Yakovlev Yak-130
Yak-130 | |
---|---|
Як-130 ВВС России с Р-73 ракетами класса "воздух-воздух" и ракетными блоками. | |
Роль | Начальный учебно-тренировочный истребитель / Легкий боевой самолет |
Национальное происхождение | Россия |
Дизайнерская группа | Yakovlev |
Построено | Корпорация Иркут Сокольский авиационный завод |
Первый полет | 25 апреля 1996 г [ 1 ] |
Введение | 19 февраля 2010 г. [ 2 ] |
Статус | Активный |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Алжирские ВВС ВВС Бангладеш Белорусские ВВС |
Количество построенных | 214+ [ объяснить ] по состоянию на декабрь 2023 г. [ нужна ссылка ] |
Развитый в | Аления Аэрмакки М-346 Мастер |
The Yakovlev Yak-130 ( NATO reporting name : Mitten ) [ 3 ] представляет собой дозвуковой двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет, первоначально разработанный Яковлевым и Aermacchi как «Як / АЭМ-130». Он также позиционировался как потенциальный легкий штурмовик. Разработка самолета началась в 1991 году, первый полет состоялся 25 апреля 1996 года. В 2002 году он выиграл государственный тендер России на поставку учебно-тренировочных самолетов, а в 2010 году самолет поступил на вооружение ВВС России . [ 2 ] Являясь учебно-тренировочным самолетом Як-130 способен повторить характеристики нескольких истребителей поколения 4+, а также Су-57 пятого поколения . Он также может выполнять легкие штурмовые и разведывательные задачи, имея боевую нагрузку 3000 кг (6600 фунтов).
Разработка
В начале 1990-х годов советское правительство обратилось к промышленности с просьбой разработать новый самолет для замены чешских учебно -тренировочных самолетов Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros . Предложения выдвинули пять конструкторских бюро. Среди них были Сухой С-54 , Мясищев М-200, Микоян МиГ-АТ и Яковлев Як-УТС. В 1991 году от остальных предложений отказались и остались только МиГ-АТ и Як-УТС. [ нужна ссылка ] По оценкам ВВС новой независимой России, их потребность составит около 1000 самолетов. [ 4 ]
Разработка Як-УТС началась в 1991 году, проектирование завершилось в сентябре 1993 года. [ 5 ] Однако с распадом Советского Союза Яковлев был вынужден искать зарубежного партнера. После переговоров в 1992 году в 1993 году было достигнуто соглашение с итальянской компанией Aermacchi о совместной разработке самолета, который теперь стал Як/АЕМ-130; [ 6 ] Aermacchi будет отвечать за финансовую и техническую поддержку проекта. [ 7 ] Первый прототип, получивший название Як-130Д, был построен компанией «Сокол» в Нижнем Новгороде, Россия, и был публично представлен в июне 1995 года. [ 8 ] [ 9 ] Свой первый полет самолет совершил 25 апреля 1996 года из аэропорта Жуковский под управлением главного летчика-испытателя Яковлева Андрея Синицына. [ 10 ]
В 2000 году различия в приоритетах между двумя фирмами привели к прекращению партнерства, когда каждая из них разрабатывала самолет независимо. Итальянская версия получила название М-346 ; За техническую документацию самолета Яковлев получил 77 миллионов долларов. [ 4 ] Яковлев сможет продавать самолеты в такие страны, как Содружество Независимых Государств , Индию, Словакию и Алжир. Aermacchi сможет продавать свою продукцию, в частности, странам НАТО. [ 4 ]
В марте 2002 года главком Владимир Михайлов заявил, что Як-130 и МиГ-АТ выбраны в качестве новых учебно-тренировочных самолетов ВВС России. [ 4 ] [ 11 ] Однако Як-130 считался лучшим, поскольку мог выполнять двойную роль: учебно-тренировочного и боевого самолета. [ 12 ] 10 апреля 2002 года было объявлено, что Як-130 выбран победителем тендера на учебно-тренировочные самолеты для базовой и повышенной подготовки пилотов, обойдя МиГ-АТ. [ 13 ] К тому времени ВВС России заказали 10 Як-130, а общая стоимость НИОКР, включавшая строительство и испытания четырех предсерийных самолетов, составила около 200 миллионов долларов, 84% из которых было профинансировано. Яковлевым, а остальное - российским правительством. [ 4 ] [ 11 ] Однако сообщалось, что уже в 1996 году было потрачено около 500 миллионов долларов. [ 1 ]
Планы по созданию легкого штурмовика на базе Як-130 были заморожены в конце 2011 года. Самолет, получивший название Як-131, не отвечал критическим требованиям безопасности пилотов, выдвинутым ВВС России. [ нужна ссылка ] Вместо этого ВВС переключили внимание на замену на базе Су-25 . [ 14 ]
Дизайн
Як-130 — перспективный учебно-тренировочный самолет, способный повторять характеристики российских истребителей 4-го и 5-го поколений. [ 15 ] Это возможно за счет использования цифровой авионики с открытой архитектурой , совместимой с шиной данных 1553, полностью цифровой стеклянной кабины , четырехканальной цифровой электродистанционной системы (FBWS), управляемых инструктором и изменяемых характеристик управления FBWS и встроенного моделирования. Этот тип также имеет проекционный дисплей (HUD) и нашлемную прицельную систему (HMSS) с двойным приемником GPS / ГЛОНАСС, обновляющим инерциальную систему отсчета (IRS) для высокоточной навигации и точного наведения. [ 16 ] По оценкам разработчика, самолет сможет охватить до 80% всей программы летной подготовки пилотов. [ 17 ]
Помимо учебной роли, самолет способен выполнять легкие штурмовые и разведывательные задачи. [ 15 ] Он может нести боевую нагрузку в 3000 кг (6600 фунтов), состоящую из различного управляемого и неуправляемого вооружения, вспомогательных топливных баков и блоков электроники. [ 17 ] По словам его главного конструктора Константина Поповича, в ходе этапа испытаний, завершившегося в декабре 2009 года, самолет испытывался "со всем бортовым вооружением массой до 500 кг, состоящим на вооружении ВВС России". [ 15 ] Як-130 имеет девять точек подвески: две законцовки крыла, шесть подкрыльевых и одну подфюзеляжную. [ 16 ]
Двойные двигатели самолета установлены под удлиненными корнями крыла, которые доходят вперед до фонаря кабины. Два двигателя Ивченко «Прогресс АИ-222-25» с полным цифровым управлением двигателем ( FADEC ) создают в общей сложности 49 килоньютонов (11 000 фунтов-сил) тяги. Также предлагается модернизированный двигатель «-28», увеличивающий тягу до 53 кН (12 000 фунтов силы). При нормальной взлетной массе 7250 кг (15 980 фунтов) тяговооруженность 0,70 достигается с двигателями «-25» или 0,77 с двигателями «-28». Для сравнения: 0,65 у BAE Systems Hawk 128 и 0,49 у Aero Vodochody L-159B . [ 16 ]
Максимальный внутренний запас топлива составляет 1700 кг (3700 фунтов). С двумя внешними боевыми топливными баками эта цифра увеличивается до 2600 кг (5700 фунтов). Максимальная истинная воздушная скорость составляет 0,93 Маха (572 узла), практический потолок - 12 500 м (41 000 футов), а коэффициент перегрузки - от -3 до +9 g. Типичные взлетная скорость и дистанция в «чистой» конфигурации составляют 209 км/ч (113 узлов) и 550 м (1800 футов), посадочные показатели — 191 км/ч (103 узла) и 750 м (2460 футов) соответственно. . Предел бокового ветра составляет 56 км/ч (30 узлов). [ 16 ]
Як-130 оснащен управляемыми FBWS заслонками воздухозаборника двигателя, чтобы предотвратить повреждение двигателей самолета посторонними предметами при работе с грунтовых взлетно-посадочных полос и травяных полос. [ 18 ]
Большие навесы имеют боковые петли.
Комплекс боевой подготовки на Як-130 включает моделируемые и реальные системы стрельбы ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», бомбосбрасывания, артиллерийской стрельбы и бортовые системы самозащиты.
Заказы и поставки
Твердые заказы
Россия
В 2005 году ВВС России получили первый заказ на 12 Як-130. ВКС России намерены закупить не менее 72 Як-130, чего хватит для оснащения четырех учебных полков. [ 19 ] Ее главнокомандующий генерал-полковник Александр Зелин объявил 8 ноября 2011 года, что Минобороны России должно в течение двух недель подписать контракт с корпорацией "Иркут" на поставку 65 дополнительных самолетов. [ 20 ] – 55 твердых заказов плюс 10 опций. [ 16 ] Зелин заявил, что поставки планируется завершить к 2017 году. [ 20 ]
Первый серийный самолет был передан учебному центру в Липецке 19 февраля 2010 года. [ 2 ] После выполнения в июне 2011 года контракта 2005 года на 12 самолетов Як-130 производства завода "Сокол" для Минобороны России было принято решение, что все последующие заказы Як-130, как отечественные, так и экспортные, будут выполняться Иркутским авиационным заводом. корпорации «Иркут». [ 21 ] Однако ВВС России получили первый Як-130, построенный Иркутским заводом, лишь в октябре 2012 года. [ 22 ]
В феврале 2014 года корпорация «Иркут» объявила о контракте с Министерством обороны России (МО) на поставку в ВВС дополнительных усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов Як-130. По словам президента "Иркута" Олега Демченко, в декабре компания подписала контракт с Минобороны на поставку 12 Як-130 для формирования новой пилотажной группы. [ 23 ] [ ненадежный источник? ] Одновременно был подписан второй контракт еще на 10 самолетов для Военно-морской авиации России . [ нужна ссылка ]
Алжир
Алжир был первым экспортным заказчиком Як-130, заказав 16 самолетов в марте 2006 года. Их поставки начались всего через несколько месяцев после поступления первых Як-130 в ВВС России в 2011 году, и заказ был выполнен к концу 2011 года. в следующем году. [ 5 ]
Бангладеш
В январе 2014 года Бангладеш заказала 24 Як-130. Самолеты приобретены за счет расширенного кредита России. [ 24 ] Позже заказ был сокращен до 16 самолетов. [ 25 ] Первая партия из шести самолетов была поставлена 20 сентября 2015 года. [ 26 ] Вторая партия из пяти самолетов была поставлена 29 декабря 2015 года, а следующие пять - к первому кварталу 2016 года. [ 27 ]
Беларусь
В декабре 2012 года правительство Беларуси подписало соглашение с Россией о поставке Беларуси четырех Як-130 к апрелю 2015 года. Еще один заказ на четыре самолета был принят в августе 2015 года, и они были поставлены в ноябре 2016 года. [ 5 ] Еще четыре самолета были поставлены в 2019 году, в результате чего общее количество самолетов достигло 12. Все они были доставлены в 206-й летный учебный центр. [ 28 ]
Иран
Заказан неизвестный номер. Первая партия из двух самолетов была доставлена в начале сентября 2023 года. Они проходят испытания в иранских условиях на 8-й базе тактических ВВС Ирана недалеко от Исфахана. [ 29 ] [ 30 ]
Лаос
Лаос заказал 10 Як-130 в августе 2017 года. Поставки начались в 2018 году. [ 5 ]
Мьянма
Мьянма заказала шесть Як-130 в июне 2015 года. Все шесть самолетов были поставлены в декабре 2017 года. Еще шесть самолетов были заказаны позже. [ 5 ] После переворота 2021 года Мьянма получила еще шесть самолетов, которые были представлены на церемонии 74-й годовщины ВВС Мьянмы. [ 31 ]
Потенциальные заказы
В апреле 2012 года президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров заявил, что потенциальных клиентов «более десяти». [ 32 ]
Аргентина
В 2021 году Россия предложила ВВС Аргентины партию из 15 истребителей МиГ-29 и еще партию из 12 истребителей Су-30 , а также добивается продажи учебно-тренировочных самолетов Як-130 и вертолетов Ми-17 . [ 33 ]
Боливия
Боливия рассматривает Як-130 как кандидата на замену своих снятых с вооружения Lockheed T-33 . [ 34 ] [ 35 ]
Казахстан
Два раунда переговоров с Россией относительно потенциального заказа на Як-130 состоялись в 2010 и 2012 годах соответственно. Твердых заказов на это не последовало, но Як-130 может быть куплен для замены нынешних казахстанских учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 C, когда у них закончится срок службы. [ 5 ]
Малайзия
В ноябре 2012 года представитель «Рособоронэкспорта » Сергей Корнев заявил, что Малайзия Як-130 также интересует и ряд других стран. Он выступал на авиашоу в Чжухае . [ 36 ]
Уругвай
ВВС Уругвая рассматривают самолет для будущей замены А-37 [ 37 ] с предположительно использованными образцами F-5 Freedom Fighter в качестве еще одного возможного кандидата. [ 38 ]
Отмененные и невыполненные заказы
Ливия
Ливия разместила заказ на шесть самолетов. Поставки ожидались в 2011–2012 гг. [ 15 ] но Ливийский национальный переходный совет отменил заказ на Як-130 в сентябре 2011 года в рамках пересмотра всех существующих контрактов на вооружение. [ 39 ]
Сирия
Сирия согласилась закупить 36 самолетов. [ 40 ] но их поставка была отложена Россией из-за конфликта в Сирии. [ 41 ] В мае 2014 года Россия объявила, что поставит Сирии Як-130. Ожидалось, что Сирия получит девять самолетов к концу 2014 года, 12 в 2015 году и 15 в 2016 году, всего 36 самолетов. [ 42 ] [ 43 ] Однако по состоянию на 2019 год никаких поставок не произошло. [ 5 ]
Операционная история
Первый прототип, получивший обозначение Як-130Д и зарегистрированный как RA-43130, совершил свой первый полет 25 апреля 1996 года в Жуковском . [ 5 ]
30 апреля 2004 года первый предсерийный Як-130, собранный на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде , совершил свой первый полет. [ 2 ] Самолет впервые был представлен на Парижском авиасалоне в июне 2005 года. [ 13 ] За ним последовали еще три предсерийных самолета. [ 5 ]
В декабре 2009 года самолет завершил государственные испытания и был принят на вооружение ВВС России. [ 5 ]
Як-130 использовался в боевых действиях во внутреннем конфликте в Мьянме как минимум с 2020 года. [ 44 ] Его использование подверглось критике после того, как в Интернете появились поддающиеся проверке доказательства военных авиаударов по гражданскому населению. [ 45 ] [ 46 ]
Аварии и происшествия
- 26 июня 2006 г.: прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба пилота благополучно катапультировались, не получив травм. [ 47 ]
- разбился серийный Як-130 29 мая 2010 г.: на Липецкой авиабазе . Несчастный случай произошел во время испытаний. Оба пилота катапультировались; их состояние было удовлетворительным. Жертв и ранений среди людей на земле нет. [ 48 ] [ 49 ]
- 15 апреля 2014 г.: Як-130 разбился в Астраханской области, в 25 км от Ахтубинска, недалеко от села Батаевка. Оба пилота катапультировались, но один из них, подполковник Сергей Серегин, погиб. Причиной аварии стала неисправность. Як-130 принадлежал 1080-му Краснознамённому авиационному центру переподготовки личного состава имени В. П. Чкалова в Борисоглебске . Жертв и повреждений среди находившихся на земле нет. [ 50 ]
- 11 July 2017: A Bangladesh Air Force Yakovlev Yak-130 crashed at Lohagara in Bangladesh’s southeastern Chittagong District . [ 51 ] Оба пилота не пострадали. [ 52 ]
- 27 декабря 2017 г.: два ВВС Бангладеш самолета Як-130 разбились на острове Махешхали в Кокс-Базаре из-за столкновения в воздухе. В официальном сообщении говорится, что авария произошла во время разрыва строя на учениях. Все четыре пилота были спасены живыми. [ 53 ] [ 54 ]
- 19 мая 2021 г.: Самолет Як-130 ВВС Беларуси разбился в Барановичах , в результате чего один дом в городе был поврежден. Два пилота катапультировались, но погибли. [ 55 ]
- 18 февраля 2022 г.: Народные силы обороны против хунты (PDF) в Мьянме заявили, что повредили два Як-130 на базе ВВС в Хмауби. [ 56 ] [ 31 ]
- 29 июня 2022 г.: Предполагается, что Як-130 ВВС Мьянмы был поврежден в результате столкновения с птицей. [ 57 ]
- 9 мая 2024 г.: Як-130 ВВС Бангладеш разбился в Чаттограме . Официальные лица Бангладеш объяснили катастрофу возможной механической неисправностью. На видео с камер видеонаблюдения видно, как самолет выполняет три крена элеронов при быстром снижении, а затем врезается в взлетно-посадочную полосу с правой стороны и без шасси. Затем самолет загорелся, отскочил вверх и снова взлетел. Оба члена экипажа катапультировались и были спасены живыми. Пилот скончался в больнице, второй пилот получил серьезные травмы. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Варианты
- Yakovlev Yak-130D
- Yak-130 prototype. [ 5 ]
- Yakovlev Yak-130
- Базовый двухместный тренажер повышенной комфортности.
- Yakovlev Yak-131
- Легкий штурмовик, созданный как замена Су-25 . [ 63 ] Эта версия будет иметь бронирование кабины и двигателя, автопушку ГШ-30-1 и либо РЛС «Фазотрон Копё» с механическим или электронным сканированием луча, либо НИИП Тихомирова «Оса». РЛС с пассивной фазированной решеткой [ 64 ]
- Yakovlev Yak-133
- Легкий ударный самолет для LUS . Проект был отменен в начале 1990-х годов. [ нужна ссылка ]
- Yakovlev Yak-133IB
- Истребитель-бомбардировщик. [ нужна ссылка ]
- Yakovlev Yak-133PP
- Платформа электронного противодействия. [ нужна ссылка ]
- Yakovlev Yak-133R
- Тактический разведывательный вариант. [ нужна ссылка ]
- Yakovlev Yak-135
- Четырехместный VIP транспорт. [ нужна ссылка ]
Операторы
- ВВС Алжира - 16 на вооружении [ 65 ]
- 620-я эскадрилья повышения квалификации [ 66 ]
- ВВС Бангладеш - 12 на вооружении. [ 67 ] Четверо погибли в результате несчастных случаев на тренировках. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
- 21-я эскадрилья ( Мстители )
- 105-я эскадрилья ( Трайдент )
- ВВС Беларуси - 11 на вооружении. [ 65 ] Один потерян во время тренировочного полета в 2021 году. [ 71 ] Для дооснащения АДС «Белорусский Талисман».
- ВВС Исламской Республики Иран - минимум 2 находятся на вооружении. [ 72 ] [ 73 ]
- ВВС Народно-освободительной армии Лаоса - 4 на вооружении. 6 под заказ. [ 65 ] [ 74 ]
- ВВС Мьянмы - 18 на вооружении [ 65 ]
- ВКС России – на вооружении 112+. [ 75 ] [ 76 ] [ 65 ] [ 77 ] [ 78 ] В 2009-2023 гг. поставлено 117+ серийных самолетов, 5 корпусов потеряно. [ 79 ]
- 160-й учебный авиационный полк
- 713-й учебный авиационный полк
- 929-й Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова
- Российская морская авиация = 10 под заказ. На замену Aero L-39 . [ 65 ]
- 859-й Центр боевого применения и подготовки экипажей морской авиации
- Народные ВВС Вьетнама - 12 на вооружении. [ 80 ] [ 81 ]
Технические характеристики (Як-130)
Data from YAK-130 [ 82 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,49 м (37 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 9,84 м (32 фута 3 дюйма)
- Высота: 4,76 м (15 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 23,52 м 2 (253,2 кв. фута)
- Вес пустого: 4600 кг (10 141 фунт)
- Полная масса: 7250 кг (15984 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 10 290 кг (22 686 фунтов)
- Силовая установка: 2 ТРДД Ивченко-Прогресс АИ-222-25 тягой по 24,52 кН (5510 фунт-сила) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1060 км/ч (660 миль в час, 570 узлов)
- Крейсерская скорость: 887 км/ч (551 миль в час, 479 узлов)
- Скорость сваливания: 165 км/ч (103 миль в час, 89 узлов)
- Дальность: 2100 км (1300 миль, 1100 миль)
- Боевая дальность: 555 км (345 миль, 300 миль) [ 83 ]
- Практический потолок: 12 500 м (41 000 футов)
- пределы g: + 8,0 − 3,0
- Скорость набора высоты: 65 м/с (12800 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 276,4 кг/м 2 (56,6 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,70 [ 84 ]
Вооружение
- Guns: SNPU-130 gun pod
- Узлов подвески: 9 (по 1 на каждой законцовке крыла, по 3 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем) [ 16 ] грузоподъемностью до 3000 кг (6614 фунтов) с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: 80-мм ракета С-8, ракета С-25.
- Ракеты: Р-73 с инфракрасным самонаведением. ракеты класса «воздух-воздух»
- Бомбы: ФАБ-М62, ЗБ-500, КАБ-500Кр.
См. также
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
Примечания
- ^ Jump up to: а б Таверна, Майкл (1 июня 1996 г.). «Российско-итальянская тренерская программа возвращается в прежнее русло» . Интеравиа Бизнес и Технологии . ISSN 1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Петр Бутовский, Як-130 поступил на вооружение в России в: Авиация № 1. 4/2010, стр. 10 (на польском языке)
- ^ Парш, Андреас; Алексей В. Мартынов (2008). «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-Systems.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бутовский, Петр (1 мая 2002 г.). «Стратегия российских военных инструкторов вступает в силу; выбор Як-130 знаменует собой важный шаг на пути к замене стареющего парка самолетов L-39C. В бизнесе по производству тренажеров дела тоже идут полным ходом» . Интеравиа Бизнес и Технологии . ISSN 1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к "[Новости] Як-130: успех российского экспорта?" . Красный Самовар . 14 февраля 2019 г.
- ^ «Италия присоединяется к Як-130». Неделя авиации и космических технологий : 60. 28 июня 1993 г.
- ^ Моксон, Джулиан (7–13 августа 1996 г.). «Aermacchi доказывает эффективность Як-130/АЭМ» . Flight International : 18. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Velovich, Alexander (7–13 June 1995). "Yakovlev rolls out Yak-130". Flight International : 20.
- ^ Пенни, Стюарт (10–16 июня 2003 г.). «Гибкий дизайн» . Flight International : 94. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ «Як-130 – учебно-боевой новый век». Взлет : 30–39. Июнь 2005.
- ^ Jump up to: а б Пронина, Люба (1 апреля 2002 г.). «МиГ и Як разорвали сделку по созданию учебных кораблей» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Пронина, Люба (8 апреля 2002 г.). «Французское товарищество МиГ-АТ» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Яковлев Як-130 (Российская Федерация), Самолеты – Самолеты – Гражданские/военные» . Джейн «Все самолеты мира» . 20 июля 2010 г.
- ^ Хойл, Крейг (10 июля 2012 г.). «В ФОКУСЕ: Заоблачные амбиции United Aircraft» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пядушкин, Максим (16 февраля 2010 г.). «Перепрограммирование учебно-тренировочного самолета – учебно-тренировочный самолет Як-130 допущен к эксплуатации» . Обозреватель по России и СНГ . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коллинз, Питер (10 июля 2012 г.). «Летные испытания: Як-130 доказывает универсальность» . Флайглобал . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Як-130» . Объединенная авиастроительная корпорация. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг (11 июля 2012 г.). «ФАРНБОРО: Воздухозаборники двигателя Як-130 вызывают недоумение» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Автор: Марсель ван Леувен «Поставка ЯК-130 идет рука об руку с российским учебным ремонтом» . Aviationnews.eu. 4 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 г. . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия закажет еще 65 Як-130». Ежемесячник ВВС (286): 28 января 2012 г.
- ↑ Автор:Михаил Сунцов Курсанты учатся летать на Як-130. Архивировано 12 октября 2014 года в Wayback Machine « журнале Взлёт» , 12 апреля 2013 года.
- ^ "Фото: ВВС России получили первые учебно-боевые самолеты Як-130" . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ «Иркут» поставит ВВС России дополнительные учебно-тренировочные самолеты Як-130 . 13 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Бангладеш покупает российские учебно-боевые самолеты на сумму 800 миллионов долларов - Sputnik International . Архивировано 31 января 2014 года на Wayback Machine . Ru.ria.ru (28 января 2014). Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ ЦАМТО / Новости / ВВС Бангладеш получили первую партию УБС Як-130 Archived 8 October 2015 at the Wayback Machine . Armstrade.org. Retrieved on 30 June 2018.
- ^ «Первые Як-130 прибыли в Бангладеш» . IHS Janes 360. Архивировано из оригинала 10 января 2016 года . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ «Россия поставит ВВС Бангладеш еще несколько Як-130» . 26 ноября 2019 г.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ "Учебный истребитель Як-130 прибыл в Иран - военные новости | оборона | безопасность - Тасним политические новости | Тасним" . Информационное агентство Тасним Тасним (на персидском языке) . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ «Иран получил учебно-тренировочный самолет Як-130 – Новости политики» . Информационное агентство Тасним . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Расследование вооружений: российский самолет ЯК-130 в Мьянме» . Свидетель из Мьянмы . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ "Более 10 стран рассматривают Як-130, - говорит руководитель "Иркута"" . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «Сообщается, что Россия предложила Аргентине истребители МиГ-29 и Су-30» . 31 января 2021 г.
- ^ «ВВС Боливии ищут истребители – Air Data News» . 29 мая 2021 г.
- ^ «Военно-часовой журнал» .
- ^ «Бангладеш хочет купить российские самолеты Як-130: Голос России» . 15 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ «Минобороны Уругвая опубликует запрос на закупку будущего боевого самолета» . Dmilt.com. 8 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Уругвай; ВВС рассматривают возможность закупки российского ЯК-130. Архивировано 20 декабря 2013 г. на Wayback Machine - Dmilt.com, 19 декабря 2013 г.
- ^ «Новое правительство Ливии отменяет сделки с Россией по оружию» . Air International , Том 81, № 5, ноябрь 2011 г. с. 11.
- ↑ Россия продаёт Сирии 36 военных самолётов. Архивировано 6 мая 2014 года в Wayback Machine Tages Anzeiger.
- ^ «Россия подталкивает президента Сирии Асада посланием о растущем нетерпении» . Нью-Йорк Таймс . 9 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 10 июля 2012 г.
- ↑ Сирия: в этом году из России прибудет новый учебно-тренировочный самолет Як-130 . Всемирное агентство авиационной прессы (5 мая 2014 г.).
- ↑ Отчет: Россия отправит первую партию самолетов Як-130 в Сирию. Архивировано 5 мая 2014 г. в Wayback Machine . Аль-Арабия, английский (5 мая 2014 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ «Расследование вооружений: российский самолет ЯК-130 в Мьянме» . Свидетель из Мьянмы . 29 июля 2022 г.
- ^ «Мьянма использовала самолеты российского производства в атаках на гражданское население: отчет» . www.aljazeera.com . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Мьянму обвиняют в использовании российских самолетов – DW – 29.07.2022» . dw.com . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ В Рязанской области разбился учебно-боевой самолет Як-130 из подмосковного Жуковского Archived 16 November 2014 at the Wayback Machine . NEWSru.com (26 July 2006). Retrieved on 30 June 2018.
- ↑ Россия расследует причину крушения Як-130. Архивировано 4 июня 2010 года в Wayback Machine . Flightglobal.com (26 июня 2018 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ В Липецке упал самолет ВВС РФ ЯК-130 – РИА Новости, 29.05.2010 Archived 29 November 2010 at the Wayback Machine . Rian.ru (29 May 2010). Retrieved on 2018-06-30.
- ↑ Авиакатастрофа под Астраханью: Як-130 разбился из-за технических проблем. Архивировано 28 октября 2014 года на Wayback Machine . Волгоград.kp.ru (15 апреля 2014 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ «Учебный самолет ВВС Бангладеш разбился в Читтагонге» . IHS Джейн . Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ «Учебный самолет ВВС Бангладеш разбился в Читтагонге, пилоты не пострадали» . bdnews24.com . Проверено 12 июля 2017 г. . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «В Кокс-Базаре сообщили о происшествии с участием двух учебных самолетов ВВС» . Bdnews24.com . 27 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ «2 учебных самолета BAF [так в оригинале] разбились в Кокс-Базаре, 4 пилота спасены» . Дейли Стар . 27 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Прокопьева, Ольга; Беговский, Артем; Спевак, Дарья; Мелеховец, Дмитрий (19 May 2021). "В Барановичах упал учебно-боевой самолет Як-130. Погибли двое летчиков – Лайфстайл Onlíner" . Onlíner .
- ^ Нэш, Эд (22 февраля 2022 г.). «Антиправительственные силы Мьянмы заявляют, что совершили диверсию на двух Як-130 – Конфликты – Военные вопросы» . Военные вопросы Эда Нэша . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Четверг, Кьяу; Дин, Та. «Истребитель хунты ЯК-130 был полностью поврежден; Птица попала в двигатель после авианалета возле лагеря Укритта – Та Дин» . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Пилот-истребитель попадает в ужасную аварию после попытки подражать тройному сальто Top Gun на малой высоте» . Ла Вангардия. 14 мая 2024 г. Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ "Пилот погиб после крушения тренировочного самолета на юго-востоке Бангладеш - Синьхуа" . english.news.cn . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Учебный самолет ВВС разбился возле порта Чаттограм; один пилот погиб, другой получил ранения» . Бизнес-стандарт . 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Пилот погиб в результате крушения учебно-тренировочного самолета ВВС в Читтагонге» . Дакка Трибьюн . 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Shadow_Ass (12 мая 2024 г.). «Новые кадры катастрофы в Бангладеш, произошедшей пару дней назад» . р/авиация . Проверено 13 мая 2024 г.
- ↑ Новости: ВВС России заказывают замену Су-25 Е. Архивировано 20 февраля 2016 г. на Wayback Machine . Flightglobal.com (21 мая 2012 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
- ↑ Як-130 впервые появляется. Архивировано 2 марта 2016 года в Wayback Machine . Flightglobal.com (17 июня 2003 г.). Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Орбаты» . www.scramble.nl . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Россия завершает поставку в Бангладеш учебно-тренировочных истребителей Як-130» . ТАСС . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Инцидент столкновения в воздухе Яковлева Як-130 15103, 27 декабря 2017 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Инцидент столкновения в воздухе Яковлева Як-130 15105, 27 декабря 2017 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Учебный самолет ВВС разбился возле порта Чаттограм; один пилот погиб, другой получил ранения» . Бизнес-стандарт . 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Два пилота погибли в результате крушения учебно-боевого самолета Як-130 в Белоруссии» . ТАСС . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Иран получил усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Як-130» . Джейнс.com .
- ^ «Иран принял поставку поставленных Россией учебно-тренировочных самолетов Як-130 | Aviation Week Network» . Aviationweek.com .
- ^ Карнозов Владимир. «Лаос получил учебно-боевые самолеты Як-130 | AIN» . Международные авиационные новости .
- ^ bmpd (11 January 2023). "Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2022 году" . bmpd . Retrieved 4 August 2023 .
- ^ bmpd (11 July 2023). "Министерство обороны России получило первые в 2023 году самолёты Як-130" . bmpd . Retrieved 4 August 2023 .
- ^ "ЦАМТО / / ОАК передала партию Су-30МС2 и Як-130 Минобороны России" . ЦАМТО / Центр анализа мировой торговли оружием (in Russian). 4 December 2023 . Retrieved 6 December 2023 .
- ^ "Ростех передал Минобороны партию учебно-боевых самолетов Як-130" . Ростех (in Russian) . Retrieved 11 June 2024 .
- ^ «Сеть авиационной безопасности > WikiBase ASN Aviation Safety > Результаты базы данных ASN Aviation Safety» . Aviation-safety.net . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Москоу Таймс» . «Москва Таймс» .
- ^ «ЮНРОКА (Реестр обычных вооружений Организации Объединенных Наций)» . www.unroca.org .
- ^ «КБ А.С.Яковлева –:– программы –:– новые –:– Як-130» . www.yak.ru. Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ «Яковлев/Aermacchi Як-130 Базовый и усовершенствованный учебно-тренировочный самолет» . www.military-today.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Коллинз, Питер. «Летные испытания: Як-130 доказывает универсальность» . Flightglobal.com . Полет . Проверено 7 октября 2019 г.
Библиография
- Бутовский, Петр. «Русский Т-Берд». Эйр Интернэшнл , Vol. 83 № 3, сентябрь 2012. С. 92–95. ISSN 0306-5634 .
- Ганстон, Билл. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон: Путнэмские книги по аэронавтике, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем