Соната для фортепиано № 10 (Скрябин)
Соната для фортепиано № 10 , соч. 70, была написана Александром Скрябиным в 1913 году. Это была его последняя работа в таком виде. Произведение очень хроматично и тонально неоднозначно, как и другие поздние произведения Скрябина, хотя, возможно, менее диссонансно, чем большинство его поздних произведений. Для него характерны частые трели и тремоло . Иногда ее называют его «Сонатой о насекомых», в связи со следующим его заявлением, записанным Леонидом Сабанеевым :
«Насекомые, бабочки, мотыльки — все они живые цветы. Это тончайшие ласки, почти не соприкасающиеся… Они все рождены от солнца, и солнце их питает… Эта солнечная ласка мне ближе всего — возьмите мою десятую сонату — это целая соната из насекомых». [ 1 ]
Это утверждение берет начало в разговоре, в котором Скрябин, его гражданская жена Татьяна Скрябина и Сабанеев обсуждают, как различные животные «соответствуют движениям наших душ». [ 1 ] Их особенно интересуют виды ласк, на которые похожи разные животные - "птицы соответствуют приподнятым ласкам", а "мучительные ласки - это звери" - и приведенная цитата навеяна Сабанеевым, несколько шутливо вопрошающим Скрябина "а как насчет других живых существа, такие как черви, насекомые?». [ 1 ] Хотя многие восприняли цитату о насекомом как ссылку на буквальное сходство между трелями сонаты и жужжанием крыльев насекомых, музыковед Росс Митчелл утверждал, что Скрябин имел в виду более тонкую и философскую метафору.
«Насекомые, которых Скрябин имел в виду, сочиняя эту сонату, — это не просто жужжащие назойливые люди, а зацелованные солнцем и сверкающие ослепительным блеском и эротической нежностью, ласкающие нежными взмахами крыльев. В этих насекомых сочетаются многие излюбленные Скрябиным философские, символические и метафорические напряжения – непрерывная деятельность, трепетание, озарение, соблазнение – в один мощный символ, способствующий духовному просветлению». [ 2 ]
Атмосфера вступительных страниц Десятой сонаты завуалирована и далека, как импрессионистическое размышление, но гораздо более интенсивно возвышена и духовна. Вскоре трели проникают в каждый уголок музыки, а на последних страницах они превращаются в великолепное отзвуки, словно переливающиеся импульсами светящегося света и обретающие собственную жизнь. Подобные жизненные и светозвуковые подтверждения типичны для собственного творческого мира композитора.
Десятая соната находится в более тесном диалоге с формой сонаты, чем некоторые другие его сонаты. Он открывается несколькими пустынными нотами, образующими увеличенный аккорд , а затем уменьшенный аккорд . Затем он переходит к простой хроматической теме, а затем возвращается к вступительной теме. Затем Скрябин вводит светящиеся трели, пронизывающие остальную часть произведения, а затем переходит к третьей теме с хроматически нисходящей мелодией. Следуя формату сонаты, эти три темы принимают измененную форму в процессе развития , прежде чем перейти к перепросмотру .
В средней части лихорадочное жужжание достигает яростной кульминации, в результате чего трели обеих рук попадают в верхний регистр инструмента. Самый первый однострочный жест пьесы не повторяется до тех пор, пока не будет выполнено богато разнообразное «перепросмотр»; он появляется совершенно неожиданно и акцентируется падающей квартой в басу, заканчивающейся на C natural — высоте, которая в его последней музыке приобретает большое значение для Скрябина, который стал рассматривать ее как своего рода очищающий тональный фокус. [ 3 ]
Как и другие сонаты Скрябина, она технически и музыкально очень требовательна к пианисту. Обычное выступление длится около 12 минут. Известные записанные исполнения этого произведения включают исполнение зятя Скрябина и музыкального чемпиона Владимира Софроницкого , а также исполнение великого пианиста Владимира Горовица , который также защищал многие произведения Скрябина на протяжении всей своей долгой карьеры. Русский виртуоз Аркадий Володось сделал очень необычный шаг, открыв свой дебютный концерт в Карнеги-холле этой сонатой, отражающей смелый подход к программированию, а также приверженность наследию Скрябина. В 2018 году Юджа Ван исполнила Сонату в рамках сольного тура, включая Карнеги-холл и Берлинскую филармонию . [ 4 ] Концерт в Берлине был записан и выпущен Deutsche Grammophon как The Berlin Recital ; [ 5 ] альбом получил номинацию на премию Грэмми в категории «Лучшее классическое инструментальное соло». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Sabaneev, Leonid (1925). Воспоминания о Скрябине [ Reminiscences on Skryabin ] (in Russian). Moscow: Musical Sector of State Publisher (Музыкальный Сектор Государственного Издатальства). pp. 232–3.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Импульс к апокалипсису: Поздние произведения Александра Николаевича Скрябина, 1910-1915» . escholarship.org . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Соната для фортепиано № 10 («Трель»), соч. | Детали» .
- ^ «Архивные концерты Юджа Ван — 2018» . Архив Юджа Ван . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ «Берлинский концерт Юджа Ван» . Немецкий граммофон.
- ^ «Юджа Ван Художник» . Академия звукозаписи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Десятая соната Скрябина доступна для скачивания на UBUWEB (выпуск Аспена № 2, пункт 3) вместе с тремя прелюдиями и вступительными комментариями Фаубиона Бауэрса .
- Соната № 10 (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур