Симфония № 2 (Нильсен)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2010 г. ) |
Симфония № 2 De fire Temperamenter («Четыре темперамента»), соч. 16, FS 29 — вторая симфония датского композитора Карла Нильсена , написанная в 1901–1902 годах и посвящённая Ферруччо Бузони . [ 1 ] [ 2 ] Впервые оно было исполнено 1 декабря 1902 года для Датской концертной ассоциации под управлением самого Нильсена. Как указано в подзаголовке, каждая из четырех его частей представляет собой музыкальную зарисовку юмора четырех темпераментов : холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника. Несмотря на кажущуюся концепцию программной музыки , произведение представляет собой полностью интегрированную симфонию в традиционной симфонической структуре. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]Нильсен приступил к работе над Второй симфонией, когда работа над его первой оперой « Саул и Давид» еще продолжалась. Первая часть была закончена 28 декабря 1901 года, но после этого композиция продвигалась медленно. Композитор закончил свое произведение лишь в последний момент. Четвертая часть датирована 22 ноября 1902 года, всего за неделю до первого исполнения.
Сам Нильсен описывает предысторию создания симфонии в программной заметке к выступлению в Konsertföreningen (Концертное общество) в Стокгольме незадолго до своей смерти в 1931 году.
Идея «Четырех темпераментов» пришла мне в голову много лет назад в деревенской гостинице в Зеландии. На стене комнаты, где я с женой и друзьями пил стакан пива, висела крайне комичная цветная картина, разделенная на четыре части, на которых были изображены «Темпераменты» и снабжены названиями: «Холерик», «Холерик». Сангвиник», «Меланхолик» и «Флегматик». Холерик был верхом на лошади. В руке у него был длинный меч, которым он яростно размахивал в воздухе; глаза его вылезли из орбит, волосы дико развевались вокруг лица, до того искаженного яростью и дьявольской ненавистью, что я не мог удержаться от смеха. Остальные три картины были выполнены в том же стиле, и меня и моих друзей искренне забавляла наивность картин, их преувеличенная экспрессия и комическая серьезность. Но как странно иногда может обернуться дело! Я, громко и насмешливо смеявшийся над этими картинками, постоянно возвращался к ним в своих мыслях, и в один прекрасный день я понял, что в этих дрянных картинках заключено еще какое-то ядро или идея, и – подумайте только! – даже музыкальная подоплека! Спустя некоторое время я начал разрабатывать первую часть симфонии, но мне нужно было быть осторожным, чтобы она не болталась в пустом воздухе, и я, конечно, надеялся, что мои слушатели не будут смеяться, чтобы ирония судьба поразила бы мою душу. [ 3 ] [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]Проиллюстрированы его движения и соответствующий им темперамент:
Вдохновением для создания симфонии композитора послужила четырехчастная комическая картина темпераментов в деревенском пабе в Зеландии во время визита к его жене и друзьям. [ 5 ] В своем отчете о симфонии (полностью процитированном в Simpson 1979 , стр. 53–55) Нильсен подробно изложил свое видение каждого темперамента в каждой из четырех частей. Например, во флегматичном темпераменте второй части композитор визуализировал всеми любимого юного подростка:
Настоящим его желанием было лежать там, где поют птицы, где рыбы бесшумно скользят по воде, где греет солнце и ветер нежно ласкает кудри. Он был справедлив; выражение лица у него было довольно счастливое, но не самодовольное, скорее с ноткой тихой меланхолии, так что чувствовалось побуждение быть к нему добрым... Я никогда не видел, чтобы он танцевал; он не был для этого достаточно активен, хотя ему легко могла прийти в голову мысль раскачиваться в нежном медленном ритме вальса , поэтому я использовал его для движения Allegro comodo e flemmatico и старался придерживаться одного настроения, как как можно дальше от энергии, эмоциональности и тому подобных вещей. [ 6 ]
А финал символизирует веселого человека:
Я попытался изобразить человека, который бездумно несется вперед, веря, что весь мир принадлежит ему, что жареные голуби полетят ему в рот без труда и беспокойства. Бывает, правда, момент, когда его что-то пугает, и он вдруг задыхается в грубых синкопах: но об этом скоро забывают, и даже если музыка переходит в минор, его веселый, довольно поверхностный характер все равно дает о себе знать. [ 7 ]
прогрессивная тональность В симфонии демонстрируется ; первые три части находятся в нисходящих терциях: си минор , соль мажор и ми-бемоль минор , а последняя часть представляет собой аккорд ре мажор . Вторая симфония, как и первая, по-прежнему принадлежит традиции Брамса и Дворжака , но более компактна и концентрирована, с простым, но мощным финалом, принимающим форму ля- мажорного марша.
Прием
[ редактировать ]Сам Нильсен дирижировал первым исполнением «Четырех темпераментов» на концерте в Dansk Koncertforening 1 декабря 1902 года, всего через три дня после того, как он дирижировал премьерой « Саула и Давида» в Королевском театре . Симфония была хорошо принята публикой, а пресса в целом была положительной. Но не все отзывы были хорошими. в статье в датской газете « Даннеброг» Композитор и музыкальный критик Леопольд Розенфельд прокомментировал: «Новое произведение Карла Нильсена, я полагаю, скорее следует назвать сюитой настроений для оркестра, чем обозначить как то, что мы понимаем под симфонией. Но помимо названия, Это новое произведение прославленного композитора вновь является благоприятным свидетельством необыкновенной способности его автора выражать характерную звуковую картину посредством значительной оркестровой техники. Смеет ли кто-нибудь действительно называть эти построенные оркестровые звуки музыкой - это снова вопрос. Что особенно пленяет. Эти музыкальные иллюстрации — это умение композитора смешивать цвета, не упускающее возможности тренировать слуховой слух. Однако иногда цвета очень жестоки и в своей грубости легко выходят за рамки эстетики». [ 8 ]
В январе 1903 года Карл Нильсен и его друг пианист Хенрик Кнудсен отправились в Германию, чтобы пробудить интерес как к новой симфонии, так и к Саулу и Давиду . В Берлине симфонию показали Ферруччо Бузони, которого Нильсен знал с 1891 года. Бузони заинтересовался произведением и пообещал включить его в программу серии концертов новой и редко звучащей музыки, которые он давал на этом концерте. время с Берлинской филармонией. Вероятно, из благодарности за этот жест Нильсен посвятил произведение Бузони. 5 ноября 1903 года симфония была исполнена в Берлине под управлением Нильсена. Как и предупреждал Бузони, работа была принята не очень хорошо. [ 1 ]
Однако симфония приобретала все большую популярность и быстро стала одним из самых любимых оркестровых произведений Нильсена. К 1928 году композитор дирижировал не менее 13 выступлениями в Дании, Норвегии (Осло и Берген), Швеции (Гетеборг) и Германии (Берлин). В 1921 году он также был исполнен в Лондоне под управлением сэра Генри Вуда , а в 1927 году — в Париже с оркестром Пасделупа под управлением Фредерика Шнедлера-Петерсена.
Инструментарий
[ редактировать ]- 3 флейты , 3-я флейта двойная пикколо
- 2 гобоя , 2-й гобой в паре с английским рожком
- 2 кларнета ля, си-бемоль
- 2 фагота
- 4 валторны фа мажор
- 3 трубы фа фа
- 3 тромбона (2 тенора, 1 бас)
- комната
- литавры
- струны
Симфония существует также в версии для фортепиано в четыре руки . Кнудсена [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фольтманн 1998 , с. xiii.
- ^ «Обзоры классической музыки» . Фанфары . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Фольтманн 1998 , стр. xv – xvi.
- ↑ Программа концерта в Konsertföreningen в Стокгольме, 7 октября 1931 г.
- ^ «Симфония № 2 'Четыре темперамента', соч. 16» . Гиперион Рекордс . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ Симпсон 1979 , с. 54.
- ^ Симпсон 1979 , с. 55.
- ↑ Foltmann 1998 , стр. xii, со ссылкой на Даннеброга , 2 декабря 1902 г.
- ^ Симфония № 2 (Нильсен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
Источники
[ редактировать ]- Фольтманн, Нильс Бо, изд. (1998). «Симфония №2». Работы Карла Нильсена (PDF) . II. Инструментальная музыка. Том. 2. Издание Карла Нильсена , Королевская датская библиотека. ISBN 978-87-598-0913-6 . ИСМН 979-0-66134-000-3. Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2014 г.
- Симпсон, Роберт (1979). Карл Нильсен, симфонист, 1865–1931 (2-е изд.). Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-0-900707-46-9 . См. стр. 38–55.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симпсон, Роберт (1952). Карл Нильсен, симфонист (1-е изд.). Лондон: Дж. М. Дент. ASIN B0000CIDKO . См. стр. 25–44. Перепечатано Hyperion Press. ISBN 978-0-88355-715-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 2 (Нильсен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур