Концерт для кларнета (Нильсен)
Концерт Карла Нильсена для кларнета с оркестром, соч. 57 [DF129] был написан для датского кларнетиста Оге Оксенвада в 1928 году. Концерт представлен одной длинной частью с четырьмя отдельными тематическими группами.
История
[ редактировать ]В 1921 году Нильсен услышал, как Копенгагенский духовой квинтет репетирует музыку Моцарта . Его поразила тональная красота и музыкальность этой группы, и вскоре он близко познакомился с ее участниками. В том же году он написал свой Духовой квинтет специально для этого ансамбля . Последняя часть этого произведения представляет собой тему и вариации, изображающие в музыке личности пяти музыкантов и их инструменты, во многом так же, как Элгар изобразил своих друзей в « Энигме-вариациях» .
Нильсен планировал развить эту идею дальше; он хотел написать концерт для каждого из пяти своих друзей. Только две из этих композиций когда-либо появились на свет. Для Гилберта Йесперсена , сменившего Пауля Хагемана на посту флейтиста Копенгагенского квинтета, он написал свой Концерт для флейты в 1926 году; два года спустя он сочинил свой Концерт для кларнета для кларнетиста группы Оге Оксенвада. Последнее произведение, завершенное 15 августа 1928 года, впервые прозвучало на частном концерте в летнем доме Карла Йохана Михельсена в Хумлебеке 14 сентября под управлением Оксенвада в качестве солиста и дирижера Эмиля Тельмани . Те же исполнители дали премьеру в Копенгагене 11 октября того же года, где она была встречена явно неоднозначно. [ 1 ] С тех пор он получил гораздо более широкое признание.
Концерт для кларнета был задуман в самый трудный период жизни Нильсена. Ему было шестьдесят три года, и он добился значительной известности во всей Скандинавии; однако он был разочарован тем, что его музыка не достигла более широкой аудитории, он был глубоко обеспокоен нестабильным состоянием мира и знал, что его дни сочтены. Возможно, именно этим объясняется ожесточенная борьба, происходящая на протяжении всего концерта, — война между тональностями фа мажор и ми мажор. Каждый раз, когда кажется, что военные действия подошли к концу, малый барабан подстрекает воюющих сторон к возобновлению конфликта. Другое объяснение этому состоит в том, что кларнетист, для которого он писал концерт, страдал биполярным расстройством . Таким образом, концерт высмеивал его постоянные перепады настроения. [ 2 ]
Вот как обстояли дела, по словам источников, близких к Нильсену: [ 3 ]
Другу Карла Нильсена Карлу Йохану Михаэльсену пришлось несколько раз уговаривать его, прежде чем он начал сочинять второй концерт для участника Копенгагенского духового квинтета. На этот раз речь шла о кларнетисте Оге Оксенваде. Нильсен начал сочинять музыку весной 1928 года. 15 августа он завершил партитуру в Дамгаарде. Эмиль Тельмани уже приступил к аранжировке для фортепиано для Оксенвада, который ворчал, что Нильсен, должно быть, умеет играть на кларнете, поскольку он систематически использовал ноты, которые труднее всего играть.
Концерт был впервые исполнен 14 сентября на частном концерте на летней вилле Карла Йохана Михаэльсена Хойтофте в Хумлебеке, к северу от Копенгагена. Солировал Оксенвад, которому посвящен концерт. Двадцать два члена Королевской капеллы дирижировал Эмиль Тельмани. Первое публичное выступление состоялось в Копенгагене 11 октября с теми же игроками и было встречено в целом положительно. Политикен писал:
«...он освободил душу кларнета, не только ее дикий звериный аспект, но и ее особый вид безжалостной поэзии... Едва ли это произведение могло найти более однородную интерпретацию. Звучание Оксенвада созвучно троллям и великанам, и у него есть душа, грубая и коренастая первобытная сила, смешанная с наивной датской мягкостью. Конечно, Карл Нильсен, сочиняя этот Концерт, имел в виду свой особый звук кларнета».
Структура
[ редактировать ]Избегая большой классической концертной формы, Нильсен отлил Концерт для кларнета в одну непрерывную часть. Он начинается с твердой Allegretto un poco, дополненной несколько более песенной второй темой. Между солистом и оркестром, а также между двумя основными конкурирующими клавишами идет очень бурная борьба. За этим следует Poco adagio , несколько раз прерываемое более быстрыми и тревожными отрывками. Заключительная часть представляет собой энергичное Allegro vivace , но возвращение к Адажио приводит произведение к тому, что Роберт Симпсон называет финалом «спокойной строгости», с окончательной победой тональности фа мажор.
В своем превосходно тщательном исследовании Карла Нильсена и его музыки Роберт Симпсон указывает, насколько изобретательно композитор использовал тональность , и это в то время, когда другие композиторы отказались от нее ради атональности .
Несмотря на бурю и напряжение концерта, композитору удалось сохранить силы почти до камерных музыкальных размеров. Помимо кларнета соло, в партитуре задействованы только два инструмента: два фагота, две валторны, малый барабан и струнные. Из-за того, что в пьесе выделяется линия малого барабана, в фортепианной редукции по-прежнему требуется малый барабан.
Праздничный концерт
[ редактировать ]Концерт для кларнета был одним из трех произведений, выбранных для гала-концерта в Копенгагене, посвященного 150-летию со дня рождения Карла Нильсена. В сопровождении Симфонического оркестра Датского радио под управлением Хуанхо Мена солировал финский кларнетист Олли Леппяниеми (1980 г.р.). [ 4 ]
Источники
[ редактировать ]- Примечания Пола Аффелдера к записи Луи Каузака, Джон Франдсен дирижирует оркестром Копенгагенской королевской оперы, Columbia Records.
- Бингхэм, Энн Мари: Концерт Карла Нильсена для кларнета с оркестром, опус 57 (1928): Руководство по исполнению, диссертация DMA, Университет Кентукки, 1990, 220 стр.
- Мастер-класс с Бертом Харой в Университете Айовы , осень 2006 г.
Очень интересное дальнейшее чтение дают сообщения Эрика Нельсона от 9 и 11 февраля 1997 года на рефлекторе Klarinet .
Дальнейшее интересное чтение, бросающее вызов популярному мнению, что Концерт в первую очередь посвящен Оге Оксенваду и его личности, можно найти по адресу: Монро, Дуглас К.: Конфликт и значение в Концерте Карла Нильсена для кларнета с оркестром, соч. 57 (1928). Дисс. DMA, Университет штата Огайо, 2008 г., 90 стр.
Дискография
[ редактировать ]Запись на скорости 78 об/мин.
[ редактировать ]- Луи Каюзак . Нильсен , Колумбия LDX 7000-02 © 1947, (p) 1947 г.
Записи на LP
[ редактировать ]- Луи Каюзак. Нильсен , Колумбия ML-2219 © 1947, (p) 1947 г.
- Йозеф Деак . Карл Нильсен , Turnabout Vox TV34261 © 1969, (p) 1969
- Стэнли Друкер . CBS 72639, Колумбия MS-7028, (p) 1967 г.
- Иб Эрикссон . Концерт для кларнета , Decca LXT-2979, Decca ACL-292, Лондон LL-1142 © 1954, (p) 1954
- Бенни Гудман . Нильсен... , RCA SB-6701, RCA LSC-2920(p) 1966 г.
- Джон Маккоу . Нильсен , Единорог UNS-239 © 1971, (p) 1971 г.
- Альберт Сандстрем . Концерт для кларнета , Первый 011 © 1979, (p) 1979
- Кьель-Инге Стивенссон . Нильсен , EMI SLS-5027 (c) 1975 г., (p) 1975 г.
- Калев Вельтхут . Концерт для кларнета , Мелодия C10 28491 002 © 1989
Записи доступны на компакт-диске
[ редактировать ]- Кевин Бэнкс. Концерт , Наксос 8.554189 © 1998, (p) 1997
- Франсуа Бенда . Фейерверк , FONO FSM FCD 97 212 © 1995, (p) 1995 (запись 1993 года)
- Франсуа Бенда. ПОДЛИННЫЙ GEN88128 © 2008, (p) 2008 (переиздание записи 1993 года)
- Уолтер Бойкенс . Нильсен , Harmonia Mundi 901489 © 1994, (p) 1994 г.
- Луи Каюзак. Нильсен, Исторические записи , Классика кларнета cc0002 © 1992, (p) 1947
- Филипп Купер. Копланд/Франсе/Нильсен , ADDA 581315 © 1993, (p) 1992
- Стэнли Друкер . Королевское издание, № 61 из 100 , Sony Classical SMK 47599 © 1993 (p), 1967 г.
- Иб Эрикссон. Концерт для кларнета , Dutton Laboratories CDLXT 2505 (c) 1954 г., (p) 1954 г.
- Мартин Фрост . Концерты Нильсена и Ахо для кларнета , BIS SACD-1463 (c) 2007 г., (p) 2007 г.
- Бенни Гудман . Нильсен... , RCA Classics (Classical Navigator 88) 74321 29255 2 (c) 1995 г., (p) 1966 г.
- Джанет Хилтон . Концерты , Chandos CHAN 8618, (c) 1988 (p) 1988
- Коджо Куллерво . Нильсен/Эглунд/Крузелл , Финляндия 4509-95873-2 (c) 1993 г., (p) 1993 г.
- Джон Круз. Нильсен , Контрапункт 32254 (с) 1997 г., (р) 1997 г.
- Джон Маккоу. Нильсен, Концерты , Regis RRC1208, SD (переиздание Unicorn 1971)
- Спирос Мурикис . Нильсен , P2musik DR ISCR DK-QHA-98-001 (c) 1997 (p) 1997
- Арне Мёллер . Нильсен , Classico CLASSCD 514 (в альбоме CLASSCD 514–15) (c) 1965, (p) 1965
- Роберт Плейн . Концерт для кларнета , BBC MM205 (c) 1999 г., (p) 1999 г.
- Хокан Розенгрен . Концерт для кларнета , Sony SK 53 276 (c) 1991 г., (p) 1991 г.
- Олли Шилл . Концерт , BIS CD-616 (в альбоме CD-614-16) (c) 1985 (p) 1985
- Кьель-Инге Стивенссон. Нильсен , EMI Classics 0946 3 81503 2 9 (c) 1975 г., (p) 1975 г.
- Андреас Сунден . Сольные концерты Карла Нильсена , Дафна 1056 (c) 2018, (p) 2018
- Ричард Столцман . Лютославский/Нильсен/Прокофьев , RCA Victor Red Seal 09026-63836-2 (c) 2001 г., (p) 2001 г.
- Нильс Томсен . Нильсен , Чандос ЧАН 8894, (c) 1990, (p) 1990
- Джон Брюс Да . Концерт для кларнета Centaur CRC 2024, (c) 1985, (p) 1985
- Сабина Мейер . Карл Нильсен: Концерты для кларнета и флейты; Духовой квинтет, Warner Classics, 2007
- Себастьян Манц . "Концерты для кларнета Нильсена и Линдберга" Berlin Classics 0301351BC © 2020, (p) 2019
Записи на SACD
[ редактировать ]- Мартин Фрост . Концерты Нильсена и Ахо для кларнета , BIS SACD-1463 (c) 2007 г., (p) 2007 г.
Первая запись
[ редактировать ]- Луи Каузак , Нильсен, Исторические записи , Clarinet Classics cc0002 (c) 1992, (p) 1947
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Примечания к записи Йозефа Дика (Turnabout), сделанные Джоном В. Баркером, исполнительным секретарем Американского общества Карла Нильсена.
- ^ Хара, Берт. 2007. Лекция на мастер-классе в Университете Айовы.
- ↑ Цитата Датского общества Нильсена.
- ^ «Гала-концерт: 150 лет Карлу Нильсену» (PDF) (на датском языке). Датское радио . Проверено 9 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для кларнета : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Брунсхаус Петерсен, Элли, изд. (2002). Концерт для кларнета с оркестром (PDF ) II. Том. 9. Издание Карла Нильсена, Королевская датская библиотека. Получено 27 марта.
- Обширный анализ Эрика Нельсона