Джудит Лейстер
Джудит Лейстер | |
---|---|
![]() Автопортрет , гр. 1630, Национальная художественная галерея Вашингтона. | |
Рожденный | |
Крещенный | 28 июля 1609 г. |
Умер | 10 февраля 1660 г. Хемстеде , графство Голландия, Голландская Республика | (50 лет)
Национальность | Голландский |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Предложение , 1631 г. |
Супруг | |
Дети | 5 |
Джудит Янс Лейстер (также Лейстер ; крестилась 28 июля 1609 г.) [1] — 10 февраля 1660) — голландский художник золотого века, работавший в жанровых произведениях , портретах и натюрмортах . Ее работы высоко ценились современниками, но после ее смерти были практически забыты. ее Все творчество было приписано Франсу Хальсу или ее мужу Яну Минсе Моленаеру . В 1893 году она была вновь открыта, и ученые начали правильно атрибутировать ее произведения. [2]
Биография
[ редактировать ]Лейстер родился в июле 1609 года в Харлеме в семье местного суконщика, который позже стал пивоваром. [3] [4] [5] Она была восьмым ребенком Яна Виллемша Лейстера. Хотя подробности ее обучения неизвестны, она была упомянута современным гарлемским поэтом Сэмюэлем Ампцингом в его книге Beschrijvinge ende lof der Stadt Haerlem (1628). [6]
Некоторые ученые предполагают, что Лейстер сделала карьеру в живописи, чтобы помочь поддержать свою семью после банкротства ее отца. Возможно, она училась живописи у Франса Питерса де Греббера . [7] который руководил уважаемой мастерской в Харлеме в 1620-х годах. [8] В это время ее семья переехала в провинцию Утрехт , и она, возможно, вступала в контакт с некоторыми из Утрехтских Караваджистов . [1]

Первые известные подписанные работы Лейстера «Серенада» и «Веселый Топпер » датированы 1629 годом, когда художнику было двадцать лет. [9] [5] К 1633 году она была принята в члены Харлемской гильдии Святого Луки . [4] Некоторые источники говорят, что она была первой женщиной, зарегистрированной Гильдией; другие говорят, что это была Сара ван Баальберген в 1631 году. [10] Десятки других художниц, возможно, были приняты в Гильдию Святого Луки в 17 веке; однако, поскольку среда, в которой они работали, часто не указывалась, трудно определить, сколько из них было художниками. В то время в цехи включались художники, занимавшиеся вышивкой, гончарной росписью, металлом и деревом, а некоторые включались для продолжения дела своих умерших мужей. [10]
Было высказано предположение, что «Автопортрет Лейстера» , ок. 1633 г. ( Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия), возможно, была ее презентацией Гильдии. Эта работа знаменует собой переход от жесткости ранних женских автопортретов к более расслабленной и динамичной позе. [11] [12] По стандартам других голландских портретов он очень спокойный и сравним с некоторыми работами Франса Хальса . Однако маловероятно, чтобы она носила такую официальную одежду, когда писала маслом, особенно очень широкий кружевной воротник. [13]
В течение двух лет после вступления в Гильдию Лейстер взял на себя трёх учеников-мужчин. Записи показывают, что Лейстер подала в суд на Франса Хальса за то, что тот принял студента, который покинул ее мастерскую, и перешел в свою, не получив предварительного разрешения Гильдии. [14] Мать студента выплатила Лейстеру четыре гульдена в качестве штрафных санкций, что составляет лишь половину от суммы, которую просил Лейстер, и Хальс урегулировал свою часть иска, заплатив штраф в три гульдена вместо того, чтобы вернуть ученика. Сама Лейстер была оштрафована за то, что не зарегистрировала ученика в Гильдии. [1] После ее судебного процесса с Франсом Хальсом картины Лейстер получили большее признание. [15]

В 1636 году Лейстер вышла замуж за Яна Минсе Моленаера , более плодовитого художника, чем она сама, работавшего над аналогичными сюжетами. В надежде на лучшие экономические перспективы пара переехала в Амстердам , где у Моленаера уже были клиенты. Они оставались там одиннадцать лет, прежде чем вернуться в Хемстеде в районе Харлема. Там они делили студию в небольшом доме, расположенном на территории современного парка Гроенендал . У Лейстера и Моленаера было пятеро детей, только двое из которых дожили до взрослого возраста. [16]
Большинство датированных работ Лейстер были созданы до ее замужества и датированы периодом между 1629 и 1635 годами. Известно несколько ее произведений, написанных после 1635 года: две иллюстрации в книге о тюльпанах 1643 года, портрет 1652 года и натюрморт 1654 года. который был обнаружен в частной коллекции в 21 веке. [17] Лейстер, возможно, тоже работала вместе со своим мужем. [1] Она умерла в 1660 году в возрасте 50 лет. Ее похоронили на ферме недалеко от Харлема . Ни одно из ее произведений искусства не выставлялось на всеобщее обозрение и не приписывалось ей в течение почти 200 лет. [18] Тот факт, что в описи ее имущества многие картины приписывались «жене Моленаера», а не Джудит Лейстер, возможно, способствовал неправильному приписыванию ее работ мужу. [19]
Работа
[ редактировать ]Лейстер подписывала свои работы монограммой своих инициалов JL со звездой. Это была игра слов: «Лейстер» по-голландски означало «Ведущая звезда», а для голландских моряков того времени это было общее название Полярной звезды . Leistar — это название пивоварни ее отца в Харлеме. [9] Лишь изредка она подписывала свои работы своим полным именем. [ нужна ссылка ]

Она специализировалась на портретных жанровых сценах, обычно состоящих из одной-трех фигур, которые обычно излучают хорошее настроение и показаны на простом фоне. Многие из них — дети, другие — пьющие мужчины. Лейстер была особенно новаторской в своих домашних жанровых сценах. Это тихие сцены с участием женщин дома, часто при свете свечей или ламп, особенно с женской точки зрения. [20] «Предложение» ( Маурицхейс , Гаага ) — необычный вариант этих сцен, который, по мнению некоторых, показывает девушку, получающую нежелательные ухаживания, вместо изображения добровольной проститутки, более распространенной сцены под таким названием. Тот факт, что в этой сцене женщина шьет, также может иметь двойное значение, поскольку голландское слово, обозначающее шитье, иногда используется как метафора секса. [5] Однако эта интерпретация не является общепринятой. Энн Сазерленд Харрис интерпретировала картину как изображение женщины, получившей честное предложение руки и сердца. [21]
Большая часть других ее работ, особенно среди музыкальных мастеров, по своей природе была похожа на работы многих ее современников, таких как ее муж Моленар, братья Франс и Дирк Хальс , Ян Стен и Утрехтские караваджисти Хендрик Тербрюгген и Геррит ван Хонтхорст. . Их жанровые картины, в основном изображающие таверны и другие места развлечений, отвечали вкусам и интересам растущего сегмента голландского среднего класса. Она написала несколько реальных портретов, и ее единственная известная историческая картина - «Давид с головой Голиафа» (1633 г.), которая не отходит от ее типичного портретного стиля, с единственной фигурой, расположенной близко к передней части пространства картины. [ нужна ссылка ]
В 1648 году голландский комментатор Теодор Шревель заметил: «Было также много опытных женщин в области живописи, которые все еще известны в наше время и которые могли бы конкурировать с мужчинами. Среди них исключительно выделяется одна, Джудит Лейстер, называют «настоящей ведущей звездой искусства». [22]
Лейстер и Франс Хальс
[ редактировать ]Несмотря на то, что Лейстер была хорошо известна при жизни и пользовалась уважением современников, после ее смерти Лейстер и ее работы были в значительной степени забыты. Она была вновь открыта в 1893 году, когда картина Франса Хальса, которой более века восхищались как работа, была признана ее картиной. После осознания забытой известности и таланта Лейстера ее посмертно раскритиковали, чтобы провести различие между ней и Франсом Халсом, несмотря на то, что 200 лет ее работы считались его. В 1964 году Уитни Чедвик цитирует Джеймса Лейвера в своем обзоре « Женщины, искусство и общество» , который сказал, что некоторые женщины-художницы склонны подражать Франсу Хальсу, но энергичные мазки мастера были за пределами их возможностей. Достаточно взглянуть на работы такой художницы, как Джудит Лейстер, чтобы обнаружить слабость женской руки». [5] [23]
Путаница – или, возможно, обман – может возникнуть еще при жизни Лестера. Сэр Люк Шауд приобрел Leyster, The Jolly Companions , как Hals в 1600-х годах. Работа попала к дилеру Вертхаймеру с Бонд-стрит в Лондоне, который назвал ее одной из лучших картин Халса. [24] Сэр Джон Милларс согласился с Вертхаймером в подлинности и ценности картины. Вертхаймер продал картину английской фирме за 4500 фунтов стерлингов. Эта фирма, в свою очередь, продала картину как Халса Томасу Лори в Париже. [25]
В 1893 году Лувр обнаружил монограмму Лейстера под сфабрикованной подписью Хальса. [26] [27] Неясно, когда была добавлена фальшивая подпись. Когда была обнаружена оригинальная подпись, Томас Лори [28] подали в суд на английскую фирму, которая, в свою очередь, попыталась аннулировать свою покупку и вернуть свои деньги от арт-дилера Вертхаймера. Дело было урегулировано в суде 31 мая 1893 года, когда истцы (неназванная английская фирма) согласились оставить картину себе за 3500 фунтов стерлингов + 500 фунтов стерлингов. В ходе судебного разбирательства работа не рассматривалась как объект ценности в рамках ее новой истории: «никто никогда не подбрасывал кепку вверх и не радовался, что другой художник, способный равняться Хальсу в своих лучших проявлениях, был обнаруженный". Другая версия «Веселых товарищей» была продана в Брюсселе в 1890 году и имела монограмму Лейстера, «грубо измененную на переплетенную FH». [24]
В 1893 году Корнелис Хофстед де Гроот написал первую статью о Лейстере. [29] Он приписал ей семь картин, шесть из которых подписаны ее характерной монограммой «JL*». [30] С тех пор искусствоведы часто считали ее подражателем или последователем Хальса, хотя в конце 20 века это отношение несколько изменилось. [31]
Помимо упомянутого выше иска, характер профессиональных отношений Лейстера с Франсом Хальсом неясен; возможно, она была его ученицей или дружелюбным коллегой. Возможно, она была свидетельницей при крещении дочери Хальса Марии в начале 1630-х годов, поскольку в качестве свидетеля была записана «Юдит Янсдер» (что означает «дочь Яна»), но в Харлеме были и другие Юдит Янсдер. Некоторые историки утверждают, что Хальс или его брат Дирк могли быть учителями Лейстера из-за большого сходства между их работами. [1]
Публичные коллекции
[ редактировать ]Музеи, в которых хранятся работы Джудит Лейстер, включают Рейксмузеум Амстердама ; [32] Маурицхейс, Гаага; Музей Франса Хальса , Харлем; Лувр, Париж; Национальная галерея , Лондон; и Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия. [33] В 2022 году Художественный музей Каррье приобрел картину Лейстера в дополнение к картине Яна Минсе Моленаера. [34]
В марте 2021 года работы Лейстера были добавлены в «Почетную галерею» Рейксмузеума. Лейстер, Гезина тер Борх и Рэйчел Рюйш — первые женщины, включенные в галерею. [35] [36]
19 декабря 2022 года Google представил ее в дудле Google в Нидерландах, Исландии, Ирландии, Великобритании, Сингапуре и США. [37]
Галерея
[ редактировать ]- Корпус часов
( Юноша с кувшином ) (1633) - Портрет мужчины
- Игра Трик-Трак
- игра в карты
- Юный флейтист
- Концерт (1631–33).
- Предложение (1631)
- Веселый Топпер (1629)
- Веселое трио
(между 1629 и 1631 гг.) - Последняя капля ( ок. 1629 г. )
- Бломпотье (Цветы в вазе) (1654 г.)
- Шут по мотивам Франса Хальса
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Моленар, Юдит. «Лейстер, Джудит, Голландия, 1609–1660», веб-сайт Национальной художественной галереи. По состоянию на 1 февраля 2014 г.
- ^ «10 знаменитых художниц, которых должен знать каждый любитель искусства» . Моя современная встреча . 30 августа 2019 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ↑ Харрис, Энн Сазерленд и Линда Нохлин, Женщины-художницы: 1550–1950 , Художественный музей округа Лос-Анджелес, Кнопф, Нью-Йорк, 1976.
- ^ Перейти обратно: а б Шама, Саймон (1988). Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 415. ИСБН 978-0520061477 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Куинн, Бриджит (2017). В общих чертах: 15 женщин, которые творили искусство и творили историю (именно в таком порядке) . Сан-Франциско: Книги хроник. ISBN 978-1-4521-5236-3 .
- ^ Ампцинг, Сэмюэл (1628). Описания и похвалы города Херлема (на голландском языке).
- ^ Хофрихтер, См. Фрима Фокс. Джудит Лейстер: Женщина-художница в золотой век Голландии (Doornspijk, 1989), стр. 14.
- ^ «Откройте для себя художника, рисовальщика, вышивальщика Франса Питерса де Греббера» . rkd.nl.
- ^ Перейти обратно: а б «Откройте для себя художницу, рисовальщика Джудит Лейстер» . rkd.nl.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Доминик (4 апреля 2016 г.). «Кем была Джудит Лейстер? Забытые женщины-художницы Золотого века» . www.theparisreview.org . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ Фрэнсис Борзелло, Видя себя: женский автопортрет, 1998 г.
- ^ Судья Фрима Фокс. «Автопортрет Джудит Лейстер: Ut Pictura Poesis », Очерки североевропейского искусства. Подарено Эгберту Хаверкампу-Бергеманну в день его шестидесятилетия , Дорнспийк, 1983, стр. 106–109.
- ^ «Автопортрет» . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Хофрихтер, Фрима Фокс (2003). «Лейстер, Джудит» . Оксфордское искусство онлайн . doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T050810 . ISBN 978-1884446054 .
- ^ МакГи, Джули Л.; Лейстер, Джудит; Велу, Джеймс А.; Бисбур, Питер (1995). «Джудит Лейстер: голландский мастер в своем мире». Журнал шестнадцатого века . 26 (4): 1011. дои : 10.2307/2543856 . JSTOR 2543856 .
- ^ «Юдит Лейстер, голландская художница» . История искусства .
- ^ «Вновь открытая уникальная картина Джудит Лейстер, которая будет показана на предстоящей выставке» . CODART – голландское и фламандское искусство в музеях по всему миру. 12 декабря 2009 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ Маккирнан, Майк (декабрь 2012 г.). «Джудит Лейстер, юная флейтистка 1635» . Профессиональная медицина . 62 (8): 592–594. doi : 10.1093/ocmed/kqs194 . ПМИД 23155158 .
- ^ «Лейстер, Джудит» . Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. 2008. doi : 10.1093/acref/9780195148909.001.0001 . ISBN 9780195148909 .
- ^ Хофрихтер, Фрима Фокс. Джудит Лейстер « Предложение - между добродетелью и пороком. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine », The Feminist Art Journal, том. 4 (1975), стр. 22–26.
- ^ Харрис, Энн Сазерленд (2008). Искусство и архитектура семнадцатого века (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN 978-0-13-603372-1 . OCLC 182553042 .
- ^ Смит, Доминик (4 апреля 2016 г.). «Дочери Гильдии» . Парижское обозрение .
- ^ Паркер, Розика ; Поллок, Гризельда (1981). Старые любовницы: женщины, искусство и идеология . Лондон. ISBN 0710008791 . OCLC 8160325 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Перейти обратно: а б Грир, Жермен (1979). Гонка с препятствиями: судьбы женщин-художниц и их творчество . Диана Паб Ко. с. 139. ИСБН 978-0756791148 .
- ^ Черник, Карен (16 января 2023 г.). «Кем была Джудит Лейстер и почему она была так важна?» . Артньюс . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Бенфорд, Сьюзен. «Знаменитые художники: Джудит Лейстер» . Карты шедевров . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 244. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Смит, Доминик (4 апреля 2016 г.). «Дочери Гильдии» . Парижское обозрение . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Хофстед де Гроот, Корнелис. « Юдит Лейстер », Ежегодник королевских коллекций произведений искусства Пруссии, том. 14 (1893), стр. 190–198, 232.
- ^ Джудит Лейстер: Женщина-художница в золотой век Голландии , Фрима Фокс Хофрихтер, Doornspijk, 1989, Davaco Publishers, ISBN 9070288621 , с. 32
- ^ Хофрихтер, Фрима Фокс. «Джудит Лейстер: ведущая звезда», Джудит Лейстер: голландский мастер и ее мир (Йельский университет, 1993). [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ "Поиск" . Рейксмузеум .
- ^ Банта, Андалиб Бади; Грайст, Алекса; Кристенсен, Тереза Куташ (5 января 2023 г.). Оставляя свой след . Goose Lane Editions (опубликовано в 2023 г.). стр. 215–217. ISBN 1773103180 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Новое приобретение» https://currier.org/event/judith-leyster-acquisition
- ^ МакГриви, Нора. «Впервые за свою 200-летнюю историю Рейксмузеум включил женщин-художниц в «Почетную галерею» » . Смитсоновский журнал . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Впервые Рейксмузеум вывесит работы голландских мастериц в своей самой престижной галерее» . Новости Артнета . 11 марта 2021 г. . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Празднование Джудит Лейстер» . гугл.com . Проверено 19 декабря 2022 г.
- Дополнительные источники
- Чедвик, Уитни, Женщины, искусство и общество, Темза и Гудзон, Лондон, 1990.
- «Лейстер, Джудит» в Gaze, Delia, изд. Словарь женщин-художниц . 2 тома. Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997.
- Велу, Джеймс А. и Питер Бисбоер. Джудит Лейстер: голландский мастер и ее мир , Йельский университет, 1993.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Джудит Лейстер, на Викискладе?
- Кристофер Д.М. Аткинс, « Последняя капля (Веселый кавалер)» [ постоянная мертвая ссылка ] » в « Собрании Джона Дж. Джонсона: история и избранные произведения». [ постоянная мертвая ссылка ] , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.
- 2 произведения Джудит Лейстер или после нее на Art UK сайте
- Профиль художника в Artcyclopedia
- Произведения и литература о Джудит Лейстер
- Картины кошек Джудит Лейстер