Кларнет ля-бемоль
![]() | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | Одноязычковый |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.211.2–71 ( Одноязычный аэрофон с клавишами) |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Музыканты | |
Кларнетисты | |
Строители | |
| |
Больше статей или информации | |
Семья кларнетистов |
Кларнет ля-бемоль (A ♭) — самый высокочастотный инструмент семейства кларнетов, который до сих пор производится. Он чуть более половины длины обычного кларнета B ♭ и имеет тон на второстепенную седьмую часть выше, на идеальную кварту выше, чем у кларнета E ♭ . Как транспонирующий инструмент он звучит на минорную шестую выше написанного, поэтому самая нижняя написанная нота E 3 звучит как концертная C 4 ( средняя C ).Примерно в начале XIX века появилось несколько маленьких кларнетов разной высоты звука. Кларнет A ♭ был принят в европейских духовых оркестрах , особенно в Италии, где он появился в Верди партиях оперной банды и сохранился до наших дней в военных оркестрах . Иногда его используют в современной классической музыке , в произведениях композиторов Белы Бартока и Джона Тавенера , а также в больших произведениях хора кларнета . Его производят итальянские производители Ripamonti и Orsi , а в Германии Foag Klarinetten, Herbert Wurlitzer и Schwenk & Seggelke .
История маленьких кларнетов
[ редактировать ]Кларнеты с более высоким тоном, чем кларнет C, часто объединяются в группу, также известную как «сопранино» или «пикколо» ( Шеклтон , Лоусон ). [2] [3] «высокий» или «маленький» (Чайков), [4] или «маленькие» ( Бейнс , Райс) кларнеты. [5] [6] Они известны как piccolo по-итальянски, petite по-французски и kleine по-немецки, что означает « маленький» . [6]
В состав группы входят кларнеты, построенные с несколькими тонами, от самых больших из которых являются кларнеты-сопранино в D и E ♭ , до самых маленьких в высоких A, B ♭ и C, иногда называемые октавными кларнетами, построенными на октаву выше более распространенных инструментов в этих тональностях. Британский органолог Альберт Райс в своем опросе 2017 года насчитал одиннадцать тонов высоких кларнетов, но отметил, что, хотя сопрано D ♭ и сопранино в E и G ♭ упоминаются в литературе и каталогах, ни один известный инструмент с этими тонами не существует в музеях или частных коллекциях. [7]
Из трех самых высоких и самых маленьких «октавных» кларнетов кларнеты A и B ♭ нашли некоторое применение в прусских и русских военных оркестрах XIX века . Самый маленький, в C, вероятно, был экспериментальным, его можно было найти только с упрощенной работой клавиш из-за того, что для инструмента длиной всего 28 сантиметров (11 дюймов) требовалась плотная аппликатура. [8] Выше кларнета-сопранино E ♭ и ниже октавного кларнета остается три маленьких кларнета в F, G и A ♭.
Кларнет фа использовался в основном в военных оркестрах примерно с 1780 года до середины 19 века; Французский композитор Гектор Берлиоз отметил в своем эпохальном «Трактате об инструментах» 1843 года , что его практически заменил кларнет E ♭. [9] Британский композитор и музыковед Сесил Форсайт в своем трактате по оркестровке 1914 года связал высокие кларнеты с Австрией , заявив: «Кларнеты в (высокой) фа и даже в (высокой) ля ♭ иногда используются за границей. Последний инструмент регулярно используется в австрийских вооруженных силах. банды». [10]
Кларнет G на короткое время обрел известность в небольших венских ансамблях, особенно в Schrammelmusik Вены 1880-х годов, где он получил прозвище Picksüsses Hölzl , что, возможно, на венском сленге означает «сказочная спичка». Первоначально музыку исполнял квартет из двух скрипок (братья Иоганн и Йозеф Шраммель), контргитары и кларнета G в исполнении Георга Дэнцера. Впервые он был записан музыкантами Венской филармонии с ведущим кларнетом Рихардом Шенхофером, играющим на кларнете высокой солью, после того, как оригинальные партии были найдены в 1960-х годах. [11]
Кларнет A♭ впервые появился в начале 19 века и был принят в основном европейскими духовыми оркестрами . Он сохранился в военных оркестрах, особенно в Испании и Италии, по крайней мере, до середины 20 века. [11] В Италии, особенно в партитурах оркестров, термины сестино и иногда сеттимино относились к кларнету A ♭, причем высота звука была на шестую или седьмую ступень выше кларнетов C или B ♭ соответственно. [12] В некоторых рукописях кларнет с термином Алафа обозначал пикколо в ля ♭. [13] Он нашел свою нишу в современной музыке и хорах кларнетов , а кларнеты A ♭ и G - единственные размеры кларнета, превышающие размеры сопранино E ♭, которые до сих пор производятся. [1]
Строительство
[ редактировать ]

Из-за своего небольшого размера и более компактной клавиатуры кларнет A ♭ обычно имеет цельный корпус, который сочетает в себе отдельные верхние и нижние шарниры и ствол, как на кларнетах большего размера. Раструб мундштук и . остаются отдельными частями [14]
Несколько производителей производят кларнеты A ♭: итальянские производители LA Ripamonti и Orsi , а также Foag Klarinetten, Herbert Wurlitzer и Schwenk & Seggelke в Германии. [1] Леблан производил кларнеты A ♭ по крайней мере до 1980-х годов. [15] Ripamonti, Foag, Wurlitzer и Schwenk & Seggelke производят кларнеты A ♭ с немецкой и французской системой тональности, а немецкие производители также производят кларнеты немецкой системы G.
Репертуар
[ редактировать ]Кларнет A ♭ первоначально нашел свое самое широкое применение в европейской духовой и военной оркестровой музыке XIX века. [16] Итальянские оперные композиторы писали для этого инструмента партии сценического оркестра в своих операх , например, Гаэтано Доницетти » «Альфредо Великий (1823 г.), Джузеппе Верди » «Эрнани (1844 г.), «Травиата» (1853 г.) и «Бал-маскарад». (1859). [17] [18]
Кларнет A ♭ время от времени появлялся в музыке 20-го века . Бела Барток написал для нее свое «Скерцо для фортепиано с оркестром» 1905 года , соч. 2 («в основном в унисон с E ♭ или пикколо [флейта]»). [19] [20] Четвертая симфония голландского композитора Маттейса Вермюлена , опубликованная в 1941 году, включает партию для кларнета A ♭, как и « Кельтский реквием» 1969 года английского хорового композитора Джона Тавенера . [21] Немецкий -авангардист композитор Ханс-Иоахим Хеспос использует кларнет A ♭ в своем большом оркестровом произведении 1972 года «Взаимодействия» . [22] В некоторых из его камерных произведений также используется кларнет A ♭; его работа 1978 года также включает сопрано-саррусофон , хекельфон и тарогато . [23] Канадский композитор Сэмюэл Андреев включил «Кларнет A ♭ пикколо» в свою камерную пьесу «Vérifications» 2012 года для шести инструментов . [24]
Кларнет A ♭ иногда используется в аранжировках для хора кларнета , в том числе в нескольких аранжировках франко-американского композитора Люсьена Кайе , хотя этот инструмент часто является необязательным или используется другими голосами. [25] [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с
- «Высокие кларнеты – High G или Ab» . Пенный кларнеттен . Проверено 5 февраля 2024 г.
- «Кларнет High G, KL-DS-HG» . Нойштадт-ан-дер-Айш: Герберт Вурлитцер . Проверено 14 июня 2024 г. Кларнет A ♭ доступен по запросу: «Кларнеты» . Нойштадт-ан-дер-Айш: Герберт Вурлитцер . Проверено 14 июня 2024 г.
- «317 Рипа – Кларнетто Пикколо Ла ♭. 17/6 Бем, серия Рипа» (на итальянском языке). Милан: Л.А. Рипамонти. 19 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года . Проверено 21 апреля 2023 г.
- «Продотти» [Продукция] (на итальянском языке). Милан: Prof. Romeo Orsi SRL Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- «Модели кларнетов 1000/1000+/3000» . Бамберг: Швенк и Зеггельке . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Шеклтон 2001 , 1. Семья кларнетов.
- ^ Лоусон 1995 , с. 33.
- ^ Чайков 1995 , с. 43.
- ^ Бейнс 1977 , с. 123–125.
- ^ Перейти обратно: а б Райс 2017 , с. 135.
- ^ Райс 2017 , с. 136.
- ^ Райс 2017 , с. 136–138.
- ^ Райс 2017 , с. 144–145.
- ^ Форсайт 1914 , с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б Чайков 1995 , с. 53.
- ^ Любовь 2018 , с. 14–15.
- ^ Любовь 2018 , с. 15.
- ^ «Кларнет-пикколо. Номинальная высота звука: A ♭» . Музеи музыкальных инструментов Эдинбург . Зал Святой Сесилии : Эдинбургский университет . инвентарный номер: 0076. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Кларнет-пикколо in Ab front – Леблан (1983)» . Ла Кутюр-Буссе, Франция: Музей духовых инструментов . Получено 30 декабря 2023 г. - через Google Arts & Culture .
- ^ Бейнс 1977 , с. 124.
- ^ Любовь 2018 , с. 62.
- ^ Чайков 1995 , с. 54.
- ^ Мейсон, Колин (1963). «Скерцо Бартока для фортепиано с оркестром». Темп (65): 10–13. дои : 10.1017/S0040298200055844 . S2CID 146508706 .
- ^ Чайков 1995 , с. 53–55.
- ^ «Симфония № 4 – нетскрипт партитуры» . Маттейс Вермюлен . Архивировано из оригинала 30 июля 2018 года . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Полное произведение (англ.) – Оркестровые произведения» . Ханс-Иоахим Хеспос. 20 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2007 г. Проверено 7 февраля 2007 г.
- ^ «Полное произведение (англ.) – Ансамблевые произведения» . Ханс-Иоахим Хеспос. 20 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2007 г. Проверено 7 февраля 2007 г.
- ^ «Поверки шести инструментов» . Самуил Андреев . 2012. Архивировано из оригинала 28 августа 2023 года . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Камю, Рауль Ф. (2001). «Кайет, Люсьен» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.47052 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Морган, Джон (февраль 1967 г.). «История хора кларнетов». Инструменталист . 21 : 42–43.
Библиография
[ редактировать ]- Аморе, Адриано (2018), Маленькие кларнеты в Италии: история, типологии, использование и репертуар (на итальянском языке), Турин: GEDI Gruppo Editoriale , OCLC 1124643607 , Wikidata Q128213679
- Бейнс, Энтони (1977). Деревянные духовые инструменты и их история (3-е изд.). Нью-Йорк: Dover Publications (опубликовано в 1991 г.). ISBN 978-0-48626-885-9 . ОСЛК 24010861 . ОЛ 1544645М . Викиданные Q115155619 .
- Форсайт, Сесил (1914), Оркестровка , Лондон: Macmillan Publishers , LCCN a14002863 , OCLC 408500 , Wikidata Q121879329
- Лоусон, Колин (1995). «3. Семейство кларнетов. Введение: кларнеты B ♭ и A». В Лоусоне, Колин (ред.). Кембриджский компаньон кларнета . Кембриджские товарищи . Издательство Кембриджского университета . п. 33–37. дои : 10.1017/CCOL9780521470667 . ISBN 978-1-139-00205-9 . ОЛ 1121104М . Викиданные Q116448371 .
- Райс, Альберт Р. (март 2017 г.). «Маленькие кларнеты: история, инструменты и музыка». Журнал Общества Галпина . 70 : 135–168, 230–231. ISSN 0072-0127 . JSTOR 45200834 . Викиданные Q123583006 .
- Шеклтон, Николас (2001). «Кларнет: II. Кларнет западной художественной музыки» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.52768 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 27 января 2023 г.
- Чайков, Василий (1995). «Высокие кларнеты». В Лоусоне, Колин (ред.). Кембриджский компаньон кларнета . Кембриджские товарищи . Издательство Кембриджского университета . п. 43–56. дои : 10.1017/CCOL9780521470667 . ISBN 978-1-139-00205-9 . ОЛ 1121104М . Викиданные Q116448371 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с кларнетами Пикколо, на Викискладе?
- Интернет-архив : «Шраммельн: оригинальная музыка братьев Шраммель» , запись 1966 года с участием соль-кларнета ( Discogs )