Рона
Рона | |
---|---|
![]() Рона в Лионе | |
![]() | |
Родное имя |
|
Расположение | |
Страны | Швейцария и Франция |
Города | |
Физические характеристики | |
Источник | Ледник Роны |
• расположение | Обергомс , Вале , Швейцария |
• высота | 2208 м (7244 футов) |
Рот | Средиземное море |
• расположение | Франция |
• координаты | 43 ° 19'51 ″ с.ш. 4 ° 50'44 ″ в.д. / 43,33083 ° с.ш. 4,84556 ° в.д. |
• высота | 0 м (0 футов) |
Длина | 813,69 км (505,60 миль) |
Размер бассейна | 98 000 км 2 (38 000 квадратных миль) |
Увольнять | |
• средний | 1710 м 3 / с (60 000 куб футов / с) |
• минимум | 360 м 3 / с (13 000 куб футов / с) |
• максимум | 13 000 м 3 / с (460 000 куб футов / с) |
Особенности бассейна | |
Притоки | |
• левый | Изер , Дюранс |
• верно | Айн , Сона |
![]() |
Рона ( / r oʊ n / ROHN , Французский: [ʁõ] ) [1] — крупная река во Франции и Швейцарии, берущая начало в Альпах и текущая на запад и юг через Женевское озеро и юго-восточную Францию, а затем впадающая в Средиземное море . В Арле , недалеко от устья, река разделяется на Большую Рону (фр. le Grand Rhône ) и Малую Рону ( le Petit Rhône ). Образовавшаяся дельта образует регион Камарг .
Исток реки — ледник Роны , расположенный на восточной окраине кантона Вале швейцарского . Ледник является частью массива Сен-Готард , дающего начало трем другим крупным рекам: Ройссу , Рейну и Тичино .
Рона, наряду с По и Нилом , является одной из трех рек Средиземноморья с самым большим расходом воды . [2]
Этимология
[ редактировать ]Имя Рона продолжает латинское имя Родана ( греческое Ῥοδανός Rhodanós ) в греко-римской географии . Галльское . название реки было * Rodonos или * Rotonos (от корня PIE * ret - «бежать, катиться», часто встречающегося в названиях рек)
Имена на других языках включают немецкий : Rhone [ˈroːnə] ; Вальзер : Гнилой [ˈrotən] ; Итальянский : Родано [ˈróːdano] ; Арпитан : Роно [ˈʁono] ; Окситанский : Ròse [ˈrose, ˈʀrose] ; и ретороманский : Родан
Греко-римское, а также реконструированное галльское имя мужского рода, как и французское le Rhône . Эта форма сохранилась у испанских/португальских и итальянских тезок el/o Ródano и il Rodano соответственно. Немец принял французское имя, но придал ему женский род, die Rhone . Первоначальное немецкое латинское имя также было мужским, der Rotten ; он сохранился только в Верхнем Вале ( диалект Ротту ).
Во французском языке прилагательное, происходящее от реки, — rhodanien , как в le sillon rhodanien (буквально «борозда Роны»), которое является названием длинных прямых долин рек Соны и Роны, глубокой расщелины, идущей на юг к Средиземноморье и отделяющее Альпы от Центрального массива .
Навигация
[ редактировать ]До того, как были развиты железные и автомобильные дороги, Рона была важным внутренним торговым и транспортным маршрутом, соединяющим города Арль , Авиньон , Валанс , Вьенну и Лион со средиземноморскими портами Фос-сюр-Мер , Марселем и Сетом . Путешествие по Роне на барже заняло бы три недели. На моторном судне путешествие теперь занимает всего три дня. Рона классифицируется как водный путь класса V на участке длиной 325 км (202 мили) от устья Соны в Лионе до моря в Порт-Сен-Луи-дю-Рон . [3] Выше по течению от Лиона участок Роны длиной 149 км (93 мили) стал судоходным для небольших судов до Сейселя . По состоянию на 2017 год [update], участок между Лионом и Су-Брена закрыт для судоходства. [4]
Сона, которая также канализирована, соединяет порты Роны с городами Вильфранш-сюр-Сон , Макон и Шалон-сюр-Сон . Меньшие суда (до класса I CEMT ) могут следовать дальше на северо-запад, север и северо-восток через каналы Центр -Луара-Бриар и Луан к Сене , через канал Марны-а-ля-Сона (в последнее время часто называемый «Каналом между Шампанским и др. »). Бургундия ») до Марны , через Канал Вогезов (ранее называвшийся «Канал де л'Эст – Бранш Юг») до Мозеля и через Канал дю Рона-о-Рейн до Рейна .
Рона печально известна своим сильным течением, когда река несет большое количество воды: скорость течения иногда достигает 10 км/ч (6,2 мили в час), особенно на участке ниже последнего шлюза в Валлабреге и на относительно узком первом отводе. канал к югу от Лиона. 12 шлюзов работают ежедневно с 5:00 до 21:00. Вся работа контролируется централизованно из одного центра управления в Шатонефе. Коммерческие баржи могут плавать в ночное время по разрешению. [5]
Курс
[ редактировать ]

Рона начинается с талой воды ледника Роны в Вале , в Швейцарских Альпах , на высоте примерно 2208 метров (7244 фута). [6] Отсюда она течет на юго-запад через Глетч и Гомс, самую верхнюю долину Вале перед Бригом . В районе Брига он получает воды Массы из ледника Алеч , самого длинного ледника в Альпах, а вскоре после этого он получает воды Виспы , самого длинного притока в Вале. После этого она течет дальше через долину, носящую ее имя, и идет сначала в западном направлении примерно в тридцати километрах до Леука , затем примерно в пятидесяти километрах на юго-запад до Мартиньи .
До Брига Рона представляет собой бурный поток; затем она становится большой горной рекой, текущей на юго-запад через ледниковую долину. Между Бригом и Мартиньи он собирает воды в основном из долин Пеннинских Альп на юге, реки которых берут начало из крупных ледников массивов Монте-Роза , Дом и Гран-Комбен , а также с более крутых склонов Бернских Альп. на севере и массив Монблан на западе. В результате в долине Роны климат более сухой, чем в остальной части Швейцарии , поскольку она защищена тремя высочайшими хребтами Альп, что делает Вале самым засушливым и крупнейшим винодельческим регионом страны. [7]
У Мартиньи, где на левом берегу впадают воды Дранса , Рона делает резкий поворот на север. Направляясь к Женевскому озеру ( французский : Le Léman ), долина сужается возле Сен-Мориса , что уже давно придает долине Роны стратегическое значение для контроля над альпийскими перевалами. Затем Рона отмечает границу между кантонами Вале (левый берег) и Во (правый берег), разделяя две части исторического региона Шабле . Затем он впадает в Женевское озеро возле Ле-Бувере , откуда вода течет на запад.
На левом (южном) берегу Женевского озера река Морж впадает в деревню Сен-Жингольф и также отмечает французско-швейцарскую границу. На западе в озеро впадает Дранс (не имеющий отношения к Дрансу) с сохранившейся дельтой , а затем Эрманс отмечает еще одну французско-швейцарскую границу. Между Моржем и Эрмансом озеро разделено между двумя странами по своей центральной линии, левый берег находится во Франции. Остальная часть озера принадлежит Швейцарии, включая весь правый (северный) берег. Здесь притоками являются Веве , Венож , Обон , Морж и другие более мелкие реки.
Женевское озеро заканчивается в городе Женева , где уровень озера контролируется плотиной Ле Сёже . Средний расход Женевского озера составляет 251 кубический метр в секунду (8900 куб футов / с). [8] Ниже плотины в Рону впадают воды Арве , питаемые массивом Монблан , с заметно более высокой нагрузкой наносов и гораздо более низкой температурой.
Пройдя в общей сложности 290 километров (180 миль) по Швейцарии, Рона продолжает свой путь на запад, вступая во Францию и южные горы Юра . Он поворачивает на юг, мимо озера Лак-де-Бурже , которое Рона впадает через Канал де Савьер . Продолжая в основном на запад, Рона затем принимает воды Вальсерина , входит в водохранилище, созданное плотиной Гениссиат , а затем к нему присоединяется Эн .

Достигнув Лиона , самого густонаселенного города на своем пути, Рона впадает в свой крупнейший приток — Сону , средний расход которой составляет 473 м. 3 / с (16 700 куб футов / с) по сравнению с 600 м в Роне. 3 / с (21 000 куб футов / с) на данный момент. [8] От этого слияния Рона следует курсом на юг. Вдоль долины Роны к нему на правом (западном) берегу присоединяются реки Эйрье , Ардеш , Сез и Гардон , текущие с Севеннских гор ; и на левом берегу реки Изер (со средним расходом 333 м3). 3 /с (11800 куб футов/с)), [8] Дром , Увез и Дюранс (188 м). 3 / с (6600 куб футов / с)) из Альп.
Из Лиона Рона течет на юг, в своей большой долине между Альпами и Центральным массивом . В Арле Рона разделяется на два основных рукава, образующих Камарга дельту , оба рукава впадают в Средиземное море, причем дельта называется веером Роны. Больший рукав называется «Большая Рона», меньший — «Пти-Рона». Средний годовой расход в Бокере составляет 1700 м. 3 / с (60 000 куб футов / с). [8]
Притоки
[ редактировать ]Основными притоками Роны от истока до устья являются: [9]
- Масса (справа)
- Венчик (слева)
- Навизенс (слева)
- Сионна (слева)
- Дранс (слева)
- Триент (слева)
- Венож (справа, Женевское озеро)
- Дранс (слева, Женевское озеро)
- Обон (справа, Женевское озеро)
- Эрманс (слева, Женевское озеро)
- Версуа (справа, Женевское озеро)
- Арве (слева)
- Аллондон (справа)
- Вальсерин (справа)
- Фиер (слева)
- Гайерс (слева)
- Бурбре (слева)
- Айн (справа)
- Сона (справа)
- Гир (справа)
- Управление (слева)
- Галауре (слева)
- Ду (справа)
- Изер (слева)
- Эйрье (справа)
- Дром (слева)
- Ардеш (справа)
- Сез (справа)
- Эг (слева)
- Увез (слева)
- Дюранс (слева)
- Гардон (справа)
История
[ редактировать ]Рона была важной магистралью со времен греков и римлян . Это был главный торговый путь из Средиземноморья в восточно-центральную Галлию . [10] Таким образом, это помогло передать греческое культурное влияние западному Гальштату и более поздней культуре Ла Тена . [10] Кельтские племена, жившие вблизи Роны, включали седуни , секвани, сегобриги , аллоброги , сегусиави , гельветии , воконтии и вольки арекомичи . [10]
Судоходство было затруднено, так как река страдала от сильных течений, мелководий, наводнений весной и в начале лета, когда таял лед, и засух в конце лета. До XIX века пассажиры путешествовали в кош-до (водных каретах), запряженных людьми, лошадьми или под парусами. Большинство путешествовали с раскрашенным крестом, покрытым религиозными символами, как защитой от опасностей путешествия. [11]
Для торговли в верховьях реки использовались парусные баржи Barques du Rhône размером 30 на 3,5 метра (98 на 11 футов) грузоподъемностью 75 тонн (165 000 фунтов). Для буксировки составов из пяти-семи судов вверх по течению использовалось от 50 до 80 лошадей. Товары будут перегружаться в Арле на 23-метровые (75 футов) парусные баржи, называемые allèges d'Arles, для финального спуска в Средиземное море.
Первый экспериментальный пароход был построен в Лионе Жоффруа д'Аббаном в 1783 году. Регулярные рейсы начались только в 1829 году и продолжались до 1952 года. Паровые пассажирские суда длиной от 80 до 100 метров (260–330 футов) имели скорость до 20 км/ч. ч (11 узлов) и мог преодолеть путь вниз по течению от Лиона до Арля за день. Груз перевозился на bateau-anguilles , лодках размером 157 на 6,35 метра (515,1 на 20,8 фута) с гребными колесами на миделе и на бато-крабах - огромном зубчатом колесе-клешне диаметром 6,5 метра (21 фут) для захвата русла реки на мелководье. в дополнение к гребным колесам. В 20 веке были представлены мощные моторные баржи с дизельными двигателями грузоподъемностью 1500 тонн (3300000 фунтов).
В 1933 году была создана Национальная компания Роны (CNR) для улучшения судоходства и производства электроэнергии, а также для развития орошаемого земледелия и защиты прибрежных городов и земель от наводнений. Некоторый прогресс был достигнут в углублении судоходного канала и строительстве прочесывающих стенок, но Вторая мировая война остановила эти работы. В 1942 году, после краха режима Виши во Франции , итальянские вооруженные силы оккупировали юго-восток Франции до восточных берегов Роны в рамках экспансионистской программы итальянского фашистского режима.
Послевоенное развитие
[ редактировать ]В 1948 году французское правительство начало строительство ряда плотин и водозаборных каналов с навигационным шлюзом рядом с гидроэлектростанцией на каждом из этих каналов. Шлюзы имели глубину до 23 метров (75 футов). После строительства плотины Гениссиат на Верхней Роне (без шлюза) в 1948 году, [12] [13] Двенадцать гидроэлектростанций и шлюзов, предназначенные для удовлетворения потребностей Парижа в электроэнергии, были построены в период с 1964 по 1980 год. Имея общую высоту 162 м (531 фут), они производят 13 ГВтч электроэнергии в год, или 16% от общего производства гидроэлектроэнергии в стране. (20%, если добавить схемы Верхней Роны). Сельское хозяйство всей долины Роны получило значительные выгоды.
После завершения проекта Нижней Роны CNR обратила свое внимание на Верхнюю Рону (Верхнюю Рону) и гидроэлектростанций в 1980-х годах построила четыре плотины : Су-Брена, Бренье-Кордон, Белли-Брен и Шотань. Также были разработаны планы строительства высокопроизводительного водного пути Рейн-Рона по маршруту существующего Канала дю Рон-о-Рин , но от этого проекта отказались в 1997 году. В период с 2005 по 2010 годы были построены навигационные шлюзы небольших размеров барж ( 40 на 6 м) были построены в обход двух последних, образуя сеть судоходных водных путей с озером Бурже, через Канал де Савьер . [14]
Вдоль Роны
[ редактировать ]Города и поселки вдоль Роны включают:
Швейцария
[ редактировать ]
- Обервальд ( Вале )
- Бриг (Вале)
- Висп (Вале)
- Ницца (Вале)
- Сьерр (Вале)
- Сьон (Вале)
- Сен-Морис (Вале)
- чтобы увидеть см. Женевское озеро, список швейцарских и французских городов вокруг озера.
- Женева ( Женева )
Франция
[ редактировать ]

- Лион , ( Рона (департамент) )
- Вена ( Изер )
- Турнон-сюр-Рон ( Ардеш ) напротив Тен-л’Эрмитаж ( Дром )
- Валанс (Дром) напротив Сен-Пере и Гильерана-Гранжа (Ардеш)
- Монтелимар (Дром) напротив Ле Тей и Рошмор (Ардеш)
- Вивье (Ардеш)
- Бур-Сен-Андеоль (Ардеш)
- Пон-Сен-Эспри ( Гар )
- Рокемор (Гар) напротив Шатонеф-дю-Пап ( Воклюз )
- Авиньон (Воклюз) напротив Вильнев-ле-Авиньон (Гар)
- Бокер (Гар) напротив Тараскона ( Буш-дю-Рон )
- Валлабрег (Гар)
- Арль (Буш-дю-Рон)

См. также
[ редактировать ]- Список рек Европы
- Берега Роны
- Рона (департамент)
- Рона (винный регион)
- Витенвассереншток (тройной водораздел: Рона-Рейн-По)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вальзер : Гнилой [ˈгнилой] ; Арпитан : Рона [ˈʁono] ; Окситанский : Rose [ˈrose, ˈʀoz]
- ^ Маргат, Жан Ф. (2004). Атлас вод Средиземноморского бассейна . ЮНЕСКО п. 4. ISBN 9782951718159 .
Рек с обильным течением немного. Только три реки имеют средний расход более 1000 м. 3 /s: Нил (в Асуане), Рона и По.
- ^ Fluviacarte , Рона
- ^ Fluviacarte , Верхняя Рона
- ^ Эдвардс-Мэй, Дэвид (2010). Внутренние водные пути Франции . Сент-Айвс, Камбс, Великобритания: Imray. стр. 210–220. ISBN 978-1-846230-14-1 .
- ^ «255 Sustenpass» (Карта). Источник Роны (онлайн-карта) (изд. 2015 г.). 1:50 000. Национальная карта 1:50 000 – 78 листов и 25 композиций (на немецком языке). Картография Федерального управления топографии Швейцарии, swisstopo. Берн, Швейцария: Федеральное управление топографии Швейцарии, swisstopo. 2013. ISBN 978-3-302-00255-2 . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Удивительные швейцарские винодельческие регионы, которые стоит открыть , swisswine.ch. («Вале — крупнейший производитель вина в Швейцарии. Он известен своим солнечным и сухим микроклиматом. Виноградники расположены вдоль северных склонов долины Роны, поднимаясь вверх по узким крутым террасам и над которыми возвышаются заснеженные вершины».)
- ^ Перейти обратно: а б с д «Речной лист № 9: Рона» . Штат Женева, Территориальный департамент. Март 2001 года.
- ^ Зандер . «Лист водотока — Рона (V---0000)» .
- ^ Перейти обратно: а б с Фриман, Филип. Джон Т. Кох (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. I. АВС-КЛИО . п. 901. ИСБН 1-85109-440-7 .
- ^ Макнайт, Хью (сентябрь 2005 г.). Круиз по французским водным путям (4-е изд.). Шеридан Хаус. ISBN 978-1-57409-210-3 .
- ^ Гражданское строительство, Том 43 . Морган-Грэмпиан. 1948. с. 136.
В 1933 году во Франции была создана контролируемая государством компания с целью планирования и выполнения обширных работ по развитию на Роне. Из этих сооружений Жениссиата наиболее важными являются плотина Жениссиа и электростанция. Начатое в феврале 1937 года строительство плотины к настоящему времени завершено, и 15 января 1948 года началась операция по заполнению плотины водой, продолжавшаяся более шести дней.
- ^ Интерактивное издание «Дальневосточное экономическое обозрение», том 25 . Обзор издательской компании Limited. 1958. с. 7.
Плотина Жениссиа представляет собой мощное сооружение высотой 360 футов и шириной 470 футов, которое запирает Рону недалеко от города Бельгард и хранит более двух миллиардов кубических футов воды. С помощью этой воды 5 генераторов по 90 000 л.с. производят 1 700 млн кВтч. ежегодно. Строительство сооружения, строительство которого было начато в 1937 году и завершено в 1948 году, было лишь первой фазой гигантского проекта, включавшего в себя окончательное строительство.
- ^ «Информация о реке Роне длиной 310 км от Лиона до Средиземного моря, Краткое содержание» . Французские водные пути . Проверено 10 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чемпион, Морис (1858–1864), Наводнения во Франции с VI века до наших дней (6 томов) (на французском языке), Париж: Сканы В. Дальмонта: Том 3 (1861 г.) ( Бассейн Роны начинается на странице 185), Том 4 (1862 г.) .
- Кулидж, Уильям Огастес Бревурт (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 271–272.
- Парде, Морис (1925), «Режим Роны» , Revue de geography alpine (на французском языке), 13 (13–3): 459–547, doi : 10.3406/rga.1925.4941 .
- Причард, Сара Б. (2011), Слияние: природа технологий и переделка Роны , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-04965-9 Социальная, экологическая и технологическая история трансформации реки с 1945 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- InfoRhône Навигация и условия реки
- CNR. Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine , Управление Роны.
- Путеводители по Роне , Пти-Роне и Верхней Роне с картами, подробными планами и информацией о местах, причалах и объектах автора книги « Внутренние водные пути Франции » Имрея.
- Подробности навигации по 80 французским рекам и каналам (раздел веб-сайта «Водные пути Франции»)
- Страница Роны и Средиземноморья EauFrance
- Водные пути во Франции
- Рона
- Реки Швейцарии
- Реки Франции
- Международные реки Европы
- Бассейн Роны
- Реки Айна
- Реки Буш-дю-Рон
- Реки Дрома
- Реки Гара
- Реки Верхней Савойи
- Реки Изера
- Притоки Женевского озера
- Реки Роны (департамент)
- Реки Окситании (административный район)
- Реки Прованса-Альп-Лазурного Берега
- Реки Оверни-Роны-Альп
- Граница Вале-Во
- Археологические памятники во Франции
- Реки Вале
- Реки кантона Во
- Реки кантона Женева