Концерт для флейты (Нильсен)
Концерт для флейты | |
---|---|
Нильсен Карл | |
![]() Титульный лист программы премьеры 21 октября 1926 года в Париже. | |
Каталог | ФС 119 |
Преданность | Хольгер Гилберт-Йесперсен |
Выполненный | 21 октября 1926 г Париж .: |
Подсчет очков |
|
Концерт Карла Нильсена для флейты с оркестром (FS 119) был написан в 1926 году для Хольгера Гилберта-Йесперсена , который сменил Пауля Хагемана на посту флейтиста Копенгагенского духового квинтета. Концерт в двух частях был в целом хорошо принят на премьере в Париже в октябре 1926 года, где Нильсен представил временную концовку. Первая полная версия была сыграна в Копенгагене в январе следующего года. Концерт для флейты стал частью международного репертуара.
Фон
[ редактировать ]В 1921 году Нильсен услышал, как Копенгагенский духовой квинтет репетирует музыку Моцарта , и был поражен тональной красотой и музыкальностью группы. В том же году он написал свой Духовой квинтет специально для этого ансамбля . Последняя часть духового квинтета представляет собой тему и вариации, изображающие в музыке личности пяти музыкантов и их инструменты, во многом так же, как Элгар изобразил своих друзей в « Энигме-вариациях» . Пообещав написать по концерту для каждого участника квинтета, он начал с флейтиста Хольгера Гилберта-Йесперсена (1890–1975). Из-за плохого здоровья перед смертью он смог завершить только один концерт, Концерт для кларнета , для кларнетиста группы Оге Оксенвада , который он завершил в 1928 году. [ 1 ]
Нильсен начал работу над концертом для флейты во время путешествия по Германии и Италии в августе 1926 года, намереваясь исполнить его в Париже на концерте, посвященном четырем его произведениям, 21 октября. К сожалению, из-за продолжительной болезни желудка он не завершил работу вовремя и был вынужден представить временную концовку ее парижской премьеры. [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]Произведение было положительно встречено на премьере в Париже в Maison Gaveau 21 октября 1926 года под управлением Оркестра Общества концертов консерватории под управлением его зятя Эмиля Тельмани . Поль Ле Флем писал в Comoedia : «Концерт для флейты с оркестром, блестяще исполненный г-ном Хольгером-Гилбертом Йесперсеном, является самым последним произведением г-на Нильсена. Он обладает пикантностью, драйвом и не лишен юмора». Но Ян Мейергейм, писавший в парижской Telegram, с этим не согласился: «Концерт для флейты, хорошо сыгранный г-ном Есперсеном, меня совершенно не заинтересовал; он был за пределами моего понимания». [ 1 ] Нильсен сказал, что премьера, на которой исполнители полностью посвятили себя произведению, была одним из «величайших событий» в его жизни. [ 2 ] Сообщается, что присутствовали и Морис Равель , и Артур Онеггер , причем последний заявил, что «знаменитый оркестр консерватории играл великолепно, а концерт для флейты был исполнен виртуозно и с тонким тоном - были овации, а солист Гилберт Есперсена называли "флейтистом высшего класса" - несколько раз. [ 2 ]
Лишь 25 января 1927 года первая полная версия была исполнена в Музыкальном обществе Копенгагена. Концерт для флейты стал частью международного репертуара Нильсена. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Помимо соло для флейты , концерт написан для двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , бас-тромбона , литавр и струнных . Уходя от довольно традиционного стиля Скрипичного концерта Нильсена, он отражает модернистские тенденции 1920-х годов и лишен тональной стабильности. Произведение в целом выполнено в неоклассическом стиле, но включает только две части вместо трёх, как в классической концертной форме . [ 2 ]
- Аллегро модерато
- Первая часть 11-минутного Allegro moderato варьируется от ре минор, ми-бемоль минор и фа мажор. Сольные отрывки, диалоги между флейтой-соло и оркестром, беседа кларнета и фагота характеризуют музыку. После неожиданного перерыва на бас-тромбоне на первый план выходит флейта с кантабильной темой ми мажор. Оркестровая каденция возвращается к вступительным темам и спокойно завершается в тональности, приближающейся к соль-бемоль мажор. Большая часть содержания этого движения напоминает камерную музыку между флейтой и различными инструментами. [ 2 ]
- Allegretto un poco – Adagio ma non tanto – Allegretto – Poco adagio – Мартовское время
- Нильсен описывает начало 7-минутной второй части как «немного злобное в некоторых нотах, издаваемых оркестром, но атмосфера быстро снова расслабляется, и когда вступает соло-флейта, это происходит с детской невинностью». Мелодичное начало части колеблется между Аллегретто и Адажио , а затем переходит в вариацию Tempo di marcia в начале мелодии. Бас-тромбон представляет заключительную серию игривых слайдов, завершающих произведение. [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Элли Брууншуус Петерсен, «Карл Нильсен: Концерты», издание Карла Нильсена . Архивировано 9 апреля 2010 года в Wayback Machine , Королевская датская библиотека . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фриис, Могенс. «Концерт для флейты Карла Нильсена» . Флейтист.дк. Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ «Общество Карла Нильсена: Искусство и сознание». Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ "Карл Нильсен: Концерт для флейты, FS119" . Классические архивы . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Барри Шарки, «Информационные заметки: Концерт 24 января: Северная симфония». Архивировано 14 марта 2012 года в Wayback Machine , Lakeland Sinfonia . Проверено 14 ноября 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Концерт для флейты, FS 119 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур