Чакона соль минор
Чакона соль минор | |
---|---|
приписывается Томазо Антонио Витали | |
![]() Первая страница дрезденской рукописи | |
Ключ | соль минор |
Опубликовано | 1867 г., Фердинанд Давид |
Подсчет очков | Скрипка и континуо |
Чакона соль минор — произведение в стиле барокко для скрипки и континуо , традиционно приписываемое итальянскому композитору Томазо Антонио Витали . Дрезденская Фердинанд рукопись, которая, возможно, была переписана в начале 18 века, является самой ранней известной версией чаконы , но она не была опубликована до 1867 года, когда Давид переложил ее для скрипки и фортепиано. Происхождение его композиции обсуждается: некоторые музыковеды предполагают, что это произведение представляет собой музыкальную мистификацию , сочиненную Дэвидом, а не Виталием. Леопольд Шарлье внес существенные изменения в чакону в начале 20 века, превратив ее в виртуозный экспонат романтического стиля. Аранжировку сделали многие другие композиторы, в том числе Ханс Вернер Хенце , который использовал ее в качестве основы для своего произведения Il Vitalino raddoppiato (1977).
Несколько отличаясь от основных архетипов вариаций грунтового баса, чакона имеет нисходящий тетрахорд в партии континуо, самом низком голосе (этот образец басовой линии традиционно ассоциируется с плачем и в то время более заметно фигурировал в пассакалье ), выше которого партия скрипки представляет собой все более сложные вариации исходной темы. Между вариациями есть несколько резких изменений тональности , нетипичных для других чакон эпохи барокко. Некоторые предполагают, что эта характеристика, а также то, что чакона непохожа на другие сохранившиеся сочинения Виталия, указывает на другого композитора. Яша Хейфец начал свой дебютный сольный концерт в Америке в Карнеги-холле в 1917 году с чаконы и регулярно исполнял ее как часть своего концертного репертуара в течение следующих четырех десятилетий.
Фон
[ редактировать ]Самая ранняя известная версия чаконы — это рукопись, которая, возможно, была переписана в начале 18 века. рукописи Различные источники указывают, что переписчиком были Иоганн Якоб Линднер или Иоганн Готфрид Грюндиг, оба работали при дворе Дрездена. Рукопись находится в Саксонской государственной и университетской библиотеке Дрездена . [ 1 ] [ 2 ]
Состав и публикация
[ редактировать ]Слова «Parte del Tomaso Vitalino» написаны на первой странице дрезденской рукописи. Нет известного музыканта по имени Томазо Виталино; вместо этого считается, что это имя относится к Томазо Антонио Витали (1663–1745), композитору и скрипачу в стиле барокко из Модены, Италия . [ 1 ] [ 3 ] Он был сыном композитора Джованни Баттиста Витали и известен как автор трио-сонат и другой камерной музыки. [ 4 ] [ 5 ] «Виталино», содержащее уменьшительный суффикс «-ино», возможно, было дополнительным отсылкой к младшему Виталию, а не к его отцу. Печатные издания «Чаконы» указали Виталия как композитора, и она наиболее известна из приписываемых ему произведений. [ 1 ] [ 6 ]

Чакона была впервые опубликована в 1867 году немецким музыкантом Фердинандом Давидом во втором томе его Die hohe Schule des Violinspiels , сборника сочинений XVIII века для скрипки. Дэвид дал композиции название «Чакона» и заменил аккомпанемент континуо партией фортепиано. Он также украсил партию скрипки продвинутыми техниками, добавив октавы , двойные стопы и более резкие изменения в динамике . Другие отредактированные версии дрезденской рукописи были опубликованы издательствами Bärenreiter в 1966 году и Casa Ricordi в 1978 году. [ 1 ]
Музыковеды спорят о происхождении композиции чаконы. В 1964 году немецкий музыковед Герман Келлер анализ, опубликовал в Neue Zeitschrift für Musik ставящий под сомнение идею о том, что Виталий был композитором. Он написал, что консультировался с Джоном Г. Зюссом, автором статьи Виталия в «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» ; они выдвинули гипотезу, что чакона была музыкальной мистификацией, сочиненной Дэвидом, сравнив ее с аналогичными мистификациями Фрица Крейслера . [ 7 ] Келлер предположил, что Дэвид смоделировал композицию по образцу чаконы из для скрипки Иоганна Себастьяна Баха знаменитой Партиты ре минор . [ 7 ] Другие подвергали сомнению ее состав из-за многочисленных модуляций , нехарактерных для других произведений эпохи барокко, а также из-за несходства между чаконой и другими произведениями, которые, как известно, были написаны Виталием. [ 3 ] [ 8 ] Вольфганг Райх, писавший для Die Musikforschung , предложил изменить название произведения с «Виталий Чакона» на «Дрезденская Чакона». [ 8 ] Однако Марк Пинчерле утверждал, что дрезденская рукопись является убедительным доказательством того, что чакона была написана в середине 18 века, а не Давидом. [ 7 ]
Другие договоренности
[ редактировать ]
Бельгийский скрипач и преподаватель музыки Леопольд Шарлье написал аранжировку чаконы для скрипки и фортепиано, опубликованную издательством Breitkopf & Härtel в 1911 году. [ 9 ] Он внес в произведение значительные изменения, в том числе переаранжировал вариации, удалил некоторые из них и добавил еще больше украшений к партии скрипки. [ 1 ] Аранжировку Шарлье можно охарактеризовать как романтическую версию чаконы. [ 10 ] Роберт Максхэм из Fanfare описал ее как «очень личную романтическую аранжировку», а Пол Хьюм назвал ее «одним из известных случаев позолоты лилий в музыке». [ 11 ] [ 12 ] Это версия, наиболее часто исполняемая на концертах, и большинство изданий чаконы, опубликованных с тех пор, в том числе Леопольда Ауэра , Зино Франческатти и Отторино Респиги , основаны на аранжировке Шарлье. [ 1 ] [ 11 ]
Il Vitalino raddoppiato — произведение для скрипки и камерного оркестра , написанное немецким композитором Гансом Вернером Хенце и опубликованное в 1977 году. [ 13 ] Это расширение чаконы, представленное в виде темы и вариаций , и охарактеризованное как «чакона на чаконе». [ 14 ] [ 15 ] Хотя Il Vitalino raddoppiato начинается в том же стиле, что и оригинальная чакона, в последней трети произведения он включает в себя более современные и экспериментальные звуки, включая деконструированные гармонии и «галлюцинаторную каденцию ». [ 13 ] [ 14 ] Он получил похвалу музыкальных критиков за стиль и интерпретацию чаконы; Сэмюэл Липман представил его как «серьезный и даже глубокий» пример деконструкции классической композиции, а Эндрю Клементс из The Guardian описал его как «иногда резкий, иногда до боли красивый». [ 16 ] [ 17 ] Однако Джон фон Рейн в обзоре для Chicago Tribune написал, что получасовая продолжительность композиции «казалась чрезмерной». [ 14 ]
В 1899 году Breitkopf & Härtel опубликовали версию издания Давида для альта и фортепиано Фридриха в [ 18 ] Итало-американский виолончелист Сильва аранжировал чакону для виолончели и фортепиано Его исполнение аранжировки на концерте 1959 года было оценено The New York Times как «добавившее достоинства старому экспонату». [ 19 ]
Музыка
[ редактировать ]
Чакона характеризуется набором вариаций повторяющейся гармонической прогрессии, обычно в минорной тональности и тройном размере . Как и многие чаконы раннего барокко, Чакона соль минор имеет нисходящий тетрахорд , начинающийся с четырехнотного сегмента гаммы соль минор . [ 20 ] Эта басовая партия повторяется более пятидесяти раз, а партия скрипки превращается во все более сложные вариации исходной темы. Хотя композиция написана в тональности соль минор, дрезденская рукопись включает в ключевую подпись только одну бемоль , а ноты E ♭ повсюду указываются вручную, как это было принято в музыкальных рукописях XVIII века. [ 1 ] Партия скрипки несколько раз внезапно меняет тональность между вариациями, что нехарактерно для чакон эпохи барокко. [ 21 ]
Форма чаконы тесно связана с пассакальей , другой музыкальной формой, которая широко использовалась в эпоху барокко. [ 22 ] Пассакалия также состоит из набора связанных вариаций, но эти вариации имеют повторяющуюся мелодию в басовой партии, а не общую гармоническую серию для чаконы. [ 20 ] Хотя Чакона соль минор получила название «чакона» после своей первой публикации в 1867 году, некоторые музыковеды предположили, что ее точнее было бы назвать пассакальей из-за повторяющейся басовой партии. [ 1 ] [ 7 ]
Известные выступления
[ редактировать ]«С первых же тактов «Чаконы» Виталия, с которых началась программа, публика словно почувствовала восходящую звезду».
— Пол Моррис, New York Herald , 28 октября 1917 г. [ 23 ]
Аранжировка чаконы Шарлье была первой пьесой американского дебюта Яши Хейфеца 1917 года в Карнеги-холле в сопровождении Фрэнка Л. Сили на органе . [ 24 ] [ 25 ] Его выступление было высоко оценено музыкальными критиками: Питтс Сэнборн писал, что Хейфец играл чакону «величественно, благородно», [ 26 ] и Пол Моррис из New York Herald назвал это «жизненно важным выступлением». [ 23 ] Хейфец продолжал исполнять чакону вместе с другими произведениями из своего дебюта на протяжении всей своей карьеры. По словам музыковеда Дарио Сарло, в период с 1917 по 1956 год он исполнял чакону 253 раза, после чего больше сосредоточился на камерной музыке. В 1929 году он открыл чаконой 12 из 29 сольных концертов. [ 25 ] В 1950 году Хейфец записал издание Шарлье-Ауэра с органистом Рихардом Эллсассером ; запись была описана в Fanfare как «трансцендентная виртуозность и высочайшее благородство стиля». [ 27 ]
Другими известными скрипачами, записавшими чакону, являются Зино Франческатти, Сара Чанг , Натан Мильштейн , Давид Ойстрах и Хенрик Шеринг . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фрайберг, Сара (декабрь 2014 г.). «Загадочная история Виталия Чакона» . Струны . 29 (5): 25–26. ПроКвест 1648503208 .
- ^ «Чаконны – Мюзикл 2037-R-1» (на немецком языке). Саксонская государственная и университетская библиотека (SLUB) Дрезден. 2010.
- ^ Перейти обратно: а б Зюсс, Джон Г. (20 января 2001 г.). «Семья Виталия» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Джонс, Барри, изд. (2014). «Виталий, Томазо (Антонио)». Краткий музыкальный словарь Хатчинсона . Рутледж. ISBN 978-1-135-95018-7 .
- ^ Кеннеди, Джойс; Кеннеди, Майкл; Резерфорд-Джонсон, Тим, ред. (2013). «Виталий, Томазо Антонио». Оксфордский музыкальный словарь (6-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-174451-8 .
- ^ Таттл, Раймонд (2020). «Виталий: Партиты выше нескольких сонат для скрипки. Партиты выше нескольких сонат для скрипки. 2 сонаты для скрипки и баса» . Фанфары . 44 (2): 494–495.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барблан, Уильям (1966). «Запоздалое «открытие» чаконы Виталия» . Итальянский журнал музыковедения (на итальянском языке). 1 (1): 94–96.
- ^ Перейти обратно: а б Грайх, Вольфганг (1970). «Быть или не быть? Еще раз к «Чаконе Витали» » . Музыкальные исследования (на немецком языке). 23 (1): 39–41. JSTOR 41116504 .
- ^ «Гофмейстер: Музыкально-литературный ежемесячный отчет. Том: 1911 г.» (на немецком языке). Австрийская национальная библиотека . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Лян, Чан Тоу (14 июня 2016 г.). «Хет-трик для классической тройки» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Максхэм, Роберт (ноябрь 2008 г.). «Коллекции: Оркестр – «Зино Франческатти играет любимые пьесы для скрипки» » . Фанфары . 32 (2): 398–399.
- ^ Хьюм, Пол (3 февраля 1972 г.). «Сверхбогатый звук» . Вашингтон Пост . п. Б8 . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гимбел, Аллен (2015). «Хенце: Виталино удвоен; Концерт для скрипки с оркестром 2» . Американский гид по рекордам . 78 (5).
- ^ Перейти обратно: а б с фон Рейн, Джон (27 ноября 1981 г.). «Henze и CSO — впервые» . Чикаго Трибьюн . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Рикардс, Гай (июль 2015 г.). «Хенце: II Виталино раддоппиато» . Граммофон . 93 (1124).
- ^ Липман, Сэмюэл (сентябрь 1983 г.). «Новые горизонты филармонии» . Новый критерий . 2 (1) . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Клементс, Эндрю (8 апреля 2015 г.). «Хенце: Концерт для скрипки № 2, обзор компакт-диска Иль Виталино Раддоппиато – богатые, снисходительные и всегда интересные эксперименты» . Хранитель . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «Гофмейстер: Музыкально-литературный ежемесячный отчет. Том: 1899 г.» (на немецком языке). Австрийская национальная библиотека . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Луиджи Сильва дает программу для виолончели; он представляет собственную аранжировку Виталия Чакона для скрипки на концерте в ратуше» . Нью-Йорк Таймс . 10 декабря 1950 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штейн, Альфред (1999). Антология музыкальных форм - Структура и стиль (расширенное издание): исследование и анализ музыкальных форм . Альфред Музыка. стр. 143–144. ISBN 978-1-4574-0094-0 .
- ^ де Оливейра, Филип (11 мая 2017 г.). «Скрипичная суперзвезда Джулия Фишер исполняет редко слышанный концерт в эти выходные с Кливлендским оркестром» . Сцена в Кливленде . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Уокер, Томас (1968). «Чаккона и пассакалья: замечания об их происхождении и ранней истории» . Журнал Американского музыковедческого общества . 21 (3): 300–320. дои : 10.2307/830537 . JSTOR 830537 .
- ^ Перейти обратно: а б Моррис, Пол (28 октября 1917 г.). «Еще один великий скрипач приезжает из России». Нью-Йорк Геральд .
- ^ Уолден, Джошуа С. (2014). Звучит аутентично: сельская миниатюра и музыкальный модернизм . Издательство Оксфордского университета. п. 64. ИСБН 978-0-19-933466-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Сарло, Дарио (2016). Стиль исполнения Яши Хейфеца . Рутледж. стр. 67–69, 233. ISBN. 978-1-317-02164-3 .
- ^ «Яша Хейфец, новый гений скрипки» . Текущее мнение . 63 (6): 388. Декабрь 1917 г.
- ^ Максэм, Роберт. «Молитва ангелу: Редкие произведения итальянского романтизма» . Фанфары . 35 (4): 578–579.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чакона соль минор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Чакона соль минор : запись 1950 года Яши Хейфеца (скрипка) и Рихарда Эллсассера (орган)