Jump to content

Йохан Свендсен

Йохан Свендсен
Рожденный ( 1840-09-30 ) 30 сентября 1840 г.
Умер 14 июня 1911 г. (14 июня 1911 г.) (70 лет)
Национальность норвежский
Род занятий композитор, дирижер, скрипач

Йохан Северин Свендсен (30 сентября 1840 — 14 июня 1911) — норвежский композитор , дирижер и скрипач . Он родился в Христиании (ныне Осло ), Норвегия, и большую часть своей жизни прожил в Копенгагене , Дания .

Произведения Свендсена включают две симфонии, концерт для скрипки, концерт для виолончели и «Романс для скрипки», а также ряд норвежских рапсодий для оркестра. [1] Одно время Свендсен был близким другом немецкого композитора Рихарда Вагнера и исландского композитора Свейнбьёрна Свейнбьёрнссона .

Отец Свендсена был учителем музыки и военным капельмейстером, который обучал его игре на скрипке и кларнете. Он начал играть в оркестрах в девять лет, когда научился игре на скрипке, а к одиннадцати годам начал сочинять музыку. В пятнадцать лет он записался в военный оркестр крепости Акерсхус , играя на кларнете, флейте, тромбоне и ударных инструментах. К моменту окончания школы он работал оркестровым музыкантом и время от времени совершал короткие концертные поездки в качестве скрипача. В Любеке во время одной из своих поездок он попал в поле зрения богатого купца, который предоставил ему возможность учиться с 1863 по 1867 год в Лейпцигской консерватории . Он начал обучение у Фердинанда Давида , но проблемы с рукой заставили его переключиться на композицию, которой он учился у Карла Райнеке . Он завершил обучение в Лейпциге в 1867 году, получив первую премию по композиции. В этот период у Свендсена родился внебрачный сын Иоганн Рихард Рудольф (1867–1933).

Постепенно его внимание переключилось на дирижирование. Проведя время в Париже (1868–70) и Лейпциге (1870–72), он вернулся в Христианию. Одной из его учениц в Христиании была пианистка Берта Таппер . Летом 1871 года он отправился в Нью-Йорк, чтобы жениться на Саре (Салли, позже переименованной в Бергльот) Леветт Шмидт, с которой он познакомился в Париже. Он был дирижером концертов Музыкального общества в Христиании (1872–77), затем провел три года в Германии, Италии, Англии и Франции. Он вернулся, чтобы преподавать и дирижировать в Кристиании (1880–1883). В 1883 году он был назначен главным дирижером оркестра Королевского театра в Копенгагене, где и прожил до своей смерти.

Йохан Свендсен, около 1890 г.; Портрет Ганса Хейердала .

В 1884 году он и его жена расстались, и она переехала в Париж. Их отношения были хаотичными в течение нескольких лет. В известном анекдоте говорится, что в 1883 году она в порыве гнева бросила в огонь единственный экземпляр его Третьей симфонии. Этот случай был использован Генриком Ибсеном в «Гедде Габлер» . Если что-то вообще и было охвачено огнем, то маловероятно, что это была хоть какая-то полноценная симфония. Однако некоторые эскизы, скорее всего, для симфонии, были найдены дирижером Бьярте Энгесетом в 2007 году. Они были разработаны и оркестрованы Бьёрном Мортеном Кристоферсеном , а премьера состоялась в Бергенском филармоническом оркестре и Энгесете в 2011 году.

После развода с Сарой (10 декабря 1901 г.) он женился (23 декабря 1901 г.) на Джульетте Хаазе, с которой он жил и имел троих детей. Его младшим сыном от этого брака стал известный датский актер Эйвинд Йохан-Свендсен (1896–1946).

1898 Музыкальный фестиваль Агнес Ниблин в Бергене . Слева направо: Кристиан Каппелен , Катаринус Эллинг , Оле Олсен , Герхард Розенкроне Шельдеруп , Ивер Холтер , Агата Бакер Грёндал , Эдвард Григ , Кристиан Синдинг , Свендсен и Йохан Халворсен. [2]

В отличие от своего более известного современника и близкого друга Эдварда Грига , Свендсен славился своим мастерством оркестровки, а не гармонической ценностью. В то время как Григ сочинял в основном для небольших инструментов, Свендсен сочинял преимущественно для оркестров и больших ансамблей. Его самое известное произведение — «Романс для скрипки с оркестром», соч. 26. Он был очень популярен в Дании и Норвегии при жизни как композитор и дирижер, завоевав множество национальных премий и наград. Однако эта популярность не привела к принятию классической музыки в международный репертуар. Он умер в Копенгагене в возрасте 70 лет.

Первое опубликованное произведение Свендсена — Струнный квартет ля минор, соч. 1, добился большого популярного успеха. [1] Он быстро последовал за струнным октетом, соч. 3 и струнный квинтет, соч. 5, и оба они добавили ему ранней известности. Вся камерная музыка Свендсена была написана во время учебы в Лейпцигской консерватории, однако эти произведения не считаются студенческими. По общему мнению, Свендсен считался одним из самых талантливых студентов тогдашней консерватории. Его работы завоевали премии и получили широкое признание публики.

Работает

[ редактировать ]

В скобках год написания, место и дата премьеры.

Оркестр
  • Симфония № 1 ре мажор, соч. 4 (1865–67; Христиания, 12 октября 1867 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 6 (1868–70; Лейпциг, 6 февраля 1872 г.)
  • Концерт для виолончели, соч. 7 (1870; Лейпциг, 16 марта 1871 г.)
  • Сигурд Слембе , Симфоническая прелюдия, соч. 8 (1871; Лейпциг, 12 декабря 1871 г.)
  • Карнавал в Париже , Эпизод, соч. 9 (1872; Христиания, 26 октября 1872 г.)
  • Траурный марш, На смерть короля Карла XV , соч. 10 (1872; 26 октября 1872 г.)
  • Зорахайда , Легенда, соч. 11 (1874 г., ред. 1879 г.; Христиания, 3 октября 1874 г., ред. 11 мая 1880 г.)
  • Фестивальный полонез, соч. 12 (1873; Кристиана, 6 августа 1873 г.)
  • Коронационный марш (к коронации короля Оскара II), соч. 13 (1873; Тронхейм, 18 июля 1873 г.)
  • Карнавал норвежских художников , соч. 14 (1874 г.; Христиания, 17 марта 1874 г.)
  • Симфония № 2 си-бемоль мажор, соч. 15 (1874 г.; Христиания, 14 октября 1876 г.)
  • Норвежская рапсодия № 1, соч. 17 (1876; Кристиания, 25 сентября 1877 г.)
  • Ромео и Джульетта , Фантазия, соч. 18 (1876 г.; Христиания, 14 октября 1876 г.)
  • Норвежская рапсодия № 2, соч. 19 (1876; ??)
  • Норвежская рапсодия № 3, соч. 21 (1876; Париж, январь ??, 1879)
  • Норвежская рапсодия № 4, соч. 22 (1877; Париж, 1 февраля 1879 г.)
  • Скрипичный романс, соч. 26 (1881; Кристиания, 30 октября 1881; солист — Станислав Барцевич )
  • Полонез, соч. 28 (1882)
  • Похороны Анданте (1895)
Струнный оркестр
  • 2 шведские народные мелодии, соч. 27 (1876, 1878)
  • 2 исландские мелодии, соч. 30 (1874)
  • Ifjol gjøtt' e gjeitinn ( В прошлом году я пас коз ), соч. 31 (1874)
Камера
  • Струнный квартет, соч. 1 (1865 г.)
  • Струнный октет, соч. 3 (1866)
  • Струнный квинтет, соч. 5 (1867)
  • Юмористический марш , соч. 16 (1874)
Вокал
  • 2 песни (Мужской хор), соч. 2 (1865)
  • 5 песен (голос и фортепиано), соч. 23 (1879)
  • 4 песни (голос и фортепиано), соч. 24 (1879)
  • 2 песни (голос и фортепиано), соч. 25 (1878, 1880)
  • Свадебная кантата (для принца Оскара Густава Адольфа и принцессы Софии Марии Виктории), соч. 29 (1881; Кристиания, 18 октября 1881 г.)
  • Гимн (к золотой годовщине свадьбы короля Кристиана IX и королевы Луизы), соч. 32 (1892)
Балет
  • , соч Приход весны . 33 (1892; Копенгаген, 26 мая 1892 г.)

Около 50 других мелких работ, не вошедших в его нумерованный каталог.

Документы

[ редактировать ]

Письма Йохана Свендсена хранятся в Государственном архиве Лейпцига, в архиве музыкального издательства CFPeters (Лейпциг).

Примечания

[ редактировать ]
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Свенсен, Иоганн Северин» . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 175.
  • Бенестад, Финн и Даг Шельдеруп-Эббе , «Йохан Свендсен: Человек и художник» Х. Ашехуг и компания, 1990 г.
  • Английский перевод: Бенестад, Финн и Даг Шельдеруп-Эббе, «Йохан Свендсен: Человек, маэстро, музыка», Peer Gynt Press, 1995.
  • Статья Ойстада Гаукстада о Свендсене для пластинок камерной музыки Свендсена Норвежского культурного совета (NFK), 1981 г.
  • Некоторая информация, указанная выше, размещена на веб-сайте Edition Silvertrust, но было дано разрешение на копирование, распространение и/или изменение этого документа в соответствии с условиями лицензии GNU Free Documentation License.
[ редактировать ]
Предшественник Главные дирижеры Датского королевского оркестра
1883–1908
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 704c4f697800ac60d895871167f4fd40__1712818980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/40/704c4f697800ac60d895871167f4fd40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johan Svendsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)