Симфония № 4 (Нильсен)
Симфония № 4 , соч. 29, FS 76, также известная как « Неугасимая » (датский: Det Uudslukkelige ), была завершена датским композитором Карлом Нильсеном в 1916 году. Написанная на фоне Первой мировой войны , эта симфония является одной из самых драматичных из написанных Нильсеном, в ней участвуют «битва» между двумя наборами литавр . [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Нильсен задумался о новой симфонии в 1914 году и в мае написал жене (которая была в Целле ): [ 2 ]
У меня есть идея новой композиции, которая не имеет программы, но будет выражать то, что мы понимаем под духом жизни или проявлениями жизни, то есть: все, что движется, что хочет жить... просто жизнь и движение, хотя и разнообразные. – очень разнообразны – но связаны и как будто постоянно в движении, в одном большом движении или потоке. Мне нужно слово или короткое название, чтобы выразить это; этого будет достаточно. Я не могу толком объяснить, чего я хочу, но то, что я хочу, — это хорошо.
Нильсен сосредоточился на этом до 1916 года и назвал свою 4-ю симфонию «Неугасимая» ( Det Uudslukkelige ). [ 3 ] Это название относится не к самой симфонии, а скорее к «тому, что неугасимо». В своих примечаниях к симфонии Нильсен говорит о «элементарной воле к жизни».
Форма
[ редактировать ]Симфония рассчитана на 3 флейты (один сдвоенный пикколо ), 3 гобоя , 3 кларнета , 3 фагота (один сдвоенный контрафагот ), 4 валторны фа фа, 3 трубы до мажор, 3 тромбона , тубу , 2 набора литавр и струнные . [ 4 ]
Четыре части симфонии исполняются без перерывов – attacca subito (буквально «присоединяйтесь быстро; внезапно»). Первая часть начинается с яростного тутти, в котором ре минор противопоставляется бемольной септиме , до, почти в антифонной манере. После тутти кларнеты ля мажор вводят лирическую тему, которая станет кульминацией произведения. Вторая часть, для деревянных духовых инструментов соль мажор , представляет собой скорее интермеццо, чем ожидаемое адажио . Эту функцию выполняет третья часть, которая открывается кантиленой скрипок унисон , в затем достигает кульминации и завершается игрой одного гобоя поверх трелей на верхних струнах. Столкновения первой части вновь появляются в заключительной части, в которой две партии литавр сражаются с обеих сторон оркестра. Этот отрывок призывает двух литавристов менять высоту литавр во время игры. В самом конце ми мажор становится ключом к завершению произведения.
Самая записываемая из симфоний Нильсена, № 4, ставит перед интерпретатором некоторые уникальные проблемы. В пересмотренной версии своего анализа Роберт Симпсон посвящает почти страницу «особенностям, которые могут сбить с пути дирижера-эксгибициониста», главным образом, касающимся вопросов темпа. [ 5 ]
У контрафагота (играемого третьим фаготистом) в симфонии есть только одна нота: единственная удерживаемая нота представляет собой письменную B2 (вторая строка нотоносца контрафагота, звучащая на октаву ниже) и открывает коду четвертой ноты . движение в сопровождении литавр. Оставшаяся часть третьей партии фагота, напротив, занимает у исполнителя множество нот.
Движения
[ редактировать ]- Аллегро –
- Маленькое аллегретто –
- Poco adagio quasi andante –
- Аллегро
Дискография
[ редактировать ]Известные записи включают: [ нужна ссылка ]
- Симфонический оркестр Датского национального радио / Томас Йенсен (Данакорд)
- Симфонический оркестр Датского национального радио / Лауни Грёндал (Даттон)
- Симфонический оркестр Датского национального радио / Михаэль Шёнвандт (Дакапо)
- Королевский Стокгольмский филармонический оркестр / Сакари Орамо ( BIS , 2013)
- Королевский датский оркестр / Игорь Маркевич ( Deutsche Grammophon )
- Чикагский симфонический оркестр / Жан Мартинон ( RCA )
- Симфонический оркестр Сан-Франциско / Герберт Бломстедт ( Декка )
- Королевский шотландский национальный оркестр / сэр Александр Гибсон (Чандос)
- Королевский шотландский национальный оркестр / Брайден Томсон (Чандос)
- Оркестр Халле / сэр Джон Барбиролли (D Classics; EMI)
- Берлинская филармония / Герберт фон Караян (Deutsche Grammophon, 1982)
- Гетеборгский симфонический оркестр / Неэме Ярви (Deutsche Grammophon, 2011)
- Нью-Йоркский филармонический оркестр / Леонард Бернштейн ( Sony Classical )
- Филармонический оркестр Лос-Анджелеса / Зубин Мехта ( Decca )
- Бергенский филармонический оркестр / Эдвард Гарднер ( Чандос , 2023)
Выступления сегодня
[ редактировать ]По данным Общества Карла Нильсена, Симфония № 4 является одним из наиболее широко исполняемых произведений Нильсена. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симпсон 1952 , с. 76; Симпсон 1979 , с. 86.
- ^ Шусбо 1983 , стр. 385.
- ^ Симпсон 1952 , с. 66; Симпсон 1979 , с. 76.
- ^ Рёллум-Ларсен 2000 , с. xxviii.
- ^ Симпсон 1979 , стр. 88–89.
- ^ «Выступления 2010/11» . Общество Карла Нильсена. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 30 октября 2010 г.
Книги
- Шусбо, Торбен, изд. (1983). Карл Нильсен: Дневники и обмен письмами с Анной Мари Карл-Нильсен [ Карл Нильсен: Дневники и обмен письмами с Анной Мари Карл-Нильсен ] (на датском языке). Выбрано в сотрудничестве с Ирмелин Эггерт Мёллер ( урожденная Нильсен). Копенгаген: Гильдендаль. ISBN 978-87-00-03901-8 . Два тома.
- Симпсон, Роберт (1952). Карл Нильсен, симфонист, 1865–1931 (1-е изд.). Лондон: Дж. М. Дент. ASIN B0000CIDKO . См. стр. 66–83. Перепечатано Hyperion Press. ISBN 978-0-88355-715-0 .
- Симпсон, Роберт (1979). Карл Нильсен, симфонист (2-е изд.). Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-0-900707-46-9 . См. стр. 76–91.
Результаты
- Рёллум-Ларсен, Клаус, изд. (2000). Симфония № 4 (PDF) . Завод Карла Нильсена – II. Инструментальная музыка. Том. 4. Издание Карла Нильсена , Королевская датская библиотека. ISBN 978-87-598-0993-8 . ИСМН 979-0-66134-012-6. Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 4 (Нильсен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур