Томазо Антонио Витали
Томазо Антонио Витали | |
---|---|
![]() Портрет Виталия второй половины XVIII века работы неизвестного эмилианского художника. [ 1 ] | |
Рожденный | Томазо Антонио Витали 7 марта 1663 г. Болонья , Италия |
Умер | 9 мая 1745 г. Модена , Италия | ( 82 года
Занятия |
|
Томазо Антонио Витали (7 марта 1663 — 9 мая 1745) — итальянский композитор и скрипач эпохи среднего и позднего барокко . [ 2 ] Старший сын Джованни Баттиста Витали , он в основном известен благодаря Чаконе соль минор для скрипки и континуо , к которой его традиционно приписывают как композитора. Произведение было опубликовано по рукописи в Sächsische Landesbibliothek в Дрездене в Die Hoch Schule des Violinspiels (1867) под редакцией немецкого скрипача Фердинанда Давида . [ 3 ] Широкие вариации этого произведения в отдаленных тональностях вызвали предположения о том, что это не может быть настоящее произведение в стиле барокко, а отсутствие сходства с другими произведениями Витали заставило современных ученых серьезно усомниться в атрибуции.
Биография
[ редактировать ]Виталий родился в Болонье 7 марта 1663 года; его отцом был известный композитор и скрипач Джованни Баттиста Витали . Он изучал композицию в Модене у Антонио Марии Паччиони и работал в придворном оркестре Эсте с 1675 по 1742 год. Он был учителем, среди учеников которого были Эваристо Феличе далль'Абако , Жан Батист Сенайе , Джироламо Николо Лауренти и Лука Антонио Предьери . [ 4 ]
Подлинные произведения Виталия включают набор трио-сонат, опубликованных как его опусы № 1 и 2 (1693 г.), сонаты да камеры (камерные сонаты) и сонаты для скрипки (включая его опус 6). [ нужна ссылка ] среди других работ. В число записанных входят все оп. 1 (на Наксосе 8.570182), три сонаты для скрипки (на швейцарском лейбле Gallo) и некоторые сонаты из опп. 2 и 4 комплекта (опус 4, № 12 на Classica CL 101 из Финляндии.)
Он умер в Модене 9 мая 1745 года. [ 4 ]
Чакона
[ редактировать ]Чакона — это музыкальная форма , используемая в качестве средства вариации повторяющейся короткой гармонической прогрессии на основе граунд-баса . Самым ранним известным источником «Чаконы» Виталия является рукопись, хранящаяся в Sächsische Landesbibliothek Дрездена, с полочным знаком Mus. 2037/Р/1. Было идентифицировано, что оно принадлежало Иоганну Готфриду Грюндигу или Иоганну Якобу Линднеру, переписчикам, работавшим в дрезденской Хофкапелле, и датировано примерно 1730-40 годами. [ 5 ] [ 6 ] что подтверждает его подлинность. [ 7 ] [ 8 ] Чакона была отмечена переписчиком во время транскрипции на верхнем поле первой страницы дрезденской рукописи как «Parte del Tomaso Vitalino» (часть Томасо Виталино), [ 9 ] кто может быть, а может и не быть Виталием. [ 10 ] Одной из поразительных особенностей стиля Чаконы «Витали» является то, как он резко меняет тональность, достигая обширных территорий си-бемоль минор и ми-бемоль минор , модуляций, нехарактерных для эпохи барокко, поскольку смена тональности стала типичной только в романтизме . [ нужна ссылка ] Однако прецеденты существуют в скрипичных произведениях 17 века. Особое значение для «Чаконы» Томазо Витали имеют произведения его отца, Джованни Баттисты, в первую очередь «Пассагалло», который начинается для Б. Молле и заканчивается Диезисом , и «Балетто à Due…», который скрипка играет для Б. Молле, и Виолоне. звучит для резкости . [ 11 ] Яркие примеры энгармонической модуляции также существуют в скрипичной сонате Георга Мюффа 1677 года.
Несмотря на музыковедческие сомнения, произведение всегда пользовалось популярностью среди скрипачей. Например, Яша Хейфец выбрал ее в «очень аранжированной и измененной версии» с органным сопровождением, чтобы открыть свой американский дебют в Карнеги-холле в 1917 году. [ 12 ] Существуют ее аранжировки для скрипки и фортепиано Фердинанда Давида и Леопольда Шарлье , для скрипки и органа, для скрипки с оркестром Отторино Респиги , а также есть ее транскрипции для альта и фортепиано Фридриха Германа (1828-1907) и для виолончели. и фортепиано Луиджи Сильвы .
Избранная дискография
[ редактировать ]- Томазо Антонио Витали: Двенадцать трио-сонат, соч. 1. Исполняют Луиджи Коццолино (скрипка), Лука Джардини (скрипка), Беттина Хоффманн (виолончель), Джанлука Ластрайоли (теорба и гитара), Андреа Перуджи (орган и клавесин). Выпущен в 2006 году. Наксос 8.570182.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Виталий Томазо Антонио» . Международный музей и музыкальная библиотека . Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ Зюсс 2001 , «Введение».
- ^ Джеймсон, Майкл. «Чакона для скрипки и континуо соль минор» . Вся музыка . Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зюсс 2001 , «(2) Томазо Антонио Витали».
- ^ RISM 212001253 Чаконны
- ^ Фрайберг, Сара (декабрь 2014 г.). «Загадочная история Виталия Чакона» . Струны . 29 (5): 25–26. ПроКвест 1648503208 .
- ^ Грейх 1970 , с. 39.
- ↑ «Виртуоз барокко». Архивировано 8 октября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Грейх 1970 , с. 40.
- ^ Эндрю Манзе. "Ангелы и дьяволы скрипки". Архивировано 5 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Джованни Баттиста Витали. 1689. «Музыкальное искусство, соч.13». Модена: Эреди Кассиани, с. 34; п. 28
- ^ Сарло, Дарио (2016). Стиль исполнения Яши Хейфеца . Рутледж. стр. 67–69, 233. ISBN. 978-1-317-02164-3 .
Источники
[ редактировать ]- Грайх, Вольфганг (1970). «Быть или не быть? Еще раз к «Чаконе Витали» » . Музыкальные исследования (на немецком языке). 23 (1): 39–41. JSTOR 41116504 .
- Зюсс, Джон Г. (2001). «Семья Виталия» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.29523 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ньюман, Уильям С. (1972). Соната в эпоху барокко (3-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company .
- Грайх, Вольфганг (1965). «Чакона соль минор: Виталий?». Вклад в музыковедение (на немецком языке). 7 : 149–152.