Фантазия си минор (Скрябин)
Александра Скрябина Фантазия си минор , соч. 28, была написана в 1900 году. Это единая часть , сонаты которая заполняет разрыв между третьей и четвертой сонатой Скрябина . Скрябин написал это произведение в композиционно непродуктивный период своего пребывания в Московской консерватории . Первое издание опубликовал Беляев.
Композитор мог забыть о существовании произведения. По словам Леонида Сабанеева , когда Сабанеев начал играть одну из его тем на фортепиано в московской квартире Скрябина (ныне музей), Скрябин крикнул из соседней комнаты: «Кто это написал? Звучит знакомо». – «Ваша «Фантазия » », – был ответ. Скрябин сказал: «Какая «Фантазия»?» [ 1 ] Эта история, рассказанная Сабанеевым и повторенная Фобионом Бауэрсом в биографии Скрябина, может быть, однако, апокрифом. В любом случае, поскольку Сабанеев счел целесообразным фальсифицировать дату смерти Скрябина и иным образом развязывать факты, его рассказы о неподтвержденных иным образом историях лучше воспринимать с долей скептицизма. Как бы то ни было, обширная документация Бауэрса о концертных программах Скрябина не содержит никаких доказательств того, что Скрябин исполнял эту пьесу публично.
«Фантазия» начинается с двусмысленной, открытой гармонии, мало чем отличающейся от той, которую Скрябин использовал для открытия своей второй сонаты , известной как Соната-Фантазия. Начало явно си минор, но тоники постоянно избегают: эта техника широко использовалась в балладах Шопена » Вагнера , в «Тристане и Изольде и самим Скрябиным в его третьей и четвертой сонатах. Вступление характеризуется неумолимо нисходящей басовой партией и мелодией, которая попеременно то поднимается вверх, то резко падает обратно в неровных жестах.
Это задумчивое начало сменяется одной из самых красивых мелодий Скрябина — второй темой ре мажор. Мелодия трактуется канонически: несколько голосов перекликаются с чрезвычайно распространенным левым аккомпанементом. Заключительные группы, также ре мажор, величавы и уверенны, с ритмичной навязчивостью и направленными жестами, характерными для героического письма Скрябина.
В перепросмотре первая тема тщательно разрабатывается с широкими арпеджио обеими руками. Однако она усекается, довольно быстро уступая место переходу ко второй теме. Тем временем вторая тема резюмируется скорее в величии, чем в нежности: апофеоз мало чем отличается от тематической трансформации главной темы в первой балладе Шопена от ее первоначального нежного заявления в ми ♭ мажор к ее грандиозному изобилию в ля мажор.
Несмотря на намек на свободу и импровизацию, заложенные в названии «Фантазия», произведение на самом деле представляет собой довольно прямолинейное (если не шаблонное) соната-аллегро. В его экспозиции есть четкий первый предмет и переход, за которым следует второй предмет и закрывающие группы по относительной специализации. Разработочный раздел отличается бурностью и последовательностью мотивов экспозиции; и, за исключением усечения первой темы, перепросмотр накладывает меру на меру на экспозицию. Однако в конце перепросмотра берут верх элементы «Фэнтези»: вместо того, чтобы удобно расположиться на си-мажоре, пьеса переходит в коду, которая то свободная, то импровизационная, последовательная (почти второе развитие) и перепросмотр. (См. для сравнения четвертую часть Сонаты № 3 Скрябина, которая, кажется, находится на неоднозначной формальной границе между сонатой-аллегро и сонатой-рондо.)
Вагнера В конечном итоге кода триумфально заканчивается си мажор, с сильным отсылкой к « Liebestod » . В любом случае, текстура в конце очень похожа на ; транскрипцию Вагнера Листом ключ тот же; и в каждом случае к мажорной тонике приближается супертонический полууменьшенный септаккорд.
«Фантазия» содержит некоторые из самых сложных произведений Скрябина до его позднего периода. Плотные и контрапунктические фактуры чрезвычайно сложны для озвучивания, столкновения между руками требуют тщательной проработки, а аккомпанемент левой рукой местами более или менее невозможен (требует перераспределения). [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бауэрс, Фаубион (1996). Скрябин: Биография (2-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-28897-0 .
- ^ Роберт Каммингс. Фантазия для фортепиано си минор, соч. 28 на AllMusic
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фантазия соч. 28 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.