Корнелис Доппер
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Корнелис «Кес» Доппер (7 февраля 1870, Стадсканал — 19 сентября 1939, Амстердам ) — голландский композитор , дирижёр и педагог.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в северном голландском городке Стадсканаал и приехал учиться в Лейпцигскую консерваторию, в частности, к Карлу Райнеке . После учебы поселился в Гронингене , недалеко от места своего рождения. Его первая опера, Deblinde van Castel Cuillé ( «Слепая девушка из Кастель-Куйе »), была представлена в Амстердаме в 1894 году в Нидерландской опере под управлением Корнелиса ван дер Линдена, и в том же году он поступил на службу в эту труппу; там он работал скрипачом, хормейстером и дирижером.
В 1904–1905 годах он работал музыкальным критиком в амстердамских газетах « Де Эхо» («Эхо») и «Хет Левен» («Жизнь»). Год спустя Доппер присоединился к Savage Opera Company и начал гастролировать по США, Канаде и Мексике. В этом качестве он отвечал за американскую премьеру оперы Пуччини « Мадам Баттерфляй » (1906). Впоследствии он гастролировал по стране с этой оперой в течение двух сезонов ('06–07 и '07–'08). Устав от гастрольной жизни, он вернулся в Амстердам в 1908 году, чтобы стать вторым дирижером Амстердамского оркестра Концертгебау , ассистируя знаменитому дирижеру Виллему Менгельбергу . Он оставался там до выхода на пенсию в 1931 году. В знак признания его сочинений его имя до сих пор украшает одну из балюстрад большого зала Концертгебау , между балюстрадами Дебюсси и Рихарда Штрауса .
Доппер написал более ста произведений. Из-за его большой любви к голландской народной песне, культуре и пейзажам его иногда называли «самым голландским композитором из всех голландских композиторов». Об этом свидетельствуют названия его симфоний: Симфония « Рембрандта » (№ 3), « Амстердамская симфония» (№ 6), Симфония « Зейдерзее » (№ 7). Помимо семи симфоний, Доппер написал множество других произведений для оркестра. Из них его «Готическая чакона» является самой известной и часто считается шедевром Доппера. Многие из его произведений исполнялись в больших концертных залах известными дирижерами (например, Рихардом Штраусом , Виллемом Менгельбергом , Пьером Монтё и Отто Клемперером ).
Кроме того, Доппер писал камерную музыку (например, струнный квартет , сонату для скрипки и секстет для деревянных духовых инструментов и фортепиано ). Его интерес к музыкальному образованию молодежи побудил его написать большое количество произведений для детского хора. В Амстердаме Доппер представил специальные молодежные концерты.
Доппер умер в 1939 году и был похоронен на Зоргвлиедском кладбище .
Репутация
[ редактировать ]Репутация Доппера как композитора пострадала из-за обвинений в том, что он «слишком немец» на протяжении большей части своей карьеры. Его произведения пользовались большой популярностью у концертной публики, но никогда не получали большого признания критиков у себя на родине (в отличие от зарубежья). Его репутация среди музыкального авангарда еще больше пострадала из-за так называемого «инцидента с Вермюленом» в ноябре 1918 года. После исполнения Седьмой симфонии Доппера (заканчивающейся маршем) под управлением композитора его недовольный коллега Маттейс Вермюлен встал в зале Концертгебау и крикнул: «Leve Sousa» («Да здравствует Соуза»); подразумевалось, что Доппер как композитор имел немногим большую ценность, чем подвергшийся критике американский автор маршей Джон Филип Соуза (1854–1932). Это вызвало бурю негодования не только из-за оскорбления Вермюлена, но и потому, что большая часть аудитории поняла это как «Да здравствует Трёльстра ! » (имя социалистического лидера, который несколько дней назад пытался развязать революцию), и следовательно, как призыв к революции. После этого Вермёлену запретили посещать Концертгебау на одну неделю, но последующий скандал также заставил руководство оркестра «понизить» Доппера.
То же произведение, Седьмая симфония, сыграло более положительную роль, когда оно было исполнено в Концертгебау в ноябре 1940 года, через шесть месяцев после немецкой оккупации Нидерландов . Произведение содержит много песен из Nederlandtsche Gedenck-Clanck Валериуса (Голландская песня памяти), сборника антииспанских песен, возникших во время восстания Нидерландов против испанцев в 16 и начале 17 веков. Финал завершается «антимархом», сочиненным Доппером как отражение Первой мировой войны , подобно тому, как представляет » Равеля « Вальс собой извращение безпечальных вальсов Вены перед этой войной. Спектакль, очевидно запрограммированный еще до немецкого вторжения и проведенный Менгельбергом, разразился патриотическими овациями. Запись этого события можно услышать сегодня в одном из двух исполнений Седьмой симфонии, доступных в записи.
Возрождение
[ редактировать ]Хотя большинство произведений Доппера были преданы забвению после его смерти, возрождение во многом способствовало возрождению интереса к его музыке. Биография выпустил два компакт-диска с была опубликована в 1998 году Джупом Стамом (переработанная в 2009 году), а британский лейбл Chandos произведениями Доппера (2-я, 3-я и 6-я симфонии и две симфонические поэмы). В феврале 2005 года Первая симфония Доппера « Диана» получила мировую премьеру на сцене Северо-Нидерландского оркестра в Леувардене . Два шедевра Доппера, Седьмая симфония и «Готическая чакона», были записаны в 1995 году под управлением Кеса Бейклса . Они также доступны в винтажных и (в случае с Ciaconna) строго ограненных версиях под управлением Виллема Менгельберга.
Stichting Cornelis Dopper, заархивированный 24 октября 2020 г. в Wayback Machine на Стадсканале, работает над сохранением памяти о Корнелисе Доппере. В 2009-2010 годах фестиваль Доппера на нескольких площадках севера страны прошел «Реквиема , на котором была представлена переработанная версия биографии Йопа Стама и состоялась премьера Доппера» 1935 года. Спустя десятилетие работы Доппера снова канули в Лету.
Избранные произведения и дискография
[ редактировать ]Сценические работы
[ редактировать ]- De Blinde van Castel-Cuille ( Слепая девушка из Кастель-Кюйе ), опера на либретто Х.К. Мерсинге-Офферса (сочинено в 1892 году, премьера в Гааге , 1894 год)
- Фритьоф , опера по мотивам Буенинка (1895, не исполнена)
- Уильям Рэтклиф , опера в 2-х действиях по мотивам Генриха Гейне (1896–1901, премьера в Веймаре , 1909)
- Het Eerekruis ( «Крест чести») , опера в 1 действии на либретто Х. Энгелена (1903, премьера в Амстердаме , 1903)
- Дон Кихот , опера по мотивам Мигеля де Сервантеса » « Дон Кихота (неоконченная)
Симфонии
[ редактировать ]- Симфония № 1 «Диана», Балетная симфония по мотивам Генриха Гейне (1895, редакция 1921 г.)
- 1. Встреча Богов в храме Дианы
- 2. Шар в рыцарском логове
- 3. Странствующий рыцарь по лесу
- 4. На горе Венеры
- Симфония №. 2, «Шотландский» (1903; записано Маттиасом Бамертом , Het Residentie Orkest (Гаагская филармония) , Chandos CHAN 9884 (2001))
- 1. Анданте очень модерато - allegro con brio
- 2. Аллегро живое, в шутку
- 3. Адажио выдержанное
- 4. Рондо: очень веселый, энергичный
- Симфония №. 3, « Рембрандт » (1892, переработка 1904; записано Маттиасом Бамертом , Het Residetie Orkest (Гаагская филармония) , Chandos CHAN 9923 (2002))
- 1. Медленно, но не слишком сильно
- 2. Анданте
- 3. Аллегро
- 4. Аллегро
- Симфония № 4 «Симфониетта» ля минор (1905); оркестровка скрипичной сонаты).
- 1. Аллегро модерато
- 2. Анданте
- 3. Аллегро
- 4. Аллегро
- Симфония № 5, «Эпическая симфония» для большого оркестра и хоров по мотивам Гомера » «Илиады (1908).
- Симфония №. 6, «Амстердам» (1912; запись Маттиаса Бамерта , Het Residetie Orkest (Гаагская филармония) , Chandos CHAN 9923 (2002))
- 1. Аллегро
- 2. Адажио
- 3. Скерцо: веселый
- 4. Финал: веселый, не слишком
Симфония №. 7, " Zuiderzee " (1917; записано Виллемом Менгельбергом, Оркестром Концертгебау (запись 1940), Audiophile Classica Concertgebouw Series (2013) и Кисом Бейклсом , Филармоническим симфоническим оркестром Нидерландского радио, NM Classics 92060 (1995))
- 1. Аллегро анимато
- 2. Юмореска: умеренная
- 3. Анданте рубато
- 4. Финал
Оркестровый
[ редактировать ]- Концерт для виолончели (1910, переработка 1923 г.)
- Концерт для трубы, трех литавр и оркестра (1910)
- Номер детали. 1 (1915; записано Маттиасом Бамертом , Het Residetie Orkest (Гаагская филармония) , Chandos CHAN 9884 (2001)
- Номер детали. 2 (1915 г.); записано Маттиасом Бамертом , Het Residentie Orkest (Гаагская филармония) , Chandos CHAN 9884 (2001)
- Ciaconna Gotica (1920; записано Виллемом Менгельбергом, Concertgebouworkest (запись 1940), голландскими композиторами , Audiophile Classica Concertgebouw Series (2001) и Кисом Бейклсом , Филармоническим симфоническим оркестром Нидерландского радио, NM Classics 92060 (1995))
- Ноктюрн фа мажор для альта с оркестром (1937)
- Старая нидерландская сюита (запись Эрнста Фриммеля, симфонического оркестра Штоккерау, Aries Records LP-1609)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Соната для скрипки (1904)
- Грустная песня для фортепиано и скрипки
- Секстет (Прелюдия, Скерцо и Финал) для деревянных духовых инструментов, валторны и фортепиано (1909)
- Струнный квартет «Афина Паллада» (1914)
- Кланкстудия для деревянных духовых инструментов, валторны и фортепиано (1915)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на голландском языке) Веб-сайт Фонда Корнелиса Доппера . Архивировано 24 октября 2020 г. в Wayback Machine .
- Обзор записи Второй симфонии Доппера, сделанной Чандосом, заархивирован 6 февраля 2012 г. на Wayback Machine (ClassicsToday.com).
- Обзор записи Третьей и Шестой симфоний Доппера, сделанных Чандосом , заархивирован 6 февраля 2012 г. на Wayback Machine (ClassicsToday.com).
- 1870 рождений
- 1939 смертей
- Голландские композиторы-мужчины-классики
- Голландские композиторы-классики
- Голландские композиторы-романтики
- Композиторы-классики XX века
- Голландские дирижеры (музыка)
- Голландские дирижеры-мужчины (музыка)
- Голландские классические скрипачи
- Мужские классические скрипачи
- Голландские преподаватели музыки
- Люди из Стадсканала
- Ученики Саломона Ядассона
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Голландские музыканты-мужчины 20-го века
- Голландские музыканты-мужчины XIX века