Харлемская гильдия Святого Луки
Харлемская гильдия Святого Луки была сначала христианской, а позднее городской гильдией различных профессий, подпадавшей под покровительство святых Евангелиста Луки и Святого Элигия .
История
[ редактировать ]При жизни Гертгена тот Синт Янса , вероятно, существовала гильдия художников в Харлеме , но все записи о такой организации утеряны. Если бы он существовал, он, вероятно, был бы связан с Янскерк (Харлем) , где Гертген был уважаемым художником. Самое раннее упоминание о Харлемской гильдии Святого Луки относится к 1496 году, когда наследники Йоста Хьюга Альбоутсдра , который был бывшим владельцем места расположения алтаря в Синт-Бавокерке , уступили все права на алтарь, имевшие до того времени был за Вознесение Богородицы, в Гильдию святых Луки и святого Элигия . [1] Возможно, это также год, когда Гильдия перенесла свой алтарь с Янскерк на Бавокерк. Гильдия предназначалась для художников, мастеров по золоту и серебру, причем святой Лука был покровителем художников, а святой Элигий - покровителем кузнецов.
Самый ранний чартер
[ редактировать ]Самый ранний устав гильдии больше не существует, но самый ранний, который все еще находится в архивах, датируется 1514 годом. Этот устав оставался в силе до Бельденской бури , после чего алтарь гильдии нашел временное жилье во Враувенброерскерк, поскольку Бавокерк стал протестантским и все гильдии покинули церковь. [1] Враувенбруерскерк была церковью кармелитов , монастыря которой больше нет, но архивы которой сохранились до наших дней. Из первоначального комплекса сохранились только входные ворота на Grote Houtstraat . В этих архивах зафиксировано, что кессофель ( риза ) был подарен этому алтарю в 1575 году Элизабет ван Дорп. [1] После того, как Харлем проиграл осаду Харлема в 1573 году, он стал католическим анклавом, официально подпавшим под власть Филиппа II Испанского . Лишь в 1577 году местный епископ Годфрид ван Мирло поставил свою печать на Satisfactie van Haarlem , в которой пообещал присягнуть Виллему Безмолвному, а не Филиппу II, при условии, что католики сохранят те же права, что и протестанты. Хотя Харлем, как и Амстердам с его Альтернативой , год спустя вернул себе католические права этого Satisfactie , именно эта особая репутация, дружественная католикам, привлекла многих жителей юга и добавила богатства городу в его золотой век.
В 1576 году 28 сентября было принято решение сделать богослужебное произведение в честь св. Элигия, так как теперь был представлен только св. Лука. [1] Речь идет о картине Мартина ван Хемскерка , на которой не изображен святой Элигиус, а изображен святой Лука, рисующий Богородицу . Эта картина была довольно большой, и хотя на ней изображен гончарный ( фаянсовый ) пекарь в образе святого Луки, а также множество скульптур и резьбы по дереву, на ней нет никаких признаков какой-либо кузнечной работы. Подписанный документ, прикрепленный внизу картины, записан Карелом ван Мандером и утверждает, что Хемскерк нарисовал ее для своих коллег по гильдии. [2] Хемскерк нарисовал это перед поездкой в Италию, а когда он вернулся, он стал уставным мастером гильдии с 1550 по 1552 год. По-видимому, кузнецы были недовольны своим представительством в управлении гильдией, и это вызвало межгильдейский спор, поскольку ювелиры отделились от своей гильдии в 1576 году только для того, чтобы вернуться в уставе 1590 года. [1]
Устав 1590 г.
[ редактировать ]После осады Антверпена в 1585 году многие семьи бежали на север, а поскольку Антверпен был крупным центром живописи, рынок Харлема был наводнен профессиональными художниками, которые конкурировали с собственными мастерами Харлема. Для защиты рынка в 1590 году была издана новая хартия. О том, что это было необходимо, свидетельствует тот факт, что новые хартии были изданы вскоре после бельденской бури в большинстве голландских городов, перешедших в протестантизм и втянутых в Восьмидесятилетнюю войну .
Некоторые гранты на членство в гильдиях после Реформации
[ редактировать ]- 1593: Корнелис Энгельс (отец Йоханнеса Корнелиса Верспронка ) [3]
- 1597: Корнелис Клас ван Виринген [3]
- 1600: Франс Питерс де Греббер (отец художников Питера , Марии и Альберта )
- 1610: Франс Хальс (отец художников Хармена , Франса (Младшего) , Рейнье и Николаеса ), Флорис Клас ван Дейк [3]
- 1612: Уильям Буйтевеч , Эсайас ван де Вельде , Геркулес Сегерс [3]
- 1613: Ян ван де Вельде [3]
- 1614: Якоб ван Кампен [3]
- 1616: Питер де Молин [3]
- 1617: Ян ван Гойен [3]
- 1623: Саломон ван Рейсдал , Питер Сенредам , Питер Пост , Ханс Боллонгье , Йоханнес Босхарт
- 1628: Питер Саутман , [4] Ян Мэтем (сын Джейкоба Мэтема ), Ян Уилс [3]
- 1630: Саломон де Брей (отец художников Яна , Дирка и Йозефа )
- 1631: Виллем де Пуртер , Виллем Клаесун Хеда , Сара ван Баальберген [3]
- 1632: Ян Корнелис Верспронк , Питер де Греббер , [4] Ян Коленбир , Питер ван Берендрехт , Йоханнес Берендрехт [3]
- 1633: Джудит Лейстер [3]
- 1634: Адриан ван Остаде [3]
- 1636: Джейкоб Дак [3]
- 1639: Филипс Анхель , Флорис ван Скутен [3]
- 1640: Филипс Вауверман [3]
- 1642: Николаес Берхем (как Клаас Питерсен, сын Питера Класа ), Барент Гаэль [3]
- 1643: Исаак ван Остаде , Геррит Клас Блекер , Корнелис Герритс Декер [3]
- 1644: Клаас ван Берестейн , [5]
- 1645: Питер Корнелис Вербек [3]
- 1646: Питер Вауверман , [4] Франс Пост , Гиллем Дюбуа [3]
- 1647: Хендрик Моммерс [3]
- 1649: Винсент ван дер Винн
- 1651: Цезарь Эвердингенский [3]
- 1653: Корнелис Вишер [3]
- 1654: Корнелис Питерс Бега , Иов Адрианс Беркхейде [3]
- 1655: Ян Вауверман [6]
- 1659: Жозуа де Граве [3]
- 1660: Геррит Адриенсзон Беркхейде , Исаак ван Никелен [3]
- 1661: Ян Стен , Корнелис Белт [3] Исаак Вермеер [6]
- 1662: Рейер ван Бломмендал
- 1663: Эдварт Кольер
- 1664: Якоб Саломонс ван Рейсдал , Ян де Брей [6] Томас Хереманс [3]
- 1666: Питер Фрис [3]
- 1667: Ян де Брей [3]
- 1669: Якоб ван Хухтенбург [3]
- 1670: Ян ван Хухтенбург [3]
- 1671: Дирк де Брей [3]
- 1678: Дирк Маас [3]
- 1679: Корнелис Дюсарт [3]
- 1688: Ян ван Никелен [3]
- 1706: Франс Декер
Потеря реликвии святителя Луки
[ редактировать ]В 1517 году мощи святого Луки были пожертвованы для алтаря художником Бартелем Понсом , получившим ее от кардинала Христофоро да Форли (с дополнительным титулом С. Мария Арачели). Эта реликвия сопровождалась отпущением на 100 дней тому, кто произнесет у алтаря Патерностер и Ава Марию. Судя по всему, Питер Франц де Греббер передал эту реликвию на хранение францисканскому монаху Иоанну Клорибусу ван Брюгге в 1627 году. [1] В 1632 году магистры гильдии Сент-Лукаса были очень расстроены этим, и Саломон де Брей попытался вернуть его, но безуспешно. В 1641 году реликвию еще раз попытались вернуть, но она, похоже, исчезла. [7]
Несостоявшаяся Хартия 1631 г.
[ редактировать ]Иммиграция фламандских художников после падения Антверпена в 1585 году внесла большой вклад в художественное сообщество Харлема, и в художественном отношении город процветал благодаря поразительному производству картин маслом. Между 1605 и 1635 годами в Харлеме было создано более 100 000 картин. [9] Однако конкуренция за комиссии была очень высокой, и хартия 1590 года, очевидно, не считалась достаточно защитной. В 1631 году вновь был издан новый устав, причем этот устав настолько подробный, что говорит нам гораздо больше об искусстве живописи и арт-торговле, чем о самих художниках. Его подготовил Саломон де Брей, и он описал иерархию членов гильдии, которая, очевидно, встретила большое сопротивление. Его первое ходатайство о принятии этой хартии было отклонено с замечанием, что она слишком длинная, а вторая попытка не была принята вообще. [1] По сути, устав 1590 года действовал до тех пор, пока гильдия не была полностью распущена в 1795 году по указу Наполеона. [7]
Мастера гильдии в 1631 году.
[ редактировать ]Во введении к уставу 1631 г. цеховые мастера представляют отцам города свое предложение устава. Подписавшимися под этим предложением были Питер де Молейн , Аугерт Арисс Акерслот , Виллем Клас Хеда , Саломон де Брей, Корнелис Корнелис , Корнелис Клас ван Виринген , Флорис ван Дейк и Исаак Халинк. [10]
Гильдия Святого Луки | Художники | Художники: | Мастера. |
Арт-дилеры, студенты, мальчики | |||
Мастера: | Граверы, стеклорезы, скульпторы, резчики, мастера по металлу. | ||
Архитекторы, геодезисты, математики, редкие искусства. | |||
Иждивенцы: | Грубые маляры, изготовители тарелок, изготовители зеркал, маляры. | Другие искусства: | |
Печатники, гончары, пекари, храмовники, краскомесители, граверы. | |||
Низшие ремесла: | Мастера по золоту и серебрению, переплетчики книг, рабочие по обработке меди, латуни, олова и свинца, сантехники и черепица. | ||
Стекольщики, вышивальщицы, ковроделы, ткачи, мастера по изготовлению фонарей и паяльщики. |
Наследие
[ редактировать ]К сожалению, между периодом роспуска гильдий в Харлеме (1795 г.) и 1860 г. в гарлемских архивах Сент-Лукасгильда пришелся беспорядок. На протяжении многих лет историки пытались составить списки архивных записей, используя личные архивы семьи де Брей (особенно от Саломона де Брея в 1630-х годах) и семьи ван дер Винне (в первую очередь Винсента Лауренса ван дер Винне из 1650-х годов), и главным образом благодаря усилиям Адриана ван дер Виллигена Pz. в 1866 и 1870 годах. [7] Недавняя инвентаризация, проведенная Хесселем Мидемой, помогла лучше понять останки, а архивы Харлема смогли выкупить утерянные записи у энтузиастов-исследователей XIX века, которые так и не вернули заимствованные материалы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гильдия Синт-Лукас в Харлеме в 1631 году. Сообщение прил. архивариуса Харлема К. Дж. Гоннета, 1877 г., Архив Северной Голландии, Харлем.
- ^ «В честь С. Лукаса он совершил это / Он также изобрел Со гемин геселлен».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также См. страницу RKD этого исполнителя.
- ^ Jump up to: а б с Мидема, стр. 1039
- ↑ Ученик Саломона де Брея, Мидема, стр. 604.
- ^ Jump up to: а б с Мидема, стр. 1036
- ^ Jump up to: а б с История гильдий Святого Луки в Нидерландах, Амстердам, Г. Дж. Хугеверфф , Кампен и сын, 1947 г.
- ^ Харлемский архивариус Си Джей Гоннет в 1877 году опубликовал книгу об архивах Харлема Сент-Лукасгильде. Оно предназначалось для историков, желающих провести исследование живописи Харлема, но не умеющих читать старый почерк.
- ↑ Музейная выставка: Колыбель Золотого века, ноябрь 2008 г., Музей Франса Хальса.
- ^ Jump up to: а б устав 1631 г.
- Архивные документы Гильдии Святого Луки в Харлеме 1497-1798, Хессель Мидема , 1980, ISBN 90-6469-584-9
- Архив Северной Голландии, Харлем.
- Les Artistes de Harlem (archive.org), Commons, см. стр. 42 , подборка членства в гильдии Адриана ван де Виллигена Pz (1810-1876), 1870 г.