Jump to content

Нэнси Далберг

Нэнси Далберг (6 июля 1881 — 28 сентября 1949) — датский композитор . Родившись в богатой семье, она училась у таких известных композиторов, как Йохан Свендсен и Карл Нильсен , позже ставший хорошим другом и значимой фигурой в ее жизни. Музыкальная деятельность Дальберга скромна. Помимо упомянутых оркестровых произведений, она написала около пятидесяти песен, в том числе три для голоса с оркестром. [ 1 ]

Нэнси Дальберг родилась в поместье Мюллеруп [ да ] на датском острове Фюн (Фюн), где она выросла в усадебном доме. Ее отец, Кристиан Д.А. Хансен , был зажиточным промышленником и основателем компании Chr. Hansen , завод по производству химической продукции для пищевой промышленности, который по сей день остается одной из ведущих компаний Дании. Семья всегда была благополучной в финансовом отношении, а это означало, что Нэнси не приходилось беспокоиться о своем доходе, которого большую часть времени не могла обещать ее музыка.

С юных лет ее направили к музыкальной карьере, отчасти благодаря ее знакомству с композитором Хильдой Сехестед, которая была на двадцать лет старше ее и родом из соседнего поместья Брохольм. Как обычно, она получила частное обучение игре на фортепиано у Уве Кристенсена, дебютировав в 1907 году. К сожалению, отец отказал ей в желании учиться в Королевской консерватории в Копенгагене. [ 1 ]

После замужества в 1901 году и переезда в Копенгаген она продолжила обучение игре на фортепиано у Уве Кристиансена. К сожалению, кроме препятствий ее отца, ее многообещающей карьере так и не стало, потому что она страдала хроническим теносиновитом. С 1909 по 1911 год она изучала теорию музыки и композицию у Йохана Свендсена , вскоре у Фини Энрикеса , а с 1913 года и далее у Карла Нильсена , который стал значительной фигурой в ее жизни. Нильсен играла в ансамбле на первом частном исполнении дебютного струнного квартета Дальберга в 1914 году у нее дома. Он также дирижировал премьерами трех ее оркестровых произведений: Скерцо для струнного оркестра соч. 6 , Симфония до-диез минор (1917) и Каприччио для оркестра (1918) . Нильсен доверился ее техническим способностям и позволил ей оркестровать части своих опер «Аладдин» и «Спринтайм» (Финский Фораар) в Фюне .

Большинство ее произведений было написано между 1914 и 1935 годами. Среди них была песня Марианны Синклер, предназначенная для оперы по мотивам «Саги о Гёсте Берлинге» Сельмы Лагерлёф. Однако, поскольку права на оперу уже были переданы другой стороне, от проекта отказались. Ее камерная музыка включает несколько небольших пьес для скрипки и фортепиано, а также для виолончели и фортепиано, но наибольшее признание получили именно ее три струнных квартета. [ 2 ]

Она была первой датской женщиной -композитором, написавшей симфонию . [ 3 ] Премьера фильма вызвала одобрение критиков, хотя с удивлением было отмечено, что Дальберг была женщиной . [ 2 ] Два самых сильных влияния, которые можно услышать в ее музыке, - это влияние Свендсена и Нильсена, хотя она пишет полностью своим голосом. [ нужна ссылка ]

Нэнси Далберг часто помнят больше по роли ассистентки Нильсена , чем по ее собственным сочинениям. Это можно объяснить традиционной женской ролью, к которой ее принудило социальное окружение и, по-видимому, приняла. Ее работы не оценивались по существу, но часто считались достаточно искусными, чтобы их мог создать даже мужчина. [ 2 ] Кроме того, в последние два десятилетия ее жизни уход за психически больным мужем все больше истощал ее энергию. В этом отношении ее судьба повторяет судьбу ее коллеги-композитора Теклы Вэндалл . Однако, в отличие от Вандалла, не было никакой социальной необходимости, заставляющей Дальберга заниматься музыкой. Она прекратила сочинять музыку в 1930-е годы .

Ее камерная музыка привлекла наибольшее внимание, и один из трех ее струнных квартетов, ее Второй струнный квартет соль минор, соч. 14, вошел в репертуар многих скандинавских ансамблей и был записан на компакт-диске Dacapo в 1999 году. (Dacapo 8.224138). части и партитура этого произведения были переизданы изданием Silvertrust в июне 2007 года.

Работает

[ редактировать ]

Струнный квартет № 1 ре минор (1914)

[ редактировать ]

Премьера дебютного квартета Нэнси Далберг состоялась в частном порядке у нее дома, одну из партий сыграл Карл Нильсен. Это выступление стало ее первым публичным дебютом как композитора, хотя при ее жизни квартет не был издан. Его качество находится на одном уровне с ее более поздними квартетами. Прослушивание этого произведения показывает ее большой интерес и умение писать полифонические партии.

  1. Веселый и страстный
  2. Скерцо: Allegretto grazioso
  3. Адажио
  4. Финиш: Оживленный

Сонатная форма в первой части очевидна: основная тема представлена ​​второй скрипкой, а через четыре такта - первой скрипкой. Мелодия имеет оттенок темы фуги и наверняка будет трактоваться в подражательном контрапункте. Основная территория невелика. Переход начинается уже после 16 бара. Он основан на триолях во взаимодействии средних струн. Вторая тема си-бемоль мажор/соль минор начинается после ритардандо и небольшой паузы. Первоначально тема сопровождается пиццикато на других инструментах. Вторая группа обширна и заканчивается заключительной темой, перекликающейся со второй темой. Обратите внимание на пунктирные фразы в примерах, которые снова появятся в коде. Раздел развития длинный, в нем в первую очередь исследуется первая тема через сложные полифонические вариации, и он затухает перед перепросмотром. В репризе вторая тема появляется ре мажор. Кода вращается вокруг дрожащих фраз из тактов 3-4 второй темы, ранее слышимых в заключительной теме (т. 7-8, dolce ), но с расширенными значениями нот. В коде доминируют первые шесть нот.

Короткое скерцо имеет троичную форму. Он начинается с того, что скрипки играют тему скерцо как канон с интервалом в один такт. Затем это повторяют альт и виолончель под аккомпанемент скрипки. Задуманная тема чередует стаккато и легато.

Краткое трио резко контрастирует с успокаивающей темой, представленной скрипками. Акцент на третьей доле и форшлагах в начале каждого такта (не показано в примере) усиливает этот эффект. Живая, ритмичная вступительная часть возвращается, завершая движение.

Третья часть также следует троичной форме ABA. Тема А вводится в унисон скрипками соль минор, возможно, заимствованной из вспомогательной темы первой части. Раздел B предлагает резкий контраст с переключением на размер 3/4, увеличенным темпом и более контрапунктической текстурой, что делает его почти вдвое длиннее, чем раздел A, и начинается с соль мажора. Когда возвращается часть A, тему играет виолончель. Финальная часть, примечательная использованием нестандартных размеров, таких как 5/4 и 7/4, является выдающейся. Такие размеры редки в западной художественной музыке и часто используются, чтобы вызвать влияние фолка, но здесь Дальберг, вероятно, использует 5/4, чтобы продемонстрировать свое композиционное мастерство. Быстрый темп и способность музыкантов естественно исполнять этот сложный ритм впечатляют. Движение следует сонатной форме. Следующей в основной области появляется синкопированная тема, продолжающаяся через четыре такта новой темой в нижних инструментах. В конце основной области счетчик смещается на 4/4. Когда начинается вторая группа, темп замедляется, и вводится медленная мелодия фа минор, за которой следует еще одна тема фа мажор.

В расширенном разделе разработки вновь вводится размер 5/4, фокусируясь исключительно на темах первой группы. Изюминкой является мелодия, напоминающая тему 3 для альта и виолончели. В репризе темы 3 и 4 отсутствуют, вторая тема теперь ре мажор. Кода, основанная на основной теме, завершает это замечательное движение, сочетая быстрый ритм с оттенком медленной поэзии. [ 2 ]

Струнный квартет № 2 соль минор, соч. 14 (1921–1922)

[ редактировать ]

« Квартет» , опубликованный в 1926 году , получил похвалы от многих критиков, в том числе от Вильгельма Альтмана . Тем не менее, как это часто бывало в то время, было удивлением, что женщина могла достичь такого высокого уровня композиции. посвященная Квартету Бройнинга-Бахе Пьеса, , «Диссонанс» Моцарта , начинается с загадочного вступления, напоминающего квартет где каждая партия вступает последовательно. Эти первоначальные диссонансы превращаются в более тональную тему, как это иллюстрируют две партии скрипки .

  1. Умеренный
  2. Весёлая шутка
  3. Анданте с мото и кантабиле
  4. Очень веселый и с духом

Вступительный Moderato переходит в Allegro vivace через акселерандо и крещендо, представляя тему, считающуюся основной. Снова появляются тройные фигуры, хотя каждая часть расходится, и теперь альт играет строчку из предыдущей темы dolce espressivo. Эта тема сужается в diminuendo и rallentando, с многочисленными сменами темпа, характеризующими это движение. Вспомогательный раздел, обозначенный как Tranquillo , представляет свою тему в партии первой скрипки в сопровождении значительного комментария для альта.

В разделе развития ( Allegro vivace ) вновь рассматриваются тройные и пятерные фигуры из темы dolce espressivo, а первая тема разрабатывается наряду с различными более ранними мотивами. В средней части виолончель играет тему dolce espressivo в более медленном темпе ( poco meno ). Снова появляется первая тема, а восьмая нота из предыдущих примеров завершает развитие in diminuendo. Перепросмотр начинается с введения Moderato , при этом основная группа сокращена, а вторая группа (отмечена 14) сжата по сравнению с изложением. Возвращается тема dolce espressivo (отметка 15), ведущая к взрывному повторению первоначального мотива первой темы в фортиссимо (отметка 16), сыгранного con fuoco . Кода вращается вокруг восьмых нот вступления, воссоздавая первоначальный мистицизм движения и демонстрируя впечатляющие полифонические инструменты.

Вторая часть, скерцо в троичной форме , открывается птичьим щебетанием второй скрипки и альта, к которому вскоре присоединяется кантабильная мелодия первой скрипки . Эти три мотива доминируют в разделе А. Секция B, или трио, представляет собой фугато, в котором партии вступают последовательно через каждые 2, 4 и 6 тактов. Короткий сегмент с расширенным вариантом темы фугато возвращается к части A, обозначенной Pesante , в размере 4/4, завершая часть.

Третья часть, Andante con moto e cantabile структуру , имеет необычную для медленного движения и состоит из семи частей, чередующихся между 3/2 и 2/2 по схеме A-E1-A-E2-A-E3-A. Оно напоминает рондо с повторяющейся ритурнелью и самостоятельными эпизодами, но содержит и элементы сонатной формы, поскольку Е1 меняет тональность, а Е2 носит развивающий характер. Величественная тема ритурнели (А) течет вперед четными четвертными нотами. В расширенном эпизоде ​​​​E1 после краткого вступления появляется тема размахивания, за которой следует ключевое изменение и новая тема. Последующий диалог намекает на будущее развитие событий. E2 (репетиционная отметка 45) короче, в ней присутствуют мотивы из E1, такие как перевернутые синкопированные фигуры в альте и фразы из восьмых нот во второй скрипке, обработанные подражательно, начиная с первой скрипки. Нисходящая фраза в конце Е2 переходит в эпизод Е3, за которым следует финальная ритурнель .

Финал Allegro molto e con Spirito , по-видимому, имеет сонатную форму. Основная тема, ритмичная и резкая, представлена ​​первой скрипкой, демонстрируя характерный стиль Дальберга. После постепенного снижения темпа начинается расширенная вторая группа, в которой нужно играть спокойно. Развитие сосредоточено главным образом на первой теме, и даже при появлении второй темы (репетиционная отметка 57) она находится не в тонике, что указывает на продолжающееся развитие и дальнейшую разработку основной темы. Краткий эпизод Pesante poco (незадолго до 58-го эпизода) переходит к перепросмотру, который фокусируется исключительно на основной теме. Пропуск второй темы в перепросмотре необычен, но Дальберг опирается на Карла Нильсена прецедент в его первом квартете соль минор, соч. 13 , что отражает отход от традиционных тональных соглашений. [ 2 ]

Вильгельм Альтманн писал о струнном квартете № 2 Дальберга (в Коббетта » Уолтера Уилсона «Циклопедическом обзоре камерной музыки ):

«Нэнси Далберг опубликовала это произведение, не назвав своего имени, и если бы я случайно не узнал, что оно было написано женщиной, учитывая также строгость и природную силу ее музыки, мне бы никогда не пришло в голову, что это была женщина. говоря с нами. Ее мастерство композиции поразительно, и ей есть что сказать».

Струнный квартет № 3, соч. 20 (1927)

[ редактировать ]

Как и ее первый квартет, это произведение не было опубликовано при жизни Дальберга. В 1946 году она решила сама профинансировать издание, но процесс затянулся, и квартет был опубликован только в 1950 году , через год после ее смерти. Он был посвящен ее наставнику и другу Карлу Нильсену , который скончался в 1931 году , но имел возможность услышать его исполнение в 1928 и 1929 годах .

  1. Аллегро со страстью
  2. Простое аллегретто
  3. В нужное время

Первая часть имеет арочную структуру по образцу ABCBA, которую можно рассматривать как вариант сонатной формы. Здесь А и Б служат экспозицией, С — развитием, а перепросмотр представляет Б и А в обратном порядке. Дальберг, под влиянием Бартока , предвосхитил симметричные конструкции, которые можно увидеть в его четвертом и пятом квартетах , написанных в 1928 и 1934 годах соответственно. Интересно, что ее работа . на несколько лет предшествовала использованию Бартоком подобных форм арок

Основная тема (А) скорее ритмична, чем мелодична, и доминирует в части. Эта тема вскоре дополняется отрывком из устойчивых четвертных нот, выступающих контрапунктом к ритму основной темы. Эти четвертные ноты намекают на лирическую тему второй группы, введенную первой скрипкой и позже повторенную в высоком регистре виолончели. Раздел развития (C) развивает обе темы, показывая саму форму арки, при этом мотивы основной темы развиваются повсюду, а вторая тема представляет собой контрапункт в партиях первой скрипки и виолончели . В репризе темы появляются в обратном порядке — сначала B, затем A. Часть завершается кодой in alla breve (2/2), богатой хроматизмом, и заканчивается на аккорде фа мажор без четкого тонального центра.

Средняя часть, Allegretto semplece , ре минор, имеет троичную форму, в которой доминируют две темы. В теме А есть небольшие интервальные изменения, аналогичные основной теме первой части, с циркулирующими между частями фразами. В разделе B размер меняется на 3/4, а темп немного замедляется. 16-тактовая тема в двухчастном каноне, впервые представленная скрипкой и виолончелью , повторяется четыре раза, причем первоначально виолончель находится в высоком регистре, всего на октаву ниже скрипки. Затем на смену приходят средние партии, а первая скрипка и виолончель вносят редкие комментарии. Фактура утолщается контрмелодиями в средних частях, а канон завершается смещением на один такт, отмеченным пианиссимо эспрессиво и мистериозо . Сокращенная реприза части ля завершает это движение аккордом ре мажор .

Финал Tempo giusto также имеет троичную форму. Дальберг соединяет коду с первой частью, аналогично подходу Нильсена в последней части его струнного квартета соль минор, соч. 13 . Основные мотивы очевидны в начальных тактах части А, где вступительный мотив появляется в партиях виолончели и альта, а затем приобретает выдающееся значение. Шестнадцатые ноты первой скрипки считаются основной темой, а даже восьмые ноты альта и виолончели служат важными контрапунктами повсюду. Вторая скрипка такте 12 контрапунктом к основной теме альта и пиццикато виолончели , первоначально отдыхающая, присоединяется в . Основная тема переходит в одну, основанную на вступительных мотивах, демонстрируя сходство со скрипичной темой. В секции B меняются как время, так и тональность: в теме доминируют триоли скрипок, а нижние струны развиваются медленнее.

Возвращается партия А, и часть завершается кодой alla breve, начинающейся с четвертных фраз из первой части, теперь исполняемых на скрипке и виолончели с использованием подражательных техник. Мотив основной темы из первой части затем проявляется в более регулярной форме. Эта циклическая структура напоминает технику Бетховена и более поздних композиторов, таких как Мендельсон, и многих французских композиторов конца 19-го века , достигая кульминации в ля мажор триаде . [ 2 ]

Скерцо для струнного оркестра, соч. 6 (1914)

[ редактировать ]

В 1915 году ее Шерце для струнного оркестра соч. 6 ( 1914 ) состоялась премьера под управлением Карла Нильсена . Скерцо имело большой успех, но при ее жизни так и не было опубликовано. [ 4 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б «Нэнси Далберг» . komponistbasen.dk . Компонистбасен . Проверено 26 июня 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бернхардссон, Ингве. «Дальберг, Нэнси (1881–1949)» (PDF) . Kammermusikforbundet.se . Ассоциация камерной музыки . Проверено 26 июня 2024 г.
  3. ^ «Струнные квартеты Нэнси Далберг наконец-то наступили» . wtju.net . ВТЮ. 12 марта 2020 г.
  4. ^ Валленгрен, Сесилия (12 апреля 2023 г.). «Скандинавские тона Августина Фондена - Issuu» . issuu.com (на датском языке). Фонд Августина . Проверено 26 июня 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бруланд, Инге. «Дальберг, Нэнси». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 4 мая 2015 г., http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/46411 .
  • Циклопедический обзор камерной музыки Коббетта , под ред. У. В. Коббетт, издательство Оксфордского университета, Лондон, 1963 г.
  • Дженсен, Лисбет Альгрен. Заметки к Дакапо Нэнси Далберг , компакт-диск 8.224138, Дакапо, Копенгаген, 1999 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c76460b0b02a8a94ebe3b67ecf0a84f__1722126120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/4f/4c76460b0b02a8a94ebe3b67ecf0a84f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nancy Dalberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)