Jump to content

Yakovlev Yak-130

Страница полузащищенная
(Перенаправлено с Як-130 )

Yak-130
Як-130 ВВС России с Р-73 ракетами класса "воздух-воздух" и ракетными блоками.
Роль Начальный учебно-тренировочный истребитель / Легкий боевой самолет
Национальное происхождение Россия
Дизайнерская группа Yakovlev
Построено Корпорация Иркут
Сокольский авиационный завод
Первый полет 25 апреля 1996 г .; 28 лет назад ( 1996-04-25 ) [ 1 ]
Введение 19 февраля 2010 г. [ 2 ]
Статус Активный
Основные пользователи Воздушно-космические силы России
Алжирские ВВС
ВВС Бангладеш
Белорусские ВВС
Количество построенных 214+ [ объяснить ] по состоянию на декабрь 2023 г. [ нужна ссылка ]
Развитый в Аления Аэрмакки М-346 Мастер

The Yakovlev Yak-130 ( NATO reporting name : Mitten ) [ 3 ] представляет собой дозвуковой двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет, первоначально разработанный Яковлевым и Aermacchi как «Як / АЭМ-130». Он также позиционировался как потенциальный легкий штурмовик. Разработка самолета началась в 1991 году, первый полет состоялся 25 апреля 1996 года. В 2002 году он выиграл государственный тендер России на поставку учебно-тренировочных самолетов, а в 2010 году самолет поступил на вооружение ВВС России . [ 2 ] Являясь учебно-тренировочным самолетом Як-130 способен повторить характеристики нескольких истребителей поколения 4+, а также Су-57 пятого поколения . Он также может выполнять легкие штурмовые и разведывательные задачи, имея боевую нагрузку 3000 кг (6600 фунтов).

Разработка

Як-130 на аэродроме Жуковский, 1999 г.

В начале 1990-х годов советское правительство обратилось к промышленности с просьбой разработать новый самолет для замены чешских учебно -тренировочных самолетов Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros . Предложения выдвинули пять конструкторских бюро. Среди них были Сухой С-54 , Мясищев М-200, Микоян МиГ-АТ и Яковлев Як-УТС. В 1991 году от остальных предложений отказались и остались только МиГ-АТ и Як-УТС. [ нужна ссылка ] По оценкам ВВС новой независимой России, их потребность составит около 1000 самолетов. [ 4 ]

Разработка Як-УТС началась в 1991 году, проектирование завершилось в сентябре 1993 года. [ 5 ] Однако с распадом Советского Союза Яковлев был вынужден искать зарубежного партнера. После переговоров в 1992 году в 1993 году было достигнуто соглашение с итальянской компанией Aermacchi о совместной разработке самолета, который теперь стал Як/АЕМ-130; [ 6 ] Aermacchi будет отвечать за финансовую и техническую поддержку проекта. [ 7 ] Первый прототип, получивший название Як-130Д, был построен компанией «Сокол» в Нижнем Новгороде, Россия, и был публично представлен в июне 1995 года. [ 8 ] [ 9 ] Свой первый полет самолет совершил 25 апреля 1996 года из аэропорта Жуковский под управлением главного летчика-испытателя Яковлева Андрея Синицына. [ 10 ]

В 2000 году различия в приоритетах между двумя фирмами привели к прекращению партнерства, когда каждая из них разрабатывала самолет независимо. Итальянская версия получила название М-346 ; За техническую документацию самолета Яковлев получил 77 миллионов долларов. [ 4 ] Яковлев сможет продавать самолеты в такие страны, как Содружество Независимых Государств , Индию, Словакию и Алжир. Aermacchi сможет продавать свою продукцию, в частности, странам НАТО. [ 4 ]

В марте 2002 года главком Владимир Михайлов заявил, что Як-130 и МиГ-АТ выбраны в качестве новых учебно-тренировочных самолетов ВВС России. [ 4 ] [ 11 ] Однако Як-130 считался лучшим, поскольку мог выполнять двойную роль: учебно-тренировочного и боевого самолета. [ 12 ] 10 апреля 2002 года было объявлено, что Як-130 выбран победителем тендера на учебно-тренировочные самолеты для базовой и повышенной подготовки пилотов, обойдя МиГ-АТ. [ 13 ] К тому времени ВВС России заказали 10 Як-130, а общая стоимость НИОКР, включавшая строительство и испытания четырех предсерийных самолетов, составила около 200 миллионов долларов, 84% из которых было профинансировано. Яковлевым, а остальное - российским правительством. [ 4 ] [ 11 ] Однако сообщалось, что уже в 1996 году было потрачено около 500 миллионов долларов. [ 1 ]

Планы по созданию легкого штурмовика на базе Як-130 были заморожены в конце 2011 года. Самолет, получивший название Як-131, не отвечал критическим требованиям безопасности пилотов, выдвинутым ВВС России. [ нужна ссылка ] Вместо этого ВВС переключили внимание на замену на базе Су-25 . [ 14 ]

Дизайн

Нижняя часть Як-130.

Як-130 — перспективный учебно-тренировочный самолет, способный повторять характеристики российских истребителей 4-го и 5-го поколений. [ 15 ] Это возможно за счет использования цифровой авионики с открытой архитектурой , совместимой с шиной данных 1553, полностью цифровой стеклянной кабины , четырехканальной цифровой электродистанционной системы (FBWS), управляемых инструктором и изменяемых характеристик управления FBWS и встроенного моделирования. Этот тип также имеет проекционный дисплей (HUD) и нашлемную прицельную систему (HMSS) с двойным приемником GPS / ГЛОНАСС, обновляющим инерциальную систему отсчета (IRS) для высокоточной навигации и точного наведения. [ 16 ] По оценкам разработчика, самолет сможет охватить до 80% всей программы летной подготовки пилотов. [ 17 ]

Yak-130 deploying flares

Помимо учебной роли, самолет способен выполнять легкие штурмовые и разведывательные задачи. [ 15 ] Он может нести боевую нагрузку в 3000 кг (6600 фунтов), состоящую из различного управляемого и неуправляемого вооружения, вспомогательных топливных баков и блоков электроники. [ 17 ] По словам его главного конструктора Константина Поповича, в ходе этапа испытаний, завершившегося в декабре 2009 года, самолет испытывался "со всем бортовым вооружением массой до 500 кг, состоящим на вооружении ВВС России". [ 15 ] Як-130 имеет девять точек подвески: две законцовки крыла, шесть подкрыльевых и одну подфюзеляжную. [ 16 ]

Як-130 на авиасалоне МАКС-2005

Двойные двигатели самолета установлены под удлиненными корнями крыла, которые доходят вперед до фонаря кабины. Два двигателя Ивченко «Прогресс АИ-222-25» с полным цифровым управлением двигателем ( FADEC ) создают в общей сложности 49 килоньютонов (11 000 фунтов-сил) тяги. Также предлагается модернизированный двигатель «-28», увеличивающий тягу до 53 кН (12 000 фунтов силы). При нормальной взлетной массе 7250 кг (15 980 фунтов) тяговооруженность 0,70 достигается с двигателями «-25» или 0,77 с двигателями «-28». Для сравнения: 0,65 у BAE Systems Hawk 128 и 0,49 у Aero Vodochody L-159B . [ 16 ]

Максимальный внутренний запас топлива составляет 1700 кг (3700 фунтов). С двумя внешними боевыми топливными баками эта цифра увеличивается до 2600 кг (5700 фунтов). Максимальная истинная воздушная скорость составляет 0,93 Маха (572 узла), практический потолок - 12 500 м (41 000 футов), а коэффициент перегрузки - от -3 до +9 g. Типичные взлетная скорость и дистанция в «чистой» конфигурации составляют 209 км/ч (113 узлов) и 550 м (1800 футов), посадочные показатели — 191 км/ч (103 узла) и 750 м (2460 футов) соответственно. . Предел бокового ветра составляет 56 км/ч (30 узлов). [ 16 ]

Як-130 оснащен управляемыми FBWS заслонками воздухозаборника двигателя, чтобы предотвратить повреждение двигателей самолета посторонними предметами при работе с грунтовых взлетно-посадочных полос и травяных полос. [ 18 ]

Большие навесы имеют боковые петли.

Комплекс боевой подготовки на Як-130 включает моделируемые и реальные системы стрельбы ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», бомбосбрасывания, артиллерийской стрельбы и бортовые системы самозащиты.

Заказы и поставки

Твердые заказы

Россия

В 2005 году ВВС России получили первый заказ на 12 Як-130. ВКС России намерены закупить не менее 72 Як-130, чего хватит для оснащения четырех учебных полков. [ 19 ] Ее главнокомандующий генерал-полковник Александр Зелин объявил 8 ноября 2011 года, что Минобороны России должно в течение двух недель подписать контракт с корпорацией "Иркут" на поставку 65 дополнительных самолетов. [ 20 ] – 55 твердых заказов плюс 10 опций. [ 16 ] Зелин заявил, что поставки планируется завершить к 2017 году. [ 20 ]

Первый серийный самолет был передан учебному центру в Липецке 19 февраля 2010 года. [ 2 ] После выполнения в июне 2011 года контракта 2005 года на 12 самолетов Як-130 производства завода "Сокол" для Минобороны России было принято решение, что все последующие заказы Як-130, как отечественные, так и экспортные, будут выполняться Иркутским авиационным заводом. корпорации «Иркут». [ 21 ] Однако ВВС России получили первый Як-130, построенный Иркутским заводом, лишь в октябре 2012 года. [ 22 ]

В феврале 2014 года корпорация «Иркут» объявила о контракте с Министерством обороны России (МО) на поставку в ВВС дополнительных усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов Як-130. По словам президента "Иркута" Олега Демченко, в декабре компания подписала контракт с Минобороны на поставку 12 Як-130 для формирования новой пилотажной группы. [ 23 ] [ ненадежный источник? ] Одновременно был подписан второй контракт еще на 10 самолетов для Военно-морской авиации России . [ нужна ссылка ]

Алжир

Алжир был первым экспортным заказчиком Як-130, заказав 16 самолетов в марте 2006 года. Их поставки начались всего через несколько месяцев после поступления первых Як-130 в ВВС России в 2011 году, и заказ был выполнен к концу 2011 года. в следующем году. [ 5 ]

Як-130 ВВС Бангладеш

Бангладеш

В январе 2014 года Бангладеш заказала 24 Як-130. Самолеты приобретены за счет расширенного кредита России. [ 24 ] Позже заказ был сокращен до 16 самолетов. [ 25 ] Первая партия из шести самолетов была поставлена ​​20 сентября 2015 года. [ 26 ] Вторая партия из пяти самолетов была поставлена ​​29 декабря 2015 года, а следующие пять - к первому кварталу 2016 года. [ 27 ]

Беларусь

В декабре 2012 года правительство Беларуси подписало соглашение с Россией о поставке Беларуси четырех Як-130 к апрелю 2015 года. Еще один заказ на четыре самолета был принят в августе 2015 года, и они были поставлены в ноябре 2016 года. [ 5 ] Еще четыре самолета были поставлены в 2019 году, в результате чего общее количество самолетов достигло 12. Все они были доставлены в 206-й летный учебный центр. [ 28 ]

Иран

Заказан неизвестный номер. Первая партия из двух самолетов была доставлена ​​в начале сентября 2023 года. Они проходят испытания в иранских условиях на 8-й базе тактических ВВС Ирана недалеко от Исфахана. [ 29 ] [ 30 ]

Лаос

Лаос заказал 10 Як-130 в августе 2017 года. Поставки начались в 2018 году. [ 5 ]

Мьянма

Мьянма заказала шесть Як-130 в июне 2015 года. Все шесть самолетов были поставлены в декабре 2017 года. Еще шесть самолетов были заказаны позже. [ 5 ] После переворота 2021 года Мьянма получила еще шесть самолетов, которые были представлены на церемонии 74-й годовщины ВВС Мьянмы. [ 31 ]

Потенциальные заказы

В апреле 2012 года президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров заявил, что потенциальных клиентов «более десяти». [ 32 ]

Аргентина

В 2021 году Россия предложила ВВС Аргентины партию из 15 истребителей МиГ-29 и еще партию из 12 истребителей Су-30 , а также добивается продажи учебно-тренировочных самолетов Як-130 и вертолетов Ми-17 . [ 33 ]

Боливия

Боливия рассматривает Як-130 как кандидата на замену своих снятых с вооружения Lockheed T-33 . [ 34 ] [ 35 ]

Казахстан

Два раунда переговоров с Россией относительно потенциального заказа на Як-130 состоялись в 2010 и 2012 годах соответственно. Твердых заказов на это не последовало, но Як-130 может быть куплен для замены нынешних казахстанских учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 C, когда у них закончится срок службы. [ 5 ]

Малайзия

В ноябре 2012 года представитель «Рособоронэкспорта » Сергей Корнев заявил, что Малайзия Як-130 также интересует и ряд других стран. Он выступал на авиашоу в Чжухае . [ 36 ]

Уругвай

ВВС Уругвая рассматривают самолет для будущей замены А-37 [ 37 ] с предположительно использованными образцами F-5 Freedom Fighter в качестве еще одного возможного кандидата. [ 38 ]

Отмененные и невыполненные заказы

Ливия

Ливия разместила заказ на шесть самолетов. Поставки ожидались в 2011–2012 гг. [ 15 ] но Ливийский национальный переходный совет отменил заказ на Як-130 в сентябре 2011 года в рамках пересмотра всех существующих контрактов на вооружение. [ 39 ]

Сирия

Сирия согласилась закупить 36 самолетов. [ 40 ] но их поставка была отложена Россией из-за конфликта в Сирии. [ 41 ] В мае 2014 года Россия объявила, что поставит Сирии Як-130. Ожидалось, что Сирия получит девять самолетов к концу 2014 года, 12 в 2015 году и 15 в 2016 году, всего 36 самолетов. [ 42 ] [ 43 ] Однако по состоянию на 2019 год никаких поставок не произошло. [ 5 ]

Операционная история

Як-130 на МАКС-2011

Первый прототип, получивший обозначение Як-130Д и зарегистрированный как RA-43130, совершил свой первый полет 25 апреля 1996 года в Жуковском . [ 5 ]

30 апреля 2004 года первый предсерийный Як-130, собранный на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде , совершил свой первый полет. [ 2 ] Самолет впервые был представлен на Парижском авиасалоне в июне 2005 года. [ 13 ] За ним последовали еще три предсерийных самолета. [ 5 ]

В декабре 2009 года самолет завершил государственные испытания и был принят на вооружение ВВС России. [ 5 ]

Як-130 использовался в боевых действиях во внутреннем конфликте в Мьянме как минимум с 2020 года. [ 44 ] Его использование подверглось критике после того, как в Интернете появились поддающиеся проверке доказательства военных авиаударов по гражданскому населению. [ 45 ] [ 46 ]

Аварии и происшествия

Варианты

Yak-131
Yakovlev Yak-130D
Yak-130 prototype. [ 5 ]
Yakovlev Yak-130
Базовый двухместный тренажер повышенной комфортности.
Yakovlev Yak-131
Легкий штурмовик, созданный как замена Су-25 . [ 63 ] Эта версия будет иметь бронирование кабины и двигателя, автопушку ГШ-30-1 и либо РЛС «Фазотрон Копё» с механическим или электронным сканированием луча, либо НИИП Тихомирова «Оса». РЛС с пассивной фазированной решеткой [ 64 ]
Yakovlev Yak-133
Легкий ударный самолет для LUS . Проект был отменен в начале 1990-х годов. [ нужна ссылка ]
Yakovlev Yak-133IB
Истребитель-бомбардировщик. [ нужна ссылка ]
Yakovlev Yak-133PP
Платформа электронного противодействия. [ нужна ссылка ]
Yakovlev Yak-133R
Тактический разведывательный вариант. [ нужна ссылка ]
Yakovlev Yak-135
Четырехместный VIP транспорт. [ нужна ссылка ]

Операторы

Операторы Як-130 (красного цвета) и М-346 (синего цвета)

 Алжир

 Бангладеш

  • ВВС Бангладеш - 12 на вооружении. [ 67 ] Четверо погибли в результате несчастных случаев на тренировках. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
    • 21-я эскадрилья ( Мстители )
    • 105-я эскадрилья ( Трайдент )

 Беларусь

  • ВВС Беларуси - 11 на вооружении. [ 65 ] Один потерян во время тренировочного полета в 2021 году. [ 71 ] Для дооснащения АДС «Белорусский Талисман».

 Иран

 Лаос

 Мьянма

 Россия

 Вьетнам

Технические характеристики (Як-130)

Data from YAK-130 [ 82 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,49 м (37 футов 8 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,84 м (32 фута 3 дюйма)
  • Высота: 4,76 м (15 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 23,52 м 2 (253,2 кв. фута)
  • Вес пустого: 4600 кг (10 141 фунт)
  • Полная масса: 7250 кг (15984 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 10 290 кг (22 686 фунтов)
  • Силовая установка: 2 ТРДД Ивченко-Прогресс АИ-222-25 тягой по 24,52 кН (5510 фунт-сила) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1060 км/ч (660 миль в час, 570 узлов)
  • Крейсерская скорость: 887 км/ч (551 миль в час, 479 узлов)
  • Скорость сваливания: 165 км/ч (103 миль в час, 89 узлов)
  • Дальность: 2100 км (1300 миль, 1100 миль)
  • Боевая дальность: 555 км (345 миль, 300 миль) [ 83 ]
  • Практический потолок: 12 500 м (41 000 футов)
  • пределы g: + 8,0 3,0
  • Скорость набора высоты: 65 м/с (12800 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 276,4 кг/м 2 (56,6 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,70 [ 84 ]

Вооружение

  • Guns: SNPU-130 gun pod
  • Узлов подвески: 9 (по 1 на каждой законцовке крыла, по 3 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем) [ 16 ] грузоподъемностью до 3000 кг (6614 фунтов) с возможностью перевозки комбинаций:

См. также

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылки

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б Таверна, Майкл (1 июня 1996 г.). «Российско-итальянская тренерская программа возвращается в прежнее русло» . Интеравиа Бизнес и Технологии . ISSN   1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Петр Бутовский, Як-130 поступил на вооружение в России в: Авиация № 1. 4/2010, стр. 10 (на польском языке)
  3. ^ Парш, Андреас; Алексей В. Мартынов (2008). «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-Systems.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Бутовский, Петр (1 мая 2002 г.). «Стратегия российских военных инструкторов вступает в силу; выбор Як-130 знаменует собой важный шаг на пути к замене стареющего парка самолетов L-39C. В бизнесе по производству тренажеров дела тоже идут полным ходом» . Интеравиа Бизнес и Технологии . ISSN   1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к "[Новости] Як-130: успех российского экспорта?" . Красный Самовар . 14 февраля 2019 г.
  6. ^ «Италия присоединяется к Як-130». Неделя авиации и космических технологий : 60. 28 июня 1993 г.
  7. ^ Моксон, Джулиан (7–13 августа 1996 г.). «Aermacchi доказывает эффективность Як-130/АЭМ» . Flight International : 18. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  8. ^ Velovich, Alexander (7–13 June 1995). "Yakovlev rolls out Yak-130". Flight International : 20.
  9. ^ Пенни, Стюарт (10–16 июня 2003 г.). «Гибкий дизайн» . Flight International : 94. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  10. ^ «Як-130 – учебно-боевой новый век». Взлет : 30–39. Июнь 2005.
  11. ^ Jump up to: а б Пронина, Люба (1 апреля 2002 г.). «МиГ и Як разорвали сделку по созданию учебных кораблей» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  12. ^ Пронина, Люба (8 апреля 2002 г.). «Французское товарищество МиГ-АТ» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Яковлев Як-130 (Российская Федерация), Самолеты – Самолеты – Гражданские/военные» . Джейн «Все самолеты мира» . 20 июля 2010 г.
  14. ^ Хойл, Крейг (10 июля 2012 г.). «В ФОКУСЕ: Заоблачные амбиции United Aircraft» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Пядушкин, Максим (16 февраля 2010 г.). «Перепрограммирование учебно-тренировочного самолета – учебно-тренировочный самолет Як-130 допущен к эксплуатации» . Обозреватель по России и СНГ . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 11 сентября 2010 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Коллинз, Питер (10 июля 2012 г.). «Летные испытания: Як-130 доказывает универсальность» . Флайглобал . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Як-130» . Объединенная авиастроительная корпорация. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  18. ^ Хойл, Крейг (11 июля 2012 г.). «ФАРНБОРО: Воздухозаборники двигателя Як-130 вызывают недоумение» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
  19. ^ Автор: Марсель ван Леувен «Поставка ЯК-130 идет рука об руку с российским учебным ремонтом» . Aviationnews.eu. 4 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 г. . Проверено 17 октября 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Россия закажет еще 65 Як-130». Ежемесячник ВВС (286): 28 января 2012 г.
  21. Автор:Михаил Сунцов Курсанты учатся летать на Як-130. Архивировано 12 октября 2014 года в Wayback Machine « журнале Взлёт» , 12 апреля 2013 года.
  22. ^ "Фото: ВВС России получили первые учебно-боевые самолеты Як-130" . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 9 октября 2012 года .
  23. ^ «Иркут» поставит ВВС России дополнительные учебно-тренировочные самолеты Як-130 . 13 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
  24. ^ Бангладеш покупает российские учебно-боевые самолеты на сумму 800 миллионов долларов - Sputnik International . Архивировано 31 января 2014 года на Wayback Machine . Ru.ria.ru (28 января 2014). Проверено 30 июня 2018 г.
  25. ^ ЦАМТО / Новости / ВВС Бангладеш получили первую партию УБС Як-130 Archived 8 October 2015 at the Wayback Machine . Armstrade.org. Retrieved on 30 June 2018.
  26. ^ «Первые Як-130 прибыли в Бангладеш» . IHS Janes 360. Архивировано из оригинала 10 января 2016 года . Проверено 29 декабря 2015 г.
  27. ^ «Россия поставит ВВС Бангладеш еще несколько Як-130» . 26 ноября 2019 г.
  28. ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 14 мая 2019 г.
  29. ^ "Учебный истребитель Як-130 прибыл в Иран - военные новости | оборона | безопасность - Тасним политические новости | Тасним" . Информационное агентство Тасним Тасним (на персидском языке) . Проверено 2 сентября 2023 г.
  30. ^ «Иран получил учебно-тренировочный самолет Як-130 – Новости политики» . Информационное агентство Тасним . Проверено 2 сентября 2023 г.
  31. ^ Jump up to: а б «Расследование вооружений: российский самолет ЯК-130 в Мьянме» . Свидетель из Мьянмы . Проверено 26 октября 2022 г.
  32. ^ "Более 10 стран рассматривают Як-130, - говорит руководитель "Иркута"" . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
  33. ^ «Сообщается, что Россия предложила Аргентине истребители МиГ-29 и Су-30» . 31 января 2021 г.
  34. ^ «ВВС Боливии ищут истребители – Air Data News» . 29 мая 2021 г.
  35. ^ «Военно-часовой журнал» .
  36. ^ «Бангладеш хочет купить российские самолеты Як-130: Голос России» . 15 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 20 декабря 2012 г.
  37. ^ «Минобороны Уругвая опубликует запрос на закупку будущего боевого самолета» . Dmilt.com. 8 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 17 октября 2011 г.
  38. ^ Уругвай; ВВС рассматривают возможность закупки российского ЯК-130. Архивировано 20 декабря 2013 г. на Wayback Machine - Dmilt.com, 19 декабря 2013 г.
  39. ^ «Новое правительство Ливии отменяет сделки с Россией по оружию» . Air International , Том 81, № 5, ноябрь 2011 г. с. 11.
  40. Россия продаёт Сирии 36 военных самолётов. Архивировано 6 мая 2014 года в Wayback Machine Tages Anzeiger.
  41. ^ «Россия подталкивает президента Сирии Асада посланием о растущем нетерпении» . Нью-Йорк Таймс . 9 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 10 июля 2012 г.
  42. Сирия: в этом году из России прибудет новый учебно-тренировочный самолет Як-130 . Всемирное агентство авиационной прессы (5 мая 2014 г.).
  43. Отчет: Россия отправит первую партию самолетов Як-130 в Сирию. Архивировано 5 мая 2014 г. в Wayback Machine . Аль-Арабия, английский (5 мая 2014 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
  44. ^ «Расследование вооружений: российский самолет ЯК-130 в Мьянме» . Свидетель из Мьянмы . 29 июля 2022 г.
  45. ^ «Мьянма использовала самолеты российского производства в атаках на гражданское население: отчет» . www.aljazeera.com . Проверено 26 октября 2022 г.
  46. ^ «Мьянму обвиняют в использовании российских самолетов – DW – 29.07.2022» . dw.com . Проверено 26 октября 2022 г.
  47. ^ В Рязанской области разбился учебно-боевой самолет Як-130 из подмосковного Жуковского Archived 16 November 2014 at the Wayback Machine . NEWSru.com (26 July 2006). Retrieved on 30 June 2018.
  48. Россия расследует причину крушения Як-130. Архивировано 4 июня 2010 года в Wayback Machine . Flightglobal.com (26 июня 2018 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
  49. ^ В Липецке упал самолет ВВС РФ ЯК-130 – РИА Новости, 29.05.2010 Archived 29 November 2010 at the Wayback Machine . Rian.ru (29 May 2010). Retrieved on 2018-06-30.
  50. Авиакатастрофа под Астраханью: Як-130 разбился из-за технических проблем. Архивировано 28 октября 2014 года на Wayback Machine . Волгоград.kp.ru (15 апреля 2014 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
  51. ^ «Учебный самолет ВВС Бангладеш разбился в Читтагонге» . IHS Джейн . Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 11 июля 2017 г.
  52. ^ «Учебный самолет ВВС Бангладеш разбился в Читтагонге, пилоты не пострадали» . bdnews24.com . Проверено 12 июля 2017 г. . [ постоянная мертвая ссылка ]
  53. ^ «В Кокс-Базаре сообщили о происшествии с участием двух учебных самолетов ВВС» . Bdnews24.com . 27 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
  54. ^ «2 учебных самолета BAF [так в оригинале] разбились в Кокс-Базаре, 4 пилота спасены» . Дейли Стар . 27 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
  55. ^ Прокопьева, Ольга; Беговский, Артем; Спевак, Дарья; Мелеховец, Дмитрий (19 May 2021). "В Барановичах упал учебно-боевой самолет Як-130. Погибли двое летчиков – Лайфстайл Onlíner" . Onlíner .
  56. ^ Нэш, Эд (22 февраля 2022 г.). «Антиправительственные силы Мьянмы заявляют, что совершили диверсию на двух Як-130 – Конфликты – Военные вопросы» . Военные вопросы Эда Нэша . Проверено 26 октября 2022 г.
  57. ^ Четверг, Кьяу; Дин, Та. «Истребитель хунты ЯК-130 был полностью поврежден; Птица попала в двигатель после авианалета возле лагеря Укритта – Та Дин» . Проверено 26 октября 2022 г.
  58. ^ «Пилот-истребитель попадает в ужасную аварию после попытки подражать тройному сальто Top Gun на малой высоте» . Ла Вангардия. 14 мая 2024 г. Проверено 18 мая 2024 г.
  59. ^ "Пилот погиб после крушения тренировочного самолета на юго-востоке Бангладеш - Синьхуа" . english.news.cn . Проверено 13 мая 2024 г.
  60. ^ «Учебный самолет ВВС разбился возле порта Чаттограм; один пилот погиб, другой получил ранения» . Бизнес-стандарт . 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  61. ^ «Пилот погиб в результате крушения учебно-тренировочного самолета ВВС в Читтагонге» . Дакка Трибьюн . 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  62. ^ Shadow_Ass (12 мая 2024 г.). «Новые кадры катастрофы в Бангладеш, произошедшей пару дней назад» . р/авиация . Проверено 13 мая 2024 г.
  63. Новости: ВВС России заказывают замену Су-25 Е. Архивировано 20 февраля 2016 г. на Wayback Machine . Flightglobal.com (21 мая 2012 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
  64. Як-130 впервые появляется. Архивировано 2 марта 2016 года в Wayback Machine . Flightglobal.com (17 июня 2003 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
  65. ^ Jump up to: а б с д и ж Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Проверено 4 августа 2023 г.
  66. ^ «Орбаты» . www.scramble.nl . Проверено 4 августа 2023 г.
  67. ^ «Россия завершает поставку в Бангладеш учебно-тренировочных истребителей Як-130» . ТАСС . Проверено 4 августа 2023 г.
  68. ^ «Инцидент столкновения в воздухе Яковлева Як-130 15103, 27 декабря 2017 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 4 августа 2023 г.
  69. ^ «Инцидент столкновения в воздухе Яковлева Як-130 15105, 27 декабря 2017 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 4 августа 2023 г.
  70. ^ «Учебный самолет ВВС разбился возле порта Чаттограм; один пилот погиб, другой получил ранения» . Бизнес-стандарт . 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  71. ^ «Два пилота погибли в результате крушения учебно-боевого самолета Як-130 в Белоруссии» . ТАСС . Проверено 4 августа 2023 г.
  72. ^ «Иран получил усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Як-130» . Джейнс.com .
  73. ^ «Иран принял поставку поставленных Россией учебно-тренировочных самолетов Як-130 | Aviation Week Network» . Aviationweek.com .
  74. ^ Карнозов Владимир. «Лаос получил учебно-боевые самолеты Як-130 | AIN» . Международные авиационные новости .
  75. ^ bmpd (11 January 2023). "Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2022 году" . bmpd . Retrieved 4 August 2023 .
  76. ^ bmpd (11 July 2023). "Министерство обороны России получило первые в 2023 году самолёты Як-130" . bmpd . Retrieved 4 August 2023 .
  77. ^ "ЦАМТО / / ОАК передала партию Су-30МС2 и Як-130 Минобороны России" . ЦАМТО / Центр анализа мировой торговли оружием (in Russian). 4 December 2023 . Retrieved 6 December 2023 .
  78. ^ "Ростех передал Минобороны партию учебно-боевых самолетов Як-130" . Ростех (in Russian) . Retrieved 11 June 2024 .
  79. ^ «Сеть авиационной безопасности > WikiBase ASN Aviation Safety > Результаты базы данных ASN Aviation Safety» . Aviation-safety.net . Проверено 4 августа 2023 г.
  80. ^ «Москоу Таймс» . «Москва Таймс» .
  81. ^ «ЮНРОКА (Реестр обычных вооружений Организации Объединенных Наций)» . www.unroca.org .
  82. ^ «КБ А.С.Яковлева –:– программы –:– новые –:– Як-130» . www.yak.ru. ​Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  83. ^ «Яковлев/Aermacchi Як-130 Базовый и усовершенствованный учебно-тренировочный самолет» . www.military-today.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  84. ^ Коллинз, Питер. «Летные испытания: Як-130 доказывает универсальность» . Flightglobal.com . Полет . Проверено 7 октября 2019 г.

Библиография

  • Бутовский, Петр. «Русский Т-Берд». Эйр Интернэшнл , Vol. 83 № 3, сентябрь 2012. С. 92–95. ISSN   0306-5634 .
  • Ганстон, Билл. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон: Путнэмские книги по аэронавтике, 1997. ISBN   1-55750-978-6 .

Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d7caff24cee279ffb06839d1eb38498__1718085120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/98/9d7caff24cee279ffb06839d1eb38498.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-130 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)