Накануне (песня)
"Накануне вечером" | |
---|---|
![]() Обложка нот | |
Песня Битлз | |
из альбома Помогите! | |
Выпущенный | 6 августа 1965 г. |
Записано | 17 февраля 1965 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | |
Длина | 2 : 33 |
Этикетка | Парлофон |
Автор(ы) песен | Леннон – Маккартни |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
« The Night Before » — песня английской рок-группы The Beatles из фильма «Help!» 1965 года. и саундтрек одноименного альбома . Он был написан в основном Полом Маккартни и приписан партнерству Леннона-Маккартни . Песня, описанная как поп-рок или рок-н-ролл , отражает последнюю ночь певца со своей возлюбленной перед тем, как его бросили.
Записанная в феврале 1965 года, «The Night Before» стала первой песней «Битлз», в которой использовалось электрическое фортепиано , на котором играл Джон Леннон . В мае следующего года был снят фильм, в котором группа имитирует трек на Солсбери-Плейн . The Beatles исполнили эту песню вживую только один раз, во время своего последнего на BBC Radio выступления . В современных интервью Маккартни сказал, что это одна из его любимых песен из альбома Help! фильм и одна из лучших записей Битлз на тот момент. Критики дали неоднозначные отзывы: некоторые хвалили его, а другие считали незначительным. Многие фанаты считают ее одной из лучших ранних песен Битлз. Джордж Мартин , Херби Манн , Джози Коттон и Restless Heart входят в число артистов, сделавших кавер.
Предыстория и запись
[ редактировать ]Ни у Пола Маккартни , ни у Джона Леннона не было ярких воспоминаний о написании «The Night Before». [ 1 ] Хотя песня принадлежит авторскому сочинению Леннона и Маккартни , [ 2 ] оба определили, что оно было написано в первую очередь Маккартни. [ 3 ] Маккартни вспоминал, как писал это письмо в квартире своей тогдашней подруги Джейн Эшер и ее семьи: [ 1 ] на Уимпол-стрит, 57 в центре Лондона . [ 4 ]
The Beatles записали "The Night Before" 17 февраля 1965 года во время третьей сессии саундтрека к своему второму художественному фильму Help! , в котором они также записали Джорджа Харрисона песню « You Like Me Too Much ». [ 5 ] Записываясь в Джордж студии EMI Two, Мартин продюсировал сессию при помощи инженеров Нормана Смита и Кена Скотта . [ 6 ] Группа добилась удовлетворительного базового трека за два дубля. [ 7 ] с участием Маккартни, поющего и играющего на бас-гитаре, Ринго Старра на барабанах, [ 1 ] Харрисон играет на ритм-гитаре на своем Gretsch Tennessean. [ 8 ] и Леннон играл Hohner Pianet на электрическом пианино , когда этот инструмент впервые использовался в записи Beatles. [ 1 ]
Группа наложила несколько частей на второй дубль. [ 9 ] Маккартни дважды записал свой вокал, [ 1 ] Леннон и Харрисон добавили бэк-вокал. [ 10 ] Старр добавил маракасы . к мосту [ 11 ] [ номер 1 ] а также Маккартни и Харрисон, первый из которых использует свое новое казино Epiphone. [ 15 ] [ номер 2 ] – сыграли парное гитарное соло, дублируя друг друга по октавам . [ 7 ] [ номер 3 ] Маккартни остался доволен финальной записью, сказав Melody Maker : «Этот звук был одним из лучших, которые [мы] когда-либо получали на записи, в инструментальном плане». [ 20 ]
18 февраля 1965 года Мартин, Смит и Скотт смикшировали песню в моно в аппаратной Studio Two. [ 21 ] Смит и инженер Малкольм Дэвис сделали ремикс на него для стерео . 23 февраля [ 22 ] сделали еще один стереоремикс 18 апреля в комнате 65 EMI Мартин, Смит и Фил Макдональд для кинокомпании United Artists , но он так и не был использован. [ 23 ]
Состав
[ редактировать ]"The Night Before" называют поп-роком. [ 24 ] [ 25 ] или рок-н-ролльная песня [ 26 ] это тоже основано на блюзе [ 27 ] и R&B . [ 28 ] [ номер 4 ] В основном это в тональности ре мажор , с краткой модуляцией до соль мажора в переходе, и в обычном такте . [ 27 ] По словам музыковеда Теренса Дж. О'Грэйди, «наиболее заметным» элементом композиции песни является последовательность аккордов I – ♭VII – IV – V , используемая в куплетах, поскольку Битлз никогда раньше не использовали ее, несмотря на то, что она была очень популярной. популярны среди своих современников. [ 24 ] Мелодия в куплетах разделена между ведущими и бэк-вокальными партиями. [ 27 ] технику музыковед Алан В. Поллак сравнивает с хокетом [ 27 ] и биограф Джонатан Гулд говорит, что это прообраз «все более сложных и разговорных» вокальных аранжировок в более поздних песнях Битлз. [ 30 ] О'Грэйди пишет, что «блюзовая интенсивность» куплета контрастирует с более сложной мелодией в бридже: [ 24 ] который достигает максимума с высокой ля нотой [ 27 ] на строчке: «Мне хочется плакать ». [ 13 ]
В лирическом плане Гулд пишет, что «The Night Before» связана с «старой поп-темой мгновенного изменения взглядов». [ 30 ] с певцом, размышляющим о прошлой ночи перед тем, как его бросила возлюбленная. [ 31 ] Музыкальный журналист Стив Тернер предполагает, что это могло быть вдохновлено бурными отношениями Маккартни с Ашером. [ 32 ] Поллак пишет, что эту песню можно сравнить с песней « Yesterday », написанной Маккартни примерно в то же время, поскольку оба главных героя хотят изменить свои отношения на один день; однако, хотя «Вчера» выражает «мрачное смирение», [«Накануне вечером»] открыто умоляет дать еще один шанс». [ 27 ] Писатель Кевин Курье сравнивает эту песню с современной песней Леннона « Да это есть », отмечая, что «где Леннон желает избавить себя от воспоминаний о потере … Маккартни хочет сохранить счастливые мысли прошлой ночи, даже если это означает, что его бросили». [ 33 ]
Последовательность фильмов
[ редактировать ]
«The Night Before» была одной из семи песен, выбранных режиссером Ричардом Лестером для использования в Help! [ 35 ] Фильм, посвященный песне, был снят 3–5 мая 1965 года и состоит из группы, имитирующей трек на Солсбери-Плейн . [ 36 ] Сцена изображает сеанс записи на открытом воздухе. [ 37 ] с импровизированной кабиной управления и записывающим оборудованием, установленным в открытом поле. [ 38 ] Сюжет фильма предполагает, что Старр стал жертвой убийства со стороны культа. [ 39 ] В соответствии с этим, «Битлз» исполняют песню под защитой 3-го британского Королевского танкового полка . [ 37 ] в окружении солдат и танков «Центурион» . [ 40 ] Песня « Она женщина » также используется в сцене, поскольку персонаж Ахме пытается обмануть культистов, проигрывая ее на подземном магнитофоне, окруженном динамитом. Две песни чередуются в зависимости от действия фильма. Когда «Ночь перед» заканчивается, динамит взрывается, и группа бежит в укрытие. [ 41 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Помощь! Премьера состоялась в Великобритании 29 июля 1965 года. [ 42 ] и лейбл EMI Parlophone с саундтреком выпустили LP 6 августа. [ 43 ] "The Night Before" появилась на первой стороне вместе с семью другими треками из фильма, расположенными между " Help! " и " You've Got to Hide Your Love Away ". [ 44 ] 13 августа Capitol выпустила североамериканскую версию альбома, в которой песня помещена между "Help!" и « From Me To You Fantasy » по Кена Торна . партитуре [ 45 ] В современном интервью Маккартни сказал, что "The Night Before" была одной из его любимых песен из фильма и что группа изо всех сил пыталась решить, должна ли она или " Ticket to Ride " быть главным синглом. [ 46 ]
Критически, биограф Битлз Хантер Дэвис оценивает "The Night Before" как "посредственную" песню, о которой "критикам мало что можно сказать, не видя, что можно хвалить, или что можно критиковать". [ 47 ] В своей книге «Революция в голове » Ян Макдональд критикует музыкальное и лирическое содержание песни как «единственно справедливую мейнстримную поп-музыку своего периода». [ 2 ] Марк Хертсгаард называет это «выбросом». [ 48 ] в то время как Патрик Хамфрис и Питер Доггетт считают использование Ленноном электрического пианино единственным новым элементом песни. [ 49 ] Напротив, Ричи Унтербергер из AllMusic считает "The Night Before" "первоклассной романтической поп-рок-песней". [ 25 ] и Кевин Курье хвалит ее как одну из недооцененных композиций Маккартни. [ 33 ] Журнал Rolling Stone поставил ее на 49-е место в списке 100 величайших песен Битлз, а редакторы написали: «Для любой другой группы такая великолепная поп-жемчужина, как «The Night Before», превратилась бы в карьерный хит-сингл, если бы не основа легенды. Но для Битлз это был просто еще один отличный трек из альбома». [ 29 ] Поклонники также оценили эту песню как одну из лучших ранних песен Битлз: по результатам опроса читателей 2014 года, проведенного журналом, она заняла девятое место среди лучших песен до Rubber Soul . [ 50 ]
Другие версии
[ редактировать ]Британский закон 1960-х годов обязывал радио BBC воспроизводить материалы, записанные специально для этого средства массовой информации. [ 51 ] Следуя этой практике, «Битлз» записали свое единственное живое исполнение «The Night Before» для световой программы BBC «Битлз» («Приглашаем вас взять билет на поездку») 26 мая 1965 года. [ 52 ] Это не только последнее выступление группы в музыкальной программе, но и последнее выступление группы. [ 53 ] это была их единственная сессия на BBC, в которой использовалось электрическое пианино, использованное в "The Night Before" вместе с " Dizzy Miss Lizzy ". Из песен, исполненных во время этой сессии, EMI включила только «Dizzy Miss Lizzy» и «Ticket to Ride» в альбом 1994 года Live at the BBC , хотя вся трансляция появилась на бутлегах . [ 54 ]
Джордж Мартин записал инструментальную версию песни для своего легкого для прослушивания альбома 1965 года George Martin and His Orchestra Play Help! [ 55 ] Американский джазовый флейтист Херби Манн сделал каверы на песни «The Night Before» и «Yesterday» для своего альбома Today! [ 56 ] новой волны Певица Джози Коттон записала кавер на "The Night Before" в 1986 году с вокалом Stray Cats гитариста Брайана Сетцера. [ 57 ] – за ее альбом Everything Is Oh Yeah , который не издавался до 2019 года. [ 58 ] Кантри -группа Restless Heart сделала кавер на эту песню для своего реюнион-альбома Still Restless 2004 года , при этом музыкальный критик Эл Кэмпбелл высказал мнение, что она «больше похожа на Америку середины 70-х , чем на Fab Four». [ 59 ]
Маккартни впервые исполнил «The Night Before» на концерте во время своего тура On the Run , который начался 15 июля 2011 года на стадионе Янки . [ 50 ] [ 60 ] Томас Коннор из Chicago Sun-Times назвал это одним из «нескольких неожиданных отрывков» из тура: [ 61 ] в то время как Бернар Перусс из Montreal Gazette написал, что его включение понравилось «настоящим фанатам Битлз» и вызвало «восторженные вздохи» у аудитории. [ 62 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Яна Макдональда [ 2 ] если не указано иное:
- Пол Маккартни — двойной вокал, бас, соло-гитара
- Джон Леннон — электрическое фортепиано , гармоничный вокал
- Джордж Харрисон — ритм-гитара, [ 1 ] соло-гитара, [ номер 3 ] гармоничный вокал
- Ринго Старр — барабаны, маракасы [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уолтер Эверетт идентифицирует ударный инструмент как маракасы, как и Жан-Мишель Гедон и Филипп Марготен. [ 12 ] Тим Райли , правда, пишет, что это бубен, [ 13 ] в то время как Ян Макдональд говорит, что это «неопознано». [ 14 ]
- ↑ Кеннет Вомак утверждает, что "The Night Before" была первой песней Битлз, в которой фигурировало Казино; [ 15 ] однако Эверетт пишет, что гитара также использовалась в « Ticket to Ride » и «Another Girl». [ 16 ] записано за предыдущие два дня. [ 6 ]
- ^ Jump up to: а б В мемуарах Джорджа Мартина All You Need Is Ears указывается, что только Харрисон сыграл в треке соло-гитару. [ 17 ] в то время как Барри Майлз пишет в своей биографии «Многие годы спустя» , что Маккартни играл соло. [ 18 ] Другие авторы, в том числе Джон К. Винн, Гесдон и Марготен, пишут, что они оба играли соло в октавах. [ 19 ] о чем Леннон также заявил в современном интервью Melody Maker . [ 20 ]
- ↑ Rolling Stone называет "The Night Before" лучшим примером влияния Битлз на Motown . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гедон и Марготен, 2013 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Макдональд 2007 , с. 147.
- ^ Майлз 1997 , стр. 194–195: Маккартни; Шефф 2000 , с. 194: Леннон.
- ^ Майлз 1997 , с. 107.
- ^ Гедон и Марготен, 2013 , стр. 226, 244.
- ^ Jump up to: а б Льюисон 1988 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Винн 2008 , с. 298.
- ^ Гедон и Марготен, 2013 , с. 226: Харрисон играл на ритм-гитаре; Вомак 2014 , с. 666: Гретш Теннесси.
- ^ Винн 2008 , с. 298: наложения; Lewisohn 1988 , стр. 55–56, 58: использовался второй дубль.
- ^ Винн 2008 , с. 298: добавлен бэк-вокал; Макдональд 2007 , с. 147: Леннон и Харрисон.
- ^ Гедон и Марготен, 2013 , с. 226: Старр добавил маракасы; Эверетт 2001 , с. 286: к мосту.
- ^ Эверетт 2001 , с. 286; Гедон и Марготен, 2013 , с. 226
- ^ Jump up to: а б Райли 2002 , с. 141.
- ^ Макдональд 2007 , с. 147–148.
- ^ Jump up to: а б Вомак 2014 , с. 666.
- ^ Эверетт 2001 , с. 267.
- ^ Мартин и Хорнсби 1979 , с. 148.
- ^ Майлз 1997 , стр. 194–195.
- ^ Винн 2008 , с. 298; Гедон и Марготен, 2013 , стр. 226–227.
- ^ Jump up to: а б Коулман 1965 , с. 13, цитируется по Everett 2001 , с. 286.
- ^ Льюисон 1988 , с. 55.
- ^ Льюисон 1988 , с. 56.
- ^ Льюисон 1988 , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б с О'Грейди 1983 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Унтербергер, Ричи . «Накануне вечером [из фильма «Помогите! «] — Обзор песни» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 3 января 2012 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Ниверсон 1997 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Поллак, Алан В. (1992). «Заметки о «Накануне» » . soundscapes.info . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Гедон и Марготен, 2013 , с. 226; О'Грейди 1983 , с. 72
- ^ Jump up to: а б «100 величайших песен Битлз: 49. «Накануне ночи» » . Роллинг Стоун . 10 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 15 февраля 2022 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гулд 2007 , с. 266.
- ^ Дэвис 2014 , стр. 96.
- ^ Тернер 2015 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Курьер 2009 , с. 112.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 124.
- ^ Эверетт 2001 , стр. 304–305: семь песен; Тернер 2009 , с. 76: выбран Лестером.
- ^ Винн 2008 , с. 317; Льюисон 1992 , с. 192: 3–5 мая.
- ^ Jump up to: а б Винн 2008 , с. 317.
- ^ Фремо 2018 , с. 62.
- ^ Гулд 2007 , стр. 274–275.
- ^ Тернер 2009 , с. 76: солдаты; Норман 1981 , с. 248: Танки «Центурион».
- ^ Халпин 2017 , с. 117.
- ^ Майлз 2002 , с. 167.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 47; Вомак 2009 , с. 288
- ^ Эверетт 2001 , стр. 304–305.
- ^ Майлз 2002 , с. 168.
- ^ «Помогите!: Глаз, или два, или три, или четыре, или больше! О новом фильме Битлз» (PDF) . Рейв : 6 августа 1965 года.
- ^ Дэвис 2016 , с. 239.
- ^ Хертсгаард 1995 , с. 130.
- ^ Хамфрис и Доггетт 2010 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б «10 великих ранних песен Битлз» . Роллинг Стоун . 12 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2022 г. Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Эверетт 2001 , с. 159.
- ^ Дэвис 2016 , стр. 473–474.
- ^ Льюисон 1992 , с. 194.
- ^ Винн 2008 , с. 321.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 278: альбом 1965 года; Шаффнер 1978 , с. 215: легкое слушание; Эверетт 2001 , с. 299: Джордж Мартин и его оркестр играют на помощь!.
- ^ Яноу, Скотт . «Сегодня! Обзор» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Табоне, Чирисс (19 сентября 2019 г.). «Неизданный альбом Джози Коттон 1986 года «Everything is Oh Yeah» выйдет 4 октября» . Рок ночью . Архивировано из оригинала 17 ноября 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Сендра, Тим. «Все о да, обзор» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Кэмпбелл, Ал. «Все еще беспокойный обзор» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Мейпс, Джиллиан (18 июля 2011 г.). «Пол Маккартни на стадионе Янки: «У Дерека Джетера больше хитов, чем у меня» » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Сотрудники THR (1 августа 2011 г.). «Полевой концерт Пола Маккартни в Ригли: что говорят критики» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Перусс, Бернар (15 сентября 2018 г.). «Пол Маккартни в Монреале: история слез и радости» . Монреальский вестник . Архивировано из оригинала 27 ноября 2021 года . Проверено 26 марта 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Каслман, Гарри; Подразик, Уолтер Дж. (1976). Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles, 1961–1975 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 978-0-345-25680-5 .
- Коулман, Рэй (27 февраля 1965 г.). "Это снова мы". Создатель мелодий .
- Курьер, Кевин (2009). Искусственный рай: темная сторона утопической мечты Битлз . Вестпорт, Коннектикут: Прегер . ISBN 978-0-313-34586-9 .
- Дэвис, Хантер (2014). Тексты песен The Beatles: истории, стоящие за музыкой, включая рукописные черновики более 100 классических песен Beatles . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0-316-24716-0 .
- Дэвис, Хантер (2016). Книга Битлз . Лондон: Эбери Пресс . ISBN 978-0-09-195861-9 .
- Эверетт, Уолтер (2001). The Beatles как музыканты: The Quarry Men через Rubber Soul . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514105-4 .
- Фремо, Стефани (2018). «Битлз» на экране: от поп-звезд до музыкантов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bloomsbury Academic . ISBN 978-1-5013-2716-2 .
- Гулд, Джонатан (2007). Любовь мне не купить: Битлз, Британия и Америка . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Three Rivers Press . ISBN 978-0-307-35337-5 .
- Гедон, Жан-Мишель; Марготен, Филипп (2013). Все песни: история каждого релиза Beatles . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Black Dog & Leventhal Publishers . ISBN 978-1-57912-952-1 .
- Халпин, Брук (2017). Знакомство с «Битлз»: спутник слушателя . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-4422-7144-9 .
- Хертсгаард, Марк (1995). Один день из жизни: Музыка и артистизм Битлз . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Delacorte Press . ISBN 978-0-385-31377-3 .
- Хамфрис, Патрик; Доггетт, Питер (2010). Битлз: Музыка и миф . Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 978-0-85712-361-9 .
- Ленхофф, Алан С.; Робертсон, Дэвид Э. (2019). Классические клавиши: звуки клавишных, которые положили начало рок-музыке . Издательство Университета Северного Техаса . ISBN 978-1-57441-786-9 .
- Льюисон, Марк (1988). Полное собрание сессий записи Beatles . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Гармонии . ISBN 978-0-600-63561-1 .
- Льюисон, Марк (1992). Полная хроника Битлз: единственное полное руководство по всей карьере Битлз . Лондон: Хэмлин . ISBN 978-0-517-58100-1 .
- Макдональд, Ян (2007). Революция в голове: отчеты The Beatles и шестидесятые (Третье изд.). Чикаго Ревью Пресс . ISBN 978-1-55652-733-3 .
- Мартин, Джордж ; Хорнсби, Джереми (1979). Все, что вам нужно, это уши . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . ISBN 978-0-312-02043-9 .
- Майлз, Барри (1997). Пол Маккартни: Через много лет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт . ISBN 978-0-8050-5248-0 .
- Майлз, Барри (2002). The Beatles: Дневник – интимная история изо дня в день . Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 978-0-7119-9196-5 .
- Ниверсон, Боб (1997). Фильмы о Битлз . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-33797-2 .
- Норман, Филип (1981). Shout!: Битлз в их поколении . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: MJF Books. ISBN 978-1-56731-087-0 .
- О'Грейди, Теренс Дж. (1983). Битлз: музыкальная эволюция . Бостон: Туэйн. ISBN 978-0-8057-9453-3 .
- Райли, Тим (2002) [1988]. Скажи мне, почему: The Beatles: Альбом за альбомом, песня за песней, шестидесятые и после (пересмотренное и обновленное издание). Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press . ISBN 978-0-306-81120-3 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Гаррисберг, Пенсильвания: Дом Кэмерона . ISBN 978-0-07-055087-2 .
- Шефф, Дэвид (2000) [1981]. Голсон, Дж. Барри (ред.). Все, что мы говорим: последнее крупное интервью с Джоном Ленноном и Йоко Оно . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина . ISBN 978-0-312-25464-3 .
- Тернер, Стив (2009) [1994]. Написание тяжелого дня: истории, стоящие за каждой песней Битлз (новое, обновленное издание). Лондон: Carlton Books . ISBN 978-1-84732-458-0 .
- Тернер, Стив (2015). Полное собрание песен «Битлз»: истории каждого трека, написанного «Великолепной четверкой» . Лондон: Carlton Books . ISBN 978-1-78097-711-9 .
- Винн, Джон К. (2008). Путь за пределами сравнения: записанное наследие Битлз, том первый, 1957–1965 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Three Rivers Press . ISBN 978-0-307-45157-6 .
- Вомак, Кеннет , изд. (2009). «Дискография Битлз, 1962–1970» . Кембриджский компаньон Битлз . Издательство Кембриджского университета . стр. 286–293. дои : 10.1017/CCOL9780521869652.017 . ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд . ISBN 978-0-313-39172-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]