Святой Лука, рисующий Богородицу

Святой Лука, рисующий Богородицу (немецкий и голландский: Лукас-Мадонна ) — это религиозный сюжет в искусстве, показывающий Луку-евангелиста, рисующего Деву Марию с Младенцем Иисусом . Такие картины часто создавались в эпоху Возрождения для часовен Святого Луки в европейских церквях и часто напоминают композицию Salus Populi Romani , иконы, основанной на легенде о портрете Марии, выполненном Лукой . Версии этой темы иногда изображались как шедевр , который многие гильдии требовали от художника, прежде чем получить звание мастера .
История
[ редактировать ]
Хотя эта сцена не была включена в канонические изображения жизни Марии , эта сцена становилась все более популярной, поскольку Святой Лука приобрел своих преданных последователей как покровитель художников в целом, а точнее, как покровитель Гильдии Святого Луки , наиболее распространенное имя. местных гильдий художников. Легенда о святом Луке как авторе первых христианских икон возникла в Византии во время иконоборческой борьбы , о чем свидетельствуют источники VIII века . К XI веку ряд изображений стали приписывать его авторству и почитаться как подлинные портреты Христа и Девы Марии. [ 1 ] В эпоху позднего средневековья и эпохи Возрождения восхождение Луки совпадало с повышением статуса самих художников, тогда как до эпохи Возрождения гильдии скульпторов и связанные с ними мастера, в число которых также входили каменщики и архитекторы, поскольку все они работали с камнем, имели тенденцию считаться выше, чем художники. Многие гильдии Святого Луки представляли собой конгломератные объединения различных профессий, включая художников, краскомесителей, осветителей книг и продавцов всех этих вещей. Изготовители седел тоже были членами этих гильдий: подобно иллюминаторам, работавшим с пергаментом , они тоже рисовали на коже, создавая красочную военную сбрую того времени.
Ранние версии
[ редактировать ]
Самая ранняя известная версия этой темы в византийском искусстве — это миниатюра греческого псалтыря XIII века, сохранившаяся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Эта тема появляется в западном искусстве во второй половине XIV века (миниатюра в Евангелии Иоганна фон Троппау, ныне находящемся в Вене) и будет часто представлена в итальянском и раннем нидерландском искусстве XV века. Рогира ван дер Вейдена Версия является самой ранней из известных в ранней нидерландской живописи . Она находится в Бостоне , копии которой находятся в Брюгге , где она была первоначально написана, Старой пинакотеке , Мюнхене и Эрмитаже . [ 2 ]
-
Дерик Бэгерт , около 1470 г.
-
Хьюго ван дер Гус , 1490-е гг.
-
Мастер Святой Крови , 1510-е гг.
Автопортрет
[ редактировать ]
Традиционно дарителем картины для часовни является Гильдия Святого Луки, которая часто назначала для этой работы своего лучшего художника. Если картина так и не попадала в церковь, ее вешали в Ратуше. [ 3 ] Этот живописец затем написал автопортрет, хотя в некоторых случаях святого Луку сопровождает помощник или поклонник, а иногда это и есть автопортрет.
Иконография
[ редактировать ]
Атрибуты таких картин рассказывают историю искусства живописи на протяжении веков. В версиях Рогира ван дер Вейдена и Эль Греко художник, кажется, создает миниатюру самостоятельно, в то время как в других версиях художник показан за мольбертом , используя маулет , с телесными тонами, присутствующими на палитре для воплощения. сцены. Часто на заднем плане можно увидеть рабочего, смешивающего краску. Хотя обычно предмет картины показан дважды: один раз во плоти и один раз на мольберте, иногда кажется, что Мария и Иисус слишком святы, чтобы их можно было показывать воплотившимися , что, возможно, и имеет место с картиной Эль Греко, поскольку лицо художника кажется бледнее предмета.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Мишель Баччи, Кисть евангелиста. История священных изображений, приписываемых святому Луке , Пиза: Gisem-Ets, 1998.
- ^ Святой Лука рисует и раскрашивает Мадонну (Святой Лука, рисующий Богородицу; голландский); Ян Пит Филедт Кок, 2006, Vossiuspers Amsterdam, ISBN 90-5629-417-2
- ^ «Иль Пассиньяно», около 1560 года , картина сейчас находится в галерее Уффици , Флоренция.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- К. Хенце, Художник Лука Богородица , Лувен, 1948 год.
- Г. Краут, Лукас солодовый, Мадонна , Вормс: Вернер, 1986.
- Дж. О. Шефер, Святой Лука как художник: от святого к ремесленнику и художнику , в X. Barral i Altet (редактор), Художники, ремесленники и художественное производство в средние века , Париж: Flammarion, 1986, vol. Я, 413-427.
- Мишель Баччи, «Кисть евангелиста». История священных изображений, приписываемых святому Луке , Пиза: Gisem-Ets, 1998.
- Мишель Баччи, «Кистью евангелиста Луки», в книге М. Василаки (ред.), Богородица. Изображения Богородицы в византийском искусстве , каталог выставки (Афины, Музей Бенаки, 20 октября 2000 г. - 20 января 2001 г.), Афины-Милан: Скира, 2000, стр. 79–89.
- Ханс Белтинг, Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства (University of Chicago Press, 1997), гл. 4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]