Джон Шэнк
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Джон Шэнк (также пишется Шанке или Шанкс ) (умер в январе 1636 года) был актером английского театра эпохи Возрождения , ведущим комиком в « Люди короля» в 1620-х и 1630-х годах.
Ранняя карьера
[ редактировать ]По его собственному свидетельству, Шэнк начал свою сценическую карьеру в труппах Pembroke's Men и Queen Elizabeth's Men . «Предположительно, компания Пембрука, о которой идет речь, существовала в 1597–1600 годах, а «Люди королевы Елизаветы» - путешествующая компания последних лет правления» [ 1 ] – то есть последние годы правления I. Елизаветы
Шанк был в «Людях принца Генри» к 1610 году, а к 1613 году был участником компании (то есть партнером, который делил прибыль, а не наемником). Шанк, похоже, выполнял функцию, которую исполняли клоуны, по крайней мере, с тех пор. времена Ричарда Тарлтона : он был «клоуном-джигировщиком», который пел и танцевал джигу, завершавшую каждое выступление.
труппой принца В разногласиях вокруг постановки «Ревущей девушки» в 1611 году Шанк, похоже, временно утратил свою функцию джиггинга, когда «непристойные джиги, песни и танцы» были запрещены судьями Миддлсекса в 1612 году. [ 2 ]
Зрелость
[ редактировать ]Где-то между 1613 и 1619 годами Шанк присоединился к «Слугам короля»; он числится акционером компании в 1619 году и присутствует в отчетах этой компании до своей смерти. Он был известен тем, что играл викария в возрожденной в 1624 году пьесе Бомонта и Флетчера « Презрительная леди» . Его роль Иларио в постановке «Королевских людей» 1629 года по пьесе Массингера «Картина» показывает, что Шанк играл для компании комические роли «худых людей» - тех, кого в его эпоху называли «худощавым дураком». [ 3 ]
Это была стандартная часть театрального стиля King's Men; в предыдущем поколении Шекспира и Бербеджа наемный работник Джон Синклер играл роли тонкого человека, такие как Пинч в «Комедии ошибок» и «Тени» в «Генрихе IV, часть 2» . Похоже, Шэнку была отведена та же драматическая роль в компании, что и Синклеру. Шанк, возможно, присоединился к «Слугам короля» еще в 1613 году; 16 марта 1614 года компания получила лицензию на исполнение чего-то под названием Shank's Ordinary, вероятно, джиги.
Шэнк сыграл роль клоуна в Джона Клавелла » «Погоненом гражданине в 1630 году и слугу Петеллу в 1632 году возрожденной версии Джона Флетчера в «Погони за диким гусем» .
Обучение мальчиков-актёров
[ редактировать ]Шанк также сыграл важную роль в обучении учеников труппы, мальчиков-актеров , которые играли женские роли в пьесах до появления театральных актрис в эпоху Реставрации . Шэнк обучал Томаса Полларда , Томаса Холкомба , Джона Хонимана , Николаса Берта и Джона Томпсона , которые были важными членами компании в поздние эпохи Якова и Каролины. (Позже Шанк будет утверждать, что он потратил 40 фунтов на Томпсона и 200 фунтов на его учеников в целом.) Известно, что Шанк сам сыграл по крайней мере одну женскую роль в эти годы - второстепенную роль служанки Петеллы в труппе 1632 года. возрождение Флетчера «Погони за диким гусем» . Это говорит о том, что Шанк учил мальчиков и юношей играть сценических женщин, по крайней мере частично, на основе своего собственного опыта.
Споры
[ редактировать ]Когда в 1630 году умер ветеран короля Джон Хемингс , его акции в двух театрах компании, « Глобус» и «Блэкфрайарс» , перешли к его сыну Уильяму Хемингесу . Между 1633 и 1635 годами Хемингс-младший продал три акции, которыми он владел в «Глобе» (всего театр был разделен на шестнадцать акций), и две свои акции в «Блэкфрайарс» (из восьми) Шэнку, который заплатил Хемингес 506 фунтов стерлингов. Продажи могли быть тайными, поскольку право собственности на акции театра было деликатным вопросом внутри компании. Когда была создана система акционеров для «Глоб» (1599 г.) и «Блэкфрайарс» (1608 г.), большинство акционеров были участниками компании. С течением времени большая часть этих акций перешла к вдовам и наследникам первоначальных актеров; более молодые члены компании остались за пределами прибыльной системы.
В 1635 году Элиард Суонстон , Роберт Бенфилд и Томас Поллард , три актера из « Слуги короля» , которые были участниками труппы, но не «домохозяевами» или акционерами театров, обратились к лорду Чемберлену – тогда Филиппу Герберту, 4-му графу Пембруку – на право приобретения акций театров. Пембрук приказал Шэнку и семье Бербеджей продать акции трем актерам; но Шэнк и Катберт Бербедж опротестовали это решение. В результате этого спора возникла документация, которую иногда называют «документами участников», которая предоставила последующим поколениям ученых и исследователей важные данные о театральном бизнесе того времени. Шанк жаловался, что он и трое актеров не смогли достичь приемлемых условий продажи и что они не позволили ему выступать с труппой. [ 4 ] Судя по всему, этот спор привнес значительную горечь в последний год жизни Шанка.
Смерть
[ редактировать ]Местные записи в Лондоне показывают, что в течение многих лет Шанк и его семья жили в Голден-Лейн в приходе Сент-Джайлс, Крипплгейт (тот же приход, что и Катберт Бербедж и человек короля Николас Тули ). Записи о крещениях и захоронениях нескольких его детей существуют между 1610 и 1629 годами. Точная дата смерти Шанка неизвестна, хотя его похороны состоялись 27 января 1636 года.
Последняя воля и завещание Шанка 1635 года [ 5 ] потребовал от компании выплатить его вдове 50 фунтов стерлингов в качестве его доли в стоимости их костюмов и спектаклей. В завещании Шэнк назван «гражданином и ткачом Лондона», а также «одним из слуг Его Величества, игроков». Профессиональные актеры иногда поддерживали формальное членство в одной из городских гильдий, чтобы на законных основаниях связывать учеников контрактами – чего актеры, будучи вассалами в знатных семьях, не могли делать в соответствии с преобладающей правовой системой. Джон Хемингс, например, всю свою жизнь был членом гильдии бакалейщиков; Джеймс Бербедж был членом гильдии плотников, а Джон Лоуин и Роберт Армин были членами гильдии ювелиров. [ 6 ]
Учитывая роль Шэнка в подготовке мальчиков-игроков для компании, он, вероятно, придерживался аналогичной договоренности. Однако в завещании (один комментатор назвал его «шедевром злости») также указывалось, что компания задолжала ему 16 фунтов 20 шиллингов. за два платья; Шанк, возможно, сыграл некоторую роль в обеспечении костюмами труппы .
На современной сцене
[ редактировать ]В постановке в апреле 2000 года в театре Олбери Шэнк сыграл Майкла Гэмбона в Николаса Райта комедии «Крессида» . Действие пьесы Райта происходит в 1635 году, ближе к концу эпохи, когда женские роли исполнялись мальчиками. В пьесе Райта Шэнк тренирует мальчика-актера в роли Крессиды, одновременно проводя для труппы мастер-класс по актерскому ремеслу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ EK Чемберс , Елизаветинская сцена , 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923; Том. 2, с. 338.
- ^ Наташа Корда, «Дело Молл Фрит: женская работа и «мужская сцена»,» в: Женщины-игроки в Англии, 1550–1660: за пределами мужской сцены, под редакцией Памелы Аллен Браун и Питера Паролина, Лондон, Эшгейт, 2005 г.; стр. 81–2.
- ^ Болдуин Максвелл, Исследования Бомонта, Флетчера и Массинджера, Чапел-Хилл, Северная Каролина, University of North Carolina Press, 1939; стр. 79–80.
- ^ Чемберс, Том. 2, с. 339.
- ^ Питер Сталлибрасс и Энн Розалинд Джонс, Одежда эпохи Возрождения и материалы памяти, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2000; п. 179.
- ^ Эндрю Гурр , Шекспировские труппы , Оксфорд, Clarendon Press, 1996; п. 100.