Jump to content

Соната для фортепиано № 10 (Скрябин)

Соната для фортепиано № 10 , соч. 70, была написана Александром Скрябиным в 1913 году. Это была его последняя работа в таком виде. Произведение очень хроматично и тонально неоднозначно, как и другие поздние произведения Скрябина, хотя, возможно, менее диссонансно, чем большинство его поздних произведений. Для него характерны частые трели и тремоло . Иногда ее называют его «Сонатой о насекомых», в связи со следующим его заявлением, записанным Леонидом Сабанеевым :

«Насекомые, бабочки, мотыльки — все они живые цветы. Это тончайшие ласки, почти не соприкасающиеся… Они все рождены от солнца, и солнце их питает… Эта солнечная ласка мне ближе всего — возьмите мою десятую сонату — это целая соната из насекомых». [ 1 ]

Это утверждение берет начало в разговоре, в котором Скрябин, его гражданская жена Татьяна Скрябина и Сабанеев обсуждают, как различные животные «соответствуют движениям наших душ». [ 1 ] Их особенно интересуют виды ласк, на которые похожи разные животные - "птицы соответствуют приподнятым ласкам", а "мучительные ласки - это звери" - и приведенная цитата навеяна Сабанеевым, несколько шутливо вопрошающим Скрябина "а как насчет других живых существа, такие как черви, насекомые?». [ 1 ] Хотя многие восприняли цитату о насекомом как ссылку на буквальное сходство между трелями сонаты и жужжанием крыльев насекомых, музыковед Росс Митчелл утверждал, что Скрябин имел в виду более тонкую и философскую метафору.

«Насекомые, которых Скрябин имел в виду, сочиняя эту сонату, — это не просто жужжащие назойливые люди, а зацелованные солнцем и сверкающие ослепительным блеском и эротической нежностью, ласкающие нежными взмахами крыльев. В этих насекомых сочетаются многие излюбленные Скрябиным философские, символические и метафорические напряжения – непрерывная деятельность, трепетание, озарение, соблазнение – в один мощный символ, способствующий духовному просветлению». [ 2 ]

Атмосфера вступительных страниц Десятой сонаты завуалирована и далека, как импрессионистическое размышление, но гораздо более интенсивно возвышена и духовна. Вскоре трели проникают в каждый уголок музыки, а на последних страницах они превращаются в великолепное отзвуки, словно переливающиеся импульсами светящегося света и обретающие собственную жизнь. Подобные жизненные и светозвуковые подтверждения типичны для собственного творческого мира композитора.

Десятая соната находится в более тесном диалоге с формой сонаты, чем некоторые другие его сонаты. Он открывается несколькими пустынными нотами, образующими увеличенный аккорд , а затем уменьшенный аккорд . Затем он переходит к простой хроматической теме, а затем возвращается к вступительной теме. Затем Скрябин вводит светящиеся трели, пронизывающие остальную часть произведения, а затем переходит к третьей теме с хроматически нисходящей мелодией. Следуя формату сонаты, эти три темы принимают измененную форму в процессе развития , прежде чем перейти к перепросмотру .

В средней части лихорадочное жужжание достигает яростной кульминации, в результате чего трели обеих рук попадают в верхний регистр инструмента. Самый первый однострочный жест пьесы не повторяется до тех пор, пока не будет выполнено богато разнообразное «перепросмотр»; он появляется совершенно неожиданно и акцентируется падающей квартой в басу, заканчивающейся на C natural — высоте, которая в его последней музыке приобретает большое значение для Скрябина, который стал рассматривать ее как своего рода очищающий тональный фокус. [ 3 ]

Как и другие сонаты Скрябина, она технически и музыкально очень требовательна к пианисту. Обычное выступление длится около 12 минут. Известные записанные исполнения этого произведения включают исполнение зятя Скрябина и музыкального чемпиона Владимира Софроницкого , а также исполнение великого пианиста Владимира Горовица , который также защищал многие произведения Скрябина на протяжении всей своей долгой карьеры. Русский виртуоз Аркадий Володось сделал очень необычный шаг, открыв свой дебютный концерт в Карнеги-холле этой сонатой, отражающей смелый подход к программированию, а также приверженность наследию Скрябина. В 2018 году Юджа Ван исполнила Сонату в рамках сольного тура, включая Карнеги-холл и Берлинскую филармонию . [ 4 ] Концерт в Берлине был записан и выпущен Deutsche Grammophon как The Berlin Recital ; [ 5 ] альбом получил номинацию на премию Грэмми в категории «Лучшее классическое инструментальное соло». [ 6 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Sabaneev, Leonid (1925). Воспоминания о Скрябине [ Reminiscences on Skryabin ] (in Russian). Moscow: Musical Sector of State Publisher (Музыкальный Сектор Государственного Издатальства). pp. 232–3. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  2. ^ «Импульс к апокалипсису: Поздние произведения Александра Николаевича Скрябина, 1910-1915» . escholarship.org . Проверено 19 июня 2024 г.
  3. ^ «Соната для фортепиано № 10 («Трель»), соч. | Детали» .
  4. ^ «Архивные концерты Юджа Ван — 2018» . Архив Юджа Ван . Проверено 30 ноября 2023 г.
  5. ^ «Берлинский концерт Юджа Ван» . Немецкий граммофон.
  6. ^ «Юджа Ван Художник» . Академия звукозаписи.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccdc0875f4d75c3f193532d7c7092906__1718823300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/06/ccdc0875f4d75c3f193532d7c7092906.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 10 (Scriabin) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)