Древнегреческая комедия
Древнегреческая комедия ( древнегреческий : κωμῳδία , латинизированная : kōmōidía ) была одной из трех последних основных драматических форм в театре классической Греции (остальные — трагедия и сатирская пьеса ). Афинскую комедию условно делят на три периода: Старая комедия , Средняя комедия и Новая комедия. Старая комедия сохранилась и сегодня в основном в виде одиннадцати сохранившихся пьес Аристофана ; Средняя комедия в значительной степени утеряна, то есть сохранилась лишь в относительно коротких фрагментах таких авторов, Афиней Навкратийский как ; а «Новая комедия» известна прежде всего по значительным фрагментам папируса Менандра .
Философ Аристотель писал в своей «Поэтике» (ок. 335 г. до н. э.), что комедия — это изображение смешных людей и предполагает некую ошибку или уродство, не причиняющее боли или катастрофы. [1] К. А. Трипанис писал, что комедия — последний из великих видов поэзии, подаренных миру Грецией. [2]
Периоды
[ редактировать ]Александрийские грамматисты и, скорее всего, Аристофан Византийский , по-видимому, были первыми, кто разделил греческую комедию на три канонических периода: [3] Старая комедия ( ἀρχαίαarchaía μέση ), Средняя комедия ( mésē ) и Новая комедия ( νέα néa ). Эти разделения кажутся во многом произвольными, и древняя комедия почти наверняка постоянно развивалась на протяжении многих лет. [4]
Старая комедия ( архаия )
[ редактировать ]Самый выдающийся драматург древнего комикса — Аристофан (родился в 446 г. до н. э.). Его произведения с их острой политической сатирой и обилием сексуальных и скатологических намеков фактически определяют этот жанр сегодня. Аристофан высмеивал наиболее важных личностей и институты своего времени, что можно увидеть, например, в его шутовском изображении Сократа в «Облаках » и в его колоритном антивоенном фарсе «Лисистрата» . Он был одним из большого числа [ нужны разъяснения ] поэтов-комиков, работавших в Афинах в конце V века, его самыми важными современными соперниками были Гермипп и Евполис .
Старая комедия впоследствии оказала влияние на более поздних европейских писателей, таких как Рабле , Сервантес , Свифт и Вольтер . В частности, они скопировали прием маскировки политической атаки под шутовство.
Средняя комедия ( мезе )
[ редактировать ]Граница между Старой и Средней комедией четко не обозначена в хронологическом порядке: Аристофан и другие поздние авторы Старой комедии иногда считаются самыми ранними поэтами Средней комедии. Для древних ученых этот термин, возможно, означал немногим больше, чем «позже, чем Аристофан и его современники, но раньше, чем Менандр ». Среднюю комедию обычно считают отличающейся от старой комедии тремя существенными особенностями: роль хора была уменьшена до такой степени, что он не имел никакого влияния на сюжет; публичные персонажи не изображались и не персонифицировались на сцене; и объекты насмешек были скорее общими, чем личными, литературными, а не политическими. По крайней мере какое-то время мифологический бурлеск был популярен среди поэтов среднего комикса. Появляются и самые разные стандартные персонажи: куртизанки, тунеядцы, гуляки, философы, хвастливые солдаты и особенно тщеславный повар с его парадом кулинарной науки.
Поскольку полных среднекомических пьес не сохранилось, невозможно дать реальную оценку их литературной ценности или «гениальности». Но многие среднекомические пьесы, похоже, были возрождены на Сицилии и в Великой Греции в этот период, что позволяет предположить, что они имели значительное широкое литературное и социальное влияние.
Новая комедия ( неа )
[ редактировать ]Новая комедия последовала за смертью Александра Македонского в 323 г. до н. э. и продолжалась на протяжении всего правления македонских правителей, закончившегося около 260 г. до н. э. [5] Это сравнимо с комедией положений и комедией нравов . [4] Три самых известных драматурга, принадлежащих к этому жанру, — Менандр , Филимон и Дифил .
Драматурги жанра новой комедии опирались на наследие своих предшественников, но адаптировали его к изображению повседневной жизни, а не общественных дел. [6] Сатирический и фарсовый элемент, который так сильно присутствовал в комедиях Аристофана, все больше оставлялся, а снижение акцента на гротеск - будь то в форме хоров, юмора или зрелища - открывало путь к более широкому изображению повседневной жизни и недостатков узнаваемых произведений. типы персонажей. [7]
Помимо Дифила, новые комедианты предпочитали повседневный мир мифологическим темам, совпадения чудесам и метаморфозам; и они населили этот мир целой серией полуреалистичных, хотя и несколько стереотипных фигур, [7] которые станут стандартными персонажами западных комедий: хвастуны, снисходительный отец и суровый отец ( senex iratus ), молодые любовники, паразиты, добросердечные проститутки и хитрые слуги. [8] Их в основном нежная комедия нравов опиралась на широкий спектр драматических приемов, персонажей и ситуаций, разработанных их предшественниками: прологи, формирующие понимание публикой событий, речи посланников, объявляющие о происходящем за сценой, описания пиров, любовных осложнений, внезапных любовных событий. признания, концовки ex machina — все это были устоявшиеся приемы, которые драматурги использовали и вызывали. [9] Новая комедия изображала афинское общество и социальную мораль того периода, представляя их в привлекательных красках, но не пытаясь критиковать или улучшать их. [ нужна ссылка ]
В свое время Филимон был, пожалуй, самым успешным среди представителей Новой комедии, регулярно побеждая на состязаниях более молодую фигуру Менандра; но последний будет наиболее высоко оценен последующими поколениями. [10] Комедии Менандра не только давали зрителям краткую передышку от реальности, но и давали зрителям точную, хотя и не очень подробную картину жизни. [11] побудило древнего критика задаться вопросом, повлияла ли жизнь на Менандра на написание его пьес или наоборот. [12] [13] В отличие от более ранних предшественников, комедии Менандра, как правило, сосредотачивались на страхах и слабостях обычного человека, его личных отношениях, семейной жизни и социальных неудачах, а не на политике и общественной жизни. Его пьесы также были гораздо менее сатирическими, чем предыдущие комедии, отличаясь нежным, вежливым тоном, [14] вкус к хорошему характеру и хорошим манерам (если не обязательно к добрым нравам). [11]
Человеческое измерение его персонажей было одной из сильных сторон пьес Менандра и, возможно, его величайшим наследием, поскольку он использовал этих довольно стереотипных персонажей, чтобы комментировать человеческую жизнь и сострадательно, остроумно и тонко изображать человеческую глупость и абсурд. [15] Примером предлагаемых им моральных реформ (не всегда убедительно) является Кнемон из пьесы Менандра «Дисколос» , чьи возражения против жизни внезапно исчезают после того, как его спасли из колодца. [14] Тот факт, что этот персонаж не обязательно был закрыт для разума, делает его персонажем, к которому люди могут относиться.
Комедии Филимона, как правило, были умнее и шире по тону, чем комедии Менандра; [10] в то время как Дифил использовал в своих произведениях мифологию, а также повседневную жизнь. [16] Комедии обоих сохранились лишь во фрагментах, но их пьесы были переведены и адаптированы Плавтом . Плавта Примеры включают Асинарию и Руденса . На основании перевода и адаптации Плавтом комедий Дифила можно сделать вывод, что он умело строил свои сюжеты.
Сохранились существенные фрагменты «Новой комедии», но полных пьес не сохранилось. Наиболее хорошо сохранившимся текстом является « Дисколос» («Трудный человек, ворчун») Менандра, обнаруженный на папирусе и впервые опубликованный в 1958 году. В Каирском кодексе (найденном в 1907 году) также сохранились длинные отрывки пьес, в том числе « Эпитрепонтес » («Люди в Арбитраж»), Самия («Девушка с Самоса») и Перикейромена («Девушка, которой остригли волосы»). [ нужна ссылка ] Большая часть остальных наших знаний о Новой комедии получена из латинских адаптаций Плавта и Теренция .
Влияние
[ редактировать ]Гораций назвал Менандра образцом для своей нежной римской сатиры . [17]
«Новая комедия» оказала влияние на большую часть западноевропейской литературы, в первую очередь через Плавта и Теренция: в частности, на комическую драму Шекспира и Бена Джонсона , Конгрива и Уичерли , [18] а во Франции — Мольер . [19]
Пятиактную структуру, которая позднее появится в современных пьесах, впервые можно увидеть в комедиях Менандра. Там, где в комедиях предыдущих поколений были хоровые интерлюдии, там был диалог с песней. Действие его пьес имело перерывы, ситуации в них были условны, совпадения удобны, что свидетельствовало о плавном и эффективном развитии его пьес.
Большая часть современных романтических и ситуативных комедий происходит от чувственности новой комедии, в частности комедий поколений, таких как « Все в семье» и «Знакомство с родителями» .
Драматурги
[ редактировать ]Некоторые драматурги пересекаются более чем в один период.
Старая комедия
[ редактировать ]
|
|
|
Средняя комедия
[ редактировать ]
|
|
Новая комедия
[ редактировать ]
|
|
|
См. также
[ редактировать ]- Конкурсы ( агон ) на фестивалях Дионисия (смешанная публика) и Ленайя (только местная публика в Афинах).
- Культ Диониса
- Фаллические шествия
- Театр Диониса
- Пролегомены к комедии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аристотель, Поэтика , строка 1449a : «Комедия, как мы уже говорили, представляет собой изображение низших людей, не в полном смысле слова плохих, но смехотворное — это разновидность низменных или уродливых. ошибка или уродство, не причиняющее боли или катастрофы; очевидным примером является комическая маска, которая уродлива и искажена, но не причиняет боли».
- ^ См. Трипанис, Греческая поэзия от Гомера до Сефериса , Глава 4, с. 201
- ^ Мастромарко (1994) с. 12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винклер, Мартин М. (2001), Классический миф и культура в кино , с. 173
- ^ «mlahanas.de» . Архивировано из оригинала 14 июня 2010 г. Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ H Неттлшип, изд., Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.), стр. 152-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изд. С. Холливелла, The Birds (Оксфорд, 1998), стр. ix
- ^ H Неттлшип, изд., Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.), стр. 153
- ^ Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (Оксфорд, 1986), стр. 180-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Х. Неттлшип, изд., Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.), стр. 478
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Х. Дж. Роуз, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1967), с. 78
- ^ Пост, Леви Арнольд (1951). От Гомера до Менандра . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Наук, август (1986). Фрагменты Аристофана Византийского . Берлин: Де Грюйтер. п. 249
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (Оксфорд, 1986), стр. 182
- ^ Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (Оксфорд, 1986), стр. 184
- ^ H Неттлшип, изд., Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.), стр. 195
- ^ Изд. Палмера, Сатиры Горация (Лондон, 1920), стр. xiii
- ^ Драма: ее история, литература и влияние на цивилизацию , том. 1. изд. Альфред Бейтс. Лондон: Историческая издательская компания, 1906. стр. 30–31.
- ^ Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (Оксфорд, 1986), стр. 450
- ↑ Ancientlibrary.com. Архивировано 15 июля 2008 г., в Wayback Machine.
- ↑ Выиграл второй приз со своим Κόυνος в 423 г. до н. э. и первый приз в 414 г. до н. э. со своим Κωμασταί. Ancientlibrary.com. Архивировано 20 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ↑ Ancientlibrary.com. Архивировано 11 октября 2012 г., в Wayback Machine.
- ↑ Ancientlibrary.com. Архивировано 6 апреля 2007 г., в Wayback Machine.
- ↑ Ancientlibrary.com. Архивировано 19 декабря 2007 г., в Wayback Machine.
- ↑ Ancientlibrary.com. Архивировано 16 июня 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Сэр Эдвин Арнольд, Поэты Греции , с. 221 .
- ↑ Ancientlibrary.com. Архивировано 11 мая 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Написал две пьесы: Σύντροφοι и Ἐαυτὸν πενθῶν. Афиней цитирует один длинный фрагмент из первого и один короткий фрагмент из второго. Он современник Эпикура, который о нем упоминает. Ancientlibrary.com. Архивировано 14 мая 2011 года в Wayback Machine.
- ^ «Фасти Хелленичи» . sn 12 марта 1834 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Ancientlibrary.com» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2005 г. Проверено 11 августа 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Эндрю. 1998. «Древняя Греция». В Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . 441–447. ISBN 0-521-43437-8 .
- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Карлсон, Марвин. 1993. Теории театра: исторический и критический обзор от греков до наших дней. Расширенное изд. Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-8154-3 .
- Чапо, Эрик и Уильям Дж. Слейтер. 1994. Контекст древней драмы. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета . ISBN 0-472-08275-2 .
- Фройнд, Филипп. 2003. Рождение театра . Иллюстрированное изд. Том 1. « Поэтапно» . Лондон: Питер Оуэн. ISBN 978-0-7206-1167-0 .
- Янко, Ричард, пер. 1987. Поэтика с Tractatus Coislinianus, Реконструкция поэтики II и фрагментами книги «О поэтах». По Аристотелю . Кембридж: Хакетт. ISBN 0-87220-033-7 .
- Лей, Грэм. 2006. Краткое введение в древнегреческий театр. Преподобный изд. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета ISBN 0-226-47761-4 .
- Олсон, С. Дуглас, изд. 2007. Разбитый смех: избранные фрагменты греческой комедии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-928785-7 .
- Тэплин, Оливер. 1993. Комические ангелы и другие подходы к греческой драме через вазопись. Оксфорд: Кларендон Пресс ISBN 0-19-814797-X .
- Трипанис, Константин Афанасий. 1981. Греческая поэзия от Гомера до Сефериса. Чикаго: Издательство Чикагского университета ISBN 0-226-81316-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корнфорд, Фрэнсис Макдональд , Происхождение аттической комедии , Кембридж: University Press, 1934.
- Падилья, Марк Уильям (редактор), «Обряды перехода в Древней Греции: литература, религия, общество» , Bucknell University Press, 1999. ISBN 0-8387-5418-X
- Розик, Эли, Корни театра: переосмысление ритуала и других теорий происхождения , Айова-Сити: Университет Айовы Press, 2002. ISBN 0-87745-817-0