Tupolev Tu-95LAL
Ту-95ЛАЛ | |
---|---|
![]() | |
Испытательный самолет Ту-95ЛАЛ. Выпуклость в хвостовой части фюзеляжа закрывает реактор. | |
Роль | Экспериментальный ядерный самолет |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 1961 |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Tupolev Tu-95 |
русский : Экспериментальный самолет Ту-95ЛАЛ ( Летающая Атомная Лаборатория , латинизированное : Летающая Атомная Лаборатория , букв. «Летающая атомная лаборатория»), летавший с 1961 по 1965 год, представлял собой модифицированный Ту-95 советский бомбардировщик , аналог американского бомбардировщика. ' ранее Convair NB-36H . [ 1 ] Целью проекта было проверить, можно ли использовать ядерный реактор для питания самолета, в первую очередь проверяя работу реактора в воздухе и защиту компонентов и экипажа. Реактор на самом деле не приводил самолет в действие. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Во время холодной войны в СССР существовала программа экспериментальных ядерных самолетов. Без необходимости дозаправки самолет с ядерной установкой имел бы значительно большую дальность полета по сравнению с обычными конструкциями. [ 2 ]
12 августа 1955 года Совет Министров СССР издал директиву, предписывающую конструкторским бюро бомбардировщиков объединить усилия в исследованиях атомной авиации. КБ Андрея Туполева и Владимира Мясищева Главными конструкторскими коллективами стали Н.Д. Кузнецову и А.М. Люльке , а разработку двигателей поручили . Они решили с самого начала сосредоточиться на системе прямого цикла, испытывая прямоточные воздушно-реактивные двигатели, реактивные двигатели и даже турбовинтовые двигатели. [ 2 ]
В бюро Туполева , зная сложность поставленной перед ним задачи, подсчитали, что пройдет два десятилетия, прежде чем программа сможет создать работающий прототип. Они предполагали, что первый действующий самолет с ядерным вооружением сможет подняться в воздух в конце 1970-х или начале 1980-х годов. Чтобы набраться опыта решения эксплуатационных задач, предложили в кратчайшие сроки построить летающий стенд, смонтировав небольшой реактор на Ту-95М для создания Ту-95ЛАЛ. [ 2 ] [ 3 ]
Реактор ВВРЛ-100 был установлен в бомбоотсеке самолета, что потребовало установки аэродинамических обтекателей сверху и снизу. С 1961 по 1969 год Ту-95ЛАЛ совершил более 40 исследовательских полетов. [ 1 ] [ 4 ] Большинство из них были сделаны при остановленном реакторе. [ 1 ] Основной целью этапа полета была проверка эффективности радиационной защиты, что было одной из главных задач инженеров. [ 1 ] жидкий натрий , оксид бериллия , кадмий , парафин Для защиты использовались и стальные пластины. Эффективность защиты оспаривается: большинство источников говорят, что она была, по крайней мере, достаточно эффективной, чтобы гарантировать дальнейшие работы. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] и действительно, было начато проектирование следующего прототипа Ту-119. [ 5 ]
Как и в США, разработка была свернута по соображениям стоимости и экологических проблем. [ 1 ] Растущий потенциал межконтинентальных баллистических ракет сделал дорогостоящую программу ядерных самолетов ненужной, и она была свернута. [ 1 ] [ 2 ]
Ту-119
[ редактировать ]Следующим этапом в развитии атомного бомбардировщика должен был стать Ту-119 , модифицированный Ту-95, оснащенный как ядерными, так и керосиновыми турбовинтовыми двигателями: двумя Кузнецова НК-14А. ядерными двигателями - внутренние двигатели, питаемые теплом от фюзеляжного реактора, и два подвесных турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12 , питаемых керосином . Ту-119 так и не был завершен из-за отмены проекта атомного бомбардировщика по причине высокой стоимости и серьезного воздействия возможных аварий и аварий на окружающую среду. [ 2 ]
Технические характеристики (Ту-95ЛАЛ)
[ редактировать ]Примечание: приведены характеристики Ту-95МС, идентичные Ту-95ЛАЛ.
Данные боевых самолетов с 1945 года. [ 6 ]
Общие характеристики
- Длина: 46,2 м (151 фут 7 дюймов) [ 7 ]
- Размах крыльев: 50,1 м (164 фута 4 дюйма) [ 7 ]
- Высота: 12,12 м (39 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 310 м 2 (3300 кв. футов)
- Полная масса: 145 000 кг (319 670 фунтов)
- Посадочная масса: 110 000 кг (242 508 фунтов)
- Силовая установка: 4 двигателя Кузнецова НК-12М турбовинтовых мощностью 15 000 л.с. (15 000 л.с., 11 000 кВт)
- Гребные винты: 8-лопастные, вращающиеся в противоположных направлениях, с постоянной скоростью и флюгированием.
Производительность
- Крейсерская скорость: 750–800 км/ч (470–500 миль в час, 400–430 узлов)
- Дальность: 4700 км (2900 миль, 2500 миль)
- Выносливость: > 6,4 часа
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Баттлер и Гордон 2004 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Колон 2009
- ^ Из документального фильма на телевидении и DVD « Самолеты, которые никогда не летали: атомный самолет» , Discovery Channel Europe и Alba Communications Ltd., 2003 г.]
- ^ Jump up to: а б Ту-95ЛАЛ (заказ 247) tr. "Tu-95LAL (order 247)" ; TestPilot.Ru
- ^ Стюарт Уилсон (2000). Боевой самолет с 1945 года . п. 137. ИСБН 9781840371505 .
- ^ Jump up to: а б Грант и Дейли 2007, с. 293.
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим ; Комиссаров, Дмитрий и Сергей (2004). ОКБ Ильюшина: история ОКБ и его самолетов . Лондон: Ян Аллан. ISBN 1-85780-187-3 .
- Колон, Рауль (2009). Советские эксперименты с атомными бомбардировщиками . Хинкли: издательство Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-194-1 . Архивировано из оригинала 6 января 2012 года . Проверено 3 января 2012 г.
- Баттлер, Тони; Гордон, Ефим (2004). «Глава 6: Ядерная энергетика и летающие крылья». Советские секретные проекты: Бомбардировщики с 1945 года . Хинкли: издательство Midland Publishing. ISBN 1-85780-194-6 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 8 января 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ту-119 (на немецком языке)
- Ту-95ЛАЛ – самолет с ядерным реактором (in Russian)
- Ту-95ЛАЛ (заказ 247) (in Russian) ( translation [ постоянная мертвая ссылка ] )
- ЯДЕРНАЯ ЖАР-ПТИЦА (Nuclear firebird) (2008) (in Russian)
- Заброшенные проекты военных самолетов Советского Союза
- Самолет с винтами встречного вращения
- Атомный самолет
- Туполев самолет
- Советский экспериментальный самолет 1960-х годов.
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Четырехмоторный турбовинтовой самолет
- Высокоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1961 году.