Музыкальная Ариадна
Музыкальная Ариадна — сборник органной музыки Иоганна Каспара Фердинанда Фишера , впервые изданный в 1702 году. Основная часть сборника — цикл из 20 прелюдий и фуг в разных тональностях , поэтому Музыкальная Ариадна считается важным предшественником Иоганна Себастьяна Баха ». s Хорошо темперированный клавир , имеющий аналогичную структуру.
Название отсылает к греческому мифу в котором Тесей находит выход из Минотавра , лабиринта используя клубок ниток, который дала ему Ариадна царя Миноса , дочь критского , . Точно так же можно сказать, что музыка в сборнике ведет слушателя через лабиринт клавиш. Фишер также использовал греческую мифологию для названия произведений в другом своем крупномасштабном музыкальном сборнике, Musikalischer Parnassus .
Первое издание « Музыкальной Ариадны» было сделано в 1702 году в Шлакенверте . Работа переиздавалась несколько раз при жизни Фишера. Оригинальный отпечаток, упомянутый Иоганном Готфридом Вальтером в «Музыкальном лексиконе», теперь утерян, но сохранилась рукописная копия.
Куски
[ редактировать ]20 прелюдий и фуг:
- Прелюдия и фуга № 1 до мажор
- Прелюдия и фуга № 2 до-диез минор
- Прелюдия и фуга № 3 ре минор
- Прелюдия и фуга № 4 ре мажор
- Прелюдия и фуга № 5 ми-бемоль мажор
- Прелюдия и фуга № 6 восточно -фригийского языка
- Прелюдия и фуга № 7 в ми дорийском стиле
- Прелюдия и фуга № 8 ми мажор
- Прелюдия и фуга № 9 фа минор
- Прелюдия и фуга № 10 фа мажор
- Прелюдия и фуга № 11 фа-диез минор
- Прелюдия и фуга № 12 соль минор
- Прелюдия и фуга № 13 соль мажор
- Прелюдия и фуга № 14 ля-бемоль мажор
- Прелюдия и фуга № 15 ля минор
- Прелюдия и фуга № 16 ля мажор
- Прелюдия и фуга № 17 си-бемоль мажор
- Прелюдия и фуга № 18 си минор
- Прелюдия и фуга № 19 си мажор
- Прелюдия и фуга № 20 до минор
5 ричеркаров на хоральные мелодии, каждый из которых связан с определенным католическим событием:
- Ричеркар для сезона Адвента, до мажор (на Ave Maria klare , для Адвента )
- Ricercar pro Festis Natalitys, до мажор (В тот радостный день , к Рождеству )
- Ричеркар во время Великого поста, ля минор (на тему Da Иисуса an dem Kreuze stund , для Великого поста )
- Ричеркар для Пасхального праздника, ре минор (on Christ ist erstanden , на Пасху )
- Рицеркар для праздников Пятидесятницы, фа мажор (на Komm, heiliger Geist , для Пятидесятницы )
Все пьесы довольно короткие, включая несколько очень коротких фуг (самая короткая семитактовая фуга ля минор). Большинство из них написаны в обычном времени , за некоторыми исключениями (в первую очередь, фуга E Dorian в размере 12/8). Прелюдии варьируются от пьес, основанных на коротких упрощенных токкатных пассажах с длинными устойчивыми аккордами (как, например, до-мажор и соль-мажор), до немного более сложных произведений с короткими имитационными пассажами, подобными этому, начиная с конца Прелюдия ми-бемоль мажор:

Все фуги четырехголосны, за исключением ля-бемоль мажора с пятой частью, удваивающей октаву в последнем аккорде. Некоторые из них тематически слабо связаны с сопутствующими прелюдиями.
Все ричеркары содержат темы, написанные целыми и половинными нотами, заметным исключением является до мажор Ricercar pro Festis Natalitys , тема состоит в основном из четвертных и восьмых нот. Три из них отмечены alla breve , Ricercar pro Festis Natalitys - в обычное время, а рицеркар фа мажор - в 3/2.
Ricercar pro Festis Paschalibus ранее приписывался Иоганну Себастьяну Баху и числился в каталоге BWV как BWV 746, хоральная прелюдия Christ ist erstanden .
Связь с Иоганном Себастьяном Бахом
[ редактировать ]Самая очевидная связь « Хорошо темперированного клавира» Баха с Ariadne Musica — это использование Бахом темы Фишера в одной из фуг:

Шестинотная тема четырехголосной фуги ми мажор Фишера (начальные такты на фото выше, тема выделена) используется Бахом в качестве темы фуги ми мажор из второго тома « Хорошо темперированного клавира» , BWV878/2. , тоже в четыре голоса:

Произведение Фишера довольно короткое (хотя и не такое короткое, как, например, 8-тактовая фригийская фуга E из того же сборника) и написано преимущественно с использованием длинных нот; Фуга Баха гораздо сложнее, с плотным контрапунктом , а также намного длиннее - хотя тема Фишера делает ее одной из немногих пьес Всемирного торгового центра, в которых присутствует значительное количество целых и половинных нот во всех голосах.
Одна и та же шестинотная тема встречается в двух клавишных произведениях 17 века знаменитого Иоганна Якоба Фробергера : Fantasia No. 2 и Ricercar No. 4 . Начальные полосы последнего можно увидеть ниже (перевернутая версия той же темы показана темно-розовым цветом):

Фишер, возможно, позаимствовал эту тему у Фробергера. Кроме того, фуга ми-бемоль мажор Фишера и фуга соль минор Баха из Книги 1 имеют схожую структуру в отношении использования контрпредметов; сюжет фуги Баха — слегка измененная версия фуги Фишера. Фуги до мажор как Баха, так и Фишера в значительной степени основаны на стретто, и их сюжеты в чем-то схожи ритмически.
Записи
[ редактировать ]Музыкальная Ариадна редко исполняется и записывается, хотя отдельные прелюдии и фуги часто появляются в различных сборниках органной музыки в стиле барокко . Следующие записи содержат хотя бы одну часть Музыкальной Ариадны (прелюдии и фуги или ричеркары) полностью:
- Иоганн Каспар Фердинанд Фишер: Музыкальная Ариадна , Вольфганг Баумграц , Христофор, 1992 (полная запись)
- Немецкая органная музыка, том. 1 , Джозеф Пейн, 1994. Наксос 550964. (на трёх разных органах, без ричеркаров)
- Иоганн Каспар Фердинанд Фишер: Блюмен-Штраус: Полное собрание органных сочинений , Серж Шунбрудт, 2002. AEOLUS AE-10321. (полная запись)
- Радость навсегда: Опус 41 в колледже Гошен , Брэдли Леман, 2006. LaripS 1002. (полная запись)
- Дж. К. Ф. Фишер: Музыкальная Ариадна (20 прелюдий и фуг); произведения Кальдары, Баха, Бетховена и Зорге , Франца Хазельбека. Общество музыкального наследия MHS 1634.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ariadne musica : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры фуг из оперы «Ариадна музыкальная» в формате PDF : архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- Запись Брэдли Лемана, включая бесплатные сэмплы всех произведений.