Духовой квинтет (Нильсен)
Духовой квинтет | |
---|---|
Нильсен Карл | |
![]() Композитор в 1917 году | |
Каталог |
|
Преданность | Копенгагенский духовой квинтет |
Опубликовано | 1923 Копенгаген : |
Издатель | Вильгельм Хансен |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 9 октября 1922 г. |
Расположение | Особняк Odd Fellows, Копенгаген |
Исполнители | Копенгагенский духовой квинтет |
Карла Нильсена , Духовой квинтет или, как указано в оригинальной партитуре, Квинтет для флете , обо , кларнета , валторны и фагота , соч. 43, была написана в начале 1922 года в Гетеборге , Швеция, где она впервые была исполнена в частном порядке в доме Германа и Лизы Мангеймер 30 апреля 1922 года. Первое публичное исполнение состоялось 9 октября 1922 года в меньшем зале особняка Одд Феллоуз в Копенгаген. Считается основным элементом репертуара духового квинтета . [1]
Фон
[ редактировать ]По словам его биографа Торбена Мейера, Карл Нильсен начал сочинять духовой квинтет осенью 1921 года после того, как услышал четырех участников Копенгагенского духового квинтета ( флейтист : Пауль Хагеманн, гобоист : Свенд К. Фелумб, кларнетист : Оге Оксенвад , валторнист : Ханс Сёренсен , фаготист : Кнуд Лассен) репетирует Концертную симфонию Моцарта . с пианистом Кристианом Кристиансеном , с которым Нильсен разговаривал по телефону, пока репетировали духовые [2] Именно этих музыкантов он имел в виду, когда писал произведение. [3]
Британский композитор и биограф Роберт Симпсон пишет: «Любовь Нильсена к духовым инструментам тесно связана с его любовью к природе, его увлечением живыми, дышащими существами. Он также сильно интересовался человеческим характером и духовым квинтетом, специально созданным для пяти друзей. , каждая деталь искусно сделана с учетом индивидуальности каждого игрока». [4]
Музыка
[ редактировать ]В программной заметке сам Нильсен дал описание произведения: «Квинтет для духовых инструментов — одно из последних произведений композитора, в котором он попытался передать характеры различных инструментов. В какой-то момент они все разговаривают одновременно». , в другом они совершенно одиноки. Произведение состоит из трех частей: а) Аллегро, б) Менуэт и в) Прелюдия – Тема с вариациями. Темой этих вариаций является мелодия одной из духовных песен CN, которая здесь была. легла в основу множества вариаций, то веселых и причудливых, то элегических и серьезных, заканчивающихся темой во всей ее простоте и очень спокойном выражении». [3] В целом произведение сочетает в себе аспекты неоклассицизма и модернизма . [1]
Первая часть выполнена в форме сонаты , вторая представляет собой деревенский менуэт , а третья открывается короткой прелюдией, за которой следует ряд вариаций.
- I. Аллегро бен модерато
Первая часть начинается с изложения темы фаготом ми мажор, за которым следует ответ верхними духовыми звуками, а затем повторяется валторной в тональности ля мажор, за которым затем следуют фрагменты темы. Вторая тема начинается ре минор и исполняется сначала на валторне, затем на гобое и фаготе, все время в сопровождении тройных фигур на флейте и кларнете. Развитие начинается после повторения первой темы. Перепросмотр начинается в ми мажоре, а вторая тема - в си миноре и теперь гармонируется по терциям с валторной и фаготом. Часть в конечном итоге заканчивается в тональности ми. В целом, кажется, что часть написана в тональности ми, доминанте из следующих двух частей, которые преимущественно написаны в тональности ля. [1]
- II. Менуэт
Вторая часть довольно неоклассическая и слегка забивает валторну, позволяя игроку отдохнуть. Первая тема представлена как дуэт фагота и кларнета, вторая тема также представлена как дуэт флейты и гобоя. Этот материал довольно прост, и все инструменты присутствуют при повторении первой темы. Трио, исполняемое фаготом, гобоем и флейтой, имеет канонический и контрапунктический характер и контрастирует с более простыми первой и второй темами. [1]
- III. Прелюдия – Тема с вариациями
В «Прелюдии» гобой заменяется английским рожком , придавая и без того красочному произведению другой оттенок тона. Считается, что это изменение было вдохновлено соло на английском рожке гобоиста Фелумба во время исполнения Берлиоза Гектора Фантастической симфонии , которым Нильсен дирижировал в Бремене . [2] Вариации основаны на собственной хоральной мелодии Нильсена « Мин Иисус, лад мин Хьерте фаа ан саден Смаг паа диг» («Мой Иисус, заставь мое сердце полюбить тебя»). [4] Вариации являются самой сложной частью произведения и состоят из темы, 11 вариаций и окончательного повторения темы. [1]
Прием
[ редактировать ]Первое публичное выступление состоялось 9 октября 1922 года в меньшем зале особняка Odd Fellows в Копенгагене. Его исполнили пять музыкантов, упомянутых в Копенгагенском духовом квинтете. Отзывы были положительными. Berlinske Tidende отметила «мужественную серьезность произведения, ритмическую грацию, богатый юмор... Темой [третьей части] оказалась прекрасная мелодия Карла Нильсена к гимну « Мой Иисус, пусть мое сердце примет» (Min Иисус, lad mit Hjerte faa из Halvthundrede Salmer ) – всего одна музыкальная линия, но в этих нескольких тактах высвобождается тоска и преданность ума». В заключение было сказано, что «участники Духового квинтета блестяще исполнили новое произведение и были вознаграждены самыми горячими аплодисментами». [3]
Ученый Нильсена Роберт Симпсон сказал о Квинтете следующее.
Более чем спорно, что его Духовой Квинтет — тончайший и прекраснейший из когда-либо написанных, что Концерт для Флейты — гораздо лучший из существующих, а Концерт для Кларнета — величайший со времен Моцарта. Это не экстравагантные утверждения. Пожалуй, любопытно, что Нильсен, который был скрипачом (хотя в юности играл на корнете), часто писал для духовых инструментов с большей проницательностью, чем для струнных. Нильсен демонстрирует большое воображение и изобретательность в создании удивительного разнообразия звучности и смесей духового квинтета; Из этой работы мало кто мог бы предположить, что одна из главных трудностей этой комбинации заключается в том, что пять инструментов не смешиваются. [4]
Духовой квинтет часто исполнялся при жизни композитора, в том числе выступление на Международной неделе музыки в Берлине 29 марта 1923 года. [3] Ее также исполняли на его похоронах в 1931 году. [4]
Выступления сегодня
[ редактировать ]По данным Общества Карла Нильсена, Духовой квинтет является одним из наиболее широко исполняемых произведений Нильсена как в Скандинавии, так и во всем мире. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Рэй, Эшли. "Карл Нильсен Духовой квинтет, опус 43" . rayashley.com . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «...целая куча работ» . Общество Карла Нильсена . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альгрен Йенсен, Лисбет; Брюуншуус Петерсен, Элли; Фленсборг Петерсен, Кирстен, ред. (2003). «Камерная музыка 2» (PDF) . Карл Нильсен работает . II. Инструментальная музыка. Том. 11. Издание Карла Нильсена, Королевская датская библиотека. стр. XXXC – XL. ISBN 978-87-598-1091-0 . ИСМН 979-0-66134-103-1. Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2014 г. Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Карл Нильсен: Квинтет для духовых инструментов, Op.43 (1922)» , примечания к программе Sierra Chamber Society. Проверено 10 ноября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Представления» , Общество Карла Нильсена. Проверено 30 октября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Духовой квинтет, соч. 43 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Карл Нильсен – Квинтет op. 43. CARION HD на YouTube , Carion Quintet