24 прелюдии, соч. 11 (Скрябина)
24 прелюдии Александра Скрябина , соч. 11 представляет собой набор прелюдий, написанных в течение восьми лет с 1888 по 1896 год. [n 1] [1] : 9 являясь также одной из первых опубликованных работ Скрябина совместно с М. П. Беляевым в 1897 году, [n 2] [1] в Лейпциге , Германия , вместе с его 12 этюдами, соч. 8 (1894–95).
Скрябин заключил пари со своим другом М. П. Беляевым, что к апрелю 1896 года он сможет составить цикл из сорока восьми прелюдий, дважды пересекающих мажорную и минорную тональности. Хотя он уже закончил сорок шесть пьес, он дистанцировался от этого проекта и разделил прелюдии на несколько томов и номеров опусов (соч. 11, 13, 15, 16 и 17).
Только опус 11, с его строгим соблюдением квинтового круга, охватывающего каждую мажорную и минорную тональность, имеет сходство с его первоначальной идеей. Если не считать духовного родства с искусством Шопена, проявляющегося в ранней музыке Скрябина, оба цикла схожи по построению: пьесы расположены параллельно в мажорной и минорной тональности по кругу квинт. Однако сам Скрябин никогда не упоминал о сознательной попытке подражать набору прелюдий Шопена и к этому времени оставил в стороне свое раннее увлечение музыкой польского композитора. [2]
Структурный анализ
[ редактировать ]24 прелюдии Скрябина были созданы по образцу Фредерика Шопена собственного набора из 24 прелюдий, соч. . 28 : Они также охватывают все 24 мажорные и минорные тональности и следуют одной и той же последовательности клавиш: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор, ре мажор, си минор и т. д., чередуя мажорные тональности с соответствующими минорами и далее. восходящий круг квинт .
Считается выдающимся набором среди ранних произведений Скрябина с номерами от легкого к сложному, среди них № 2 ля минор, № 3 соль мажор, № 6 си минор, № 8 фа ♯ минор, № 14 ми ♭ минор, № 15 ре ♭ мажор, № 16 си ♭ минор, № 18 фа минор и № 24 ре минор. [3]
Маркировка темпа
[ редактировать ]- № 1 до мажор – Vivace
- № 2 ля минор – Аллегретто
- № 3 соль мажор – Vivo
- № 4 ми минор – Ленто
- № 5 ре мажор – Andante cantabile
- № 6 си минор – Аллегро
- № 7 ля мажор – Аллегро ассаи
- № 8 фа ♯ минор – Аллегро возбужденное
- № 9 ми мажор – Андантино
- № 10 до ♯ минор – Анданте
- № 11 си мажор – Аллегро ассаи
- № 12 соль ♯ минор – Анданте
- № 13 соль ♭ мажор – Ленто
- № 14 ми ♭ минор – Престо
- № 15 ре ♭ мажор – Ленто
- № 16 си ♭ минор – Таинственный
- № 17 ля ♭ мажор - Аллегретто
- № 18 фа минор – Аллегро возбужденное
- № 19 ми ♭ мажор – Ласковая
- № 20 до минор – Страстный
- № 21 си ♭ мажор – Анданте
- № 22 соль минор – Ленто
- № 23 фа мажор – Vivo
- № 24 ре минор – Престо
Прелюдия до мажор, соч. 11, № 1
[ редактировать ]Александра Скрябина , Прелюдия до мажор соч. 11, № 1 , был составлен в ноябре 1895 года в Москве . [1] : 9 Скрябина Здесь виртуозное сустейн-педалирование объединяет группы из семи различных диатонических нот в изысканную звучность, которую сам Скрябин называл «психическим сдвигом». [4]
Вся мелодия этой прелюдии состоит из 240 восьмых нот . [4] это вступительный аккорд этой пьесы C–D–E–F–G–A с тоникой до мажор в басу. [4] Временное значение каждой восьмой ноты меняется всякий раз , когда темп меняется, как это можно заметить во второй группе нот во 2-м такте , размер которой составляет менее половины темпа второй группы в 14-м такте. [4] Это произведение состоит из 26 тактов, и его исполнение занимает около одной минуты с отметкой темпа Vivace .
Прелюдия ми минор, соч. 11, № 4
[ редактировать ]Скрябина Прелюдия ми минор, соч. 11, № 4 , сочиненная в Москве в 1888 году, была первой из 24 прелюдий, соч. 11, написанный Скрябиным. [1] : 8 Первоначально задуманная как баллада , [5] произведение было переработано в его нынешнюю форму и названо «Прелюдия» . [6] Несмотря на то, что обе руки имеют красивые мелодии, обозначенные тенуто в тактах 1–3–9–11 и альтовым голосом в 16, кажется, что мелодия для левой руки считается самой красивой из двух. [6] Арпеджио десятых в тактах 20–23 приводит к тому, что верхняя нота аккорда попадает в долю. [6]
Структурная форма этой композиции: A (такты 1–8), повтор A (9–14), мост (15–19) и кода (20–24). [6] дело в том, что вторая фраза повторяет первую на четвертую ниже. [7] Его длина составляет 24 такта с отметкой темпа Lento , и его воспроизведение занимает около двух минут.
Прелюдия ми мажор, соч. 11, № 9
[ редактировать ]Скрябина Прелюдия ми мажор , соч. 11, № 9 , состоит из 36 тактов, его исполнение занимает почти полторы минуты и исполняется в темпе Андантино . Несмотря на тональность, голос левой руки часто играет до минор отрывки , а правая рука относительно стабильно играет в пределах ми мажор, придавая пьесе уникальный тональный окрас.
Пьеса начинается с нежной мелодии до ♯ минор для левой руки, сопровождаемой отчетливо мажорными блок-аккордами правой руки . Частые мажорные девятые и мажорные септимы придают пьесе роскошный тембральный колорит. В восьмом такте хроматическая гамма снова повышается до C ♯ , повторяя первые четыре такта исходной мелодии. На этот раз триоль использован в качестве дополнительного контрапункта в правой руке с пунктирным ритмом.
В тринадцатом такте мы видим дальнейшее развитие мелодии с использованием размашистых, но коротких крещендо и декрещендо . Следующие четыре такта служат переходом ко второй части в такте 17, где парящая теноровая мелодия сопровождается сочными гармониями в правой руке. Этот раздел продолжается до 30-го такта, когда звучит аккорд ля-мажор, но затем, когда педаль поднимается, слышна только третья C ♯ , и начальная мелодия повторяется с использованием гармонии правой руки из девятого такта. Пьеса заканчивается тремя блок-аккордами в очень мощной доминантной каденции с заключительным аккордом ми-мажор в арпеджио .
Одно из самых ярких исполнений этого произведения — исполнение Михаила Плетнева на диске «Скрябин: 24 прелюдии/сонаты 4 и 10» .
Прелюдия до-диез минор, соч. 11, № 10
[ редактировать ], Прелюдия до минор ♯ Скрябина соч. 11, № 10 , имеет длину 20 тактов и занимает менее полутора минут. Он отмечен в Анданте . Он состоит из двух частей загадочных мажорных седьмых интервалов и тритоновых гармоний, разделенных лирической секцией ми мажор . Как и многие медленные произведения Скрябина, оно исполняется очень рубато .
Первый раздел, как уже говорилось, очень загадочный, так как Скрябин использует много тритонов и септакинтервалов, не попадающих в тональность до минор. Первые 8 тактов содержат модуляции D ♯ минор и F ♯ минор. Девятый такт, помеченный как con anima , представляет мелодию ми мажор с использованием более традиционных гармоний, но пьеса снова погружается в глубины тайны только четырьмя тактами спустя. Здесь, отмеченная фортиссиссимо , начальная мелодия проявляется в полную силу, используя широкий тесситурный диапазон фортепиано.
На семнадцатом такте пьеса успокаивается, утихая блок-аккордами F ♯ минор, C ♯ минор-7 и си мажор-9 (без баса B), наконец, переходя в арпеджио финального аккорда C ♯ -минор, напоминающего девятая прелюдия, непосредственно предшествующая этой. В этом проявляется способность Скрябина находить общее в самых разнообразных своих произведениях.
Одно из исполнений этого произведения, получившее признание критиков, - это исполнение Михаила Плетнева на его диске « Скрябин: 24 прелюдии / сонаты 4 и 10». Еще одно исполнение - это запись Владимира Горовица 1956 года , вошедшая в выпуск RCA / Victor «Горовиц играет Скрябина».
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Скрябин писал 24 прелюдии не в хронологическом порядке, а в разных местах в течение восьми лет. Прелюдия № 4 была написана в Москве в 1888 году, за ней последовал № 6 в 1889 году в Киеве. № 10 написан в 1893–1894 годах в Москве, № 14 — в 1895 году в Дрездене. №№ 3, 19, 24 в 1895 году в Гейдельберге и №№ 12, 17, 18 и 23 также в 1895 году в Витцнау. № 5 был написан в 1896 году в Амстердаме, № 8 и 22 – также в 1896 году в Париже, а № 1, 2, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 20 и 21 – в том же году в Москве. .
- ↑ Беляев разделил прелюдии на четыре части по шесть прелюдий в каждой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хва-Янг, Ли (2006). Традиция и новаторство в двадцати четырех прелюдиях, опус 11 Александра Скрябина (PDF) . Техасский университет.
- ^ Рубцова, Валентина (2006). 24 Прелюдии Опус 11 . Г. Хенле Верлаг.
- ^ Фрискин, Джеймс ; Фрейндлих, Ирвин (1954). Музыка для фортепиано: Справочник концертных и учебных материалов с 1580 по 1952 год . Публикации Курьера Дувра. п. 241. ИСБН 0486229181 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лейкин, Анатоль (2011). Исполнительский стиль Александра Скрябина . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 35–54. ISBN 978-0754660217 .
- ^ Evgeniia Nikolaevna Rudakova, A. I. Kandinskiĭ (1984). Scriabin . Paganiniana Publications. p. 48. ISBN 9780866220064 . OCLC 11735082 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хинсон, Морис (2003). Антология романтической фортепианной музыки с практиками исполнения романтической фортепианной музыки: книга и DVD . Музыкальное издательство Альфреда. п. 16. ISBN 0739032879 .
- ^ Адаменко, Виктория (2007). Неомифологизм в музыке: от Скрябина и Шенберга к Шнитке и Крамбу . Пендрагон Пресс. п. 54. ИСБН 978-1576471258 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прелюдии соч. 11 (Скрябин) : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Скрябин - Прелюдия Op.11 No.4 в исполнении Евгения Зарафьянца на YouTube
- Скрябин Прелюдия, соч. 11, № 4 ми минор Анализ клавишных ландшафтов Центра компьютерных исследований в области музыки и акустики Стэнфордского университета