Сеймур Либергот
Сеймур Либергот | |
---|---|
Рожденный | |
Альма-матер | Калифорнийский государственный университет, Лос-Анджелес , Калифорния |
Занятие | Контроллер полета - эпоха Аполлона через испытательный проект «Аполлон-Союз» |
Годы активности | 1964–1996 |
Работодатель | НАСА (в отставке) |
Супруг | Дина Коэн (м. 1957 - дивизия 1972) Таня Андрашко (м. 1978 - дивизион 1984) Элизабет Крейг Тарп (м. 1990-настоящее время) |
Дети | 3 |
Сеймур «Сай» Авраам Либергот (родился 15 февраля 1936 года в Камдене , штат Нью-Джерси ) — вышедший на пенсию НАСА авиадиспетчер , служивший во время программы «Аполлон» . Либергот был диспетчером EECOM и отвечал за электрические и экологические системы на борту командного модуля . В 1970 году он был частью команды, которая вернула Аполлон-13 на Землю после взрыва, повредившего космический корабль.
Он начал свою карьеру в 1963 году в компании North American Aviation после окончания Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе . В 1964 году он пришел в НАСА. Либергот был помощником руководителя полета на Аполлоне-4 . [1] [2] контроллер полета EECOM на Аполлоне 8–15 . затем На «Аполлоне-17» он работал в службе поддержки CSSB SPAN (комната анализа космических кораблей). Он продолжал работать диспетчером в миссиях Skylab и ASTP .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сеймур «Сай» Авраам Либергот родился 15 февраля 1936 года в Камдене, штат Нью-Джерси, и был вторым ребенком родителей Иды, урожденной Солофф, и Соломона «Сол» Либергот. [3] Его бабушка и дедушка по отцовской линии иммигрировали из Киева, Украина, а его бабушка и дедушка по материнской линии иммигрировали из Новосибкова, Россия, в США. У Сай было нестабильное и тяжелое детство. [3] Хотя денег было мало, его отец играл в азартные игры, пил и имел много друзей и врагов-гангстеров. [3] Ида впала в нервный срыв, когда у Сола был роман, когда он пытался убить Сая и его сестру Филлис в 1942 году. [3] Ида была навсегда институционализирована. [3] Сол женился на женщине, с которой у него был роман, и позже у них родилось еще трое детей. [3] Сол постоянно отрывал свою семью, переезжая с места на место, чтобы избежать опасности из-за своих долгов, он пренебрегал своей семьей и часто избивал Сая. [3]
После окончания средней школы в 1953 году Сай работал переписчиком в газете Philadelphia Inquirer . [3] В 1954 году, когда ему исполнилось 18 лет, он решил пойти в армию, чтобы получить некоторое время для получения технической подготовки и определения своих жизненных планов. [3] Он находился в форте Уачука и на испытательной станции Юма, где выполнял обязанности по метеорологической деятельности. [3] Сай был с честью демобилизован в 1957 году. [3]
В том же году он переехал в Лос-Анджелес, штат Калифорния, и женился на своей первой жене Дине Коэн. [3] Он решил поступить в колледж электротехники и поступил в городской колледж Лос-Анджелеса (LACC) на первые два года обучения. [3] [4] Одновременно он пять лет работал продавцом обуви, чтобы прокормить себя и свою семью. [3] Первая дочь Либергота, Шелли Лин, родилась в 1958 году, а его сыновья-близнецы, Марк Дэниэл и Скот Алан, родились в 1960 году. [3] Он окончил LACC после пяти семестров и поступил в Калифорнийский государственный университет в Лос-Анджелесе (CSLA), чтобы закончить последние два года обучения. [3] [4]
Позже Либергот переехал в Хьюстон, чтобы работать в НАСА. [3] [5] Там он участвовал в различной общественной деятельности. [3] Он присоединился к Лыжному клубу Космического города (SCSC) в 1972 году, в конечном итоге став президентом клуба и, в конечном итоге, президентом организации лыжных клубов штата, Техасского лыжного совета. [3] Либергот также вместе с друзьями участвовал в соревнованиях по приготовлению перца чили, в том числе в Международном чемпионате по чили в 1982 году. [3] В 1988 году Либергот снова начал брать уроки пения (последний раз в старшей школе), а в 1989 году прошел курс Scuba Divemaster. [3]
Либергот и Коэн развелись в 1972 году. [3] Шесть лет спустя, в 1978 году, он женился на Тане Андрашко. [3] Они развелись в 1984 году. [3] Позже Либергот встретил Элизабет Крейг Тарп в 1988 году на ежемесячном собрании лыжного клуба. [3] Они поженились в 1990 году. [3]
Инженерная карьера
[ редактировать ]Еще учась в колледже, Либергот устроился на вечернюю работу на неполный рабочий день в North American Aviation (NAA) в инженерном отделе колледжа Отдела космических и информационных систем (S&ID). [3] [4] [6] Год спустя он стал помощником руководителя. [3] [4] [6] Позже их подразделение выиграло контракт с НАСА на постройку части лунной ракеты-носителя «Сатурн-5». [3] [6] В 1962 году он начал работать инженером полный рабочий день и получил степень ночью за два семестра. [3] [6]
В 1964 году Либергот присоединился к Группе поддержки полетов, которая предоставляла информацию о командно-сервисном модуле (CSM) для полетов НАСА в Хьюстоне. [3] [5] [6] Он остался в Доуи, штат Калифорния, в качестве ведущего инженера, в то время как большая часть группы переехала в Хьюстон. [3] [5] [6] Через 18 месяцев он устал от своей должности и присоединился к отделу управления полетами в Хьюстоне, где работал специалистом по последовательным системам CSM, советником в подсобке. [3] [5] [6]
Полтора года спустя, желая участвовать в дальнейших действиях, Либергот перешел на работу в НАСА в Центре управления операциями (MOCR) Центра пилотируемых космических кораблей, начав свою карьеру в области управления полетами, когда только начиналась программа «Аполлон». [3] [5] [6]
(Аполлон/Сатурн) 1966 года Во время миссии AS-201 , первого испытательного полета CSM, Либергот все еще имел контракт с НАСА и работал в задней комнате специалистом по последовательным системам. [3]
Позже в том же году, став сотрудником НАСА, Либергот работал офицером по операциям и процедурам (O&P) в MOCR на AS-202, втором испытательном полете беспилотного летательного аппарата. [3] [4] [5]
На Аполлоне-4, AS-501, Либергот стал помощником руководителя полета (AFD), помогая руководителю полета (FD) в его обязанностях и выступая в качестве его дублера. [3] [4] [5]
После этой миссии Либергот перешел в Системный отдел. На корабле «Аполлон-7» в 1968 году он работал в комнате поддержки персонала (SSR) в качестве представителя отдела управления полетом в комнате анализа космического корабля (SPAN). [3] [7]
Либергот начал свою карьеру в качестве стажера диспетчера по электрическим, экологическим и коммуникационным системам (EECOM) на Аполлоне-8. С Аполлона-9 по Аполлон-15 он работал в должности CSM EECOM. [3] Либергот был назначен руководителем EECOM на «Аполлоне-14» из-за его роли в миссии «Аполлон-13», которой он хорошо известен. [3] На Аполлоне-16 Либергот работал на должности CSSB SPAN Systems, поддерживая новую EECOM. [3] [5] [7] Он продолжал работать в качестве поддержки CSSB SPAN в «Аполлоне-17». [3] [5] [7] Помещение SPAN соединяло инженерное подразделение и подразделение управления полетом. [3] [5]
После окончания программы «Аполлон» Либергот продолжил работу в миссии Skylab на околоземной орбите в качестве диспетчера по электрооборудованию, общему прибору и жизнеобеспечению (EGIL), у которого было больше систем для мониторинга, чем у CSM EECOM, и с возможностью управлять некоторыми системами. из консоли. [3] [4] Он тренировался как EGIL после Аполлона-15. [3]
В совместном с русскими испытательном проекте «Аполлон-Союз» (ASTP) Либергот был руководителем EECOM. [3] [4] За свою руководящую роль он был награжден Почетной премией НАСА. [3] [4]
После закрытия ASTP Либергот приступил к работе над космическим кораблем «Шаттл» в качестве ведущего EECOM, собирая знания и разрабатывая новые процедуры и правила. [3] Он разработал систему сбора бесплатной воды. [3]
Потеряв страсть к работе, Либергот ушел из активного управления полетами в 1976 году. [3]
В 1979 году Либергот вместе с другими инженерами Космической станции начал работать над написанием плана программы. Вместе с бывшим авиадиспетчером LM Control Хэлом Лоденом они написали раздел плана программы «Операции». [3]
Когда в 1981 году в Космическом центре Джонсона (ОАО) был создан офис программы космической станции, Либергот присоединился к офису интеграции клиентов. [3]
В 1988 году Либергот досрочно вышел на пенсию и завершил карьеру в НАСА. [3] Вскоре он нашел работу в Rockwell International в офисе программы шаттлов в АО, работая у директора программы в качестве консультанта SPAN. [3]
Пару лет спустя Либергот был нанят для помощи в учебном центре по невесомости (WETF) в АО. [3] В должности старшего инженера проекта МКС руководил проектированием тренажеров элементов Лаборатории нейтральной плавучести МКС (бассейн водных тренировок). [3] [4]
В 1993 году Либергот перешел на работу в организацию управления конфигурацией ISS компании на должность старшего аналитика по управлению конфигурациями, в которой отслеживал входящее и выходящее из МКС оборудование. [3]
Аполлон-13
[ редактировать ]Миссия «Аполлон-13» стартовала 11 апреля 1970 года. [3] Либерготу было 34 года, и он работал в смене, когда произошла неисправность. [3] На 55-м часу миссии, в последний час своей смены, Либергот потребовал перемешать бак перед тем, как экипаж пошел спать, потому что показания датчика качества кислородного бака 2 ранее вышли из строя. [3] [5] [8] На корабле было два бака с жидким кислородом и два бака с жидким водородом. В космосе они стали более похожими на туман и разделились на разные слои. [3] [5] Перемешивание включало включение двух вентиляторов в каждом резервуаре для перемешивания содержимого. [3] [5]
Проводка внутри кислородного бака 2 была оголена и потрескалась, поэтому, когда астронавт Джек Свайгерт щелкнул четырьмя переключателями, баллон 2 взорвался, что также привело к тому, что бак 1 начал протекать. [3] [5] [8] Удар также закрыл клапаны топливных элементов 1 и 3, оставив работать только треть системы производства электроэнергии. [3] [5]
Когда данные начали появляться аномально, ответственность легла на Либергота. [3] Сначала он подумал, что это проблема с приборами, но у других диспетчеров полета также начались отклонения, что указывало на то, что возникла более серьезная проблема. [3] Либергот работал со своей поддержкой в задней комнате, чтобы разобраться в проблеме, давая инструкции экипажу астронавтов, и в конце концов они поняли, что потеряли два топливных элемента. [3] [5] [8] Это не была ошибка прибора. [3] Время было ограничено: оставшийся кислородный баллон до CSM протекал и оставался только один топливный элемент. [3] Миссия превратилась в миссию по спасению экипажа и благополучной доставке его на Землю. [3]
Если крио-баки были перемешаны позже в ходе миссии, а баки/топливные элементы были потеряны позже, экипаж, возможно, не удалось бы спасти. [3] [5] Либергот был членом оперативной группы миссии «Аполлон-13» , награжденной Президентской медалью свободы за усилия по успешному спасению астронавтов. [3] [4]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме 1995 года «Аполлон-13» Либергота сыграл Клинт Ховард , брат режиссёра Рона Ховарда . [3] [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сеймур Либергот Проект устной истории Космического центра имени Джонсона НАСА , стенограмма, интервью Мишель Келли в Хьюстоне, штат Техас, 27 апреля 1998 года. Цитата:
Либергот: «Вот почему я никогда не смог бы быть руководителем полетов. Слишком много жонглировать, очень много». - ↑ Устная история Джерри Гриффина, Часть 1 (C-SPAN3, 12 марта 1999 г.)
В 3:50 — Джерри Гриффин (руководитель полета «Аполлона-13»): «Я думаю, что [Кристофер] Крафт был особенно искусен в тестировании людей в симуляциях. и все такое, и выбирая тех, которые, по его мнению, могли бы помочь, и тех, которые, как он [решил], не могли бы... не могли бы. ...Как вы знаете, в Центре управления полетами у нас было не так уж много промываний». - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот Либергот, Си; Харланд, Дэвид (2003). Apollo EECOM: Путешествие на всю жизнь . Книги Апогея.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Сай Либергот | Фонд стипендий астронавтов» . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Контроллер полета Apollo 13 EECOM | Сай Либергот (полный эпизод № 59) , получено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Устная история Сеймура Либергота» . Historycollection.jsc.nasa.gov . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «flight_controller_assigns» (PDF) . Машина обратного пути .
- ^ Jump up to: а б с Вудс, Дэвид; Кемпанен, Йоханнес; Турханов, Александр; Во, Леннокс (2015). «День 3, часть 2: «Хьюстон, у нас проблема» » . Журнал полетов Аполлона .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о книге Либергота Apollo EECOM
- Интервью с Саем Либерготом (SpaceVidcast)
- Подробный закулисный тур Сая по Центру управления полетами НАСА.