Симфония № 3 (Скрябин)
Александра Скрябина Симфония № 3 до минор (соч. 43) под названием « Божественная поэма » была написана между 1902 и 1904 годами и опубликована в 1905 году. Премьера состоялась в Париже 29 мая того же года.
Структура
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей, продолжающихся без паузы:
- Введение
- Люттес («Борьба»)
- Первая часть начинается с основной темы скрипок, продолжается басами и постепенно достигает кульминации. Когда он затихает, в приглушенных струнах появляется гимноподобная тема. Вторая мелодия следует за деревянными духовыми инструментами в сопровождении скрипки и баса, за ней, в свою очередь, следует тема, напоминающая «Дрезденский аминь», в длинном тремоло, при этом трубы воспроизводят свою первоначальную тему под полный аккомпанемент. После перепросмотра главная тема проявляется в валторнах, скрипках в взволнованном аккомпанементе. Конец раздела яростный, постепенно затухающий и безостановочно ведущий ко второй части.
- Восторги ("Delights")
- Медленная, нежная мелодия появляется в деревянных духовых инструментах и валторнах, а затем и в струнных, причем трубы повторяют свой призыв в первой части. Эта мелодия, становящаяся все более и более страстной, прерывается сильным пассажем валторн, которые, наконец, в унисон издают радостный такт, а басы издают перевернутый трубный зов, ведущий к финалу.
- Jeu divin («Божественная игра»)
- Под оживленное движение струн трубы издают вариацию своего призыва. Вторая мелодия следует в партиях гобоев и виолончелей на фоне гармонии деревянных духовых инструментов и валторн, которая внезапно прерывается возвращением первой мелодии. После развития возвращается эпизод унисонных валторн и перевернутого трубного звука. Ближе к концу возвращается основная тема первой части, и раздел завершается легендой и призывом в унисон.
Инструментарий
[ редактировать ]- Деревянные духовые инструменты: Пикколо, 3 флейты, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета (си-бемоль), бас-кларнет (си-бемоль), 3 фагота, контрфагот
- Духовые: 8 валторн (фа), 5 труб (си-бемоль), 3 тромбона, туба.
- Перкуссия: Литавры, Там-Там, Тарелки, Колокольчики, Треугольник.
- Струны: 16 первых и 16 вторых скрипок, 12 альтов, 12 виолончелей, 8 контрабасов (количества, предусмотренные Скрябиным в партитуре), 2 арфы.
Выступление на фортепиано
[ редактировать ]Леонид Сабанеев отмечает, что эта симфония гораздо яснее звучит в исполнении на фортепиано. Он цитирует ученика Сергея Танеева словами:
Надо послушать, как Александр Николаевич [Скрябин] сам играет эту симфонию на фортепиано, он сделал из нее своего рода « Поэму для фортепиано». Впечатление незабываемое, а звучит гораздо лучше, чем с оркестром. [1]
Эта симфония также была переложена для фортепианного дуэта Леоном Конусом в 1905 году.
Премьера «Божественной поэмы» состоялась Артуром Никишем в Париже 29 мая 1905 года в Театре Шатле. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леонид Сабанеев: Воспоминания об Александре Скрябине. Издательство Эрнста Куна 1925/2005. (стр. 32) ISBN 3-928864-21-1
- ^ Примечания (стр. 64) Эльвиры Зейверт к записи Майкла Гилена, SWR Music, Michael Gielen Edition Volume 7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 3 (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур