Александр Македонский (фильм 1956 года)
Александр Великий | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Роберт Россен |
Написал | Роберт Россен |
Продюсер: | Роберт Россен |
В главных ролях | Ричард Бертон Фредрик Марч Клэр Блум Даниэль Дарье |
Кинематография | Роберт Краскер |
Под редакцией | Ральф Кемплен |
Музыка | Марио Нашимбене |
Производство компании | |
Распространено | Объединенные художники |
Даты выпуска |
|
Время работы | 147 минут (предварительная версия); 136 минут (общая версия) |
Страны | Соединенные Штаты Испания |
Язык | Английский |
Бюджет | 4 миллиона долларов |
Театральная касса | 2,5 миллиона долларов |

«Александр Великий» — это , снятый в CinemaScope и Technicolor 1956 года эпический исторический драматический фильм о жизни македонского генерала и короля Александра Великого , сценарий, продюсер и режиссер Роберт Россен . Снятый в Испании, он был выпущен United Artists , в нем снимался Ричард Бертон в роли Александра вместе с большим актерским составом. Итальянский композитор Марио Нашимбене написал музыку к фильму .
Сюжет
[ редактировать ]Греческий оратор Демосфен из Афин выступает за войну, чтобы противостоять королю Македонии Филиппу II и его запланированному вторжению и захвату всех городов-государств Греции .
Пока Филипп II возглавляет кампанию по захвату Олинфа , ему сообщают, что его супруга Олимпиада родила ему сына, который, как она утверждает, является « богом, рожденным от бога». Филипп злится, потому что подозревает, что Олимпиада совершила прелюбодеяние и что она не была оплодотворена богом. Однако генерал Парменио советует королю позволить Александру вырасти и стать его преемником.
Подрастая, Александр получает инструкции по истории, математике, логике и другим предметам у Аристотеля в Миезе . Александр жаждет править и говорит своему наставнику, что, как и Ахилл, он предпочел бы «короткую жизнь в славе», чем «долгую жизнь в безвестности». Затем Филипп решает отправить Александра в столицу Македонии Пеллу в качестве регента, чтобы он управлял городом, пока Филипп ведет войны. Это сделано для того, чтобы Олимпиада не распространяла слухи о смерти мужа. Александр использует эту возможность, чтобы править самостоятельно — он не становится пешкой ни своей матери, ни своего отца. Позже Александр присоединяется к Филиппу, и они вместе отправляются в завоевательные кампании против таких городов, как Афины, в битве при Херонее в 338 году до нашей эры. После победы в битве Александр требует, чтобы ни один греческий город-государство никогда не вооружался против Пеллы и чтобы они поставляли людей, оружие и корабли для войны против Персии.
Филипп разводится с Олимпиадой, обвиняя ее в «неверности», и женится на племяннице Аттала Эвридике , тем самым делая ее новой царицей. Этот шаг создает пропасть между Александром и его отцом не только потому, что мать Александра была отвергнута, но и потому, что его преемственность висит на волоске, поскольку некоторые люди при дворе Филиппа считают его бастардом.
После того, как Филипп и его двор высмеивают Павсания , верного друга Александра, за его великую преданность Александру, Павсаний, при подразумеваемой поддержке Олимпиады, убивает Филиппа, после чего Александр тут же убивает Павсания. Эвридика кончает жизнь самоубийством, или ее убийство Олимпиадой выставляется как самоубийство; Олимпиада приказала бросить в огонь сына Эвридики от Филиппа, Карана. В этот момент Александр заявляет о лояльности всех македонцев и принимает титул своего отца. Он сообщает македонцам, что Коринфский договор все еще действует. Мемнон сослан за то, что не присягнул Александру на верность.
Александр приступает к своей миссии по завоеванию всей Азии. Мемнон, который сейчас находится при дворе Дария III, советует ему стратегически отступить и атаковать Александра, когда его припасы закончатся. Однако владыки Персии недооценивают «мальчика» Александра и решают сразиться с ним у реки Граник .
После победы при Гранике Александр отправляется во Фригию и решает проблему узла, завязанного царем Гордиасом , разрезая его своим мечом.
Перед битвой в Вавилоне Александр заявляет, что лунное затмение , которое некоторые из его людей считали плохим предзнаменованием, означает, что «персидская луна будет затмлена македонским Солнцем», с чем Аристандр соглашается провидец . Потерпев поражение, Дарий III бежит к Каспийским воротам, чтобы построить новую армию, но унылые командиры убивают его. В своем завещании Дарий говорит Александру: «Возьми мою дочь Роксану в свою жену… чтобы наши миры стали одним целым». Затем Александр приказывает посадить на кол персидских правителей, совершивших цареубийство, за предательство своего царя.
Во время пьяного пиршества в Вавилоне Александр заявляет: «Я сын Божий» ( Зевс ) и «мир — мои владения… Мы пойдем на край света». В Афины доходят новости о том, что Александр находится в Индии и побеждает там, после чего Эсхин заявляет: «Он превзошел богов».
Александр принимает свой статус близко к сердцу, его высокомерие и паранойя достигают нестабильных размеров, но завоевания смелого молодого лидера заканчиваются после того, как он убивает своего близкого друга Клита копьем после пьяного спора. Убитый горем и смиренный, Александр возвращается в Вавилон из Индии, потеряв при этом многих своих людей. Он женится на Роксане в Сузах, но вскоре заболевает и просит бросить его труп в Евфрат , чтобы он исчез, чтобы люди думали, что его тело вернулось богам. Когда на смертном одре Александра спрашивают, кому он оставит свою империю, Александр шепчет: «Сильнейшему».
Бросать
[ редактировать ]- Ричард Бертон в роли Александра Македонского
- Фредрик Марч , как Филипп II
- Клэр Блум и Радуга
- Даниэль Дарье в роли Олимпиады
- Барри Джонс, как Аристотель
- Гарри Эндрюс, как Дариус
- Стэнли Бейкер в роли Атталуса
- Найл МакГиннис в роли Пармениона
- Питер Кушинг в роли Мемнона
- Майкл Хордерн в роли Демосфена
- Мариса де Леса в роли Эвридики
- Густаво Рохо в роли Клита Черного
- Рубен Рохо в роли Филотаса
- Питер Вингард в роли Павсания
- Хельмут Дантин в роли Нектенабаса
- Уильям Сквайр в роли Эшена
- Фридрих фон Ледебур в роли Антипатра
- Виргилиу Тейшейра в роли Птолемея
- Тереза дель Рио в роли Роксаны
- Хулио Пенья в роли Арситеса
- Хосе Ньето в роли Спитридата
- Карлос Баэна, как Неарх
- Ларри Тейлор в роли Пердикки
- Хосе Марко, как Гарпал
- Рикардо Валле в роли Гефестиона
- Кармен Карулла в роли Статейры
- Хесус Луке, как Аристандер
- Рамзи Эймс в роли пьяной женщины
- Эллен Россен в роли Амитис
- Карлос Асеведо, как Окус
Производство
[ редактировать ]Чарлтону Хестону предложили роль Александра, но он отказался, заявив, что «Александра легче всего сделать плохо». [1] Ричард Бертон ранее пытался сыграть Гефестиона в Теренса Реттигана , «Приключенческой истории» но был уволен. [2] Позже он сыграл Марка Антония в историческом эпосе «Клеопатра» . [3] Барри Джонс первоначально четыре раза отказывался от роли Аристотеля, но согласился в пятый раз, предложив свою зарплату. [4]
Роберт Россен начал работу над фильмом в 1952 году. [5] [6] Фильм снимался в Испании в течение 110 дней с февраля по июль 1955 года. [7] [8] с использованием Technicolor и CinemaScope . [9] Россен рассматривал возможность использования VistaVision и привлек британских актеров для тестовых съемок. [10] Фильм снимался на студии «Севилья» в Мадриде. Эль-Молар использовался для изображения Пеллы, Эль-Веллон — для Персеполя и Афин, а сражения Александра снимались в испанском Марокко . Сцены, изображающие битвы при Херонее и битве при Гавгамелах, были сняты с использованием Сьерра-де-Гуадаррама. [6] [5] а битва при Гранике произошла на реке Харама. [11] Фильм стоил 4 миллиона долларов. [12]
Декорации разработал Андре Андреев , а костюмы — Дэвид Ффолкс. [6] Для фильма было изготовлено 11 000 костюмов, а в одной боевой сцене использовалось 6 500 копий, 4 000 щитов, 430 лошадей и 42 колесницы. [13] [8] Костюмы Бертона стоят 87 500 долларов. [14] Для фильма было использовано 5000 статистов и 1000 кавалерийских лошадей были одолжены у испанских вооруженных сил. [15] Саундтрек к фильму был написан в Риме. [16]
Принц Греции и Дании Петр выступил историческим консультантом фильма. [3] [17] В фильме есть множество исторических неточностей. Использование сигмы во вступительных названиях приводит к появлению Альксандра Грсата , а названия мест на картах в фильме написаны на латыни. Доспехи Александра вдохновлены более поздними римскими доспехами. [18] Александр также изображается исключительно гетеросексуальным . [19] Мемнон изображался афинянином, а не родосцем, а Роксана изображалась дочерью Дария, а не Оксиарта. [20] Историк Робин Лейн Фокс , работавший над » Оливера Стоуна , « Александром критически отозвался о фильме. [21]
Выпускать
[ редактировать ]Дэвид Баллард ростом семь футов и семь дюймов был одет как Александр для рекламы фильма. [22] United Artists потратили 1 миллион долларов на рекламу фильма, из них 251 000 долларов было потрачено на рекламу в журналах и газетах. было вырезано тринадцать страниц Из журнала Life для рекламы фильма и опубликована адаптация комиксов. [23] [24] [25] [26]
United Artists добивались кассовых сборов в 20 миллионов долларов, а для достижения безубыточности требовалось 7 миллионов долларов. [23] [24] «Александр Великий» заменил «Карусель» в качестве самого кассового фильма в кинотеатрах за одну неделю в апреле 1956 года, а опустился на второе место после «Карусели» . на следующей неделе [27] К концу 1956 года фильм заработал 2,5 миллиона долларов, что сделало его 32-м самым кассовым фильмом того года. [28]
Национальный легион приличия назвал фильм «морально не вызывающим возражений для всеобщего покровительства». [29]
Прием
[ редактировать ]На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения « 0% », полученный на основе 9 рецензий, со средней оценкой 3,7 из 10. [30]
А. Х. Вейлер из «Нью-Йорк Таймс» написал, что, несмотря на продолжительность фильма, «моменты скуки в нем редки» и что батальные сцены «представляют собой красочное и грозное зрелище». Он добавил: «Ричард Бертон в роли Александра вносит серьезный и страстный образ человека, вдохновленного, но все еще отталкивающего своего отца». [31] Уильям Брогдон из Variety написал, что в фильме есть «длинные и скучные отрезки», но «Россен достигает высот заполнения экрана своими боевыми сборками, забивая анаморфотное соотношение 2,55-1 до самых краев сцена за сценой массовой войны». [32] В своем описании премьеры в Лос-Анджелесе Эдвин Шаллерт заявил: «Первоначальная аудитория имела возможность увидеть некоторые очень сильные отдельные образы Бертона, Марча и других, а также стать свидетелем некоторых чрезвычайно больших и захватывающих батальных и массовых сцен. как часть повествования, исторического или другого, в основном вращающегося вокруг главного героя как великого завоевателя Греции, фильм, казалось, развивался в дюжине и одном разных направлениях практически на каждом этапе». [33]
Ричард Л. Коу из The Washington Post написал, что фильм «для фильма настолько поразительно верен историческим фактам, что больше жаль, что как фильм он настолько скучен ... Такова сила подробностей». картин, в которых повторение батальных сцен, прощаний, речей и интриг просто становится головокружительно бессмысленным». [34] В «Отчетах Харрисона» написано: «Прекрасно снятая в CinemaScope и Technicolor, это, без сомнения, одна из самых богато смонтированных картин, когда-либо созданных, великолепная захватывающая эпопея с размахом и великолепием, которая сама по себе стоит того, чтобы увидеть ее». [35] Джон Маккартен из The New Yorker написал, что «хотя в картине много интересного зрелища, она не предлагает достаточно драмы, чтобы удержать внимание на протяжении всей ее продолжительности — дело двух с половиной часов. Слишком много этого времени». тратится на подробное описание несчастной юности македонца». [36] «Ежемесячный кинобюллетень» писал: «Убежденность здесь значительно рассеивается из-за отказа Россена, несмотря на очевидно серьезные намерения, представить персонажей в терминах, гораздо более убедительных, чем в истории комиксов ... Боевые сцены хорошо составлены, но в целом Пешеходный стиль и подход к постановке в конечном итоге сводят Александра Великого к благонамеренному историческому празднику, продолжительному и временами весьма приятному». [37]
Хартли Рамзи в статье для Национального совета по обзору раскритиковал игру Бертона как «раздражительную и бесстрастную» и время ее просмотра, но заявил, что фильм «интересен и его стоит посмотреть». [38] В обзоре The Guardian раскритикована его несфокусированная и широкая история, заявив, что, если бы Россен «был менее амбициозным, он мог бы создать запоминающуюся работу» и что «результатом стал отличный, громоздкий мушкетон фильма». [39] Алан Брайен заявил, что «подобно «Завоевателю» и «Елене Троянской» это эпос страдает слоновостью». [40] В рецензии газеты « Чикаго Трибьюн» , написанной под псевдонимом Мэй Тини, фильм оценивается как «зачастую чрезвычайно эффективный» и что это «массивный, содержательный фильм, обладающий как преимуществами, так и недостатками любых попыток изобразить древнюю историю». [41]
Р. Х. Гарднер в статье для The Baltimore Sun раскритиковал фильм как «зачастую медленный, трудный для восприятия и перегруженный запутанными деталями», но что он «возможно, так же близок к тому, чтобы быть великим, как любой исторический фильм со времен Оливье постановки Шекспировский « Генрих V ». Он заявил, что описание Александра Россеном «замедляет и сбивает с толку действие, с одной стороны, но, с другой, поднимает фильм из рядов среднего лишенного воображения, раздутого исторического фильма на выдающуюся позицию». Он также похвалил костюмы, декорации и боевые сцены. [20]
Джей Кармоди в статье для The Evening Star похвалил актерский состав. [42] Майлз Стэндиш в статье в газете St. Louis Post-Dispatch высоко оценил игру Бертона и письмо Россена. [43]
Адаптация комиксов
[ редактировать ]- Dell Four Color # 688 (май 1956 г.) [44] [45]
См. также
[ редактировать ]- Список американских фильмов 1956 года
- Список исторических драматических фильмов
- Список фильмов United Artists
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гибсон глазами Александра» . Возраст . 5 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 г.
- ^ Манн 2008 , стр. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Нисбет 2008 , с. 91.
- ^ «Аристотель любой ценой» . Бостон Глобус . 3 апреля 1956 г. с. 48. Архивировано из оригинала 21 мая 2023 года – через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Испанцы похожи на греков в эпосе об Александре Македонском» . Окленд Трибьюн . 7 июля 1955 г. с. 46. Архивировано из оригинала 18 мая 2023 года – через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с « Режиссер «Александра Македонского» говорит, что его эпопея имеет зрелищность плюс историю» . Пасадена Индепендент . 26 января 1955 г. с. 3. Архивировано из оригинала 18 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ Манн 2008 , стр. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Жизнь, том 39, выпуск 20, 1955 г. , с. 82.
- ^ Нисбет 2008 , с. 92.
- ^ Разнообразие, том 196, выпуск 12, 1954 г. , с. 7.
- ^ Соломон 2001 , с. 43.
- ^ Разнообразие, том 201, выпуск 3, 1955 г. , с. 4.
- ^ Экспонент кинофильмов, том 55, выпуск 16, 1956 г. , с. 32-33.
- ^ «Колоссальный! Потрясающий! И к тому же большой» . Вечерняя звезда . 27 января 1956 г. с. С7. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года — на Newspapers.com .
- ^ « Александр» ведёт последний бой» . Звездная телеграмма Форт-Уэрта . 26 августа 1955 г. с. 6. Архивировано из оригинала 18 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ «Россен нашел Испанию идеальным местом для съемок» . Вечерняя звезда . 26 февраля 1956 г. с. Е1. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года — на Newspapers.com .
- ^ «Принц Питер» . Бирмингемская почта . 18 февраля 1955 г. с. 6. Архивировано из оригинала 18 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ Нисбет 2008 , с. 96-97.
- ^ Нисбет 2008 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б «Александр — Величайший» . Балтимор Сан . 2 апреля 1956 г. с. 10. Архивировано из оригинала 21 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ «Александр восстанавливает веру историка в кинопроизводство» . Гранде Прейри Дейли Геральд-Трибьюн . 26 ноября 2004 г. с. 21. Архивировано из оригинала 25 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ «Колоссальный! Потрясающий! И к тому же большой» . Бостон Глобус . 11 января 1956 г. с. 11. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б Разнообразие Том 196 Выпуск 12 1954 г. , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Разнообразие Том 201 Выпуск 11 1956 г. , с. 5.
- ^ Motion Picture Herald, том 203, выпуск 2, 1956 г. , с. 43.
- ^ Экспонент кинофильмов, том 55, выпуск 16, 1956 г. , с. 33.
- ^ Разнообразие, том 202, выпуск 6, 1956 г. , с. 6.
- ^ Разнообразие, том 205, выпуск 5, 1957 г. , с. 4.
- ^ Motion Picture Herald, том 203, выпуск 3, 1956 г. , с. 31.
- ^ «Александр Македонский (1956)» . Гнилые помидоры . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Вейлер, А.Х. (29 марта 1956 г.). «Экран: Сага о древних титанах» . Нью-Йорк Таймс . п. 23.
- ^ Брогдон, Уильям (4 апреля 1956 г.). «Кинообзоры: Александр Македонский» . Разнообразие . стр. 6, 16 – в Интернет-архиве.
- ↑ Шаллерт, Эдвин (29 марта 1956 г.). «Премьера «Александра» приобретает праздничный характер» . Лос-Анджелес Таймс . Часть I, стр. 32–33 – через Newspapers.com .
- ^ Коу, Ричард Л. (31 марта 1956 г.). «Реальная история в Александре». Вашингтон Пост . п. 43.
- ^ « Александр Великий» с Ричардом Бертоном, Фредриком Марчем и Клэр Блум» . Отчеты Харрисона . 31 марта 1956 г. с. 51 - через Интернет-архив.
- ^ Маккартен, Джон (7 апреля 1956 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . п. 110.
- ^ «Александр Македонский». Ежемесячный кинобюллетень . 23 (268): 55. Май 1956.
- ^ Рамзи 1956 , с. 218.
- ^ « Александр Великий» слишком велик» . Хранитель . 24 марта 1956 г. с. 5. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ «Александра задерживает брачный клубок» . Хранитель . 24 марта 1956 г. с. 4. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ «Киноверсия жизни Александра насыщенна и масштабна» . Чикаго Трибьюн . 6 апреля 1956 г. с. 12. Архивировано из оригинала 24 мая 2023 г. – через Newspapers.com .
- ^ «Александр великолепен на экране» . Вечерняя звезда . 31 марта 1956 г. с. А14. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года — на Newspapers.com .
- ^ «Великий Александр» . Пост-отправка Сент-Луиса . 30 марта 1956 г. с. 3D. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года – через Newspapers.com .
- ^ «Четыре цвета Dell № 688» . База данных Гранд-комиксов .
- ^ Dell Four Color # 688 в базе данных комиксов (архив из оригинала )
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Манн, Майкл (2008). Ричард Бертон: Принц игроков . Издательство Скайхорс . ISBN 9781602393554 .
- Нисбет, Гидеон (2008). Древняя Греция в кино и популярной культуре (2-е изд.). Бристоль Феникс Пресс. ISBN 9781904675785 .
- Рамзи, Хартли (1956). «Александр Македонский» . Национальный наблюдательный совет . Том. 7, нет. 5.
- Соломон, Джон (2001). Древний мир в кино . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300083378 .
- «Лондонский тест Россена» . Разнообразие . Том. 196, нет. 12. 1954.
- «Ракурсы «Алекса»: Греция не смогла справиться со съемками» . Разнообразие . Том. 201, нет. 3. 1955 год.
- «Mags, поставляет долю в рекламе «Алекса», 251 000 долларов» . Разнообразие . Том. 201, нет. 11. 1956.
- «Национальный опрос кассовых сборов» . Разнообразие . Том. 202, нет. 6. 1956 год.
- «Оценочная выручка за прошлый год» . Разнообразие . Том. 205, нет. 5. 1957 год.
- «Гигантская программа UA на 1 000 000 долларов привлекает большую аудиторию «Александра»» . Вестник кинофильмов . Том. 203, нет. 2. 1956 год.
- «Легион одобряет 10 из 13 новых постановок» . Вестник кинофильмов . Том. 203, нет. 3. 1956 год.
- «Три года исследований окупились для Россена» . Экспонент кинофильмов . Том. 55, нет. 16. 1956.
- «Благотворительная кампания фильма для Испании» . Жизнь . Том. 39, нет. 20. 1955.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1956 года
- Военные драмы 1950-х годов
- Исторические драмы 1950-х годов
- Американские биографические драматические фильмы
- Американские эпические фильмы
- Фильмы CinemaScope
- Американские военные драмы
- Испанские исторические драмы
- Англоязычные испанские фильмы
- Англоязычные фильмы 1950-х годов
- Фильмы об Александре Македонском
- Классические военные фильмы
- Фильмы Роберта Россена
- Фильмы, написанные Марио Нашимбене
- Фильмы по сценариям Роберта Россена
- Фильмы, действие которых происходит в Вавилоне
- Фильмы, снятые в Мадриде
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы, действие которых происходит в Греции
- Фильмы, действие которых происходит в Древней Греции
- Фильмы, адаптированные под комиксы
- Исторические боевики
- Испанские военные драмы
- Американские фильмы 1950-х годов
- Культурные изображения Птолемея I Сотера