Jump to content

Kamov Ka-50

(Перенаправлено с Ка-52 )

Ка-50 «Чёрная акула»
52-й «Аллигатор».
Камов Ка-50 ВВС России.
Роль Ударный вертолет , [ 1 ] вертолет-разведчик [ 2 ]
Национальное происхождение Советский Союз / Россия
Производитель Kamov
Первый полет Ка-50: 17 июня 1982 г. [ 3 ]
Ка-52: 25 июня 1997 г. [ 4 ]
Эпизод 52M: 9 января 2023 г. [ 5 ] [ 6 ]
Введение 28 августа 1995 г.
Статус В эксплуатации [ 7 ]
Основные пользователи Воздушно-космические силы России
Российская морская авиация
Египетские ВВС
Произведено 1990 – настоящее время
Количество построенных Журнал 50: 18–19. [ 8 ]
Ка-52: >196 [ 9 ]
Разработано на основе Kamov V-80

Ка -50 «Чёрная акула» ( русский : Чёрная акула , латинизированный : Чёрная акула , английский: кайтфинакула ), кодовое название НАТО Hokum A , — советский/российский одноместный ударный вертолёт с характерной соосной несущей системой. Камова ОКБ . Он был спроектирован в 1980-х годах и принят на вооружение российской армии в 1995 году. Ка-50 производится предприятием «Прогресс» в Арсеньеве . Используется как тяжеловооруженный разведывательный вертолет. [ 2 ] и имеет систему аварийного катапультирования , редкую для вертолетов.

В конце 1990-х годов компании «Камов» и Israel Aerospace Industries разработали версию кабины с тандемными сиденьями, Ка-50-2 «Эрдоган» (русский: Эрдоган , турецкий : Эрдоган ), для участия в турецких соревнованиях по ударным вертолетам. Камов также разработал еще один двухместный вариант - Ка-52 «Аллигатор» (по-русски: Аллигатор , кодовое название НАТО: Hokum B ). [ 10 ] Стоимость единицы Ка-52 по состоянию на 2023 год составит 16 миллионов долларов США. [ 11 ]

Разработка

[ редактировать ]

Ка-50 — серийная версия прототипа В-80Ш-1 . Производство ударного вертолета было заказано Советом Министров СССР 14 декабря 1987 года. [ 12 ] Впервые о разработке вертолета на Западе сообщили в 1984 году, а первая фотография появилась в 1989 году. [ 13 ] В ходе эксплуатационных испытаний с 1985 по 1986 год было установлено, что рабочая нагрузка пилота аналогична нагрузке пилота истребителя-бомбардировщика , так что пилот может выполнять как летные, так и навигационные обязанности. [ 14 ]

Как и другие вертолеты Камова, он имеет характерную для Камова соосную систему винтов встречного вращения , которая устраняет необходимость во всем рулевом винте и улучшает пилотажные качества самолета - он может выполнять петли, бочки и «воронку» ( круговой обстрел ). когда самолет поддерживает прямую видимость цели, совершая круги вокруг нее на различной высоте и скорости. [ 15 ] Отсутствие рулевого винта является качественным преимуществом, поскольку рулевой винт, противодействующий крутящему моменту, может использовать до 30% мощности двигателя. Вся трансмиссия Ка-50 представляет собой сравнительно небольшую цель для огня с земли. [ 16 ]

Для повышения живучести пилота на Ка-50 установлено НПП « Звезда» К-37-800 катапультное кресло , что является редкостью для вертолета. [ 17 ] Перед развертыванием ракеты в катапультном кресле лопасти несущего винта сдуваются зарядами взрывчатого вещества в диске несущего винта, а купол сбрасывается. [ 18 ]

Камов Ка-50 «Чёрная акула» на выставке

После первоначальных летных испытаний и испытаний системы Совет заказал первую партию вертолетов в 1990 году. Ударный вертолет впервые был публично описан как «Ка-50» в марте 1992 года на симпозиуме в Соединенном Королевстве. [ 12 ] Вертолет был представлен на Мосаэрошоу-92 в Жуковском в августе 1992 года. В следующем месяце второй серийный образец дебютировал за границей на авиасалоне в Фарнборо , где он был представлен с изображением оборотня на руле направления, получив популярное прозвище. «Оборотень». Пятый прототип, окрашенный в черный цвет, сыграл главную роль в фильме « Чёрная акула », благодаря которому Ка-50 получил нынешнее прозвище. [ 19 ]

В ноябре 1993 года четыре серийных вертолета были отправлены в Центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке для начала полевых испытаний. Президент Российской Федерации санкционировал поставку Ка-50 в Сухопутные войска (армию) России 28 августа 1995 года. Распад Советского Союза привел к резкому сокращению оборонных закупок. В результате было поставлено всего десяток Ка-50 вместо запланированных нескольких сотен для замены Ми-24 . [ 20 ]

Одноместная конфигурация была сочтена НАТО нежелательной. На первых двух прототипах Ка-50 были нарисованы фальш-окна. [ 21 ] что успешно ввело в заблуждение первые западные сообщения о самолете в середине 1980-х годов, [ 22 ] до такой степени, что некоторые аналитики даже пришли к выводу, что его основной задачей было обеспечение превосходства в воздухе для охоты и уничтожения ударных вертолетов НАТО, что является тревожным, но ожидаемым советским шагом со стороны плановиков НАТО после недавней оценки программы J-CATCH . [ 23 ]

В качестве вертолета поддержки спецназа выбран Ка-50 и его модификации, а Ми-28 основным боевым вертолетом армии стал . Производство Ка-50 было возобновлено в 2006 году. В 2009 году ВВС России получили три машины, построенные на некомплектных планерах середины 1990-х годов. [ 24 ]

Ка-50Н «Ночная акула» и Ка-50Ш

[ редактировать ]

С момента заказа Ка-50 в 1987 году было известно, что ограниченные возможности исходной версии в ночное время придется модернизировать, чтобы она соответствовала требованиям для ночных атак. [ 25 ] Первоначально Ка-50Н предполагалось оснастить системой малоосвещенного ТВ (ЛТВ) «Меркурий». Из-за отсутствия финансирования система опоздала и имела проблемы с надежностью и возможностями. В результате акцент сместился на перспективные инфракрасные системы (FLIR). [ 26 ] В 1993 году Камов разработал проект, включавший прицельный комплекс «Шквал-Н» с инфракрасным датчиком. [ 25 ] Было перепробовано множество вариантов. На некоторых исходный «Шквал» был дополнен тепловизионной системой, а на других была произведена полная замена круглосуточной системой «Самшит» (также применявшейся на Ка-52). Некоторые из тепловизоров, участвовавших в испытаниях, были произведены французскими компаниями SAGEM и Thomson . Камов был вынужден рассматривать зарубежные аналоги как временную замену отечественных систем визуализации из-за их медленного развития. [ 26 ]

В результате испытаний были созданы две «окончательные» версии: Ка-50Н «Ночная акула» (русский язык: Ночная акула , « бархатная акула-фонарь »). [ 27 ] и Ка-50Ш (русский: Шар , «шар » , латинизированный: Шар . ; из-за сферической башни FLIR) Первый Ка-50Ш, ставший восьмым предсерийным самолетом «Борт 018», совершил первый полет 4 марта 1997 года. На концевых килях и вертикальном оперении были размещены логотипы компании «Камов» и «Черная акула». Он представлял собой систему «Самшит-50», установленную в сфере диаметром 640 мм (25 дюймов) под носом. Система «Шквал» перенесена в район носового обтекателя. [ 20 ] Ни одна из ночных штурмовиков Ка-50 в серийное производство не поступила. [ 26 ]

Ка-50-2 «Эрдоган»

[ редактировать ]

В 1997 году компания Israel Aerospace Industries (IAI) в сотрудничестве с бюро Камова выставила Ка-50-2 Эрдогана на турецкий конкурс проектов на контракт стоимостью 4 миллиарда долларов на 145 (позже измененных на 50) боевых вертолетов. [ нужна ссылка ]

Ка-50-2 — тандемный вариант Ка-50. Он отличался современной авионикой израильского производства со « стеклянной кабиной » и складной (для посадочного просвета) 30-мм пушкой в ​​башне вместо стационарной на Ка-50. Он оснащен проверенной в боях авионикой и современными противотанковыми управляемыми ракетами, обеспечивающими высокий уровень боевой эффективности. Он оснащен гибким модульным комплексом авионики IAI, который можно легко адаптировать к эксплуатационным требованиям TLF и который обеспечивает потенциал роста. [ 28 ]

IAI и Камов выполнили полеты этого варианта с базовой авионикой IAI. В ходе этих полетов была продемонстрирована «стеклянная кабина» вертолета с многофункциональными дисплеями и блоком управления и индикации (CDU), управляемым централизованными компьютерами миссии. Также были проверены его летная навигация и работа системы наведения многоцелевой оптронно-стабилизированной полезной нагрузки вертолета (HMOSP). Демонстрационные полеты включали демонстрацию возможностей ночных полетов с использованием очков ночного видения (ПНВ) и системы прицеливания «день/ночь». [ 28 ]

Первоначально Турция предпочла улучшенную версию Bell AH-1 SuperCobra Эрдогану, Eurocopter Tiger , AH-64 Apache , Denel Rooivalk и A129 Mangusta . В итоге контракт был заключен на А129 в 2007 году. [ 29 ]

52-й «Аллигатор».

[ редактировать ]
Ka-52 "061", Zhukovski, 2009

В начале 1980-х годов, когда проводились сравнительные испытания В-80 (прототип Ка-50) и Ми-28, камовским конструкторским коллективом выступило с предложением разработать специализированный вертолет для ведения разведки поля боя, обеспечения целеуказания. Поддержка и координация действий групповых ударных вертолетов на базе Ка-60 . Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна в конце 1980-х годов, помешали реализации новой программы развития. Это побудило генерального конструктора Камова выбрать модифицированный вариант Ка-50, на который можно установить систему разведки и целеуказания. Модифицированной «Черной акуле» требовался второй член экипажа для управления комплексом оптотроники и радиолокационной разведки. Камов решил использовать расположение сидений бок о бок в связи с проверенным улучшением взаимодействия между членами экипажа. Этот двухместный вариант получил обозначение Ка-52. [ 20 ]

Серийный Ка-52 и авиабаза Торжок

По сравнению с исходным Ка-50, Ка-52 имеет новый обтекатель с носовой радиолокационной системой наведения, что придает Ка-52 более округлый профиль носовой части. В сферической башне под носовой частью размещена дневно-ночная телевизионно-тепловизионная система (некоторые экземпляры имеют дополнительный мачтовый радар воздушных целей и второй прицельный комплекс над кабиной). Ка-52 имеет бортовую пушку оригинального Ка-50. [ 30 ] на крыле Он имеет шесть узлов подвески вместо четырех на Ка-50. Чтобы сохранить массу и характеристики на уровне Ка-50, броня и емкость пушечного магазина/питания были уменьшены. Также ухудшились некоторые параметры полета: скороподъемность снизилась с 10 до 8 м/с, а максимальная положительная перегрузка стала 3,0 g. Большую часть проблем удалось решить установкой нового двигателя ВК-2500 . [ 18 ] Ка-52 одобрен для эксплуатации днем, ночью и в сложных метеоусловиях. [ 31 ]

Изготовление первого планера Ка-52 началось в середине 1996 года. [ 20 ] Серийное производство было начато осенью 2008 года. [ 32 ] По состоянию на сентябрь 2010 г. 696-й инструкторско-исследовательский вертолётный полк, базирующийся в Торжке (авиабаза) , располагает восемью вертолётами различной степени оснащенности и/или модификации для проведения исследований и разработок. [ 24 ] В декабре 2010 года на авиабазу были доставлены четыре новых серийных Ка-52. [ 33 ] 344-го Центра боевой подготовки и переоборудования летного состава. [ 34 ]

Russian Aerospace Forces Kamov Ka-52 cockpit

Первый этап государственных испытаний (ГСИ) завершился в декабре 2008 года и после этого было дано разрешение на производство опытной партии для 2 этапа (ГСИ, включая огневые испытания и поиск целей). [ 35 ]

Серийное производство Ка-52 началось на заводе АК "Прогресс Арсеньев" в Арсеньеве городе Приморского края в конце 2008 года. [ 36 ] [ 37 ] После завершения государственных испытаний Ка-52 поступил на вооружение в мае 2011 года, а в том же месяце первые боевые части поступили в состав ВВС России. Согласно предыдущим планам гособоронзаказа, к 2012 году Вооружённые силы России должны были получить 2 опытных и 24 серийных Ка-52. [ 38 ] Второй долгосрочный контракт, подписанный в 2011 году на сумму 120 млрд рублей, предусматривает поставку ВКС России в общей сложности 146 вертолетов Ка-52 до 2020 года. В феврале 2018 года Минобороны России выразило заинтересованность в закупке 114 вертолетов Ка-52 новая версия в рамках новой Госпрограммы вооружения на 2018–2027 годы. [ 39 ]

Ка-52 «Нильский крокодил»

[ редактировать ]

В 2015 году Египет подписал сделку на закупку 46 вертолетов Ка-52 с заявленным сроком завершения в 2020 году. [ 40 ] Первые экспортные модели «Вертолеты России» начали производить в начале 2017 года, общий объем производства был увеличен вдвое, чтобы удовлетворить новые потребности. [ 41 ] Первая партия из трех ударных вертолетов Ка-52 была поставлена ​​Египту в июле 2017 года, вторая партия из еще трех вертолетов будет доставлена ​​в августе. По итогам 2017 года Египет получил 19 Ка-52. [ 42 ] но у этих первых единиц были проблемы, связанные с электропитанием, ночным видением, навигационными системами и другим оборудованием авионики. [ 43 ] было объявлено 6 декабря 2018 года на выставке Egypt Defense Expo (EDEX) , что Ка-52 официально поступили на вооружение ВВС Египта. [ 44 ]

Египетский вертолет представляет собой модифицированную версию базового Ка-52 «Аллигатор», состоящего на вооружении ВКС России. В отличие от базовой модели египетский Ка-52 использует антикоррозионные материалы и имеет усиленную конструкцию фюзеляжа. Он получил новое шасси и колеса, рассчитанные на увеличенную взлетную массу вертолета. Египетская модель оснащена обновленной авионикой и новой системой охлаждения для эксплуатации в жарком климате. Дмитрий Рогозин , вице-премьер России по оборонной и космической промышленности, предложил назвать его «Нильским крокодилом». [ 45 ]

Вертолет оснащен новой оптико-электронной системой наблюдения и лазерного прицеливания ОЭС-52, заменившей штатную ГОЭС-451, установленную под носовой частью. [ 46 ] Новая оптронная система начала разработку в 2011 году в результате сотрудничества Камова и Sagem и основана на прицельной системе STRIX французской компании. [ 47 ] ОЭС-52 обеспечивает большую дальность обнаружения и распознавания целей.

На вертолете установлена ​​двухдиапазонная когерентно-импульсная РЛС «Арбалет-52», имеющая дальность картографирования Земли 32 км, дальность обнаружения наземных целей 25 км и воздушных целей 15 км. [ 48 ]

Для защиты от управляемых ракет « Нильские крокодилы» используют бортовые комплексы «Президент-С». [ 49 ] [ 50 ] Система включает в себя как радарные , так и лазерные приемники предупреждений, датчики MAW , дозаторы соломы/факельных ракет, а также постановщики помех ECM и DIRCM . [ 51 ] Египетские Ка-52 оснащены двумя новыми комплектами DIRCM, установленными по обе стороны фюзеляжа, которые отличаются от стандартных комплектов L370-5. [ 52 ] Кроме того, система предупреждения о лазерном облучении, имевшаяся на российских вариантах Ка-52, была удалена, а вместо нее установлен приемник радиолокационного предупреждения L-150 Pastel. [ 49 ]

Египет планирует вооружить свои Ка-52 российскими противотанковыми управляемыми ракетами . ВВС выбрали два типа ракет; а именно ракеты с лазерным наведением «Вихрь» ракеты с радиолокационным наведением «Атака» и лучевые . [ 53 ]

52К «Катран»

[ редактировать ]
Ка-52К «Катран» ВМФ России.

типа Мистраль" " Десантные корабли по заказу Минобороны России. [ нужна ссылка ] должны были содержать винтокрылые средства, сформированные в авиационные группы. В каждую из этих групп планировалось включить восемь ударных и восемь десантно-транспортных вертолетов. Ка-52К «Катран» (по-русски: «Катран» , « грязевая акула »), морская модификация Ка-52, был выбран в качестве нового корабельного ударного типа для морской авиации России . Его особенности включают складывающиеся лопасти несущего винта, складные крылья и усиленное шасси. Поскольку крылья короче, чем у наземных вариантов, Ка-52К имеет всего четыре пилона вооружения вместо шести, как у наземного Ка-52. На Ка-52К планируется установить новую РЛС с большей дальностью действия по сравнению с РЛС Ка-52. Ка-52К также сможет использовать ракеты Х-35 и Х-38 . Однако они еще не интегрированы в боевой комплекс вертолета. [ 54 ] Российской морской авиации потребуется не менее 40 Ка-52К, первый из которых ориентировочно должен был поступить на вооружение эскадрильи к началу 2015 года, что совпадет с поставкой первого авианосца. [ 55 ]

Однако после аннексии Крыма Россией продажа «Мистралей» была отменена, и с тех пор они были проданы Египту. [ 56 ] [ 57 ] Позже Египет закупил 46 Ка-52, поставки продолжались с 2017 по 2019 год. Эти вертолеты использовались на Мистралях, изначально построенных для России; однако египетские Ка-52 - это обычные наземные варианты, а не Ка-52К. [ 58 ]

Тем не менее, первый из четырех Ка-52К, заказанных для ВМФ России, совершил полет 7 марта 2015 года; У ВМФ также была возможность приобрести еще 28 вертолетов. [ 59 ] По состоянию на 2017 год в ВМФ России эксплуатировались и использовались для испытаний 4 предсерийных Ка-52К. [ 60 ] [ 61 ] После периода неопределенности будущее Ка-52К в составе ВМФ России теперь кажется более ясным. В июле 2020 года была заложена киль двух новых десантных кораблей проекта 23900 на Судостроительном заводе «Залыв» . Каждый корабль сможет нести до 18 вертолетов, включая Ка-52К. [ 62 ] Ка-52К прошел все испытания и по состоянию на сентябрь 2020 года готов к серийному производству. [ 63 ]

По данным ГКМП , Китай рассматривает возможность приобретения 36 Ка-52К для использования на борту вертолетоносца Тип 075 , который будет выполнять роль тяжелого ударного вертолета. Эти вертолеты необходимы для оснащения авианосца мощным ударным вооружением, которого у него сейчас нет. [ 64 ]

Новая версия, анонсированная Минобороны России в 2018 году, в конечном итоге воплотилась в Ка-52М; Планируется приобрести 114 вертолетов этой новой версии. Кроме того, старые Ка-52 будут модернизированы до стандарта Ка-52М. Контракт на первые 30 Ка-52М был подписан в августе 2021 года. [ 65 ] Новый контракт был подписан в августе 2022 года. [ 66 ] Модернизации, воплощенные в Ка-52М, включают модернизированную оптико-электронную турель прицеливания ГОЭС-451М с увеличенной дальностью, более прочные колеса ходовой части, улучшенную эргономику кабины с лучшей адаптацией к использованию очков ночного видения . ЛМУР . В вооружение вертолета добавлена ​​ракета [ 67 ] Для Ка-52М рассматривается несколько новых типов РЛС. [ 68 ] На Ка-52М также будет установлена ​​новая система самозащиты, которая заменит нынешний Л370-5 «Витебск» . Наконец, Ка-52М адаптирован для работы в составе новой системы боевого управления . [ 69 ] Первые 10 модифицированных вертолетов Ка-52М российские военные получили 9 января 2023 года. В 2023 году гособоронзаказ на вертолеты увеличен вдвое. [ 70 ] [ 71 ]

Kamov Ka-52

Ка-50 и его двухместный вариант Ка-52 — высокопроизводительные боевые вертолеты, обладающие дневными и ночными возможностями, высокой живучестью и огневой мощью, предназначенные для поражения воздушных целей и тяжелобронированных танков, вооруженных средствами ПВО. Он был спроектирован как небольшой, быстрый и маневренный, чтобы повысить живучесть и смертоносность. [ 16 ]

Маневрирование

[ редактировать ]

висения Потолок составляет 4000 м, вертикальная скороподъемность 10 м/с на высоте 2500 м. Наличие соосного несущего винта с лопастями из полимера обеспечивает низкую инерцию как относительно вертикальной, так и боковой оси - 50–75% по сравнению с одновинтовым вертолетом с рулевым винтом. Отсутствие хвостового винта также означает, что он может выполнять плоские повороты на всех скоростях. Максимальная вертикальная нагрузка 3,5 g в сочетании с малой инерцией делает Ка-50 очень маневренным.

[ редактировать ]

Системы полета включают инерциальную навигационную систему (INS), автопилот и проекционный дисплей (HUD). Датчики включают в себя инфракрасный радар переднего обзора (FLIR) и радар слежения за местностью . [ 26 ] [ 16 ]

Камов Ка-50 также оснащен электронной радиостанцией и прицельно-пилотно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять полеты днем ​​и ночью в погодных условиях по ПВП и ППП. Новизна данной авионики основана на системе точного целеуказания с цифрово-кодовой системой связи, обеспечивающей обмен информацией (точными координатами противника) между вертолетами, летящими на большом расстоянии друг от друга, а также с наземными командными пунктами. [ 26 ] Ка-52 также оснащен кабинным радиолокатором « Фазотрон », позволяющим осуществлять полеты в сложных метеоусловиях и в ночное время. Необходимая информация, полученная этим радиолокатором, передается на многофункциональный экран кабины. Для ведения боя оба пилота оснащены встроенными в шлемы дальномерами, а для ночных полетов могут использовать окуляры ночного видения. [ 31 ]

Защита и живучесть

[ редактировать ]

В целях собственной защиты Ка-50 оснащен приемником радиолокационной сигнализации, системой радиоэлектронной борьбы , а также дозаторами соломы и осветительных ракет. [ 16 ] Аэродинамические корпуса на концах крыльев содержат по два распылителя, каждый из которых, в свою очередь, имеет контрмеры размером 32 х 26 мм. Вся система работает по принципу оцениваемого ответа на основе инфракрасного или электронного импульсного излучения. [ 31 ] Обширная круговая броня кабины защищает пилота от бронебойных пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибра 23 мм. Лопасти несущего винта рассчитаны на то, чтобы выдержать несколько попаданий наземного автоматического оружия. [ 16 ]

Другие характеристики живучести включают броневую защиту жизненно важных систем самолета, а также амортизационные шасси и сиденья. [ 72 ] Кроме того, отсутствие рулевого винта может повысить живучесть, поскольку хвостовая балка не является несущей; Во время испытаний Ка-50 потерял хвостовое оперение, но все же сумел без проблем вернуться на базу. [ 73 ]

Это первый в мире действующий вертолет с системой спасательного катапультирования, позволяющей пилоту спастись на любой высоте и скорости. Лопасти несущего винта отделяются с помощью разрывных болтов перед катапультированием, чтобы предотвратить повреждение экипажа. Реактивная система катапультирования К-37-800 производится НПП «Звезда» . [ 16 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Схема вооружения Ка-52

Самолет оснащен одной автоматической пушкой Шипунова 2А42 с селективным огнем и двойной подачей, обеспечивающей циклическую скорострельность от 200 до 800 выстрелов в минуту. [ 74 ] Для обеспечения точности он установлен недалеко от центра тяжести и несет 460 осколочно-фугасных, зажигательных или бронебойных снарядов. Тип боеприпаса выбирается пилотом во время полета. [ 75 ] Встроенная 30-мм пушка полужестко закреплена на борту вертолета, незначительно перемещаясь по углу места и азимуту . [ нужна ссылка ] Полужесткая установка повышает точность пушки, обеспечивая 30-мм пушку большей практической дальностью и лучшим коэффициентом поражения на средних дистанциях, чем при использовании свободно вращающейся турельной установки.

Система управления огнем автоматически передает всю информацию о целях в режиме реального времени, позволяя одному вертолету поразить цель, обнаруженную другим самолетом, а также система может вводить информацию о целях от наземных передовых разведчиков с личными средствами целеуказания. [ 18 ]

Оружие можно нести на четырех внешних узлах подвески под короткими крыльями, плюс две на законцовках крыла, общая масса более 2000 кг (в зависимости от комплектации). [ 76 ] Пилоны могут наклоняться вниз до 10 градусов. При необходимости топливные баки могут быть установлены на точке подвески. [ 26 ]

Противотанковое вооружение состоит из двенадцати Вихрь » с лазерным наведением противотанковых ракет « (в переводе «Вихрь» или «Вихрь») с максимальной дальностью около 8 км. Сообщается, что лазерное наведение практически защищено от помех, а система имеет автоматическое наведение на цель, что позволяет уклоняться сразу после запуска ракеты. В качестве альтернативы она также может использовать «Атака» . противотанковые ракеты с лазерным наведением [ 53 ] Прежде чем запустить ракеты с лазерным наведением, ему часто приходится зависать на высоте нескольких сотен футов над землей, чтобы направить лазер на цель, при этом оставаясь на короткое время незащищенным. [ 77 ]

Ка-50/52 также может нести несколько ракетных блоков, в том числе ракеты С-13 и С-8 . «Тупые» ракеты могут быть модернизированы до лазерного наведения с помощью предлагаемой системы «Угроза» . [ 78 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Вторая чеченская война

[ редактировать ]

Ка-50 принимал участие в операциях Российской Армии против сепаратистов в Чеченской Республике во время Второй чеченской войны . В декабре 2000 года в этот район прибыла пара серийных Ка-50. В составе Ка-50 был Ка-29 для обеспечения разведки и целеуказания. 6 января 2001 года Ка-50 впервые применил боевое оружие против реального противника. 9 января при въезде в горное ущелье в районе населенного пункта Комсомольское одиночный Ка-50 в сопровождении Ми-24 применил неуправляемые ракеты С-8 для уничтожения склада боеприпасов, принадлежащего чеченским боевикам. 6 февраля в лесистой горной местности южнее села Центорой ударная группа в составе двух Ка-50 и единственного Ка-29 обнаружила и с расстояния 3 км уничтожила укрепленный лагерь боевики применили две управляемые ракеты 9К121 Вихрь . 14 февраля аналогичная ударная группа провела «охоту» в районе Дуб-Юрта и Хатуна. В сложных условиях летчики обнаружили и уничтожили восемь целей. В ходе этих миссий были проверены планер этого типа, а также его бортовые системы и вооружение. Успешные действия в сложной горной местности подтвердили полезность многих передовых особенностей конструкции Ка-50, его мощность и маневренность. [ 20 ]

Сирийская гражданская война

[ редактировать ]

Вертолеты Ка-52 были замечены в поддержке российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну в 2015 году. Различные источники утверждают, что они участвовали в защите российской базы в Латакии , сопровождении поисково-спасательных вертолетов и поддержке российского спецназа. силы. [ 79 ]

По некоторым данным, 5 мая 2018 года под Маядином из-за технической неисправности разбился Ка-52. [ 80 ]

Российское вторжение в Украину

[ редактировать ]
Вид из кабины Ка-52 во время боя за аэропорт Антонов
Вид из кабины Ка-52 во время боя за аэропорт Антонов (видеоверсия)

24 февраля 2022 года на начальных этапах российского вторжения в Украину как минимум один российский вертолет Ка-52 был поврежден, но смог самостоятельно приземлиться. [ 81 ] 2 марта российский Ка-52 был сбит ракетой класса «земля-воздух» и совершил аварийную посадку. [ 82 ] 12 марта украинские военные сообщили, что Ка-52 с бортовым номером RF-13409 был сбит в Новониколаевке под Херсоном . [ 83 ] Официальные лица Украины заявили 16 марта 2022 года, что Ка-52 номер RF-13411 был сбит в неизвестном месте на Украине, предоставив кадры обломков планера. [ 84 ] 5 апреля 2022 года в социальных сетях появились кадры, на которых, судя по всему, виден зависающий Ка-52, сбитый украинской «Стугна-П» . противотанковой управляемой ракетой [ 85 ] 15 апреля украинские силы заявили, что сбили еще один Ка-52, и опубликовали кадры обломков; Сообщается, что экипаж погиб. [ 86 ] 1 мая появились кадры еще одного Ка-52, сбитого противотанковой управляемой ракетой «Стугна-П». [ 87 ] 4 июня украинские войска 128-й горнострелковой бригады сообщили о сбитом российском Ка-52 на севере. По словам украинских чиновников, вертолет был сбит ПЗРК. [ 88 ] [ 89 ] 27 июня еще один вертолет был сбит ПЗРК «Мартлет» британского производства , что вынудило его приземлиться. [ 90 ] 15 августа украинские военные повредили российский вертолет Ка-52, летавший в Донецкой области. [ 91 ] К апрелю 2023 года с начала вторжения 24 февраля было сбито не менее 33 российских Ка-52. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]

Сообщается, что несколько Ка-52 пострадали от вибрации крыла при выполнении боевых задач с большой нагрузкой. Это наблюдалось через несколько месяцев после вторжения. Было высказано предположение, что это может быть связано с такими причинами, как усталость, неадекватная конструкция, отсутствие технического обслуживания и плохое управление. [ 95 ] Украинская военная разведка заявила, что Ка-52 можно «вывести из строя с помощью пулемета калибра 7,62 мм», несмотря на заявленную способность выдерживать выстрелы калибра 12,7 мм. [ 96 ]

Ка-52 активно использовались российскими войсками для защиты от контрнаступления Украины в 2023 году . Они добились успеха, отчасти из-за нехватки украинских средств ПВО ближнего действия ( SHORAD ). Благодаря уникальной конструкции соосных несущих винтов вертолет выдерживает разрушение хвостового оперения. На видео, опубликованном 19 июня 2023 года, видно, как Ка-52 теряет хвост. Министерство обороны Великобритании отметило переброску дополнительных Ка-52 на аэродром под Бердянском : «В постоянном соперничестве между авиационными мерами и контрмерами, вполне вероятно, что Россия получила временное преимущество на юге Украины, особенно за счет использования ударных вертолетов. Ракеты большей дальности по наземным целям». [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ]

По состоянию на конец июля 2023 года министерство обороны Великобритании заявило, что Россия потеряла 40 Ка-52 с начала российского вторжения. Голландский веб-сайт с открытым исходным кодом Oryx визуально подтвердил, что по состоянию на 3 июня 2024 года было уничтожено или повреждено 60 Ка-52. [ 100 ] В то же время 27 июля 2023 года министерство обороны Великобритании заявило: «Одной из наиболее влиятельных российских систем вооружения в этом секторе является ударный вертолет Ка-52 HOKUM». С ракетой ЛМУР Ка-52 имеет дальность поражения 15 км, что выходит за пределы досягаемости украинской ПВО. [ 101 ] [ 102 ]

был сбит российский Ка-52 Сообщается, что 7 августа 2023 года над Роботайном , что, по данным Орикса, стало 40-м потерянным во время нынешнего вторжения. Oryx считает только потери, подтвержденные открытыми источниками. [ 103 ]

17 августа 2023 года украинские военные заявили, что сбили два Ка-52 за один день. Один из них был сбит из возле Роботина силами ПЗРК , 47-й механизированной бригады второй был заявлен ВВС Украины под Бахмутом . [ 104 ] Украина сообщила, что ракетный комплекс, которым был сбит Ка-52 возле Роботайна, был RBS-70 . Хотя Ка-52 имеет средства противодействия ракетам с инфракрасным и лазерным наведением, у него, похоже, отсутствуют радиолокационные помехи. Ему приходится полагаться на полеты на вертолетах, таких как Ми-28 , оснащенных технологией радиолокационного подавления. [ 105 ] Несмотря на санкции, Россия продолжает производство Ка-52. [ 106 ]

Кроме того, пять Ка-52 были уничтожены украинскими тактическими ракетами 18 октября на территории аэропорта Бердянска, как сообщает Oryx (по спутниковым снимкам). [ 107 ] По состоянию на 29 декабря 2023 года подтверждено, что не менее 60 Ка-52 были потеряны во время вторжения, из них 47 уничтожены, 12 повреждены, а один поврежден и захвачен украинскими войсками. [ 108 ]

Он участвовал в ряде учений, в том числе «Рубеж 2004» в учебном центре «Эдельвейс» в Кыргызстане в августе 2004 года. «Акула» продемонстрировала свои преимущества, действуя на большой высоте и при температуре воздуха более 30 °C. Ка-50 прикрывал высадку десанта, а затем отрабатывал наземные цели с помощью пушек и ракет. [ 20 ]

В мае 2008 года Индия опубликовала запрос на поставку 22 ударных вертолетов для ВВС Индии . [ 109 ] По состоянию на октябрь 2008 года лидерами по этому заказу были Ка-50, Ми-28 и Eurocopter Tiger. [ 110 ] Однако в конечном итоге тендер был отменен, а позже Индия объявила новый тендер с пересмотренными условиями. Россия вновь предложила Ми-28Н и Ка-52. [ нужна ссылка ]

В 2011 году ВВС России приняли на вооружение 12 вертолетов Ка-52, а общее количество построенных Ка-52 составило уже 65 единиц. 20 самолетов Ка-52 находились на 575-й авиабазе Черниговского района Восточного военного округа . 16 находились на 393-й авиабазе «Севастополь» Кореновск ЮВО на , 12 были переданы во вновь сформированную 15-ю армейскую авиационную бригаду Западного военного округа аэродроме Остров , 8 — в 344-м Центре боевой подготовки и подготовки летного состава Торжка. Пять испытательных самолетов принадлежат ОАО «Камов»; две машины были потеряны в результате аварий. [ 111 ] Ка-52 был представлен международному сообществу на Парижском авиасалоне 2013 года . [ 112 ]

В 2013 году ААК «Прогресс» завершил контракт с Минобороны РФ, подписанный в 2009 году, и приступит к выполнению очередного долгосрочного контракта на поставку 143 Ка-52 на сумму около 120 миллиардов рублей (≈ США). $ 3,5 млрд). [ 113 ]

В июне 2015 года глава делегации "Рособоронэкспорта" Сергей Корнев сообщил, что Россия подписала первые контракты на экспорт ударных вертолетов Ка-52 "Аллигатор". "У нас есть Ка-52 в экспортной модели, и у нас есть контракты на него, и его уже раскручивают, потому что у него хорошее, твердое будущее", - заявил он на авиашоу под Парижем. Корнев не уточнил объем контрактов и с кем они заключены. [ 114 ]

ВВС Алжира ведут переговоры о продаже 12 Ка-52Е по состоянию на 2022 год. В сентябре 2015 года Ка-52 был представлен на авиабазе Айн-Уссера . [ 115 ]

Сообщается, что Северная Македония купила два Ка-52 (или Ка-50) у России в июне 2001 года для своей авиабригады Северной Македонии . Однако министерство обороны Македонии опровергло это сообщение. [ 116 ] [ 117 ]

Ка-52 был сбит во время восстания группы Вагнера . [ 118 ] Другой Ка-52 смог обмануть ракету, выпущенную из ракеты 9К35 «Стрела-10» Вагнера , с помощью сигнальных ракет. [ 119 ]

По данным российского источника в телеграмме, 19 июля 2024 года Ка-52 был сбит ракетой БМ-27 «Ураган» , оба экипажа погибли, но место и дата сбития не разглашаются. Это последовало за аналогичным событием, когда ракета едва не пролетела мимо Ка-52 на кадрах из кабины. [ 120 ]

Варианты

[ редактировать ]
Kamov Ka-52 of the Russian Aerospace Forces
Kamov V-80
Опытный вариант Ка-50. [ 121 ]
Kamov Ka-50
Одноместная версия [ 121 ]
Kamov Ka-50Sh
Ка-50 с улучшенными возможностями ночной атаки [ 122 ]
Камов Ка-50-2 «Эрдоган»
Версия, продаваемая в Турцию, с двухместной тандемной кабиной. [ 123 ]
Камов Ка-52 «Аллигатор»
Высокомодернизированная версия с двухместной расположенной кабиной для ВКС России. [ 124 ]
Kamov Ka-52E
Экспортная версия, продана в Египет. [ 125 ]
Kamov Ka-52K "Katran"
Морской вариант со складывающимися лопастями и усиленным шасси, укороченным для базирования на кораблях крылом и планируемой возможностью применения Х-35 и Х-38 . ракет [ 54 ]
Kamov Ka-52M
Модернизированный Ка-52 с модернизированной турелью наведения с увеличенной дальностью, усиленными колесами ходовой части и улучшенной эргономикой кабины. [ 126 ] по прозвищу «Супер Аллигатор». [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]
 Египет
  • Египетские ВВС [ 127 ] - 46 Ка-52 по состоянию на 2022 год. [ 128 ]
    • 549 воздушное крыло
      • 39-я эскадрилья (Вади аль-Джандали)
      • 40-я эскадрилья (Вади аль-Джандали)
      • 41-я эскадрилья (Вади аль-Джандали)
 Россия

Технические характеристики (Ка-50)

[ редактировать ]
Фигура Ка-50 в трех ракурсах

Данные из источников производителя [ 18 ] [ 30 ] [ 131 ] Дональд, [ 14 ] naval-technology.com, [ 132 ] [ ненадежный источник? ] Федерация американских ученых [ 133 ] [ нужна проверка ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 16 м (52 фута 6 дюймов)
  • Высота: 4,93 м (16 футов 2 дюйма)
  • Вес пустого: 7700 кг (16 976 фунтов)
  • Полная масса: 9800 кг (21605 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 10 800 кг (23 810 фунтов)
  • Powerplant: 2 × Klimov VK-2500 turboshaft engines, 1,800 kW (2,400 shp) each
  • Диаметр несущего винта: 2 × 14,5 м (47 футов 7 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 330,3 м 2 (3555 кв. футов) 3-лопастные несущие винты противоположного вращения

Производительность

  • Максимальная скорость: 315 км/ч (196 миль в час, 170 узлов)
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 350 км/ч (220 миль в час, 190 узлов).
  • Дальность: 545 км (339 миль, 294 миль)
  • Боевая дальность: 470 км (290 миль, 250 миль)
  • Перегоночная дальность: 1160 км (720 миль, 630 миль)
  • Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
  • Скорость набора высоты: 12 м/с (2400 футов/мин)
  • Нагрузка на диск: 30 кг/м 2 (6,1 фунта/кв. фута)
  • Мощность/масса : 0,33 кВт/кг (0,20 л.с./фунт)

Вооружение

  • Орудия: 1 мобильная полужесткая 30-мм пушка Шипунова 2А42 (всего 460 снарядов, двойная подача AP или HE-Frag ).
  • Узлы подвески: 6 точек подвески под крылом, плюс 2 на законцовках крыла для средств противодействия или ракет «воздух-воздух» грузоподъемностью 2000 кг, с приспособлениями для перевозки комбинаций:
  • Две капсулы на законцовках крыла с дозаторами сигнальных ракет и противоотсекающих устройств, по 4 дозатора УФ-26 в каждой (всего 32 картриджа для противосигнальных ракет и соломы в каждой капсуле)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дональд и март 2004 г., стр. 304–05.
  2. ^ Перейти обратно: а б Российские вертолеты-разведчики становятся сильнее. Архивировано 16 декабря 2012 года в Wayback Machine . Strategypage.com, 29 января 2010 г.
  3. ^ «Ка-50» . narod.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 1 сентября 2004 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
  4. ^ «Ка-52» . narod.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 23 марта 2012 г.
  5. ^ "Российская армия получила 10 модернизированных ударных вертолетов Ка-52М" . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
  6. ^ "ЦАМТО / / Гособоронзказ на ААК «Прогресс» в Приморье в 2023 году вырос вдвое" . armstrade.org . Archived from the original on 1 October 2023 . Retrieved 16 November 2023 .
  7. ^ Вертолеты Ка-52 начали службу в Дальневосточном объединении ВВС и ПВО [Вертолеты Ка-52 поступили на службу в Дальневосточное объединение ВВС и ПВО]. aex.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 31 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2011 г.
  8. ^ Бутовски 2022 , стр. 17.
  9. ^ Бутовски 2022 , стр. 47, 74, 82
  10. ^ Хьюсон, Р. Важнейшее руководство по военным самолетам , стр. 58. Англия: Airlife Publishing Ltd, 2001.
  11. ^ Ваниян, Роман (24 мая 2023 г.). «ВСУ сбили ударный вертолет Ка-52 стоимостью 16 миллионов долларов» . Агентство Украинские новости . Архивировано из оригинала 26 августа 2023 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Дональд и март 2004 г., стр. 310–11.
  13. ^ "Камов Ка-50 Черная Акула". Джейн «Все самолеты мира» . Информационная группа Джейн, 2009 г. ( статья по подписке). [ постоянная мертвая ссылка ] от 14 сентября 2009 г.).
  14. ^ Перейти обратно: а б Дональд и март 2004 г., с. 310.
  15. ^ Теплиц, Джером (1 февраля 1971 г.). «Программа летных качеств и качества управления ФАУ» . Серия технических документов SAE . Национальное совещание по бизнес-авиации и выставка техники. Том. 1. САЭ Интернэшнл. doi : 10.4271/710372 – через FAA Gov.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Ударный вертолет Ка-50 Чёрная Акула (Хокум)» . Военно-воздушные технологии . Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года . Проверено 14 декабря 2013 г.
  17. ^ Дональд и март 2004 г., с. 308.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д «Разведывательно-боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» . Вертолеты России. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
  19. ^ Бабич, Саша (17 октября 2011 г.). «Лингвистическая антропология и этнолингвистика
    Лингвистическая антропология и этнолингвистика»
    . Studia мифологика Славика . 14 : 169. doi : 10.3986/sms.v14i0.1607 . ISSN   1581-128X .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Андрей Фомин. «Камовцы». Боевые самолеты , июль 2005 г. Том. 7, № 1, стр. 64–73.
  21. ^ Иден, Пол. Энциклопедия современных военных самолетов , с. 223, Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  22. ^ Энциклопедия мировой авиации, 1985, ISBN   978-0517537541 .
  23. ^ Барибо, Стивен Р. (2 декабря 1985 г.). «Советские ударные вертолеты и их значение для операций дивизий армии США» . Архивировано из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 10 октября 2021 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  24. ^ Перейти обратно: а б Александр Младенов. Сентябрь 2010. «Преобразование грозного врага». Ежемесячник ВВС . Выпуск 269, стр. 62–68.
  25. ^ Перейти обратно: а б Дональд и март 2004 г., стр. 311–314.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Ка-50Н». Архивировано 8 декабря 2011 года на сайте Wayback Machine kamov.net .
  27. ^ Мазепов А.; Михеев А.; Зенкин В.; Жирнов А.; Фомин, А. (1997). «Ночная акула и аллигатор». 50-й, 52-й, 50Н — Боевые вертолеты . Полигон (2-е изд.): 126–127 . ISBN  5-7656-0005-0 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Ка-50-2 Эрдогана. Архивировано 19 февраля 2010 года в Wayback Machine . globalsecurity.org, 9 ноября 2008 г.
  29. ^ «Турция выбирает A129 для отложенного конкурса ударных вертолетов». Архивировано 22 августа 2010 г. в Wayback Machine . Flight International, 10 апреля 2007 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Страница продукта Ка-52. Архивировано 7 ноября 2010 года в Wayback Machine . Камов.
  31. ^ Перейти обратно: а б с «Ка-52». Архивировано 20 января 2012 года на сайте Wayback Machine kamov.net .
  32. ^ Началось серийное производство вертолетов Ка-52 [Начато серийное производство вертолетов Ка-52]. lenta.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года . Проверено 5 января 2009 г.
  33. ^ Сергий Александров. Апрель 2011 г. «Четыре новых Ка-52 доставлены в Торжок». Ежемесячник ВВС . Выпуск 277, с. 29.
  34. ^ "Еще Ка-52 для ВКС России" . Боевой самолет . Том. 12, № 4, с. 16.
  35. ^ «Новости науки» . Новости НИОКР . Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 17 мая 2019 г.
  36. ^ " "Аллигатор" поддержит экономику "Прогресса" " ["Alligator" will support the economy of "Progress"]. Kommersant . 30 October 2008. Archived from the original on 5 November 2018 . Retrieved 4 November 2018 .
  37. ^ «Как делают Ка-52 «Аллигатор»: Экскурсия по вертолетному заводу» . РИА Новости . 7 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 г. . Проверено 24 февраля 2014 г.
  38. ^ "Министерством обороны России планируется закупка еще 114 вертолетов Ка-52" . bmpd.livejournal.com . 7 February 2018. Archived from the original on 18 September 2020 . Retrieved 4 November 2018 .
  39. ^ "Минобороны намерено закупить 114 вертолетов Ка-52 в рамках новой Госпрограммы вооружений" . mil.ru . 6 February 2018. Archived from the original on 5 November 2018 . Retrieved 4 November 2018 .
  40. ^ "Вертолеты России" подтверждают договор с Египтом на поставку 46 самолетов Ка-52 . 30 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 23 января 2016 г.
  41. ^ « Вертолеты России» выпустили первый «Аллигатор» в 2017 году . 31 января 2017 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 года . Проверено 6 мая 2017 г.
  42. ^ Российское оружие удержало свое место [Русское оружие удержало своё место] (на русском языке). 5 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 г. Проверено 9 марта 2018 г.
  43. ^ «Египет раскупает «Нильского крокодила» | Times Aerospace» . Таймс Аэроспейс . Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 года . Проверено 24 октября 2023 г.
  44. ^ Лейк, Джон. «Камов Ка-52 на вооружении в Египте» . Азиатское военное обозрение . Архивировано из оригинала 4 ноября 2023 года . Проверено 24 октября 2023 г.
  45. ^ «Иностранные летчики высоко оценили вертолет Ка-52» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
  46. ^ «Российские «Аллигаторы» на экспорт: подробности крупной сборки Ка-52» . 14 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 г.
  47. ^ «Камов и Sagem объединяются на ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор»» . 28 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
  48. ^ «Арбалет/Арбалет-Д Технические характеристики» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б Бутовский 2022 , стр. 76.
  50. ^ Перри2016-04-11T14:18:55+01:00, Доминик. «Вертолеты России внедряют новый комплекс средств защиты» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 29 января 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  51. ^ «Доротовый комплекс Президент-С» (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 7 мая 2017 г.
  52. ^ Бутовский, Петр; Ангранд, Антоний (12 мая 2017 г.). «Ка-52 египетская полевка» . Воздух и Космос № 2547 . journaux.fr. Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б «Египет — первый международный заказчик российской противотанковой управляемой ракеты 9А1472 «Вихрь-1» АТ-16 «Скаллион» . 24 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2016 г. Проверено 25 февраля 2016 г. .
  54. ^ Перейти обратно: а б Бутовский 2022 , стр. 79–80
  55. ^ Младенов, Александр. «Силовой отчет: ВМФ России». Ежемесячник ВВС . Выпуск 286, с. 80, январь 2012 г.
  56. ^ «Египет согласен покупать у Франции военные корабли, построенные для России» . 23 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. Проверено 1 октября 2015 г.
  57. ^ «Египет оснастит свои новые вертолетоносцы класса «Мистраль» 50 российскими Ка-52К «Аллигаторы» . Defense-update.com . 24 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 1 октября 2015 г.
  58. ^ Бутовски 2022 , стр. 74.
  59. ^ «Первый полет приближает Ка-52К к морскому дебюту». Рейс Интернешнл . 187 (5480): 15. 17 марта 2015. ISSN   0015-3710 .
  60. ^ Перейти обратно: а б " "Вертолеты России" обсуждают с ВМФ поставки машин Ка-52К" . ria.ru . 13 October 2017. Archived from the original on 16 September 2018 . Retrieved 16 September 2018 .
  61. ^ Перейти обратно: а б «КА52К Катран для ВМФ России» . heliopsmag.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
  62. ^ Бутовски 2022 , стр. 82–83
  63. ^ "Морские вертолеты Ка-52К "Катран" прошли все испытания и готовы к серийному производству" . 17 September 2020. Archived from the original on 25 November 2020.
  64. ^ «НОАК на рынке российских тяжелых ударных вертолетов Ка-52К» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 21 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
  65. ^ Бутовски 2022 , стр. 85–86
  66. ^ "ЦАМТО / Главное / На форуме «Армия-2022» подписаны 7 и вручены 29 госконтрактов с 26 предприятиями ОПК" . Archived from the original on 22 August 2022 . Retrieved 27 August 2022 .
  67. ^ Бутовски 2022 , стр. 86.
  68. ^ Бутовски 2022 , стр. 87.
  69. ^ Бутовски 2022 , стр. 93.
  70. ^ "Российская армия получила 10 модернизированных ударных вертолетов Ка-52М" . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
  71. ^ "ЦАМТО / / Гособоронзказ на ААК «Прогресс» в Приморье в 2023 году вырос вдвое" . armstrade.org . Archived from the original on 1 October 2023 . Retrieved 16 November 2023 .
  72. ^ Бутовски 2022 , стр. 59, 62, 69
  73. ^ Бутовски 2022 , стр. 11.
  74. ^ «КБП «Конструкторское бюро приборостроения – 2А42» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года.
  75. ^ Фотографии и видео Ка-50. Архивировано 1 мая 2013 года на сайте Wayback Machine AirForceWorld.com .
  76. ^ Бутовски 2022 , стр. 65.
  77. ^ «Украина сбивает российские ударные вертолеты, нанося урон московскому флоту» . Нью-Йорк Таймс . 25 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 25 октября 2022 г.
  78. ^ «jetdiscovery.com» . ДРАЙВ . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2010 г.
  79. ^ Акс, Дэвид (30 марта 2016 г.). «Секретное оружие России в войне с ИГИЛ» . Ежедневный зверь . Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
  80. ^ «Lostarmour ID — 17912, Ка-52, Маядин» . Lostarmour.info . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
  81. ^ «Видео предполагаемого сбитого российского вертолета Ка-52 в Украине стало вирусным» . Newsweek . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
  82. ^ "В Киевской области нашли сбитый боевой вертолет Ка 52 . " - mil.in.ua, 3 марта 2022 года.
  83. ^ "На Херсонщине уничтожен очередной новейший ударный вертолет РФ Ка-52" . Defense Express . 12 March 2022. Archived from the original on 5 January 2023 . Retrieved 13 марта 2022 .
  84. ^ "Еще один ударный вертолет Ка-52 рашистов на Николаевщине превратили в металлолом" . Defense Express Украина (в Украину). 16 марта 2022. Archived from the original on 31 March 2022 . Retrieved 31 марта 2022 .
  85. ^ Ченчиотти, Дэвид (5 апреля 2022 г.). «Появились кадры российского боевого корабля Ка-52 «Аллигатор», сбитого украинской противотанковой ракетой» . theaviationist.com . Авиационист. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
  86. ^ Доник, Роман. «93-я отдельная механизированная бригада Холодного Яра сбила российский ударный вертолет Ка-52» . mil.in.ua. ​Украинский военный центр. Архивировано из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
  87. ^ Бочкала, Роман. "Военные показали уничтожение с ПТРК "Стугна-П" второго Ка-52" . mil.in.ua (in Russian). Украинский медицинский центр. Archived from the original on 1 May 2022 . Retrieved 1 мая 2022 года .
  88. ^ «Авиационное происшествие № 278972» . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
  89. ^ "ПВО Украины на Донбассе сбило российский вертолет" . Mil.in.ua (in Russian). 4 June 2022. Archived from the original on 14 June 2022 . Retrieved 25 сентября 2022 .
  90. ^ "Украинские десантники из ПЗРК Martlet поразили вражеский вертолет" (in Ukrainian). 27 June 2022. Archived from the original на 27 June 2022 . Retrieved 25 сентября 2022 .
  91. ^ "Украинская ПВО сбила враждебный Ка-52 в Донецкой области" (in Russian). 15 August 2022. Archived from the original на 15 August 2022 . Retrieved 25 сентября 2022 .
  92. ^ «Российские истребители не могут контролировать воздух над Украиной, и за это расплачиваются российские ударные вертолеты» . Businessinsider.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 17 мая 2023 г.
  93. ^ Парсонс, Дэн. «Доклад о ситуации в Украине: российский парк ударных вертолетов Ка-52 уничтожен» . Thedrive.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 17 мая 2023 г.
  94. ^ Кук, Элли (6 апреля 2023 г.). «Российский вертолет Ка-52 уничтожен в результате удара бригады «Эдельвейс»» . Newsweek . Архивировано из оригинала 12 июня 2023 года . Проверено 12 июня 2023 г.
  95. ^ «У российских ударных вертолетов Ка-52 серьезная проблема с вибрацией» . 16 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 19 мая 2022 г.
  96. ^ Мирайя Дэвис (11 августа 2022 г.). «Российское оружие старо и неэффективно, говорится в новом докладе Минобороны Украины» . skynews.com.au . Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
  97. ^ Ньюдик, Томас (19 июня 2023 г.). «Необычные конструктивные особенности ударного вертолета Ка-52 позволяют ему продолжать полет даже при отсутствии в бою значительной части хвостового оперения» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
  98. ^ Джессика Абрахамс; Джеймс Килнер (17 июня 2023 г.). «Российские ударные вертолеты одерживают верх на ключевом южном фронте, - заявляет министерство обороны Великобритании» . Телеграф.co.uk . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
  99. ^ ТОМАС НЬЮДИК; ТАЙЛЕР РОГОУЭЙ (15 июня 2023 г.). «У украинской бронетехники, похоже, есть проблемы с российскими ударными вертолетами» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
  100. ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . 3 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 3 июня 2024 г.
  101. ^ Дэвид Хэмблинг (28 июля 2023 г.). «Новая российская ракета замедляет контрнаступление Украины» . Форбс . Архивировано из оригинала 3 августа 2023 года . Проверено 3 августа 2023 г.
  102. ^ Шинеад Бейкер (27 июля 2023 г.). "Россия использует в Украине сильно модифицированные самолеты Ка-52М и оснастила свой парк противотанковыми ракетами большой дальности, - сообщает британская разведка" . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 3 августа 2023 года . Проверено 3 августа 2023 г.
  103. ^ Ребекка Роммен (13 августа 2023 г.). «Россия теряет 40-й Ка-52 «Аллигатор», который Кремль называет «лучшим в мире боевым вертолетом» » . Бизнес-инсайдер.
  104. ^ Шинеад Бейкер (17 августа 2023 г.). "Украина заявляет, что за одно утро сбила два ударных вертолета Ка-52, которые Россия называет лучшими в мире" . Бизнес-инсайдер. Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  105. ^ Дэвид Акс (17 августа 2023 г.). «Украинские ракеты RBS-70, уничтожающие вертолеты, видят насквозь российские помехи» . Форбс . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  106. ^ Джейк Эпштейн (18 августа 2023 г.). «Украина заявляет, что может сбивать ударные вертолеты Ка-52, но России нужно помешать создавать новые» . Форбс . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  107. ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . Орикс . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 19 октября 2023 г.
  108. ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . Орикс . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 19 октября 2023 г.
  109. ^ «Индия купит 22 штурмовых вертолета за 550 миллионов долларов» [ мертвая ссылка ] . Новости обороны,
  110. ^ Говиндасами, Шива. «Белл и Боинг вышли из конкурса индийских ударных вертолетов». Архивировано 10 июля 2009 года в Wayback Machine . Flight International , 10 октября 2008 г.
  111. ^ "Поставка вертолетов Ка-52 ВВС России" . 25 December 2013. Archived from the original on 25 December 2015.
  112. ^ «Камов работает над морским аллигатором». Архивировано 23 апреля 2014 года в Wayback Machine . AIN онлайн, 19 июня 2013 г.
  113. ^ "Шесть заводов под одним крылом" Archived 1 February 2014 at the Wayback Machine . Nezavisimaya gazeta
  114. ^ «Алжир заинтересован в ударном вертолете Ка-52» . защитаWeb . 26 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 г. Проверено 5 апреля 2022 г.
  115. ^ Бутовски 2022 , стр. 74.
  116. ^ Кротт, Роб (октябрь 2003 г.). «Вооружение Македонии: перевооружение и борьба новой нации» . Обзор стрелкового оружия . Том. 7, нет. 1. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 30 марта 2019 г.
  117. ^ [1] Архивировано 1 июня 2023 года в Wayback Machine. [ нужна проверка ]
  118. ^ Дженнингс, Гарет (26 июня 2023 г.). «Российские ВВС несут значительные потери в результате мятежа Вагнера» . Джейнс . Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 27 июня 2023 г.
  119. ^ Ленков, Алексей (26 июня 2023 г.). «Ка-52 воскрес из мертвых, сбросив противоракетные ложные цели» . Болгарские военные . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года . Проверено 27 июня 2023 г.
  120. ^ «В России заявлено о гибели Ка-52 из-за попадания ракеты «Ураган» . mil.in.ua. 19 июля 2024 г. Проверено 19 июля 2024 г.
  121. ^ Перейти обратно: а б Бутовский 2022 , стр. 9.
  122. ^ Бутовски 2022 , стр. 28.
  123. ^ Бутовски 2022 , стр. 35.
  124. ^ Бутовски 2022 , стр. 45.
  125. ^ Бутовски 2022 , стр. 74–75
  126. ^ Бутовский, Петр (21 июля 2023 г.). «Появилась усовершенствованная версия российского ударного вертолета Ка-52» . Драйв . Архивировано из оригинала 20 сентября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
  127. ^ Перейти обратно: а б «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
  128. ^ «Москва изо всех сил пытается продать истребители на Ближнем Востоке» . Аль-Монитор . 13 января 2022 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
  129. ^ Военный баланс 2022 . п. 201.
  130. Scramble.nl ВКС России. Архивировано 21 мая 2022 года на Wayback Machine , по состоянию на ноябрь 2023 года.
  131. Страница продукта Ка-50. Архивировано 7 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Камов.
  132. ^ «Вертолет Ка-52 Аллигатор» . naval-technology.com. Архивировано из оригинала 12 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
  133. ^ «КА-50 ХОКУМ (КАМОВ)» . Федерация американских ученых. Архивировано из оригинала 12 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
  134. ^ "ЦАМТО / / ВКС России в ходе СВО начали применять вертолеты Ка-52М с ракетами «Изделие 305»" . armstrade.org . Archived from the original on 17 January 2023 . Retrieved 2 February 2023 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бутовский, Петр (2022). 52-я заповедь . Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISBN  978-1-80282-269-4 .
  • Дональд, Дэвид и Дэниел Дж. Марч. «Ка-50/52, семейство Камова «Хокум»». Современные боевые самолеты . Издательство ЭИРтайм, 2004. ISBN   1-880588-76-5 .
  • Иден, Пол (ред.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN.  978-1-904687-84-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c52f2e0f0c500530d2e74488e60dfe4c__1722601260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/4c/c52f2e0f0c500530d2e74488e60dfe4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kamov Ka-50 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)