Соната для фортепиано № 7 (Скрябин)
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
Соната для фортепиано № 7 , соч. 64 с подзаголовком Messe Blanche (Белая месса) была написана Александром Скрябиным в 1911 году. Это одна из поздних фортепианных сонат в карьере Скрябина, музыка очень хроматическая и почти атональная . Джордж Перл говорит, что «основной набор, на котором основана Седьмая соната », в линейном порядке, как пишет Скрябин, представляет собой E , F ♯ , G , A , B ♭ , C , D ♭ , и что мистический аккорд может быть получено из четвертного написания этого набора (с D ♮ и без G). [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Белая месса тесно связана со своей предшественницей, шестой сонатой . Оба произведения написаны в 1911–1912 годах и имеют структурно и стилистически больше общего, чем любая другая пара сонат Скрябина. [ 2 ] Сообщается, что Скрябин боялся шестой сонаты, считая, что произведение испорчено демоническими силами, и дошел до того, что отказался исполнять это произведение публично. [ 3 ] Скрябин сочинил свою седьмую сонату как изгнание нечистой силы из тьмы шестой сонаты, озаглавив произведение « Белая месса», чтобы отразить его небесную природу. Настроение произведения он задумал сделать экстатическим, вызывающим образы крылатого полета, сладострастного восторга и всепобеждающих сил. [ 3 ]
Это произведение особенно понравилось композитору, вероятно, из-за его мессианского контекста и отточенной структуры, отличающейся большей контрастностью, ритмичностью и динамикой, чем большинство его произведений. [ 2 ] Однако, как и вторая соната , Белая месса доставила ему немало хлопот при написании. [ нужна ссылка ]
Соната «Белая месса» Скрябина структурно не имеет прямого отношения к девятой сонате , которая была написана в 1912–1913 годах и позже получила прозвище « Соната черной мессы» .
Структура и содержание
[ редактировать ]Произведение состоит из одной части продолжительностью около 10–13 минут и имеет пометку «Аллегро», хотя пометка «Аллегро» была добавлена издателем позже. Оригинальная отметка темпа, сделанная рукой Скрябина в верхней части автографа, — «Prophétique». Дополнительные пометки дают ключ к разгадке различных настроений, которые Скрябин намеревался передать на протяжении всего произведения, например, «mystérieusement sonore» (таинственно звучный) или «avec une sombre majesté» (с темным величием). Как и шестая, седьмая соната полна резких контрастов, сложных контрапунктов , продвинутых тритональных гармоний и пульсирующих, раскаленных арпеджио. [ 2 ] Тема с пометкой «avec une céleste volupté» (с небесной сладострастностью) мелодически представляет гармонию, которая повторяется на протяжении всей сонаты. Еще одна повторяющаяся гармония представлена темой с пометкой «étincelant» (игристое). Пассажи сонаты имитируют молнии, ароматные облака и далекие колокола. Аккорды, имитирующие колокольный звон, были любимыми у Скрябина, и они обеспечивают еще одну гармонию, повторяющуюся на протяжении всего произведения (две минорные терции, разделенные минорной секстой ). По словам Леонида Сабанеева , когда сам Скрябин играл эти аккорды, звон раздавался одновременно издалека и близко; часть из них звучала очень реально, а другая звучала как эхо. [ 4 ] В конце также имеется значительный пятиоктавный арпеджио, представляющий собой вспышку ослепляющего света. Последующая музыка поднимается вверх по регистру до конца сонаты, где она рассеивается, представляя «расслабление и небытие после акта любви».
История выступлений
[ редактировать ]Соната «Белая месса» — одно из наиболее передовых произведений Скрябина. Известные мастера Скрябина, такие как Владимир Горовиц и Владимир Софроницкий, не играли и не записывали это произведение. Однако Святослав Рихтер исполнял ее несколько раз за свою карьеру, а вплоть до 1994 года исполнял ее на гастролях. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перл, Джордж (1991). Серийная композиция и атональность , стр.41. Калифорнийский университет. ISBN 9780520074309 .
- ^ Перейти обратно: а б с (1994), примечания Тауба, с. 6
- ^ Перейти обратно: а б (1997), Заметки Ашкенази, с. 6
- ^ Сабанеев (2005), с. 169
- ^ http://trovar.com/str/discs/scri.html
Ссылки
[ редактировать ]- «Александр Скрябин: Сонаты для фортепиано». Скрябин: Сонаты для фортепиано (вкладыш на компакт-диск). Владимир Ашкенази . Декка . 1997. стр. 5–7.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - «Скрябин: 10 фортепианных сонат». Скрябин: 10 сонат для фортепиано (вкладыш на компакт-диск). Роберт Тауб . Гармония Мунди . 2005. стр. 4–7.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - Сабанеев, Леонид (2005) [1925]. Воспоминания об Александре Скрябине . Берлин. ISBN 3-928864-21-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната № 7 (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната №7 в исполнении Джонатана Пауэлла в Киеве , 30 марта 2010 г.