Jump to content

Музыкальная Ариадна

Музыкальная Ариадна — сборник органной музыки Иоганна Каспара Фердинанда Фишера , впервые изданный в 1702 году. Основная часть сборника — цикл из 20 прелюдий и фуг в разных тональностях , поэтому Музыкальная Ариадна считается важным предшественником Иоганна Себастьяна Баха ». s Хорошо темперированный клавир , имеющий аналогичную структуру.

Название отсылает к греческому мифу в котором Тесей находит выход из Минотавра , лабиринта используя клубок ниток, который дала ему Ариадна царя Миноса , дочь критского , . Точно так же можно сказать, что музыка в сборнике ведет слушателя через лабиринт клавиш. Фишер также использовал греческую мифологию для названия произведений в другом своем крупномасштабном музыкальном сборнике, Musikalischer Parnassus .

Первое издание « Музыкальной Ариадны» было сделано в 1702 году в Шлакенверте . Работа переиздавалась несколько раз при жизни Фишера. Оригинальный отпечаток, упомянутый Иоганном Готфридом Вальтером в «Музыкальном лексиконе», теперь утерян, но сохранилась рукописная копия.

20 прелюдий и фуг:

  • Прелюдия и фуга № 1 до мажор
  • Прелюдия и фуга № 2 до-диез минор
  • Прелюдия и фуга № 3 ре минор
  • Прелюдия и фуга № 4 ре мажор
  • Прелюдия и фуга № 5 ми-бемоль мажор
  • Прелюдия и фуга № 6 восточно -фригийского языка
  • Прелюдия и фуга № 7 в ми дорийском стиле
  • Прелюдия и фуга № 8 ми мажор
  • Прелюдия и фуга № 9 фа минор
  • Прелюдия и фуга № 10 фа мажор
  • Прелюдия и фуга № 11 фа-диез минор
  • Прелюдия и фуга № 12 соль минор
  • Прелюдия и фуга № 13 соль мажор
  • Прелюдия и фуга № 14 ля-бемоль мажор
  • Прелюдия и фуга № 15 ля минор
  • Прелюдия и фуга № 16 ля мажор
  • Прелюдия и фуга № 17 си-бемоль мажор
  • Прелюдия и фуга № 18 си минор
  • Прелюдия и фуга № 19 си мажор
  • Прелюдия и фуга № 20 до минор

5 ричеркаров на хоральные мелодии, каждый из которых связан с определенным католическим событием:

  • Ричеркар для сезона Адвента, до мажор (на Ave Maria klare , для Адвента )
  • Ricercar pro Festis Natalitys, до мажор (В тот радостный день , к Рождеству )
  • Ричеркар во время Великого поста, ля минор (на тему Da Иисуса an dem Kreuze stund , для Великого поста )
  • Ричеркар для Пасхального праздника, ре минор (on Christ ist erstanden , на Пасху )
  • Рицеркар для праздников Пятидесятницы, фа мажор (на Komm, heiliger Geist , для Пятидесятницы )

Все пьесы довольно короткие, включая несколько очень коротких фуг (самая короткая семитактовая фуга ля минор). Большинство из них написаны в обычном времени , за некоторыми исключениями (в первую очередь, фуга E Dorian в размере 12/8). Прелюдии варьируются от пьес, основанных на коротких упрощенных токкатных пассажах с длинными устойчивыми аккордами (как, например, до-мажор и соль-мажор), до немного более сложных произведений с короткими имитационными пассажами, подобными этому, начиная с конца Прелюдия ми-бемоль мажор:

Последние 4 такта прелюдии ми-бемоль мажор из «Музыкальной Ариадны».
Last 4 bars of the E-flat major prelude from Ariadne musica.

Все фуги четырехголосны, за исключением ля-бемоль мажора с пятой частью, удваивающей октаву в последнем аккорде. Некоторые из них тематически слабо связаны с сопутствующими прелюдиями.

Все ричеркары содержат темы, написанные целыми и половинными нотами, заметным исключением является до мажор Ricercar pro Festis Natalitys , тема состоит в основном из четвертных и восьмых нот. Три из них отмечены alla breve , Ricercar pro Festis Natalitys - в обычное время, а рицеркар фа мажор - в 3/2.

Ricercar pro Festis Paschalibus ранее приписывался Иоганну Себастьяну Баху и числился в каталоге BWV как BWV 746, хоральная прелюдия Christ ist erstanden .

Связь с Иоганном Себастьяном Бахом

[ редактировать ]

Самая очевидная связь « Хорошо темперированного клавира» Баха с Ariadne Musica — это использование Бахом темы Фишера в одной из фуг:

Вступительные такты фуги ми мажор из «Музыкальной Ариадны».
Opening bars of the E major fugue from Ariadne musica.

Шестинотная тема четырехголосной фуги ми мажор Фишера (начальные такты на фото выше, тема выделена) используется Бахом в качестве темы фуги ми мажор из второго тома « Хорошо темперированного клавира» , BWV878/2. , тоже в четыре голоса:

Начало фуги ми мажор Баха из второго тома «Хорошо темперированного клавира».
The beginning of Bach's E major fugue from the second volume of the Well-Tempered Clavier.

Произведение Фишера довольно короткое (хотя и не такое короткое, как, например, 8-тактовая фригийская фуга E из того же сборника) и написано преимущественно с использованием длинных нот; Фуга Баха гораздо сложнее, с плотным контрапунктом , а также намного длиннее - хотя тема Фишера делает ее одной из немногих пьес Всемирного торгового центра, в которых присутствует значительное количество целых и половинных нот во всех голосах.

Одна и та же шестинотная тема встречается в двух клавишных произведениях 17 века знаменитого Иоганна Якоба Фробергера : Fantasia No. 2 и Ricercar No. 4 . Начальные полосы последнего можно увидеть ниже (перевернутая версия той же темы показана темно-розовым цветом):

Первые такты Ricercar No. 4 Фробергера; тема из шести нот показана синим цветом, ее перевернутая форма — темно-розовым.
The opening bars of Froberger's Ricercar No. 4; the six-note theme is shown in blue, its inverted form is shown in dark pink.

Фишер, возможно, позаимствовал эту тему у Фробергера. Кроме того, фуга ми-бемоль мажор Фишера и фуга соль минор Баха из Книги 1 имеют схожую структуру в отношении использования контрпредметов; сюжет фуги Баха — слегка измененная версия фуги Фишера. Фуги до мажор как Баха, так и Фишера в значительной степени основаны на стретто, и их сюжеты в чем-то схожи ритмически.

Музыкальная Ариадна редко исполняется и записывается, хотя отдельные прелюдии и фуги часто появляются в различных сборниках органной музыки в стиле барокко . Следующие записи содержат хотя бы одну часть Музыкальной Ариадны (прелюдии и фуги или ричеркары) полностью:

  • Иоганн Каспар Фердинанд Фишер: Музыкальная Ариадна , Вольфганг Баумграц , Христофор, 1992 (полная запись)
  • Немецкая органная музыка, том. 1 , Джозеф Пейн, 1994. Наксос 550964. (на трёх разных органах, без ричеркаров)
  • Иоганн Каспар Фердинанд Фишер: Блюмен-Штраус: Полное собрание органных сочинений , Серж Шунбрудт, 2002. AEOLUS AE-10321. (полная запись)
  • Радость навсегда: Опус 41 в колледже Гошен , Брэдли Леман, 2006. LaripS 1002. (полная запись)
  • Дж. К. Ф. Фишер: Музыкальная Ариадна (20 прелюдий и фуг); произведения Кальдары, Баха, Бетховена и Зорге , Франца Хазельбека. Общество музыкального наследия MHS 1634.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a0674ed4e4e2d0b13ae7b21d6320e67__1712816100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/67/6a0674ed4e4e2d0b13ae7b21d6320e67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariadne musica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)