Jump to content

Лисипп

(Перенаправлено с Лисиппа )
Лисипп
Голова Геракла в каусии ; Римская мраморная копия (135–150 гг. н. э.) с греческого оригинала (330–310 гг. До н. э.), приписываемая Лисиппу. Музей Прадо , Мадрид , Испания .
Рожденный в. 390 г. до н.э.
Умер в. 300 г. до н.э. (около 90 лет)
Сикион, Греция
Занятие скульптор
Родственники Лисистрат (брат)

Лисипп ( / l ˈ s ɪ p ɒ s / ; греческий : Λύσιππος ) [1] был греческим скульптором IV века до нашей эры. Вместе со Скопасом и Праксителем он считается одним из трёх величайших скульпторов классической греческой эпохи, осуществивших переход в эллинистический период . Проблемы возникают при изучении Лисиппа из-за сложности определения его стиля в сохранившихся копиях. У него была не только большая мастерская и множество учеников в ближайшем окружении, но и [2] но предполагается, что существовал рынок копий его работ, поставляемых извне его круга, как при его жизни, так и позже, в эллинистический и римский периоды. [3] году . С ним была связана бронза «Победоносная молодежь» или «Гетти», которая появилась примерно в 1972

Биография

[ редактировать ]

Лисипп родился в Сикионе занимался бронзой около 390 г. до н.э. и в юности . Он сам научился искусству скульптуры, позже став главой школы Аргоса и Сикиона. По словам Плиния, он создал более 1500 работ, все из бронзы. Комментаторы отметили его изящество и элегантность, а также симметрию или последовательный баланс его фигур, которые были более стройными, чем идеал, представленный Поликлетом, и с пропорционально меньшими головами, что создавало впечатление большего роста. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах.

Его ученик Харес из Линдоса построил Колосс Родосский , одно из семи чудес древнего мира . Поскольку этой статуи сегодня не существует, продолжаются споры о том, были ли ее части отлиты из бронзы или отлиты из листовой бронзы.

Гермес Аталантский , римская мраморная копия с утраченной бронзы, приписываемая Лисиппу ( Национальный археологический музей Афин )

Карьера и наследие

[ редактировать ]

Лисипп был преемником современного скульптора Поликлета . Среди приписываемых ему работ — так называемые « Кони Святого Марка» , «Эрос, натягивающий лук» (различные копии которых существуют, лучшие из которых находятся в Британском музее ), «Агиас» (известный благодаря мраморной копии, найденной и сохранившейся в Дельфах ), подобные Маслолейке ( Дрезден и Мюнхен ), Фарнезскому Геркулесу (который первоначально помещался в Термах Каракаллы , хотя сохранившаяся мраморная копия лежит в Национальном археологическом музее Неаполя ) и Апоксиомену (или Скребку , известному по римской мраморной копии в музеи Ватикана ). Лисипп также славился своими бронзовыми колоссальными скульптурами Зевса высотой 17 метров и Геракла семиметровым сидящим, оба из города Тараса . Единственная сохранившаяся версия одной такой статуи — римская копия « Утомленного Геракла» (Фарнезе Геркулеса) работы Гликона. [4] с мощной мускулатурой, типичной для Рима начала третьего века.

Канон Лисиппа

[ редактировать ]

Лисипп разработал более изящный стиль, чем его предшественник Поликлет , и он стал известен как Канон Лисиппа . [5] В своей «Естественной истории » Плиний Старший новый канон писал, что Лисипп ввёл в искусство : сделав головы меньшими, чем у древних, тела стройнее и суше, благодаря чему высота знаков стала казаться большей, [6] [а] что означает «канон телесных пропорций, существенно отличающийся от канона Поликлета». [8] Лисиппу приписывают создание « высотой в восемь голов » канона пропорций тела . [9]

Лисипп и Александр

[ редактировать ]
Гермес Азара , римская копия бюста Александра, найденного в Тиволи, приписываемая Лисиппу ( Лувр )

При жизни Лисипп был личным скульптором Александра Великого ; действительно, он был единственным художником, которого завоеватель счел нужным представлять его. [10] Эпиграмма Посидиппа , ранее известная только из Антологии Планудов (APl 119), но также найденная на недавно обнаруженном Миланском папирусе (65 Остин-Бастианини), черпает вдохновение из бронзового портрета Александра:

Лисипп, сикионский скульптор, смелая рука,
хитрый мастер, огонь во взгляде меди,
который ты сделал в образе Александра. Ни в коем случае нельзя винить
Персы : скоту можно простить то , что он бежал перед львом. [11]

Аналогично эпиграмма Асклепиада (APl 120):

Лисипп моделировал смелость Александра и всю его форму.
Как велика сила этой бронзы! Наглый король
кажется, смотрит на Зевса и собирается сказать:
«Я ставлю Землю под свои ноги; ты, Зевс, владеешь Олимпом». [12]

Лисиппу приписывают стандартное изображение вдохновенного богоподобного Александра с растрепанными волосами и приоткрытыми губами, смотрящего вверх. [13] в так называемом «лисипповом взгляде». Один прекрасный пример, ранняя имперская римская копия, найденная в Тиволи , хранится в Лувре .

Победоносная молодежь

[ редактировать ]
Гетти Победоносная молодежь [14]

В 1972 году « Победоносная молодежь» , «Бронза Гетти», или «Атлета ди Фано» для итальянцев, была обнаружена и по настоянию Пола Гетти куплена Музеем Гетти . Бронзу вытащили из моря и восстановили. Из-за степени коррозии и толстого слоя инкрустации, которым была покрыта статуя, когда ее нашли, можно предположить, что она находилась под водой в течение многих столетий. Это неудивительно, поскольку большинство классических бронзовых статуй, найденных археологами, были выловлены из Средиземного моря. Нередко во время кораблекрушения на борту находилось что-то столь ценное, как скульптура. Без какой-либо возможности их найти или вернуть, эти части остались лежать на дне океана на протяжении веков. Повреждающую коррозию можно удалить путем механической очистки поверхностей скальпелем. [15]

Некоторые полагают, что Гетти-Бронза является работой Лисиппа или, по крайней мере, копией, поскольку детали на ней соответствуют его стилю работы и его канону пропорций . Работы Лисиппа описываются в древних источниках как натуралистические, с тонкими и часто удлиненными пропорциями, часто с преувеличенными чертами лица. [16] У изображенных в произведениях Лисиппа головы были меньше, чем у его наставника Поликлета, потому что он использовал шкалу от одного до восьми для головы и общей высоты тела. [17]

См. также

[ редактировать ]
Голова Сократа, 210 г. до н. э., копия бюста Лисиппа 320 г. до н. э., Музей старых мастеров, Дрезден.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «он делал головы своих статуй меньше, чем у древних, и особенно выделял волосы, делая тела более стройными и жилистыми, из-за чего высота фигуры казалась больше» [7]
  1. ^ Латинизированный Лисипп ( / l ˈ s ɪ p ə s / ) сегодня используется реже, даже в английском языке.
  2. По словам Плиния , его сын Евтиктат работал в его стиле, а в следующем поколении Тисикрат создавал скульптуры, которые едва ли можно было отличить от его. ( Естественная история , xxxiv. 61–67).
  3. ^ Вновь открытый Агиас , посвященный Даохом в Дельфах , представлял собой современную мраморную копию бронзы. Оригинал находился в Фарсале в Фессалии .
  4. ^ Стокстад, Мэрилин. История искусств: Древнее искусство. Прентис Холл, 2011.
  5. ^ Чарльз Вальдштейн, доктор философии. (17 декабря 1879 г.). Пракситель и Гермес с младенцем Дионисом из Герайона в Олимпии (PDF) . п. 18. Канон Поликлета был тяжелым и квадратным, его статуи были квадратными знаками , канон Лисиппа был более стройным, менее мясистым.
  6. ^ Плиний Старший. «XXXIV 65». Естественная история . цитируется в Вальдштейне (1879 г.)
  7. ^ Джордж Редфорд, FRCS . «Лисипп и македонское искусство». Руководство по древней скульптуре: египетско-ассирийско-греко-римское (PDF) . п. 193.
  8. ^ Уолтер Вудберн Хайд (1921). Памятники олимпийскому победителю и греческое спортивное искусство . Вашингтон: Институт Карнеги в Вашингтоне. п. 136.
  9. ^ «Геркулес: Влияние произведений Лисиппа» . Париж: Лувр . Проверено 4 октября 2020 г. В четвертом веке до нашей эры Лисипп составил канон пропорций для более вытянутой фигуры, чем тот, который определил Поликлет в предыдущем веке. По мнению Лисиппа, высота головы должна составлять одну восьмую высоты тела, а не одну седьмую, как рекомендовал Поликлет.
  10. ^ Плутарх , Жизнь Александра, iv
  11. ^ Перевод взят из К. Остина и Дж. Бастианини, Posidippi Pellaei quae supersunt omnia , Милан, 2002, стр. 89.
  12. ^ Перевод взят из издания Леба В. Р. Пэтона, Греческая антология V , Кембридж, Массачусетс, 1918, стр. 227.
  13. «В поисках Александра» В каталоге выставки 1976 года иллюстрируется несколько примеров и прослеживается развитие этого типа.
  14. ^ Фрел, Иржи (1982). Бронза Гетти . Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. п. 1. ISBN  0-89236-039-9 .
  15. ^ Фрел, Иржи (1982). Бронза Гетти . Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. стр. 7–29. ISBN  0-89236-039-9 .
  16. ^ «Лисипп: древнегреческий скульптор, биография» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 19 ноября 2015 г.
  17. ^ «Геркулес» . Лувр.fr. ​Проверено 4 октября 2020 г. По мнению Лисиппа, высота головы должна составлять одну восьмую высоты тела, а не одну седьмую, как Поликлет . рекомендовал

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гарднер, П. 1905. «Апоксимен Лисиппа», JHS 25 : 234–59.
  • Сервинт, Н. 1996. «Лисипп», в «Словаре искусства», том. 19: 852–54.
  • Стюарт, А.Ф. 1983. «Лисипп и эллинистическая скульптура», AJA 87 :262.
  • Вермюль, CC 1975. «Утомленный Геракл Лисиппский», AJA 79 :323–32.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0008fbb905f097384fec3b12d1113a41__1719164760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/41/0008fbb905f097384fec3b12d1113a41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lysippos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)