Тайная церковь
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

( Тайная церковь голландский : schuilkerk ) , определенная историком Бенджамином Дж. Капланом как «полутайная церковь», представляет собой молитвенный дом, используемый религиозными меньшинствами, чье совместное богослужение терпимо со стороны представителей большинства веры при условии, что оно конфиденциально и не проводится в общественных местах. Шуилкеркен обычно строят внутри домов или других зданий и не выходят на улицу общественным фасадом. Они стали важным достижением в области религиозной толерантности после Реформации , эпохи, когда богослужения, проводимые представителями религиозных меньшинств, часто запрещались, а иногда и наказывались изгнанием или казнью. [1]
История
[ редактировать ]По словам историка Бенджамина Каплана , подпольные церкви стали обычным явлением в Европе после Реформации как способ для правительств обеспечить определенную степень религиозной терпимости к христианским меньшинствам и евреям. Как политические, так и религиозные соображения часто заставляли правительства запрещать все богослужения, не санкционированные государством, и во многих странах представители религиозных меньшинств поклонялись вместе в полной тайне, рискуя быть наказанными со стороны государства. Однако такой режим часто было трудно обеспечить, и в результате, хотя во многих юрисдикциях разрешалась только одна форма богослужения, власти сознательно разрешали представителям религиозных меньшинств совершать богослужения в частном порядке. В других закон разрешал публичное богослужение представителей конфессиональных меньшинств, но только в том случае, если оно было более или менее незаметно для широкой публики. [1]
Оснабрюкский договор 1648 года, являвшийся частью Вестфальского мира , определял три типа богослужений: «домашнее благочестие», публичные религиозные службы (« exercitium religis publicum ») и частные религиозные службы (« exercitium religis privatum »). Именно в эту последнюю категорию попадают тайные церкви. Для этих храмов характерно групповое богослужение, совершаемое духовенством «в своих домах или в других, предназначенных для этой цели домах», а не «в храмах в установленные часы». [1] Каплан пишет, что притворство тайны «позволило европейцам приспособиться к инакомыслию, не противодействуя ему напрямую, сознательно терпеть то, что они не могли заставить себя принять полностью». [1]
В сохранившемся голландском документе 1691 года регенты города Амстердама определили условия, на которых могли построить католическую церковь, называемую Глабэ, францисканцы «во избежание каких-либо оскорблений». Вход должен находиться не на Йоденбреестраат , а «позади» на меньшей улице, Бургвале. На Йоденбрестраат не будет стоянки саней. После службы на улице не должно было «ожидать другого человека». Священник отвечал за то, чтобы нищие не приходили просить у молящихся милостыню. Службы были рассчитаны так, чтобы католики не могли оскорбить протестантов, встретив их на улицах по пути в голландские реформатские церкви. И, наконец, католики не должны ходить в церковь группами, а также нести молитвенники, четки или «другие оскорбительные предметы» таким образом, чтобы они были видны протестантским глазам. Каплан считает эти требования типичными для тех, которые действуют по всей Европе, где было разрешено существование подпольных церквей. [1]
В 1701 году интендант Эльзаса Феликс Ле Пеллетье де Ла Уссе вынес решение по жалобе, поданной аббатом, написав, что «Богослужение, которое евреи установили в Райхсгофене, не так публично, как можно было бы представить . только по давно установившемуся в этой провинции обычаю, когда в одном месте проживает семь еврейских семей, их составляющие собираются без скандала в доме своей секты для чтений и молитв». [1] Черта была пересечена, когда в качестве молитвенного дома было построено настоящее здание, как это обнаружили евреи Бисхайма , Винценхайма и Хагенталя, когда в каждой общине была недавно построенная синагога, снесенная Суверенным Советом Эльзаса в 1720-х годах. [1]
Хотя ранние подпольные церкви представляли собой импровизированные помещения, к 17 веку некоторые церкви, обычно католические, имели искусно украшенные интерьеры в стиле барокко. [2] Художники, написавшие работы по заказу тайных церквей, включают Жерара ван Хонтхорста , Авраама Блумарта , Яна Минсе Моленаера , Питера де Греббера , Класа Корнелиса Мойярта и Яна де Брея . [2]
В 1781 году в соответствии с « Патентом толерантности » Австрийская империя впервые ввела ограниченную юридическую терпимость к религиозным меньшинствам, разрешив им проводить «частные религиозные упражнения» в подпольных церквях. [1] В патенте императора Иосифа II указывалось, что эти тайные церкви не могут звонить в колокол, строить колокольни или какой-либо общественный вход на улице. [1] Венский Штадттемпель . , синагога, построенная в 1825 году с чрезвычайно красивым интерьером, является прекрасным сохранившимся примером Он полностью скрыт внутри квартала жилых домов. [3]
Типы
[ редактировать ]
Некоторые из них представляют собой отдельно стоящие здания, построенные во дворах задних дворов. Их объединяет то, что прохожие не сразу узнают в них молитвенные дома. Такие церкви были построены в большом количестве во времена Голландской Республики для использования католиками , протестантами , лютеранами и меннонитами . В городах шуйкеркен устанавливали в основном в домах и на складах, тогда как в сельской местности такие церкви обычно имели вид сарая и поэтому стали называться шууркеркен ( церкви-амбары ). [1] Все тайные церкви по необходимости не имели внешних признаков, по которым можно было бы идентифицировать их как церкви; у них не было колоколов, башен, шпилей, крестов, икон и внешнего архитектурного великолепия. [1]
Деревенский
[ редактировать ]Церковь Св. Ниниана в Тайнете , Шотландия, представляет собой типичную сельскую подпольную католическую церковь. Построенный в 1755 году, он напоминает длинный низкий сарай. [1] Это резко контрастирует с ее преемницей, церковью Св. Григория в Прешоме , Шотландия, первой открыто католической церковью, построенной в Шотландии после Реформации, чей гордый фасад в стиле итальянского барокко с датой на латыни «DEO 1788» возвещает о ее Католицизм в мире. [1]
Отдельно стоящий городской
[ редактировать ]Амстердамский Врейбург (1629 г.) представляет собой типичную отдельно стоящую городскую тайную церковь. Он построен в центре квартала, полностью окружен домами со всех четырех сторон, так что не выходит ни на одну общественную улицу и не виден с нее. [1]
Домашние церкви
[ редактировать ]Церковь Ons' Lieve Heer op Solder в Амстердаме , в настоящее время являющаяся музеем, является ярким примером домашней католической церкви. [1] Еврейская домашняя синагога сохранилась в Тренхайме в Эльзасе . Это комната наверху фахверкового дома, отремонтированная для использования в качестве места общественного богослужения в 1723 году, несмотря на «громкие» возражения городского пастора, но с разрешения правительства. На стенах комнаты до сих пор висят молитвы на иврите. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Каплан, Бенджамин Дж., Религиозный конфликт и практика толерантности в Европе раннего Нового времени, издательство Гарвардского университета, 2007, глава 8, стр. 198. и далее.
- ^ Перейти обратно: а б «Религия художника: картины, заказанные для тайных католических церквей в Северных Нидерландах, 1600–1800», Ксандер ван Эк, Simiolus: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов, Vol. 27, № 1/2 (1999), стр. 70-94.
- ^ Рэйчел Вишнитцер , Архитектура европейской синагоги, Еврейское издательское общество Америки, 1964, стр. 178.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каплан, Бенджамин Дж . «Фикции конфиденциальности: домашние часовни и пространственное размещение религиозных инакомыслящих в Европе раннего Нового времени». Американский исторический обзор 107 (2002): 1031–1064.
- Тайное великолепие: картины для католической церкви в Голландской Республике, Ксандер ван Эк, Waanders Publishers (2008)