Yakovlev MC-21
МС-21 | |
---|---|
![]() МС-21 во время первого полета 28 мая 2017 г. | |
Общая информация | |
Тип | Узкофюзеляжный авиалайнер |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | Объединенная авиастроительная корпорация [ 1 ] |
Дизайнер | |
Статус | В разработке |
Количество построенных | 8 по состоянию на апрель 2023 г. [ 2 ] [ источник, созданный пользователем? ] |
История | |
Дата введения | конец 2025 г. – начало 2026 г. (перенесено с 2022 г.) [ 3 ] |
Первый полет | 28 мая 2017 г. [ 4 ] |
Яковлев МС-21 ( русский : Яковлев МС-21 ) — узкофюзеляжный авиалайнер , разрабатываемый в России Корпорацией Яковлев (ранее известной как Корпорация «Иркут»), филиалом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая сама является 92-м авиастроительным предприятием. Дочерняя компания российского государственного авиационного гиганта Ростех . [ 5 ]
Программа стартовала в 2007 году. «Иркут» выкатил первый МС-21-300 8 июня 2016 года, а первый полет самолета совершил 28 мая 2017 года. Двухдвигательный самолет имеет крыло из полимерного материала, армированного углеродным волокном , и должен был оснащаться турбовентиляторными двигателями «Авиадвигатель» ПД-14 или двигателями Pratt & Whitney PW1000G . Стандартный МС-21-300 имеет вместимость 132–163 пассажира в двухклассной конфигурации и 165–211 в одноклассной, а также дальность полета до 6000–6400 км (3200–3500 морских миль; 3700–4000 миль). . К июлю 2018 года было получено 175 твердых заказов.
В начале 2022 года международные санкции против России были введены из-за российского вторжения на Украину . Корпорацию «Иркут» внесли в санкционные списки США, Канады, Швейцарии и Украины. [ 6 ] а Объединенная авиастроительная корпорация попала в санкционные списки США, Евросоюза, Японии, Швейцарии, Франции, Бельгии и Украины, [ 7 ] и Агентство авиационной безопасности Европейского Союза (EASA) приостановили все работы по сертификации типа МС-21. [ 8 ] Чтобы обойти санкции, «Иркут» решил использовать только российскую авионику и двигатели.
К началу 2024 года стало ясно, что проектные работы и дополнительные испытания, необходимые для использования оборудования российского производства, отложат дату запуска до 2025–2026 годов и что самолет не будет соответствовать исходным характеристикам по весу, дальности полета и рабочей высоте; Кроме того, отраслевые аналитики поставили под сомнение целесообразность пересмотра графика поставок, поскольку двигатели ПД-14 российской разработки не прошли испытания и было неясно, смогут ли другие поставщики комплектующих выполнить производственные планы. [ 9 ]
Мы
[ редактировать ]In Russian : МС‑21 "Магистральный Самолёт 21 века" Magistral'nyj Samoljot 21 veka translates as "mainline aircraft of the 21st century". [ 10 ] На Западе он продается как МС-21. [ 11 ] [ 12 ] хотя русскоязычное обозначение самолета транслитерируется как МС-21 .
В 2013 году заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин заявил, что после запуска в серийное производство он получит обозначение Як-242 - название самолета аналогичного размера, предложенного в 1990-х годах. [ 13 ] В 2014 году Олег Демченко, тогдашний президент «Иркута», также отдал предпочтение названию Як-242, утверждая, что оно лучше отражает конструкторское бюро, создавшее этот самолет, однако он также заявил, что любое из этих решений о переименовании будет принято после Первый полет самолета и сертификационные работы. [ 14 ]
В августе 2023 года корпорация «Иркут» официально переименовала всю компанию в «Яковлев» . [ 15 ]
Разработка
[ редактировать ]
Программа была запущена в 2007 году, внедрение запланировано на 2016 год. [ 10 ] В 2009 году МС-21 находился на «предпроектной» стадии: завершение первого прототипа планировалось в 2013 году, а первый полет - в 2014 году. [ 16 ] К июню 2011 года этап «предварительного проектирования» был завершен, и начался этап «рабочего проектирования» с трехмерными моделями и чертежами для субподрядчиков и поставщиков, который должен быть завершен к середине 2012 года. [ 17 ] В феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил, что сертификационные испытания планируется начать в 2015/2016 году, а производство начать в 2020 году. [ 18 ] Стоимость единицы МС-21-200 составляет 72 млн долларов США . [ 11 ] и 91 миллион долларов США за МС-21-300. [ 19 ]
8 июня 2016 года Ту-300 был запущен в Иркутске , Восточная Сибирь, через шесть лет после запуска программы и при наличии 175 заказов. Это может быть первый коммерческий самолет, будет использован композитный материал, изготовленный не в автоклаве для крыльев которого . Программа сталкивается с доминированием на узкофюзеляжном рынке Airbus и Boeing. Российский протекционизм препятствует доступу к важнейшим западным поставщикам авионики, шасси, гидравлики, силовых систем и двигателей. Его внедрение было отложено до конца 2018 года. [ 20 ] [ 21 ] Он сопоставим с Airbus A320neo или Boeing 737 MAX и может заменить уходящие в прошлое Ту-134 , Ту-154 , Ту-204 и Як-42 .
Наземные испытания
[ редактировать ]
В феврале 2017 года он выдержал 90% испытаний на статическую предельную нагрузку (150% от максимальной эксплуатационной нагрузки) в ЦАГИ , но провалил 100% испытание, для которого кессону крыла потребуется 25-килограммовое (55 фунтов) усиление: это характерно для новых авиалайнеров, таких как Airbus A380 , Boeing 787 или Mitsubishi MRJ , стремясь к минимально возможному запасу, чтобы избежать лишнего веса; он прошел испытание на предельную нагрузку (самая высокая нагрузка во время полета), что позволяет начать летные испытания, которые должны начаться в апреле. [ 22 ] Трещины образовались в месте контакта титановой балки и композитной обшивки крыла в кессоне. [ 10 ] Усиленный кессон крыла в середине ноября в ЦАГИ в Москве выдержал без повреждений нагрузку, превышающую нормативную. [ 23 ]
В мае 2017 года он проходил наземные испытания систем, включая вспомогательную силовую установку и рулежные испытания. [ 24 ] После завершения испытаний на руление и прокатку по взлетно-посадочной полосе его первый полет был запланирован на конец мая 2017 года с турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney Geared Geared , сертифицированными в сентябре 2016 года в России. Российская сертификация была запланирована на 2018 год, а сертификат Европейского агентства авиационной безопасности — на 2019 год. [ 10 ]
Летные испытания
[ редактировать ]28 мая 2017 года МС-21 совершил успешный первый полет в Иркутске. [ 4 ] По сравнению с недавними первыми полетами западных типов продолжительностью от 3 до 4 часов, этот первый полет был коротким, 30-минутным и низким, достигнув высоты 1000 метров (3300 футов) и скорости 300 километров в час (160 узлов; 190 миль в час). [ 25 ] Первоначально первый полет был запланирован на декабрь 2016 года, затем на апрель и наконец состоялся в мае. [ 26 ]
После этого первого полета министр торговли и промышленности Денис Мантуров заявил, что эксплуатационные расходы у него будут на 12–15% ниже, чем у его современников, что создаст спрос на более чем 1000 МС-21 в период с 2017 по 2037 год. [ 27 ] Аэрофлот рассчитывал на поставку первых самолетов с двигателями P&W через дочернюю компанию Ростеха «Авиакапитал-лизинг» в 2019 году. [ 10 ] Первоначально объем производства планировался на уровне 20 самолетов в год. [ 28 ]
В августе 2017 года первый прототип совершил девять испытательных полетов, анализируя устойчивость и управляемость в различных конфигурациях, точность датчиков высоты, высоты/скорости и работу двигателей. Его программное обеспечение было скорректировано по результатам, поскольку оно было оснащено более чем 500 тензодатчиками, измеряющими нагрузку на планер в полете для проверки первоначальной конструкции в течение «несколько недель». Второй прототип был завершен, пока три других прототипа находились в стадии строительства; Производство 70 МС-21 ежегодно изначально планировалось на 2024 год. [ 29 ] «Иркут» начал второй этап испытаний 13 сентября с беспрецедентного двухчасового полета. [ 30 ] Фаза расширила диапазон массы, центрирования, скорости и высоты. [ 31 ]
В октябре 2017 года первый прототип вылетел с Иркутского авиационного завода в московский аэропорт Раменское для продолжения испытаний в Летно-исследовательском институте имени Громова , 6-часовой полет на расстояние более 4500 км (2400 морских миль; 2800 миль) на высоте 33 000 футов (10 000 м). [ 32 ] Программа летных испытаний началась 2 ноября с трехчасового полета на высоту 39 400 футов (12 000 м). [ 33 ] Прежде чем вылететь в Москву, в Иркутске было совершено 20 полетов. В ноябре к летным испытаниям был подготовлен второй прототип, а в 2018 году — третий, финальная сборка которого началась. [ 34 ]
Одобрение EASA было запланировано на середину 2020 года. [ 34 ] Сертификационные испытания должны были начаться в конце 2018 года для сертификации российского типа в середине 2019 года после 1150 полетов. Ввод в эксплуатацию тогда планировался на вторую половину 2019 года с первыми пятью поставками, а в течение пяти лет ОАК планирует нарастить производство до 70 самолетов в год. [ 35 ]
Второй испытательный самолет находился на окончательной сборке в январе 2018 года и должен был присоединиться к кампании летных испытаний в первом квартале. [ 35 ] Он должен был полететь в конце февраля или начале марта 2018 года. [ 36 ] Его строительство завершилось к концу марта. [ 37 ] Он должен был совершить полет в апреле 2018 года, а третий - в четвертом квартале 2018 года. [ 38 ] Он совершил свой первый полет 12 мая продолжительностью 1 час 7 минут, достигнув высоты 3000 метров (9800 футов) и скорости 215 узлов (398 км/ч; 247 миль в час), проверяя уборку шасси и испытывая конфигурации крыла. [ 39 ] 20 июля 2018 года он за шесть часов вылетел из Иркутска в подмосковный ЛИИ имени Громова. [ 40 ]
Производство началось в 2018 году, сертификация перенесена на конец 2019 года, а первая поставка — на 2020 год. [ 38 ] За три года после 2018 года ОАК планировала инвестировать в МС-21 56,4 млрд рублей (899 млн долларов). [ 41 ] К октябрю 2018 года два летчика-испытателя EASA и инженер-испытатель управляли самолетом в рамках подготовки к европейской сертификации. [ 42 ] 3 декабря фюзеляж был доставлен в Центральный аэрогидродинамический институт в Москве-Жуковском для испытаний на усталость : повторяющиеся нагрузки будут имитировать 180 000 циклов. К тому времени был собран третий летный прототип, установлены его системы и проходил окончательную доводку — четвертый испытательный самолет. находился в сборке, как первый серийный фюзеляж. [ 43 ] После завершения сборки третий МС-21 25 декабря передали на летно-испытательную станцию. [ 44 ]
К началу 2019 года два прототипа совершили 122 испытательных вылета, а после международных санкций против России на программу на 2019 год было выделено 1,6 млрд рублей (24,2 млн долларов США) дополнительных субсидий, ранее — 4,11 млрд рублей в 2020 году и 4,81 млрд рублей в 2021 году. : Российское содержание было нацелено на 97% к 2022 году. [ 45 ] Стоимость программы — 438 млрд рублей (6,6 млрд долларов США). [ 45 ] В феврале 2019 года EASA завершило первоначальные сертификационные испытания, выполняя полеты продолжительностью от 2,5 до 4 часов на высоту до 10 000–33 000 футов (3 000–10 100 м), включая большой угол атаки и начало сваливания . [ 46 ] К тому времени ожидалось, что сертификационные испытания завершатся во второй половине 2020 года, а первая поставка Аэрофлоту состоится к концу года. [ 47 ]
18 февраля 2019 года «Ростех» из-за санкций США отложил ввод в эксплуатацию еще на год, до 2021 года, а для завершения его разработки необходимо еще 240–250 миллиардов рублей (3,62–3,78 миллиарда долларов). [ 48 ] 16 марта 2019 года совершил первый полет третий испытательный самолет, полностью оснащенный пассажирским салоном. [ 49 ] После покраски в Ульяновске 13 мая 2019 года он присоединился к двум другим испытательным самолетам в аэропорту Москва-Жуковский , где проходит программа сертификации. [ 50 ]
17 сентября 2019 года третий испытательный самолет совершил первый международный рейс по маршруту Москва-Жуковский в стамбульский аэропорт Ататюрк. [ 51 ] Самолет был представлен авиакомпании Turkish Airlines на фестивале Teknofest в Стамбуле были предложены проекты совместного производства , а Турции . [ 52 ] Четвертый летно-испытательный самолет вылетел 28 ноября 2019 года. [ 53 ] и выполнил свой первый полет 25 декабря 2019 года. [ 54 ]
Переход на детали российского производства
[ редактировать ]В январе 2020 года «Иркут» получил к установке первые двигатели ПД-14 российской разработки. [ 55 ] МС-21-310 с двигателем ПД-14 совершил первый полет 15 декабря 2020 года из Иркутска. [ 56 ] В декабре 2021 года «Иркут» совершил первый полет первого МС-21 с отечественным композитным крылом. [ 57 ] К октябрю 2022 года «Иркут» оснастил первый летно-испытательный самолет двигателями ПД-14 и другими комплектующими отечественного производства и совершил испытательный полет в новой конфигурации. Самолет должен был участвовать в программе сертификации, которую планировалось завершить к концу 2022 года. [ 58 ]
В 2022 году, после того как международные санкции против России были введены из-за российского вторжения в Украину в 2022 году , Росавиация объявила, что в результате изменения планов Россия будет использовать только отечественный двигатель. [ 59 ] [ 3 ] Первоначальная модель – МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1000G – не поступит на вооружение, и вместо этого в производство придется дождаться МС-21-310 с российским компании «Авиадвигатель» двигателем ПД-14 производства . Объединенная двигателестроительная корпорация. [ 3 ]
Планировалось, что производство МС-21-300 будет состоять на 40–50% из импортных деталей, и «Иркуту» необходимо было заменить детали, которые должны были поставляться странами, находящимися под санкциями. [ нужна ссылка ] Сообщается, что необходимость использования российской авионики отложит поставку первых самолетов до конца 2024 года или до 2025 года. [ 3 ] Однако в рамках объявленного в июне 2022 года плана, направленного на доведение к концу десятилетия доли самолетов отечественного производства в российском парке до 80%, поставки МС-21 должны были начаться в 2024 году и достичь уровня темп поставки 72 самолетов в год к 2029 году. [ 60 ]
Введение
[ редактировать ]Планы до санкций
[ редактировать ]Аэрофлот рассчитывал арендовать у «Авиакапитала» 50 самолетов МС-21-300 на срок от 12 до 18 лет с ежемесячной арендной платой менее 437 282 долларов каждый. [ 61 ] К 2018 году они должны были быть поставлены с первого квартала 2020 года по третий квартал 2026 года, а сертификация EASA запланирована на начало 2021 года. [ 61 ] Оснащенный двигателями PW1400G или, возможно, ПД-14 менее 9865 кг (21749 фунтов) во втором полугодии, «Иркут» гарантировал расход топлива на маршруте длиной 1750 миль (3240 км; 2010 миль) со скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). ) попутный ветер. [ 61 ] Им было гарантировано достижение 2100 часов и надежность отправки 96% в первый год, повышение до 2900 часов и 97% во второй год, а затем до 3750 часов и 98,5% в третий год. [ 61 ]
В октябре 2018 года панели фюзеляжа для первого заказчика МС-21 выполнила дочерняя компания Объединённой авиастроительной корпорации «Авиастар» . [ 62 ] В начале 2019 года годовой объем производства был запланирован с 20 первоначально до 72 планеров в 2025 году, до 100 и, возможно, 120 позже при прогнозе в 850 поставок. [ 45 ]
В июле 2021 года сообщалось, что Аэрофлот запустит МС-21-300 вместе со своей региональной дочерней авиакомпанией «Россия» летом 2022 года. [ нужна ссылка ] В сентябре 2021 года генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих заявил, что проект МС-21 нуждается в новых государственных грантах. [ 63 ] [ нужен лучший источник ] [ важность? ]
К концу декабря 2021 года российский сертификат типа был получен для варианта МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1000G , раньше запланированного его внедрения у оператора запуска «Россия». [ 64 ] Дополнительные испытания по-прежнему необходимы для полетов на большой высоте, при сильном боковом ветре , а также при низких и высоких температурах. [ 64 ] Первоначальный целевой рынок заключался в поставке 800 самолетов в России в течение следующих 20 лет. [ 64 ] 14 марта 2022 года самолету было отказано в европейской сертификации. [ 65 ]
Планы после санкций
[ редактировать ]В марте 2024 года газета «Коммерсантъ» сообщила, что проектирование и испытания нового оборудования российского производства отложат ввод самолета в эксплуатацию до 2025–2026 годов и что в настоящее время МС-21 имеет избыточный вес на 5,75 т (5,66 длинных тонн; 6,34 коротких тонны), что делает он не способен соответствовать первоначальным характеристикам по эксплуатационному весу, дальности и высоте. [ 9 ] При максимальной коммерческой нагрузке 20,3 т (20,0 длинных тонн; 22,4 коротких тонны) дальность полета сократится до менее 2000 км (1200 миль), а практический потолок составит всего 23 000 футов (7 000 м). [ 66 ] Сообщается, что первоначальные спецификации не могут быть выполнены, если тяга двигателя не увеличится на 20%, что считается невозможным для коммерческих операций. [ 9 ]
Отраслевые аналитики поставили под сомнение пересмотренный график поставок из-за того, что ОАК полагается на непроверенные двигатели и детали от российских поставщиков, которые также поставляют детали российским военным. Аналитики говорят, что поставщики изо всех сил пытались закупить достаточно компонентов для выполнения военных заказов, предполагая, что поставки гражданских MC-21 могут быть отложены из-за нехватки запчастей, если поставки военных запчастей будут иметь более высокий приоритет. [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]

В основе конструкции так и не реализованный двухмоторный Як-242 как развитие трехмоторного Як-42 . [ 13 ]
Планер
[ редактировать ]Объединенной авиастроительной корпорации Российская фирма «АэроКомпозит», дочернее предприятие (ОАК), разработала процесс вакуумной инфузии для производства кессона и панелей крыла. Вертикальные и горизонтальные стабилизаторы и кессон крыла также выполнены из композитных материалов, а с большим удлинением крыло представляет собой сверхкритический профиль . [ 10 ] Конструкция MC-21 более инновационная, чем C919 : это единственный авиалайнер с крыльевым коробом из углеродного волокна , изготовленным из сухого волокна, пропитанного смолой, и отвержденного в печи в автоклаве . [ 67 ] Первоначальная конструкция включала примерно 33% композитных материалов, а с появлением композитного крыла эта доля увеличилась до 40–45%.
К январю 2019 года санкции США против России прервали поставки зарубежного сырья, на основе которого ОАК производила композитные детали. ОАК начала поиск отечественных или китайских заменителей, утверждая, что кессон крыла и консоли по-прежнему будут состоять из полимерных композитов. По данным Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), к тому времени вопрос о металлическом крыле «уже не стоял на повестке дня». [ 68 ] В марте 2019 года «АэроКомпозит» сообщил, что изготовил первую центроплан фюзеляжа и кессон крыла из отечественных материалов. [ 69 ] [ нужен лучший источник ]
Фюзеляж алюминиево - МС-21 в основном изготовлен из легкого литиевого сплава , на долю которого приходится 40% веса конструкции планера. [ 70 ] Он на 11 см (4,3 дюйма) шире, чем у A320/C919, и на 27 см (11 дюймов) шире, чем у 737, что обеспечивает проход шириной 61 см (24 дюйма), позволяющий проезжать другим людям или тележке. [ 67 ] 79,25 т (174 700 фунтов) Его взлетная масса такая же, как у более короткого A320neo почти на 5 м (16,5 футов), и на 3 т (6600 фунтов) легче, чем у более короткого 737-8 почти на 3 м (9,8 фута) для аналогичных двух самолетов. компоновки -класса от 162 до 165, тогда как у 737-8 и A320neo есть На 200 миль (370 км; 230 миль) больше дальность действия. [ 35 ]
Двигатели
[ редактировать ]
Пратт и Уитни (непроизводство)
[ редактировать ]Класс тяги 130 кН (30 000 фунтов силы) Pratt & Whitney PW1000G был выбран в декабре 2009 года. [ 71 ] Конструктивная конфигурация теперь предусматривает установку турбовентиляторного двигателя с редуктором PW1400G-JM на одну версию. [ нужна ссылка ] Россия решила иметь как внутреннего, так и внешнего поставщика двигателя и гондолы для большей гибкости в контроле ставок и цен. [ нужна ссылка ]
Авиадвигатель (серийный двигатель)
[ редактировать ]Двигатель российской разработки, используемый в реальном производстве, - это «Авиадвигатель ПД-14» мощностью 8–16 тс (18 000–35 000 фунтов силы) . [ 72 ] Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планировала поставить пять ПД-14 для МС-21 до конца 2018 года, начать летные испытания в 2019 году для сертификации варианта МС-21 в 2021 году. [ 73 ] К октябрю 2018 года ПД-14 получил сертификат типа Росавиации . [ 74 ] В октябре 2019 года летные испытания ПД-14 на МС-21 были перенесены на 2020 год. [ 75 ]
Системы
[ редактировать ]В августе 2009 года Hamilton Sundстранд , дочерняя компания United Technologies , объявила, что поставит оборудование для производства и распределения электроэнергии на сумму 2,3 миллиарда долларов в течение 20 лет производства. [ 76 ] Компания Rockwell Collins и ее российский партнер Avionika МС-21 были выбраны для поставки авионики . [ 77 ] Honeywell , Thales и Elbit Systems должны были поставить авионику с девятью 12-дюймовыми многофункциональными дисплеями , электронные полетные сумки , системы синтетического зрения и системы улучшенного зрения . МС-21 планировалось стать первым авиалайнером с активными боковыми ручками , поставляемым компанией UTC Aerospace Systems . [ 10 ] Он должен был иметь электродистанционное управление. [ 67 ] Его конструкция включает в себя стеклянную кабину с боковыми рычагами управления и опциональный проекционный дисплей .
Корпорация Goodrich , также дочерняя компания United Technologies, вместе с «Авиаприбором» первоначально была выбрана в качестве поставщика приводов системы управления полетом . [ 78 ] Zodiac Aerospace , Eaton и Meggitt . Другие компоненты планировалось предоставить [ 10 ] Планировалось, что внутренняя отделка будет произведена компанией Zodiac Aerospace, координируемой C&D Zodiac в Хантингтон-Бич, Калифорния. Инновации компании Zodiac Aerospace в Карсоне, Калифорния, должны были быть внедрены в системы водоснабжения и очистки сточных вод.
Существовало два типа вспомогательных силовых установок (ВСУ), разработанных по спецификациям, подходящим для MC-21: HGT750 от Honeywell Aerospace. [ 79 ] и ТА18-200 разработки «Аэросила» . [ 80 ]
Поставщики компонентов
[ редактировать ]Первоначально предполагалось, что доля отечественных комплектующих для МС-21 составит 38%. [ нужна ссылка ] но из-за санкций после вторжения России в Украину в 2022 году российское правительство установило целевой показатель в 98% к 2023 году, что сделало его независимым от импортных компонентов. [ 81 ]
В июле 2021 года к фюзеляжу самолета пристыковали композитное крыло из российских материалов. [ 82 ] Фюзеляж спроектирован и изготовлен корпорациями «Иркут» и «Яковлев Дизайн» . [ 83 ] Шасси « поставила компания Гидромаш» из Нижнего Новгорода . [ 84 ]
Кабину и часть авионики самолета разработали и поставили Концерн «Радиоэлектронные технологии» и Rockwell Collins при участии персонала российской компании «Авионика». [ 85 ] Возможно использование как импортных вспомогательных энергоблоков, так и российских агрегатов, разработанных и произведенных на НПП « Аэросила» . [ 86 ]
Для обучения персонала российская научно-производственная компания «Системы комплексных тренажеров» разработала и изготовила ряд тренажеров, в том числе ряд пилотажных тренажеров различной степени реалистичности, тренажер противоаварийных действий, тренажер пожаротушения, тренажер обслуживания, инженерный тренажер для подготовки технического персонала. [ 87 ]
Варианты
[ редактировать ]В 2009 году был спроектирован МС-21-200, рассчитанный примерно на 150 пассажиров в одноклассной конфигурации, за ним последовали 181-местный -300 и 212-местный -400 с базовыми и расширенными моделями, а также очень дальнобойный -200LR. [ 16 ]
- МС-21-300
- Стандартная модель с двигателями PW1400G, 163 пассажира в двух классах, до 211, запас хода до 6000 км (3200 миль; 3700 миль), оснащена двигателями Pratt & Whitney PW1400G . Первый полет совершил 28 мая 2017 года; шесть самолетов были построены до того, как санкции помешали закупке дополнительных двигателей PW1400G.
- МС-21-310
- Стандартная модель с двигателями «Авиадвигатель ПД-14» . [ 88 ] Первый полет совершил 15 декабря 2020 года; построен один самолет. Второй самолет представляет собой ремоторизацию предыдущего МС-21 с импортными двигателями. [ 89 ]
Предложенный
[ редактировать ]Первоначально планировался 132-местный вариант МС-21-100, но затем его заменила разработка Superjet 100 . [ 90 ] Малый вариант вместимостью от 130 до 150 мест предлагался с унификацией с Sukhoi Superjet 130 . [ 91 ]
Сообщается, что ОАК рассматривает возможность дальнейшей разработки МС-21 к 2035 году. К ним относятся: -400 с двигателями мощностью 18 тонн [тс] (40 000 фунтов силы) и взлетной массой 105 тонн [т] (231 000 фунтов), а-500, а-600 с 20–25 тс (44 000–55 000 фунтов силы) и -700 с двигателями 30 тс (66 000 фунтов силы), а также MC-21X с взлетной массой 155 т (342 000 фунтов) тонн на дальность 9 000–10 000 километров (4 900–5 400 морских миль; 5 600–6 200 миль). ми) диапазон. [ 92 ] [ нужен лучший источник ] «Ильюшин Финанс» хочет приобрести самолет МС-21-400 на 256 мест и планирует купить от 20 до 60 из них. [ 93 ] 250-местный узкофюзеляжный двухмоторный самолет МС-21-400 может производиться совместно с Объединенными Арабскими Эмиратами . [ 94 ]
Варианты с двигателями ПД-14 будут обозначаться МС-21-310 и МС-21-210. [ 95 ]
- МС-21-210
- Укороченная версия со 132 пассажирами в двух классах, дальностью до 165 и дальностью до 6400 км (3500 миль; 4000 миль), оснащенная двигателями «Авиадвигатель ПД-14» .
- МС-21-300LR
- Модификация МС-21-300 с увеличенной дальностью полета до 12 000 км (6 500 миль; 7 500 миль) и двигателями «Авиадвигатель ПД-18Р» . [ нужна ссылка ]
- МС-21-400
- Удлиненная версия вместимостью до 256 мест в одноклассной конфигурации с двигателями «Авиадвигатель ПД-14М» .
- МС-21-400LR
- Модификация МС-21-400 с увеличенной дальностью полета до 12 000 км (6 500 миль; 7 500 миль) и двигателями «Авиадвигатель ПД-18Р» . [ нужна ссылка ]
Заказы
[ редактировать ]По итогам МАКС- 2013 было выполнено 175 твердых заказов, в том числе 50 для дочернего предприятия Ростеха «Авиакапитал», переданного в аренду «Аэрофлоту» , еще 35 с двигателями ПД-14 для госзаказчиков, 50 для «Ильюшин Финанс» (10 для передачи в лизинг Red Wings Airlines и шесть – «Трансаэро» ), 30 – «Внешэкономбанк- Лизинг» (10 будут переданы в лизинг «ЮТэйр» и 6 для «Трансаэро») и 10 для «ИрАэро» с соглашением на еще 20, арендованных у Сбербанка России , на потенциальные 195 заказов. [ 96 ] Трансаэро обанкротилось в 2015 году.
В июне 2016 года «Азербайджанские авиалинии» предварительно подписали договор аренды десяти самолетов -300 с компанией «Ильюшин Финанс». [ 97 ] К июлю 2018 года было зафиксировано 175 твердых заказов и почти 150 намерений. [ 98 ]
На авиасалоне МАКС -2019 в Жуковский международном аэропорту Москве в компания Bek Air подписала протокол о намерениях на приобретение десяти самолетов «Иркут МС-21», авиакомпания «Якутия» также подписала соглашение о пяти самолетах и неназванный заказчик еще на пять самолетов. Поставка нового самолета должна была состояться во второй половине 2021 года. [ 99 ]
Осенью 2022 года крупнейший российский авиаперевозчик Группа "Аэрофлот" заказала 89 региональных самолетов SJ-100, 210 среднемагистральных самолетов МС-21 и еще 40 узкофюзеляжных самолетов Ту-214. 18 самолетов MC-21 и 34 SJ-100 от Ростеха были подтверждены позже в 2023 году. Но генеральный директор Сергей Александровский предположил, что два других типа могут быть сняты с производства и перевести весь парк на МС-21. [ 100 ]
Дата | Авиакомпания | НАШ | Заказы | |||
---|---|---|---|---|---|---|
-200 | -300 | Параметры | Общий | |||
21 июля 2010 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 3 | 2 | 5 |
21 июля 2010 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 30 | 30 | 60 |
1 сентября 2010 г. | ![]() |
2024 [ 101 ] | — | 50 | — | 50 [ 102 ] |
18 августа 2011 г. | ![]() |
2024 | — | 28 | 22 | 50 [ 103 ] |
23 августа 2011 г. | ![]() |
2024 | 15 | 35 | 35 | 85 [ 104 ] |
16 сентября 2011 г. | ![]() |
2024 [ 105 ] [ 106 ] | — | 10 | 10 | 20 [ 107 ] [ а ] |
27 августа 2013 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 10 | — | 10 [ б ] |
29 августа 2013 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 20 | — | 20 [ 109 ] |
30 августа 2013 г. | ![]() |
2024 | — | 16 | — | 16 [ 110 ] [ с ] |
8 июня 2016 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 10 | — | 10 [ 97 ] |
19 июля 2017 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 3 | — | 3 [ 111 ] |
19 июля 2017 г. | ![]() |
2023 | — | 3 | 3 | 6 [ 112 ] [ 113 ] [ с ] |
Итого без дубликатов | 175 [ 98 ] | |||||
Подписаны письма о намерениях | ||||||
30 августа 2019 г. | ![]() |
2024 [ 114 ] | — | 5+ | — | 5 [ 115 ] |
7 июня 2022 г. | ![]() |
будет объявлено позднее | — | 100+ | — | 100+ [ 116 ] [ нужен лучший источник ] |
30 августа 2019 г. | Неизвестный клиент | будет объявлено позднее | — | 5 [ 117 ] | — | 5 [ 118 ] |
Итого без дубликатов | 140+ [ 119 ] |
- ^ Оператор запуска [ 108 ] через Сбербанк России
- ^ через ВЭБ Лизинг
- ^ Jump up to: а б через Ильюшин Финанс
Аварии и происшествия
[ редактировать ]18 января 2021 года самолет МС-21-300 (прототип 73051) совершил выезд за пределы взлетно-посадочной полосы на аэродроме Жуковский и во время испытаний остановился в сильном снегопаде. Пострадавших среди экипажа нет. [ 120 ]
Оригинальные характеристики
[ редактировать ]Вариант | МС-21-200 | МС-21-300 |
---|---|---|
Экипаж кабины | 2 | |
2-классные места | 132 (12Дж + 120Ю) | 163 (16J + 147Y) |
места 1 класса | 165 @ 29–28 дюймов | 211 @ 29–28 дюймов |
Грузоподъемность | 34 м 3 (1200 куб. футов) – 5 LD3 -45 | 49 м 3 (1700 куб. футов) – 9 ЛД3-45 |
Длина | 36,8 м (121 фут) | 42,2 м (138 футов) |
Размах крыльев | 35,9 м (118 футов) | |
Высота | 11,5 м (38 футов) | |
Ширина фюзеляжа | 4,06 м (13,3 фута) | |
Ширина кабины | 3,81 м (12,5 футов) | |
Длина взлетно-посадочной полосы | 2200 м | |
Максимальный взлетный вес | 72 560 кг (159 970 фунтов) | 79 250 кг (174 720 фунтов) |
Максимальный посадочный вес | 63 100 кг (139 100 фунтов) | 69 100 кг (152 300 фунтов) |
Максимальная полезная нагрузка | 18 900 кг (41 700 фунтов) | 22600 кг (49800 фунтов) |
Запас топлива | 20 400 кг (45 000 фунтов) | |
Турбовентиляторные двигатели (х 2) | Авиадвигатель ПД-14 [ 122 ] | |
Макс. тяга (х 2) | PW1428G: 28 000 фунтов силы (120 кН) | PW1431G: 31 000 фунтов силы (140 кН) |
2-классный ассортимент | 6400 км (3500 миль; 4000 миль) | 6000 км (3200 миль; 3700 миль) |
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «МС-21» . Объединенная авиастроительная корпорация . Архивировано из оригинала 3 мая 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ "Самолёты Иркут МС-21" . russianplanes.net . Retrieved 21 April 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д Карнозов, Владимир (25 апреля 2022 г.). «Россия отказывается от МС-21-300, чтобы сосредоточиться на отечественной версии» . Международные авиационные новости .
- ^ Jump up to: а б «Первый полет МС-21» (Пресс-релиз). Объединенная авиастроительная корпорация . 28 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2019 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Ростех» получает контроль над Объединенной авиастроительной корпорацией России . Russian Aviation Insider, 25 октября 2018. 25 октября 2018 . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ «ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»» . opensanctions.org . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» . opensanctions.org . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (25 марта 2022 г.). «МС-21, Ту-204 и Суперджет среди типов, на которые приостановлено действие сертификата EASA» . Полет Глобал . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Abdullin, Aigul (1 March 2024). "Российские самолеты тяжелы на подъем" . Kommersant (in Russian).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Максим Пядушкин (24 мая 2017 г.). «МС-21 ОАК готовится к первому полету» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Иркут» построит первый МС-21 до конца года . Полет Глобал . 19 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ «Российская промышленность продвигается на иранский рынок» . Еженедельник защиты Джейн IHS . 21 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Камински Морроу (25 октября 2013 г.). «Россия возродит имя Як-242 для Иркута МС-21» . Полет Глобал. Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ «Иркут» все еще рассматривает возможность смены названия МС-21 . Флайтгобал . 5 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (16 августа 2023 г.). «Имя Яковлева официально утверждено в качестве нового фирменного стиля «Иркута»» . Полет Глобал .
- ^ Jump up to: а б «Российское объединенное авиационное объединение достигло зрелости» . Полет Глобал . 11 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 г. Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Алан Дрон (19 июня 2011 г.). «ПАРИЖ: «Иркут» продолжает работу над МС-21» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Владимир Карнозов (29 февраля 2012 г.). «Россия сохраняет большие планы, несмотря на прошлогодние неудачи» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Выкатка МС-21» . ЭйрИнсайт. 8 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Стивен Тримбл (8 июня 2016 г.). «ФОТО: «Иркут» выкатывает авиалайнер МС-21 в претенденте на узкофюзеляжную акцию» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Григорий Полек (8 июня 2016 г.). «Российский МС-21 выкатился в Иркутске» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Бьорн Ферм (5 апреля 2017 г.). «Иркут МС-21 не прошел испытания на предельную нагрузку» . Лихэм Ко . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (23 ноября 2017 г.). «Кессон крыла МС-21 прошел очередные летные испытания» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (15 мая 2017 г.). «МС-21 проходит рулежные и наземные испытания» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Глеб Столяров и Джек Стаббс (28 мая 2017 г.). «Россия бросает вызов Boeing и Airbus, совершив первый полет на самолете» . Рейтер . Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Авиалайнер МС-21 совершил первый испытательный полет — источник» . ТАСС . 28 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (29 мая 2017 г.). "Российское министерство обрисовало прогноз спроса на МС-21" . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 29 мая 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Сможет ли Россия добиться успеха в продажах МС-21?» . Рейс Интернешнл . 2 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2017 г. Проверено 6 июня 2017 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (17 августа 2017 г.). «Иркут» готовит к испытательным полетам второй МС-21 . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (13 сентября 2017 г.). «МС-21 приступает к новому этапу летных испытаний» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Корпорация «Иркут» приступает ко второму этапу летных испытаний МС-21» (Пресс-релиз). Объединенная авиастроительная корпорация . 13 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2020 г. . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (17 октября 2017 г.). «Иркут» проводит длительный полет МС-21 в испытательный центр имени Громова . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (3 ноября 2017 г.). «МС-21 начинает программу летных испытаний с Громова» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Камински-Морроу (11 ноября 2017 г.). «Второй МС-21 скоро отправится на летные испытания» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Йенс Флоттау, Максим Пядушкин и Михаэль Бруно (2 января 2018 г.). «Летные испытания узкофюзеляжного самолета МС-21 символизируют амбиции российского сектора» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (9 января 2018 г.). «Второй МС-21 облетит в конце февраля: Рогозин» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ «Корпорация «Иркут» завершила строительство второго самолета МС-21-300» (Пресс-релиз). Корпорация Иркут . 25 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 г. . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Тьерри Дюбуа (9 апреля 2018 г.). «Российская промышленность готовится к поставкам композитов МС-21» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (12 мая 2018 г.). «Второй МС-21 приступает к летным испытаниям» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 12 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ "Второй испытательный самолет МС-21-300 совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский" (Пресс-релиз). Корпорация Иркут . 20 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2019 года . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Владимир Карнозов (9 июля 2018 г.). «Кремль активизирует усилия по «коренизации» SSJ100» . АЙН онлайн . Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (26 сентября 2018 г.). «Экипаж EASA тестирует МС-21 перед подачей заявки на сертификацию» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (4 декабря 2018 г.). "Усталостный испытания МС-21 доставлен в Московский институт" . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (26 декабря 2018 г.). «Третий собранный МС-21 выходит на линию полета» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 года . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Владимир Карнозов (29 января 2019 г.). «Кремль увеличивает финансирование МС-21» . АЙН онлайн . Архивировано из оригинала 1 февраля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (13 февраля 2019 г.). «EASA завершает первоначальную оценку летных испытаний МС-21» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 14 февраля 2019 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Григорий Полек (13 февраля 2019 г.). «Сотрудники EASA выполнили первые сертификационные полеты МС-21» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2019 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Стив Тримбл (18 февраля 2019 г.). «Санкции США приводят к задержке графика выпуска MC-21 на один год» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (16 марта 2019 г.). «Третий испытательный МС-21 стартовал в первый полет» . Flightglobal.com .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (13 мая 2019 г.). «Кабинный МС-21 вылетел в Москву на испытания» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «Российский авиалайнер МС-21 приземлился в Стамбуле после первого международного рейса» . www.defenseworld.net . 16 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2019 года . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ контент предоставлен третьей стороной (23 октября 2019 г.). «Иркут МС-21-300 совершил первый международный рейс» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 24 октября 2019 года . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (29 ноября 2019 г.). «Иркут» выкатывает четвертый испытательный МС-21 . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 30 ноября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «К программе летных испытаний присоединился четвертый самолет МС-21-300» (Пресс-релиз). Корпорация Иркут . 25 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2019 года . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (29 января 2020 г.). "Иркут получил первые двигатели ПД-14 для установки на МС-21" . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 29 января 2020 года . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (15 декабря 2020 г.). «МС-21 с двигателями ПД-14 российского производства совершил первый полет» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 15 декабря 2020 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (25 декабря 2021 г.). «Иркут» впервые поднял в воздух МС-21 с композитным крылом отечественного производства . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (7 октября 2022 г.). "Испытательный самолет МС-21 летает с двигателями ПД-14 после замены с PW1400G" . Полет Глобал .
- ^ «Россия будет использовать для своего самолета «Иркут МС-21» только отечественные двигатели» . Апрель 2022.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (27 июня 2022 г.). «К 2030 году более 80% российского флота будет состоять из самолетов отечественного производства — правительство» . Полет Глобал .
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Камински-Морроу (4 июня 2018 г.). «Аэрофлот» озвучил ожидания по характеристикам МС-21 . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ «Авиастар» дорабатывает панели фюзеляжа для первого серийного МС-21 . Флайтглобал . 12 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2018 г. Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ "ГТЛК попросила у властей новых субсидий для лайнера MC-21" (in Russian). РБК . 2 September 2021. Archived from the original on 3 September 2021 . Retrieved 3 September 2021 .
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Камински-Морроу (28 декабря 2021 г.). «Иркут МС-21-300 получил первичную российскую сертификацию типа» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 года . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ «Сухой Суперджет 100 и Бе-200 Бериева теряют европейское одобрение, МС-21 его не получает» . Aviation24.be, 17 марта 2022 г. Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ "Проблемы с двигателями. Серийные поставки самолетов SJ-100 и МС-21 перенесли на 2026 г."
- ^ Jump up to: а б с Бьорн Ферм (3 января 2018 г.). «Насыщенный событиями год United Aircraft и COMAC» . Лихэм . Архивировано из оригинала 2 марта 2019 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Владимир Карнозов (24 января 2019 г.). «Коррекция курса MC-21 Санкционных сил США» . AINонлайн . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ "Первые детали крыла МС-21 из российских композитов уже изготовлены" . Aviation Explorer (in Russian). 22 March 2019. Archived from the original on 23 March 2019 . Retrieved 18 April 2019 .
- ^ Карнозов, Владимир (5 ноября 2007 г.). «Россия примет на вооружение композитное крыло и алюминиевый фюзеляж для следующего узкофюзеляжного самолета» . Флайтглобал .
- ^ «Двигатель Pratt & Whitney PW1000G выбран для российского самолета Иркут МС-21» (пресс-релиз). 10 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Вторая граница позади» (Пресс-релиз). Пермский моторный завод . 26 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 г. . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Дэвид Камински Морроу (26 января 2018 г.). «Иркут» подписал контракт на первые летные испытания двигателей ПД-14 для МС-21 . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 27 января 2018 года . Проверено 27 января 2018 г.
- ^ Дэвид Камински Морроу (19 октября 2018 г.). «Двигатель ПД-14 для МС-21 прошел российскую сертификацию» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 24 января 2019 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Дэвид Камински Морроу (9 октября 2019 г.). «Летно-испытательные двигатели ПД-14 приближаются к установке МС-21» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 10 октября 2019 года . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ «Гамильтон Сандстранд объявляет о сделке с «Иркутом» на сумму 2,3 миллиарда долларов» . Хартфорд Курант . 21 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 г. Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Западные двигатели следующего поколения на выбор МС-21 и С919» . Полет Глобал . 16 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 г. Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «СИНГАПУР 2010: Goodrich выигрывает сделку по системе управления полетом MS-21» . Полет Глобал . 1 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Иркут МС-21 — aeronautica.online» . aeronautica.online . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «Разработка вспомогательной силовой установки для самолета МС-21 завершится в ноябре – Новости – Авиация России – RUAVIATION.COM» . www.ruaviation.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ "Медведев считает важным уход от импорта в проекте МС-21" . www.aif.ru. 28 January 2019 . Retrieved 7 February 2019 .
- ^ "Крыло из российских композиционных материалов установлено на самолет МС-21-300" . www.uacrussia.ru (in Russian) . Retrieved 8 June 2022 .
- ^ "Крыло из российских композиционных материалов установлено на самолет МС-21-300" . www.uacrussia.ru (in Russian) . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ "Шасси для МС-21 | Авиация России как на ладони - последние события, технологии и история авиации" . www.poletim.net . Retrieved 8 June 2022 .
- ^ tvzvezda.ru, Редакция (15 June 2015). "Вопреки санкциям российским лайнером МС-21 заинтересовались на Западе" . Телеканал «Звезда» (in Russian) . Retrieved 8 June 2022 .
- ^ " "Аэросила" готова кМС-21: Разработчик сертифицировал вспомогательную силовую установку, созданную по заказу Минпромторга "АВИСА" – Ассоциация производителей авиационных систем и агрегатов" . avisa.aero . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ "Полнопилотажный тренажер МС-21-300 подготовили к установке органов управления" . Авиатранспортное обозрение (in Russian). 21 November 2016 . Retrieved 8 June 2022 .
- ^ «Иркут» приступает к испытаниям своего первого МС-21-310 с российскими двигателями . 11 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 г.
- ^ «Второй самолет МС-21 совершил полет с российскими двигателями ПД-14» . 7 октября 2022 г. Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «Достаточно ли хорош российский МС-21 для выхода на олигополистический рынок?» . Авиационный голос . 17 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 15 января 2017 года . Проверено 1 июня 2017 г.
- ^ «Объединённая авиастроительная компания России» разработает новый двухмоторный самолёт . FlightGlobal . 4 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ "Рассматриваются варианты расширения семейства самолетов МС-21" . Военно-промышленный курьер (in Russian). 16 December 2015. Archived from the original on 12 May 2017 . Retrieved 1 June 2017 .
- ^ Владимир Карнозов (19 июля 2017 г.). «Иркут МС-21 выиграл несколько заказов авиакомпаний на МАКС-2017» . АЙН . Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Полина Монтаг-Гирмес (13 ноября 2017 г.). «Россия и ОАЭ разработают новый 250-местный узкофюзеляжный самолет» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 14 ноября 2017 года . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ "Российские двигатели ПД-14 "примерили" на МС-21" . Popmech.ru (in Russian) . Retrieved 10 August 2020 .
- ^ «Новые заказы на МС-21» (PDF) . Журнал «Сними» . Ноябрь 2013. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Камински-Морроу, Дэвид (13 июня 2016 г.). «Азербайджан возьмет в аренду МС-21 после начала летных испытаний» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Состояние программы МС-21» (PDF) . Иркут. Июль 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2018 г. Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ «МС-21 получает новые заказы». Мир авиалайнеров . Октябрь 2019: 17.
- ^ «Сообщается, что «Аэрофлот» ведет переговоры о полном переводе парка самолетов на МС-21» .
- ^ "Названы сроки поставки самолётов МС-21 с отечественными комплектующими" . ИА REGNUM (in Russian) . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ Зайцев, Том (1 сентября 2010 г.). «Аэрофлот планирует приобрести до 50 МС-21 в рамках поддержки авиастроительной отрасли России» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 8 июля 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Говиндасами, Шива (18 августа 2011 г.). «МАКС: «Ильюшин Финанс» заказал 28 МС-21» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ "Ростехнологии" и МФК подписали договор на поставку до 135 самолетов МС-21 . Полет Глобал . 23 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ "Авиакомпания "Ираэро" и Корпорация "Иркут" заключили контракт на поставку 10 самолетов МС-21" . 28 August 2013. Archived from the original on 15 November 2017 . Retrieved 15 November 2017 .
- ^ " "ИрАэро" в 2019 году планирует получить 10 самолетов МС-21" . tass.ru . 17 July 2017. Archived from the original on 15 November 2017 . Retrieved 15 November 2017 .
- ^ «ИрАэро» приобретет 10 самолетов МС-21 . Российская авиация . 16 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ "Российская компания "ИрАэро" названа оператором запуска МС-21" . ч-авиация . 28 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «МАКС: Сбербанк подписался на 20 МС-21 и 20 Суперджетов» . Flightglobal.com . 29 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ «МАКС: Red Wings подписывает контракты на российские самолеты и Q400» . Полет Глобал . 30 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 30 августа 2014 г.
- ^ "Российские МС-21 и Ил-114 получили новые заказы на авиасалоне МАКС" . Сеть «Авиационная неделя» . 19 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ "Российская АЛРОСА возьмет в аренду у IFC 3+3 МС-21-300" . ch-aviation.com . 20 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «Иркут МС-21 выиграл несколько заказов авиакомпаний на МАКС-2017» . ainonline.com . 19 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ "Первые поставки самолетов МС-21 в Якутию могут начаться в 2025-2026 годах" . ТАСС . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ «МС-21 добавляет в свой портфель продаж еще 20 потенциальных «мягких заказов» . rusaviainsider.com . Архивировано из оригинала 30 августа 2019 года . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ " "Аэрофлот" планирует заказать 300 самолетов российского производства" . Ведомости (in Russian) . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ "Самолет МС-21 получил 20 предварительных заказов на МАКС-2019" . Авиатранспортное обозрение (in Russian). 28 August 2019 . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ "Самолет МС-21 получил 20 предварительных заказов на МАКС-2019" . Авиатранспортное обозрение (in Russian). 28 August 2019 . Retrieved 10 June 2022 .
- ^ "Первые поставки самолетов МС-21 в Якутию могут начаться в 2025-2026 годах" . ТАСС . Retrieved 10 June 2022 .
- ↑ «Иркут МС-21» выходит за пределы взлетно-посадочной полосы. Архивировано 19 января 2021 г. в Wayback Machine , AINonline, Грегори Полек, 18 января 2021 г., 15:54.
- ^ «Технические характеристики и характеристики семейства самолетов МС-21» . Иркут. Архивировано из оригинала 17 июля 2016 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Новые двигатели: ПД-14» . Иркут. Архивировано из оригинала 13 июня 2016 года . Проверено 10 мая 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Стивен Тримбл (5 июля 2016 г.). «Из России с намерением» (PDF) . Рейс Интернешнл .
- ОАК МС-21 (PDF) Архивировано 27 августа 2018 г. на Wayback Machine.