Маартен ван Хемскерк
Маартен ван Хемскерк | |
---|---|
Рожденный | Мартен Якобс 1 июня 1498 г. |
Умер | 1 октября 1574 г. | ( 76 лет
Национальность | Голландский |
Известный | Рисование |
Движение | маньеризм |
Покровитель(и) | Корнелис Мюс, совет Харлема, совет Делфта |
Маартен ван Хемскерк или Мартен Якобс Хемскерк ван Вин (1 июня 1498 – 1 октября 1574) был голландским портретистом и религиозным художником, который провел большую часть своей карьеры в Харлеме . Он был учеником Яна ван Скореля и перенял итальянский стиль своего учителя. 1532–1536 годы он провел в Италии. Он создал множество рисунков для граверов и особенно известен своими изображениями чудес света .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хемскерк родился в деревне Хемскерк , Северная Голландия , на полпути между Алкмаром и Харлемом . Он был сыном фермера по имени Якоб Виллемс. Ван Вин. Согласно его биографии, написанной Карелом ван Мандером , он начал свое художественное обучение у художника Корнелиуса Виллемса в Харлеме , но отец отозвал его в Хемскерк для работы на семейной ферме. Однако, поссорившись со своим отцом, он снова уехал, на этот раз в Делфт, где учился у Яна Лукаса , а затем перебрался в Харлем, где стал учеником Яна ван Скореля , научившись рисовать на новаторском итальянском языке своего учителя. повлиял на стиль. [1]
Затем Хемскерк поселился в доме богатого священника Синт-Бавокерка Питера Яна Фоппеса (чье имя ван Мандер пишет как Питер Ян Фопсен). Они знали друг друга, потому что Фоппесу принадлежала земля в Хемскерк. Художник изобразил его на ныне известном семейном портрете, который считается первым в своем роде в длинной череде голландских семейных картин. [2] Другие его работы для Фоппеса включали две фигуры в натуральную величину, символизирующие Солнце и Луну на изголовье кровати, а также изображение Адама и Евы, «довольно меньшего размера, но (как говорят) после живых моделей». [1] Его следующим домом был дом ювелира Юстуса Корнелиса на окраине Харлема. [1]
Прежде чем отправиться в большое турне по Италии в 1532 году, Хемскерк написал сцену, где Святой Лука рисует Богородицу , для алтаря Святого Луки в Бавокерке. Надпись, включенная в этикетку в стиле тромпель на картине, начинается: «Эта картина представляет собой воспоминание о ее художнике Мартене Хемскерке; здесь он посвятил свои труды Святому Луке в знак уважения к своим коллегам по его профессии. покровителем которого является этот святой». [1] [3]
Италия
[ редактировать ]Он объездил всю северную и центральную Италию, остановившись в Риме, где получил рекомендательные письма от ван Скореля к влиятельному голландскому кардиналу. [4] Уильям Энкенворт .
Из легкости, с которой он овладел быстрой работой художника-декоратора, видно, что он был выбран для сотрудничества с Антонио да Сангалло Младшим , Баттистой Франко и Франческо де Росси (Иль Сальвиати) при ремонте ворот Сан-Себастьяно. в Риме как триумфальная арка (5 апреля 1536 г.) в честь Карла V. [4] Джорджио Вазари , который видел батальные пьесы, которые тогда создал Хемскерк, сказал, что они были хорошо составлены и смело исполнены.
Находясь в Риме, он сделал множество рисунков классической скульптуры и архитектуры, многие из которых сохранились в двух альбомах для рисования и сейчас хранятся в Kupferstichkabinett в Берлине . Он должен был использовать их в качестве исходного материала на протяжении всей своей карьеры. [5] Среди них Капитолийский Брут , ван Хемскерк был первым известным художником, сделавшим эскиз этого теперь знаменитого бюста.
Гипотеза, выдвинутая в 2021 году [6] и объяснено в 2024 году [7] утверждение, что рисунки в двух берлинских альбомах для вырезок были выполнены не Маартеном ван Хемскеркком и Аноними А и Б, а, за некоторыми исключениями, полностью выполнены скульптором Корнелисом Флорисом II и датированы периодом между 1535/36 и 1538 годами, не было принято археологами. и искусствоведческих исследований и было опровергнуто несколькими публикациями в каталоге берлинской выставки «Очарование Рима. Маартен ван Хемскерк рисует город». [8]
Не только история происхождения римского альбома для рисования, но, прежде всего, стилистические и рукописные сравнения подтверждают авторство Ван Хемскерка. Кроме того, Ван Хемскерк часто повторно использовал римские мотивы из своих рисунков в более поздних работах, что было бы невозможно, если бы автором был Корнелис Флорис, работавший в Антверпене. Результаты художественно-технологической экспертизы 2024 года также противоречат гипотезе, поскольку чернила рисунков в римском альбоме для рисования имеют тот же состав, что и несомненно автографические листы большего формата, некоторые из которых подписаны и датированы. [9]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]По возвращении в Нидерланды в 1536 году он снова поселился в Харлеме, где стал президентом Харлемской гильдии Святого Луки (в 1540 году). [4] дважды женился (его первая жена и ребенок умерли во время родов) и завел крупную и прибыльную практику. [4]
Изменение его стиля, вызванное опытом пребывания в Италии, не вызвало всеобщего восхищения. По словам ван Мандера, «по мнению некоторых из лучших судей, он не улучшил его, за исключением одного: его контур стал более изящным, чем раньше». [1]
Он написал большие алтари для своего друга, мецената искусства, а затем и католического мученика протестантской Корнелиса Реформации Муйса (также известного как Мусиус ). Мюйс вернулся из Франции в Нидерланды в 1538 году и стал настоятелем монастыря Святой Агаты в Делфте (позже ставшего Принсенхофом ). [10] Эта прибыльная и громкая работа в Делфте принесла Химскерку комиссию за алтарь в Новой Керке (Делфт) для их Гильдии Святого Луки . В 1553 году он стал викарием Синт-Бавокерка , где прослужил 22 года (до протестантской реформации ). В 1572 году он уехал из Харлема в Амстердам , чтобы избежать осады Харлема , которую устроили на этом месте испанцы. [4]
Гравюры
[ редактировать ]Он был одним из первых нидерландских художников, создававших рисунки специально для репродукции коммерческими граверами. Он использовал технику, включающую штриховку и пунктирность, призванную помочь граверу. [5]
Чудеса света
[ редактировать ]Хемскерк разработал дизайн серии гравюр, на которых изображены восемь, а не семь чудес древнего мира, как обычно. Его добавлением к общепринятому списку стал Колизей в Риме, который, в отличие от других, он показал в руинах, как это было в его время, с спекулятивным добавлением гигантской статуи Юпитера в центре. [11] Они были выгравированы Филиппом Галле и опубликованы в 1572 году. [12]
- Висячие сады Вавилона считаются старейшей из известных воображаемых реконструкций, основанных на исторических описаниях. [13]
- Храм Артемиды имеет «старомодный» вид Санта-Мария-Новелла во Флоренции и других итальянских церквей кватроченто поколения маньеристов.
- Причудливая реконструкция Фидия статуи Зевса в Олимпии , гравюра Филиппа Галле 1572 года по рисунку Хемскерка.
- Причудливая интерпретация Фароса или Александрийского маяка XVI века.
- Великая пирамида Гизы (коллекция Беттмана)
- Причудливая интерпретация Галикарнасского мавзолея , 1572 год.
- он написал Свой автопортрет с Колизея .
Картины
[ редактировать ]Многие работы ван Хемскерка сохранились. Адам, Ева и св. Лука рисуют «Образ Богородицы с Младенцем» в присутствии поэта, увенчанного листьями плюща, и попугая в клетке – алтарный образ в галерее Харлема, и « Ecce Homo» в Музее Изобразительное искусство в Генте — характерные произведения периода, предшествовавшего визиту ван Хемскерка в Италию. [4] Алтарный образ, выполненный для церкви Св. Лаврентия в Алкмаре в 1539–1543 годах, состоящий как минимум из дюжины больших панелей, включая портреты исторических деятелей, сохранившихся в соборе Линчепинга в Швеции со времен Реформации, показывает его стиль после его возвращения. из Италии. [4]
Он написал распятие для Riches Claires в Генте (ныне в Музее изящных искусств в Генте ) в 1543 году и алтарный образ для компании драпировщиков в Харлеме, законченный в 1546 году и ныне находящийся в галерее Гааги. [4] Они показывают, как Хемскерк изучал и повторял формы, которые он видел в работах Микеланджело и Рафаэля в Риме, а также во фресках Андреа Мантенья и Джулио Романо в Ломбардии, но он никогда не забывал своего голландского происхождения и моделей, впервые представленных ему. Скорель и Ян Мабузе . [4]
В 1550 году Хемскерк написал большой, ныне расчлененный триптих , остатки которого сегодня разделены между Музеем изящных искусств Страсбурга ( «Адам и Ева/Гидеон и руно ») и Музеем Бойманса Ван Бенингена ( «Посещение» ). Рафаэля. Еще в 1551 году он создал копию «Мадонны Лорето» [4] ( Музей Франса Халса ). В 1552 году он нарисовал вид скачек быков внутри Римского Колизея ( Дворец изящных искусств Лилля ). Суд Момуса , датированный 1561 годом, в Gemäldegalerie в Берлине , показывает, что он был хорошо знаком с анатомией и любил витиеватую архитектуру. [4] Два алтаря, которые он закончил для церквей в Делфте в 1551 и 1559 годах, один полный ( Св. Лука, рисующий Богородицу ), другой фрагмент, в музее Харлема, треть 1551 года в Брюссельском музее, представляющая Голгофу . Распятие . , Бегство в Египет , Христос на горе и сцены из жизни святого Бернарда и святого Бенедикта - все это достаточно характерно для его стиля [4]
есть « Распятие» В Эрмитаже в Санкт-Петербурге , а два «Триумфа Силена» в венской галерее — . Другие произведения разной важности находятся в галереях Роттердама, Мюнхена, Касселя, Брауншвейга, Карлсруэ, Майнца, Копенгагена, [4] Страсбург и Ренн.
Попугаи
[ редактировать ]В своем изображении Святого Луки, рисующего Богородицу , которое Хемскерк написал дважды для двух гильдий художников, в литературе есть некоторая путаница относительно попугая. попугай в клетке отпилен На обеих картинах он нарисовал попугая, но на первой картине и больше не виден. [16]
Смерть
[ редактировать ]В Амстердаме он составил завещание, которое сохранилось. Это показывает, что он прожил достаточно долго и достаточно процветающе, чтобы сколотить состояние. После своей смерти он оставил деньги и землю в доверительное управление приюту Харлема с ежегодными выплатами процентов любой паре, которая пожелает провести церемонию бракосочетания на плите его могилы в соборе Харлема. В католической Голландии существовало суеверие, что такой бракосочетание обеспечит покой мертвых в гробнице.
Репутация
[ редактировать ]Хемскерк пользовался большим уважением при жизни и оказал сильное влияние, в частности, на художников Харлема. Он известен (вместе со своим учителем Яном ван Скорелем) своим знакомством с итальянским искусством в Северных Нидерландах, особенно своими сериями о чудесах света, которые впоследствии были распространены в виде гравюр. Карел ван Мандер посвятил шесть страниц своей биографии в своем «Шильдер-бюке» .
Публичные коллекции
[ редактировать ]- Институт искусств Курто [17]
- Музей Бойманса Ван Бёнингена , Роттердам [18]
- Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева [19]
- Национальная галерея, Лондон [20]
- Рейксмузеум Амстердам [21]
- Музей изящных искусств Страсбурга [22]
- Художественный музей Мичиганского университета [23]
- Муниципальный музей изящных искусств Хуана Б. Кастаньино , Росарио [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ван Мандер, Карл; Керрич, Томас (перевод) (1829). «Жизнь Мартина Химскерка». Каталог гравюр, гравированных по мотивам Мартина Хемскерка . Лондон: Дж. Родвелл. . Перевод из биографии в Het Schilder-boeck , Харлем, 2020 г. (доступен как голландский онлайн-текст из DBNL ; более современный перевод находится в «Жизни нидерландских и немецких художников» , Х. Мидема, изд. 1994–9).
- ^ получено в июле 2009 г. Семьи в фокусе - Фрауке К. Лаарманн, Семьи в фокусе: развитие семейного портрета Северной Голландии в первой половине семнадцатого века. Хилверсюм, 2002, Потерян, ISBN 978-90-6550-186-8
- ^ «В честь С. Лукаса он совершил это/Он также изобрел So gemeen ghesellen».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хемскерк, Мартин Якобс ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 199. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Перейти обратно: а б Рисунки пятнадцатого-восемнадцатого веков из коллекции Роберта Лемана: Центральная Европа . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 133.
- ^ Тюрлеманн, Феликс (28 апреля 2021 г.). «Почему «римские альбомы для рисования Мартена ван Хемскерка» не могут исходить от Хемскерка: Источниковедческие, исторические и экспертные заметки к двум новым публикациям» . 21: Исследования по искусству, истории и визуальному (на немецком языке). 2 (1): 47–76. дои : 10.11588/xxi.2021.1.79015 . ISSN 2701-1550 .
- ^ Тюрлеманн, Феликс (2024). Взгляд Пана. Корнелис Флорис и альбомы для рисования «Хемскерк» . 2 том. Раймер Верлаг - Издание Imorde.
- ^ Бюттнер, Нильс; Дитц, Георг Йозеф; Эйзинг, Эрик; Фонтолан, Энрико; Кесслер, Ганс Ульрих; Маттеи, Франческа; Маццетти ди Пьетралата, Сесилия; Мидема, Девять Робинтье; Пенц, Антье (2024). Хемскерк, Мартен ван; Мельцер, Кристиан; Барч, Татьяна (ред.). Очарование Рима: Маартен ван Хемскерк рисует город . Купферстичкабинетт, Библиотека Герциана, Культурфорум Берлин. Берлин: Kupferstichkabinett - Государственные музеи Берлина. ISBN 978-3-7774-4344-7 .
- ^ Г. Дж. Дитц, А. Пенц, К. Винтерманн, «Материалы, методы и реконструкция маленькой книжки для рисования», в: Очарование Рима. Маартен ван Хемскерк рисует город , Exh.-Cat. Берлин 2024, Мюнхен 2024, стр. 99–127.
- ^ Корнелис Мусиус в NL Wikipedia
- ^ Керрих 1829, стр.105
- ^ «Восемь чудес света» . Британский музей.
- ^ AdSummus, для истории искусств с Микелли. «Висячие сады — изображения» . plinia.net .
- ^ «Стиль и техника Хемскерка» . Драма и преданность: Алтарь Хемскерка «Ecce Homo» из Варшавы . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ «Панорама с похищением Елены среди чудес древнего мира» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Перейти обратно: а б Книга живописи: жизнь славных голландских и верхненемецких художников. Карел ван Мандер , с примечаниями, 1995 год. ISBN 90-284-1678-1 . ISBN 978-90-284-1678-9
- ^ «Хемскерк, Мария Магдалина» . Институт искусств Курто . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Музей Бойманса Ван Бёнингена» . boijmans.nl . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ «Загрузка... | Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева» . Collections.tepapa.govt.nz . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Мартен ван Хемскерк | Богородица и Иоанн Богослов | NG6508.1 | Национальная галерея, Лондон» . www.nationalgallery.org.uk . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Поиск — Рейксмузеум» . Рейксмузеум .
- ^ «Хемскерк – живопись» . muees-strasbourg.skin-web.org . Музеи города Страсбурга . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ «Обмен: Воскрешение» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Авторетрато» . castagninomacro.org . Проверено 7 июля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Керрич, Томас (1829). Каталог гравюр, гравированных по мотивам Мартина Хемскерка . Лондон: Дж. Родвелл. Включает английский перевод биографии Хемскерка, написанной ван Мандером.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартен ван Хемскерк. Римская книга для рисования . (Берлин, Hatje Cantz Verlag 2024).
- Очарование Рима. Маартен ван Хемскерк рисует город . Выставочный кот. Берлин 2024 (Мюнхен, Хирмер-Верлаг 2024).
- Очарование Рима. Маартен ван Хемскерк рисует «Сити» . Exh.-Кат. Берлин 2024 (Мюнхен, Хирмер 2024).
- Татьяна Барч, Маартен ван Хемскерк. Римские исследования между объективностью и воображением. (Мюнхен: Хирмер, 2019) (Римские исследования Библиотеки Герциана, Том 44).
- Артур Дж. ДиФурия, «Рим Маартена ван Хемскерка: античность, память и культ руин». (Лейден: Брилл, 2019).
- Марко Фолин - Моника Прети, Разрушенные города Маартена ван Хемскерка. Изображения руин и религиозных конфликтов в Нидерландах в 16 веке (Париж: Национальный институт истории искусств, 2015).
- Татьяна Барч - Питер Зайлер (ред.), Рисуя Рим. Маартен ван Хемскерк 1532–1536/37. (Берлин: Манн, 2012) (Сочинения Гумбольдта по истории искусства и визуального искусства, 8).
- Татьяна Барч, «Рисунок «Брута» Маартена ван Хемскерка и его связь с кардиналом Родольфо Пио да Карпи», Агнес Шварцмайер (ред.), «Брут» Капитолия: портрет делает мировую историю. (Мюнхен: Ред. Минерва, 2010) (эксх.-кат. Берлин), 81–89.
- Артур Дж. ДиФуриа, «Коллекционные образы Мартена ван Хемскерка в нидерландской живописной памяти», Intellectual History Review, 20, 2010 г. - выпуск 1, 27–51.
- Артур Дж. ДиФурия, «Вспоминая вечное: автопортрет Мартена ван Хемскерка перед Колизеем», Ежегодник истории искусства Нидерландов. 59(1), 2009, 90-108.
- Татьяна Барч, «Трансформированная трансформация. О« удаче »исследований античности Маартена ван Хемскерка в 17 веке», Эрнст Остеркамп (ред.), Эстетика знания: Знание об античности в эстетическом посредничестве (Берлин / Нью-Йорк: Вальтер де Грютер, 2008) (Преобразования античности, 6), 113–159.
- Татьяна Барч, «Капитал. Колизей. Размышления об имиджевых изобретениях Хемскерка на примере листа 28 р. римского альбома для рисования», Катрин Шаде и др. (ред.), Центры и сферы влияния в рецепции античности. (Мюнстер: Scriptorium, 2007), 27–38.
- Эрик Зевенхейзен - Пит де Бур (редактор), Мартен ван Хемскерк, 1498–1574: «художник-констиг вермарт» (Heemskerk: Historical Kring Heemskerk, 1998).
- Илья Вельдман, Мартен ван Хемскерк. (Roosendaal: Koninklijke Van Poll, 1993–1994) (Новые голландские и фламандские офорты, гравюры и гравюры на дереве, 1, 2).
- Джефферсон Кэбелл Харрисон младший, Картины Мартена ван Хемскерка – Резюме каталога. (Шарлоттсвилль/Вирджиния, Университет Вирджинии, Фил. Дисс., 1987).
- Райнальд Гроссханс, Мартен ван Хемскерк. Картины. (Берлин: Бетчер, 1980).
- Илья Вельдман (Майкл Хойл, пер.), Маартен Ван Хемскерк и голландский гуманизм в шестнадцатом веке. (Маарсен: Гэри Шварц, 1977).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись о Маартене ван Хемскерке в базе данных RKD Artist.
- Работы Маартена ван Хемскерка в Рейксмузеуме Амстердама.
- Литература о Мартене ван Хемскерке
- Каталог гравюр, гравированных по мотивам Мартина Хемскерка.
- Вермеер и Делфтская школа , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, который включает материалы о Маартене ван Хемскерке (см. Указатель)
- Питер Брейгель Старший: рисунки и гравюры , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, который включает материалы о Маартене ван Хемскерке (см. Указатель)
- Гравюры по мотивам Маартена ван Хемскерка в дрезденском Kupferstich-Kabinett.