Kamov Ka-31
Ка-31 | |
---|---|
![]() | |
Ка-31 в 2005 году | |
Роль | Воздушное раннее предупреждение и контроль |
Производитель | Kamov |
Первый полет | 1987 |
Введение | 1995 |
Статус | В эксплуатации, В производстве |
Основные пользователи | ВМФ России Индийская военно-морская авиация Военно-морской флот Народно-освободительной армии |
Произведено | 1985 – настоящее время |
Количество построенных | 28 [ 1 ] |
Разработано на основе | Kamov Ka-27 |
Камов Ка-31 ( по классификации НАТО Helix ) — военный вертолет, первоначально разработанный для ВМФ СССР и в настоящее время находящийся на вооружении в России , Китае и Индии в качестве военно- морской системы дальнего обнаружения и управления .
Как и все Камова, вертолеты за исключением семейства Ка-60 /-62, Ка-31 имеет соосно расположенные встречного вращения несущие винты . Планер Ка-31 создан на базе Камова Ка-27 . Визуально отличительной особенностью Ка-31 является большая антенна РЛС раннего предупреждения , которая либо вращается, либо складывается и убирается под фюзеляж. Второе — уменьшение громоздкого электрооптического сенсорного комплекса под кабиной . Шасси убирается, чтобы предотвратить помехи для радара.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1985 году ВМФ Камова СССР попросило конструкторское бюро приступить к разработке вертолета дальнего радиолокационного обнаружения. Авианосный самолет дальнего радиолокационного обнаружения Як -44 уже находился в разработке, но его нельзя было развернуть на вооружении. все типы кораблей. Созданный на базе камовского Ка-27 , новый вертолет, первоначально известный как Ка-252РЛД, в первую очередь предназначался для службы на классов «Киев» и «Кузнецов» авианосцах , а также на других кораблях с вертолетной палубой. На базе серийных планеров Ка-29 были построены два опытных образца. В итоге вертолет получил обозначение Ка-31. [ 1 ]

Нижегородский радиотехнический институт работал над проектом радара для использования на Ан-71 ; та же конструкция была применена с изменениями для винтокрылого планера. Разработка радара заняла время, и только в 1987 году состоялся первый полет. [ 2 ] Серийная версия Ка-31 сильно отличалась от Ка-29, на базе которого он был создан. [ 3 ]
Некоторые отличительные особенности Камова Ка-31: [ 4 ] [ ненадежный источник? ]
- Удаление громоздкого комплекта электрооптических датчиков под кабиной.
- Кабина шире, чем у Ка-27/29, с двумя дополнительными МФД.
- Возможность ASW не установлена.
- Добавление 12-канальной системы глобального позиционирования «Кронштадт Кабрис».
- Силовая установка - более мощная Климовская ТВ3-117ВМАР х 2. (на Ка-27 используется ТВ3-117БК).
- ТА-8Ка ВСУ Добавлена для обеспечения питания РЛС и C4ISR.
- 16-канальное цифровое средство связи с дальностью действия до 250 миль (400 км).
Ка-31 оснащен радиолокационной станцией Е-801 «Око» L-диапазона , способной обнаруживать и сопровождать до 40 целей одновременно, летающих на высоте от 5 до 3500 метров. Дальность обнаружения составляет 110 км по цели размером с истребитель и 200 км по цели размером с корабль. Антенна имеет ширину шесть метров и высоту один метр и вращается шесть раз в минуту. РЛС может работать в режимах «воздух-воздух», «воздух-море» и «смешанном» (оба одновременно). Шасси убирающееся, чтобы не мешать работе радара. Когда антенна радара не используется, она убирается под фюзеляж. Из-за своих относительно небольших размеров Ка-31 не имеет возможности обрабатывать информацию, собираемую радаром. Вместо этого он передает информацию ближайшим кораблям, чтобы они могли это сделать. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Государственные испытания Ка-31 начались в 1988 году, корабельные испытания проходили в 1990–1991 годах на авианосце «Адмирал Кузнецов» . Однако распад Советского Союза и прекращение реализувшихся в то время проектов авианосцев положили конец проекту Ка-31: заказ на восемь вертолетов был аннулирован. Тем не менее испытания были продолжены, и Ка-31 был официально принят на вооружение ВМФ России в 1995 году. Оба прототипа Ка-31 затем находились на борту "Адмирала Кузнецова" во время каждого его похода. [ 1 ]
ВМС Индии заказали четыре Ка-31 в 1999 году и еще пять в 2001 году. [ 1 ] Первая партия из четырех самолетов поступила на вооружение ВМС Индии в апреле 2003 года. Вторая партия была поставлена в 2005 году. [ 5 ] Еще пять Ка-31 были заказаны в 2009 году и поставлены в период с 2011 по 2012 год. По состоянию на 2019 год Индия рассматривала еще один заказ на 10 Ка-31, а также модернизацию 10 из 14 вертолетов, уже находящихся на вооружении. [ 1 ] В мае 2022 года правительство Индии приостановило переговоры с «Рособоронэкспортом» на неопределенный срок из-за опасений по поводу способности Москвы выполнять заказы и проблем, связанных с переводом платежей. [ 6 ] [ 5 ]
В период, когда после вывода из эксплуатации старого авианосца ВМС Индии имели в своем составе единственный авианосец, они эксплуатировали вертолеты не только с авианосцев и эсминцев, но и со своих береговых военно-морских аэродромов. Операция с ВМС Индии выявила главный недостаток самолета - его ограниченную дальность полета и дальность полета, который является основным элементом оперативной/боевой группы. В ответ компании Hindustan Aeronautics Limited было поручено провести эксперимент и, возможно, адаптировать систему дозаправки между вертолетами. Также на вооружении Индии самолет получил систему GPS Abris с 12-канальным приемником и возможностью использования дифференциальных GPS- привязок, разработанную самим «Кронштадтом». [ 7 ]
В 2008 году Китай заказал девять Ка-31 для оснащения Народно-освободительной армии авианосцев ВМС . Вертолеты были поставлены в период с 2010 по 2011 год. [ 1 ] Позже сообщалось, что китайские Ка-31 базируются на военно-морских базах на востоке Китая. [ 8 ]
В 2008 году Россия заказала два Ка-31Р и еще один в качестве опции для оснащения своих «Мистраль» класса десантных кораблей . Они были поставлены в 2012 году. В России также разработан наземный вариант Ка-31Р — Ка-35. Этот вариант оптимизирован для обнаружения и сопровождения наземных целей. Первый прототип совершил первый полет в 2004 году, второй был построен в 2006 году. Официально Ка-35 был принят на вооружение в 2015 году, а в 2016 году использовался в Сирии. Заказ на эту версию пока не подписан. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ка-31
- Оригинальный вариант, продан в Индию и Китай. [ 1 ]
- Ка-31Р
- Вариант, в настоящее время используемый ВМФ России . [ 1 ]
- Ка-35
- Сухопутный вариант Ка-31Р. Оригинальная РЛС Е-801 заменена на 15С100.10, оптимизированную для обнаружения и сопровождения наземных целей. Модернизированная кабина, новые системы навигации и связи и канал передачи данных. Оснащен «Витебск» . системой самозащиты [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии - девять Ка-31. [ 1 ]
- Авиация ВМС Индии - 14 Ка-31. [ 1 ]
- Морская авиация России – два Ка-31Р. [ 1 ]
- Сухопутные войска России – два прототипа Ка-35. [ 1 ]
Технические характеристики (Ка-31)
[ редактировать ]Данные советских/российских самолетов ДРЛО: Ту-126, А-50, Ан-71 и Ка-31. [ 9 ] ДРЛОиУ и Hawkeyes: полная история самолетов дальнего радиолокационного обнаружения [ 10 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: роторы 12,5 м (41 фут 0 дюймов) в сложенном виде
- Только фюзеляж 11,25 м (37 футов)
- Высота: 5,6 м (18 футов 4 дюйма)
- Полная масса: 12 500 кг (27 558 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя «Исотов ТВ3-117ВМА» турбовальных мощностью 1864 кВт (2500 л.с.) каждый взлетно-аварийный режим.
- Диаметр несущего винта: 2 × 15,9 м (52 фута 2 дюйма)
- Площадь несущего винта: 397,2 м2 2 (4275 кв. футов)
Производительность
- Максимальная скорость: 250 км/ч (160 миль в час, 130 узлов)
- Крейсерская скорость: 205 км/ч (127 миль в час, 111 узлов)
- Дальность действия: 600 км (370 миль, 320 миль) макс. топливо с уложенной антенной РЛС
- Автономность: 2 часа 30 минут в режиме ожидания на высоте 3500 м (11 483 фута).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- AgustaWestland AW101 Мерлин ASaC5
- Westland WS-61 Sea King ASaC7
- Чанхэ Z-8AEW
- Чанхэ Z-18J
- Еврокоптер AS532 Cougar Horizon
- E-2 Соколиный Глаз
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот "[Actu] Le Kamov Ka-31(R)" . Red Samovar . 21 March 2020.
- ^ Пол Джексон (1999), Jane's All the World's Aircraft, 1999–2000 , с. 372
- ^ «Камов Ка-29» . Архивировано из оригинала 6 января 2002 г. Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ «Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ка-31» .
- ^ Перейти обратно: а б Рагуванши, Вивек (16 мая 2022 г.). «Индия прекращает сделку по вертолету Ка-31 с Россией» . Новости обороны . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ КРИ (18 мая 2022 г.). «Индия отменяет заказ на вертолеты Ка-31 из России на фоне разрушительных западных санкций» . Глобальная оборонная корпорация . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Камов Ка-31 Хеликс-Б» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 г. Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ «Ка-31 в составе ВМС НОАК Китая» . Архивировано из оригинала 20 мая 2013 г. Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2005). Советские/российские самолеты ДРЛО: Ту-126, А-50, Ан-71 и Ка-31 . Хинкли: Мидленд. ISBN 9781857802153 .
- ^ Армистед, Эдвин (17 марта 2002 г.). АВАКС и Hawkeyes: полная история самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (1-е изд.). МБИ Паб. Ко/Зенит пресс. п. 126. ИСБН 0760311404 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]