Джованни Баттиста Витали
Джованни Баттиста Витали (18 февраля 1632 — 12 октября 1692) — итальянский композитор и скрипач .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Виталий родился в Болонье и всю свою жизнь провел в Эмилианском регионе, переехав в Модену в 1674 году. Его учителем в ранние годы, вероятно, был Маурицио Каццати (1616–1678), маэстро ди капелла в главной церкви Болоньи , Сан-Петронио. Базилика с 1657 по 1671 год. [ 1 ]
Первые документальные свидетельства музыкальной деятельности Виталия появляются в записях оркестра Сан-Петронио за 1658 год, когда он числится под названием «Виолони». [ 2 ] имея в виду виолончель/басовый инструмент, на котором он играл (обсуждается ниже).
Виталий оставался в оркестре до 1673 года, когда он получил должность маэстро ди капелла в капелле Конфратернита дель Розарио в Болонье. [ 3 ] Его первая публикация, Опус 1 (1666 г.), сообщает нам, что он был членом Академии Филаскизи . Это музыкальное учреждение, основанное в 1633 году, распалось в 1666 году, когда большинство его членов присоединились к Филармонической академии. Виталий также числится членом Филармонической академии в 1666 году, в год ее основания. В архивах академии записаны различные подробности о ее членах, в том числе откуда они родом (если не из Болоньи), а также даты их рождения и смерти. Дата смерти Виталия здесь указана как 12 октября 1692 года.
Виталий никогда не достиг более высокой должности в Болонье, чем должность маэстро ди капелла в Сантиссимо Розарио. Для этого может быть несколько причин. К тому времени, когда он покинул Болонью и переехал в Модену, он не опубликовал никакой вокальной музыки и, как известно, написал только два вокальных произведения: оратории «Агаре» и «Иль Гефте» . Он также, что немаловажно, не был органистом – в отличие от подавляющего большинства маэстри ди капелла в Болонье в семнадцатом и восемнадцатом веках. Поэтому маловероятно, что даже если бы Виталий остался в Болонье подольше, ему бы предложили должность маэстро ди капелла в Сан-Петронио , самую важную музыкальную должность в городе.
В 1674 году Виталий получил должность одного из двух вице- маэстри ди капелла при светском дворе семьи Эсте в Модене. В отличие от Модены, Болонья входила в состав Папской области , под управлением Рима . Влияние церкви было сильным (около ста пятидесяти религиозных учреждений в конце XVII в.). Музыка и театр, очевидно, пользовались сильной поддержкой и покровительством двора герцога Франческо II (1660–1694). Здесь Виталий, должно быть, стал свидетелем большего разнообразия музыкальных стилей и жанров, чем в Болонье. Период между 1680 и 1685 годами был для него наиболее продуктивным: он опубликовал шесть музыкальных сборников и в 1684 году получил звание маэстро ди капелла. В 1686 году на этой должности его сменил оперный композитор Антонио Джаннеттини (1648–1721). Его последний две публикации, Artificii musici , Opus 13 (1689 г.) и посмертно опубликованная Sonate da camera. , Опус 14 (1692 г.), не упоминается о том, что Виталий занимал какую-либо официальную должность, хотя тот факт, что обе публикации посвящены членам семьи Эсте, предполагает, что он поддерживал связи с двором. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Как музыкант
[ редактировать ]Виталий играл на смычковом басовом инструменте, но из-за меняющейся в то время терминологии его называли под разными названиями. Когда он присоединился к оркестру базилики Сан-Петронио в 1658 году, его имя было внесено в записи оркестра под заголовком «Виолони» с уплатой 10 лир. [ 5 ] [ 6 ] Однако в записях 1664 года он упоминается как «Suonatore di Violonline [так в оригинале]». По словам Бонты, [ 7 ] «Скрипка» относится к тому же инструменту, что и «виолончель», которое также упоминается в списке 1658 года, но не имеет никакого отношения к Виталию. На титульных страницах первых пяти изданий Витали он называет себя «Sonatore di Violone da Brazzo» или «Musico di Violone da Brazzo». Начиная с его концертов Салми , Opus 6 (1677 г.) и далее, а также в более поздних переизданиях Opp. 1–5, после своего назначения в суд Модены, он называет себя «вице-маэстро ди Капелла», без упоминания инструмента, на котором он играл. Если описание инструментов, для которых предназначена публикация, приведено на титульном листе и включает мелодичный басовый инструмент, общий термин « виолончель всегда используется ».
За время пребывания Виталия в базилике Сан-Петронио размер оркестра менялся относительно мало: обычно в записях указывается, что оркестр состоял из трех скрипок, двух или трех альтов, двух виолончелей (сам Витали и Доменико Винченцо Колонна ) и одной два теорба [ 8 ] Виталий не фигурирует в записях за 1674 год, подав в отставку в том же году и уехав в Модену . Похоже, в том году ему не было немедленной замены, но в 1675 году Петронио Франческини (1651–1680) был назначен и внесен в отдельный список как « Виолончель » - первое задокументированное использование этого термина в Болонье. Таким образом, смычковая басовая секция оркестра Сан-Петронио на тот момент состояла из Колонны на виолончели и Франческини на виолончели. В 1676 году, предположительно, чтобы лучше различать эти два инструмента, термин « Виолоне » был заменен на «Виолоне гроссо», и Колонна указан как играющий на нем. Тот факт, что это различие в терминологии ранее не считалось необходимым, означает, что Виталий играл на том же инструменте, что и Колонна («Виолоне гроссо», а не «Виолончель»). После смерти Франческини его должность занял Доменико Габриелли (1659–1690), который был одним из первых виолончелистов-виртуозов, поэтому теперь эта должность в оркестре явно зарезервирована за «виолончелистом».
Новые технологии изготовления жильных струн, намотанных металлической проволокой, появились в Болонье в 1660-х годах. [ 7 ] Вполне вероятно, что большое разнообразие используемой терминологии было отчасти связано с экспериментами со смычковыми басовыми инструментами, способными воспроизводить хорошие нижние ноты без необходимости использования длинных струн из-за этих разработок. Другие термины, используемые в то время, включают виолу да спалла, виолончель или меньший смычковый бас-инструмент, который держали на плече и опирали на колени музыканта, поддерживаемый ремнем. Джузеппе Торелли был назначен музыкальной капеллой в базилике Сан-Петронио. в 1686 году как исполнитель на «теноре- альте ».
Одно из немногих сохранившихся неопубликованных произведений Виталия — « Разнообразная соната Partite sopra» для «Виолоне», ок. 1680. Стиль письма гораздо больше подходит для виолончели, что позволяет предположить, что Виталий до сих пор использует «виолоне» как общий термин для смычкового баса.
Болонские академии
[ редактировать ]Музыкальная жизнь Болоньи обогатилась существованием академий. Академия Филаскизи была основана в 1633 году Доменико Брунетти и Франческо Бертакки. [ 3 ] и Виталий утверждает, что является членом этого учреждения на титульном листе своей первой публикации, Opus 1, 1666. В этом году Accademia dei Filaschisi была распущена и новая академия, Accademia Filarmonica была создана , как показано в ее архивы, где его называют композитором, а не инструменталистом. Самой ранней из публикаций Виталия, в которой говорилось о его членстве в Филармонической академии, был его Опус 7 (Модена, 1682 г.). В большинстве его последующих опубликованных работ он описывается как член обоих учреждений – Accademico Filaschise, e Filarmonico , – несмотря на то, что Accademia dei Filaschisi больше не существовала.
Связи между оркестром базилики Сан-Петронио и Филармонической академией очевидны из сравнения списков членов обоих учреждений. [ 9 ] Самым значительным отсутствующим членом Академии Филармоники является Маурицио Каццати . Музыкальное сообщество Болоньи было расколото в 1660-х годах из-за ожесточенной полемики, начатой Лоренцо Перти , священником из Сан-Петронио. Он обнаружил некоторые очевидные музыкальные ошибки в » Кирие Каццати «Missa primi toni , которая была опубликована в его пятичастном «Messa e salmi» , Opus 17 (1655). Джулио Чезаре Аррести (1619–1701), недавно назначенный органистом в базилике Сан-Петронио , встал на сторону Перти и впоследствии был уволен в 1661 году. [ 10 ] Это спорное дело дает основание предположить, что Филармоническая академия была создана специально против Каццати и его последователей. Однако Виталий публично признал Каццати своим учителем в письме читателю его Опуса 1 (1666 г.) - неожиданный жест со стороны одного из самых выдающихся членов Филармонической академии, хотя военные действия действительно были обычным явлением.
Виталий в Эсте Корт, Модена
[ редактировать ]Будучи одним из двух вице- маэстри ди капелла герцога Франческо II (вторым был Джузеппе Коломби ), Виталий, должно быть, был обязан обеспечивать церковную музыку, а также музыку для различных государственных мероприятий. Два его опубликованных сборника вокальной музыки относятся к периоду его пребывания в Модене (1674–1692): Концерты Салми , Опус 6 (1677), вечерние псалмы в концертном стиле, и Хинни Сакри , Опус 10 (1684), сборник из сорока песен. девять гимнов для сольного голоса с пятичастными инструментальными ритурнелями. В рукописях также обнаружено множество вокальных произведений этого периода: десять священных и светских кантат и четыре оратории, музыка двух из которых сохранилась. Тексты его ораторий либо аллегоричны, либо основаны на Ветхом Завете. Одна кантата, Per l'Accademia della Coronatione delle Regina d'Inghilterra , была написана в ознаменование коронации Марии Беатрис, сестры Франческо II, когда ее муж стал королем Англии Яковом II .
Работает
[ редактировать ]Инструментальный
[ редактировать ]Из четырнадцати публикаций в творчестве Виталия девять представляют собой танцевальные сборники « да камера » (Опера 1, 3, 4, 7, 8, 11, 12 и 14), две — духовный вокал (Опера 6 и 10) и три — бесплатные. или сонаты « da chiesa » (Опера 2, 5 и 9). Оставшийся сборник, Опус 13, не вписывается в эти категории, поскольку представляет собой педагогический сборник из шестидесяти сочинений, все из которых посвящены контрапунктическим техникам.
Большинство произведений da chiesa (всего тридцать шесть сонат) написаны для двух скрипок и органа континуо . Опус 5, однако, необычен тем, что содержит множество партитур: помимо сонат для двух скрипок и континуо, Виталий включает сонаты для двух скрипок, виолончели и континуо, а также сонаты для четырех и пяти частей и континуо.
Да камерные сонаты
[ редактировать ]Большую часть творчества Виталия составляет танцевальная музыка. Его последний сборник танцевальной музыки и его последняя печатная работа, Sonate da camera a tre , Opus 14 (1692), были опубликованы посмертно его сыном Томазо Антонио Витали в 1692 году.
Correnti, e Balletti da camera , Opus 1 (1666a) был впервые напечатан в Болонье и при жизни Витали переиздавался четыре раза. В сборнике двенадцать балететти и двенадцать корренти . Все танцы короткие, обычно длиной шестнадцать тактов для балетти и сорок восемь тактов для корренти; в двоичной форме .
В следующем танцевальном сборнике Витали, Balletti, correnti alla francese , Opus 3 (1667), мы видим большее разнообразие танцев: помимо пар балететти и корренти, есть гальярда, канарио , сарабанда , две симфонии и брандо . люкс на несколько секций. Сет написан для двух скрипок, альта и континуо, но партия альта не имеет особого мелодического интереса и имеет тенденцию дополнять гармонию.
В третьем наборе танцевальной музыки Витали, Balletti, Correnti, Gighe, Allemande e Sarabande a Violin, Violone или Spinetta con il Secondo Violin a Beneplacito , Opus 4 (1668), он заявляет на титульном листе, что вторая партия скрипки необязательна.
В «Опусе 4» мы находим большее разнообразие танцевальных типов, чем в предыдущих коллекциях Виталия . Всего двадцать четыре пьесы: балеты, аллеманды, гиги, корренты, сарабанды и редкий образец зоппы .
В «Балетти, корренти и каприччи на камеру», опус 8 (1683), Виталий возвращается к относительно простой аранжировке парных балететти и корренти с добавлением одной гиги и двух заключительных частей, озаглавленных «Каприччио». Каждая пара балета и корренте имеет общий ключевой и тематический материал. Заключительные каприччи Опуса 8 представляют собой контрапунктические пьесы.
Наиболее существенным моментом, представляющим интерес в Varie Sonate Alla Francese, & all’ itagliana à sei Stromenti , Opus 11 (1684), является необычная партитура трёх скрипок, двух альтов (одного альта и одного тенорового альта ) и континуо – хотя, как упоминалось выше, Виталий в предисловии ясно дает понять, что средние части можно рассматривать как импровизированный. Тридцать танцевальных движений, составляющих эту коллекцию, сгруппированы по тональностям. Типы танцев включают балетто, каприччио, интродукцию, гавотту, гигу, борею, зоппу, сарабанду и корренте.
Следующий сборник камерных сонат, «Балли во французском стиле и cinque stromenti» , Opus 12 (1685), написан кватро для двух скрипок, альта и континуо. Танцы сгруппированы по тональности, а не представлены парами, как в опере Витали 1, 3 и 8. Каждая сюита начинается с балета и продолжается тремя или более танцами: гига, бореа, гавотта, менуэт или сарабанда. . Последняя группа представляет брандо, за которым следуют еще четыре танца.
В последнем опубликованном сборнике Виталия « Sonate da camera a tre, Due Violini e Violone» , Opus 14 (1692) сорок четыре части, включая примеры ballo, giga, borea, менуэта, гавотты и зоппы, разделены на восемь сюит. Как и в Опусе 8, в некоторых сюитах между танцами есть тематическая связь.
Оставшийся сборник сонат da camera, Varie partite del passemezo, ciaccona, capricii, e passagalli, a tre Due Violini, e violone, o spinetta , Opus 7 (1682), представляет собой весьма необычный для того периода набор, содержащий только танцевальные части. используя вариационную технику, а не балетти, корренти и другие распространенные танцы. Есть две партиты: одна использует аккорд пассамеццо модерно , а другая — пассамеццо антико , чаконна , основанная на нисходящем тетрахорде , два каприччио, основанные на составных басовых партиях, и три «пассагалло» [так в оригинале], все на основе нисходящего тетрахорда . Очень редко можно найти примеры этих типов механизмов в коллекции, опубликованной еще в 1680-х годах, поскольку десятилетия назад они вышли из моды, особенно пассамеццо. Музыка в Опусе 7 порой весьма виртуозна. В каждом произведении также наблюдается необычное разнообразие и широкое использование контрапунктических техник. Один из используемых методов - это использование одновременных размеров: «Пассагалло Терцо» из Опуса 7 написано с двумя партиями скрипки в размере до и басовой партией в размере 3/4, каждая фраза повторяющегося образца аккордов длится двенадцать долей.
Музыкальный фейерверк
[ редактировать ]Artificial Musicali ne quali si contengono canon в различных манерах, контрапунктическая тема, любопытные изобретения, заглавная буква и соната , Opus 13 (1689) — одно из наиболее полных исследований контрапункта перед «Die Kunst der Fuge» и «Musicalisches Opfer» Баха . Шестьдесят пьес представляют собой впечатляющую демонстрацию контрапунктической техники для различных оценок, расположенных в порядке возрастания сложности. Сборник содержит каноны для любых голосов от двух до двенадцати, многие из которых включают дополнительные композиционные приемы (например, канон 25. Канон à 2, пятый выше, который поднимается на ступеньку выше при повторении). Виталий также использует аналогичные композиционные приемы в неканонических произведениях сборника – например, балет в трех разных размерах одновременно, пассакалия , которая модулируется от ми-бемоль мажор до ми мажор в течение цикла квинт, и еще один балет для двух высокочастотные инструменты, у которых одна строка написана буквой G, а другая — фа.
Из церковных сонат
[ редактировать ]Первый сборник сонат «da chiesa» Виталия, Sonate a Due Violini col suo Basso continuo per l'organo , Opus 2 (1667), состоит из двенадцати коротких трех- или четырехчастных произведений. Виталий использует несколько основных типов движений: быстрое беговое движение на двухметровом расстоянии; быстрое контрапунктное движение в трехметровом размере с использованием танцевальных ритмов; и медленное гомофонное движение в двухметровом размере. Как и сонаты его учителя Каццати, сонаты Витали Opus 2 используют модель монотематической канцоны , но с некоторой свободой и большей склонностью к контрапунктным приемам, таким как контрпредметы , антифональные эффекты и стретто .
Текстура этих сонат состоит преимущественно из двух мелодических линий, гомофонических или контрапунктических, поверх поддерживающей линии бассо континуо. Басовая партия в первую очередь обеспечивает гармоническую поддержку, хотя иногда участвует в контрапунктическом взаимодействии. Примечательными особенностями Opus 2 являются бегущий или шагающий бас, предвосхищающий Opus 1 Арканджело Корелли (1681), и использование хроматических тем.
Виталия Вторым сборником da chiesa стал Sonate a Due, Trè, Quattro, e cinque stromenti, Opus 5 (1669). Сонаты в Опусе 5 делятся на сонаты а дуэ (сонаты № 1–5, стандартные трио-сонаты для двух скрипок и органа континуо), сонаты тре (сонаты № 6–9 с добавлением самостоятельной партии скрипки), сонаты ля кватро (сонаты № 10 и 11 с добавлением альта) и соната a cinque (соната № 12, для двух скрипок, альт и тенор, альты, виолончель и орган континуо). Все сонаты в Опусе 5 имеют отдельные названия, и эти названия по сути являются посвящением болонским «синьори» или сенаторам.
В последней книге Витали, Sonate da chiesa a Due Violini , Opus 9 (1684), двенадцать сонат более последовательны с точки зрения количества и типа частей, чем оперы 2 и 5. Многие сонаты расширены до шести частей, которые часто связаны тематически. Контрапунктические текстуры сложнее, чем в предыдущих коллекциях. В этом опусе партия континуо в целом не имеет тематического значения - контрапунктическое взаимодействие в фугальных частях в основном ограничивается двумя партиями скрипки, как в сонатах Опуса 2 и сонатах Опуса 5 без независимой партии смычкового баса. . Опус 9 содержит больше отрывков хроматизма, чем его предыдущие сборники da chiesa .
Избранная дискография
[ редактировать ]- Джованни Баттиста Витали, Вечерня 1677 г. (Господь в помощь, Сказал Господь, Конфибор, Блаженный человек (2 версии), Хвалите детей, Хвала Господу, Этот исповедник (4 версии), Magnificat, Quia vidisti me Thomas), I Madrigalisti Estensi , Мишель Гадди; Девяносто 2021
- Джованни Баттиста Витали: Сонаты Op.XI. Исполняют Луиджи Коццолино (скрипка) и Semperconsort, с прекрасными аннотациями Карло Витали. Выпущен в 2010 году. Блестящая классика 93976
- Джованни Баттиста Витали: Триосонаты Op.2. Исполняют Луиджи Коццолино (скрипка), Анна Ноферини (скрипка), Джанлука Ластраиоли (теорба и гитара), Габриэле Микели (орган и клавесин), с превосходными нотами Карло Витали. Выпущен в 2012 году. Блестящая классика 94405.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бьюлоу, Джордж Дж. (2004). История музыки барокко . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 109. ИСБН 0-253-34365-8 . Проверено 16 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Мангсен, Сандра (1989). «Инструментальные дуэты и трио в итальянских печатных источниках, 1600-1675», докторская диссертация. Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. ОСЛК 25262618 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) . - ^ Jump up to: а б с Суриан, Эльвидио; Баллерини, Грациано (2001). "Болонья". В С. Сэди и Дж. Тиррелле (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (7-е изд.). Лондон: Макмиллан. стр. III, 831–40. ISBN 1-56159-239-0 .
- ^ Олсоп, Питер (1992). Итальянская соната-трио: от истоков до Корелли . Оксфордские монографии по музыке. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. стр. 831–40 . ISBN 0-19-816229-4 . OCLC 25246514 .
- ^ Альфред Планявский и Джеймс Баркет: Барочный контрабас-виолоне
- ^ Гамбасси, Освальдо (1987). Музыкальная капелла Сан Петронио: мастера, органисты, певцы и инструменталисты с 1436 по 1920 год (на итальянском языке). Флоренция: Л.С. Ольшки. стр. 132–3. ISBN 88-222-3474-Х .
- ^ Jump up to: а б Стивен Бонта: «Терминология бас-скрипки в Италии семнадцатого века», Журнал Американского общества музыкальных инструментов ; iv (1978), 5–42.
- ^ Гамбасси, соч. цит. , стр. 132-42.
- ^ Гамбасси, соч. цит. , с. 138.
- ^ Шнобелен, ОП Энн (январь 1971 г.). «Каццати против Болоньи: 1657-1671». Музыкальный ежеквартальный журнал . 57 (1). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета: 26–39. дои : 10.1093/mq/LVII.1.26 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 740868 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джованни Баттисты Витали в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)