Маттейс Вермюлен
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|

Маттейс Вермюлен (урожденный Матеас Кристиан Франциск ван дер Мейлен ) (8 февраля 1888 — 26 июля 1967) — голландский композитор и музыкальный журналист .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маттейс Вермюлен родился в Хелмонде . После начальной школы он сначала хотел пойти по стопам своего отца, который был кузнецом. Во время тяжелой болезни его склонность к духовному взяла верх. Вдохновленный чисто католической средой, он решил стать священником. Однако в семинарии, где он узнал о принципах контрапункта мастеров полифонии XVI века, обнаружилось его истинное призвание – музыка. Когда ему исполнилось восемнадцать, он отказался от своих первоначальных идей и бросил школу. Весной 1907 года он переехал в Амстердам, музыкальную столицу страны. Там он обратился к Даниэлю де Ланге , директору консерватории, который признал его талант и дал ему бесплатные уроки в течение двух лет. В 1909 году Вермёлен начал писать для католической ежедневной газеты De Tijd , где вскоре отличился личным, решительным тоном, который резко контрастировал с обычно многословной музыкальной журналистикой того времени. Качество его обзоров тоже поразило Альфонс Дипенброк . Он горячо рекомендовал Вермюлена из прогрессивного еженедельника De Amsterdammer . Там Вермёлен проявил себя как защитник музыки Клода Дебюсси , Густава Малера и Альфонса Дипенброка, которого он позже называл своим «духовным учителем».
В 1912–1914 годах Вермёлен сочинил свой настоящий опус 1, Первую симфонию, которую он назвал Symphonia carminum . В этой работе, выражая радости лета и молодости, он уже использовал прием, которому останется верен до конца жизни: полимелодизм. Четыре песни, написанные Вермёленом в 1917 году, каждая по-своему отражают озабоченность композитора войной. В рецензиях на ежедневную газету «De Telegraaf», в которой он работал с 1915 года в качестве руководителя отдела искусства и литературы, он также показал, насколько, по его мнению, политика и культура неразделимы.
Полемика Вермюлена против однонаправленной немецкой ориентации голландской музыкальной жизни доставила ему неприятности. После того, как он представил свою Первую симфонию Виллему Менгельбергу , которым он очень восхищался, после года острого ожидания он был с презрением отвергнут. Следовательно, оркестровая работа Вермюлена не имела шансов в Амстердаме. Первое выступление Оркестрового общества Арнема в марте 1919 года состоялось при отвратительных обстоятельствах и стало травмирующим опытом. Тем не менее, вскоре после этого Вермёлен приступил к работе над своей Второй симфонией « Прелюдия в новом путешествии» , а год спустя он оставил журналистику, чтобы полностью посвятить себя сочинительству, при финансовой поддержке некоторых друзей. После последнего, но безрезультатного обращения к Менгельбергу, Вермёлен переехал со своей семьей во Францию в 1921 году в надежде найти более благоприятный климат для своей музыки. Там он завершил работу над своей Третьей симфонией «Трен и Пеан» и сочинил струнное трио и сонату для скрипки.
Однако симфонические произведения Вермюлена не нашли своего пути и во французских концертных залах. По чистой необходимости Вермёлен вернулся в журналистику. В 1926 году он стал парижским корреспондентом Soerabaiasch Handelsblad, ежедневной газеты в голландской Ост-Индии (ныне Индонезия ). В течение четырнадцати лет он писал две еженедельные обширные статьи на все возможные темы. Заказ в 1930 году на сочинение музыки к пьесе Мартинуса Нейхоффа «De Vliegende Hollander» («Летучий голландец») был обнадеживающим. Девять лет спустя он получил новый импульс с первым исполнением своей Третьей симфонии оркестром Консертгебау под управлением Эдуарда ван Бейнума . Долгожданное противостояние с громкими нотами подтвердило эффективность его концепции. В 1940–1944 годах он сочинил Четвертую и Пятую симфонии, носящие названия «Победы» и «Певчие лендеманы», которые символизируют веру Вермюлена в хороший исход Второй мировой войны.
Осенью 1944 года Вермёлену пришлось принять на себя серьёзные удары. За короткий промежуток времени он потерял жену и самого дорогого сына, который погиб во время службы во французской освободительной армии. Дневник Het enige hart («Особое сердце») дает глубоко трогательный отчет о процессе его траура. Ища смысл этой утраты, Вермюлен составил философскую конструкцию, которую далее развил в своей книге Het avontuur van den geest [Приключение разума].
В 1946 году Вермюлен женился на Тее Дипенброк, дочери своего бывшего наставника, и снова пошел работать в еженедельник De Groene Amsterdammer в Нидерландах. Его статьи о музыке считаются одними из самых интересных в этой области. В 1949 году были исполнены его Четвертая и Пятая симфонии.
Политика и общество продолжали страстно занимать Вермёлена. Он находил удушающую атмосферу «холодной войны» все более угнетающей. Опасаясь ядерной конфронтации, он выступал против гонки вооружений в ряде периодических изданий. Во время первой крупномасштабной мирной демонстрации 1955 года он сказал: «Атомная бомба — это оружие против жизни, против Бога, против человека».
Исполнение Второй симфонии (которая была удостоена премии на Музыкальном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1953 году) во время Голландского фестиваля 1956 года положило начало новому периоду творчества. Вермёлен вместе с женой и ребенком переехал в сельский Ларен, где сочинил Шестую симфонию Les Minutes Heureuses , за которой последовали различные песни и струнный квартет. Его последнее произведение, Седьмая симфония, носящая название «Дифирамбы для времен вечера» , демонстрирует неослабевающий оптимизм. Композитор умер после изнурительной болезни 26 июля 1967 года.
«Инцидент в Вермюлене»
[ редактировать ]Недовольство Вермёлена художественной политикой Королевского оркестра Концертгебау и его руководителя Виллема Менгельберга достигло апогея в ноябре 1918 года. После исполнения Седьмой симфонии Корнелиса Доппера под управлением композитора Вермёлен встал и крикнул: Да здравствует Соуза! с трибун Концертгебау . Часть аудитории подумала, что социалистов имелся в виду лидер Трульстра , который несколькими днями ранее предпринял попытку революции , и поэтому интерпретировала слова Вермёлена как подстрекательство, что привело к большим беспорядкам и шквалу публикаций. Оркестр раздумывал, можно ли запретить конкретным журналистам посещать зал. Инцидент также высветил и без того неуклюжий конфликт между традиционалистами (представленными Корнелисом Доппером и главным дирижером Виллемом Менгельбергом) и деятелями авангарда, такими как помощник дирижера Эверт Корнелис.
Несмотря на то, что правление Концертгебау через некоторое время снова приняло Вермёлена, его отношения с оркестром были испорчены навсегда. Как следствие, Второй симфонии Вермёлена, написанной в 1919–1920 годах и озаглавленной «Прелюдия в стиле nouvelle journée» , премьеру пришлось ждать до 1950-х годов; Менгельберг публично заявил, что даже смотреть не будет (хотя см. также эту ссылку [1] ). В результате многочисленных конфликтов Вермёлен решил поселиться и работать за границей в течение многих лет, особенно во Франции, где он стал парижским корреспондентом журнала в тогдашней Голландской Ост-Индии (Индонезия). Он умер в Ларене .
Работает
[ редактировать ]Его симфонии, особенно последние шесть из семи, атональны , но в то же время чрезвычайно контрапунктичны , в них одновременно сочетаются многие музыкальные линии. В этом он напоминает Чарльза Айвза чем-то . В своей композиторской работе Вермёлен всегда уделял внимание мелодии. В его музыке от начала до конца можно услышать поток мелодий, весьма разнообразных по форме и характеру. Большая часть материала асимметрична и основана на принципе «свободной декламации», то есть: мелодическая кривая и длина двух последовательных предложений обычно различаются. Часто Вермейлен превращает длинные мелизмы в вечно непрерывные мелодии, в которых отсутствуют какие-либо воспоминания о структуре периода. Особенно поражает свободный ритм плавных линий, вырвавшихся из фиксированной классификации метра антиметрическими фигурами и связями. Однако в других местах мы встречаем короткие и содержательные мелодии с отчетливой пульсацией. Характерной особенностью его музыки является утонченная кульминационная активность и чередование напряжения и облегчения, преимущественно поддерживаемое гармонией.
В своих произведениях Вермёлен проводит параллель между мелодией и личностью: «Мелодия — это состояние ума, выраженное в тонах». В свете рассуждений Вермюлена многоголосая, полимелодическая композиция приобретает смысл звукового изображения общества. Комбинируя несколько отдельных мелодий, он раскрывает свое заветное желание перед обществом, а именно желание каждого человека свободно выражать и развивать себя, не ущемляя при этом свободу других людей развивать свои способности. Хотя сочинения Вермюлена о музыке создают впечатление полной последовательности в применении своей полимелодической концепции от начала и до конца произведения, большинство его сочинений содержат несколько одно- или двухголосных отрывков, заключенных в чудесные гармонии. Открытые, простые фактуры чередуются с очень сложными, как и квазитональность с атональными созвездиями.
Вначале дух свободы и стремление к инновациям побудили Вермёлена отказаться от тональности и отказаться от традиционных схем форм. В Первой сонате для виолончели рывками прорывается свободная атональность, которая, начиная со Второй симфонии, определяет мелодичность и гармонию его творчества. В отличие от Арнольд Шёнберг , Вермейлен не выбрали построение новой системы регулирования, а исходили исключительно с точки зрения тематической информации и ее логического и психологического развития. Следовательно, его симфонии и камерные произведения сильно различаются по конструкции. Но ему всегда удавалось создать архитектоническую целостность. Третья симфония представлена в большой форме ABA, в которой A развивается линейно, а B напоминает классическое рондо. Четвертая симфония построена на шести темах, три из которых возвращаются незадолго до конца; длинный эпилог уравновешивается мощным прологом, оба на педальном тоне C. Крупномасштабная соната для скрипки основана на мажорной седьмой части, вездесущей как в мелодии, так и в гармонии.
Композиции Вермюлена объединяет уникальное сочетание энергии, мощи, лиризма и нежности. Жизненность его произведений является результатом поставленной перед ним цели: сочинять оду красоте земли и с изумлением перед жизнью, создавая музыку, которая взывает к духовности человека, даруя ему чувство счастья и знакомя его с источником жизни, Творческим Духом. Эти амбиции, выраженные в книге Princiepen der Europese muziek («Принципы европейской музыки») и многочисленных статьях, находились под прямым углом к основным движениям. Следовательно, у Вермюлена не было ни последователей, ни учеников.
Помимо эстетико-этического «послания», которое также является темой большинства его песен, симфонии и камерная музыка Вермюлена предлагают гениальное взаимодействие мелодий, красочное (оркестровое) звучание со множеством удачных инструментальных идей, захватывающие звуковые поля, новаторские идеи. параллельная гармония и захватывающая каноническая техника.
Работы Вермюлена цитировались влиятельными голландскими композиторами, такими как Луи Андриссен , как плодотворные , но его прямое влияние проследить гораздо труднее - в конце концов, его стиль эклектичен и очень личный. Более того, его фактическое сотрудничество с другими композиторами оставалось весьма ограниченным. Почти все его признание произошло намного позже его смерти.
Его произведения также включают песни с фортепиано (одну из них он оркестровал), камерную музыку, включая две сонаты для виолончели , струнное трио (1923). [ 1 ] и струнный квартет , и музыка для «Летучего голландца» .
Симфонии
[ редактировать ]- Симфония №. 1, Симфония песен (1912–1914)
- Симфония № 2, Прелюдия к новому дню (1920)
- Симфония № 3, Трен и Пеан (1921)
- Симфония № 4, Победы (1941)
- Симфония № 5, «Пение завтра» (1945)
- Симфония № 6, Счастливые минуты (1958)
- Симфония № 7, Дифирамбы грядущих времен (1965)
Другие работы
[ редактировать ]- On ne passe pas , для тенора и фортепиано (1917)
- Дочери короля Испании , для меццо-сопрано и фортепиано (1917)
- Солдат , для баритона и фортепиано (1917)
- La veille , для меццо-сопрано и фортепиано (1932: версия с оркестром) (1917)
- Соната для виолончели и фортепиано (1918)
- Trio à cordes (струнное трио) (1923)
- Соната для фортепиано и скрипки (1925)
- De Vliegende Hollander , для декламации, хора и оркестра (1930; 1950: только для оркестра)
- Вторая соната для фортепиано и виолончели (1938)
- Три приветствия Богородице для меццо-сопрано и фортепиано (1941)
- «Балкон » для меццо-сопрано или тенора и фортепиано (1944)
- Прелюдии происхождения , для баритона и фортепиано (1959)
- Квартет: для 2-х скрипок, альта и виолончели (струнный квартет) (1961)
- Trois chants d'amour 1962 для среднего голоса и фортепиано (для меццо-сопрано и фортепиано)
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- «официальный сайт Вермюлена» . Проверено 21 декабря 2008 г.
- «Дальнейшая биография от издателя» . Проверено 21 декабря 2008 г.