Кнуд Джеппесен
Кнуд Джеппесен (15 августа 1892 — 14 июня 1974) — датский музыковед и композитор . Он был ведущим исследователем композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , о жизни и музыке которого он написал многочисленные исследования.
Биография
[ редактировать ]Йеппесен продемонстрировал ранний музыкальный талант в 10 лет, когда его впервые поддержали Хакон Андерсен и Пол Хельмут , хотя в основном он был самоучкой. Получив начальное образование в 1911 году, он сначала работал в Эльбинге и Лигнице (Восточная Германия) оперным репетитором и дирижером. Он нашел работу в Берлине в 1914 году, но вернулся в Данию из-за начала войны. В Копенгагене он стал учеником выдающихся датских композиторов Карла Нильсена и Томаса Лауба и изучал музыковедение в Копенгагенском университете у Ангула Хаммериха. Он сдал экзамен на органиста в Датской королевской музыкальной консерватории в 1916 году. Из-за выхода Хаммериха на пенсию на факультете университета не было никого, кто мог бы изучать творчество Джеппесена; поэтому он представил свою диссертацию в Венский университет, где она была рассмотрена Гвидо Адлером , и Йеппесен получил докторскую степень в 1922 году.
в Копенгагене Он был органистом в церкви Св. Стефана с 1917 по 1932 год и в церкви Холмен с 1932 по 1947 год. [1] Он преподавал теорию музыки в Датской королевской музыкальной академии с 1920 по 1947 год, а также входил в ее совет директоров. В 1946 году он был назначен на новую должность профессора музыковедения Орхусского университета , где основал (в 1950 году) Институт музыковедения, которым руководил до 1957 года. [1] Среди его учеников были композиторы Вагн Холмбо (в Копенгагене) и Бент Лоренцен (в Орхусе). [2]
После выхода на пенсию в 1957 году Джеппесен проживал в Италии, что позволило ему сделать несколько открытий в итальянских библиотеках, кульминацией которых стал его выдающийся опус « Ла фроттола» (1968–70), подробное исследование и библиография фроттоле , ведущего жанра итальянской популярной, светской литературы. песни конца XV - начала XVI века. С 1927 года и до своей смерти он принимал активное участие в Международном музыковедческом обществе, занимая пост президента с 1949 по 1952 год. Он также был членом (с 1963 года) Итальянской Академии деи Линчеи . [3]
Музыковедение
[ редактировать ]Имя Джеппесена неизменно связано с изучением музыкального контрапункта , особенно в стиле Палестрины , ведущим исследователем которого он был в свое время. [1] Его работа 1930 года «Контрапункт: Полифонический вокальный стиль шестнадцатого века» была стандартным учебником с момента ее появления на немецком (1935) и английском (1939) языке и до сих пор издается (третье и последнее издание остается непереведенным). Его докторская диссертация была расширена в 1923 году и опубликована на английском языке в 1927 году под названием «Стиль Палестрины и диссонанс» - работа, которую The New Grove называет «самым выдающимся и влиятельным примером стилистического анализа того времени». [4]
Его опубликованные произведения в основном посвящены музыке итальянских и датских композиторов шестнадцатого и семнадцатого веков. Джеппесен занимался большим количеством первичных исследований - находил ранние рукописи и печатные копии старых партитур и готовил издания с аннотациями и комментариями. В 1962 году он закончил первый полный тематический каталог творчества Палестрины. Среди его достижений было открытие Палестриной десяти ранее неизвестных масс в 1949 году.
Музыка
[ редактировать ]Первые попытки Джеппесена в области композиции были плохо приняты, и он отказался от композиции в 1919 году, но возобновил ее после пятнадцатилетнего перерыва. Он известен своими хорошо написанными песнями на датские тексты, церковную музыку и песнопения. Он также написал кантаты, органную музыку и оперу « Розаура», которая была исполнена Датским Королевским театром 20 сентября 1950 года. Он также внес большой вклад в датскую гимнологию, а его книга Bygen Flygter Forunderligt så sødt et smil является классикой. с датскими церковными хорами. Его стиль включает в себя его знание раннего контрапункта, а также стиль поздних венских романтиков, включая Густава Малера , с которым его познакомил Гвидо Адлер. С 1916 по 1931 год Йеппесен был ближайшим соратником Нильсена и написал об этом композиторе несколько важных статей.
Композиции
[ редактировать ]- 1906 "Нордиск Фестмарш" для 3-х скрипок, виолончели, фисгармонии или фортепиано.
- 1911 Стака , Симфоническая поэма (тенор и фортепиано)
- 1912 «Фораар» для солистов и оркестра (текст: Йоханнес Йоргенсен)
- 1915 Струнный квартет фа мажор (студенческое сочинение)
- 1919 Соната для скрипки
- Кантата 1925 года для общества школы-интерната Рунгстед
- 1930 Сонатина до мажор (фортепиано)
- 1934 Боже, обрати ухо к моей молитве (мотет, смешанный хор из 4 частей)
- 1935 Что такое человек? (Мот для 4-голосного смешанного хора)
- Кантата Реформации 1936 года
- 1937 Господи, ты стал для нас прибежищем - Кантата для сопрано и флейты или скрипки соло
- 1938 Зеландский отец (симфония)
- 1940 Две жалкие песни
- Концерт для валторны 1941 года
- 1941 Lille Sommertrio (Маленькое летнее трио) (для флейты, виолончели и фортепиано)
- 1942 Прелюдия и фуга ми минор (орган)
- 1942/45 Te Deum Danicum (к открытию концертного зала Датского радио)
- 1944 Лилльское трио (Весна)
- 1944 Хагльскиен (8 частей мужского хора. Текст: Кнуд Винстедт)
- 1945 Ярмарка королевы Дагмар
- 1946 Кантата на открытии главного корпуса Орхусского университета.
- 1949 Орел и скарновый окунь (к 25-летнему юбилею Copenhagen Boys' Cross)
- 1950 Розаура , опера в трёх действиях на стихи композитора и Карло Гольдони.
- 1951 Кантата на переосвящении Хадерслевского собора.
- 1951 «О господин, ты дал мне много своей земли» (Ч. Р. Санделл)
- 1951 Dagen viger og gaar bort , кантата для солиста-альта, смешанного хора, струнного оркестра или органа (текст: Доротея Энгельбретсдаттер)
- Кантата 1952 года в честь 25-летия Ютландской консерватории.
- 1953 Снежинка отрывается от мульчи (Гимн)
- 1957 50 хоровых прелюдий для органа
- 1965 (?) Пассакалья (орган)
- Северная интонация (орган)
- Деревенская музыка (малый оркестр)
Дискография
[ редактировать ]- 1996 Музыка камерного ансамбля Сюсоэн Сторстрем (Маленькое летнее трио) (Helikon - HCD1023)
- 2003 Монтеверди - Камерный хор студентов-музыкантов Кнуда Джеппесена, дирижер: Финн Матиассен (точка - PCD5161/2)
Издания
[ редактировать ]- с В. Брондалем: Копенгагенский шансонье (Копенгаген, 1927, издание на 2 компакт-дисках, 1965 г.)
- Работы Могенса Педерсона , Дании Сонанс в (Копенгаген, 1933 г.)
- с В. Брондалем: Полифоническая итальянская Laude около 1500 г. (Лейпциг и Копенгаген, 1935 г. (переработанная))
- Итальянская органная музыка в начале Чинквеченто (Копенгаген, 1943, увеличенное издание на 2 компакт-дисках, 1960 г.)
- Дитрих Букстехуде: Мой Бог со мной (Der Herr ist mit mir) , Общество издания датской музыки, 3-я серия, lxxxix (Копенгаген, 1946)
- Флора, арии и т. д. древние итальянские (Копенгаген, 1949 г.)
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина: Массы Мантуи , Полное собрание сочинений, XVIII – XIX (Рим, 1954)
- Древние венецианские танцы для клавесина (Копенгаген, 1962)
- Italia Sacra Musica: неизвестная итальянская хоровая музыка первой половины шестнадцатого века (Копенгаген, 1962).
- Редактор-основатель журнала Dania Sonans , выпускающего издания старинной датской музыки.
Сочинения
[ редактировать ]- «Die Dissonanzbehandlung bei Palestrina» (дисс., Венский университет, 1922; расширенный Копенгаген, 1923, как Palestrinastil med saerligt henblik paa dissonansbehandlingen ; нем. пер., 1925; англ. пер. как « Стиль Палестрины и диссонанс» , 1927 г.) , 2/1946 (переработанный))
- «Закон скачка» стиля Палестрины с подчеркнутыми четвертными нотами (полутактами)», Музыковедческий конгресс: Базель 1924, стр. 211–19.
- «Иоганн Йозеф Фукс и современная теория контрапункта», Немецкое музыкальное общество: Конгресс I: Лейпциг, 1925, стр. 187–8.
- «Изометрический момент в вокальной полифонии», Festschrift Peter Wagner, изд. К. Вайнманн (Лейпциг, 1926), стр. 87–100.
- «О письме Палестрины», Festschrift Peter Wagner, изд. К. Вайнманн (Лейпциг, 1926), стр. 100–07.
- «Текстовая обстановка в шансонной музыке конца 15 века», празднование столетия Бетховена: Вена, 1927, стр. 155–7.
- «Недавно обнаруженные книги Ладов Оттавиано деи Петруччи и другие музыкальные раритеты Севильской библиотеки Колумбины», Журнал музыковедения , xii (1929–30), стр. 73–89.
- Контрапункт (вокальная полифония) [Контрапункт] (Копенгаген, 1930, 3-е изд. 1962; нем. пер., 1935, 5/1970; англ. пер., 1939, 2-cd-издание)
- «Когда возникла месса Марцелла?», Исследования по истории музыки: Festschrift для Гвидо Адлера (Вена, 1930), стр. 126–36.
- «Die 3 Gafurius-Kodizes der Fabbrico del Duomo, Милан», Acta Musicologia , iii (1931), 14–28
- «Венецианская хвалебная рукопись», Теодор Кройер : Festschrift, изд. Х. Ценка, Х. Шульца и В. Герстенберга (Регенсбург, 1933), стр. 69-76
- «Дидерик Букстехуде» ( Dieterich Buxtehude ), Dansk musiktidsskrift , xii (1937), с. 63-70
- «Рим и датская музыка», Рим и Дания на протяжении веков, II, изд. Л. Бобе (Копенгаген, 1937), стр. 153–76.
- «О некоторых неизвестных рукописях фроттол», Acta Musicologia , xi (1939), стр. 81–114.
- «Венецианские народные песни эпохи Возрождения», документы Американского музыковедческого общества, 1939, стр. 62–75.
- «Музыкально-теоретическая переписка раннего Чинквеченто», Acta Musicologia , xiii (1941), стр. 3–39.
- «Das Volksliedgut in den Frottolenbüchern des Octavio Petrucci (1504–1514)», Мемориальная книга к шестидесятилетию Золтана Кодая, изд. Б. Гунда (Будапешт, 1943), с. 265–74
- «Проблема Марцелла», Журнал музыковедения , xvi–xvii (1944–5), стр. 11–38
- «Хоралис Константин как литургический документ», Фестскрипт О. М. Сандвику, изд. О. Гурвин (Осло, 1945), стр. 52–82.
- «Et nodefund paa Konservatoriet», Dansk musikidsskrift , xx (1945), стр. 41–7, стр. 41–7. 67–70
- «Карл Нильсен, датский композитор», Music Review , vii (1946), стр. 170–77.
- «О критике классической гармонии», Отчет IV Конгресса Международного музыковедческого общества: Базель, 1949, стр. 23–34.
- «Недавно обнаруженные мантовские мессы в Палестрине: предварительное сообщение», Acta Musicologia , xxii (1950), стр. 36–47.
- «Пьерлуиджи да Палестрина, герцог Гульемо Гонзага и вновь обретенные мантовские мессы Палестрины: дополнительный отчет», Acta Musicologia , xxv (1953), стр. 132–79.
- «Каваццони-Кабезон», Журнал Американского музыковедческого общества , viii (1955), стр. 81–5.
- «Ранняя органная месса из Кастель'Аркуато», Архив музыковедения , xii (1955), стр. 187–205.
- «Палестриниана: неизвестный автограф и некоторые неопубликованные фальсибордони Джованни Пьерлуиджи да Палестрина», Miscelánea en homenaje a Monseñor Higinio Anglés (Барселона, 1958–61), стр. 417–30.
- «Несколько технических проблем с обозначениями в музыке XVI века и некоторые связанные с ними наблюдения (taktindelling partitur)», Svensk tidskirft for musikforskning , xliii (1961), стр. 171–93.
- «Книга старинных венецианских танцев», Festschrift Карла Густава Феллерера к его шестидесятилетию, изд. Х. Хюшен (Регенсбург, 1962), стр. 245–63.
- «Об итальянской церковной музыке в первой половине XVI века», Studia musicologica Academiae scientiarumungaricae , iii (1962), стр. 149–60.
- «Карл Нильсен к столетнему юбилею: некоторые воспоминания», датский ежегодник музыкальных исследований , iv (1964–5), стр. 137–50.
- «Рукопись Florence Biblioteca Nazionale Centrale, Banco rari 230: попытка дипломатической реконструкции», Аспекты музыки средневековья и эпохи Возрождения: подношение на день рождения Гюставу Ризу, изд. Дж. ЛаРю и другие (Нью-Йорк, переработка 1966 г.), стр. 440–47.
- «Монтеверди, капельмейстер и Сан-Барбара?», Клаудио Монтеверди и его время : Венеция, Мантуя и Кремона, 1968, стр. 313–22
- Ла фроттола (Орхус и Копенгаген, 1968–70)
- «Неизвестный премадригальский музыкальный отпечаток по отношению к другим современным итальянским источникам (1520–1530)», Исследования по музыковедению: очерки… памяти Глена Хейдона, изд. Дж. В. Пруэтт (Чапел-Хилл, Северная Каролина, 1969), стр. 3–17.
- «Некоторые краткие заметки по музыковедению», Сочинения в честь Луиджи Ронги (Милан и Неаполь, 1973), стр. 275–8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бергсагель, Джон. «Джеппесен, Кнуд» . Гроув Музыка онлайн . Oxford Music Online, Oxford University Press . Проверено 31 июля 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Кристенсен, Жан (2002). «Новая музыка Дании» . В белом, Джон Дэвид (ред.). Новая музыка Северных стран . Пендрагон Пресс. стр. 17, 61. ISBN. 978-1-57647-019-0 . Проверено 31 июля 2013 г.
- ^ «Кнуд Джеппесен» . Энциклопедия Треккани . Проверено 31 июля 2013 г.
- ^ Бент, Ян Д; Попл, Энтони. "Анализ" . Гроув Музыка онлайн . Oxford Music Online, Oxford University Press . Проверено 31 июля 2013 г. (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глан, Хенрик. «Кнуд Джеппесен. 15 августа 1892 г. - 14 июня 1974 г.», Acta Musicologica , Vol. 47, Фаск. 1 (январь – июнь 1975 г.), стр. 1–2.
- « Профессор Кнуд Йеппесен », PremioGalilei.It . (на итальянском языке)
- « Кнуд Джеппесен (1892–1974) », Королевская библиотека . (на датском языке)
- « Каталог », Королевская библиотека . (на датском языке)
- Издание 44 лекций Кнуда Йеппесена о Карле Нильсене som symfoniker (1951–1954) в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP) (на датском языке)