Фортепианный концерт (Скрябин)

Фортепианный концерт фа-диез минор , соч. 20 — раннее произведение русского композитора Александра Скрябина (1872–1915). Написанное в 1896 году, когда ему было 24 года, это было его первое произведение для оркестра и единственный сочиненный им концерт . Скрябин завершил концерт всего за несколько дней осенью 1896 года, но закончил оркестровку только в мае следующего года (и только после постоянных настояний своего издателя и покровителя Митрофана Беляева ). Беляев заплатил композитору 600 рублей (примерно 10 000 долларов в текущих ценах); Премьера состоялась в октябре 1897 года и наконец была опубликована в 1898 году.
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для 2- х флейт и пикколо , 2-х гобоев , 2 -х кларнетов , 2- х фаготов , 4- х валторн , 2- х труб , 3-х тромбонов , литавр , струнных и фортепиано соло.
Состав
[ редактировать ]Работа состоит из трех частей, общей продолжительностью около 28 минут:
- Аллегро
- Анданте
- Вторая часть начинается в тональности фа-диез мажор , которая была для Скрябина «ярко-синей мистической тональностью». [ 1 ] Это в форме темы и вариаций. Оркестр вводит тему. Фортепиано вступает с первой вариацией, сопровождая тему оркестра арпеджио. Вторая вариация более быстрая, отмечена аллегро скерцандо. Третий вариант — медленный похоронный марш . Четвертый вариант отмечен аллегретто и отличается замысловатым орнаментом; кларнет вводит мелодию и переплетает контрапункт с солистом. Часть завершается возвращением оркестру темы, почти идентичной первой вариации.
- Аллегро модерато
- Это движение также развивает материал первой части. Первая тема сжимается в первые два такта, за которыми следует виртуозное арпеджио .
Затем появляется вторая, более лирическая тема в ля мажоре, а затем возвращается к исходной теме F # минор, которая вскоре активно развивается. После того, как наступает кульминация, когда первая тема звучит еще раз, возвращается вторая тема, на этот раз в фа-диез мажоре. После нескольких коротких заключительных размышлений, где есть модуляция ля минор, тональность возвращается к F# мажор для краткой, но торжествующей и выразительной коды, заканчивающейся тремя громкими аккордами F# мажор.
Записи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Атес Орга. «Скрябин и Чайковский: Фортепианные концерты» . Гиперион Рекордс . Проверено 3 декабря 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепиано, Александр Скрябин, Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор
- Концерт для фортепиано с оркестром (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур