополнительную перкуссию с помощью бонго , а Харрисон добавил новое гитарное соло. [ 18 ] [ примечание 2 ] Леннон добавил органное соло с Vox Continental. электроорганом [ 20 ] - первая запись Beatles с использованием этого инструмента. [ 21 ] — игра глиссандо локтем в стиле американского музыканта Джерри Ли Льюиса . [ 22 ] [ примечание 3 ]
18 июня Мартин и Скотт вернулись в Studio Two, чтобы сделать ремикс на трек вместе с остальной частью Help! альбом, для моно и стерео . [ 26 ] Миксы немного отличаются: стерео затухает на две секунды раньше, чем моно. [ 15 ] В стереоверсии слегка слышно еще одно наложенное гитарное соло, вероятно, из-за утечки звука из других микрофонов. [ 14 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Capitol выпустила "I'm Down" в США как сторону B " Help! " 19 июля 1965 года. [ 27 ] четыре дня спустя лейбл EMI Parlophone выпустил тот же сингл в Великобритании. [ 28 ] Пока «Помогите!» достиг номер один в обеих странах, [ 29 ] "I'm Down" не попал в чарты, [ 30 ] но все же появился под номером 101 в Billboard журнала чарте Bubbling Under Hot 100 . [ 31 ]
"I'm Down" оставался относительно неуловимым среди песен Битлз после его первого выпуска, а критики и фанаты критиковали Apple Records менеджера Аллена Кляйна за то, что он исключил его из сборника 1973 года (1962–1966) . [ 32 ] Capitol впервые включила эту песню на пластинку в июне 1976 года, когда она появилась на двойном сборнике альбомов Rock 'n' Roll Music . [ 33 ] Хотя авторы Николас Шаффнер и Роберт Родригес в целом критически относятся к сборнику, они считают включение "I'm Down" одной из положительных сторон альбома. [ 34 ] [ 35 ] Вместо того, чтобы использовать стереомикс от 18 июня 1965 года, Мартин сделал ремикс на песню для выпуска с оригинальных четырехдорожечных кассет . [ 36 ] Песня с тех пор появилась на британском сборнике Rarities 1978 года , но была исключена из одноименного американского LP 1980 года . [ 37 ] Parlophone использовали стереоремикс Мартина 1976 года, когда включили песню в сборник Past Masters, Volume One , выпущенный на компакт-диске в марте 1988 года. [ 38 ] [ 39 ] Моно-микс впоследствии был включен в сборник Mono Masters группы Beatles . [ 40 ]
для AllMusic В своей статье Стивен Томас Эрлевин называет эту песню «бесподобной» и что она демонстрирует способность Битлз «зажигать по-настоящему, очень сильно». [ 41 ] Ян Макдональд описывает эту песню как классику американского рок-н-ролла и «сумасшедшего рейвера», что иллюстрирует музыкальную универсальность Маккартни. [ 10 ] Журналист Марк Хертсгаард называет трек «дико хриплым рок-н-роллером» и «рок-н-ролльным рейвером, чистым и простым», а мощный вокал Маккартни напоминает «Long Tall Sally» и предвосхищает « Helter Skelter ». [ 42 ] Ученый Майкл Фронтани аналогичным образом сравнивает вокал Маккартни с "Long Tall Sally", а также упоминает "рок-н-ролльный крик" его сольной би-сайда 1971 года " Oh Woman, OhWhy ". [ 43 ] Хертсгаард далее хвалит интенсивную поддержку группы, особо выделяя органный вклад Леннона, который «почти буквально [загорается]». [ 44 ] Барри Майлз называет эту песню «быстрым рокером». [ 45 ] и Поллак называет его «хриплым» и «грубым», с одним из самых первобытных криков Маккартни, которые можно услышать в оригинале Леннона-Маккартни. [ 9 ] Эверетт сравнивает стиль песни со стилем Литтл Ричарда и американского рок-н-ролльного певца Ларри Уильямса . [ 5 ] и добавляет, что тот же стиль позже был перенят американской рок-группой Creedence Clearwater Revival с их песней 1970 года " Travelin' Band ". [ 46 ] В 2011 году редакция журнала Rolling Stone поставила «I’m Down» на 56-е место в своем списке «100 величайших песен Битлз». [ 47 ]
Другие версии
[ редактировать ]Живые выступления Битлз
[ редактировать ]В августе 1965 года «Битлз» приобрели новый электрический орган Vox Continental Mk I и использовали его для всех последующих исполнений песни. [ 48 ] Группа регулярно исполняла "I'm Down" во время туров 1965 и 1966 годов. [ 49 ] включив его в качестве заключительного номера. [ 50 ] Позже Маккартни вспоминал, что она особенно хорошо работала на больших концертных площадках и была «хорошей сценической песней». [ 2 ]
Поскольку в "I'm Down" я играл на органе, я решил впервые сыграть его на сцене. Я действительно не знал, что делать, потому что без гитары я чувствовал себя голым, поэтому я делал все, что делал Джерри Ли [Льюис] – я прыгал и сыграл только два такта. [ 51 ]
– Джон Леннон об игре на стадионе Ши , 1965 год.
Концерт группы 15 августа 1965 года на стадионе Ши в Нью-Йорке был снят на пленку и стал центральным элементом документального фильма «Битлз на стадионе Ши» , выпущенного в Великобритании и США в марте 1966 и январе 1967 года соответственно. [ 52 ] [ примечание 4 ] Хотя песня «I'm Down» закрыла концерт, фильм был отредактирован, чтобы показать ее в качестве вступительного номера. [ 54 ] Из-за оглушительных криков публики, технических проблем с записью концертов и музыкальных ошибок со стороны Битлз, [ 55 ] Группа перезаписала и наложила фрагменты саундтрека к фильму 5 января 1966 года в студии CTS Studios в Лондоне. [ 56 ] Среди исправлений "I'm Down" были наложения новой басовой партии Маккартни и новой органной партии Леннона. [ 57 ] [ 58 ] Первоначальное исполнение песни было хаотичным. [ 59 ] Леннон и Харрисон возились со своим бэк-вокалом и разражались смехом, Маккартни кружился от волнения, а Леннон играл на органе локтем. [ 47 ] Небрежное обращение Леннона с инструментом привело к его неисправности на их следующем концерте, который состоялся в Торонто два дня спустя. [ 60 ] [ примечание 5 ] В «Антологии Битлз » Старр вспоминал, что, наблюдая за Ленноном во время песни, он почувствовал, что Леннон «взбесился» и «сошел с ума; он не был психически болен, но просто сошел с ума. Он играл на пианино локтями, и это было действительно странно». ". [ 51 ] Райли предполагает, что безумная игра Леннона на клавишных в "I'm Down" отражает абсурдность живых выступлений Битлз и что "истерия группы по поводу этой песни [отражает] оглушительную лесть их фанатов". [ 59 ]
Обложки
[ редактировать ]Американская хип-хоп группа Beastie Boys записала кавер на песню «I’m Down» для своего дебютного студийного альбома 1986 года Licensed to Ill . [ 62 ] Продюсированный Риком Рубином , в записи используются семплы элементов оригинального трека, при этом оригинальное органное соло заменяется гитарным соло. [ 63 ] Включение его в альбом было заблокировано владельцем авторских прав, музыкантом Майклом Джексоном , поскольку он не одобрял несколько измененных текстов обложки, в том числе: «Я держу заряженный пистолет в штанах / Найди девчонку и станцуй новый танец». Пластинка с тех пор распространяется как контрафакт . [ 62 ] Музыкальный критик Роб Шеффилд полагает, что версия Beastie Boys «соответствует вандализму гаражной группы оригинала». [ 64 ]
Американская рок-группа Aerosmith сделала кавер на эту песню для своего альбома «Permanent Vacation» 1987 года . В рецензии Дэйва Рейнольдса на альбом в журнале Metal Forces обложка названа «превосходной». [ 65 ] и Джон Франк из AllMusic описывает его как «хорошо исполненный». [ 66 ] Хотя музыкальный критик Роберт Кристгау в целом отрицательно отзывается об альбоме, он называет их версию "I'm Down" "отличным кавером Битлз". [ 67 ] Шеффилд пренебрегает этой попыткой, написав, что Aerosmith «[придает] ей профессиональную полировку, которая делает ее бессмысленной». [ 64 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Яна Макдональда , [ 10 ] за исключением случаев, когда указано:
- Пол Маккартни — вокал, бас-гитара
- Джон Леннон — бэк-вокал, ритм-гитара, Vox Continental электроорган [ 21 ]
- Джордж Харрисон — бэк-вокал, соло-гитара
- Ринго Старр — ударные, бонго [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Take one был включен в сборник The Beatles Anthology 2 1996 года . [ 15 ] [ 16 ] После дубля Маккартни произносит фразу « Plastic Soul , чувак», предвещающую название шестого альбома группы Rubber Soul . [ 14 ]
- ^ Эверетт пишет, что Старр играл на конге , [ 5 ] в то время как несколько авторов, в том числе Марк Льюисон , Макдональд, Джон К. Винн, Жан-Мишель Гедон и Филипп Марготен, пишут, что он играл на бонго . [ 19 ]
- ↑ 2001 года В книге Эверетта «Битлз как музыканты» он называет этот инструмент органом Хаммонда . [ 5 ] но в своей книге «Основы рока» 2009 года он называет его Vox Continental. [ 23 ] Среди других авторов Энди Бабюк , Макдональд, Уинн и Гесдон и Марготин идентифицируют его как Vox Continental, [ 24 ] а Кеннет Вомак говорит, что это орган Хаммонда. [ 25 ]
- ^ Играл перед 55 600 фанатами, [ 52 ] на тот момент концерт был крупнейшим из когда-либо проводившихся. [ 53 ]
- ↑ После прибытия на следующий день в Атланту , штат Джорджия, группа договорилась о замене органа у местного дилера The Vox Shoppe. Владелец обменял органы и продал их с аукциона десятилетия спустя. [ 60 ] Орган снова был продан на аукционе в 2008 году за 182 500 долларов США (что эквивалентно 260 000 долларов США в 2023 году). [ 61 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Райли 2002 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с Майлз 1998 , с. 201.
- ^ Майлз 1998 , стр. 103–104.
- ^ Майлз 1998 , стр. 104–105, 200.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эверетт 2001 , с. 300.
- ^ Тернер 2005 , с. 73.
- ^ Смит 1972 , с. 5.
- ^ Шефф 2000 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Поллак, Алан В. (1992). «Заметки о «Я внизу» » . soundscapes.info. Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Макдональд 2007 , с. 156.
- ^ Ковач 2006 , с. 45.
- ^ Эверетт 2001 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Льюисон 1988 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Винн 2008 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б Винн 2008 , стр. 324–325.
- ^ Бэдман 2001 , с. 553.
- ^ Эверетт 2006 , с. 79.
- ^ Винн 2008 , с. 324: наложенные бонго; Макдональд 2007 , с. 156: Старр играл на бонго; Эверетт 2001 , с. 300 Харрисон наложил гитарное соло.
- ^ Jump up to: а б Льюисон 1988 , с. 59; Макдональд 2007 , с. 156; Винн 2008 , с. 324; Гедон и Марготен, 2013 , с. 266.
- ^ Винн 2008 , с. 324: наложение электрооргана Vox Continental; Эверетт 2001 , с. 300: Леннон играл на органе.
- ^ Jump up to: а б Бабюк 2002 , стр. 163.
- ^ Эверетт 2001 , с. 73; Эверетт 2009 , с. 74.
- ^ Эверетт 2009 , с. 74.
- ^ Бабюк 2002 , с. 163; Макдональд 2007 , с. 156; Винн 2008 , с. 324; Гедон и Марготен, 2013 , с. 246.
- ^ Вомак 2014 , с. 447.
- ^ Льюисон 1988 , с. 60.
- ^ Вомак 2009 , с. 290.
- ^ Майлз 2007 , с. 167.
- ^ Льюисон 2000 , с. 351.
- ^ Эверетт 2001 , с. 210.
- ^ «Пузырь под горячей сотней». Рекламный щит . Нью-Йорк. 7 августа 1965 года.
- ^ Шаффнер 1977 , стр. 158, 187.
- ^ Родригес 2010 , стр. 124–126, 293.
- ^ Шаффнер 1977 , с. 187.
- ^ Родригес 2010 , стр. 124–126.
- ^ Родригес 2010 , стр. 125–126: Ремикс Джорджа Мартина; Winn 2008 , стр. 324–325: не стереомикс от 18 июня 1965 года, ремикс с четырехдорожечных кассет.
- ^ Родригес 2010 , стр. 131–132: Версии раритетов , даты выпуска; Fielder 1978 : трек-лист в Великобритании; Дэвис 1980 : Трек-лист в США.
- ^ Винн 2008 , с. 325.
- ^ Ингхэм 2009 , с. 71.
- ^ Вомак 2014 , с. 647.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . «Прошлые мастера Битлз , Том 1 » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Хертсгаард 1995 , стр. 115, 133.
- ^ Фронтани 2009 , с. 163.
- ^ Хертсгаард 1995 , с. 133.
- ^ Майлз 2007 , с. 161.
- ^ Эверетт 2001 , с. 407н58.
- ^ Jump up to: а б «100 величайших песен Битлз: 56. 'I'm Down' » . Роллинг Стоун . 10 апреля 2020 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2020 г.
- ^ Эверетт 2001 , с. 306.
- ^ Льюисон 2000 , с. 363.
- ^ Шаффнер 1977 , с. 45, 47, 51, 59.
- ^ Jump up to: а б Битлз 2000 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б ДиМартино 2004 , с. 173.
- ^ Эверетт 2001 , с. 307.
- ^ Льюисон 2000 , с. 199.
- ^ Льюисон 2000 , с. 215.
- ^ Майлз 1998 , с. 210.
- ^ Льюисон 2000 , с. 165.
- ^ Крут 2015 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Райли 2002 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Бабюк 2002 , с.166.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Шеффилд 2017 , с. 101.
- ^ Шеффилд, 2017 , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: а б Шеффилд 2017 , с. 102.
- ^ Рейнольдс, Дэйв (1987). «Aerosmith — Вечный отпуск » . Металлические силы . № 25. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года.
- ^ Франк, Джон. « Постоянный отпуск Aerosmith » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Кристгау 1990 .
Источники
[ редактировать ]- Бабюк, Энди (2002). Beatles Gear: Все инструменты великолепной четверки от сцены до студии (второе (переработанное) изд.). Сан-Франциско: Книги Backbeat. ISBN 0-87930-731-5 .
- Бэдман, Кейт (2001). Дневник Битлз, том 2: После распада, 1970–2001 гг . Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 0-7119-8307-0 .
- Битлз (2000). Антология Битлз . Сан-Франциско: Книги хроник . ISBN 0-8118-2684-8 .
- Кристгау, Роберт (1990). «А» . Путеводитель по пластинкам Кристгау: 80-е . Нью-Йорк: Книги Пантеона . ISBN 0-679-73015-Х . Проверено 2 августа 2021 г. - через robertchristgau.com.
- Ковач, Джон (2006). «От «ремесла» к «искусству»: формальная структура в музыке Битлз». В Вомаке, Кеннет ; Дэвис, Тодд Ф. (ред.). Чтение «Битлз»: культурологические исследования, литературная критика и великолепная четверка . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 37–53. ISBN 0-7914-6716-3 .
- Дэвис, Рэндалл (1980). Раритеты (примечания). Битлз . Капитолий . ШАЛ-12060.
- ДиМартино, Дэйв (2004). «Человек из спичек». В Трынке, Пол (ред.). Битлз: десять лет, которые потрясли мир . Лондон: Дорлинг Киндерсли . п. 173. ИСБН 0-7566-0670-5 .
- Эверетт, Уолтер (2001). The Beatles как музыканты: The Quarry Men через Rubber Soul . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514105-4 .
- Эверетт, Уолтер (2006). «Красочная роспись своей комнаты: исследование тембра Битлз». В Вомаке, Кеннет ; Дэвис, Тодд Ф. (ред.). Чтение «Битлз»: культурологические исследования, литературная критика и великолепная четверка . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 71–94. ISBN 0-7914-6716-3 .
- Эверетт, Уолтер (2009). Основы рока: от «Синих замшевых туфель» до «Сюиты: Джуди Голубые глаза» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531024-5 .
- Филдер, Хью (1978). Раритеты (примечания). Битлз . Парлофон . ОС 054-07148.
- Фронтани, Майкл (2009). «Соло-годы». В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 153–182. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Гедон, Жан-Мишель; Марготен, Филипп (2013). Все песни: история каждого релиза Beatles . Нью-Йорк: Black Dog & Leventhal Publishers . ISBN 978-1-57912-952-1 .
- Хертсгаард, Марк (1995). Один день из жизни: Музыка и артистизм Битлз . Нью-Йорк: Делакорте Пресс . ISBN 0-385-31377-2 .
- Ингэм, Крис (2009). Грубый путеводитель по Битлз (3-е изд.). Лондон: Грубые гиды . ISBN 978-1-84836-525-4 .
- Крут, Джон (2015). Эта птица полетела: непреходящая красота Rubber Soul , пятьдесят лет спустя . Милуоки: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-573-6 .
- Ленхофф, Алан С.; Робертсон, Дэвид Э. (2019). Классические клавиши: звуки клавиш, положившие начало рок-музыке . Дентон. ISBN 978-1-57441-786-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Льюисон, Марк (1988). Полное собрание сессий записи Beatles . Лондон: Хэмлин . ISBN 978-0-600-63561-1 .
- Льюисон, Марк (2000). Полная хроника Битлз . Лондон: Хэмлин. ISBN 0-600-60033-5 .
- Макдональд, Ян (2007). Революция в голове: отчеты The Beatles и шестидесятые (Третье изд.). Чикаго: Chicago Review Press . ISBN 978-1-55652-733-3 .
- Майлз, Барри (1998). Пол Маккартни: Через много лет . Нью-Йорк: Генри Холт . ISBN 0-8050-5249-6 .
- Майлз, Барри (2007). The Beatles: Дневник: интимная история изо дня в день . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-1-84772-082-5 .
- Райли, Тим (2002). Скажи мне, почему: The Beatles: Альбом за альбомом, песня за песней, шестидесятые и после (пересмотренное и обновленное издание). Кембридж: Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-81120-3 .
- Родригес, Роберт (2010). Часто задаваемые вопросы о Великолепной четверке 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980 . Нью-Йорк: Книги Backbeat. ISBN 978-0-87930-968-8 .
- Шаффнер, Николас (1977). Битлз навсегда . Гаррисберг: Дом Кэмерона . ISBN 0-8117-0225-1 .
- Шефф, Дэвид (2000). Голсон, Дж. Барри (ред.). Все, что мы говорим: последнее крупное интервью с Джоном Ленноном и Йоко Оно . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина . ISBN 0-312-25464-4 .
- Шеффилд, Роб (2017). Мечтая о Битлз: история любви одной группы и всего мира . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-220765-4 .
- Смит, Алан (февраль 1972 г.). «Джон и Йоко: Мне не нравится весь этот дриблин-поп-опера-джаз. Мне нравятся POP-записи» . Хит-парадер . Проверено 13 июня 2021 г. - из Интернет-архива .
- Тернер, Стив (2005). Hard Day's Write: истории, стоящие за каждой песней Beatles (новое и обновленное издание). Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-084409-7 .
- Винн, Джон К. (2008). Путь за пределами сравнения: записанное наследие Битлз, том первый, 1957–1965 . Нью-Йорк: Three Rivers Press . ISBN 978-0-307-45157-6 .
- Вомак, Кеннет (2009). «Дискография Битлз, 1962–1970». В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 286–293. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара: ABC-CLIO . ISBN 978-0-313-39172-9 .