Тьерри и Теодорет
«Тьерри и Теодорет» — пьеса якобинской эпохи, трагедия в каноне Джона Флетчера и его сотрудников, впервые опубликованная в 1621 году. Это одна из проблемных пьес в творчестве Флетчера; как и в случае с «Лекарством от любви» , существуют значительные неопределенности относительно даты и авторства Тьерри и Теодорета.
Публикация
[ редактировать ]Первым изданием пьесы является ин- кварто 1621 года, выпущенное книготорговцем Томасом Уолкли без указания авторства. Во втором квартале 1648 года, опубликованном Хамфри Мозли , пьеса была передана только Флетчеру, но третий квартал следующего года (1649), также из Мозли, цитирует Фрэнсиса Бомонта и Джона Флетчера. на титульном листе [1] Пьеса была включена во второй фолиант Бомонта и Флетчера 1679 года, хотя текст там сокращен и опускает значительную часть заключения произведения.
Авторство
[ редактировать ]Ранние критики приписывали пьесу Бомонту и Флетчеру , Филипу Массинджеру , Натану Филду , Роберту Даборну , Джону Вебстеру и Джорджу Чепмену в различных комбинациях. [2] Большинство современных исследователей принимают эту пьесу как произведение, первоначально написанное Бомонтом и Флетчером, которое позже было отредактировано Мэссинджером, сравнимое с «Лекарством от любви», «Фаховым гребнем » и «Бушем нищих» . Сайрус Хой в своем обзоре проблем авторства в каноне Флетчера привел следующую разбивку долей трех авторов: [3]
- Бомонт — Акт III; Акт V, сцена 1;
- Флетчер — Акт I, сцена 1; Акт II, 2 и 3; Акт IV, 1; Акт V, 2;
- Массинджер — Акт I, сцена 2; Акт II, 1 и 4; Акт IV, 2.
Дата
[ редактировать ]Дата постановки пьесы является предметом глубокой неопределенности и широко распространенных споров; Ученые отважились датировать его от 1607 до 1621 года. Если Бомонт был одним из первоначальных авторов, первая версия драмы, очевидно, должна была быть написана до его выхода на пенсию в 1613 году и смерти в 1616 году. На титульном листе первого ин-кварто указано, что пьесу поставили « Слуги короля» в театре Блэкфрайарс . Это может относиться к пересмотренной версии; и Флетчер, и Мэссинджер большую часть своей карьеры работали на «Людей короля».
Краткое содержание
[ редактировать ]Пьеса открывается словесной стычкой Брюнхальт со старшим сыном Теодоритом, королем Франции. Теодорет упрекает свою мать за ее распутный и распутный образ жизни, критику, которую Брунгальт отвергает; она обвиняет своего сына в неуважении за то, что он просто затронул с ней эту тему. Феодорит заканчивает конфронтацию, говоря своей матери, чтобы она приготовилась к монашеской жизни в течение десяти дней. Брунгальт вызывает своих главных последователей, Бодбера, Лекюра и Протальди, чтобы сообщить им эту новость. В пьесе не уточняются подробности похотливого поведения королевы-матери, хотя показано, как Брунгальт целует своего возлюбленного Протальди в присутствии остальных. Ее последователи обеспокоены возможными юридическими наказаниями за сексуальные нарушения, включая порку и кастрацию. Брунгальт решает, что она и ее последователи немедленно покинут двор Теодорита и перейдут ко двору его младшего брата Тьерри.
(В пьесе Теодорет становится королем Франции, в то время как Тьерри правит Австразией , северо-восточной частью франкских владений. Исторические факты были разными: Теудеберт II был королем Австразии, а Теодорих II провел большую часть своей карьеры правителем Бургундии. )
Во второй сцене Феодорит показан совещающимся со своим добродетельным советником Мартеллом; пьеса представляет французского короля как преданного своему делу и честного правителя. Когда Теодорету сообщают, что Брюнхальт и ее последователи отправились ко двору Тьерри, он быстро решает последовать за ней, чтобы предотвратить дальнейшие злодеяния с ее стороны. Показано, как Брунгальт встречается с Тьерри, который возмущен рассказом Брунгальта об обращении с ней Теодорета. Неожиданно приезжает сам Феодорит со своими придворными; он приводит разумные аргументы в пользу своего поведения, что ослабляет негодование Тьерри. (В сцене создается портрет личности Тьерри, который преобладает на протяжении всей пьесы: он страстен и склонен к преувеличенным выражениям, но очень впечатлителен.)
невесты Тьерри — пятнадцатилетней принцессы Орделлы, дочери короля Арагона Внимание героев переключается в ответ на известие о приезде . Брунгальт ненавидит мысль о том, чтобы занять второе место после новой королевы ее сына; она и ее последователи придумывают заговор, чтобы разрушить брак. Они дадут Тьерри зелье, которое сделает его импотентом на первые пять дней его брака; это, по их мнению, вызовет непоправимый раскол между молодоженами и сделает Орделлу открытой для соблазнения. Брунгальт и ее друзья реализуют свой план; брачная ночь Тьерри и Орделлы неудачна. Но Орделла реагирует с благородной терпеливостью, терпением и заботой о своем новом муже; Тьерри называет ее своей «святой».
После провала ее первого плана по подстереганию Орделлы Брунгальт пытается снова. Она принимает меры, чтобы Тьерри проконсультировался со знаменитым магом и астрологом (на самом деле замаскированным Лекуром) для предсказания возможных наследников престола. Лекюр говорит Тьерри, что он может стать отцом многих сыновей... но только если он убьет первую женщину, которая покинет храм Дианы до рассвета следующего утра. Тьерри готов совершить убийство, но срывает с женщины вуаль и обнаруживает, что эта женщина - Орделла, и он не может довести дело до конца. Мартелл убеждает Орделлу сказать ему, что он распространил слух о том, что Орделла покончил жизнь самоубийством.
Тьерри назначил Протальди, любовника Брунгальта, командующим своими вооруженными силами. Министр Феодорита Мартелл жаждет разоблачить Протальди как позера и труса; он бросает вызов Протальди и заставляет его сдать меч без боя. Однако, когда Мартиалл представляет этот факт суду, Проталди удается выйти из смущения ложью. Чтобы поддержать его репутацию, подхалимы Брунгальта платят Де Витри, старому солдату, которому не повезло, чтобы тот публично бросил вызов Протальди, а затем принял от него побои. Де Витри соглашается на сделку – но затем не может ее выполнить, вместо этого побеждая Протальди и раскрывая всю схему суду.
Протальди настолько унижен этим, что Брунгальт может уговорить его преодолеть свою природную трусость; по ее настоянию Проталди пробирается к трону Теодорита во время придворного торжества и наносит удар королю в спину, убивая его. Страстный Тьерри настолько возмущен, что хочет сжечь вокруг тела собственный дворец, как погребальный костёр; Брюнхальт отговаривает его от этого плана, признавая, что она несет ответственность за убийство. Брюнхальт утверждает, что отец Тьерри оказывал на нее давление, чтобы она произвела на свет наследника, но в первые годы их брака это не удалось; когда у нее случился выкидыш, она выдала младенца садовника за наследника королевства. После смерти Теодорета Тьерри занимает законное место правителя Франции.
В ответ на слухи о самоубийстве Орделлы капризный Тьерри решает жениться на Мемберже, дочери Теодорета. Брюнхальт жалуется на то, что ее сын женится на том, кого она называет ребенком садовника; но Тьерри думает, что сможет компенсировать потерю девочки отцом. Разочарованный Брюнхальт затем признает, что она солгала и что Тьерри совершит инцест, если женится на Мемберже. Она также делает свой последний шаг на пути морального вырождения, отравляя Тьерри.
Брунгальт отправляет Протальди с посланием к внебрачному сыну Теодорита, призывая его восстать и захватить власть; но Проталди перехватывают и сообщение раскрывается. Пока Тьерри умирает, не в силах заснуть, Брунгальта задерживают и подвергают лишению сна в качестве соответствующего наказания. Она вынуждена смотреть, как ее возлюбленного Проталди разбивают на колесе ; в ответ она душит себя. Тьерри наконец поддается яду; и Орделла присоединяется к нему на смертном одре, умирая от разбитого сердца.
Критика
[ редактировать ]Тьерри и Теодорет имеют важное отношение к пьесе Бомонта/Флетчера 1611 года « Король и не король» : «два короля в каждой пьесе, один из которых в каждом случае несколько разъяренный болтун, королева-мать, которая ненавидит своего сына... " [4] Критики девятнадцатого века, такие как Чарльз Лэмб и Эдмунд Госс, высоко оценили Тьерри и Теодорета как «лучшие из трагедий Флетчера». [5]
Анахронизмы
[ редактировать ]Некоторые критики отмечали исторические анахронизмы , которые были обычным явлением в английской драме эпохи Возрождения, но особенно бросались в глаза у Тьерри и Теодорета. Сюжет пьесы основан на карьере франкских правителей конца VI - начала VII веков, Брунгильды Австразийской и ее внуков Теодериха II и Теудеберта II (превратившихся в пьесе в Брунгальта и ее сыновей Тьерри и Теодорета), но их солдаты - вооружены мушкетами, а персонажи наблюдают за богами Древней Греции .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ EK Чемберс , Елизаветинская сцена, 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923; Том. 3, с. 230.
- ^ EHC Олифант, Пьесы Бомонта и Флетчера: попытка определить их соответствующие доли и акции других, Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 1927; стр. 276–7.
- ^ Теренс П. Логан и Дензелл С. Смит, ред. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения, Линкольн, штат Небраска, University of Nebraska Press, 1978; п. 69.
- ^ Олифант, стр. 277–8.
- ^ Эдмунд Госс, Якобинские поэты, Нью-Йорк, Сыновья Чарльза Скрибнера, 1894; п. 81.