гексахорд Аполлона
Hexachordum Apollinis ( PWC 193–8, T. 211–6, PC 131–6, POP 1–6) — сборник клавишной музыки Иоганна Пахельбеля , изданный в 1699 году. Он включает шесть арий с вариациями на оригинальные темы и обычно считается одной из вершин творчества Пахельбеля. Сборник включает предисловие, в котором Пахельбель посвящает произведение Дитриху Букстехуде и Фердинанду Тобиасу Рихтеру и кратко рассуждает о природе музыки.
Общая информация
[ редактировать ]Hexachordum Apollinis (название примерно переводится как «Шесть струн Аполлона») был опубликован в 1699 году в Нюрнберге Иоганном Кристофом Вайгелем , издателем, ранее работавшим с Пахельбелем. На фронтисписе, созданном Корнелиусом Николаусом Шурцем, сборник описан как «шесть арий, исполняемых на органе или клавесине, к простым мелодиям которых добавляются вариации для удовольствия Друзей муз». [1] Упомянутые инструменты упоминаются на фронтисписе: два херувима изображены , один играет на органе (возможно, с педалбордом ), другой - на клавесине или клавикорде с одной ручкой .
Пахельбель написал небольшое предисловие (от 20 ноября 1699 г.), в котором посвятил сборник Дитриху Букстехуде и Фердинанду Тобиасу Рихтеру и выразил надежду, что его старший сын Вильгельм Иероним сможет учиться у одного из них (неизвестно, оправдалась ли эта надежда). осуществленный). Пахельбель также признается, что по этому случаю следовало бы написать «что-то более весомое и необычное», чем это произведение. [2] видимо чувствуя, что это не лучшая его работа. Пахельбель намекает на «дружеский характер» Букстехуде и Рихтера, что может указывать на то, что он знал одного из них или обоих, возможно, по переписке. [3]
Еще одна тема, обсуждаемая в предисловии, — это природа музыки. Пахельбель пишет, что музыка — это лучшее из искусств, управляющее человеческими эмоциями и желаниями, и выражает «веру многих», что музыка происходит от «Дреймаль-Хейлига», воспетого ангелами. [4] и от движения небесных тел (вера, как указывает Пахельбель, разделяемая Пифагором и Платоном ). Отдельная страница предисловия освещает каббалистический аспект Hexachordum Apollinis : с помощью алфавита, предоставленного давним другом Пахельбеля Иоганном Биром, буквы надписи «JOHANNES PACHELBELIVS ORGANISTA NORIBERGHENSIVM» переводятся в цифры с общей суммой 1699, год публикация; дальнейшие исследования показали, что аналогичный алфавит будет иметь соотношение 3: 1 с «Johannes Pachelbelius Hexachordum» (303) и «Apollinis» (101). Могут существовать и другие примеры нумерологических устройств в Hexachordum Apollinis , но по состоянию на 2015 год они еще не исследованы. [5] [6]
Из всех опубликованных произведений Пахельбеля «Hexachordum Apollinis» имело самое широкое распространение и сохранилось в более чем 10 экземплярах в различных библиотеках Берлина , Лондона , Гааги , Рочестера и других городов. [7]
Анализ
[ редактировать ]В сборнике шесть арий с вариациями, все на оригинальные светские темы. Практика создания вариаций на оригинальные темы была относительно новой. [8] (одним из предыдущих примеров была Фрескобальда ла Ария Детта Фрескобальди из Secondo libro di toccate 1627 года ; из современников Пахельбеля Бернардо Пасквини был одним из главных представителей этой тенденции), и Пахельбель был одним из первых в Европе, кто исследовал эту форму. Общий план Hexachordum Apollinis выглядит следующим образом:
Кусок | Ключ | Количество вариаций |
---|---|---|
Ария Прима | Ре минор (Дориан) | 6 |
Вторая ария | Он несовершеннолетний | 5 |
Третья ария | Фа мажор | 6 |
Четвертый воздух | Соль минор (Дориан) | 6 |
Пятый воздух | Несовершеннолетний | 6 |
Ария Секста Себалдина | Фа минор (миксолидийский) | 8 |
есть явная разница Между «Арией Себальдиной» и предыдущими пятью ариями . Прежде всего, первые арии расположены так, что их тональность охватывает чистую квинту , то есть тональности гексахорда . По старому гексахордальному принципу шестая ария должна была быть си ♭ мажор. [6] [9] Как и ожидалось, Пахельбель использует два бемоля, но на самом деле используется тональность фа минор (в современном стандарте четыре бемоля). Кроме того, эта ария находится в 3
4-й такт, тогда как остальные арии исполняются в обычном такте . Количество вариаций больше, чем у любой другой арии, к тому же «Ария Себальдина» — единственная, снабженная подзаголовком. Себалдина почти наверняка имеет в виду церковь Св. Себальда в Нюрнберге, где в то время работал Пахельбель. Ученый Вилли Апель однажды предположил, что мелодия арии могла быть традиционной мелодией, каким-то образом связанной с церковью, а не оригинальной композицией Пахельбеля. [10]
Темы Пахельбеля представляют собой простые песенные пьесы, состоящие из двух частей: четыре такта в первой части и четыре или восемь тактов во второй. [11] Оба раздела повторяются. Вариации соответствуют одной и той же концепции: большинство из них находятся в обычном времени (за исключением Арии Себалдиной , в которой все вариации находятся в тройном такте, как и тема) и исследуют различные модели постоянной гармонии и мелодических очертаний. [12] Хотя на фронтисписе указано, что произведение предназначено либо для органа, либо для клавесина, большая часть музыки лучше подходит для последнего. [13] особенно фигуры бризе, ломаные аккорды и ряд вариаций, которые вводят различные неклавишные стили: игру на щипковом струнном инструменте, бриз в стиле лютни и т. д. (см. Пример 1). [14]
СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Цитируется по переводу Эмера Бакли, опубликованному в книге Иоганна Пахельбеля: Hexachordum Apollinis 1699 , изд. Филипп Лескат (Курле: Факсимиле Жан-Марка Фюзо, 1996). Этот перевод также используется в Welter, с. 167.
- ^ Цитируется по переводу Кералы Снайдер, в Snyder, p. 128–129.
- ^ Снайдер, стр. 129.
- ^ Цитируется по фрагментам перевода в Sisman, Grove. Перевод Велтера более подробный: «музыка зародилась на вечном дворе в композиции, которую ценят ангелы, поющие τριταλιοσ, или тройной Sanctus в честь Всемогущего» (см. Велтер, стр. 38).
- ^ Татлоу, с. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Нолти, Батт, Гроув.
- ^ Велтер, с. 169.
- ^ Apple, с. 658.
- ^ Велтер, с. 168.
- ^ Apple, с. 658.
- ^ Апель, с. 659. Описание, данное у Велтера (с. 169) — что «каждая часть состоит из четырех тактов» — неверно; в ариях 2 и 6 второй раздел состоит из восьми тактов.
- ^ Сисман, Гроув.
- ^ Федтке.
- ^ Велтер, с. 171.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года , стр. 658–589. Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Федтке, Трауготт. 1964. Предисловие к Иоганну Пахельбелю: Вариации - Hexachordum Apollinis 1699 вместе с Ариеттой фа мажор и Чаконнами до мажор и ре мажор для кембало или органа (только руководства) (партитура). Кассель, баренрайтер. 53 с. (Баренрейтер 2818)
- Нолти, Эвальд В. и Батт, Джон (2001). «Пахельбель. 1. Иоганн Пахельбель». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Сисман, Элейн (2001). «Вариации». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Снайдер, Керала Дж. 1987. Дитрих Букшехуде, органист из Любека , стр. 128–129. Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-873080-1
- Татлоу, Рут. 2015. Числа Баха: композиционная пропорция и значение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107088603
- Велтер, Кэтрин Дж. 1998. Иоганн Пахельбель: органист, педагог, композитор. Критический пересмотр его жизни, творчества и исторического значения , стр. 38–39, 167–172. Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс (диссертация)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Иоганна Пахельбеля в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP), включая партитуру Hexachordum Apollinis , набранную Йоханом Туфвессоном.