Лисипп
Лисипп | |
---|---|
![]() Голова Геракла в каусии ; Римская мраморная копия (135–150 гг. н. э.) с греческого оригинала (330–310 гг. До н. э.), приписываемая Лисиппу. Музей Прадо , Мадрид , Испания . | |
Рожденный | в. 390 г. до н.э. |
Умер | в. 300 г. до н.э. (около 90 лет) Сикион, Греция |
Занятие | скульптор |
Родственники | Лисистрат (брат) |
Лисипп ( / l aɪ ˈ s ɪ p ɒ s / ; греческий : Λύσιππος ) [1] был греческим скульптором IV века до нашей эры. Вместе со Скопасом и Праксителем он считается одним из трёх величайших скульпторов классической греческой эпохи, осуществивших переход в эллинистический период . Проблемы возникают при изучении Лисиппа из-за сложности определения его стиля в сохранившихся копиях. У него была не только большая мастерская и множество учеников в ближайшем окружении, но и [2] но предполагается, что существовал рынок копий его работ, поставляемых извне его круга, как при его жизни, так и позже, в эллинистический и римский периоды. [3] году . С ним была связана бронза «Победоносная молодежь» или «Гетти», которая появилась примерно в 1972
Биография
[ редактировать ]Лисипп родился в Сикионе занимался бронзой около 390 г. до н.э. и в юности . Он сам научился искусству скульптуры, позже став главой школы Аргоса и Сикиона. По словам Плиния, он создал более 1500 работ, все из бронзы. Комментаторы отметили его изящество и элегантность, а также симметрию или последовательный баланс его фигур, которые были более стройными, чем идеал, представленный Поликлетом, и с пропорционально меньшими головами, что создавало впечатление большего роста. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах.
Его ученик Харес из Линдоса построил Колосс Родосский , одно из семи чудес древнего мира . Поскольку этой статуи сегодня не существует, продолжаются споры о том, были ли ее части отлиты из бронзы или отлиты из листовой бронзы.

Карьера и наследие
[ редактировать ]Лисипп был преемником современного скульптора Поликлета . Среди приписываемых ему работ — так называемые « Кони Святого Марка» , «Эрос, натягивающий лук» (различные копии которых существуют, лучшие из которых находятся в Британском музее ), «Агиас» (известный благодаря мраморной копии, найденной и сохранившейся в Дельфах ), подобные Маслолейке ( Дрезден и Мюнхен ), Фарнезскому Геркулесу (который первоначально помещался в Термах Каракаллы , хотя сохранившаяся мраморная копия лежит в Национальном археологическом музее Неаполя ) и Апоксиомену (или Скребку , известному по римской мраморной копии в музеи Ватикана ). Лисипп также славился своими бронзовыми колоссальными скульптурами Зевса высотой 17 метров и Геракла семиметровым сидящим, оба из города Тараса . Единственная сохранившаяся версия одной такой статуи — римская копия « Утомленного Геракла» (Фарнезе Геркулеса) работы Гликона. [4] с мощной мускулатурой, типичной для Рима начала третьего века.
Канон Лисиппа
[ редактировать ]Лисипп разработал более изящный стиль, чем его предшественник Поликлет , и он стал известен как Канон Лисиппа . [5] В своей «Естественной истории » Плиний Старший новый канон писал, что Лисипп ввёл в искусство : сделав головы меньшими, чем у древних, тела стройнее и суше, благодаря чему высота знаков стала казаться большей, [6] [а] что означает «канон телесных пропорций, существенно отличающийся от канона Поликлета». [8] Лисиппу приписывают создание « высотой в восемь голов » канона пропорций тела . [9]
Лисипп и Александр
[ редактировать ]
При жизни Лисипп был личным скульптором Александра Великого ; действительно, он был единственным художником, которого завоеватель счел нужным представлять его. [10] Эпиграмма Посидиппа , ранее известная только из Антологии Планудов (APl 119), но также найденная на недавно обнаруженном Миланском папирусе (65 Остин-Бастианини), черпает вдохновение из бронзового портрета Александра:
Лисипп, сикионский скульптор, смелая рука,
хитрый мастер, огонь во взгляде меди,
который ты сделал в образе Александра. Ни в коем случае нельзя винить
Персы : скоту можно простить то , что он бежал перед львом. [11]
Аналогично эпиграмма Асклепиада (APl 120):
Лисипп моделировал смелость Александра и всю его форму.
Как велика сила этой бронзы! Наглый король
кажется, смотрит на Зевса и собирается сказать:
«Я ставлю Землю под свои ноги; ты, Зевс, владеешь Олимпом». [12]
Лисиппу приписывают стандартное изображение вдохновенного богоподобного Александра с растрепанными волосами и приоткрытыми губами, смотрящего вверх. [13] в так называемом «лисипповом взгляде». Один прекрасный пример, ранняя имперская римская копия, найденная в Тиволи , хранится в Лувре .
Победоносная молодежь
[ редактировать ]
В 1972 году « Победоносная молодежь» , «Бронза Гетти», или «Атлета ди Фано» для итальянцев, была обнаружена и по настоянию Пола Гетти куплена Музеем Гетти . Бронзу вытащили из моря и восстановили. Из-за степени коррозии и толстого слоя инкрустации, которым была покрыта статуя, когда ее нашли, можно предположить, что она находилась под водой в течение многих столетий. Это неудивительно, поскольку большинство классических бронзовых статуй, найденных археологами, были выловлены из Средиземного моря. Нередко во время кораблекрушения на борту находилось что-то столь ценное, как скульптура. Без какой-либо возможности их найти или вернуть, эти части остались лежать на дне океана на протяжении веков. Повреждающую коррозию можно удалить путем механической очистки поверхностей скальпелем. [15]
Некоторые полагают, что Гетти-Бронза является работой Лисиппа или, по крайней мере, копией, поскольку детали на ней соответствуют его стилю работы и его канону пропорций . Работы Лисиппа описываются в древних источниках как натуралистические, с тонкими и часто удлиненными пропорциями, часто с преувеличенными чертами лица. [16] У изображенных в произведениях Лисиппа головы были меньше, чем у его наставника Поликлета, потому что он использовал шкалу от одного до восьми для головы и общей высоты тела. [17]
См. также
[ редактировать ]
- Лисистрат , еще один греческий скульптор.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Латинизированный Лисипп ( / l aɪ ˈ s ɪ p ə s / ) сегодня используется реже, даже в английском языке.
- ↑ По словам Плиния , его сын Евтиктат работал в его стиле, а в следующем поколении Тисикрат создавал скульптуры, которые едва ли можно было отличить от его. ( Естественная история , xxxiv. 61–67).
- ^ Вновь открытый Агиас , посвященный Даохом в Дельфах , представлял собой современную мраморную копию бронзы. Оригинал находился в Фарсале в Фессалии .
- ^ Стокстад, Мэрилин. История искусств: Древнее искусство. Прентис Холл, 2011.
- ^ Чарльз Вальдштейн, доктор философии. (17 декабря 1879 г.). Пракситель и Гермес с младенцем Дионисом из Герайона в Олимпии (PDF) . п. 18.
Канон Поликлета был тяжелым и квадратным, его статуи были квадратными знаками , канон Лисиппа был более стройным, менее мясистым.
- ^ Плиний Старший. «XXXIV 65». Естественная история . цитируется в Вальдштейне (1879 г.)
- ^ Джордж Редфорд, FRCS . «Лисипп и македонское искусство». Руководство по древней скульптуре: египетско-ассирийско-греко-римское (PDF) . п. 193.
- ^ Уолтер Вудберн Хайд (1921). Памятники олимпийскому победителю и греческое спортивное искусство . Вашингтон: Институт Карнеги в Вашингтоне. п. 136.
- ^ «Геркулес: Влияние произведений Лисиппа» . Париж: Лувр . Проверено 4 октября 2020 г.
В четвертом веке до нашей эры Лисипп составил канон пропорций для более вытянутой фигуры, чем тот, который определил Поликлет в предыдущем веке. По мнению Лисиппа, высота головы должна составлять одну восьмую высоты тела, а не одну седьмую, как рекомендовал Поликлет.
- ^ Плутарх , Жизнь Александра, iv
- ^ Перевод взят из К. Остина и Дж. Бастианини, Posidippi Pellaei quae supersunt omnia , Милан, 2002, стр. 89.
- ^ Перевод взят из издания Леба В. Р. Пэтона, Греческая антология V , Кембридж, Массачусетс, 1918, стр. 227.
- ↑ «В поисках Александра» В каталоге выставки 1976 года иллюстрируется несколько примеров и прослеживается развитие этого типа.
- ^ Фрел, Иржи (1982). Бронза Гетти . Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. п. 1. ISBN 0-89236-039-9 .
- ^ Фрел, Иржи (1982). Бронза Гетти . Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. стр. 7–29. ISBN 0-89236-039-9 .
- ^ «Лисипп: древнегреческий скульптор, биография» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ «Геркулес» . Лувр.fr. Проверено 4 октября 2020 г.
По мнению Лисиппа, высота головы должна составлять одну восьмую высоты тела, а не одну седьмую, как Поликлет . рекомендовал
Ссылки
[ редактировать ]- А. Ф. Стюарт, «Исследования лисиппана» 2. Агиас и маслолив» Американский журнал археологии 82.3 (лето 1978 г.), стр. 301–313.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Гарднер, П. 1905. «Апоксимен Лисиппа», JHS 25 : 234–59.
- Сервинт, Н. 1996. «Лисипп», в «Словаре искусства», том. 19: 852–54.
- Стюарт, А.Ф. 1983. «Лисипп и эллинистическая скульптура», AJA 87 :262.
- Вермюль, CC 1975. «Утомленный Геракл Лисиппский», AJA 79 :323–32.