Jump to content

Рона

Координаты : 43 ° 19'51 ″ с.ш. 4 ° 50'44 ″ в.д.  /  43,33083 ° с.ш. 4,84556 ° в.д.  / 43,33083; 4,84556
(Перенаправлено с реки Роны )
Рона
Рона в Лионе
Родное имя
Расположение
Страны Швейцария и Франция
Города
Физические характеристики
Источник Ледник Роны
• расположение Обергомс , Вале , Швейцария
• высота 2208 м (7244 футов)
Рот Средиземное море
• расположение
Франция
• координаты
43 ° 19'51 ″ с.ш. 4 ° 50'44 ″ в.д.  /  43,33083 ° с.ш. 4,84556 ° в.д.  / 43,33083; 4,84556
• высота
0 м (0 футов)
Длина 813,69 км (505,60 миль)
Размер бассейна 98 000 км 2 (38 000 квадратных миль)
Увольнять  
• средний 1710 м 3 / с (60 000 куб футов / с)
• минимум 360 м 3 / с (13 000 куб футов / с)
• максимум 13 000 м 3 / с (460 000 куб футов / с)
Особенности бассейна
Притоки  
• левый Изер , Дюранс
• верно Айн , Сона
Карта

Рона ( / r n / ROHN , Французский: [ʁõ] ) [1] — крупная река во Франции и Швейцарии, берущая начало в Альпах и текущая на запад и юг через Женевское озеро и юго-восточную Францию, а затем впадающая в Средиземное море . В Арле , недалеко от устья, река разделяется на Большую Рону (фр. le Grand Rhône ) и Малую Рону ( le Petit Rhône ). Образовавшаяся дельта образует регион Камарг .

Исток реки — ледник Роны , расположенный на восточной окраине кантона Вале швейцарского . Ледник является частью массива Сен-Готард , дающего начало трем другим крупным рекам: Ройссу , Рейну и Тичино .

Рона, наряду с По и Нилом , является одной из трех рек Средиземноморья с самым большим расходом воды . [2]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Рона продолжает латинское имя Родана ( греческое Ῥοδανός Rhodanós ) в греко-римской географии . Галльское . название реки было * Rodonos или * Rotonos (от корня PIE * ret - «бежать, катиться», часто встречающегося в названиях рек)

Имена на других языках включают немецкий : Rhone [ˈroːnə] ; Вальзер : Гнилой [ˈrotən] ; Итальянский : Родано [ˈróːdano] ; Арпитан : Роно [ˈʁono] ; Окситанский : Ròse [ˈrose, ˈʀrose] ; и ретороманский : Родан

Греко-римское, а также реконструированное галльское имя мужского рода, как и французское le Rhône . Эта форма сохранилась у испанских/португальских и итальянских тезок el/o Ródano и il Rodano соответственно. Немец принял французское имя, но придал ему женский род, die Rhone . Первоначальное немецкое латинское имя также было мужским, der Rotten ; он сохранился только в Верхнем Вале ( диалект Ротту ).

Во французском языке прилагательное, происходящее от реки, — rhodanien , как в le sillon rhodanien (буквально «борозда Роны»), которое является названием длинных прямых долин рек Соны и Роны, глубокой расщелины, идущей на юг к Средиземноморье и отделяющее Альпы от Центрального массива .

[ редактировать ]

До того, как были развиты железные и автомобильные дороги, Рона была важным внутренним торговым и транспортным маршрутом, соединяющим города Арль , Авиньон , Валанс , Вьенну и Лион со средиземноморскими портами Фос-сюр-Мер , Марселем и Сетом . Путешествие по Роне на барже заняло бы три недели. На моторном судне путешествие теперь занимает всего три дня. Рона классифицируется как водный путь класса V на участке длиной 325 км (202 мили) от устья Соны в Лионе до моря в Порт-Сен-Луи-дю-Рон . [3] Выше по течению от Лиона участок Роны длиной 149 км (93 мили) стал судоходным для небольших судов до Сейселя . По состоянию на 2017 год , участок между Лионом и Су-Брена закрыт для судоходства. [4]

Сона, которая также канализирована, соединяет порты Роны с городами Вильфранш-сюр-Сон , Макон и Шалон-сюр-Сон . Меньшие суда (до класса I CEMT ) могут следовать дальше на северо-запад, север и северо-восток через каналы Центр -Луара-Бриар и Луан к Сене , через канал Марны-а-ля-Сона (в последнее время часто называемый «Каналом между Шампанским и др. »). Бургундия ») до Марны , через Канал Вогезов (ранее называвшийся «Канал де л'Эст – Бранш Юг») до Мозеля и через Канал дю Рона-о-Рейн до Рейна .

Рона печально известна своим сильным течением, когда река несет большое количество воды: скорость течения иногда достигает 10 км/ч (6,2 мили в час), особенно на участке ниже последнего шлюза в Валлабреге и на относительно узком первом отводе. канал к югу от Лиона. 12 шлюзов работают ежедневно с 5:00 до 21:00. Вся работа контролируется централизованно из одного центра управления в Шатонефе. Коммерческие баржи могут плавать в ночное время по разрешению. [5]

Исток . подножия Ронского ледника , над Обервальдом Роны, у
Рона течет через долины Швейцарских Альп и впадает в Женевское озеро в Швейцарии.

Рона начинается с талой воды ледника Роны в Вале , в Швейцарских Альпах , на высоте примерно 2208 метров (7244 фута). [6] Отсюда она течет на юго-запад через Глетч и Гомс, самую верхнюю долину Вале перед Бригом . В районе Брига он получает воды Массы из ледника Алеч , самого длинного ледника в Альпах, а вскоре после этого он получает воды Виспы , самого длинного притока в Вале. После этого она течет дальше через долину, носящую ее имя, и идет сначала в западном направлении примерно в тридцати километрах до Леука , затем примерно в пятидесяти километрах на юго-запад до Мартиньи .

До Брига Рона представляет собой бурный поток; затем она становится большой горной рекой, текущей на юго-запад через ледниковую долину. Между Бригом и Мартиньи он собирает воды в основном из долин Пеннинских Альп на юге, реки которых берут начало из крупных ледников массивов Монте-Роза , Дом и Гран-Комбен , а также с более крутых склонов Бернских Альп. на севере и массив Монблан на западе. В результате в долине Роны климат более сухой, чем в остальной части Швейцарии , поскольку она защищена тремя высочайшими хребтами Альп, что делает Вале самым засушливым и крупнейшим винодельческим регионом страны. [7]

У Мартиньи, где на левом берегу впадают воды Дранса , Рона делает резкий поворот на север. Направляясь к Женевскому озеру ( французский : Le Léman ), долина сужается возле Сен-Мориса , что уже давно придает долине Роны стратегическое значение для контроля над альпийскими перевалами. Затем Рона отмечает границу между кантонами Вале (левый берег) и Во (правый берег), разделяя две части исторического региона Шабле . Затем он впадает в Женевское озеро возле Ле-Бувере , откуда вода течет на запад.

На левом (южном) берегу Женевского озера река Морж впадает в деревню Сен-Жингольф и также отмечает французско-швейцарскую границу. На западе в озеро впадает Дранс (не имеющий отношения к Дрансу) с сохранившейся дельтой , а затем Эрманс отмечает еще одну французско-швейцарскую границу. Между Моржем и Эрмансом озеро разделено между двумя странами по своей центральной линии, левый берег находится во Франции. Остальная часть озера принадлежит Швейцарии, включая весь правый (северный) берег. Здесь притоками являются Веве , Венож , Обон , Морж и другие более мелкие реки.

Женевское озеро заканчивается в городе Женева , где уровень озера контролируется плотиной Ле Сёже [ фр ] . Средний расход Женевского озера составляет 251 кубический метр в секунду (8900 куб футов / с). [8] Ниже плотины в Рону впадают воды Арве , питаемые массивом Монблан , с заметно более высокой нагрузкой наносов и гораздо более низкой температурой.

Пройдя в общей сложности 290 километров (180 миль) по Швейцарии, Рона продолжает свой путь на запад, вступая во Францию ​​и южные горы Юра . Он поворачивает на юг, мимо озера Лак-де-Бурже , которое Рона впадает через Канал де Савьер . Продолжая в основном на запад, Рона затем принимает воды Вальсерина , входит в водохранилище, созданное плотиной Гениссиат , а затем к нему присоединяется Эн .

Устье Роны

Достигнув Лиона , самого густонаселенного города на своем пути, Рона впадает в свой крупнейший приток — Сону , средний расход которой составляет 473 м. 3 / с (16 700 куб футов / с) по сравнению с 600 м в Роне. 3 / с (21 000 куб футов / с) на данный момент. [8] От этого слияния Рона следует курсом на юг. Вдоль долины Роны к нему на правом (западном) берегу присоединяются реки Эйрье , Ардеш , Сез и Гардон , текущие с Севеннских гор ; и на левом берегу реки Изер (со средним расходом 333 м3). 3 /с (11800 куб футов/с)), [8] Дром , Увез и Дюранс (188 м). 3 / с (6600 куб футов / с)) из Альп.

Из Лиона Рона течет на юг, в своей большой долине между Альпами и Центральным массивом . В Арле Рона разделяется на два основных рукава, образующих Камарга дельту , оба рукава впадают в Средиземное море, причем дельта называется веером Роны. Больший рукав называется «Большая Рона», меньший — «Пти-Рона». Средний годовой расход в Бокере составляет 1700 м. 3 / с (60 000 куб футов / с). [8]

Основными притоками Роны от истока до устья являются: [9]

Рона была важной магистралью со времен греков и римлян . Это был главный торговый путь из Средиземноморья в восточно-центральную Галлию . [10] Таким образом, это помогло передать греческое культурное влияние западному Гальштату и более поздней культуре Ла Тена . [10] Кельтские племена, жившие вблизи Роны, включали седуни , секвани, сегобриги , аллоброги , сегусиави , гельветии , воконтии и вольки арекомичи . [10]

Судоходство было затруднено, так как река страдала от сильных течений, мелководий, наводнений весной и в начале лета, когда таял лед, и засух в конце лета. До XIX века пассажиры путешествовали в кош-до (водных каретах), запряженных людьми, лошадьми или под парусами. Большинство путешествовали с раскрашенным крестом, покрытым религиозными символами, как защитой от опасностей путешествия. [11]

Для торговли в верховьях реки использовались парусные баржи Barques du Rhône размером 30 на 3,5 метра (98 на 11 футов) грузоподъемностью 75 тонн (165 000 фунтов). Для буксировки составов из пяти-семи судов вверх по течению использовалось от 50 до 80 лошадей. Товары будут перегружаться в Арле на 23-метровые (75 футов) парусные баржи, называемые allèges d'Arles, для финального спуска в Средиземное море.

Первый экспериментальный пароход был построен в Лионе Жоффруа д'Аббаном в 1783 году. Регулярные рейсы начались только в 1829 году и продолжались до 1952 года. Паровые пассажирские суда длиной от 80 до 100 метров (260–330 футов) имели скорость до 20 км/ч. ч (11 узлов) и мог преодолеть путь вниз по течению от Лиона до Арля за день. Груз перевозился на bateau-anguilles , лодках размером 157 на 6,35 метра (515,1 на 20,8 фута) с гребными колесами на миделе и на бато-крабах - огромном зубчатом колесе-клешне диаметром 6,5 метра (21 фут) для захвата русла реки на мелководье. в дополнение к гребным колесам. В 20 веке были представлены мощные моторные баржи с дизельными двигателями грузоподъемностью 1500 тонн (3300000 фунтов).

В 1933 году была создана Национальная компания Роны (CNR) для улучшения судоходства и производства электроэнергии, а также для развития орошаемого земледелия и защиты прибрежных городов и земель от наводнений. Некоторый прогресс был достигнут в углублении судоходного канала и строительстве прочесывающих стенок, но Вторая мировая война остановила эти работы. В 1942 году, после краха режима Виши во Франции , итальянские вооруженные силы оккупировали юго-восток Франции до восточных берегов Роны в рамках экспансионистской программы итальянского фашистского режима.

Послевоенное развитие

[ редактировать ]

В 1948 году французское правительство начало строительство ряда плотин и водозаборных каналов с навигационным шлюзом рядом с гидроэлектростанцией на каждом из этих каналов. Шлюзы имели глубину до 23 метров (75 футов). После строительства плотины Гениссиат на Верхней Роне (без шлюза) в 1948 году, [12] [13] Двенадцать гидроэлектростанций и шлюзов, предназначенные для удовлетворения потребностей Парижа в электроэнергии, были построены в период с 1964 по 1980 год. Имея общую высоту 162 м (531 фут), они производят 13 ГВтч электроэнергии в год, или 16% от общего производства гидроэлектроэнергии в стране. (20%, если добавить схемы Верхней Роны). Сельское хозяйство всей долины Роны получило значительные выгоды.

После завершения проекта Нижней Роны CNR обратила свое внимание на Верхнюю Рону (Верхнюю Рону) и гидроэлектростанций в 1980-х годах построила четыре плотины : Су-Брена, Бренье-Кордон, Белли-Брен и Шотань. Также были разработаны планы строительства высокопроизводительного водного пути Рейн-Рона по маршруту существующего Канала дю Рон-о-Рин , но от этого проекта отказались в 1997 году. В период с 2005 по 2010 годы были построены навигационные шлюзы небольших размеров барж ( 40 на 6 м) были построены в обход двух последних, образуя сеть судоходных водных путей с озером Бурже, через Канал де Савьер . [14]

Вдоль Роны

[ редактировать ]

Города и поселки вдоль Роны включают:

Швейцария

[ редактировать ]
Пон-дю-Монблан в Женеве , обозначающий сток из Женевского озера (справа)
Рона в Лионе под старым мостом Букля
Рона в Авиньоне
Почти все притоки имеют длину более 36 км (22 миль). Часть реки Роны над Бриг-Глисом отмечена ее родным Валлизера немецким названием , Rotten.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вальзер : Гнилой [ˈгнилой] ; Арпитан : Рона [ˈʁono] ; Окситанский : Rose [ˈrose, ˈʀoz]
  2. ^ Маргат, Жан Ф. (2004). Атлас вод Средиземноморского бассейна . ЮНЕСКО п. 4. ISBN  9782951718159 . Рек с обильным течением немного. Только три реки имеют средний расход более 1000 м. 3 /s: Нил (в Асуане), Рона и По.
  3. ^ Fluviacarte , Рона
  4. ^ Fluviacarte , Верхняя Рона
  5. ^ Эдвардс-Мэй, Дэвид (2010). Внутренние водные пути Франции . Сент-Айвс, Камбс, Великобритания: Imray. стр. 210–220. ISBN  978-1-846230-14-1 .
  6. ^ «255 Sustenpass» (Карта). Источник Роны (онлайн-карта) (изд. 2015 г.). 1:50 000. Национальная карта 1:50 000 – 78 листов и 25 композиций (на немецком языке). Картография Федерального управления топографии Швейцарии, swisstopo. Берн, Швейцария: Федеральное управление топографии Швейцарии, swisstopo. 2013. ISBN  978-3-302-00255-2 . Проверено 18 октября 2015 г.
  7. ^ Удивительные швейцарские винодельческие регионы, которые стоит открыть , swisswine.ch. («Вале — крупнейший производитель вина в Швейцарии. Он известен своим солнечным и сухим микроклиматом. Виноградники расположены вдоль северных склонов долины Роны, поднимаясь вверх по узким крутым террасам и над которыми возвышаются заснеженные вершины».)
  8. ^ Перейти обратно: а б с д «Речной лист № 9: Рона» . Штат Женева, Территориальный департамент. Март 2001 года.
  9. ^ Зандер . «Лист водотока — Рона (V---0000)» .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Фриман, Филип. Джон Т. Кох (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. I. АВС-КЛИО . п. 901. ИСБН  1-85109-440-7 .
  11. ^ Макнайт, Хью (сентябрь 2005 г.). Круиз по французским водным путям (4-е изд.). Шеридан Хаус. ISBN  978-1-57409-210-3 .
  12. ^ Гражданское строительство, Том 43 . Морган-Грэмпиан. 1948. с. 136. В 1933 году во Франции была создана контролируемая государством компания с целью планирования и выполнения обширных работ по развитию на Роне. Из этих сооружений Жениссиата наиболее важными являются плотина Жениссиа и электростанция. Начатое в феврале 1937 года строительство плотины к настоящему времени завершено, и 15 января 1948 года началась операция по заполнению плотины водой, продолжавшаяся более шести дней.
  13. ^ Интерактивное издание «Дальневосточное экономическое обозрение», том 25 . Обзор издательской компании Limited. 1958. с. 7. Плотина Жениссиа представляет собой мощное сооружение высотой 360 футов и шириной 470 футов, которое запирает Рону недалеко от города Бельгард и хранит более двух миллиардов кубических футов воды. С помощью этой воды 5 генераторов по 90 000 л.с. производят 1 700 млн кВтч. ежегодно. Строительство сооружения, строительство которого было начато в 1937 году и завершено в 1948 году, было лишь первой фазой гигантского проекта, включавшего в себя окончательное строительство.
  14. ^ «Информация о реке Роне длиной 310 км от Лиона до Средиземного моря, Краткое содержание» . Французские водные пути . Проверено 10 июня 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 459ce07d9c6a8243f5a62b3a647f287f__1722718500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/7f/459ce07d9c6a8243f5a62b3a647f287f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rhône - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)