Доктор Роберт
«Доктор Роберт» | |
---|---|
![]() Обложка нот «Северные песни» (по лицензии Sonora Musikförlag) | |
Песня Битлз | |
Выпущенный |
|
Записано | 17 и 19 апреля 1966 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | Камень , [ 1 ] психоделия [ 2 ] |
Длина | 2 : 15 |
Этикетка | Парлофон |
Автор(ы) песен | Леннон – Маккартни |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
« Доктор Роберт » — песня английской рок-группы The Beatles . Он был выпущен в 1966 году на их альбоме Revolver , за исключением Северной Америки, где вместо этого он появился на их Вчера и Сегодня альбоме . Песня была написана Джоном Ленноном (и приписана Леннону-Маккартни ). [ 3 ] [ 4 ] хотя Пол Маккартни сказал, что он был соавтором сценария. [ 5 ] The Beatles записали трек в семи дублях 17 апреля 1966 года, с наложением вокала 19 апреля.
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]По словам музыковеда Уолтера Эверетта , текст песни «Doctor Robert» «содержал самые явные отсылки к наркотикам из всех опубликованных песен Битлз» вплоть до 1966 года, и он добавляет, что в записи песни группа «нашла музыкальные способы изобразить врач как святой». [ 6 ] Персонаж соответствует идее « доктора Филгуда », врача, который прописывал такие наркотики, как амфетамины, под видом законной медицинской практики. [ 7 ] Леннон вспомнил, что Маккартни, возможно, помог ему написать бридж «Ну-ну-ну»; [ 6 ] несмотря на это, по словам музыкального журналиста Роберта Фонтено, «большинство согласны с тем, что эта песня почти полностью является детищем Джона». [ 3 ]
В Нью-Йорке есть какой-то парень, а в Штатах мы слышим, как люди говорят: «Вы можете получить от него все: любые таблетки, какие захотите». Это был большой шум, но еще и шутка про этого парня, который всех от всего лечил всеми этими таблетками и транквилизаторами, уколами того и этого; он просто держал Нью-Йорк на высоте. В этом вся суть доктора Роберта: просто врач-таблеточник, который вас хорошо принимает. [ 8 ]
– Пол Маккартни , 1967 г.
В своей книге «Битлз '66 » автор Стив Тернер говорит, что Леннона, возможно, побудили написать о поставщике наркотиков после обсуждения « Mother's Little Helper » – песни из альбома группы Rolling Stones только что выпущенного Aftermath – с Миком Джаггером , когда Джаггер присутствовал на недавней сессии Revolver . Тернер цитирует трек Донована 1965 года "Candy Man" как еще одну песню, которая могла бы послужить примером для Леннона. [ 9 ] По словам его друга Пита Шоттона , когда Леннон проигрывал ему ацетат «Доктора Роберта», «он, казалось, был вне себя от радости от перспективы того, что миллионы покупателей пластинок невинно подпевают». [ 10 ]
О личности настоящего доктора Роберта ходило множество теорий. [ 3 ] [ 10 ] Автор Барри Майлз опознал его как Роберта Фреймана, врача из Нью-Йорка, известного тем, что он давал богатым клиентам инъекции витамина B-12 с добавлением амфетаминов. [ 11 ] В 1966 году Фрейманну было около 60 лет, он был родившимся в Германии врачом из Манхэттена, известным художникам Нью-Йорка и более богатым гражданам своими инъекциями витамина B-12, которые также включали большие дозы амфетамина. Фрейманн хвастался, что он может назвать 100 имен своих знаменитых пациентов (как сообщается, включая Джеки Кеннеди ) «за 10 минут». [ 3 ] [ номер 1 ]
Тернер, который также идентифицирует доктора Роберта как Фреймана, пишет, что «некоторые в кругу Битлз думали, что доктор Роберт был отсылкой к Роберту Фрейзеру » - владельцу художественной галереи, «надежному источнику марихуаны и кокаина для модной лондонской группы» и другу. группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». [ 12 ] В интервью 1980 года, которое, по словам Фонтено, «еще больше запутало проблему», [ 3 ] Леннон сказал, что песня «в основном о наркотиках и таблетках», но: «Она была обо мне. Это я носил с собой в турне все таблетки». [ 13 ]
В статье на веб-сайте Spinner в 2009 году Джеймс Салливан перечислил еще трех человек, которые, как предполагалось, послужили источником вдохновения для доктора Роберта:
- Боб Дилан , который познакомил Битлз с марихуаной летом 1964 года.
- Доктор Роберт Макфейл, вымышленный персонаж книги Олдоса Хаксли 1962 года «Остров» . [ 14 ] [ номер 2 ]
- Джон Райли, дантист, знакомый Джона и Синтии Леннон , Джорджа Харрисона и его жены Патти Бойд . [ 14 ] На званом обеде, на котором присутствовали Леннон, Харрисон и их партнеры в марте 1965 года, Райли добавила в кофе ЛСД, что дало двум «Битлз» первый опыт употребления наркотика. [ 16 ]
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]«Доктор Роберт» использует тональности ля мажор и си мажор. [ 17 ] а его мелодия выполнена в миксолидийском ладу по мотивам Б. [ 18 ] Музыкальная аранжировка имеет шахматное наложение: бэк-вокал начинается со второго куплета, соло-гитара появляется прямо перед бриджем, а сам бридж включает добавленную фисгармонию и дополнительный вокал. Ведущий вокал Леннона автоматически дублируется, причем каждый из двух слегка сдвинутых по фазе треков разделяется на отдельные стереоканалы; создавая сюрреалистический эффект, поддерживая лирику об употреблении наркотиков. [ 18 ] Интересной особенностью является достаточно «блаженная» модуляция (на тему «Ну-ну-ну, ты чувствуешь себя хорошо») [ 19 ] до тональности B на мосту через F ♯ 7 поворотная хорда (VI 7 в старой тональности A и V 7 в новой тональности Б). [ 20 ]
Был записан продолжительный джем продолжительностью 43 секунды в конце, но он был удален и заменен затуханием. В американском моно-миксе песни, выпущенном на альбоме «Yesterday and Today» , Леннон, кажется, говорит «ОК, Херб» в самом конце трека. [ 21 ] [ 22 ]
Запись
[ редактировать ]The Beatles записали "Doctor Robert" в начале записи Revolver . Запись песни состоялась 17 апреля 1966 года в студии EMI (ныне Abbey Road Studios ) в Лондоне. [ 23 ] Это был относительно простой трек для записи, [ 21 ] по сравнению с более экспериментальными песнями, такими как « Tomorrow Never Knows » и « Rain ». [ 24 ] [ 25 ] Группа добилась удовлетворительного базового трека после семи дублей, в ее состав входили Леннон на ритм-гитаре, Маккартни на басу, Харрисон на маракасах и Ринго Старр на барабанах. [ 6 ] [ 21 ] Затем Харрисон наложил соло-гитару, обработал ее автоматическим двойным трекингом (ADT) и пропустил через динамик Leslie для улучшения звука. [ 6 ] и Леннон добавил фисгармонию к двум мостам. [ 26 ] Маккартни исполнил партию фортепиано, [ 21 ] хотя на готовой записи это не сохранилось. [ 22 ]
Вокал был добавлен в трек на следующей сессии группы 19 апреля. [ 27 ] Они состояли из ведущего вокала Леннона и высокой гармонии Маккартни, а также Харрисона, исполняющего третий голос через мосты. Вокал Леннона также обрабатывался с помощью ADT. [ 28 ] Песня была смикширована в моно для ее релиза в США 12 мая. [ 29 ] и в стерео 20 мая. [ 21 ] Впоследствии 21 июня на него был сделан ремикс в моно. [ 28 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Doctor Robert» была одной из трёх песен с сессий Revolver , написанных Ленноном. [ 30 ] которые были переданы Capitol Records в начале мая 1966 года для включения в американский релиз «Yesterday and Today» . [ 31 ] В других странах он появился на Револьвере , [ 32 ] где он был записан как четвертый трек на второй стороне пластинки, между « For No One » и « I Want to Tell You ». [ 33 ] Альбом вышел 5 августа. [ 34 ] незадолго до того, как Битлз начали свой последний концертный тур в Чикаго. [ 35 ] Автор Шон Леви описывает Revolver как «первый настоящий наркотический альбом» поп-музыки, а не просто как «запись с некоторыми наркотическими инсинуациями», и он приписывает это в первую очередь вкладу Леннона. [ 36 ]
В ноябре художник Алан Олдридж создал карикатурную иллюстрацию «Доктора Роберта» и трех других треков Revolver для сопровождения тематической статьи о Битлз в журнале Woman's Mirror . На иллюстрации был изображен Леннон, одетый в черную накидку, которая была частично откинута в сторону, обнажая набор блестящих хирургических инструментов, хотя оригинальный дизайн Олдриджа, который был отклонен руководством журнала из опасения обидеть потенциальных рекламодателей, вместо этого изображал человеческие конечности, свисающие внутри накидки. . [ 37 ] Впечатленный работой художника, Леннон купил оригинал картины и с гордостью выставил ее у себя дома. По словам Олдриджа, Леннон сказал ему, что он «ошибся», изобразив доктора Роберта как врача, занимающегося анатомией человека; вместо этого он был «нью-йоркским доктором, который продавал скорость». [ 38 ]
В своем обзоре на Revolver AllMusic Стивен Томас Эрлевин из » называет «Doctor Robert» Леннона «самым простым номером» на альбоме по сравнению с другими его Revolver композициями « And Your Bird Can Sing », « She Said She Said , « I Я только сплю » и «Завтра никогда не знает». [ 39 ] Ричи Унтербергер в своем обзоре песни для AllMusic похвалил гитарный рисунок песни, возможно, на него повлияли такие группы, как The Who . Унтербергер также хвалит вокальные исполнения, особенно высокие гармонии Маккартни во время куплетов. [ 40 ] В своей книге «Революция в голове » Иэн Макдональд говорит, что, хотя эта песня является лишь «второстепенным» треком Битлз, она входит в число «самых острых произведений группы». Он подчеркивает сочетание «едкого вокала» Леннона, «торгающейся гармонии в четвертях» Маккартни и «двухтрековой гитары Харрисона с ее уникальным сочетанием ситара и кантри-вестерна». [ 41 ]
Рецензируя альбом для Mojo в 2002 году, Чарльз Шаар Мюррей сгруппировал «Doctor Robert» с «And Your Bird Can Sing», «She Said She Said» и «I Want to Tell You» как гитарные треки, которые «блестят» великолепные каскады звона». Он определил это качество звенения как ответ Битлз на «то, что Byrds звучанием Fabs сделали с собственным прото- фолк-роковым в A Hard Day's Night ». [ 1 ] Когда Mojo выпустил Revolver Reloaded в 2006 году, часть серии компакт-дисков журнала с альбомами Beatles, исполняемыми современными исполнителями, кавер-версию "Doctor Robert" исполнил Люк Темпл . [ 42 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Яна Макдональда, [ 41 ] за исключением случаев, когда указано:
- Джон Леннон — двойной вокал, ритм-гитара, фисгармония
- Пол Маккартни — гармоничный вокал, бас-гитара
- Джордж Харрисон — бэк-вокал, [ 28 ] двухдорожечная соло-гитара, маракасы
- Ринго Старр — ударные
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрейманн, автор автобиографии 1983 года под названием « Что такого плохого в хорошем самочувствии?» , потерял медицинскую лицензию в 1975 году. Правительство США начало применять жесткие меры к распространению амфетамина в начале 1970-х годов после серии смертей и увеличения числа наркоманов. Фрейманн сказал, что, по его мнению, скорость - это «хороший наркотик», репутация которого испорчена наркоманами. [ 3 ]
- ↑ Известный сторонник ЛСД , Хаксли задокументировал свой опыт употребления галлюциногенных наркотиков в таких книгах, как «Двери восприятия» , и был среди писателей и философов, которые «Битлз» позже включили в обложку своего альбома « Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шаар Мюррей, Чарльз (2002). «Револьвер: говорим о революции». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 дней, которые потрясли мир (The Psychedelic Beatles – с 1 апреля 1965 г. по 26 декабря 1967 г.) . Лондон: Emap. п. 74.
- ^ Райли 2011 , с. 329. «... психоделические номера, такие как «Дождь», «Доктор Роберт» и «И твоя птица может петь»».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фонтено, Роберт. «Песни Битлз: «Доктор Роберт» - история этой классической песни Битлз» . oldies.about.com . Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Тернер 2016 , с. 157.
- ^ Майлз 1997 , с. 290.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эверетт 1999 , с. 45.
- ^ Дело 2010 г. , стр. 28–29.
- ^ Олдридж, Алан (14 января 1968 г.). «Путеводитель Пола Маккартни по песеннику Битлз». Лос-Анджелес Таймс . п. Б19.
- ^ Тернер 2016 , стр. 157–58.
- ^ Перейти обратно: а б Гедон и Марготен, 2013 , с. 344.
- ^ Майлз 1997 , стр. 289–90.
- ^ Тернер 2016 , стр. 158, 159.
- ^ Шефф 2000 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Салливан, Джеймс (4 сентября 2009 г.). «Закрученные истории: реальный доктор Роберт из группы «Битлз» нашел приятное лекарство для знаменитостей» . Спиннер . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года.
- ↑ Дело 2010 г. , стр. 26, 46.
- ^ Дикарь 2015 , с. 114.
- ^ Макдональд 1998 , с. 449.
- ^ Перейти обратно: а б Поллак, Алан В. (1995). «Заметки о «Докторе Роберте» » . Звуковые ландшафты . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Гиллиланд, Джон (1969). «Прорезинивание души: великий ренессанс поп-музыки» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
- ^ Эверетт 1999 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Винн 2009 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Родригес 2012 , с. 122.
- ^ Майлз 2001 , с. 229.
- ^ Родригес 2012 , с. 121.
- ^ Тернер 2016 , с. 159.
- ^ Гедон и Марготен, 2013 , стр. 344–45.
- ^ Льюисон 2005 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с Гедон и Марготен, 2013 , с. 345.
- ^ Льюисон 2005 , с. 78.
- ^ Дикарь 2015 , с. 318.
- ^ Родригес 2012 , стр. 25–26.
- ^ Родригес 2012 , с. 25.
- ^ Эверетт 1999 , с. 67.
- ^ Майлз 2001 , с. 237.
- ^ Винн 2009 , с. 2.
- ^ Леви 2002 , стр. 241, 242.
- ^ Тернер 2016 , с. 356.
- ^ Тернер 2016 , стр. 356–57.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Револьвер – Битлз» . Вся музыка . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Унтербергер, Ричи. «Битлз «Доктор Роберт» » . Вся музыка . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд 1998 , с. 176.
- ^ "Revolver Reloaded - Трек-лист | Обложки компакт-дисков Mojo - Полный список" . Обложки компакт-дисков Моджо. Архивировано из оригинала 10 февраля 2011 года . Проверено 29 июня 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Кейс, Джордж (2010). Из наших голов: рок-н-ролл до того, как действие наркотиков прекратилось . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-0-87930-967-1 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512941-0 .
- Гедон, Жан-Мишель; Марготен, Филипп (2013). Все песни: история каждого релиза Beatles . Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь. ISBN 978-1-57912-952-1 .
- Леви, Шон (2002). Готовься, будь уверенным, вперед!: Качающийся Лондон и изобретение крутости . Лондон: Четвертое сословие. ISBN 978-1-84115-226-4 .
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (1998). Революция в голове: пластинки Битлз и шестидесятые . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6697-8 .
- Майлз, Барри (1997). Пол Маккартни: Через много лет . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-5249-6 .
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-8308-9 .
- Райли, Тим (2011). Леннон: Человек, миф, музыка – окончательная жизнь . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-7535-4020-6 .
- Родригес, Роберт (2012). Револьвер: Как Битлз переосмыслили рок-н-ролл . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-009-0 .
- Сэвидж, Джон (2015). 1966: Год, когда десятилетие взорвалось . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-27763-6 .
- Шефф, Дэвид (2000) [1981]. Все, что мы говорим: последнее крупное интервью с Джоном Ленноном и Йоко Оно . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . ISBN 0-312-25464-4 .
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк: Экко. ISBN 978-0-06-247558-9 .
- Винн, Джон К. (2009). Это волшебное чувство: записанное наследие Битлз, том второй, 1966–1970 гг . Нью-Йорк: Three Rivers Press. ISBN 978-0-307-45239-9 .