Jump to content

Джудит Лейстер

Джудит Лейстер
Рожденный
Крещенный 28 июля 1609 г.
Умер 10 февраля 1660 г. (10 февраля 1660 г.) (50 лет)
Хемстеде , графство Голландия, Голландская Республика
Национальность Голландский
Известный Рисование
Заметная работа Предложение , 1631 г.
Супруг
Дети 5

Джудит Янс Лейстер (также Лейстер ; крестилась 28 июля 1609 г.) [1] — 10 февраля 1660) — голландский художник золотого века, работавший в жанровых произведениях , портретах и ​​натюрмортах . Ее работы высоко ценились современниками, но после ее смерти были практически забыты. ее Все творчество было приписано Франсу Хальсу или ее мужу Яну Минсе Моленаеру . В 1893 году она была вновь открыта, и ученые начали правильно атрибутировать ее произведения. [2]

Биография

[ редактировать ]

Лейстер родился в июле 1609 года в Харлеме в семье местного суконщика, который позже стал пивоваром. [3] [4] [5] Она была восьмым ребенком Яна Виллемша Лейстера. Хотя подробности ее обучения неизвестны, она была упомянута современным гарлемским поэтом Сэмюэлем Ампцингом в его книге Beschrijvinge ende lof der Stadt Haerlem (1628). [6]

Некоторые ученые предполагают, что Лейстер сделала карьеру в живописи, чтобы помочь поддержать свою семью после банкротства ее отца. Возможно, она училась живописи у Франса Питерса де Греббера . [7] который руководил уважаемой мастерской в ​​Харлеме в 1620-х годах. [8] В это время ее семья переехала в провинцию Утрехт , и она, возможно, вступала в контакт с некоторыми из Утрехтских Караваджистов . [1]

Серенада Лейстера, 1629 г. ( Рейксмузеум )

Первые известные подписанные работы Лейстера «Серенада» и «Веселый Топпер » датированы 1629 годом, когда художнику было двадцать лет. [9] [5] К 1633 году она была принята в члены Харлемской гильдии Святого Луки . [4] Некоторые источники говорят, что она была первой женщиной, зарегистрированной Гильдией; другие говорят, что это была Сара ван Баальберген в 1631 году. [10] Десятки других художниц, возможно, были приняты в Гильдию Святого Луки в 17 веке; однако, поскольку среда, в которой они работали, часто не указывалась, трудно определить, сколько из них было художниками. В то время в цехи включались художники, занимавшиеся вышивкой, гончарной росписью, металлом и деревом, а некоторые включались для продолжения дела своих умерших мужей. [10]

Было высказано предположение, что «Автопортрет Лейстера» , ок. 1633 г. ( Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия), возможно, была ее презентацией Гильдии. Эта работа знаменует собой переход от жесткости ранних женских автопортретов к более расслабленной и динамичной позе. [11] [12] По стандартам других голландских портретов он очень спокойный и сравним с некоторыми работами Франса Хальса . Однако маловероятно, чтобы она носила такую ​​официальную одежду, когда писала маслом, особенно очень широкий кружевной воротник. [13]

В течение двух лет после вступления в Гильдию Лейстер взял на себя трёх учеников-мужчин. Записи показывают, что Лейстер подала в суд на Франса Хальса за то, что тот принял студента, который покинул ее мастерскую, и перешел в свою, не получив предварительного разрешения Гильдии. [14] Мать студента выплатила Лейстеру четыре гульдена в качестве штрафных санкций, что составляет лишь половину от суммы, которую просил Лейстер, и Хальс урегулировал свою часть иска, заплатив штраф в три гульдена вместо того, чтобы вернуть ученика. Сама Лейстер была оштрафована за то, что не зарегистрировала ученика в Гильдии. [1] После ее судебного процесса с Франсом Хальсом картины Лейстер получили большее признание. [15]

«Счастливая пара» , Лейстер, 1630 г. ( Лувр )

В 1636 году Лейстер вышла замуж за Яна Минсе Моленаера , более плодовитого художника, чем она сама, работавшего над аналогичными сюжетами. В надежде на лучшие экономические перспективы пара переехала в Амстердам , где у Моленаера уже были клиенты. Они оставались там одиннадцать лет, прежде чем вернуться в Хемстеде в районе Харлема. Там они делили студию в небольшом доме, расположенном на территории современного парка Гроенендал . У Лейстера и Моленаера было пятеро детей, только двое из которых дожили до взрослого возраста. [16]

Большинство датированных работ Лейстер были созданы до ее замужества и датированы периодом между 1629 и 1635 годами. Известно несколько ее произведений, написанных после 1635 года: две иллюстрации в книге о тюльпанах 1643 года, портрет 1652 года и натюрморт 1654 года. который был обнаружен в частной коллекции в 21 веке. [17] Лейстер, возможно, тоже работала вместе со своим мужем. [1] Она умерла в 1660 году в возрасте 50 лет. Ее похоронили на ферме недалеко от Харлема . Ни одно из ее произведений искусства не выставлялось на всеобщее обозрение и не приписывалось ей в течение почти 200 лет. [18] Тот факт, что в описи ее имущества многие картины приписывались «жене Моленаера», а не Джудит Лейстер, возможно, способствовал неправильному приписыванию ее работ мужу. [19]

Лейстер подписывала свои работы монограммой своих инициалов JL со звездой. Это была игра слов: «Лейстер» по-голландски означало «Ведущая звезда», а для голландских моряков того времени это было общее название Полярной звезды . Leistar — это название пивоварни ее отца в Харлеме. [9] Лишь изредка она подписывала свои работы своим полным именем. [ нужна ссылка ]

«Предложение» Джудит Лейстер

Она специализировалась на портретных жанровых сценах, обычно состоящих из одной-трех фигур, которые обычно излучают хорошее настроение и показаны на простом фоне. Многие из них — дети, другие — пьющие мужчины. Лейстер была особенно новаторской в ​​своих домашних жанровых сценах. Это тихие сцены с участием женщин дома, часто при свете свечей или ламп, особенно с женской точки зрения. [20] «Предложение» ( Маурицхейс , Гаага ) — необычный вариант этих сцен, который, по мнению некоторых, показывает девушку, получающую нежелательные ухаживания, вместо изображения добровольной проститутки, более распространенной сцены под таким названием. Тот факт, что в этой сцене женщина шьет, также может иметь двойное значение, поскольку голландское слово, обозначающее шитье, иногда используется как метафора секса. [5] Однако эта интерпретация не является общепринятой. Энн Сазерленд Харрис интерпретировала картину как изображение женщины, получившей честное предложение руки и сердца. [21]

Большая часть других ее работ, особенно среди музыкальных мастеров, по своей природе была похожа на работы многих ее современников, таких как ее муж Моленар, братья Франс и Дирк Хальс , Ян Стен и Утрехтские караваджисти Хендрик Тербрюгген и Геррит ван Хонтхорст. . Их жанровые картины, в основном изображающие таверны и другие места развлечений, отвечали вкусам и интересам растущего сегмента голландского среднего класса. Она написала несколько реальных портретов, и ее единственная известная историческая картина - «Давид с головой Голиафа» (1633 г.), которая не отходит от ее типичного портретного стиля, с единственной фигурой, расположенной близко к передней части пространства картины. [ нужна ссылка ]

В 1648 году голландский комментатор Теодор Шревель заметил: «Было также много опытных женщин в области живописи, которые все еще известны в наше время и которые могли бы конкурировать с мужчинами. Среди них исключительно выделяется одна, Джудит Лейстер, называют «настоящей ведущей звездой искусства». [22]

Лейстер и Франс Хальс

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Лейстер была хорошо известна при жизни и пользовалась уважением современников, после ее смерти Лейстер и ее работы были в значительной степени забыты. Она была вновь открыта в 1893 году, когда картина Франса Хальса, которой более века восхищались как работа, была признана ее картиной. После осознания забытой известности и таланта Лейстера ее посмертно раскритиковали, чтобы провести различие между ней и Франсом Халсом, несмотря на то, что 200 лет ее работы считались его. В 1964 году Уитни Чедвик цитирует Джеймса Лейвера в своем обзоре « Женщины, искусство и общество» , который сказал, что некоторые женщины-художницы склонны подражать Франсу Хальсу, но энергичные мазки мастера были за пределами их возможностей. Достаточно взглянуть на работы такой художницы, как Джудит Лейстер, чтобы обнаружить слабость женской руки». [5] [23]

Путаница – или, возможно, обман – может возникнуть еще при жизни Лестера. Сэр Люк Шауд приобрел Leyster, The Jolly Companions , как Hals в 1600-х годах. Работа попала к дилеру Вертхаймеру с Бонд-стрит в Лондоне, который назвал ее одной из лучших картин Халса. [24] Сэр Джон Милларс согласился с Вертхаймером в подлинности и ценности картины. Вертхаймер продал картину английской фирме за 4500 фунтов стерлингов. Эта фирма, в свою очередь, продала картину как Халса Томасу Лори в Париже. [25]

В 1893 году Лувр обнаружил монограмму Лейстера под сфабрикованной подписью Хальса. [26] [27] Неясно, когда была добавлена ​​фальшивая подпись. Когда была обнаружена оригинальная подпись, Томас Лори [28] подали в суд на английскую фирму, которая, в свою очередь, попыталась аннулировать свою покупку и вернуть свои деньги от арт-дилера Вертхаймера. Дело было урегулировано в суде 31 мая 1893 года, когда истцы (неназванная английская фирма) согласились оставить картину себе за 3500 фунтов стерлингов + 500 фунтов стерлингов. В ходе судебного разбирательства работа не рассматривалась как объект ценности в рамках ее новой истории: «никто никогда не подбрасывал кепку вверх и не радовался, что другой художник, способный равняться Хальсу в своих лучших проявлениях, был обнаруженный". Другая версия «Веселых товарищей» была продана в Брюсселе в 1890 году и имела монограмму Лейстера, «грубо измененную на переплетенную FH». [24]

В 1893 году Корнелис Хофстед де Гроот написал первую статью о Лейстере. [29] Он приписал ей семь картин, шесть из которых подписаны ее характерной монограммой «JL*». [30] С тех пор искусствоведы часто считали ее подражателем или последователем Хальса, хотя в конце 20 века это отношение несколько изменилось. [31]

Помимо упомянутого выше иска, характер профессиональных отношений Лейстера с Франсом Хальсом неясен; возможно, она была его ученицей или дружелюбным коллегой. Возможно, она была свидетельницей при крещении дочери Хальса Марии в начале 1630-х годов, поскольку в качестве свидетеля была записана «Юдит Янсдер» (что означает «дочь Яна»), но в Харлеме были и другие Юдит Янсдер. Некоторые историки утверждают, что Хальс или его брат Дирк могли быть учителями Лейстера из-за большого сходства между их работами. [1]

Публичные коллекции

[ редактировать ]

Музеи, в которых хранятся работы Джудит Лейстер, включают Рейксмузеум Амстердама ; [32] Маурицхейс, Гаага; Музей Франса Хальса , Харлем; Лувр, Париж; Национальная галерея , Лондон; и Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия. [33] В 2022 году Художественный музей Каррье приобрел картину Лейстера в дополнение к картине Яна Минсе Моленаера. [34]

В марте 2021 года работы Лейстера были добавлены в «Почетную галерею» Рейксмузеума. Лейстер, Гезина тер Борх и Рэйчел Рюйш — первые женщины, включенные в галерею. [35] [36]

19 декабря 2022 года Google представил ее в дудле Google в Нидерландах, Исландии, Ирландии, Великобритании, Сингапуре и США. [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Моленар, Юдит. «Лейстер, Джудит, Голландия, 1609–1660», веб-сайт Национальной художественной галереи. По состоянию на 1 февраля 2014 г.
  2. ^ «10 знаменитых художниц, которых должен знать каждый любитель искусства» . Моя современная встреча . 30 августа 2019 года . Проверено 16 октября 2020 г.
  3. Харрис, Энн Сазерленд и Линда Нохлин, Женщины-художницы: 1550–1950 , Художественный музей округа Лос-Анджелес, Кнопф, Нью-Йорк, 1976.
  4. ^ Перейти обратно: а б Шама, Саймон (1988). Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 415. ИСБН  978-0520061477 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Куинн, Бриджит (2017). В общих чертах: 15 женщин, которые творили искусство и творили историю (именно в таком порядке) . Сан-Франциско: Книги хроник. ISBN  978-1-4521-5236-3 .
  6. ^ Ампцинг, Сэмюэл (1628). Описания и похвалы города Херлема (на голландском языке).
  7. ^ Хофрихтер, См. Фрима Фокс. Джудит Лейстер: Женщина-художница в золотой век Голландии (Doornspijk, 1989), стр. 14.
  8. ^ «Откройте для себя художника, рисовальщика, вышивальщика Франса Питерса де Греббера» . rkd.nl.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Откройте для себя художницу, рисовальщика Джудит Лейстер» . rkd.nl.
  10. ^ Перейти обратно: а б Смит, Доминик (4 апреля 2016 г.). «Кем была Джудит Лейстер? Забытые женщины-художницы Золотого века» . www.theparisreview.org . Проверено 26 февраля 2017 г.
  11. ^ Фрэнсис Борзелло, Видя себя: женский автопортрет, 1998 г.
  12. ^ Судья Фрима Фокс. «Автопортрет Джудит Лейстер: Ut Pictura Poesis », Очерки североевропейского искусства. Подарено Эгберту Хаверкампу-Бергеманну в день его шестидесятилетия , Дорнспийк, 1983, стр. 106–109.
  13. ^ «Автопортрет» . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  14. ^ Хофрихтер, Фрима Фокс (2003). «Лейстер, Джудит» . Оксфордское искусство онлайн . doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T050810 . ISBN  978-1884446054 .
  15. ^ МакГи, Джули Л.; Лейстер, Джудит; Велу, Джеймс А.; Бисбур, Питер (1995). «Джудит Лейстер: голландский мастер в своем мире». Журнал шестнадцатого века . 26 (4): 1011. дои : 10.2307/2543856 . JSTOR   2543856 .
  16. ^ «Юдит Лейстер, голландская художница» . История искусства .
  17. ^ «Вновь открытая уникальная картина Джудит Лейстер, которая будет показана на предстоящей выставке» . CODART – голландское и фламандское искусство в музеях по всему миру. 12 декабря 2009 года . Проверено 14 марта 2019 г.
  18. ^ Маккирнан, Майк (декабрь 2012 г.). «Джудит Лейстер, юная флейтистка 1635» . Профессиональная медицина . 62 (8): 592–594. doi : 10.1093/ocmed/kqs194 . ПМИД   23155158 .
  19. ^ «Лейстер, Джудит» . Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. 2008. doi : 10.1093/acref/9780195148909.001.0001 . ISBN  9780195148909 .
  20. ^ Хофрихтер, Фрима Фокс. Джудит Лейстер « Предложение - между добродетелью и пороком. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine », The Feminist Art Journal, том. 4 (1975), стр. 22–26.
  21. ^ Харрис, Энн Сазерленд (2008). Искусство и архитектура семнадцатого века (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN  978-0-13-603372-1 . OCLC   182553042 .
  22. ^ Смит, Доминик (4 апреля 2016 г.). «Дочери Гильдии» . Парижское обозрение .
  23. ^ Паркер, Розика ; Поллок, Гризельда (1981). Старые любовницы: женщины, искусство и идеология . Лондон. ISBN  0710008791 . OCLC   8160325 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ]
  24. ^ Перейти обратно: а б Грир, Жермен (1979). Гонка с препятствиями: судьбы женщин-художниц и их творчество . Диана Паб Ко. с. 139. ИСБН  978-0756791148 .
  25. ^ Черник, Карен (16 января 2023 г.). «Кем была Джудит Лейстер и почему она была так важна?» . Артньюс . Проверено 26 июля 2023 г.
  26. ^ Бенфорд, Сьюзен. «Знаменитые художники: Джудит Лейстер» . Карты шедевров . Проверено 1 июня 2016 г.
  27. ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 244. ИСБН  978-0714878775 .
  28. ^ Смит, Доминик (4 апреля 2016 г.). «Дочери Гильдии» . Парижское обозрение . Проверено 26 июля 2023 г.
  29. ^ Хофстед де Гроот, Корнелис. « Юдит Лейстер », Ежегодник королевских коллекций произведений искусства Пруссии, том. 14 (1893), стр. 190–198, 232.
  30. ^ Джудит Лейстер: Женщина-художница в золотой век Голландии , Фрима Фокс Хофрихтер, Doornspijk, 1989, Davaco Publishers, ISBN   9070288621 , с. 32
  31. ^ Хофрихтер, Фрима Фокс. «Джудит Лейстер: ведущая звезда», Джудит Лейстер: голландский мастер и ее мир (Йельский университет, 1993). [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
  32. ^ "Поиск" . Рейксмузеум .
  33. ^ Банта, Андалиб Бади; Грайст, Алекса; Кристенсен, Тереза ​​Куташ (5 января 2023 г.). Оставляя свой след . Goose Lane Editions (опубликовано в 2023 г.). стр. 215–217. ISBN  1773103180 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  34. ^ «Новое приобретение» https://currier.org/event/judith-leyster-acquisition
  35. ^ МакГриви, Нора. «Впервые за свою 200-летнюю историю Рейксмузеум включил женщин-художниц в «Почетную галерею» » . Смитсоновский журнал . Проверено 15 марта 2021 г.
  36. ^ «Впервые Рейксмузеум вывесит работы голландских мастериц в своей самой престижной галерее» . Новости Артнета . 11 марта 2021 г. . Проверено 15 марта 2021 г.
  37. ^ «Празднование Джудит Лейстер» . гугл.com . Проверено 19 декабря 2022 г.
Дополнительные источники
  • Чедвик, Уитни, Женщины, искусство и общество, Темза и Гудзон, Лондон, 1990.
  • «Лейстер, Джудит» в Gaze, Delia, изд. Словарь женщин-художниц . 2 тома. Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997.
  • Велу, Джеймс А. и Питер Бисбоер. Джудит Лейстер: голландский мастер и ее мир , Йельский университет, 1993.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Джудит Лейстер, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77771c45f365547bd4af7dc0fbd88dcc__1718069400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/cc/77771c45f365547bd4af7dc0fbd88dcc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judith Leyster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)