Первая часть нескольких хоралов

Первая часть нескольких хоралов (широко известных как Acht Chorales zum Präambulieren , PWC 45–52, T. 1–8, PC 1–8) представляет собой сборник литургической органной музыки Иоганна Пахельбеля , опубликованный при его жизни. Он содержит восемь хоральных прелюдий в семи разных стилях.
Общая информация
[ редактировать ]Erster Theil etlicher Choräle (буквально «Первая часть [сборника] разнообразных хоралов») — одна из самых ранних публикаций Пахельбеля. Однако остается загадкой, когда и где оно было впервые опубликовано. Иоганн Маттесон упоминает, что первое издание появилось до 1693 года, при этом в издании не было указания года издания. Единственная дошедшая до нас копия — это нюрнбергское издание Иоганна Кристофа Вейгеля Пахельбеля , который также опубликовал «Hexachordum Apollinis» (1699) и переиздание своего «Musicalische Ergötzung» . [ 1 ] На этом экземпляре стоит пометка «1693», однако с этой датой есть две проблемы. Во-первых, оно было добавлено другой рукой позднее, а во-вторых, Вайгель начал работать в Нюрнберге не ранее 1698 года. Таким образом, сохранившаяся копия должна быть вторым или третьим изданием. [ 2 ] Учитывая количество переизданий, Эрстер Тейл , должно быть, пользовался значительной популярностью. В названии указано, что Пахельбель, возможно, желал издать сборник хоровых сборников, однако другие его хоральные публикации неизвестны.
Иоганн Кристоф Бах (1671–1721) , старший брат Иоганна Себастьяна и один из самых важных учеников Пахельбеля, возможно, способствовал публикации первого издания Erster Theil etlicher Choräle , поскольку гравюра очень напоминает его почерк.
Некоторую связь может иметь рукописный сборник хоральных прелюдий Иоганна Кристофа Баха (1642–1703), двоюродного брата Иоганна Себастьяна, когда-то удаленного, органиста в Эйзенахе (где Пахельбель познакомился с членами семьи Баха во время своего пребывания там в 1677–1678 годах). Пахельбеля к «Эрстеру Тейлу» , учитывая сходство не только сюжета, но и названий обоих сборников:
- Пахельбель: Первая часть нескольких хоралов, которые можно использовать в качестве предпосылки во время служения Богу.
- Бах: 44 хорала, которые можно использовать для молитвы во время церковных служб.
Однако неизвестно, кто на кого повлиял. [ 3 ] Пахельбеля Никаких других печатных сборников хоральных прелюдий того периода не сохранилось, что делает «Эрстер Тейль» уникальным в выборе сюжета. [ 4 ] Спустя десятилетия после публикации сборник был отмечен Маттесоном, который в своем Der vollkommene Capellmeister (1739) описал его содержание как «модели [хорального письма], от которых нельзя сбрасывать со счетов». [ 5 ]
Содержание
[ редактировать ]Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос
[ редактировать ]Этот знаменитый хорал представлен как очень простая трехголосная пьеса с кантусом фирмус в верхнем голосе. [ 6 ] и краткие обрывки предварительной имитации в более низких голосах на протяжении всего сеттинга. [ 7 ]
Как красиво сияет утренняя звезда
[ редактировать ]Хорал « Wie schön leuchtet der Morgenstern », по-разному связанный с Крещением , Дитой , Благовещением и воскресеньями после Троицы, поставлен Пахельбелем как трехголосная прелюдия с хоралом в басовом голосе. Пахельбель на протяжении всего произведения использует предварительную имитацию: перед началом следующей фразы хорала верхние голоса предвосхищают ее мелодический контур короткими подражательными пассажами. [ 8 ]
Ныне хвали, душа моя, Господа
[ редактировать ]Хорал « Nun lob, mein Seel, den Herren », старинная доксологическая постановка 103-го псалма , представлен Пахельбелем в трехголосной постановке с cantusfirmus в теноровом голосе. [ 9 ] Расположение голосов и белые мензуральные обозначения, заимствованные из немецкой полифонической песни, уникальны в сохранившихся произведениях Пахельбеля, как и орнамент, использованный в Wir glauben all an einen Gott . [ 10 ]
Отец наш в Царстве Небесном
[ редактировать ]Хорал « Vater unser im Himmelreich » — знаменитый гимн, стихосложение Молитвы Господней . Пахельбель представляет его как четырехголосную постановку с хоралом в верхнем голосе. Предварительная имитация используется на протяжении всего произведения в хорошо проработанных трехголосных частях, в результате чего получается то, что ученый из Пахельбеля Кэтрин Велтер назвала «самой великолепной из восьми прелюдий [ Эрстера Тейла ] по своей дисциплине построения и богатству гармоний». [ 11 ]
Мы все верим в одного Бога
[ редактировать ]Эта оправа немецкого символа веры « Wir glauben all an einen Gott » является единственным известным примером орнаментированной оправы cantusfirmus в сохранившихся работах Пахельбеля. Этот стиль, восходящий ко временам Яна Питерсоона Свелинка и Генриха Шейдемана , не был совершенно неизвестен Пахельбелю, поскольку он обычно использовал орнамент в своих хоральных вариациях. Возможное объяснение состоит в том, что Пахельбель, возможно, не хотел использовать украшения в произведениях, предназначенных для совместного пения. Вероятно, он включил это произведение в «Эрстер Тейл» в качестве модели. [ 12 ] Постановка трехголосная, орнаментированный хорал - верхний голос.
Это ваши священные десять заповедей
[ редактировать ]Текст хорала отсылает к Десяти заповедям . Сеттинг Пахельбеля (P 50a) представляет собой четырехголосную фугу языка соль миксолидийского . В качестве темы используется первая строка хорала, которая появляется 11 раз. Последнее высказывание субъекта произносится самым тихим голосом, определяя с помощью последних нот высоту звука, на который будет выступать прихожане после исполнения произведения органистом. [ 13 ] Другая оправа (P 50b) ранее приписывалась Пахельбелю и входила в этот набор. С тех пор его приписывают Иоганну Готфриду Вальтеру . [ 14 ]
Иисус Христос, Спаситель наш, Тот, кто от нас
[ редактировать ]Известный гимн Причастия « Иисус Христос, unser Heiland, der von uns den Gotteszorn wandt » трактуется Пахельбелем в весьма неожиданной для того времени манере: постановка представляет собой бициниум , т. е. двухголосную пьесу с длинным хоралом. ноты одним голосом и быстрые орнаментальные отрывки другим голосом. Такие произведения были очень популярны примерно за сто лет до времен Пахельбеля, но к концу 17 века их видели редко. Пахельбель изменяет старую форму, разделяя бициниум на две части: первая имеет cantusfirmus в верхнем голосе и орнаменты в нижнем голосе, а вторая (начиная с такта 30) меняет это расположение на противоположное. Дальнейшая модификация классической формы бициниума происходит при использовании Пахельбелем техники предварительной имитации (чем он был особенно известен), когда в орнаментальные отрывки включаются мотивы, предвосхищающие хоральную мелодию. Эта техника используется во многих случаях на протяжении всего произведения, включая самые первые такты. [ 15 ]
С небес, вот откуда я родом
[ редактировать ]В качестве последнего произведения сборника Пахельбель выбрал Мартина Лютера знаменитый рождественский гимн « Vom Himmel hoch, da komm ich her ». Он представляет ее как трехголосную пьесу с хоралом в басу. В отличие от Wie schön leuchtet der Morgenstern , в котором используется та же аранжировка, верхние голоса не представляют собой простое предварительное подражание, а образуют весьма оригинальные фигурации. Ученый Пахельбеля Эвальд Нольте предположил, что они, вероятно, были задуманы как имитация пения птиц , довольно популярного явления в инструментальной музыке 17 века. [ 16 ] Во всяком случае, эти причудливые фигурки вместе с составным 12
8 метров, предполагают пасторальное настроение. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Велтер, с. 180.
- ^ Велтер, стр. 136–9.
- ^ Велтер, стр. 149–50.
- ^ Велтер, с. 140.
- ^ Велтер, с. 136.
- ^ Велтер, с. 144.
- ^ Нолте, Батт, Гроув.
- ^ Велтер, стр. 145–46.
- ^ Велтер, с. 144.
- ^ Нолте, Батт, Гроув.
- ^ Велтер, с. 146.
- ^ Велтер, стр. 144–45.
- ^ Велтер, с. 142.
- ^ Грёнквист, Клас. Иоганн Пахельбель: полный список его работ. Взято 7 мая 2013 г. с http://web.comhem.se/~u87748742/Pachelbel.htm . Архивировано 1 июля 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Велтер, стр. 143–44.
- ^ Нолте 1954, стр. 173–74.
- ^ Велтер, с. 146.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Нольте, Эвальд Валентин. 1954. Инструментальные произведения Иоганна Пахельбеля (1653–1706): эссе, определяющее его стилистическую позицию в развитии музыкального искусства барокко. Северо-Западный университет (диссертация).
- Нолте, Эвальд Валентин и Батт, Джон (2001). «Пахельбель. 1. Иоганн Пахельбель». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Велтер, Кэтрин Джейн. 1998. Иоганн Пахельбель: органист, педагог, композитор. Критический пересмотр его жизни, творчества и исторического значения , стр. 135–150. Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс (диссертация).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первая часть нескольких хоралов : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур