Гроте Керк, Харлем
Большая церковь Святого Бавона | |
---|---|
Церковь Святого Бавона | |
Великая Церковь | |
Гроте Маркт в Харлеме с Синт-Бавокерком . Слева статую Лоренса Янсзона Костера можно увидеть ; справа — Влишал . | |
![]() | |
52 ° 22'52 "N 4 ° 38'16" E / 52,381241 ° N 4,637871 ° E | |
Расположение | Харлем |
Страна | Нидерланды |
Номинал | Протестантская церковь в Нидерландах |
Предыдущий номинал | Римско-католический |
Традиция | реформатский |
Веб-сайт | www |
История | |
Прежнее имя (а) | Собор Святого Бавона |
Статус | Активный |
Основан | 1245 (первое упоминание) |
Преданность | Святой Баво |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Приходская церковь |
Архитектурный тип | Базилика |
Стиль | Готика |
Годы постройки | 16 век |
Технические характеристики | |
Количество шпилей | 1 |
Администрация | |
Приход | Харлем |
Духовенство | |
Министр(ы) | Виллемейн ван Дейк-Хей Том де Хаан |
Миряне | |
Органист(ы) | Антон Пикок |

Гроте Керк или Св.-Бавокерк — реформатская протестантская церковь и бывший католический собор, расположенный на центральной рыночной площади ( Гроте Маркт ) в голландском городе Харлем . Другая гарлемская церковь, называемая собором Святого Бавона , сейчас служит главным собором римско-католической епархии Харлем-Амстердам .
История
[ редактировать ]
Эта церковь является важной достопримечательностью города Харлема и на протяжении веков доминировала на горизонте города. Она построена в готическом стиле архитектуры и стала главной церковью Харлема после того, как реконструкция в 15 веке сделала ее значительно больше, чем Янскерк (Харлем) . Первое упоминание о церкви на этом месте датируется 1307 годом, но деревянное строение сгорело в 14 веке. [1] Церковь была перестроена и преобразована в капитул в 1479 году, а собором стала только в 1559 году. [1] Главными архитекторами были Годеверт де Босшер и Стивен ван Аффлигем (неф) и Эверт ван Антверпен (трансепт). [1] Термин «католик» никогда по-настоящему не ассоциировался с этой церковью, поскольку она была освящена как собор только в 1559 году, то есть уже в середине периода, известного как протестантская Реформация . Церковь была конфискована только 19 лет спустя, во время Харлемского полудня 1578 года, когда она была обращена в протестантизм . Он был посвящен Святому Бавону где-то до 1500 года, хотя в коллекции католического собора Святого Бавона существует любопытная картина, иллюстрирующая чудо Святого Бавона, спасающего Харлем от Кеннемеров , в сцене 13 века. Эта картина была написана спустя столетие после того, как католикам запретили посещать свою церковь, и, возможно, это была памятная картина, посвященная защите церкви и католической веры, а также защите города.
- Вид на церковь с запада
- Вид на церковь с севера (Янсстраат)
- Вид на церковь над рекой Спаарне с севера (снято с поезда)
- Вид на церковь с юга
Христианство в Харлеме
[ редактировать ]В Харлеме есть христианская приходская церковь с 9 века. Эта первая церковь была «дочерней церковью» Вельсена , которая сама была основана в 695 году святым Виллибрордом . Эта ранняя первая церковь представляла собой деревянную церковь на том же месте, что и нынешний Синт-Бавокерк. Расширения и расширения на протяжении веков привели к его официальному освящению в 1559 году, когда был назначен первый епископ Николаас ван Ньюланд . Всего 19 лет спустя, после того, как испанская оккупация закончилась (они выиграли осаду Харлема ) и Харлем вернулся в состав протестантского Дома Оранских , церковь была конфискована во время эпизода, известного как Харлемский полдень , и преобразована в протестантизм в рамках протестантской Реформации. . [2]
В это время большая часть произведений искусства и серебряных артефактов также была конфискована, а то, что не было продано или уничтожено, сохранилось в муниципальной коллекции Харлема, которая сейчас находится в коллекции музея Франса Хальса . Католики Харлема взяли с собой все, что могли унести, и ушли в подполье, после чего встречались в различных шуилкеркенах , наиболее известные из которых известны как стати Св. Франциска и стати Св. Иосифа . В конце концов, St. Josephstatie построил новую церковь напротив Янскерк, названную St. Josephkerk, и эта церковь, вырастая и снова став собором, построила новый собор на Лейдсеварте в 19 веке. С момента постройки нового собора Святого Бавона возникла большая путаница по поводу названия Бавоцеркви, поскольку, будучи протестантской церковью, она даже не посвящена Святому Бавону. По этой причине его официально называют Гроте Керк , что означает просто «Большая церковь».
Пожары
[ редактировать ]22 мая 1801 года произошел пожар, вызванный ударом молнии в башню. Еще одну катастрофу предотвратил в 1839 году Мартейн Хендрик Кречман, страж башни. Он остановил Яна Дроста, который работал в церкви. Дрост пытался поджечь орган и фортепиано, бросив на них горячие угли. Дрост покончил жизнь самоубийством и был похоронен в башне.
В церкви была высокая будка, предназначенная для пожарных. Если они видели пожар в городе, то сигнализировали красными флажками, чтобы охранники в главном карауле напротив могли отреагировать. Эта сторожевая позиция еще использовалась в 1919 году. [3]
При реконструкции 1930-х годов в башне была установлена автоматическая спринклерная система, способная тушить пожар на высоте 70 метров в башне.
Экстерьер
[ редактировать ]

Хотя внешний вид церкви кажется вечным, за последние 500 лет он менялся дважды; один раз, когда все скульптуры были удалены из внешних ниш во время Харлемского полудня , и второй раз в конце 19 века, когда церкви был придан «более готический вид» путем добавления нескольких искусственных валов к краю крыши. В этом легко убедиться, сравнив фотографии, сделанные до и после.
Вокруг церкви были построены различные невысокие здания, в первую очередь бывший рыбный рынок Де Вишал , который сегодня используется для выставки современного искусства. [4] На южной стороне ряд невысоких зданий, используемых в качестве магазинов, пристроен к различным церковным зданиям, таким как бывшая «библиотека» или библиотека и ризница. В 1630 году архитектор Саломон де Брей спроектировал и построил консисторию , которая существует до сих пор.
Интерьер
[ редактировать ]

Интерьер церкви также мало изменился за прошедшие годы, хотя внутренние часовни сильно пострадали во время Бельденской бури , а многие витражи были потеряны из-за пренебрежения. К счастью, интерьер много раз расписывался местными художниками, в первую очередь Питером Янсом Саенредамом и братьями Беркхейде. На основе этих картин была проведена работа по реконструкции интерьера, поэтому различные предметы, такие как рубордены или «траурные щиты», сегодня снова висят на своем «должном» месте.
Витражи
[ редактировать ]Витражи Баво на протяжении многих лет страдали от пренебрежения. Трудно представить, что Харлем был важным центром витражного искусства в 16 веке, поскольку в Харлеме до сих пор сохранилось так мало свидетельств этого искусства. После Реформации Харлем продвигал истории о Дамиатах и связанных с ними Вапенфермердерингах и создал множество окон с этой центральной историей, которые он подарил другим церквям и ратушам. Сегодня оригинальный харлемский подарок Виллема Тибо все еще висит в Янскерк (Гауда) в том виде, в каком он был задуман. Это окно напоминает окно, которое когда-то висело в западной стене. Когда был установлен знаменитый орган Мюллера, стекло на западной стороне церкви (теперь известное нам только по картине местного художника Джоба Беркхейде ) с Вапенфермердерингом было разобрано и заложено кирпичом. Эскизы этого стакана сохранились и хранятся в Рейксмузеуме в Амстердаме и были нарисованы Барендом ван Орли. . [5]
- Это единственное сохранившееся в церкви окно, на котором изображена легенда о Дамиате. Первоначально он был подарен Харлемом Бевервейку в 1679 году. [6]
- Окно сейчас в мэрии Харлема , первоначально сделанное Тибо для церкви в Блумендале.
- Окно теперь в Янскерк (Гауда) работы Тибо.
В сегодняшней церкви отсутствие исторических красочных окон было восполнено установкой окон из других, снесенных или несуществующих церквей, а современные художники создали новые темы. Красивое большое синее окно, висящее на северной стороне, приветствует посетителя, входящего через двойные двери на Грунмаркт. Это окно было создано, чтобы олицетворять мир и гармонию, и было сделано местным художником по стеклу Мишелем ван Овербеке, получившим за это местную премию культуры в 2009 году ( Де Олифант ). [7]
- Витраж с изображением голландской девушки был изготовлен в 1877 году и подарен Nederlandsche Maatschappij voor Nijverheid en Handel к их 100-летнему юбилею.
- Мир и гармония, Мишель ван Овербек, 2009 г.
- Ной, Луи Бурмистер, 1985 г.
- Рай, Гунхильд Кристенсен , 1957 год.
Орган
[ редактировать ]
Орган орган Синт-Бавокерка ( Христиана Мюллера ) является одним из наиболее исторически важных органов в мире. Он был построен амстердамским органным мастером Кристианом Мюллером с лепными украшениями амстердамского художника Яна ван Логтерена между 1735 и 1738 годами. По завершении это был самый большой орган в мире с 60 голосами и 32-футовыми педальными башнями. В «Моби Дике» (1851 г.) Герман Мелвилл описывает внутреннюю часть рта кита:
- «Глядя на все эти колоннады костей, так методично выстроенных вокруг, не думаете ли вы, что находитесь внутри огромного гарлемского органа и смотрите на тысячи его труб?»
На этом органе играли многие известные музыканты, в том числе Мендельсон , Гендель и 10-летний Моцарт , игравший на нем в 1766 году. 1959 и 1961 годы. Дальнейшая работа по озвучиванию проводилась в период с 1987 по 2000 год. Сегодня в церкви регулярно проводятся концерты, и в течение всего года организовано специальное время работы, чтобы публика могла бесплатно войти и послушать этот знаменитый орган в действии. .
Местная легенда гласит, что бас органа был настолько тихим, что раствор между серой начал разрушаться. [ нужны разъяснения ]
Расположение
[ редактировать ]
|
|
|
|
- Муфты : I/II, III/II, I/P, II/P, III/P
Могилы
[ редактировать ]До 1831 года в церкви допускались могилы, и на протяжении веков там похоронены многие выдающиеся жители Харлеммера. Нередко людей хоронили под семейными надгробиями, а фамильные щиты знатных родов закреплены на ромбовидных «табличках», висящих на стенах. Другие выдающиеся жители Харлеммера были похоронены в отдельных могилах, например, богатый Питер Тейлер ван дер Хюлст и Виллем ван Хейтуизен . Художники Маартен ван Хемскерк (как бывший церковный костер, он похоронен в керсткапеле), Франс Хальс (похороненный в могиле деда своей первой жены, Николаеса Гибланта, но получивший собственное надгробие в 1962 году), сам Саенредам (в южный хор возле входа), а также Якоб ван Рейсдал и Саломон ван Рейсдал . две цирковые диковинки — гигант Даниэль Каянус Здесь похоронены со своим карликом-другом Яном Паапом. Последнее захоронение там было для Виллема Бильдердейка .
Местная легенда гласит, что под камнем №7 возле ворот хора находится могила мужчины, который в детстве бил свою мать. Через некоторое время его рука начала расти над могилой, и на могилу пришлось установить медную пластину, чтобы рука не росла. [6]
Также существует история, что похоронить в церкви могли позволить себе только богатые люди. Независимо от богатства, трупы гнили, лежа под каменным полом, издавая неприятный запах. Это породило фразу «Вонючие богатые».
- Маркер на могиле Франса Хальса
- Надгробие Питеру Тейлеру ван дер Хюльсту
- Хетхейсена Надгробная эпитафия (основателя Хофье в Харлеме, умершего 6 июля 1650 г.)
- Мемориальная доска в «Рождественской часовне» Мартену ван Хемскерку.
Колокола
[ редактировать ]
В 1429 году колокола бывшей приходской церкви, находившейся на том же месте, где была построена Гроте Керк, были повешены на большой деревянной звоннице (клохуисе) за хорами церкви. Его снесли в 1804 году для укрепления финансов городского совета, а колокола продали. В 1918 году на том же месте фирмой Джо была построена меньшая железная копия. Энсхеде, где печатались гульденовые заготовки.
Сегодня на башне Гроте Керк в Харлеме стоит большой бурдонный колокол 1503 года по имени Руланд, изготовленный мастером из Кампена колоколов Гертом ван Воу . Звучит тоном А 0 и имеет вес ок. 4900 кг. Этот самый большой колокол на башне отбивает час. В 1662 году Франсуа Эмони из Амстердама изготовил карильон из 33 колоколов, позже его брат Питер Эмони увеличил его до 35 колоколов. переделал 25 колоколов В 1968 году Эйсбоутс в Астене и расширил их до концертного карильона из 47 колоколов. Карильон настроен в тональном темпераменте по мотивам Деза. 1 (Dплоский 1 ). После этой реставрации старые 25 колоколов Хемони висят в башне Бакенессеркерк также в Харлеме. В 2010 году карильон Гроте Керк был модернизирован, чтобы улучшить игровые возможности. Городской карильонёр еженедельно играет в колокола в рыночные дни, а летом во вторник проводится концерт перед еженедельным органным концертом, который часто играют приглашенные исполнители. Городской карильонёр также дважды в год повторно вставляет штифты в барабан. Барабан играет, чтобы объявить бой часов и все остальные четверти часа. В Харлеме каждые семь с половиной минут звучит очень короткая мелодия. Итак, барабан бьет восемь раз в час. Муниципалитет Харлема назначает Риен Донкерслот городским карильонером Харлема.

Согласно местной легенде, известной как Wapenvermeerdering , или «Легенда о Харлемском щите», два верхних колокола в башне были взяты из Дамиетта ( Damiate по-голландски) во время Пятого крестового похода гарлемскими рыцарями и помещены в башню. На самом деле это был подарок Йоханнеса Диркса, колокольного мастера из Алста, Николаасу ван Ньюланду , епископу Харлема, в 1562 году. С тех пор в два колокола звонили каждый вечер с 21:00 до 21:30. , чтобы подать сигнал о закрытии городских ворот. В 1732 году колокола были переделаны и установлены Яном Альбертом де Гравом, мастером по изготовлению колоколов из Амстердама. Поскольку Харлем больше не был городом-крепостью или городом-крепостью, традиция колоколов продолжалась в ознаменование завоевания Дамиета 25 августа 1219 года. Колокола носят имена Пит и Хейн.
- Колокола в Гроте Керк:
- 1 Бурдон Руланд - Герт ван Воу 1503 г.
- Карильон
- 10, Франсуа Эмони, 1661–1662 гг.
- 37, Эйсбоутс, 1968 г.
- 2 Дамиатжеса (Пит и Хейн) - Ян Альберт де Грав 1732 г.
- 1 Кермисклок (Лунапарк или колокол ярмарки развлечений) - Клод Фреми, 1685 г.
- Передвижные колокола, в которые нужно звонить во время службы:
- 1 Франсуа Эмони 1667 г.
- 1 Эйсбоутс 1965 г.
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Ромейном де Хоге , 1688 года. Карта Харлема, составленная
- Энтони Фоккер облетает Гроте Керк в 1911 году.
- Взгляд на восток из-под органа на центральный неф.
- Глядя на запад, в сторону хлебного банка в южном проходе.
- Хлебная банка
- Миниатюрные корабли в Синт-Бавокерке
- Церковный деревянный потолок
- Хоровые ворота Синт-Бавокерка
- Двуликий пес у подножия ворот Хора.
- Церковь в 2009 году
Современные ссылки
[ редактировать ]Церковь упоминается Корри тен Бум в ее книге «Тайник» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Отчет о национальном памятнике
- ^ Добродетель выше насилия, История Харлема, 1245–1995, под редакцией Гинеке ван дер Ри-Шолтенс, 1995, ISBN 90-6550-504-0
- ↑ Исторические здания . Архивировано 22 июня 2013 г. в Wayback Machine , маркетинг Харлема, по состоянию на апрель 2013 г.
- ^ сайт Де Вишала
- ^ Добродетель, с. 210
- ^ Перейти обратно: а б Грота Синт-Бавокерка, 2003, Друзья церковного общества, ISBN 90-803700-7-Х
- ^ (голландский) статья в Haarlems Dagblad
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- [1] - Дополнительная информация об органе Мюллера.
- [2] www.bavo.nl