Jump to content

Чакона соль минор

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Чакона соль минор
приписывается Томазо Антонио Витали
Рукописные ноты для партий скрипки и континуо.
Первая страница дрезденской рукописи
Ключ соль минор
Опубликовано 1867 г., Фердинанд Давид
Подсчет очков Скрипка и континуо

Чакона соль минор произведение в стиле барокко для скрипки и континуо , традиционно приписываемое итальянскому композитору Томазо Антонио Витали . Дрезденская Фердинанд рукопись, которая, возможно, была переписана в начале 18 века, является самой ранней известной версией чаконы , но она не была опубликована до 1867 года, когда Давид переложил ее для скрипки и фортепиано. Происхождение его композиции обсуждается: некоторые музыковеды предполагают, что это произведение представляет собой музыкальную мистификацию , сочиненную Дэвидом, а не Виталием. Леопольд Шарлье внес существенные изменения в чакону в начале 20 века, превратив ее в виртуозный экспонат романтического стиля. Аранжировку сделали многие другие композиторы, в том числе Ханс Вернер Хенце , который использовал ее в качестве основы для своего произведения Il Vitalino raddoppiato (1977).

Несколько отличаясь от основных архетипов вариаций грунтового баса, чакона имеет нисходящий тетрахорд в партии континуо, самом низком голосе (этот образец басовой линии традиционно ассоциируется с плачем и в то время более заметно фигурировал в пассакалье ), выше которого партия скрипки представляет собой все более сложные вариации исходной темы. Между вариациями есть несколько резких изменений тональности , нетипичных для других чакон эпохи барокко. Некоторые предполагают, что эта характеристика, а также то, что чакона непохожа на другие сохранившиеся сочинения Виталия, указывает на другого композитора. Яша Хейфец начал свой дебютный сольный концерт в Америке в Карнеги-холле в 1917 году с чаконы и регулярно исполнял ее как часть своего концертного репертуара в течение следующих четырех десятилетий.

Самая ранняя известная версия чаконы — это рукопись, которая, возможно, была переписана в начале 18 века. рукописи Различные источники указывают, что переписчиком были Иоганн Якоб Линднер или Иоганн Готфрид Грюндиг, оба работали при дворе Дрездена. Рукопись находится в Саксонской государственной и университетской библиотеке Дрездена . [ 1 ] [ 2 ]

Состав и публикация

[ редактировать ]

Слова «Parte del Tomaso Vitalino» написаны на первой странице дрезденской рукописи. Нет известного музыканта по имени Томазо Виталино; вместо этого считается, что это имя относится к Томазо Антонио Витали (1663–1745), композитору и скрипачу в стиле барокко из Модены, Италия . [ 1 ] [ 3 ] Он был сыном композитора Джованни Баттиста Витали и известен как автор трио-сонат и другой камерной музыки. [ 4 ] [ 5 ] «Виталино», содержащее уменьшительный суффикс «-ино», возможно, было дополнительным отсылкой к младшему Виталию, а не к его отцу. Печатные издания «Чаконы» указали Виталия как композитора, и она наиболее известна из приписываемых ему произведений. [ 1 ] [ 6 ]

Портрет Фердинанда Давида , 1846 год работы Иоганна Георга Вейнхольда [ de ]

Чакона была впервые опубликована в 1867 году немецким музыкантом Фердинандом Давидом во втором томе его Die hohe Schule des Violinspiels , сборника сочинений XVIII века для скрипки. Дэвид дал композиции название «Чакона» и заменил аккомпанемент континуо партией фортепиано. Он также украсил партию скрипки продвинутыми техниками, добавив октавы , двойные стопы и более резкие изменения в динамике . Другие отредактированные версии дрезденской рукописи были опубликованы издательствами Bärenreiter в 1966 году и Casa Ricordi в 1978 году. [ 1 ]

Музыковеды спорят о происхождении композиции чаконы. В 1964 году немецкий музыковед Герман Келлер анализ, опубликовал в Neue Zeitschrift für Musik ставящий под сомнение идею о том, что Виталий был композитором. Он написал, что консультировался с Джоном Г. Зюссом, автором статьи Виталия в «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» ; они выдвинули гипотезу, что чакона была музыкальной мистификацией, сочиненной Дэвидом, сравнив ее с аналогичными мистификациями Фрица Крейслера . [ 7 ] Келлер предположил, что Дэвид смоделировал композицию по образцу чаконы из для скрипки Иоганна Себастьяна Баха знаменитой Партиты ре минор . [ 7 ] Другие подвергали сомнению ее состав из-за многочисленных модуляций , нехарактерных для других произведений эпохи барокко, а также из-за несходства между чаконой и другими произведениями, которые, как известно, были написаны Виталием. [ 3 ] [ 8 ] Вольфганг Райх, писавший для Die Musikforschung , предложил изменить название произведения с «Виталий Чакона» на «Дрезденская Чакона». [ 8 ] Однако Марк Пинчерле утверждал, что дрезденская рукопись является убедительным доказательством того, что чакона была написана в середине 18 века, а не Давидом. [ 7 ]

Другие договоренности

[ редактировать ]
Ханс Вернер Хенце , композитор «Двойного Виталино»

Бельгийский скрипач и преподаватель музыки Леопольд Шарлье написал аранжировку чаконы для скрипки и фортепиано, опубликованную издательством Breitkopf & Härtel в 1911 году. [ 9 ] Он внес в произведение значительные изменения, в том числе переаранжировал вариации, удалил некоторые из них и добавил еще больше украшений к партии скрипки. [ 1 ] Аранжировку Шарлье можно охарактеризовать как романтическую версию чаконы. [ 10 ] Роберт Максхэм из Fanfare описал ее как «очень личную романтическую аранжировку», а Пол Хьюм назвал ее «одним из известных случаев позолоты лилий в музыке». [ 11 ] [ 12 ] Это версия, наиболее часто исполняемая на концертах, и большинство изданий чаконы, опубликованных с тех пор, в том числе Леопольда Ауэра , Зино Франческатти и Отторино Респиги , основаны на аранжировке Шарлье. [ 1 ] [ 11 ]

Il Vitalino raddoppiato — произведение для скрипки и камерного оркестра , написанное немецким композитором Гансом Вернером Хенце и опубликованное в 1977 году. [ 13 ] Это расширение чаконы, представленное в виде темы и вариаций , и охарактеризованное как «чакона на чаконе». [ 14 ] [ 15 ] Хотя Il Vitalino raddoppiato начинается в том же стиле, что и оригинальная чакона, в последней трети произведения он включает в себя более современные и экспериментальные звуки, включая деконструированные гармонии и «галлюцинаторную каденцию ». [ 13 ] [ 14 ] Он получил похвалу музыкальных критиков за стиль и интерпретацию чаконы; Сэмюэл Липман представил его как «серьезный и даже глубокий» пример деконструкции классической композиции, а Эндрю Клементс из The Guardian описал его как «иногда резкий, иногда до боли красивый». [ 16 ] [ 17 ] Однако Джон фон Рейн в обзоре для Chicago Tribune написал, что получасовая продолжительность композиции «казалась чрезмерной». [ 14 ]

В 1899 году Breitkopf & Härtel опубликовали версию издания Давида для альта и фортепиано Фридриха Германа аранжировке . в [ 18 ] Итало-американский виолончелист Сильва Луиджи . позже аранжировал чакону для виолончели и фортепиано Его исполнение аранжировки на концерте 1959 года было оценено The New York Times как «добавившее достоинства старому экспонату». [ 19 ]

 { \new StaffGroup << \new Staff \relative c''' { \set Staff.midiInstrument = #"violin" \set Score.tempoHideNote = ##t \clef treble \tempo "Adagio" 2 = 55 \key d \ минор \time 3/2 g4 fis4 g4 a4 bes2 a2 f!2 d2 g2 g4 fis4 g4 a4 bes2 а2. g4 g2 g4 fis4 g4 a4 b2 b4 c4 d4 b4 c2 bes!4 aes4 g2~ g4 bes,4 a!2. g4} \new Staff \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"piano" \set Score.tempoHideNote = ##t \clef bass \key d \minor \time 3/2 g1. ф1. эс1. д1. г1. ф1. эс1. д1. } \new FiguredBass \figuremode { s1. <6>1. <7>2 <6>1 <6 4>2 <5 4>2 <3>2 с1. с1. с1. <6 4>2 <5 4>2 <3>2 } >> }

Чакона характеризуется набором вариаций повторяющейся гармонической прогрессии, обычно в минорной тональности и тройном размере . Как и многие чаконы раннего барокко, Чакона соль минор имеет нисходящий тетрахорд , начинающийся с четырехнотного сегмента гаммы соль минор . [ 20 ] Эта басовая партия повторяется более пятидесяти раз, а партия скрипки превращается во все более сложные вариации исходной темы. Хотя композиция написана в тональности соль минор, дрезденская рукопись включает в ключевую подпись только одну бемоль , а ноты E повсюду указываются вручную, как это было принято в музыкальных рукописях XVIII века. [ 1 ] Партия скрипки несколько раз внезапно меняет тональность между вариациями, что нехарактерно для чакон эпохи барокко. [ 21 ]

Форма чаконы тесно связана с пассакальей , другой музыкальной формой, которая широко использовалась в эпоху барокко. [ 22 ] Пассакалия также состоит из набора связанных вариаций, но эти вариации имеют повторяющуюся мелодию в басовой партии, а не общую гармоническую серию для чаконы. [ 20 ] Хотя Чакона соль минор получила название «чакона» после своей первой публикации в 1867 году, некоторые музыковеды предположили, что ее точнее было бы назвать пассакальей из-за повторяющейся басовой партии. [ 1 ] [ 7 ]

Известные выступления

[ редактировать ]

«С первых же тактов «Чаконы» Виталия, с которых началась программа, публика словно почувствовала восходящую звезду».

— Пол Моррис, New York Herald , 28 октября 1917 г. [ 23 ]

Аранжировка чаконы Шарлье была первой пьесой американского дебюта Яши Хейфеца 1917 года в Карнеги-холле в сопровождении Фрэнка Л. Сили на органе . [ 24 ] [ 25 ] Его выступление было высоко оценено музыкальными критиками: Питтс Сэнборн писал, что Хейфец играл чакону «величественно, благородно», [ 26 ] и Пол Моррис из New York Herald назвал это «жизненно важным выступлением». [ 23 ] Хейфец продолжал исполнять чакону вместе с другими произведениями из своего дебюта на протяжении всей своей карьеры. По словам музыковеда Дарио Сарло, в период с 1917 по 1956 год он исполнял чакону 253 раза, после чего больше сосредоточился на камерной музыке. В 1929 году он открыл чаконой 12 из 29 сольных концертов. [ 25 ] В 1950 году Хейфец записал издание Шарлье-Ауэра с органистом Рихардом Эллсассером ; запись была описана в Fanfare как «трансцендентная виртуозность и высочайшее благородство стиля». [ 27 ]

Другими известными скрипачами, записавшими чакону, являются Зино Франческатти, Сара Чанг , Натан Мильштейн , Давид Ойстрах и Хенрик Шеринг . [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фрайберг, Сара (декабрь 2014 г.). «Загадочная история Виталия Чакона» . Струны . 29 (5): 25–26. ПроКвест   1648503208 .
  2. ^ «Чаконны – Мюзикл 2037-R-1» (на немецком языке). Саксонская государственная и университетская библиотека (SLUB) Дрезден. 2010.
  3. ^ Перейти обратно: а б Зюсс, Джон Г. (20 января 2001 г.). «Семья Виталия» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  4. ^ Джонс, Барри, изд. (2014). «Виталий, Томазо (Антонио)». Краткий музыкальный словарь Хатчинсона . Рутледж. ISBN  978-1-135-95018-7 .
  5. ^ Кеннеди, Джойс; Кеннеди, Майкл; Резерфорд-Джонсон, Тим, ред. (2013). «Виталий, Томазо Антонио». Оксфордский музыкальный словарь (6-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-174451-8 .
  6. ^ Таттл, Раймонд (2020). «Виталий: Партиты выше нескольких сонат для скрипки. Партиты выше нескольких сонат для скрипки. 2 сонаты для скрипки и баса» . Фанфары . 44 (2): 494–495.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Барблан, Уильям (1966). «Запоздалое «открытие» чаконы Виталия» . Итальянский журнал музыковедения (на итальянском языке). 1 (1): 94–96.
  8. ^ Перейти обратно: а б Грайх, Вольфганг (1970). «Быть ​​или не быть? Еще раз к «Чаконе Витали» » . Музыкальные исследования (на немецком языке). 23 (1): 39–41. JSTOR   41116504 .
  9. ^ «Гофмейстер: Музыкально-литературный ежемесячный отчет. Том: 1911 г.» (на немецком языке). Австрийская национальная библиотека . Проверено 29 августа 2021 г.
  10. ^ Лян, Чан Тоу (14 июня 2016 г.). «Хет-трик для классической тройки» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 29 августа 2021 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Максхэм, Роберт (ноябрь 2008 г.). «Коллекции: Оркестр – «Зино Франческатти играет любимые пьесы для скрипки» » . Фанфары . 32 (2): 398–399.
  12. ^ Хьюм, Пол (3 февраля 1972 г.). «Сверхбогатый звук» . Вашингтон Пост . п. Б8 . Проверено 29 августа 2021 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Гимбел, Аллен (2015). «Хенце: Виталино удвоен; Концерт для скрипки с оркестром 2» . Американский гид по рекордам . 78 (5).
  14. ^ Перейти обратно: а б с фон Рейн, Джон (27 ноября 1981 г.). «Henze и CSO — впервые» . Чикаго Трибьюн . Проверено 29 августа 2021 г.
  15. ^ Рикардс, Гай (июль 2015 г.). «Хенце: II Виталино раддоппиато» . Граммофон . 93 (1124).
  16. ^ Липман, Сэмюэл (сентябрь 1983 г.). «Новые горизонты филармонии» . Новый критерий . 2 (1) . Проверено 29 августа 2021 г.
  17. ^ Клементс, Эндрю (8 апреля 2015 г.). «Хенце: Концерт для скрипки № 2, обзор компакт-диска Иль Виталино Раддоппиато – богатые, снисходительные и всегда интересные эксперименты» . Хранитель . Проверено 29 августа 2021 г.
  18. ^ «Гофмейстер: Музыкально-литературный ежемесячный отчет. Том: 1899 г.» (на немецком языке). Австрийская национальная библиотека . Проверено 27 сентября 2021 г.
  19. ^ «Луиджи Сильва дает программу для виолончели; он представляет собственную аранжировку Виталия Чакона для скрипки на концерте в ратуше» . Нью-Йорк Таймс . 10 декабря 1950 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Штейн, Альфред (1999). Антология музыкальных форм - Структура и стиль (расширенное издание): исследование и анализ музыкальных форм . Альфред Музыка. стр. 143–144. ISBN  978-1-4574-0094-0 .
  21. ^ де Оливейра, Филип (11 мая 2017 г.). «Скрипичная суперзвезда Джулия Фишер исполняет редко слышанный концерт в эти выходные с Кливлендским оркестром» . Сцена в Кливленде . Проверено 30 августа 2021 г.
  22. ^ Уокер, Томас (1968). «Чаккона и пассакалья: замечания об их происхождении и ранней истории» . Журнал Американского музыковедческого общества . 21 (3): 300–320. дои : 10.2307/830537 . JSTOR   830537 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Моррис, Пол (28 октября 1917 г.). «Еще один великий скрипач приезжает из России». Нью-Йорк Геральд .
  24. ^ Уолден, Джошуа С. (2014). Звучит аутентично: сельская миниатюра и музыкальный модернизм . Издательство Оксфордского университета. п. 64. ИСБН  978-0-19-933466-7 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Сарло, Дарио (2016). Стиль исполнения Яши Хейфеца . Рутледж. стр. 67–69, 233. ISBN.  978-1-317-02164-3 .
  26. ^ «Яша Хейфец, новый гений скрипки» . Текущее мнение . 63 (6): 388. Декабрь 1917 г.
  27. ^ Максэм, Роберт. «Молитва ангелу: Редкие произведения итальянского романтизма» . Фанфары . 35 (4): 578–579.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6219d2a1dd1dbdb0c63b6ba397618126__1710788280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/26/6219d2a1dd1dbdb0c63b6ba397618126.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaconne in G minor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)