Прелюдия (музыка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
Прелюдия латынь ( нем . Präludium или Vorspiel ; : ; praeludium : французское музыкальное prelude ; итальянское : preludio — короткое произведение , ) форма которого может меняться от пьесы к пьесе. [ 1 ] [ 2 ] Хотя, например, в эпоху барокко оно могло служить введением к последующим частям произведения, которые обычно были более длинными и сложными, оно также могло быть самостоятельным произведением в эпоху романтизма . Обычно в нем присутствует небольшое количество ритмических и мелодических мотивов , которые повторяются в произведении. Стилистически прелюдия носит импровизационный характер. Этот термин может также относиться к увертюре , особенно к тем, которые можно увидеть в опере или оратории .
История
[ редактировать ]Первыми прелюдиями, которые нужно было записать, были органные пьесы , которые исполнялись для представления церковной музыки, причем самыми ранними сохранившимися примерами были пять кратких преамбул в Илеборгской табулатуре 1448 года. [ 3 ] За ними последовали свободно сочиненные в импровизированном стиле прелюдии для лютни и других струнных инструментов эпохи Возрождения , которые первоначально использовались для разогрева пальцев и проверки настройки и качества звука инструмента, как в группе пьес Джоан Амбросио Дальза. опубликованной в 1508 году под заголовком tastar de corde (по-итальянски буквально «проверка струн»). [ 3 ] [ 4 ]
Клавиатурные прелюдии начали появляться в 17 веке во Франции : немерные прелюдии , в которых длительность каждой ноты предоставляется исполнителю, использовались как вступительные части в клавесинных сюитах . Луи Куперен (ок. 1626–1661) был первым композитором, принявшим этот жанр, а прелюдии клавесина использовались до первой половины 18 века многими композиторами, в том числе Жаном-Анри д'Англебером (1629–1691), Элизабет Жаке де ла Герр (1665–1729), Франсуа Куперен (1668–1733) и Жан-Филипп Рамо (1683–1764), самое первое печатное произведение которого (1706 г.) было именно в такой форме. Последние неразмерные прелюдии для клавесина датируются 1720-ми годами.
Развитие прелюдии в Германии 17 века привело к появлению секционной формы, похожей на клавишные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джироламо Фрескобальди . Прелюдии северогерманских композиторов, таких как Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707) и Николаус Брюнс (ок. 1665–1697), сочетали в себе части свободных импровизированных отрывков с частями строгого контрапунктического письма (обычно краткие фуги ). За пределами Германии Авраам ван ден Керкховен (около 1618–1701), один из самых важных голландских композиторов того периода, использовал эту модель для некоторых из своих прелюдий. Композиторы Южной и Центральной Германии не следовали секционной модели, и их прелюдии оставались импровизационными по своему характеру практически без строгого контрапункта.
Во второй половине 17 века немецкие композиторы начали сочетать прелюдии (или иногда токкаты ) с фугами в той же тональности ; Иоганн Пахельбель (около 1653–1706) был одним из первых, кто сделал это, хотя произведения Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) «прелюдия и фуга» сегодня гораздо более многочисленны и известны. Органные прелюдии Баха весьма разнообразны и основаны на влияниях как южной, так и северной Германии. Большинство прелюдий Баха были написаны в форме темы и вариаций с использованием одного и того же мотива темы с имитацией, инверсией, модуляцией или регрессом темы, а также с другими приемами, задействованными в этой барочной форме.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер был одним из первых немецких композиторов, привнесших французский стиль конца 17 века в немецкую клавесинную музыку, заменив стандартную французскую увертюру безразмерной прелюдией. Фишера «Ариадна» — цикл клавишной музыки, состоящий из пар прелюдий и фуг; прелюдии весьма разнообразны и не соответствуют какому-либо определенному образцу. Музыкальная Ариадна послужила предшественником « Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха , двух книг по 24 пары «прелюдий и фуг» в каждой. Прелюдии Баха также были разнообразны: некоторые из них были похожи на танцы в стиле барокко, другие представляли собой двух- и трехчастные контрапунктические произведения, мало чем отличающиеся от его изобретений и симфоний . Бах также сочинял прелюдии к каждой из своих английских сюит .
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние на многих композиторов последующих столетий, некоторые из которых писали прелюдии наборами по 12 или 24 штуки, иногда с намерением использовать все 24 мажорные и минорные тональности, как это делал Бах. Фредерик Шопен (1810–1849) написал серию из 24 прелюдий, соч. 28 , часто составленная в простой троичной форме, что освободило прелюдию от ее первоначальной вводной цели и позволило ей служить независимым концертным произведением. В то время как другие пианисты-композиторы, в том числе Муцио Клементи , Иоганн Непомук Гуммель и Игнац Мошелес , ранее публиковали сборники прелюдий для пианистов, не умеющих импровизационных прелюдий, набор Шопена обновил жанр. [ 5 ]
Набор Шопена послужил образцом для других сборников из 24 или 25 фортепианных прелюдий в мажорной и минорной тональности. [ 3 ] в том числе произведения Шарля-Валентина Алькана ( соч. 31 для фортепиано или органа ), Ферруччо Бузони (соч. 37, BV 181), Сезара Кюи (соч. 64), Стивена Хеллера (соч. 81) и Александра Скрябина ( соч. 11 ). Клод Дебюсси (1862–1918) написал две книги импрессионистических фортепианных прелюдий, которые, что необычно для этого жанра, носят описательные названия. [ 3 ] Представление Шопена о прелюдии как о незакрепленном характерном произведении, выражающем настроение, а не о конкретной музыкальной программе, распространилось и в 20 веке благодаря произведениям таких композиторов, как Джордж Антейл , Джордж Гершвин , Альберто Джинастера , Дмитрий Кабалевский , Богуслав Мартину , Оливье Мессиан , Сергей Рахманинов. (который также завершил целый сет ), Джачинто Счелси и Кароль Шимановски . [ 3 ]
, вдохновленные барокко Прелюдии также были включены некоторыми композиторами 20-го века в сюиты : такие «прикрепленные» прелюдии включают Мориса Равеля » «Гробницу Куперена (1914/17) и Арнольда Шенберга Сюиту для фортепиано , соч. 25 (1921/23), оба из которых начинаются с вступительной прелюдии (хоровое вступление Шенберга к сюите «Бытие» - редкий случай прикрепленной прелюдии, написанной в 20 веке без какого-либо необарочного замысла) . [ 3 ] ). Помимо серии отдельных фортепианных прелюдий (соч. 34), Дмитрий Шостакович составил набор из 24 прелюдий и фуг в традициях « Хорошо темперированного клавира» Баха , правда, расположенных по тональности не хроматически, как у Баха, а с использованием круга квинты, как это сделал Шопен.
Некоторые композиторы -авангардисты также написали отдельные прелюдии. Джона Кейджа Краткая «Прелюдия к медитации» написана для подготовленного фортепиано , а Франсуа-Бернара Маша » «Прелюдия (1959) и Бранимира Сакача » «Алеаторная прелюдия (1961) требуют использования электронных ресурсов и алеаторических техник. [ 3 ]
Известные сборники прелюдий
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
- Шарль-Валентен Алкан (1813–1888) написал набор из 25 прелюдий, соч. 31, опубликованный в 1847 году. Его ключевая схема отличается от схемы Шопена тем, что мажорные тональности восходят хроматически, а за ними следуют соответствующие минорные субдоминанты , хотя Алкан также начинается с до мажор. Последняя пьеса возвращается в до мажор, отсюда и дополнительная прелюдия (прием, который Алкан повторил в « Эскизах», соч. 63 , и который Сезар Кюи использовал в своих 25 прелюдиях, соч. 64). В качестве дальнейшего различия между своим набором и набором Шопена Алкан дает программные названия для нескольких своих прелюдий, включая самую известную из набора, La chanson de la folle au bord de la mer ( «Песня сумасшедшей на берегу моря »).
- Лера Ауэрбах (1973 г.р.) написала три полных набора из 24 прелюдий, в которых циклически проходят все мажорные и минорные тональности, для фортепиано соло, скрипки и фортепиано, а также виолончели и фортепиано соответственно (2003).
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) написал два тома «Хорошо темперированного клавира» (1722, 1744). Оба тома содержат 24 прелюдии (и связанные с ними фуги), идущие вверх по хроматической гамме с чередованием параллельных мажорных и минорных тональностей (до мажор и до минор; до ♯ мажор и до ♯ минор; ре мажор и ре минор и т. д.).
- Людвиг ван Бетховен (1770–1827) написал две прелюдии, соч. 39 лет, подросток; каждый циклически переключает все основные клавиши фортепиано.
- Феликс Блюменфельд (1863–1931) составил набор из 24 прелюдий, соч. 17 1892 года, по ключевой схеме Шопена, а также набор из четырех, соч. 12.
- Йорк Боуэн (1884–1961) написал набор из 24 прелюдий, его соч. 102, 1938 год. Он написан во всех мажорных и минорных тональностях и опубликован посмертно.
- Джулиан Кокран (1974 г.р.) написал три тома прелюдий, многие из которых имеют импрессионистический характер, сложность и длина которых увеличиваются с каждым томом. [ 6 ] [ самостоятельный источник ]
- Фредерик Шопен (1810–1849) написал 24 прелюдии, соч. 28 , которые циклически перебирают все мажорные и минорные тональности. Прелюдии с нечетными номерами написаны в мажорной тональности, начиная с до мажор, и за каждой следует прелюдия в относительной минорной тональности. Парные прелюдии идут по квинтовому кругу (до мажор и ля минор; соль мажор и ми минор; ре мажор и си минор и т. д.). Большинство из них можно играть как отдельные произведения.
- Клод Дебюсси (1862–1918) написал две книги из 12 прелюдий : книгу 1 (1910) и книгу 2 (1913), всего 24 прелюдии. Название прелюдии дается в конце произведения, а заголовком служит римская цифра.
- (1702) Иоганна Каспара Фердинанда Фишера (ок. 1656–1746) «Музыкальная Ариадна» содержала 20 прелюдий и фуг в 19 различных тональностях.
- Альберто Джинастера (1916–1983) написал цикл из 12 американских прелюдий ( Doce Preludios Americanos ; 1946).
- Пауль Хиндемит (1895–1963) написал «Людус Тоналис» (1940), прелюдию, 11 интерлюдий и постлюдию, разделенные 12 фугами.
- Дмитрий Кабалевский (1904–1987) написал множество прелюдий для фортепиано, соч. 1, оп. 5, оп. 20, соч. 38, оп. 61 (1943–1944).
- Николай Капустин (1937–2020) написал 24 прелюдии в стиле джаз, соч. 53, а позже сборник из 24 прелюдий и фуг, соч. 82.
- Оливье Мессиана Набор из восьми фортепианных прелюдий (1908–1992) (1929) разработан на основе импрессионизма фортепианной музыки Дебюсси.
- Казимир Ней (1801–1877) написал сборник из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях для альта соло в 1849–1853 годах.
- Эйтор Вилла-Лобос (1887–1959) написал 5 прелюдий для гитары (1940), ставших популярными репертуарными произведениями. Шестая прелюдия утеряна.
- Сергей Рахманинов (1873–1943) написал прелюдию, соч. 3, № 2, 1892 г., за которым последовали 10 прелюдий, соч. 23 (1903) и 13 прелюдий, соч. 32 (1910), всего 24 прелюдии во всех мажорных и минорных тональностях; он также сочинил прелюдию ре минор , без номера опуса, в 1917 году (среди его ранних неопубликованных произведений есть еще одно).
- Флоран Шмитт (1870–1958) написал две книги прелюдий, книгу 1, 3 прелюдии ор. 3 (1890 - 95), кн. 2, 10 прелюдий ор. 5 (1896 г.).
- Александр Скрябин (1872–1915) написал 24 прелюдии, соч. 11 в 1896 году и множество более коротких наборов прелюдий. Он следовал той же схеме, что и прелюдии Шопена.
- Дмитрий Шостакович (1906–1975) написал цикл из 24 прелюдий и фуг , соч. 87 в 1951 году, а также более ранний набор из 24 прелюдий, соч. 34 (1933), для фортепиано.
- Маттиас Ванден Гейн (1721–1785) сочинил 11 прелюдий, возможно, спонтанно , для исполнения на карильоне , музыкальном инструменте с колокольчиками. Это праздничные пьесы с виртуозными последовательностями и эффектами под энергичный басовый ритм. Кроме того, это самые ранние известные композиции специально для этого инструмента. Ссылаясь на его прелюдии, карильонёры называют Вандена Гейна «Бахом карильона ». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Хоральная прелюдия
- Увертюра
- Музыка, написанная во всех мажорных и/или минорных тональностях.
- Прелюдия и фуга
- Распределение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «прелюдии» . Проверено 9 апреля 2018 г. - через The Free Dictionary.
- ^ «Прелюдия-музыка» . britannica.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ледбеттер, Дэвид; Фергюсон, Ховард. «Прелюдия» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 22 января 2014 г. (требуется подписка)
- ^ Фабрис, Динко. «Тастар де Корде» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 22 января 2014 г. (требуется подписка)
- ^ Тарускин, Ричард (24 июня 2009 г.). «Миниатюра Шопена» . Оксфордская история западной музыки: музыка девятнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 333–338. ISBN 978-0-19-979602-1 .
- ^ Стивен Плескун (2012). Хронологическая история австралийских композиторов и их произведений - Том. 3 . Корпорация Xlibris. [ самостоятельный источник ]
- ^ Ромбоутс, Люк (2014). Поющая бронза: история карильонной музыки . Переведено Communicationwise. Издательство Левенского университета . стр. 113–115. ISBN 978-90-5867-956-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хават, Рой. Искусство французской фортепианной музыки: Дебюсси, Равель, Фор, Шабрие. 2009. Печать.
- AB Wenk: Клод Дебюсси и музыка двадцатого века (Бостон, 1983)