Край тьмы (фильм, 1943 год)
Край тьмы | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Льюис Майлстоун |
Автор сценария | Роберт Россен |
На основе | Край тьмы Уильям Вудс |
Продюсер: | Генри Бланк |
В главных ролях | |
Кинематография | Сид Хикокс |
Под редакцией | Дэвид Вайсбарт |
Музыка | Франц Ваксман |
Производство компания | |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Даты выхода | |
Время работы | 119 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $1,653,000 [ 2 ] |
Театральная касса | $3,669,000 [ 2 ] 2,3 миллиона долларов (аренда в США) [ 3 ] |
«Грань тьмы» (также известная как «Норвегия в восстании ») — фильм 1943 года о Второй мировой войне, снятый Льюисом Майлстоуном , в котором участвуют Эррол Флинн , Энн Шеридан и Уолтер Хьюстон . [ 4 ] Этот полнометражный фильм основан на сценарии Роберта Россена , который был адаптирован из романа 1942 года «Край тьмы» . Уильяма Вудса [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]Норвегия, 1942 год. В оккупированной нацистами рыбацкой деревне Тролльнесс доктор Мартин Стенсгард ( Уолтер Хьюстон ) и его жена ( Рут Гордон ) продолжают притворяться, что живут в достатке, и игнорируют оккупантов. Врач тоже предпочел бы сохранять нейтралитет, но разрывается. Каспар Торгерсен ( Чарльз Дингл ), его зять, богатый владелец местного рыбоконсервного завода, сотрудничает с нацистами. Однако дочь доктора, Карен ( Энн Шеридан ), является участницей сопротивления, у которой романтические отношения с его лидером Гуннаром Брогге ( Эррол Флинн ). Ситуация еще больше усложняется тем, что сын врача, Иоганн ( Джон Бил ), только что вернулся из школы в Осло. К сожалению, он попадает под влияние своего дяди, сочувствующего нацистам. Хотя она любит своего брата, Карен сообщает горожанам, что Иоганн — Квислинг .
Ключевая группа членов сопротивления во главе с Гуннаром и Карен с нетерпением ожидает тайного прибытия оружия с британской подводной лодки. Они прячут оружие в подвале и призывают горожан отложить насилие до подходящего момента. Однажды вечером Карен, идущая на встречу, схвачена немецким солдатом и исчезает, а Гуннар лихорадочно ищет ее в городе. В конце концов она появляется на встрече в порванной одежде и с синяками на лице, что указывает на то, что ее изнасиловали. Гуннар теряет перспективу, увидев, что натворили немцы, и готовится без промедления атаковать. Но Карен и остальные убеждают его, что еще не время.
После встречи отец Карен в гневе убивает немецкого солдата. Нацистский комендант ( Гельмут Дантин ) приказывает задержать всех подозреваемых в лидерах сопротивления для публичной казни. На следующее утро они роют себе могилы на городской площади. Затем они слышат пение и обнаруживают, что горожане вооружились контрабандным арсеналом. Местный пастор стреляет из пулемета с башни церкви, и горожане следуют его примеру. Они отвоевывают свою деревню и грузят женщин и детей на рыбацкие лодки, направляющиеся в Англию. В местной гостинице, которая служит немецким штабом и куда переехал брат Карен, ведутся приготовления к обороне. Гуннар, Карен, ее отец и другие члены сопротивления маршируют через лес к отелю. Иоганн, изменив свое мнение, предупреждает повстанцев из отеля, что они попадают в ловушку под перекрестным огнем. Немцы убивают Иоганна, затем вступают в бой с повстанцами, которые наконец захватывают отель. Нацистский комендант кончает жизнь самоубийством. Позже выжившие члены сопротивления отправляются в горы, чтобы продолжить борьбу с оккупацией.
Бросать
[ редактировать ]
|
|
Производство
[ редактировать ]Оригинальный роман
[ редактировать ]«Грань тьмы» была основана на дебютном романе Уильяма Вудса. Warner Bros. купила права на фильм в январе 1942 года за 30 000 долларов. [ 6 ] Роман был опубликован 9 апреля, во вторую годовщину немецкого вторжения в Норвегию. [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]Генри Бланке было поручено продюсировать, Роберту Россену написать сценарий, а Льюису Майлстоуну стать режиссером. Позже Майлстоун сообщил прессе:
Прошло двенадцать лет с тех пор, как я снял «На Западном фронте без перемен» . Этот фильм воплотил ретроспективное разочарование по поводу новой войны. В Edge of Darkness мы создаем картину, которая покончила с разочарованием. Мы знаем врага, с которым сражаемся, и сталкиваемся с суровыми реалиями нынешней войны. Мораль Edge of Darkness такова: «Вместе мы выстоим, разделенные — падем». Это краеугольный камень победы во всех демократических странах. [ 8 ]
«Я не могу придумать историю, которая вызывала бы у меня больший энтузиазм», — сказал Бланке о « Грани тьмы» . [ 9 ]
Написание сценария было поручено Роберту Россену. Позже Майлстоун сказал, что Россен «применил идиому для диалога, которая не имела ничего общего с Норвегией, но заимствована в основном из языка, который он знал лучше всего - речи нью-йоркского Ист-Сайда. Поскольку никто больше не знал разницы, эта идиома работала превосходно». [ 10 ]
Кастинг
[ редактировать ]Энн Шеридан и Хамфри Богарт были объявлены звездами. [ 11 ]
В конце концов Богарт выбыл, и его заменил Эррол Флинн. [ 12 ] [ 13 ]
В актерский состав входил Хельмут Дантин , который только что подписал долгосрочный контракт с Warners после своего выступления в Касабланке . [ 14 ]
В актерском составе было большое количество актеров, которые были наиболее известны своими сценическими работами, в том числе Джудит Андерсон и Рут Гордон .
Позже Майлстоун сказал, что «чрезвычайно смешанный состав сыграл чертовски хорошо». [ 10 ]
Стрельба
[ редактировать ]Съемки должны были начаться в августе 1942 года, но были отложены на две недели, чтобы Эррол Флинн мог поправиться от плохого здоровья. [ 15 ] Он должен был сделать это на своей яхте, но Хедда Хоппер сообщила, что он ускользнул в Мехико с другом на охоту, и что он «не хотел сниматься в этом [фильме] с самого начала», отчасти потому, что его роль была относительно небольшой. Брюс Кэбот был указан в качестве возможной замены, если Флинн не вернется. [ 16 ] Уорнерс оказала давление на Флинна, и в конце концов он вернулся на съемки. [ 17 ]
(Позже сообщалось, что Флинн подписал новый контракт с Warners на четыре фильма в год, в одном из которых он должен был также выступать в качестве продюсера. [ 18 ] )
Большая часть фильма была снята на студии Warner Bros. в Бербанке, а некоторые натурные съемки - в городе Монтерей . [ 19 ] Warners арендовала два крупнейших причала Монтерея и флот парусных лодок Монтерея; они развесили улицы норвежскими и нацистскими флагами и знаками и пригласили нескольких местных жителей в массовку. [ 8 ] Группа вернулась из Монтерея 16 сентября, чтобы возобновить студийные съемки. [ 20 ]
Сообщается, что Эрскин Колдуэлл работал техническим консультантом над фильмом, поскольку у него был некоторый опыт работы в Норвегии. [ 21 ]
Во время съемок Уорнерс добавила шесть надгробий с именами нацистских диверсантов, недавно казненных в США, для большего реализма. [ 22 ] Съемки закончились в ноябре.
«Грань тьмы» был одним из нескольких фильмов, действие которых происходит в оккупированной Европе, наряду с « Ударом коммандос на рассвете» и «Луна зашла» . [ 23 ]
Позже Майлстоун сказал: «Флинн постоянно недооценивал себя. Если вы хотели поставить его в неловкое положение, все, что вам нужно было сделать, это сказать ему, насколько он великолепен в сцене, которую он только что закончил играть: он краснел, как молодая девушка, и бормотал» Я не актер» ушел бы куда-нибудь и сел бы». [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Франц Ваксман забил гол. Он использовал две основные пьесы: лютеранский хорал « Могучая крепость — наш Бог » и национальный гимн Норвегии . Согласно одному обзору, «остальное — это откровенная оркестровка цветов и необходимое заполнение. Результатом является великолепное наращивание, достигающее подавляющей эмоциональной кульминации». [ 24 ]
Прием
[ редактировать ]Современные отзывы были положительными. Босли Кроутер из The New York Times назвал фильм «мелодрамой, [но] сильной мелодрамой, конечно». [ 25 ] Variety описал его как «драматичную, напряженную, волнующую историю о разорении Норвегии, великолепно сыгранную прекрасным актерским составом и твердо поставленную Льюисом Майлстоуном». [ 26 ] В «Отчетах Харрисона» это было названо «Отлично! ... Руководство Льюиса Майлстоуна мастерское, а игра, от звезд до второстепенных игроков, превосходна». [ 27 ] Дэвид Ларднер из The New Yorker сравнил фильм с «Луна зашла» , написав, что оба заслуживают внимания, но « Грань тьмы» была немного лучше из-за более округлых характеристик. [ 28 ] Журнал Filmink назвал его «определенно самым коммунистическим (почти) фильмом Эррола». [ 29 ]
Этот фильм вошел в пятерку самых востребованных фильмов армии США в апреле 1943 года, остальные - « Моя подруга Флика» , «Хит-парад 1943 года» , «Полет за свободу» и «Привет, Фриско, привет» . [ 30 ] Его также устроили специальные показы для организации «Сыны Норвегии». [ 31 ]
«Грань тьмы» была запрещена в Буэнос-Айресе в 1943 году из-за ее антинацистской позиции. [ 32 ]
Флинн должен был следить за фильмом с «До последнего человека» (который стал «Северной погоней ») и «Капитан Горацио Хорнблауэр» (который был отложен, а затем снят с Грегори Пеком ). [ 33 ]
Театральная касса
[ редактировать ]По данным Warner Bros., фильм заработал 2 039 000 долларов внутри страны и 1 630 000 долларов за рубежом. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кинг 1999, с. 676.
- ^ Jump up to: а б с Финансовая информация Warner Bros в The William Schaefer Ledger. См. Приложение 1, «Исторический журнал кино, радио и телевидения», (1995) 15:sup1, 1-31 стр. 23 DOI: 10.1080/01439689508604551
- ^ «Лучшие кассовые сборы сезона». Варьете , 5 января 1944 г., с. 54.
- ^ Обзор эстрадных фильмов; 24 марта 1943 года.
- ^ Бек, Сандерсон. «Рецензия: «Грань тьмы (1943)». Кино Зеркала , 2005. Дата обращения: 22 августа 2106.
- ^ «Местного происхождения». «Нью-Йорк Таймс» , 24 января 1942 г., стр. 13.
- ^ «Книги: Авторы», The New York Times , 28 марта 1942 г., стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Гудман, Эзра. « Голливуд: от Норвегии до Монтерея ». «Нью-Йорк Таймс» , 27 сентября 1942 г., стр. Х3.
- ^ «Продюсер откровенно определяет свою функцию: Генри Бланк смотрит на продюсера как на координатора, который также может думать». «Нью-Йорк Таймс» , 4 апреля 1943 г., стр. Х4.
- ^ Jump up to: а б с Хайэм, Чарльз; Гринберг, Джоэл (1971). Целлулоидная муза; Говорят голливудские режиссеры . Регнери. п. 184.
- ^ «Экранные новости здесь и в Голливуде: Энн Шеридан и Хамфри Богарт… по телефону в The New York Times». «Нью-Йорк Таймс» , 7 мая 1942 г., стр. 23.
- ^ Шаллерт, Эдвин. «Драма: «Грань тьмы» для команды Шеридана и Флинна». Лос-Анджелес Таймс , 29 мая 1942 г., стр. 8.
- ^ «Фред Астер появится в фильме «Взгляни внизу»; роль Эдварда Эллиса: сегодня прибудут два фильма: «Синкопация» выйдет во дворце, «Мой любимый шпион» откроется в Loew's State». «Нью-Йорк Таймс» , 28 мая 1942 г., стр. 13.
- ^ «Киноновости здесь и в Голливуде: Вера Зорина появится в рассказе Сомерсета Моэма «Час перед рассветом». «Нью-Йорк Таймс» , 5 августа 1942 г., стр. 16.
- ^ Шаллерт, Эдвин. «Драма: пьеса Хепберн требует высокой цены». Лос-Анджелес Таймс , 27 августа 1942 г., стр. 22.
- ^ Хоппер, Хедда. «Из тьмы!». «Вашингтон Пост» , 21 августа 1942 г., стр. 15.
- ^ Хоппер, Хедда. "Лес прячет деревья!" «Вашингтон Пост» , 29 августа 1942 г., стр. Б10.
- ^ «Местного происхождения». «Нью-Йорк Таймс» , 30 сентября 1942 г., стр. 29.
- ^ Томас и др. 1969, с. 129.
- ^ Шаллерт, Эдвин. «Драма: Сезар Ромеро сыграет угрозу «Кони-Айленда». Лос-Анджелес Таймс , 15 сентября 1942 г., стр. 13.
- ^ Хоппер, Хедда. «Глядя на Голливуд». Чикаго Дейли Трибьюн , 10 сентября 1942 г., стр. 24.
- ^ Прайор, Томас М. «Новости кино и комментарии: Виши сохраняет запрет на американские фильмы». «Нью-Йорк Таймс» , 8 ноября 1942 г., стр. Х4.
- ^ Хоппер, Хедда. «Зацементировано великолепно и почти великолепно». «Вашингтон Пост» , 18 августа 1942 г., стр. 14.
- ^ Джонс, Изабель Морс. «Музыка и музыканты: Музыка для съемок фильмов Fox приобретает индивидуальность; Новые кинопартитуры продвигаются на основе психологического анализа». Лос-Анджелес Таймс , 28 марта 1943 г., стр. С6.
- ^ Кроутер, Босли. «Обзор фильма: «Грань тьмы».» «Нью-Йорк Таймс» , 10 апреля 1943 года.
- ^ "Обзоры фильмов". Варьете , 24 марта 1943 г., с. 20.
- ^ «'Грань тьмы' с Эрролом Флинном, Энн Шеридан и Уолтером Хьюстоном». Отчеты Харрисона , 27 марта 1943 г., с. 50.
- ^ Ларднер, Дэвид. «Современное кино». Житель Нью-Йорка (FR Publishing Corp.), 17 апреля 1943 г., стр. 40.
- ^ Вагг, Стивен (17 ноября 2019 г.). «Фильмы Эррола Флинна: Часть 3. Годы войны» . Фильминк .
- ^ «Если вам нужен «Побег», он уже не за горами». The Washington Post , 12 мая 1943 г., стр. 16.
- ^ «Патриоты Норвегии увидят «Тьму»». «Вашингтон Пост» , 10 июля 1943 г., стр. Б8.
- ^ «Антинацистский фильм запрещен». «Нью-Йорк Таймс» , 26 сентября 1943 г., стр. 39.
- ^ Шаллерт, Эдвин. «Драма: «Кристофер Бин» с Вулли, Гишем». Лос-Анджелес Таймс , 19 сентября 1942 г., стр. А8.
Библиография
[ редактировать ]- Хэнсон, Патрисия Кинг, изд. Каталог кинофильмов Американского института кино, произведенных в США: художественные фильмы, 1941–1950 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета, 1999. ISBN 0-520-21521-4 .
- Томас, Тони, Руди Белмер и Клиффорд Маккарти. Фильмы Эррола Флинна . Нью-Йорк: Цитадель Пресс, 1969. ISBN 978-0-80650-237-3 .
- Вудс, Уильям Ховард. Край тьмы: Роман об оккупированной Норвегии . Нью-Йорк: Компания JB Lippincott. 1942 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1943 года
- фильмы 1943 года о войне
- Американские фильмы о войне
- Американские черно-белые фильмы
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы, написанные Францем Ваксманом
- Фильмы о норвежском движении сопротивления
- Фильмы по британским романам
- Фильмы режиссёра Льюиса Майлстоуна
- Фильмы, действие которых происходит в Норвегии
- Фильмы по сценариям Роберта Россена
- Фильмы Warner Bros.
- Фильмы о Второй мировой войне, основанные на реальных событиях.
- Фильмы о Второй мировой войне, снятые в военное время