Kamov Ka-50
Ка-50 «Чёрная акула» 52-й «Аллигатор». | |
---|---|
Камов Ка-50 ВВС России. | |
Роль | Ударный вертолет , [ 1 ] вертолет-разведчик [ 2 ] |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Производитель | Kamov |
Первый полет | Ка-50: 17 июня 1982 г. [ 3 ] Ка-52: 25 июня 1997 г. [ 4 ] Эпизод 52M: 9 января 2023 г. [ 5 ] [ 6 ] |
Введение | 28 августа 1995 г. |
Статус | В эксплуатации [ 7 ] |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Российская морская авиация Египетские ВВС |
Произведено | 1990 – настоящее время |
Количество построенных | Журнал 50: 18–19. [ 8 ] Ка-52: >196 [ 9 ] |
Разработано на основе | Kamov V-80 |
Ка -50 «Чёрная акула» ( русский : Чёрная акула , латинизированный : Чёрная акула , английский: кайтфинакула ), кодовое название НАТО Hokum A , — советский/российский одноместный ударный вертолёт с характерной соосной несущей системой. Камова ОКБ . Он был спроектирован в 1980-х годах и принят на вооружение российской армии в 1995 году. Ка-50 производится предприятием «Прогресс» в Арсеньеве . Используется как тяжеловооруженный разведывательный вертолет. [ 2 ] и имеет систему аварийного катапультирования , редкую для вертолетов.
В конце 1990-х годов компании «Камов» и Israel Aerospace Industries разработали версию кабины с тандемными сиденьями, Ка-50-2 «Эрдоган» (русский: Эрдоган , турецкий : Эрдоган ), для участия в турецких соревнованиях по ударным вертолетам. Камов также разработал еще один двухместный вариант - Ка-52 «Аллигатор» (по-русски: Аллигатор , кодовое название НАТО: Hokum B ). [ 10 ] Стоимость единицы Ка-52 по состоянию на 2023 год составит 16 миллионов долларов США. [ 11 ]
Разработка
[ редактировать ]Ка-50 — серийная версия прототипа В-80Ш-1 . Производство ударного вертолета было заказано Советом Министров СССР 14 декабря 1987 года. [ 12 ] Впервые о разработке вертолета на Западе сообщили в 1984 году, а первая фотография появилась в 1989 году. [ 13 ] В ходе эксплуатационных испытаний с 1985 по 1986 год было установлено, что рабочая нагрузка пилота аналогична нагрузке пилота истребителя-бомбардировщика , так что пилот может выполнять как летные, так и навигационные обязанности. [ 14 ]
Как и другие вертолеты Камова, он имеет характерную для Камова соосную систему винтов встречного вращения , которая устраняет необходимость во всем рулевом винте и улучшает пилотажные качества самолета - он может выполнять петли, бочки и «воронку» ( круговой обстрел ). когда самолет поддерживает прямую видимость цели, совершая круги вокруг нее на различной высоте и скорости. [ 15 ] Отсутствие рулевого винта является качественным преимуществом, поскольку рулевой винт, противодействующий крутящему моменту, может использовать до 30% мощности двигателя. Вся трансмиссия Ка-50 представляет собой сравнительно небольшую цель для огня с земли. [ 16 ]
Для повышения живучести пилота на Ка-50 установлено НПП « Звезда» К-37-800 катапультное кресло , что является редкостью для вертолета. [ 17 ] Перед развертыванием ракеты в катапультном кресле лопасти несущего винта сдуваются зарядами взрывчатого вещества в диске несущего винта, а купол сбрасывается. [ 18 ]
После первоначальных летных испытаний и испытаний системы Совет заказал первую партию вертолетов в 1990 году. Ударный вертолет впервые был публично описан как «Ка-50» в марте 1992 года на симпозиуме в Соединенном Королевстве. [ 12 ] Вертолет был представлен на Мосаэрошоу-92 в Жуковском в августе 1992 года. В следующем месяце второй серийный образец дебютировал за границей на авиасалоне в Фарнборо , где он был представлен с изображением оборотня на руле направления, получив популярное прозвище. «Оборотень». Пятый прототип, окрашенный в черный цвет, сыграл главную роль в фильме « Чёрная акула », благодаря которому Ка-50 получил нынешнее прозвище. [ 19 ]
В ноябре 1993 года четыре серийных вертолета были отправлены в Центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке для начала полевых испытаний. Президент Российской Федерации санкционировал поставку Ка-50 в Сухопутные войска (армию) России 28 августа 1995 года. Распад Советского Союза привел к резкому сокращению оборонных закупок. В результате было поставлено всего десяток Ка-50 вместо запланированных нескольких сотен для замены Ми-24 . [ 20 ]
Одноместная конфигурация была сочтена НАТО нежелательной. На первых двух прототипах Ка-50 были нарисованы фальш-окна. [ 21 ] что успешно ввело в заблуждение первые западные сообщения о самолете в середине 1980-х годов, [ 22 ] до такой степени, что некоторые аналитики даже пришли к выводу, что его основной задачей было обеспечение превосходства в воздухе для охоты и уничтожения ударных вертолетов НАТО, что является тревожным, но ожидаемым советским шагом со стороны плановиков НАТО после недавней оценки программы J-CATCH . [ 23 ]
В качестве вертолета поддержки спецназа выбран Ка-50 и его модификации, а Ми-28 основным боевым вертолетом армии стал . Производство Ка-50 было возобновлено в 2006 году. В 2009 году ВВС России получили три машины, построенные на некомплектных планерах середины 1990-х годов. [ 24 ]
Ка-50Н «Ночная акула» и Ка-50Ш
[ редактировать ]С момента заказа Ка-50 в 1987 году было известно, что ограниченные возможности исходной версии в ночное время придется модернизировать, чтобы она соответствовала требованиям для ночных атак. [ 25 ] Первоначально Ка-50Н предполагалось оснастить системой малоосвещенного ТВ (ЛТВ) «Меркурий». Из-за отсутствия финансирования система опоздала и имела проблемы с надежностью и возможностями. В результате акцент сместился на перспективные инфракрасные системы (FLIR). [ 26 ] В 1993 году Камов разработал проект, включавший прицельный комплекс «Шквал-Н» с инфракрасным датчиком. [ 25 ] Было перепробовано множество вариантов. На некоторых исходный «Шквал» был дополнен тепловизионной системой, а на других была произведена полная замена круглосуточной системой «Самшит» (также применявшейся на Ка-52). Некоторые из тепловизоров, участвовавших в испытаниях, были произведены французскими компаниями SAGEM и Thomson . Камов был вынужден рассматривать зарубежные аналоги как временную замену отечественных систем визуализации из-за их медленного развития. [ 26 ]
В результате испытаний были созданы две «окончательные» версии: Ка-50Н «Ночная акула» (русский язык: Ночная акула , « бархатная акула-фонарь »). [ 27 ] и Ка-50Ш (русский: Шар , «шар » , латинизированный: Шар . ; из-за сферической башни FLIR) Первый Ка-50Ш, ставший восьмым предсерийным самолетом «Борт 018», совершил первый полет 4 марта 1997 года. На концевых килях и вертикальном оперении были размещены логотипы компании «Камов» и «Черная акула». Он представлял собой систему «Самшит-50», установленную в сфере диаметром 640 мм (25 дюймов) под носом. Система «Шквал» перенесена в район носового обтекателя. [ 20 ] Ни одна из ночных штурмовиков Ка-50 в серийное производство не поступила. [ 26 ]
Ка-50-2 «Эрдоган»
[ редактировать ]В 1997 году компания Israel Aerospace Industries (IAI) в сотрудничестве с бюро Камова выставила Ка-50-2 Эрдогана на турецкий конкурс проектов на контракт стоимостью 4 миллиарда долларов на 145 (позже измененных на 50) боевых вертолетов. [ нужна ссылка ]
Ка-50-2 — тандемный вариант Ка-50. Он отличался современной авионикой израильского производства со « стеклянной кабиной » и складной (для посадочного просвета) 30-мм пушкой в башне вместо стационарной на Ка-50. Он оснащен проверенной в боях авионикой и современными противотанковыми управляемыми ракетами, обеспечивающими высокий уровень боевой эффективности. Он оснащен гибким модульным комплексом авионики IAI, который можно легко адаптировать к эксплуатационным требованиям TLF и который обеспечивает потенциал роста. [ 28 ]
IAI и Камов выполнили полеты этого варианта с базовой авионикой IAI. В ходе этих полетов была продемонстрирована «стеклянная кабина» вертолета с многофункциональными дисплеями и блоком управления и индикации (CDU), управляемым централизованными компьютерами миссии. Также были проверены его летная навигация и работа системы наведения многоцелевой оптронно-стабилизированной полезной нагрузки вертолета (HMOSP). Демонстрационные полеты включали демонстрацию возможностей ночных полетов с использованием очков ночного видения (ПНВ) и системы прицеливания «день/ночь». [ 28 ]
Первоначально Турция предпочла улучшенную версию Bell AH-1 SuperCobra Эрдогану, Eurocopter Tiger , AH-64 Apache , Denel Rooivalk и A129 Mangusta . В итоге контракт был заключен на А129 в 2007 году. [ 29 ]
52-й «Аллигатор».
[ редактировать ]В начале 1980-х годов, когда проводились сравнительные испытания В-80 (прототип Ка-50) и Ми-28, камовским конструкторским коллективом выступило с предложением разработать специализированный вертолет для ведения разведки поля боя, обеспечения целеуказания. Поддержка и координация действий групповых ударных вертолетов на базе Ка-60 . Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна в конце 1980-х годов, помешали реализации новой программы развития. Это побудило генерального конструктора Камова выбрать модифицированный вариант Ка-50, на который можно установить систему разведки и целеуказания. Модифицированной «Черной акуле» требовался второй член экипажа для управления комплексом оптотроники и радиолокационной разведки. Камов решил использовать расположение сидений бок о бок в связи с проверенным улучшением взаимодействия между членами экипажа. Этот двухместный вариант получил обозначение Ка-52. [ 20 ]
По сравнению с исходным Ка-50, Ка-52 имеет новый обтекатель с носовой радиолокационной системой наведения, что придает Ка-52 более округлый профиль носовой части. В сферической башне под носовой частью размещена дневно-ночная телевизионно-тепловизионная система (некоторые экземпляры имеют дополнительный мачтовый радар воздушных целей и второй прицельный комплекс над кабиной). Ка-52 имеет бортовую пушку оригинального Ка-50. [ 30 ] на крыле Он имеет шесть узлов подвески вместо четырех на Ка-50. Чтобы сохранить массу и характеристики на уровне Ка-50, броня и емкость пушечного магазина/питания были уменьшены. Также ухудшились некоторые параметры полета: скороподъемность снизилась с 10 до 8 м/с, а максимальная положительная перегрузка стала 3,0 g. Большую часть проблем удалось решить установкой нового двигателя ВК-2500 . [ 18 ] Ка-52 одобрен для эксплуатации днем, ночью и в сложных метеоусловиях. [ 31 ]
Изготовление первого планера Ка-52 началось в середине 1996 года. [ 20 ] Серийное производство было начато осенью 2008 года. [ 32 ] По состоянию на сентябрь 2010 г. [update]696-й инструкторско-исследовательский вертолётный полк, базирующийся в Торжке (авиабаза) , располагает восемью вертолётами различной степени оснащенности и/или модификации для проведения исследований и разработок. [ 24 ] В декабре 2010 года на авиабазу были доставлены четыре новых серийных Ка-52. [ 33 ] 344-го Центра боевой подготовки и переоборудования летного состава. [ 34 ]
Первый этап государственных испытаний (ГСИ) завершился в декабре 2008 года и после этого было дано разрешение на производство опытной партии для 2 этапа (ГСИ, включая огневые испытания и поиск целей). [ 35 ]
Серийное производство Ка-52 началось на заводе АК "Прогресс Арсеньев" в Арсеньеве городе Приморского края в конце 2008 года. [ 36 ] [ 37 ] После завершения государственных испытаний Ка-52 поступил на вооружение в мае 2011 года, а в том же месяце первые боевые части поступили в состав ВВС России. Согласно предыдущим планам гособоронзаказа, к 2012 году Вооружённые силы России должны были получить 2 опытных и 24 серийных Ка-52. [ 38 ] Второй долгосрочный контракт, подписанный в 2011 году на сумму 120 млрд рублей, предусматривает поставку ВКС России в общей сложности 146 вертолетов Ка-52 до 2020 года. В феврале 2018 года Минобороны России выразило заинтересованность в закупке 114 вертолетов Ка-52 новая версия в рамках новой Госпрограммы вооружения на 2018–2027 годы. [ 39 ]
Ка-52 «Нильский крокодил»
[ редактировать ]В 2015 году Египет подписал сделку на закупку 46 вертолетов Ка-52 с заявленным сроком завершения в 2020 году. [ 40 ] Первые экспортные модели «Вертолеты России» начали производить в начале 2017 года, общий объем производства был увеличен вдвое, чтобы удовлетворить новые потребности. [ 41 ] Первая партия из трех ударных вертолетов Ка-52 была поставлена Египту в июле 2017 года, вторая партия из еще трех вертолетов будет доставлена в августе. По итогам 2017 года Египет получил 19 Ка-52. [ 42 ] но у этих первых единиц были проблемы, связанные с электропитанием, ночным видением, навигационными системами и другим оборудованием авионики. [ 43 ] было объявлено 6 декабря 2018 года на выставке Egypt Defense Expo (EDEX) , что Ка-52 официально поступили на вооружение ВВС Египта. [ 44 ]
Египетский вертолет представляет собой модифицированную версию базового Ка-52 «Аллигатор», состоящего на вооружении ВКС России. В отличие от базовой модели египетский Ка-52 использует антикоррозионные материалы и имеет усиленную конструкцию фюзеляжа. Он получил новое шасси и колеса, рассчитанные на увеличенную взлетную массу вертолета. Египетская модель оснащена обновленной авионикой и новой системой охлаждения для эксплуатации в жарком климате. Дмитрий Рогозин , вице-премьер России по оборонной и космической промышленности, предложил назвать его «Нильским крокодилом». [ 45 ]
Вертолет оснащен новой оптико-электронной системой наблюдения и лазерного прицеливания ОЭС-52, заменившей штатную ГОЭС-451, установленную под носовой частью. [ 46 ] Новая оптронная система начала разработку в 2011 году в результате сотрудничества Камова и Sagem и основана на прицельной системе STRIX французской компании. [ 47 ] ОЭС-52 обеспечивает большую дальность обнаружения и распознавания целей.
На вертолете установлена двухдиапазонная когерентно-импульсная РЛС «Арбалет-52», имеющая дальность картографирования Земли 32 км, дальность обнаружения наземных целей 25 км и воздушных целей 15 км. [ 48 ]
Для защиты от управляемых ракет « Нильские крокодилы» используют бортовые комплексы «Президент-С». [ 49 ] [ 50 ] Система включает в себя как радарные , так и лазерные приемники предупреждений, датчики MAW , дозаторы соломы/факельных ракет, а также постановщики помех ECM и DIRCM . [ 51 ] Египетские Ка-52 оснащены двумя новыми комплектами DIRCM, установленными по обе стороны фюзеляжа, которые отличаются от стандартных комплектов L370-5. [ 52 ] Кроме того, система предупреждения о лазерном облучении, имевшаяся на российских вариантах Ка-52, была удалена, а вместо нее установлен приемник радиолокационного предупреждения L-150 Pastel. [ 49 ]
Египет планирует вооружить свои Ка-52 российскими противотанковыми управляемыми ракетами . ВВС выбрали два типа ракет; а именно ракеты с лазерным наведением «Вихрь» ракеты с радиолокационным наведением «Атака» и лучевые . [ 53 ]
52К «Катран»
[ редактировать ]типа Мистраль" " Десантные корабли по заказу Минобороны России. [ нужна ссылка ] должны были содержать винтокрылые средства, сформированные в авиационные группы. В каждую из этих групп планировалось включить восемь ударных и восемь десантно-транспортных вертолетов. Ка-52К «Катран» (по-русски: «Катран» , « грязевая акула »), морская модификация Ка-52, был выбран в качестве нового корабельного ударного типа для морской авиации России . Его особенности включают складывающиеся лопасти несущего винта, складные крылья и усиленное шасси. Поскольку крылья короче, чем у наземных вариантов, Ка-52К имеет всего четыре пилона вооружения вместо шести, как у наземного Ка-52. На Ка-52К планируется установить новую РЛС с большей дальностью действия по сравнению с РЛС Ка-52. Ка-52К также сможет использовать ракеты Х-35 и Х-38 . Однако они еще не интегрированы в боевой комплекс вертолета. [ 54 ] Российской морской авиации потребуется не менее 40 Ка-52К, первый из которых ориентировочно должен был поступить на вооружение эскадрильи к началу 2015 года, что совпадет с поставкой первого авианосца. [ 55 ]
Однако после аннексии Крыма Россией продажа «Мистралей» была отменена, и с тех пор они были проданы Египту. [ 56 ] [ 57 ] Позже Египет закупил 46 Ка-52, поставки продолжались с 2017 по 2019 год. Эти вертолеты использовались на Мистралях, изначально построенных для России; однако египетские Ка-52 - это обычные наземные варианты, а не Ка-52К. [ 58 ]
Тем не менее, первый из четырех Ка-52К, заказанных для ВМФ России, совершил полет 7 марта 2015 года; У ВМФ также была возможность приобрести еще 28 вертолетов. [ 59 ] По состоянию на 2017 год в ВМФ России эксплуатировались и использовались для испытаний 4 предсерийных Ка-52К. [ 60 ] [ 61 ] После периода неопределенности будущее Ка-52К в составе ВМФ России теперь кажется более ясным. В июле 2020 года была заложена киль двух новых десантных кораблей проекта 23900 на Судостроительном заводе «Залыв» . Каждый корабль сможет нести до 18 вертолетов, включая Ка-52К. [ 62 ] Ка-52К прошел все испытания и по состоянию на сентябрь 2020 года готов к серийному производству. [ 63 ]
По данным ГКМП , Китай рассматривает возможность приобретения 36 Ка-52К для использования на борту вертолетоносца Тип 075 , который будет выполнять роль тяжелого ударного вертолета. Эти вертолеты необходимы для оснащения авианосца мощным ударным вооружением, которого у него сейчас нет. [ 64 ]
Ка-52М
[ редактировать ]Новая версия, анонсированная Минобороны России в 2018 году, в конечном итоге воплотилась в Ка-52М; Планируется приобрести 114 вертолетов этой новой версии. Кроме того, старые Ка-52 будут модернизированы до стандарта Ка-52М. Контракт на первые 30 Ка-52М был подписан в августе 2021 года. [ 65 ] Новый контракт был подписан в августе 2022 года. [ 66 ] Модернизации, воплощенные в Ка-52М, включают модернизированную оптико-электронную турель прицеливания ГОЭС-451М с увеличенной дальностью, более прочные колеса ходовой части, улучшенную эргономику кабины с лучшей адаптацией к использованию очков ночного видения . ЛМУР . В вооружение вертолета добавлена ракета [ 67 ] Для Ка-52М рассматривается несколько новых типов РЛС. [ 68 ] На Ка-52М также будет установлена новая система самозащиты, которая заменит нынешний Л370-5 «Витебск» . Наконец, Ка-52М адаптирован для работы в составе новой системы боевого управления . [ 69 ] Первые 10 модифицированных вертолетов Ка-52М российские военные получили 9 января 2023 года. В 2023 году гособоронзаказ на вертолеты увеличен вдвое. [ 70 ] [ 71 ]
Дизайн
[ редактировать ]Ка-50 и его двухместный вариант Ка-52 — высокопроизводительные боевые вертолеты, обладающие дневными и ночными возможностями, высокой живучестью и огневой мощью, предназначенные для поражения воздушных целей и тяжелобронированных танков, вооруженных средствами ПВО. Он был спроектирован как небольшой, быстрый и маневренный, чтобы повысить живучесть и смертоносность. [ 16 ]
Маневрирование
[ редактировать ]висения Потолок составляет 4000 м, вертикальная скороподъемность 10 м/с на высоте 2500 м. Наличие соосного несущего винта с лопастями из полимера обеспечивает низкую инерцию как относительно вертикальной, так и боковой оси - 50–75% по сравнению с одновинтовым вертолетом с рулевым винтом. Отсутствие хвостового винта также означает, что он может выполнять плоские повороты на всех скоростях. Максимальная вертикальная нагрузка 3,5 g в сочетании с малой инерцией делает Ка-50 очень маневренным.
Навигационные системы
[ редактировать ]Системы полета включают инерциальную навигационную систему (INS), автопилот и проекционный дисплей (HUD). Датчики включают в себя инфракрасный радар переднего обзора (FLIR) и радар слежения за местностью . [ 26 ] [ 16 ]
Камов Ка-50 также оснащен электронной радиостанцией и прицельно-пилотно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять полеты днем и ночью в погодных условиях по ПВП и ППП. Новизна данной авионики основана на системе точного целеуказания с цифрово-кодовой системой связи, обеспечивающей обмен информацией (точными координатами противника) между вертолетами, летящими на большом расстоянии друг от друга, а также с наземными командными пунктами. [ 26 ] Ка-52 также оснащен кабинным радиолокатором « Фазотрон », позволяющим осуществлять полеты в сложных метеоусловиях и в ночное время. Необходимая информация, полученная этим радиолокатором, передается на многофункциональный экран кабины. Для ведения боя оба пилота оснащены встроенными в шлемы дальномерами, а для ночных полетов могут использовать окуляры ночного видения. [ 31 ]
Защита и живучесть
[ редактировать ]В целях собственной защиты Ка-50 оснащен приемником радиолокационной сигнализации, системой радиоэлектронной борьбы , а также дозаторами соломы и осветительных ракет. [ 16 ] Аэродинамические корпуса на концах крыльев содержат по два распылителя, каждый из которых, в свою очередь, имеет контрмеры размером 32 х 26 мм. Вся система работает по принципу оцениваемого ответа на основе инфракрасного или электронного импульсного излучения. [ 31 ] Обширная круговая броня кабины защищает пилота от бронебойных пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибра 23 мм. Лопасти несущего винта рассчитаны на то, чтобы выдержать несколько попаданий наземного автоматического оружия. [ 16 ]
Другие характеристики живучести включают броневую защиту жизненно важных систем самолета, а также амортизационные шасси и сиденья. [ 72 ] Кроме того, отсутствие рулевого винта может повысить живучесть, поскольку хвостовая балка не является несущей; Во время испытаний Ка-50 потерял хвостовое оперение, но все же сумел без проблем вернуться на базу. [ 73 ]
Это первый в мире действующий вертолет с системой спасательного катапультирования, позволяющей пилоту спастись на любой высоте и скорости. Лопасти несущего винта отделяются с помощью разрывных болтов перед катапультированием, чтобы предотвратить повреждение экипажа. Реактивная система катапультирования К-37-800 производится НПП «Звезда» . [ 16 ]
Вооружение
[ редактировать ]Самолет оснащен одной автоматической пушкой Шипунова 2А42 с селективным огнем и двойной подачей, обеспечивающей циклическую скорострельность от 200 до 800 выстрелов в минуту. [ 74 ] Для обеспечения точности он установлен недалеко от центра тяжести и несет 460 осколочно-фугасных, зажигательных или бронебойных снарядов. Тип боеприпаса выбирается пилотом во время полета. [ 75 ] Встроенная 30-мм пушка полужестко закреплена на борту вертолета, незначительно перемещаясь по углу места и азимуту . [ нужна ссылка ] Полужесткая установка повышает точность пушки, обеспечивая 30-мм пушку большей практической дальностью и лучшим коэффициентом поражения на средних дистанциях, чем при использовании свободно вращающейся турельной установки.
Система управления огнем автоматически передает всю информацию о целях в режиме реального времени, позволяя одному вертолету поразить цель, обнаруженную другим самолетом, а также система может вводить информацию о целях от наземных передовых разведчиков с личными средствами целеуказания. [ 18 ]
Оружие можно нести на четырех внешних узлах подвески под короткими крыльями, плюс две на законцовках крыла, общая масса более 2000 кг (в зависимости от комплектации). [ 76 ] Пилоны могут наклоняться вниз до 10 градусов. При необходимости топливные баки могут быть установлены на точке подвески. [ 26 ]
Противотанковое вооружение состоит из двенадцати Вихрь » с лазерным наведением противотанковых ракет « (в переводе «Вихрь» или «Вихрь») с максимальной дальностью около 8 км. Сообщается, что лазерное наведение практически защищено от помех, а система имеет автоматическое наведение на цель, что позволяет уклоняться сразу после запуска ракеты. В качестве альтернативы она также может использовать «Атака» . противотанковые ракеты с лазерным наведением [ 53 ] Прежде чем запустить ракеты с лазерным наведением, ему часто приходится зависать на высоте нескольких сотен футов над землей, чтобы направить лазер на цель, при этом оставаясь на короткое время незащищенным. [ 77 ]
Ка-50/52 также может нести несколько ракетных блоков, в том числе ракеты С-13 и С-8 . «Тупые» ракеты могут быть модернизированы до лазерного наведения с помощью предлагаемой системы «Угроза» . [ 78 ]
Операционная история
[ редактировать ]Вторая чеченская война
[ редактировать ]Ка-50 принимал участие в операциях Российской Армии против сепаратистов в Чеченской Республике во время Второй чеченской войны . В декабре 2000 года в этот район прибыла пара серийных Ка-50. В составе Ка-50 был Ка-29 для обеспечения разведки и целеуказания. 6 января 2001 года Ка-50 впервые применил боевое оружие против реального противника. 9 января при въезде в горное ущелье в районе населенного пункта Комсомольское одиночный Ка-50 в сопровождении Ми-24 применил неуправляемые ракеты С-8 для уничтожения склада боеприпасов, принадлежащего чеченским боевикам. 6 февраля в лесистой горной местности южнее села Центорой ударная группа в составе двух Ка-50 и единственного Ка-29 обнаружила и с расстояния 3 км уничтожила укрепленный лагерь боевики применили две управляемые ракеты 9К121 Вихрь . 14 февраля аналогичная ударная группа провела «охоту» в районе Дуб-Юрта и Хатуна. В сложных условиях летчики обнаружили и уничтожили восемь целей. В ходе этих миссий были проверены планер этого типа, а также его бортовые системы и вооружение. Успешные действия в сложной горной местности подтвердили полезность многих передовых особенностей конструкции Ка-50, его мощность и маневренность. [ 20 ]
Сирийская гражданская война
[ редактировать ]Вертолеты Ка-52 были замечены в поддержке российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну в 2015 году. Различные источники утверждают, что они участвовали в защите российской базы в Латакии , сопровождении поисково-спасательных вертолетов и поддержке российского спецназа. силы. [ 79 ]
По некоторым данным, 5 мая 2018 года под Маядином из-за технической неисправности разбился Ка-52. [ 80 ]
Российское вторжение в Украину
[ редактировать ]24 февраля 2022 года на начальных этапах российского вторжения в Украину как минимум один российский вертолет Ка-52 был поврежден, но смог самостоятельно приземлиться. [ 81 ] 2 марта российский Ка-52 был сбит ракетой класса «земля-воздух» и совершил аварийную посадку. [ 82 ] 12 марта украинские военные сообщили, что Ка-52 с бортовым номером RF-13409 был сбит в Новониколаевке под Херсоном . [ 83 ] Официальные лица Украины заявили 16 марта 2022 года, что Ка-52 номер RF-13411 был сбит в неизвестном месте на Украине, предоставив кадры обломков планера. [ 84 ] 5 апреля 2022 года в социальных сетях появились кадры, на которых, судя по всему, виден зависающий Ка-52, сбитый украинской «Стугна-П» . противотанковой управляемой ракетой [ 85 ] 15 апреля украинские силы заявили, что сбили еще один Ка-52, и опубликовали кадры обломков; Сообщается, что экипаж погиб. [ 86 ] 1 мая появились кадры еще одного Ка-52, сбитого противотанковой управляемой ракетой «Стугна-П». [ 87 ] 4 июня украинские войска 128-й горнострелковой бригады сообщили о сбитом российском Ка-52 на севере. По словам украинских чиновников, вертолет был сбит ПЗРК. [ 88 ] [ 89 ] 27 июня еще один вертолет был сбит ПЗРК «Мартлет» британского производства , что вынудило его приземлиться. [ 90 ] 15 августа украинские военные повредили российский вертолет Ка-52, летавший в Донецкой области. [ 91 ] К апрелю 2023 года с начала вторжения 24 февраля было сбито не менее 33 российских Ка-52. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]
Сообщается, что несколько Ка-52 пострадали от вибрации крыла при выполнении боевых задач с большой нагрузкой. Это наблюдалось через несколько месяцев после вторжения. Было высказано предположение, что это может быть связано с такими причинами, как усталость, неадекватная конструкция, отсутствие технического обслуживания и плохое управление. [ 95 ] Украинская военная разведка заявила, что Ка-52 можно «вывести из строя с помощью пулемета калибра 7,62 мм», несмотря на заявленную способность выдерживать выстрелы калибра 12,7 мм. [ 96 ]
Ка-52 активно использовались российскими войсками для защиты от контрнаступления Украины в 2023 году . Они добились успеха, отчасти из-за нехватки украинских средств ПВО ближнего действия ( SHORAD ). Благодаря уникальной конструкции соосных несущих винтов вертолет выдерживает разрушение хвостового оперения. На видео, опубликованном 19 июня 2023 года, видно, как Ка-52 теряет хвост. Министерство обороны Великобритании отметило переброску дополнительных Ка-52 на аэродром под Бердянском : «В постоянном соперничестве между авиационными мерами и контрмерами, вполне вероятно, что Россия получила временное преимущество на юге Украины, особенно за счет использования ударных вертолетов. Ракеты большей дальности по наземным целям». [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ]
По состоянию на конец июля 2023 года министерство обороны Великобритании заявило, что Россия потеряла 40 Ка-52 с начала российского вторжения. Голландский веб-сайт с открытым исходным кодом Oryx визуально подтвердил, что по состоянию на 3 июня 2024 года было уничтожено или повреждено 60 Ка-52. [ 100 ] В то же время 27 июля 2023 года министерство обороны Великобритании заявило: «Одной из наиболее влиятельных российских систем вооружения в этом секторе является ударный вертолет Ка-52 HOKUM». С ракетой ЛМУР Ка-52 имеет дальность поражения 15 км, что выходит за пределы досягаемости украинской ПВО. [ 101 ] [ 102 ]
был сбит российский Ка-52 Сообщается, что 7 августа 2023 года над Роботайном , что, по данным Орикса, стало 40-м потерянным во время нынешнего вторжения. Oryx считает только потери, подтвержденные открытыми источниками. [ 103 ]
17 августа 2023 года украинские военные заявили, что сбили два Ка-52 за один день. Один из них был сбит из возле Роботина силами ПЗРК , 47-й механизированной бригады второй был заявлен ВВС Украины под Бахмутом . [ 104 ] Украина сообщила, что ракетный комплекс, которым был сбит Ка-52 возле Роботайна, был RBS-70 . Хотя Ка-52 имеет средства противодействия ракетам с инфракрасным и лазерным наведением, у него, похоже, отсутствуют радиолокационные помехи. Ему приходится полагаться на полеты на вертолетах, таких как Ми-28 , оснащенных технологией радиолокационного подавления. [ 105 ] Несмотря на санкции, Россия продолжает производство Ка-52. [ 106 ]
Кроме того, пять Ка-52 были уничтожены украинскими тактическими ракетами 18 октября на территории аэропорта Бердянска, как сообщает Oryx (по спутниковым снимкам). [ 107 ] По состоянию на 29 декабря 2023 года подтверждено, что не менее 60 Ка-52 были потеряны во время вторжения, из них 47 уничтожены, 12 повреждены, а один поврежден и захвачен украинскими войсками. [ 108 ]
Другой
[ редактировать ]Он участвовал в ряде учений, в том числе «Рубеж 2004» в учебном центре «Эдельвейс» в Кыргызстане в августе 2004 года. «Акула» продемонстрировала свои преимущества, действуя на большой высоте и при температуре воздуха более 30 °C. Ка-50 прикрывал высадку десанта, а затем отрабатывал наземные цели с помощью пушек и ракет. [ 20 ]
В мае 2008 года Индия опубликовала запрос на поставку 22 ударных вертолетов для ВВС Индии . [ 109 ] По состоянию на октябрь 2008 года лидерами по этому заказу были Ка-50, Ми-28 и Eurocopter Tiger. [ 110 ] Однако в конечном итоге тендер был отменен, а позже Индия объявила новый тендер с пересмотренными условиями. Россия вновь предложила Ми-28Н и Ка-52. [ нужна ссылка ]
В 2011 году ВВС России приняли на вооружение 12 вертолетов Ка-52, а общее количество построенных Ка-52 составило уже 65 единиц. 20 самолетов Ка-52 находились на 575-й авиабазе Черниговского района Восточного военного округа . 16 находились на 393-й авиабазе «Севастополь» Кореновск ЮВО на , 12 были переданы во вновь сформированную 15-ю армейскую авиационную бригаду Западного военного округа аэродроме Остров , 8 — в 344-м Центре боевой подготовки и подготовки летного состава Торжка. Пять испытательных самолетов принадлежат ОАО «Камов»; две машины были потеряны в результате аварий. [ 111 ] Ка-52 был представлен международному сообществу на Парижском авиасалоне 2013 года . [ 112 ]
В 2013 году ААК «Прогресс» завершил контракт с Минобороны РФ, подписанный в 2009 году, и приступит к выполнению очередного долгосрочного контракта на поставку 143 Ка-52 на сумму около 120 миллиардов рублей (≈ США). $ 3,5 млрд). [ 113 ]
В июне 2015 года глава делегации "Рособоронэкспорта" Сергей Корнев сообщил, что Россия подписала первые контракты на экспорт ударных вертолетов Ка-52 "Аллигатор". "У нас есть Ка-52 в экспортной модели, и у нас есть контракты на него, и его уже раскручивают, потому что у него хорошее, твердое будущее", - заявил он на авиашоу под Парижем. Корнев не уточнил объем контрактов и с кем они заключены. [ 114 ]
ВВС Алжира ведут переговоры о продаже 12 Ка-52Е по состоянию на 2022 год. В сентябре 2015 года Ка-52 был представлен на авиабазе Айн-Уссера . [ 115 ]
Сообщается, что Северная Македония купила два Ка-52 (или Ка-50) у России в июне 2001 года для своей авиабригады Северной Македонии . Однако министерство обороны Македонии опровергло это сообщение. [ 116 ] [ 117 ]
Ка-52 был сбит во время восстания группы Вагнера . [ 118 ] Другой Ка-52 смог обмануть ракету, выпущенную из ракеты 9К35 «Стрела-10» Вагнера , с помощью сигнальных ракет. [ 119 ]
По данным российского источника в телеграмме, 19 июля 2024 года Ка-52 был сбит ракетой БМ-27 «Ураган» , оба экипажа погибли, но место и дата сбития не разглашаются. Это последовало за аналогичным событием, когда ракета едва не пролетела мимо Ка-52 на кадрах из кабины. [ 120 ]
Варианты
[ редактировать ]- Kamov V-80
- Опытный вариант Ка-50. [ 121 ]
- Kamov Ka-50
- Одноместная версия [ 121 ]
- Kamov Ka-50Sh
- Ка-50 с улучшенными возможностями ночной атаки [ 122 ]
- Камов Ка-50-2 «Эрдоган»
- Версия, продаваемая в Турцию, с двухместной тандемной кабиной. [ 123 ]
- Камов Ка-52 «Аллигатор»
- Высокомодернизированная версия с двухместной расположенной кабиной для ВКС России. [ 124 ]
- Kamov Ka-52E
- Экспортная версия, продана в Египет. [ 125 ]
- Kamov Ka-52K "Katran"
- Морской вариант со складывающимися лопастями и усиленным шасси, укороченным для базирования на кораблях крылом и планируемой возможностью применения Х-35 и Х-38 . ракет [ 54 ]
- Kamov Ka-52M
- Модернизированный Ка-52 с модернизированной турелью наведения с увеличенной дальностью, усиленными колесами ходовой части и улучшенной эргономикой кабины. [ 126 ] по прозвищу «Супер Аллигатор». [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Египетские ВВС [ 127 ] - 46 Ка-52 по состоянию на 2022 год. [ 128 ]
- 549 воздушное крыло
- 39-я эскадрилья (Вади аль-Джандали)
- 40-я эскадрилья (Вади аль-Джандали)
- 41-я эскадрилья (Вади аль-Джандали)
- 549 воздушное крыло
- Воздушно-космические силы России [ 127 ] – 133 вертолета Ка-52 по состоянию на 2022 год. [ 129 ]
- 39-й ИПЧ ( Джанкой ), 55-й отдельный вертолетный полк (Кореновск), 319-й отдельный вертолетный полк ; 15-я, 18-я бригады армейской авиации; другие. [ 130 ]
- Российская морская авиация [ 60 ] [ 61 ]
Технические характеристики (Ка-50)
[ редактировать ]Данные из источников производителя [ 18 ] [ 30 ] [ 131 ] Дональд, [ 14 ] naval-technology.com, [ 132 ] [ ненадежный источник? ] Федерация американских ученых [ 133 ] [ нужна проверка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 16 м (52 фута 6 дюймов)
- Высота: 4,93 м (16 футов 2 дюйма)
- Вес пустого: 7700 кг (16 976 фунтов)
- Полная масса: 9800 кг (21605 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 10 800 кг (23 810 фунтов)
- Powerplant: 2 × Klimov VK-2500 turboshaft engines, 1,800 kW (2,400 shp) each
- Диаметр несущего винта: 2 × 14,5 м (47 футов 7 дюймов)
- Площадь несущего винта: 330,3 м 2 (3555 кв. футов) 3-лопастные несущие винты противоположного вращения
Производительность
- Максимальная скорость: 315 км/ч (196 миль в час, 170 узлов)
- Крейсерская скорость: 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 350 км/ч (220 миль в час, 190 узлов).
- Дальность: 545 км (339 миль, 294 миль)
- Боевая дальность: 470 км (290 миль, 250 миль)
- Перегоночная дальность: 1160 км (720 миль, 630 миль)
- Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
- Скорость набора высоты: 12 м/с (2400 футов/мин)
- Нагрузка на диск: 30 кг/м 2 (6,1 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,33 кВт/кг (0,20 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 мобильная полужесткая 30-мм пушка Шипунова 2А42 (всего 460 снарядов, двойная подача AP или HE-Frag ).
- Узлы подвески: 6 точек подвески под крылом, плюс 2 на законцовках крыла для средств противодействия или ракет «воздух-воздух» грузоподъемностью 2000 кг, с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: 80 × 80-мм ракеты С-8 и 20 × 122-мм ракеты С-13 , 4 × Игла ». ракеты «воздух-воздух» « [ 16 ]
- Ракетное вооружение: 2 ракетных стойки АПУ-6, способные разместить в общей сложности 12 9К121 «Вихрь» противотанковых ракет , 2 × ЛМУР. [ 134 ]
- Бомбы: 4 бомбы по 250 кг (550 фунтов) или 2 бомбы по 500 кг (1100 фунтов),
- Прочее: 23-мм артиллерийские установки УПК-23-250 (по 240 снарядов каждая), подвесные топливные баки емкостью 500 л (130 галлонов США).
- Две капсулы на законцовках крыла с дозаторами сигнальных ракет и противоотсекающих устройств, по 4 дозатора УФ-26 в каждой (всего 32 картриджа для противосигнальных ракет и соломы в каждой капсуле)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Агуста A129 Мангуста
- Агуста Вестленд Апач
- Белл AH-1 СуперКобра
- Белл AH-1Z Гадюка
- Боинг AH-64 Апач
- CAIC Z-10
- Денел Руфальк
- Еврокоптер Тигр
- Хэл Прачанд
- Харбин WZ-19
- ИАО Туфан
- Миль Ми-28
- Панья 2091
- TAI/AgustaWestland T129 ATAK
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дональд и март 2004 г., стр. 304–05.
- ^ Перейти обратно: а б Российские вертолеты-разведчики становятся сильнее. Архивировано 16 декабря 2012 года в Wayback Machine . Strategypage.com, 29 января 2010 г.
- ^ «Ка-50» . narod.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 1 сентября 2004 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ «Ка-52» . narod.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ "Российская армия получила 10 модернизированных ударных вертолетов Ка-52М" . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ "ЦАМТО / / Гособоронзказ на ААК «Прогресс» в Приморье в 2023 году вырос вдвое" . armstrade.org . Archived from the original on 1 October 2023 . Retrieved 16 November 2023 .
- ^ Вертолеты Ка-52 начали службу в Дальневосточном объединении ВВС и ПВО [Вертолеты Ка-52 поступили на службу в Дальневосточное объединение ВВС и ПВО]. aex.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 31 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 17.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 47, 74, 82
- ^ Хьюсон, Р. Важнейшее руководство по военным самолетам , стр. 58. Англия: Airlife Publishing Ltd, 2001.
- ^ Ваниян, Роман (24 мая 2023 г.). «ВСУ сбили ударный вертолет Ка-52 стоимостью 16 миллионов долларов» . Агентство Украинские новости . Архивировано из оригинала 26 августа 2023 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дональд и март 2004 г., стр. 310–11.
- ^ "Камов Ка-50 Черная Акула". Джейн «Все самолеты мира» . Информационная группа Джейн, 2009 г. ( статья по подписке). [ постоянная мертвая ссылка ] от 14 сентября 2009 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Дональд и март 2004 г., с. 310.
- ^ Теплиц, Джером (1 февраля 1971 г.). «Программа летных качеств и качества управления ФАУ» . Серия технических документов SAE . Национальное совещание по бизнес-авиации и выставка техники. Том. 1. САЭ Интернэшнл. doi : 10.4271/710372 – через FAA Gov.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Ударный вертолет Ка-50 Чёрная Акула (Хокум)» . Военно-воздушные технологии . Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года . Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ Дональд и март 2004 г., с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Разведывательно-боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» . Вертолеты России. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Бабич, Саша (17 октября 2011 г.). «Лингвистическая антропология и этнолингвистика
Лингвистическая антропология и этнолингвистика» . Studia мифологика Славика . 14 : 169. doi : 10.3986/sms.v14i0.1607 . ISSN 1581-128X . - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Андрей Фомин. «Камовцы». Боевые самолеты , июль 2005 г. Том. 7, № 1, стр. 64–73.
- ^ Иден, Пол. Энциклопедия современных военных самолетов , с. 223, Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ Энциклопедия мировой авиации, 1985, ISBN 978-0517537541 .
- ^ Барибо, Стивен Р. (2 декабря 1985 г.). «Советские ударные вертолеты и их значение для операций дивизий армии США» . Архивировано из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 10 октября 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Александр Младенов. Сентябрь 2010. «Преобразование грозного врага». Ежемесячник ВВС . Выпуск 269, стр. 62–68.
- ^ Перейти обратно: а б Дональд и март 2004 г., стр. 311–314.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Ка-50Н». Архивировано 8 декабря 2011 года на сайте Wayback Machine kamov.net .
- ^ Мазепов А.; Михеев А.; Зенкин В.; Жирнов А.; Фомин, А. (1997). «Ночная акула и аллигатор». 50-й, 52-й, 50Н — Боевые вертолеты . Полигон (2-е изд.): 126–127 . ISBN 5-7656-0005-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Ка-50-2 Эрдогана. Архивировано 19 февраля 2010 года в Wayback Machine . globalsecurity.org, 9 ноября 2008 г.
- ^ «Турция выбирает A129 для отложенного конкурса ударных вертолетов». Архивировано 22 августа 2010 г. в Wayback Machine . Flight International, 10 апреля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Страница продукта Ка-52. Архивировано 7 ноября 2010 года в Wayback Machine . Камов.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ка-52». Архивировано 20 января 2012 года на сайте Wayback Machine kamov.net .
- ^ Началось серийное производство вертолетов Ка-52 [Начато серийное производство вертолетов Ка-52]. lenta.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года . Проверено 5 января 2009 г.
- ^ Сергий Александров. Апрель 2011 г. «Четыре новых Ка-52 доставлены в Торжок». Ежемесячник ВВС . Выпуск 277, с. 29.
- ^ "Еще Ка-52 для ВКС России" . Боевой самолет . Том. 12, № 4, с. 16.
- ^ «Новости науки» . Новости НИОКР . Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ " "Аллигатор" поддержит экономику "Прогресса" " ["Alligator" will support the economy of "Progress"]. Kommersant . 30 October 2008. Archived from the original on 5 November 2018 . Retrieved 4 November 2018 .
- ^ «Как делают Ка-52 «Аллигатор»: Экскурсия по вертолетному заводу» . РИА Новости . 7 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 г. . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ "Министерством обороны России планируется закупка еще 114 вертолетов Ка-52" . bmpd.livejournal.com . 7 February 2018. Archived from the original on 18 September 2020 . Retrieved 4 November 2018 .
- ^ "Минобороны намерено закупить 114 вертолетов Ка-52 в рамках новой Госпрограммы вооружений" . mil.ru . 6 February 2018. Archived from the original on 5 November 2018 . Retrieved 4 November 2018 .
- ^ "Вертолеты России" подтверждают договор с Египтом на поставку 46 самолетов Ка-52 . 30 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ « Вертолеты России» выпустили первый «Аллигатор» в 2017 году . 31 января 2017 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 года . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Российское оружие удержало свое место [Русское оружие удержало своё место] (на русском языке). 5 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 г. Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Египет раскупает «Нильского крокодила» | Times Aerospace» . Таймс Аэроспейс . Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 года . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Лейк, Джон. «Камов Ка-52 на вооружении в Египте» . Азиатское военное обозрение . Архивировано из оригинала 4 ноября 2023 года . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Иностранные летчики высоко оценили вертолет Ка-52» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ «Российские «Аллигаторы» на экспорт: подробности крупной сборки Ка-52» . 14 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 г.
- ^ «Камов и Sagem объединяются на ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор»» . 28 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Арбалет/Арбалет-Д Технические характеристики» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бутовский 2022 , стр. 76.
- ^ Перри2016-04-11T14:18:55+01:00, Доминик. «Вертолеты России внедряют новый комплекс средств защиты» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 29 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Доротовый комплекс Президент-С» (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Бутовский, Петр; Ангранд, Антоний (12 мая 2017 г.). «Ка-52 египетская полевка» . Воздух и Космос № 2547 . journaux.fr. Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Египет — первый международный заказчик российской противотанковой управляемой ракеты 9А1472 «Вихрь-1» АТ-16 «Скаллион» . 24 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2016 г. Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Бутовский 2022 , стр. 79–80
- ^ Младенов, Александр. «Силовой отчет: ВМФ России». Ежемесячник ВВС . Выпуск 286, с. 80, январь 2012 г.
- ^ «Египет согласен покупать у Франции военные корабли, построенные для России» . 23 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ «Египет оснастит свои новые вертолетоносцы класса «Мистраль» 50 российскими Ка-52К «Аллигаторы» . Defense-update.com . 24 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 74.
- ^ «Первый полет приближает Ка-52К к морскому дебюту». Рейс Интернешнл . 187 (5480): 15. 17 марта 2015. ISSN 0015-3710 .
- ^ Перейти обратно: а б " "Вертолеты России" обсуждают с ВМФ поставки машин Ка-52К" . ria.ru . 13 October 2017. Archived from the original on 16 September 2018 . Retrieved 16 September 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б «КА52К Катран для ВМФ России» . heliopsmag.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 82–83
- ^ "Морские вертолеты Ка-52К "Катран" прошли все испытания и готовы к серийному производству" . 17 September 2020. Archived from the original on 25 November 2020.
- ^ «НОАК на рынке российских тяжелых ударных вертолетов Ка-52К» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 21 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 85–86
- ^ "ЦАМТО / Главное / На форуме «Армия-2022» подписаны 7 и вручены 29 госконтрактов с 26 предприятиями ОПК" . Archived from the original on 22 August 2022 . Retrieved 27 August 2022 .
- ^ Бутовски 2022 , стр. 86.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 87.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 93.
- ^ "Российская армия получила 10 модернизированных ударных вертолетов Ка-52М" . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ "ЦАМТО / / Гособоронзказ на ААК «Прогресс» в Приморье в 2023 году вырос вдвое" . armstrade.org . Archived from the original on 1 October 2023 . Retrieved 16 November 2023 .
- ^ Бутовски 2022 , стр. 59, 62, 69
- ^ Бутовски 2022 , стр. 11.
- ^ «КБП «Конструкторское бюро приборостроения – 2А42» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года.
- ^ Фотографии и видео Ка-50. Архивировано 1 мая 2013 года на сайте Wayback Machine AirForceWorld.com .
- ^ Бутовски 2022 , стр. 65.
- ^ «Украина сбивает российские ударные вертолеты, нанося урон московскому флоту» . Нью-Йорк Таймс . 25 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ «jetdiscovery.com» . ДРАЙВ . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2010 г.
- ^ Акс, Дэвид (30 марта 2016 г.). «Секретное оружие России в войне с ИГИЛ» . Ежедневный зверь . Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Lostarmour ID — 17912, Ка-52, Маядин» . Lostarmour.info . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ «Видео предполагаемого сбитого российского вертолета Ка-52 в Украине стало вирусным» . Newsweek . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ "В Киевской области нашли сбитый боевой вертолет Ка 52 . " - mil.in.ua, 3 марта 2022 года.
- ^ "На Херсонщине уничтожен очередной новейший ударный вертолет РФ Ка-52" . Defense Express . 12 March 2022. Archived from the original on 5 January 2023 . Retrieved 13 марта 2022 .
- ^ "Еще один ударный вертолет Ка-52 рашистов на Николаевщине превратили в металлолом" . Defense Express Украина (в Украину). 16 марта 2022. Archived from the original on 31 March 2022 . Retrieved 31 марта 2022 .
- ^ Ченчиотти, Дэвид (5 апреля 2022 г.). «Появились кадры российского боевого корабля Ка-52 «Аллигатор», сбитого украинской противотанковой ракетой» . theaviationist.com . Авиационист. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Доник, Роман. «93-я отдельная механизированная бригада Холодного Яра сбила российский ударный вертолет Ка-52» . mil.in.ua. Украинский военный центр. Архивировано из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Бочкала, Роман. "Военные показали уничтожение с ПТРК "Стугна-П" второго Ка-52" . mil.in.ua (in Russian). Украинский медицинский центр. Archived from the original on 1 May 2022 . Retrieved 1 мая 2022 года .
- ^ «Авиационное происшествие № 278972» . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ "ПВО Украины на Донбассе сбило российский вертолет" . Mil.in.ua (in Russian). 4 June 2022. Archived from the original on 14 June 2022 . Retrieved 25 сентября 2022 .
- ^ "Украинские десантники из ПЗРК Martlet поразили вражеский вертолет" (in Ukrainian). 27 June 2022. Archived from the original на 27 June 2022 . Retrieved 25 сентября 2022 .
- ^ "Украинская ПВО сбила враждебный Ка-52 в Донецкой области" (in Russian). 15 August 2022. Archived from the original на 15 August 2022 . Retrieved 25 сентября 2022 .
- ^ «Российские истребители не могут контролировать воздух над Украиной, и за это расплачиваются российские ударные вертолеты» . Businessinsider.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Парсонс, Дэн. «Доклад о ситуации в Украине: российский парк ударных вертолетов Ка-52 уничтожен» . Thedrive.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Кук, Элли (6 апреля 2023 г.). «Российский вертолет Ка-52 уничтожен в результате удара бригады «Эдельвейс»» . Newsweek . Архивировано из оригинала 12 июня 2023 года . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «У российских ударных вертолетов Ка-52 серьезная проблема с вибрацией» . 16 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Мирайя Дэвис (11 августа 2022 г.). «Российское оружие старо и неэффективно, говорится в новом докладе Минобороны Украины» . skynews.com.au . Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Ньюдик, Томас (19 июня 2023 г.). «Необычные конструктивные особенности ударного вертолета Ка-52 позволяют ему продолжать полет даже при отсутствии в бою значительной части хвостового оперения» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Джессика Абрахамс; Джеймс Килнер (17 июня 2023 г.). «Российские ударные вертолеты одерживают верх на ключевом южном фронте, - заявляет министерство обороны Великобритании» . Телеграф.co.uk . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ ТОМАС НЬЮДИК; ТАЙЛЕР РОГОУЭЙ (15 июня 2023 г.). «У украинской бронетехники, похоже, есть проблемы с российскими ударными вертолетами» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . 3 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Дэвид Хэмблинг (28 июля 2023 г.). «Новая российская ракета замедляет контрнаступление Украины» . Форбс . Архивировано из оригинала 3 августа 2023 года . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Шинеад Бейкер (27 июля 2023 г.). "Россия использует в Украине сильно модифицированные самолеты Ка-52М и оснастила свой парк противотанковыми ракетами большой дальности, - сообщает британская разведка" . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 3 августа 2023 года . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Ребекка Роммен (13 августа 2023 г.). «Россия теряет 40-й Ка-52 «Аллигатор», который Кремль называет «лучшим в мире боевым вертолетом» » . Бизнес-инсайдер.
- ^ Шинеад Бейкер (17 августа 2023 г.). "Украина заявляет, что за одно утро сбила два ударных вертолета Ка-52, которые Россия называет лучшими в мире" . Бизнес-инсайдер. Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Дэвид Акс (17 августа 2023 г.). «Украинские ракеты RBS-70, уничтожающие вертолеты, видят насквозь российские помехи» . Форбс . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ Джейк Эпштейн (18 августа 2023 г.). «Украина заявляет, что может сбивать ударные вертолеты Ка-52, но России нужно помешать создавать новые» . Форбс . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . Орикс . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . Орикс . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ «Индия купит 22 штурмовых вертолета за 550 миллионов долларов» [ мертвая ссылка ] . Новости обороны,
- ^ Говиндасами, Шива. «Белл и Боинг вышли из конкурса индийских ударных вертолетов». Архивировано 10 июля 2009 года в Wayback Machine . Flight International , 10 октября 2008 г.
- ^ "Поставка вертолетов Ка-52 ВВС России" . 25 December 2013. Archived from the original on 25 December 2015.
- ^ «Камов работает над морским аллигатором». Архивировано 23 апреля 2014 года в Wayback Machine . AIN онлайн, 19 июня 2013 г.
- ^ "Шесть заводов под одним крылом" Archived 1 February 2014 at the Wayback Machine . Nezavisimaya gazeta
- ^ «Алжир заинтересован в ударном вертолете Ка-52» . защитаWeb . 26 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 г. Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 74.
- ^ Кротт, Роб (октябрь 2003 г.). «Вооружение Македонии: перевооружение и борьба новой нации» . Обзор стрелкового оружия . Том. 7, нет. 1. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ [1] Архивировано 1 июня 2023 года в Wayback Machine. [ нужна проверка ]
- ^ Дженнингс, Гарет (26 июня 2023 г.). «Российские ВВС несут значительные потери в результате мятежа Вагнера» . Джейнс . Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Ленков, Алексей (26 июня 2023 г.). «Ка-52 воскрес из мертвых, сбросив противоракетные ложные цели» . Болгарские военные . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ «В России заявлено о гибели Ка-52 из-за попадания ракеты «Ураган» . mil.in.ua. 19 июля 2024 г. Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бутовский 2022 , стр. 9.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 28.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 35.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 45.
- ^ Бутовски 2022 , стр. 74–75
- ^ Бутовский, Петр (21 июля 2023 г.). «Появилась усовершенствованная версия российского ударного вертолета Ка-52» . Драйв . Архивировано из оригинала 20 сентября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Москва изо всех сил пытается продать истребители на Ближнем Востоке» . Аль-Монитор . 13 января 2022 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Военный баланс 2022 . п. 201.
- ↑ Scramble.nl ВКС России. Архивировано 21 мая 2022 года на Wayback Machine , по состоянию на ноябрь 2023 года.
- ↑ Страница продукта Ка-50. Архивировано 7 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Камов.
- ^ «КА-50 ХОКУМ (КАМОВ)» . Федерация американских ученых. Архивировано из оригинала 12 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ "ЦАМТО / / ВКС России в ходе СВО начали применять вертолеты Ка-52М с ракетами «Изделие 305»" . armstrade.org . Archived from the original on 17 January 2023 . Retrieved 2 February 2023 .
Библиография
[ редактировать ]- Бутовский, Петр (2022). 52-я заповедь . Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISBN 978-1-80282-269-4 .
- Дональд, Дэвид и Дэниел Дж. Марч. «Ка-50/52, семейство Камова «Хокум»». Современные боевые самолеты . Издательство ЭИРтайм, 2004. ISBN 1-880588-76-5 .
- Иден, Пол (ред.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN. 978-1-904687-84-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Камов Ка-50 и Камов Ка-52. Официальные страницы
- Сайт вертолетов. Архивировано 23 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- Ка-52 Рособоронэкспорт. Архивировано 29 января 2020 года на Wayback Machine.