Чакона (Нильсен)
Карла Нильсена , Чакона соч. 32» — одно из наиболее часто исполняемых произведений композитора для фортепиано.
Фон
[ редактировать ]В письме дочери Ирмелин от 19 декабря 1916 года Нильсен, проводивший Рождество один из-за трудностей в браке с Анной Мари , писал, что сочиняет большую Чакону для фортепиано . «Вы, вероятно, знаете, — объяснил он, — что формы пассакальи и чаконы более или менее одинаковы: основная тема или бас, который варьируется во многих отношениях». Он надеялся, что его работа для фортепиано будет подражать Чаконе Баха прекрасной для скрипки соло . 18 января 1917 года он сообщил Ирмелин, что работа завершена, сказав ей, что, по его мнению, это «действительно большая работа, и я считаю ее эффективной». [ 1 ]
Премьера и прием
[ редактировать ]Премьера пьесы состоялась 13 апреля 1917 года Александром Стоффрегеном на концерте, посвященном преимущественно песням Нильсена. Нильсен посчитал это первое выступление «большим успехом». Отзывы в целом были положительными. Ворт Лэнд говорил об «интересном произведении, но его нужно прослушать несколько раз, прежде чем можно будет полностью ознакомиться с его деталями». Аксель Кьерульф в Politiken охарактеризовал его как «свежее и характерное произведение», но Эмилиус Бангерт, писавший в Hovedstaten , нашел его «очень тяжелым и довольно устаревшим, не в последнюю очередь из-за его заумного фортепианного письма». Самая восторженная похвала пришла от Густава Хетча из Nationaltidende : «Он все время удерживал внимание аудитории своими многочисленными сюрпризами, особенно в начале, которые мы хотели бы услышать еще раз, чтобы лучше понять связи и детали. Однако, к сожалению, после аплодисментов повторилось не начало, а гораздо более легко усваиваемый вывод. Тем не менее, многое ясно: здесь Нильсен создал интересную и оригинальную работу в новой для него области». [ 1 ]
11 февраля 1918 года Кристиан Кристиансен получил овации, когда исполнил эту пьесу во время концерта оркестровых произведений Нильсена. Чарльз Кьерульф охарактеризовал эту работу как «настоящий фортепианный эксперимент Карла Нильсена… Все — просто каллиграфия, линии и изгибы, но это самое привлекательное, самое аккуратное, старомодное украшение». [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]«Чакона», чрезвычайно динамичное произведение, стала первым фортепианным произведением Нильсена за 16 лет. Следуя простой вступительной теме, всегда в постоянном движении, пьеса развивается через крещендо и, наконец, завершается в конце. 20 вариаций, составляющих ядро композиции, имеют обширный диапазон, иногда отражающий влияние Баха, но чаще представляющий весьма сложные контрасты. Продолжительность произведения около 9 минут. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Нильс Бо Фольтманн, «Карл Нильсен: произведения для фортепиано и органа», издание Карла Нильсена (PDF), Королевская датская библиотека . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ "Карл Нильсен: Чакона Op.32" , Musicroom.com . Проверено 26 октября 2010 г.